Если объяснять простым языком, то задержка речевого развития – это отклонение от общепринятых норм формирования речи у детей. Характерные черты ЗРР – качественный и количественный дефицит словаря, отсутствие экспрессивной, связной речи у ребенка к трем годам. Эти признаки встречаются примерно у 10 малышей из ста, у мальчиков – в 4 раза чаще.
Самое важное о речи ребенка
Речь — это не просто способ коммуникации, это, прежде всего, показатель психического развития. Нарушения речевого процесса препятствуют нормальному обучению и адаптации малыша в социуме. И, как следствие, они могут стать причиной тяжелых, а иногда необратимых дефектов в развитии ребенка как личности.
Устная речь и процессы мышления функционируют в тесном тандеме, поэтому задержка развития одного неизменно приводит к торможению другого. ЗРР становится причиной отставания мыслительных операций, поэтому детки перестают испытывать потребность в общении и стараются заменить его другими более простыми способами взаимодействия. Чаще всего, это крики, плач, агрессия.
При отсутствии своевременной профессиональной помощи ЗРР приводит к алалии, недоразвитию устной речи или полному безречию. Полноценное общение со сверстниками и взрослыми невозможно, а процесс обучения и социализации будет проходить медленно и с титаническими усилиями.
Группа риска
- Недоношенные детки
- Малыши с явными и неявными психическими нарушениями
- Инфекционные заболевания, вирусы, наследственность
- Сложный акушерский анамнез – гипоксия новорожденного, асфиксия
- Осложнения после прививок
- Родовые травмы и перинатальные нарушения
- Тугоухость
- Синдром Дауна, детский церебральный паралич, мозговая дисфункция
На что обратить внимание?
Бить тревогу нужно сразу же, как только вы замечаете следующие признаки ЗРР у ребенка:
- Проблемы в доречевом периоде – малыш издает мало звуков, отсутствует детское гуление, звуки однотипные и редкие.
- У годовалого ребенка нет реакции на окружающие звуки и речь.
- Попытки повторить чужие слова в 1,5 лет неактивные или полностью отсутствуют.
- В полтора-два года малыш не способен выполнить озвученное простое задание – принести, показать и т.д.
- В 2,5-3 года ребенок не может соединить несколько слов в короткие фразы.
- Отсутствие речи в три года и активное использование мимики, отдельных звуков, жестов как основных средств коммуникации.
Если вы заметили признаки отставания речи, не ждите чуда – обращайтесь к специалистам немедленно. Не слушайте «добрых» соседей и знакомых, у которых племянники-внуки-крестники «заговорили в 5 лет целыми предложениями и рассказали наизусть сказки Пушкина». Эти случаи – уникальны. Проблемы с развитием речи без своевременного вмешательства специалистов остаются у деток в школе, а в самых тяжелых случаях – всю жизнь.
К кому обращаться?
Одним посещением логопеда здесь не обойтись. Нужен комплексный профессиональный подход, слаженная работа специалистов сразу по нескольким направлениям. Детский отоларинголог, психиатр, логопед, психолог, невролог, дефектолог, педиатр, очень часто реабилитолог – это команда, которая будет диагностировать, подбирать методики терапии и контролировать весь процесс реабилитации детей с ЗРР.
В нашем Центре работают узкоспециализированные врачи, которые практикуют современные европейские методики, имеют богатый практический опыт работы с клиническими случаями любого уровня сложности. Индивидуальный подход к каждому ребенку – фундамент, на котором основывается каждая реабилитационная программа, разработанная нашей командой.
Что могут делать родители для своего ребенка
- Контролируйте собственную речь. Она должна быть эмоциональной, выразительной, но не громкой и поспешной. Произносите сложные слова внятно.
- Как можно чаще обращайтесь к малышу, приглашайте его к диалогу на любые темы, выступайте инициатором разговора.
- Никогда не перебивайте речь ребенка, уважайте ее и слушайте с интересом и до конца.
- Старайтесь исправлять неправильно сказанные слова дозированно, на логопедических занятиях.
- Стимулируйте ребенка договаривать за вами неоконченные фразы – стишки, песенки.
- Читайте малышу сказки, желательно в одно и то же время. Обязательно включайте артистизм – читайте голосом лисы, медведя, зайца. Даже если ребенок плохо понимает устную речь, он будет воспринимать интонацию.
Физическая активность и речь
За развитие речи отвечает кора головного мозга и его подкорка, которая выполняет также функции координации движений. Благодаря этому ребенок осваивает ритм, который является базой для развития речевого аппарата. Физическая активность и ритмичные движения оказывают благотворное влияние на речь малыша, поэтому спортивные занятия должны стать неотъемлемой частью дневного распорядка.
В нашем Центре мы уделяем физическому развитию неврологических детей и пациентов с ЗРР особое внимание. Занятия ЛФК, массажи, микро-мануальная терапия, игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, общеукрепляющие упражнения на виброплатформе Галилео – все это в комплексе дает заметный результат.
Родители – наши главные помощники, поэтому мы стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Систематическое повторение упражнений дома помогает закрепить достигнутые со специалистами результаты. Мы рекомендуем:
- Обязательно играть с ребенком в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, перекатывание в ладошках мячиков и т.д.
- Заниматься видами спорта, которые помогают наладить гармоничную работу полушарий мозга – плавание, катание на роликах, велосипеде.
- Практиковать артикуляционные упражнения, приучать самостоятельно кушать ложкой (с 1 года). Почаще давайте малышам твердую пищу – яблоки, морковку, сухарики. Жевание развивает мышцы, которые участвуют в речевом процессе, и способствует психическому развитию.
- Обращать внимание на окружающие звуки – шум транспорта, голоса птиц и зверей. Это поможет развивать фонематический слух.
- Мотивировать ребенка повторять количество хлопков, угадывать источник звука, произносить слова с различной интонацией.
Каждая индивидуальная программа реабилитации детей с ЗРР, разработанная в нашем Центре, направлена на совершенствование биохимических процессов в частях мозга, которые отвечают за речевую активность и коммуникацию. Терапия включает логопедические занятия и массаж, электрорефлексотерапию и другие проверенные методики, которые в итоге дают результат:
- Увеличиваются качественные и количественные показатели словарного запаса
- В лексиконе детей появляются полноценные фразы и предложения
- Уменьшается чувствительность к резким звукам
- Улучшается координация и мышечный тонус
Начатая вовремя терапия, комплексный систематический подход и слаженная работа команды специалистов + родителей позволяют полностью избавиться от симптомов ЗРР и не допустить развития осложнений.
Задержка речевого развития (ЗРР) является частой причиной обращения родителей к неврологу. Темпы развития речи у каждого ребенка индивидуальны, часто связаны с генетической предрасположенностью к речевому толчку, зависят от перенесенной гипоксии в раннем возрасте и привязаны к социальному развитию малыша.
Причины задержки речевого развития
В большинстве случаев, задержка речевого развития определяется уже до 4-х лет, так как можно к этому возрасту можно наблюдать существенное отставание для данного возраста от речевой нормы. Причинами могут быть:
- Различные патологии внутриутробного развития: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственная предрасположенность, психические расстройства, заболевания ЦНС (центральной нервной системы) и другое;
- Инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни детей, недоразвитость мускулов рта и лица;
- Социальные факторы: психосоциальная депривация (лишение родительского внимания), гиперопека.
Симптомы ЗРР у детей
Cредние сроки становления речевой функции у детей приблизительно одинаковы. В возрасте 7-9 месяцев у младенца появляются неосознанные слоги (лепет), которые должны трансформироваться в осознанную речь (несколько слов) к 1 году. В 2 года словарный запас ребенка составляет 50-100 слов, появляются первые словосочетания из 2-3 слов. В 3 года объем слов нарастает до 250-300. В этом возрасте формируется фразовая речь из 5-6 слов, малыш может пересказать простой стишок. В дальнейшем формируется словарный запас, сохраняющийся на протяжении всей жизни. На базе речи начинают формироваться более сложные функции мозга — пересказ, письмо, чтение, необходимые в дальнейшей жизни человека.
При нарушении функции центра моторной речи ребенок все понимает, но не говорит, общается жестами, малым набором слов. Наблюдая за ребенком, важно учитывать как он взаимодействует со взрослым — выполняет просьбы, понимает нашу речь. Уже в возрасте 9-10 месяцев малыш по просьбе взрослого играет в «ладушки», танцует, машет «до свидания» и так далее. В 1 год он уже может показать части тела (глаза, нос, уши), знает домашних животных (кошку, собаку), пытается их озвучивать. Этому способствует развитие центра сенсорной речи (центр понимания речи) коры головного мозга.
В речевом развитии оба центра тесно связаны между собой и отражают психические функции организма. При поражении сенсорного центра речи нарушается коммуникация между ребенком и взрослым. Он может не понимать или частично понимать обращенную речь. Ввиду этого страдает выполнение поручений и просьб, вышеуказанные навыки ребенок не может продемонстрировать или выполняет ограниченно. Поражение одновременно 2х центров является признаком более грубого поражения головного мозга и требует углубленного дообследования для выяснения причин нарушений. Здесь, помимо неврологического обследования, необходимо привлечение смежных специалистов — психиатра, сурдолога, генетика.
Поставили диагноз ЗРР. Что делать?
Лечение задержки речевого развития у детей комплексное и включает в себя:
- Логопедическую помощь;
- Лекарственные препараты, стимулирующие центры речи и другие отделы мозга (центр чтения, письма, счета и др.);
- Массаж воротниковой зоны.
Коррекция задержки речевого развития включает также развитие тонкой мелкой моторики рук, так как данный центр анатомически расположен рядом с центром речи, и сложные движения пальцев рук приводят к распространению возбуждения в коре головного мозга от двигательного центра пальцев рук к центру моторной речи.
Лечебные курсы часто проводятся в несколько этапов в течение 1-1.5-2 лет в зависимости от глубины речевых расстройств. В большинстве случаев прогноз благоприятен.
Комплексное лечение задержки речевого развития у детей в РЦ «Здоровое детство».
Задержка речевого развития достаточно частая патология нервной системы в детском возрасте. Причин ЗРР большое множество, это и патология беременности и родов ( гипоксичекое, ишемическое, траваматическое повреждение нервной системы), стрессовые ситуации, испуги, хронические заболевания других органов и систем, травмы и др.
Проявляться ЗРР начинает уже в 1.5-2 г. В этот период особое значение имеет раннее выявление и начало лечения. Чем раньше начнется реабилитация, тем быстрее маленький пациент сможет общаться со своими родителями и окружающими. Степень ЗРР также бывает различная. Есть детки, у которых уже после первого курса «открывается» речь, а кому-то требуется время и более длительные курсы лечения.
В РЦ « Здоровое детство» подход к реабилитации детей с ЗРР комплексный и обязательно индивидуальный, подобранный в соответствии тяжести патологии и возраста ребенка. В нашем центре разработана схема лечения и наблюдения детей с данной патологией, состоящая из 4х основных блоков:
Физиотерпаевтиче ские, мануальные и рефлексотерапевт ические методики.
Психолого-логопе дическая коррекция
Специализированн ые аппаратные методики
Нейрометаболичес кая поддержка.
В первую очередь начинаем с физиотерапевтиче ских, мануальных и аппаратных методик, так как в раннем возрасте ( 1.5-2г) данные методы особо эффективны. Проверенные физиотерапевтиче ские методики являются неотъемлемой частью процесса лечения ЗРР. Самыми распространенным и методами являются ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, точечный массаж речевых зон, цветопунктура, транскраниальная микрополяризация ( ТКМП), транскраниальная магнитостимуляци я ( ТКМС), ВОКАСТИМ , магнитотерапия, парафинотерапия, амплипульс под корень языка и на кончики пальцев, БОС терапия ( биологически-обр атная связь). Использование мягких мануальных методов ( Кранио-сакральна я терапия, Остеопатия) позволяет снят мышечные блоки, зажатость шейного отдела позвоночника, что также может влиять на кровообращение головного мозга, а в результате и речевые функции. Иглорефлексотера пия и фармакопунктура мощный стимулирующий метод, который позволяет работать непосредственно с речевыми точками по всему телу.
Психолого-логоп едическая коррекция речевых нарушений является наиболее важным и одним из основных методов реабилитации детей с ЗРР после 2.5-3 лет. Грамотные и высоко-специализ ированные специалисты залог успеха в лечении данной патологии. Занятия проходят с логопедами-дефек тологами, нейропсихологами на развития мелкой моторики и стимуляцию речевых функций, постановку звуков. К дополнительным психологическим методам можно отнести анималотерапию ( канистерапия), что позволяет ребенку добиться для ребенка спокойствия и душевного равновесия.
Новейшие аппаратные методики, такие как ТОМАТИС терапия, ЛОГО+ позволяют в разы ускорить результаты лечения, позволяют логопедам и психологом индивидуально разрабатывать занятия для каждого маленького пациента. Томатис терапию проводит нейропсихолог на специальном аппарате Нейро-ухо, работая как индивидуально так и в группах. ЛОГО + ( прослушивание специальных нейро-мелодий) удобен в применении и позволяет ребенку проходить лечения не отвлекаясь от игр и других занятий.
Комплексное лечение ЗРР включающее в себя разные методики и методы позволяет минимизировать необходимость в масштабной медикаментозной терапии. Нейрометаболичес кие препараты безусловно назначаются врачом неврологом с учетом возраста и патологии ребенка.
Так же в центре помимо невролога, консультирование м детей с речевыми нарушениями занимается детский психиатр.
Совместное наблюдение, комплексное лечение, индивидуальный подход позволяют добиваться нам отличных результатов и дарить радость общения.
Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.