Зрр у детей симптомы лечение

Отставание ребенка в освоении речевых навыков по сравнению с большинством сверстников должно вызывать беспокойство родителей, поскольку это может свидетельствовать о наличии патологий нервной системы и психики. Но даже если причины отсутствия связной речи у трехлетнего малыша безобидны и не связаны с органическими поражениями головного мозга и нервов, необходимо «разговорить» его как можно скорее. Ведь с помощью речи малыш познает мир и развивается интеллектуально, а задержка речевого развития у детей неизбежно влечет за собой отставание в умственном и психическом развитии.

Зрр у детей симптомы лечение

Симптомы ЗРР

Чтобы понять, имеет ли место задержка речи у ребенка, нужно знать возрастные нормы. Они таковы:

  1. Уже начиная с полутора–двух месяцев, младенец должен гулить — издавать негромкие протяжные звуки, отличные от плача.
  2. Примерно в 4–5 месяцев гуление сменяется лепетом — вначале однообразными, а затем и различными повторяемыми слогами, которыми младенец выражает свои желания и эмоции, «общается» со взрослыми.
  3. В возрасте 7–8 месяцев лепет оформляется в лепетные слова, которыми младенец называет различные предметы, людей, действия. Часть из них — правильные, например, «ма-ма», «дай», а другие свойственны только для речи маленьких детей — «ам-ам», «ту-ту» и т. п.
  4. С девятимесячного до годовалого возраста в лексиконе малыша уже должны появиться первые простые слова «мама», «папа», «ляля», «киса» и т. д. Обычно у девочек они появляются на 1–2 месяца раньше, чем у мальчиков.
  5. В один год нормально развивающийся малыш понимает обращенный к нему разговор, знает названия окружающих предметов и может их указать (импрессивная речь), произносит около 10 простых слов.
  6. В возрасте 18–20 месяцев обычно происходит «лексический взрыв» — словарный запас малыша резко возрастает, он начинает произносить слова, которые понимал, но не мог воспроизвести. Если этого не происходит, то это говорит о задержке экспрессивной речи.
  7. В 2–2,5 года у малыша должна сформироваться фразовая речь, он должен говорить предложениями из 3–4 слов.
  8. К трехлетнему возрасту детишки должны иметь в словарном запасе 500–800 слов и самостоятельно строить из них фразы. Часто в этом возрасте малыши придумывают собственные слова по законам своего языка — «пальчатки» вместо перчатки, «крутилятор» вместо вентилятор и т. п.
  9. Дети без задержки развития речи в 4 года обычно используют в разговоре не менее 1–1,5 тысячи слов.

Задержка речевого развития — это отставание от верхних границ вышеперечисленных норм не менее чем на 4 месяцев — для мальчиков и 2 месяца — для девочек.

Причины ЗРР у детей

Отставание в речевом развитии может быть обусловлено целым рядом причин, которые можно разделить на две категории:

  • медицинские причины ЗРР у ребенка, связанные с патологиями головного мозга и другими заболеваниями, например, плохим слухом;
  • социальные причины, связанные с недостатком общения.

Патологии развития головного мозга появляются вследствие:

  • генетических факторов;
  • пороков внутриутробного развития, вызванных инфекциями, стрессами и приемом лекарственных препаратов беременной;
  • родовых травм;
  • перенесенных в младенчестве инфекционных заболеваний.

Если малыш имеет проблемы со слухом, то это является серьезным препятствием к освоению речи, ведь она формируется посредством подражания. Важно выявить эту патологию как можно раньше, чтобы скорректировать слух или принять другие меры для обеспечения возможности нормального развития речи.

Симптомы ЗРР у детей, вызванные социальными факторами, бывают обусловлены:

  1. Педагогической запущенностью, когда социальные контакты резко ограничены и развитием ребенка никто не занимается. Крайним проявлением педагогической запущенности являются дети-«маугли».
  2. Сменой языковой среды, когда вокруг малыша общаются на разных языках. Такие ситуации требуют от родителей особого внимания к речевому развитию их сына или дочери.
  3. Гиперопекой, предвосхищающей все потребности малыша. В таких условиях стимул осваивать речь просто отсутствует.

К критическим периодам, когда диагноз ЗРР ставится чаще всего, относятся:

  • возраст от одного до двух лет, когда у малыша может быть диагностирована алалия (речь отсутствует или сильно недоразвита);
  • трехлетний возраст, для которого характерны такие нарушения, как отказ говорить — мутизм, а также появление заикания;
  • возраст 6–7 лет, когда повышен риск развития афазии — частичной или полной потери речевых навыков вследствие осложнений на мозг после перенесенных инфекционных заболеваний.

Какие бы причины ни вызвали ЗРР у детей, важно, чтобы они как можно раньше были выявлены. Чем скорее речевым развитием ребенка займутся специалисты, тем проще достичь хороших результатов в освоении импрессивной и экспрессивной речи.

Диагностика

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится комплексная диагностика нарушений речи у детей, включающая обследование у таких специалистов, как невролог, логопед, нейропсихолог. При наличии показаний маленькие пациенты проходят УЗИ и ЭЭГ, которые в совокупности с другими диагностическими методами позволяют поставить точный диагноз.

Обследование поможет развеять страхи родителей относительно умственной неполноценности ребенка или наличия тяжелых нервно-психических заболеваний. А если они все же будут выявлены, то ранняя диагностика позволит своевременно назначить лечение, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.

Но чаще всего причины ЗРР легко поддаются коррекции, и после проведения терапии и курса физиотерапевтических процедур, а также систематических занятий с логопедом, психологом и родителями детишки в развитии речи быстро догоняют своих сверстников.

Лечение ЗРР у детей

После установления диагноза для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения, который может включать в себя такие эффективные методики, как:

  • мануальная терапия;
  • массаж;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Эти процедуры позволяют активизировать участки мозга, отвечающие за речевое развитие, благодаря чему обучающие занятия, которые проходят в игровой форме, дают гораздо более ощутимые результаты. Специалисты нашего Центра помогут установить, есть ли ЗРР у ребенка, определят ее причины и сделают все возможное для овладения малышом связной и правильной речи.

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».

В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.

В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.

К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Симптомы

Родители должны забеспокоиться, если малыш:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту.

Причины

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого. Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха; недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; нарушения зрения; поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте); травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры); алкоголизм родителей; наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Лечение

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств может включать лекарственную терапию. Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.

Задержка речевого развития может касаться как нарушений экспрессивной речи (ребенок испытывает трудности в произношении отдельных звуков, фраз или некоторых слов), так и патологий рецептивной речи (ребенок, не имея нарушений физического слуха, с трудом воспринимает и понимает речь других людей на слух). Очень важно, чтобы при обнаружении первых симптомов ЗРР, родители не игнорировали проблему, а обратились за помощью к специалисту.

Задержка речевого и психического развития может начать проявляться уже в перввые месяцы жизни ребенка, однако, диагностировать ЗРР можно только в возрасте от 2-х лет. Выделяют следующие симптомы ЗРР у детей (2-лет):

  • при общении ребенок использует всего несколько слов (при номе от 50 до 100 слов для этого возраста);
  • ребенок не проявляет интерес к новым словам и не повторяет их;
  • ребенок испытывает трудности при составлении коротких фраз из 2 слов;
  • ребенку тяжело дается восприятие речи взрослых, он не понимает и не выполняет просьбы родителей;
  • ребенок не знает как называются части его тела, а также не знает название окружающих предметов;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Задержка речевого развития (3-6 лет) имеет место быть, если:

  • речь ребенка невнятная и непонятная даже для родителей;
  • темп речи ребенка ускорен, при разговоре он «проглатывает» окончания слов;
  • темп речи ребенка замедлен, при разговоре малыш растягивает слова;
  • ребенок испытывает трудности в построении простых предложений из 3 слов;
  • ребенку тяжело понимать и воспринимать простые рассказы, касающиеся недавних событий или чего-то, что будет в будущем;
  • речь ребенка содержит ошибки: используются неправильные падежи, род, число.

Специалисты в области логопедии выделяют и более тревожные симптомы, при которых ребенок в возрасте от 3 лет, строит свою речь в основном фразами из мультфильмов, сказок, или зеркально повторяет речь родителей, при этом практически не строит собственные предложения. Такие симптомы говорят о возможной задержки психоречевого развития у детей.

Поставили диагноз ЗРР. Что делать?

Задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития у детей — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме (нарушения функций нервной системы, генетические отклонения или психические расстройства).

Первое, что должны знать родители — провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, сурдолога, отоларинголога, дефектолога и психолога.

Рассмотрим возможные причины возникновения нарушений нормального становления речи у детей:

  • тяжелые роды;
  • родовые травмы;
  • неправильное развитие мускулатуры лица и рта;
  • проблемы с физическим слухом;
  • болезни, перенесенные в раннем детстве;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность к подобным патологиям;
  • наличие психических расстройств у родителей;
  • наличие физических или психологических травм.

Кроме того, к развитию подобных речевых отклонений могут привести такие факторы, как конфликтные или безразличные отношения родственников в семье, а также невостребованность речи (депривация), когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна.

Лечение задержки речевого развития

Коррекция задержки речевого развития у детей носит комплексный характер. Специалисты Первого детского медицинского центра подберут наиболее оптимальную программу лечения.

Коррекция ЗРР включает в себя:

  • индивидуальные логопедические занятия с ребенком;
  • логоритмику;
  • занятия, направленные на развитие сенсорных, кинестетических и речевых навыков.

В случае необходимости, врач-невролог может назначить медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, массаж. Коррекционная работа над задержкой речевого развития может включать в себя семейно-родительские консультации, способствующие выявлению каких-либо важных факторов, оказывающих влияние на ребенка.

Программы лечения детей с задержкой речевого развития в Первом детском медицинском центре предполагают не только классический логопедический подход, но и применение современных творческих и двигательных методик.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

  • Heйpoциpкулятopнaя диcтoния
  • Вегетососудистая дистония ВСД
  • Транслингвальная нейростимуляция
  • Биоакустическая коррекция
  • Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП
  • Солярная микрополяризация
  • Трансвертебральная микрополяризация
  • Занятия на мелкую моторику
  • Логопедический массаж
  • Мозжечковая стимуляция
  • Лечебный массаж (медицинский массаж)
  • Лечебная физкультура

Зрр у детей симптомы лечение

Это более позднее в сравнении с нормой овладение ребенком устной речью в возрасте до 3 лет.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.
Любые отклонения и отставания рождают ненужные комплексы и сложности.

Когда родители начинают замечать заметное отставание своего ребенка от сверстников, они зачастую ведут ребенка к логопеду и в этом их существенная ошибка. Логопед корректирующий речевые навыки работает со следствиями, а вот причинами задержки речевого и психического развития являются патология ЦНС, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии являются предметом работы врача невролога.

Лечение задержки речевого развития

Для начала лечения ЗРР необходимо точно установить его причину.
Диагностика задержки речевого развития осуществляется следующими специалистами: педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр, логопед, детский психолог.
Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка на исследования соответствующего профиля: электроэнцефалограмма ЭЭГ, магнитно-резонансная томография мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

После диагностики задержки речевого развития, врач определяется с курсом терапии.
В большинстве случаев лечение ЗРР комплексное — медикаментозная терапия, физиотерапия — биоакустическая коррекция (БАК), транскраниальная микрополяризация (ТКМП), занятия с логопедом. Очень важно в коррекции ЗРР участие родителей.

Использование при лечении ЗРР метода биоакустической коррекции и транскраниальной микрополяризации способствует развитию речевых функций малыша, речь ребенка становиться более понятной, появляются новые звуки и слова, он лучше воспринимает и понимает речь, обращенную к нему. Так же повышается внимательность ребенка, интерес к обучению, он становится более выносливым.

Симптомы

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков.
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее.
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки.
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей.
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Причины

  • Проблемы со структурой языка или нёба, например короткая уздечка.
  • Ушные инфекции, особенно – хронические.
  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы.
  • Повышенное внутричерепное давление у ребенка.
  • Дислексия в результате генетической предрасположенности.
  • Психические расстройства.
  • Физические травмы.
  • Заболевания головного мозга.
  • Недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Профилактика

Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.

Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.

Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда — нет.

Найти ближайшую к вам клинику

Клиника на Невской

Клиника на Ангарской

Клиника на Кубанской

Заполните форму обратной связи и наши
операторы свяжутся с Вами

Зрр у детей симптомы лечение

Зрр у детей симптомы лечение

Зрр у детей симптомы лечение

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед»). Пересылая в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.

Задержка темпов речевого развития – это временная задержка темпов развития речи у ребенка по сравнению с большинством его сверстников.

Данный вид речевой задержки характеризуется следующими проявлениями:

  1. высокий уровень понимания обращенной к ребенку речи. Выполнение предложенных заданий свидетельствуют о том, насколько адекватно ребенок воспринимает обращенные к нему слова. К примеру, двухлетний малыш хорошо понимает просьбы принести игрушку, подойти, присесть или показать предмет на картинке. Один из показателей – стойкая реакция на произносимое кем-то имя малыша. Ребенок поворачивает голову, когда его зовут по имени, в том числе и шепотом, из-за укрытия, закрыв лицо книжкой. Трехлетний малыш понимает более уточненные задания. Он выполняет просьбы о том, чтобы он усадил мишку за стул, около окна, под стол и т.д. Такой малыш по просьбе взрослых может принести указанную вещь из другой комнаты, демонстрирует действия, показывает на картинке процесс (кот догоняет мышку);
  2. у ребенка проявляется хорошее слуховое восприятие. Он точно узнает и определяет окружающие его звуки, называет их, указывает источник возникновения. Ребенок узнает подражание животным, определяет голоса людей, показывает предмет на картинке по просьбе взрослого;
  3. часто подобную задержку провоцируют соматические заболевания и другие вредоносные факторы в развитии ребенка. Это может быть слабость, частая госпитализация некорректные методы воспитания, семейные конфликты, стрессы;
  4. высокий уровень познавательной активности, выраженный в интересе к окружающему миру, предметам, событиям и людям. Если ребенок не может получить желаемую информацию с помощью просьбы, он использует другие способы. Малыш подводит взрослого к интересующему предмету, показывает пальцем, дает понять желаемое мимикой, интонациями;
  5. ребенок активно использует другие способы для общения. Для того чтобы вступить в общение, ребенок применяет всякие доступные для него способы: тянет за одежду, подает звуковые сигналы, использует мимику, поворачивает лицо взрослого к себе, использует особую интонацию при вокализации.

Дети, у которых наблюдается задержка речевого развития, часто начинают говорить спонтанно сразу в короткий временной период, при чем этому не предшествуют специальные упражнения или обучение. Далее речь у таких детей развивается гармонично и правильно. Это явление называется «языковым взрывом». Оно характеризуется резким переходом от использования небольшого количества слов до значительного увеличения словарного запаса ребенка и его активного использования. Чаще всего такой резкий скачок происходит в летний период. Это связано с тем, что организм ребенка становится крепче и здоровее.

Однако некоторым детям все-таки необходим некий толчок, который побудит их к началу активного использования речевых функций. Это может быть посещение групп для общения и игры со сверстниками, которая происходит при активном использовании слов. Кроме этого, можно пройти курс занятий у логопеда, который направит все усилия на развитие речи у малыша. Важным моментом является консультация у специалиста, во время которой можно будет выяснить, как можно преодолеть речевую задержку у ребенка.

Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы. Формулировка «задержка речевого развития речи» или сокращенно «ЗРР» подразумевает широкий спектр расстройств развития речи, возникающих по разным причинам. Однако, этот диагноз – не самостоятельное заболевание, он предполагает дисфункцию определенных структур мозга или их асинхронное развитие, а так же парциальную несформированность отдельных компонентов познавательной деятельности, в частности, речи. Например, у половины детей с данным диагнозом наблюдаются клинические симптомы, свидетельствующие о незрелости подкорковых структур мозга.

Заключение о данном речевом расстройстве может быть вынесено нейропсихологом или логопедом до 3-4 лет, а далее считается неправомерным и переформулируется в более конкретный диагноз: речевой (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.д.) или связанный, в первую очередь, с нарушением неречевых функций (РАС, СДВГ, ММД и т.д.).

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии познавательных процессов и высших психических функций (пространственного восприятия, зрительного, слухового, внимания, памяти, особенностях мышления), по этой причине ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто сочетаются у детей и называются ЗПРР (задержкой психо-речевого развития).

Задержка речевого развития характеризуется отставанием развития всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексического и грамматического строя речи, фразовой речи к 2 годам и связной речи – к 3.

Узнайте, как справиться с ЗРР

Диагностика логопеда в ЦНС

от 15 лет опыта

Специалисты ЦНС

Признаки явной задержки развития речи у ребенка

  • неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
  • отсутствие комплекса оживления;
  • отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
  • постепенное угасание лепета у младенца;
  • ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
  • существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
  • отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
  • нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
  • ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
  • задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
  • ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
  • дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.

Нормы развития речи

Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:

  • Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
  • В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
  • 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
  • 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
  • После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
  • С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
  • В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
  • Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
  • 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
  • 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

Задержка речевого развития (ЗРР) — темповое отставание от возрастных нормативов речевого развития у детей.

Диагноз «задержка речевого развития», как правило, ставят детям в возрасте до 3,5-х лет. Речь таких детей развивается с отклонениями от нормы, но механизмы и особенности их речевых нарушений еще не ясны. Понятие «задержка речевого развития» может включать в себя разные виды речевой патологии в детском возрасте как функционального, так и органического происхождения (алалия, дисфазия).

Причины

Причинами задержек речевого развития могут быть:

  • Вредоносные воздействия на нервную систему ребенка (осложнения при беременности и родах, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, нарушения обмена веществ и т.д.).
  • Генетически обусловленные нарушения развития.
  • Педагогическая запущенность.
  • Особенности развития детей при некоторых неврологических, психиатрических и соматических заболеваниях.
  • Вместе с этим, задержка речевого развития может быть вариантом нормативного развития ребенка, при котором наблюдается определенное отставание формирования компонентов речевой системы. Такое отставание не является критичным и легко преодолевается при подборе адекватной программы занятий.

Диагностика

В виду того, что причинами задержек речевого развития могут быть те, или иные заболевания, родителям, чьи дети имеют диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)», следует обратиться к неврологу. Для уточнения диагноза, определения качества речевого нарушения, причин этого нарушения и составления комплексной программы развивающего обучения невролог может направить к логопеду или нейропсихологу.

В случае выявления симптомов неврологических нарушений, невролог может назначить дополнительные методы (функциональной) диагностики — ЭЭГ, УЗДГ. По необходимости методика вызванных потенциалов.

Лечение

После комплексной междисциплинарной диагностики, сбора анамнеза и определения причин задержки, для ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, включающий все необходимые мероприятия.

В ряде случаев, на ряду с логопедическими занятиями, ребенку требуется пройти курс остеопатического лечения (для улучшения мозгового кровообращения), курс массажа, мануальной терапии и лечение по методике Транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), курс нейропсихологической коррекции (для развития высших психических функций, участвующих в обеспечении речевых процессов).

Подобный комплексный подход к решению проблем, связанных с развитием речи позволяет максимально улучшить работу головного мозга, нервной системы и организма в целом, что даст ребенку необходимые возможности для усвоения речевых навыков и ускорит процесс развития.

Речь является одним из важнейших средств общения ребенка с окружающим миром. К сожалению, частой проблемой оказываются ситуации, при которых речевое развитие ребенка запаздывает — задержка речевого развития.

Когда надо беспокоиться родителям и что должно их насторожить?
Ниже мы упоминаем те основные признаки значительных нарушений речевого развития («красные флажки») . При наличии, хотя бы одно из них следует обратиться к врачу.

Наиболее частыми причинами задержек речевого развития являются проблемы в течение беременности и родов (гипоксия плода (недостаток кислорода), внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы). Кроме этого патологическую роль могут играть наследственные заболевания, снижение слуха, отсутствие общения с ребенком (социальная депривация).

Одним из наиболее частых видов задержек речевого развития является алалия (от греч.: «a» — отрицание и «lalio» — говорю, речь; переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы. Причинами алалии чаще всего являются заболевания периода беременности и родов, приводящие к повреждению речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, выделяют моторную (экспрессивную) алалию, характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании чужой речи, и сенсорную (импрессивную) алалию, при которой в первую очередь нарушено понимание речи. Часто смешанная встречаетсясенсо-моторная алалия. Ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой), не может найти правильную последовательность звуков в слове. Словарной запас у детей с алалией развивается медленно. В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Моторная алалия часто сочетается с общей моторной неловкостью, неуклюжестью, гиперактивностью, расторможенностью или заторможенностью.

Лечение задержек речевого развития должно быть комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды, психологи. Важно избежать речевого негативизма т.е нежелания общаться с помощью речи. Эту задачу родители и воспитатели логопедических групп детского сада должны решать, создавая интересные игровые ситуации и привлекая его к совместной деятельности (рисованию, лепке и т.д.). Эффективным является вызывание как речевого, так и двигательного подражания. Родители должны поощрять любые речевые проявления у детей: подражание животным, музыкальным инструментам и т.д. Необходима эмоциональная поддержка и поощрение проявлений речевой активности ребенка.

У родителей, а иногда и у специалистов, бытует ошибочное мнение о ведущей роли травмы шейного отдела позвоночника, «нестабильности шейного отдела позвоночника» в происхождении речевой патологии. В связи с этим возникают неоправданные назначения: массаж шеи, мануальная терапия, электрофорез воротниковой зоны и т.д.

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты. Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением действия их является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач — невролог. В Центре поведенческой неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) разработан способ лечения алалий с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Проведенные нами в Институте мозга человека исследования показали, что положительная динамика после курса ТКМП у детей с речевыми нарушениями отмечалась почти в 65% случаев. После курса отмечалось увеличение объема активного словаря, увеличение количества слов в фразе, улучшение лексико-грамматического строя речи, понимания обращенной речи.
Применение ТКМП позволяет создать почву для повышения эффективности использования логопедической и дефектологической коррекции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector