Задания, материалы и рекомендации учителей-дефектологов Центра в рамках дистанционного обучения
Для вас работают учителя-дефектологи:
Градова
Маргарита
Алексеевна
Гомоль
Марина
Александровна
Шебякина
Екатерина
Александровна
Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия М.А. Градовой:
Занятие с ребенком 3 лет ЗПР
Занятие с ребенком 3 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет ЗПР
Занятие для детей 4 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет с легкой УО
Занятие с ребенком 5 лет ЗПР
Занятие для детей 5 лет ТНР
Занятие с ребенком 6 лет с ЗПР
Занятие для младших школьников с легкой УО
Занятие с младшими школьниками по коррекции дисграфии
Консультация для родителей «Кинезиология – гимнастика для мозга»
Литература
Занятие с ребенком 3 лет ЗПР
Занятие с ребенком 3 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет ЗПР
Занятие для детей 4 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет с легкой УО
Занятие с ребенком 5 лет ЗПР
Занятие для детей 5 лет ТНР
Занятие с ребенком 6 лет с ЗПР
Занятие для младших школьников с легкой УО
Занятие с младшими школьниками по коррекции дисграфии
Консультация для родителей
«Как рассказать ребенку о Дне Победы»
Консультация для родителей
«Массаж биологически активных точек»
Литература
Занятие с ребенком 3 лет ЗПР
Занятие с ребенком 3 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет ЗПР
Занятие для детей 4 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет с легкой УО
Занятие с ребенком 5 лет ЗПР
Занятие для детей 5 лет ТНР
Занятие с ребенком 6 лет с ЗПР
Занятие для младших школьников с легкой УО
Занятие с младшими школьниками по коррекции дисграфии
Консультация для родителей
«Если ребенок отстает в развитии»
Литература
Занятие с ребенком 3 лет ЗПР
Занятие с ребенком 3 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет ЗПР
Занятие с ребенком 4 лет с легкой УО
Занятие с ребенком 5 лет ЗПР
Занятие для детей 5 лет ТНР
Занятие с ребенком 6 лет с ЗПР
Занятие для младших школьников с легкой УО
Занятие с младшими школьниками по коррекции дисграфии
Игры и упражнения по развитию внимания у дошкольников
Кинезиологические упражнения для дошкольников
Консультация для родителей «Как запомнить
графическое изображение цифр»
Литература
Занятие с ребенком 3 лет ЗПР
Занятие с ребенком 3 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет ЗПР
Занятие для детей 4 лет ТНР
Занятие с ребенком 4 лет с легкой УО
Занятие с ребенком 5 лет ЗПР
Занятие для детей 5 лет ТНР
Занятие с ребенком 6 лет с ЗПР
Занятие для младших школьников с легкой УО
Занятие с младшими школьниками по коррекции дисграфии
Консультация «Детская гимнастика для глаз»
Литература
Дистанционные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия М.А. Гомоль:
Автор: Рожкова Юлия Ивановна
Занятие 1. Формирование мыслительных операций «анализа» и «синтеза»
Упражнение 1. Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.
Упражнение 2. Игра «Что нарисовал художник». Детям раздаются предметные картинки, подобранные либо по лексическим темам (фрукты, игрушки) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем просто перечисляются его признаки, а дети отгадывают предмет.
Упражнение 3. «Картинки».
Детям предлагается составить сложные изображения из разрезных картинок. Например: собрать картину «пароход причаливает к пристани». Один ребёнок собирает из разрезных картинок пароход, другой – пристань. Затем изображения объединяются. Эту игру мы можем использовать для развития речи: выполнив задание, дети составляют предложение: «Пароход причаливает к пристани». Можно предложение распространить: «Красивый белый пароход причаливает к пристани».
Занятие 2. Формирование мыслительной операции «сравнение».
упражнение 1. «Найди игрушку». Ведущий расставляет игрушки в ряд, участнику необходимо найти одинаковые игрушки в группе. 2 вариант — В полотняный мешочек кладут несколько предметов, например, 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые.
Упражнение 2. «Различия». Первоначально, подбираются предметы, отличающиеся одним признаком (например, мячи разного цвета). Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками. Например, сравнивать два грузовика, отличающихся по размеру, цвету кабины и кузова; сравнивать двух кукол, отличающихся размером, цветом платья.
Например, детям предлагается сравнить:
· Ромашку и василёк;
· Ромашку и одуванчик;
· Жука и божью коровку и т.д.;
Упражнение 3. «Похож – не похож».
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребёнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.
Занятие 3. Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация».
Упражнение 1. «Чудесный мешочек».
В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги).
Упражнение 2. «Подарки детям».
Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»
Упражнение 3. «Поможем Незнайке».
К детям приходит Незнайка и приносит их дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Логопед говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всё… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки).
Упражнение 4. Игра «Назови предметы одним словом».
Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:
Автор: Лобанова Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов, педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ»Новоомская СОШ»
Населённый пункт: п.Новоомский (Омская область.Омский район)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коррекционно – развивающее занятие для детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения»
Дата публикации: 08.09.2018
Раздел: начальное образование
Коррекционно – развивающее занятие для детей с ЗПР в условиях
инклюзивного обучения (4 класс)
Лобанова Светлана Васильевна
МБОУ «Новоомская средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района Омской области»
учитель начальных классов, педагог- психолог.
Тема занятия: Развитие понятийного мышления, пространственных
представлений и воображения.
1. Приветствие в кругу.
— Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним,
поприветствуем их доброй улыбкой.
Теперь давайте поприветствуем друг друга следующим образом: сейчас я слегка сожму
руку соседа справа и скажу ему какое-нибудь доброе, хорошее слово, комплимент или
пожелание удачи. Затем он пожмёт руку соседу справа и сделает тоже самое. И так будем
продолжать, пока не поприветствуем каждого.
Ребята, я надеюсь, что эти добрые слова помогут вам быть сегодня успешнее. Уверена, что
и в повседневной жизни вы их часто употребляете.
Ну а теперь давайте присядем на стульчики, так нам будет удобнее.
3. Давайте возьмём свои тренажёры и выполним упражнение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик),
Этот пальчик – слабенький (массируем безымянный),
Этот пальчик — длинненький (средний),
Этот пальчик – сильненький (указательный),
Этот пальчик – большачок (большой),
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
Думаю, что если мы все будем жить дружно, то тоже будем представлять большую силу,
Как вы считаете, для чего мы выполнили это упражнение, пальчиковую гимнастику?
(Чтобы пальчики были крепкими и послушными, чтобы они писали красивые, правильные
Скажите, а дома вы можете выполнять такое упражнение? А с чем? (есть похожие мячики
с резиновыми шипами, шишки).
4. Для выполнения следующего упражнения нам придётся опять встать. Упражнение
мозговой гимнастики «Точки равновесия». Дотроньтесь двумя пальцами до впадины у
основания черепа, другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх.
Через минуту поменяйте руки (песочные часы).
Как вы считаете, чем нам помогает это упражнение? (Улучшает мыслительную
Действительно, учёные провели целое исследование и выяснили, что правильно
воздействуя на определённые точки своего тела, мы улучшаем кровоснабжение головного
мозга. Он получает больше кислорода и питательных веществ и от этого лучше работает.
Ну что ж, мы с вами основательно подготовились и можем смело приступать к решению
Мотивационный блок.
-Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда
на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он:
шероховатый. » Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их
ощущениях. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.
-Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так
сразу вы стали самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы будете делать сегодня на
занятии, у вас обязательно получится.
— А в конце занятия вам нужно будет положить свой камень в один из мешочков: если на
занятии сегодня у вас все будет очень хорошо получаться – положите свой камешек в
красный мешочек, если не все будет получаться и понадобится моя помощь или кого-то из
ребят – тогда в синий мешочек.
5. Задание в парах «Целое-часть».
Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий. Некоторые из них находятся в отношении
Учитель читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых
обозначает целый предмет, а другое – его часть.
Слова для предъявления:
Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.
Обувь, туфли, щётка, крем, подошва.
Растение, сад, лепесток, мак, цветок.
Кукуруза, пшеница, хлеб, растение, початок.
Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона.
Животное, рыба, лодка, плавник, озеро.
Как вы считаете, что развивает данное упражнение? (Понятийное мышление).
Я надеюсь, что благодаря таким упражнениям, вы ещё лучше будете мыслить на уроках,
всё правильно подмечать.
6. Задание «Раскрась кубик». Для выполнения следующего упражнения нам лучше
пересесть за парты. Обратите внимание на экран.
Материал к заданию: слайд с раскрашенным кубиком и листы бумаги для каждого ребёнка
с изображением не раскрашенного кубика. Задание – раскрасить кубик так же, как на
экране, учитывая, что кубик для раскрашивания имеет другое пространственное
Сравниваем с правильным ответом на доске. У кого получилось так, как на экране?
Молодцы! Давайте себя погладим за это.
Как вы считаете, что нам помогло развить это упражнение? (Пространственное
Я не случайно принесла сегодня Кубик –Рубика. Вы наверняка смотрели передачу
«Лучше всех» и видели как дети за считанные секунды собирали его, даже бывало с
закрытыми глазами. Благодаря такому мастерству о них узнала вся страна. А помогло им
хорошо сформированное пространственное представление. Тренеруйтесь, может и вам
оно поможет быть успешными.
7. Задание «Закончи рисунок».
Материал к заданию: лист бумаги с 8 кружками (диаметром 2-3 см).
Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные
рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.).
Как вы считаете, что развивает данное упражнение? (воображение)
8. Подведение итогов занятия.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, какие познавательные процессы
Для чего мы это делали? Чтобы лучше учиться, получать прочные знания и хорошие
оценки. А в будущем эти знания помогут освоить хорошую профессию, быть успешными
— Наше занятие подходит к концу. Возьмите в руки камешки, которые я раздала вам в
начале занятия, с их помощью оцените свою работу.
автор: Хомета Снежана Алексеевна
учитель дефектолог МБОУ «СОШ №10»
Конспект занятия для детей с задержкой психического развития
Учитель- дефектолог: Хомета Снежана Алексеевна
Тема урока: Память. Упражнения для развития памяти.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Развитие понятий и формирование навыков применения различных приемов запоминания информации.
Задачи урока:
Образовательные (предметные): обучить формулировкам понятий и определений различных видов памяти; обучение приемам развития зрительной и слуховой памяти;
Метапредметные
Познавательные: развитие умения запоминать логически не связанный материал, используя приемы создания внешних опор: ассоциации; развитие умения работать с информацией; формирование умения делать выводы, обобщения; формировать учебно- познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; умение регулировать процессы возбуждения и торможения; развитие воображения.
Коммуникативные: развивать диалоговую речь; учиться способам взаимодействия и учебного сотрудничества; учиться слушать и записывать содержание объяснение учителя или ответов ученика.
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и мотивом; формировать нравственно- эстетические ценности.
Пропедевтика : Психические познавательные процессы
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, памятки, мяч, мешочек с ифруктами.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.
Ребята скажите, а Вы любите эксперименты? ( ответы детей)
Сейчас мне потребуется Ваша помощь, что бы провести эксперимент. (Выбор одного ученика) Твоя задача сейчас закрыть глаза. Я поднесу к тебе фрукт, твоя задача понять при помощи нашего обоняния понять, что же это за фрукт такой. ( Подношу апельсин, ребенок угадывает, подхожу к другому ребенку) Сейчас твоя задача будет определить по вкусу, что же это за фрукт. (На шпажке положить ребенку кусочек яблочка, и он угадывает. Иду к третьему ребенку.) А твоя задача нащупать, что же такое лежит в моем мешочке. ( Ребенок нащупывает там банан ).
Скажите ребята, а как вы догадались что то за фрукты? Как ты поняла, что этот запах принадлежит апельсину? (ответы детей) Что Вам помогло вспомнить, что это за фрукт? ( Ответы детей) Что нам помогает сохранять и воспроизводить наши впечатления, опыт? (ответы детей)
А зачем человеку память? (ответы детей)
Что нам нужно делать, что бы наша память стала сильнее? (ответы детей)
А хотите ли Вы узнать и научиться специальным методам, которые помогут Вам развить память? ( Ответы детей)
Какую мы тогда с Вами поставим цель на урок? (ответы детей)
Познавательные: формировать учебно- познавательный интерес к новому материалу.
А умеете ли вы легко запоминать слова по порядку? Давайте проверим!
Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:
мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.
А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.
Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:
сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка .
Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили.
Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? (спросить у детей, сколько слов у них получилось)
Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза. А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши.
Прошу справа занять места тем, у кого лучше развита слуховая память, а слева тем, у кого лучше развита зрительная память.
Теперь я выдам Вам памятки, на которых написано, что нужно делать, чтобы лучше запоминать новую информацию. Прочитайте пжл, и выберете что для Вас самое важное. (Выделите главную мысль).
Какая группа готова первая отвечать? Давайте начнем с Вас…отлично, спасибо.
Теперь представители…памяти отвечают, что для них самое важное при изучении нового материала.
Познавательные УУД: развитие умения запоминать логически не связанный материал, используя приемы создания внешних опор: ассоциации; развитие умения работать с информацией развитие умения обобщать;
Регулятивные УУД: умение регулировать процессы возбуждения и торможения; развитие воображения
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.
Давайте проведем эксперимент.
Я говорю, а вы запоминаете: суббота, серый заяц, морковь, ворона, воробей, кислый лимон, тяжелая работа, аккорд, хоккей, маяк.
Получилось? ( ответы детей)
А как мы эти слова можем визуализировать? ( ответы детей)
Возьмите карандаш…рисовать- нет! Зарисовать- да.
Вы запомните 10 слов и словосочетаний, которые я назову. Для лучшего запоминания делайте зарисовки. По рисункам воспроизведите слова.
Большая стройка, красивая девочка, море, сила, дружба, пушистый кот, доброта, яркий свет, злая собака, крепкие нервы.
Поменяйтесь рисунками. Легко ли вспомнить слово по зарисовке Вашего соседа? ( ответы детей)
Почему не вспомнить? ( ответы детей) Разные ассоциации. У каждого своего представления и т.д.
Когда мы слова прописываем словарные…. Пример гитарист, геймер.
Так может и у нашего тела есть память? ( ответы детей)
Я называю животное и показываю движение на него, а Вы за мной повторяете.
Какая память помогала нам вспомнить слова по порядку? Правильно! Мышечная
Как мы можем их запомнить?( ответы детей) Ручки нет, зарисовать не можем.
Сейчас мы с Вами запомним первые 10 слов по порядку!
Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть, как мультик! Призовите на помощь воображение!
•Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин — оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…
Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю. Мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, море, песок, медуза, ковер.
Запишите эти слова.
Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность.
Игра «Укрась слово»
Я называю существительное, а тот, кто словил мяч – прилагательное к нему.
Слова: задача, стекло, мороженое, ветер, рука, дом, тень, дрожь, печь, книга, пуговица, конфета, речь, день, озеро, небо, село, смех, плач, сын.
Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию;
Регулятивные УУД: способность выражать свои чувства; работать по предложенному плану.
2. Какой способ улучшения памяти наиболее удобен?
Материалы и оборудование: игры В.Воскобовича «Геоконт», «Игровизор», «Фонарики», фломастеры для белой доски четырех цветов (черный, красный, синий, зеленый), полоска ткани для завязывания глаз в игре жмурки, колокольчик, лист с схематичным изображением цветка, канцелярские резинки по 2 каждого цвета.
Ход мероприятия:
С малышом Гео однажды произошла интересная история. Хочешь послушать?
Однажды в Фиолетовом Лесу произошло чудесное событие. Услышав об этом, малыш Гео захотел поскорее узнать, что произошло, и побежал в Лес. Забежав в Лес, он увидел квадратную желтую полянку с разноцветной травкой. Травка росла густая и у нее было много разноцветных листочков.
Перед ребенком набор канцелярских резинок, имеющих бОльшее сопротивление и требующих бОльшего усилия для крепления. Ребенок натягивает резинки на гвоздики. Чем длиннее «листочек»-резинка, тем «красивее» полянка получится. (Педагог показывает, как натянуть резинку на гвоздики, чтобы получился длинный листочек).
Педагог поощряет выполнение длинных листочков, а также высказывания ребенка.
Очень красивая полянка у тебя получилась. Малышу Гео она очень понравилась.
Через полянку вела тропинка, и малыш Гео пошел по ней дальше.
В конце тропинки стоял разноцветный домик. Вот такой, помогай мне строить.
На геоконте из резинок выполняется изображение прямоугольного домика с треугольной крышей совместно педагогом и ребенком. (Каждая линия домика выполняется одной резинкой).
Какого цвета стены будут у домика? А потолок? А пол? А крыша? Педагог комментирует свои действия: я беру красную резинку, а тебе какая больше нравится?
Ребенок выбирает резинку и называет ее цвет, педагог называет цвет, если ребенок затрудняется.
Расскажи Гео какого цвета части домика ты сделал.
Ребенок называет какого цвета какие части дома он выполнил.
Какой формы части домика? Выбери среди фонариков геометрические фигуры, из которых сделан домик.
Ребенок выбирает фонарики и по желанию составляет из них домик.
Малыш Гео осмотрел домик вокруг, ему очень понравилась «синяя» (выбор ребенка) крыша, «желтые» стены.
Он позвонил в колокольчик. Но дверь ему никто не открыл. Тогда он постучал в дверь домика. Но домик остался закрытым.
Для того чтобы его открыть нужно сделать пальчиковую гимнастику.
ЗАМОК
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
Мы замочком постучали,
Постучали, и открыли! (автор неизвестен)
Пальцы в замочек, слегка покачивать
«замочком» вперед-назад
Повертеть «замочком»
Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Показать ладошки.
Дверь открылась, и малыша встретил Ворон Метр.
— Здравствуй, малыш! Как хорошо, что ты пришел!
— Здравствуйте Ворон Метр, я слышал, что в Фиолетовом Лесу произошло что-то чудесное, вы не знаете, что это? Ворон был рад гостю и предложил ему сначала отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Жмурки с колокольчиком». Малыш очень любил играть в разные игры и согласился.
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
После игры ворон Метр сказал, что не знает, но у него есть волшебный игровизор, на котором можно рисовать фломастерами и не боятся, что что-то не получится,
— Может быть, волшебный игровизор тебе поможет узнать? – сказал он, передавая Малышу Гео игровизор, лист с изображением (цветка) и несколько разноцветных фломастеров (черный, синий, красный, зеленый).
— Спасибо, — ответил Гео.
Малыш сел на ближайший пенек и рассмотрел волшебный игровизор. На нем можно было рисовать разные фигуры и совсем не боятся ошибок.
Ребенку предлагается фломастером одного из цветов (черный, синий, красный, зеленый) попробовать порисовать на игровизоре, а потом вытереть изображение салфеткой.
Тебе понравилось рисовать?
Малышу Гео тоже понравилось рисовать на игровизоре.
Педагог размещает в игровизоре изображение цветка.
— А теперь ты сможешь узнать, что за чудесное событие произошло в Фиолетовом Лесу. Обведи разноцветными фломастерами эти линии.
Гео взял разноцветные фломастеры и обвел изображение. Давай и мы с тобой сделаем также. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать цвет фломастера и обвести изображение цветка.
Педагог обращает внимание, что обводить необходимо аккуратно по линиям.
— Что у тебя получилось? На что похоже изображение?
— На цветок.
— Что же чудесного произошло в лесу? Как ты думаешь?
— В Лесу расцвет красивый цветок.
Так малыш Гео узнал, о том, что же за чудесное событие произошло в Фиолетовом Лесу. В Лесу расцвел красивый цветок. Малыш очень обрадовался этому и счастливый вернулся домой.
Рефлексия занятия. Тебе понравилось путешествие с Гео? Что тебе понравилось больше всего?
В случае затруднения педагог помогает определить ребенку что понравилось, напомнив выполненные ребенком задания.
Кабдолова Ляззат Каиржановна
ЗКО Теректинский район
Федоровская ОСОШ №1
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР
Контингент : учащиеся 4 класса.
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц.
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование :
Камешки, разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов.
Раздаточный материал:
карточки с пословицами; бланки с буквенными примерами.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Упражнение «Солнышко»
Дети стоя в кругу протягивают руки вверх, раскрыв свои пальчики, устремляя взора вверх все хором говорят:
Солнце радостно проснулось,
Лучикам пора вставать
И занятье начинать.
II — часть основная
1. Упражнение «Кто родился. » — активизацию мозговой деятельности.
— Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью? А теперь поднимите руки те кто родился в январе и т.д.
2. Упражнение «Волшебный камень» — направленный на оптимизацию тонуса мышц, активизация мозговой деятельности).
— А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Психолог каждому ребенку кладет на руку камешек и предлагает его ощупать и определить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый? Психолог спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камешек. После того, как ответит каждый ученик, психолог предлагает открыть глаза.
3 . Гимнастика для глаз.
Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
— Закройте глаза и, представьте себе, что ваш нос это длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
4. Коррекционно-развивающая игра
«Пуговицы» — развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления.
— Перед вами «пуговицы», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате. При этом психолог убирает демонстрационный материал, учащиеся должны по памяти изобразить расположение пуцговиц.
— Молодцы, вы хорошо справились.
5. Коррекционное упражнение «Поварята » — коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.) Психолог предлагает детям побыть в роли повара, приготовить блюда,из предложенных слогов. Участникам дается время на выполнение.
Пель — мера – ра — ни =__________ пельмени
Пи — роша – ша — гид – д =__________пироги
Пир – ак — о – п жк– ы — и =___________булочки
Тева – ва -ф -тем – м ли =______________тефтели
— Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей).
6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» — развитие мышления, речи . Психолог говорит перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике. Работу участники занятие выполняют в паре , либо в группе.
За двумя зайцами погонишься а дома лучше
Сделал дело от того и наберёшься
Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда
В гостях хорошо ни одного не поймаешь
С кем поведёшься а товарища выручай
Без труда и я скажу кто ты
Не спеши языком а лень портит
Когда я ем торопись делом
Как аукнется гуляй смело
Труд человека кормит то не вырубишь топором
Сам пропадай так и откликнется
Что написано пером я глух и нем
7. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» — развитие речи, мышления.
Содержимое публикации
Как организовать занятия с ребенком с ЗПР в домашних условиях
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера у него сформируются.
В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. И немаловажными являются условия успешного воспитания ребенка в семье.
Условия успешного воспитания ребенка в семье
Первое условие — глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития ребенка несет, прежде всего, семья. Родитель – профессия педагогическая, а потому необходимо соответствовать этому назначению
Второе условие – включение ребенка в различные виды деятельности в семье. Это может быть общение, предметная, игровая, изобразительная, трудовая и другая деятельность. Совместная деятельность – это основа содержательного общения родителей и детей.
Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», на принципах сотрудничества и партнерства.
Для успешной организации занятий в домашних условиях необходимо четко определить место проведения занятий в доме и установить режим дня ребенка.
Место, которое будет отведено для занятий с ребёнком должно быть оснащено необходимой мебелью: столом и стулом в соответствии с ростом ребенка, поставить стол лучше всего к стене, чтобы зрительно ничего не отвлекало ребенка от занятий. Также необходимо иметь полки или шкаф, куда можно будет сложить развивающие игры, игрушки и материалы для продуктивной совместной деятельности: карандаши, краски, пластилин, бумага и т.д. Данные материалы нужно расположить вне доступа ребенка. Он должен понимать, что это все предназначено именно для специально организованных занятий.
Необходимо подумать о хорошем освещении уголка, собрать необходимую информацию о том, какие игры и игрушки нужны именно на данном этапе для Вашего ребенка (для этого можно проконсультироваться у специалистов дошкольного учреждения, которое посещает Ваш ребенок).
Игры и игрушки желательно подобрать из материалов хорошего качества и такого внешнего вида, чтобы они привлекли внимание ребенка (яркой окраски и т.д.).
Также важным моментом является то, что домашние занятия будут проходить именно в специально отведенном для них месте, чтобы у ребенка складывался стереотип, что, если родитель организовывает совместную деятельность, то она проходит в обязательном месте и порядке.
Организация режима дня и места для занятий:
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
— избегайте по возможности больших скоплений людей;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Деятельность детей дома может иметь различные формы.
Формы обучающего взаимодействия родителей с детьми в домашних условиях
Специально организованное обучение. Родитель является инициатором данного вида деятельности, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение.В ходе данной деятельности развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.
Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказами родителей, пояснениями, беседами.
Условия успешного обучения ребенка
Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению материала.
Занятия должны носить занимательный (игровой) характер.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия.
Занятия должны быть регулярными.
Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге куда-нибудь. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения упражнений.
Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Своевременно консультируйтесь и выполняйте рекомендации специалистов. Если задания, выполняемые с ребенком Вы делаете по рекомендации специалиста, то важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе специалистов, занимающихся коррекцией и развитием ребенка (дефектолога, логопеда) и родителей. Если специалист задает домашние задания на повторение изученной темы, их необходимо выполнять с ребенком для закрепления пройденного материала на занятии.
Успехов Вам в воспитании и развитии Вашего ребенка!
СП ДОУ комбинированного типа «Золотая рыбка» г.Заречный, Свердловская область
Учитель-логопед 1 категории Кливер С.Г.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР , 5-6 лет
Тема: Домашние животные.
Развитие слухового и зрительного восприятия;
Развитие внимания и памяти;
Развитие внимания и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи, совершенствование темпа и ритма речи через музыкально-ритмические композиции);
Развитие общей и мелкой моторики;
Активизация познавательной сферы.
Оборудование:
Развивающий тематический сенсорный коврик. Столик для фигурок. Фигурки домашних животных. Компьютер. Аудиозаписи с голосами домашних животных. Видеоролики (по несколько секунд каждый) по теме. Запись песен Е.Железновой «Есть в лесу из бревен дом…», «Едем, едем…», ложки (по 2 на каждого).
Организационный момент:
Стульчики детей ставятся напротив коврика, висящего на стене. Перед ковриком ставится столик для фигурок.
ЛОГОПЕД: Дорогие ребята! Посмотрите, что вы видите? Правильно, лес, в нем много зверей. Реку, море, в них много рыб, дом, в нем живут люди. А что это за низкий домик, рядом с высоким домом? Давайте посмотрим …(включается запись песни «Есть в лесу из бревен дом…»)
Есть в лесу из бревен дом
Есть окошко в доме том,
Посмотрите в то окно, в доме тихо и темно
Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом
Выглянул какой-то зверь: «ГАВ», — сказал и запер дверь.
Мы погромче кулачком постучимся в этот дом,
Выглянул какой-то зверь: «БЕ-Е», — сказал и запер дверь.
Громко-громко кулачком постучимся в этот дом,
Выглянул какой-то зверь: «МУ-У», сказал и запер дверь.
Кошка из окна глядит: «МЯУ-МЯУ»,- говорит
«Хватит в домик наш стучать, дайте хоть чуть-чуть поспать!».
(каждая строчка песенки сопровождается соответствующей жестикуляцией)
-Так это же домик для домашних животных и называется он — сарай.
-А кто из вас вспомнит, кого первым мы разбудили? Какой звук вы услышали первым?
Включается запись «лай собаки» — это собака, она лает (на стол выставляется фигурка собаки).
-Кого мы разбудили вторым, какой звук слышали
Включается запись «блеянье овцы» — это овца, она блеет (на стол выставляется фигурка овцы).
-Кто же был третьим?
Включается запись «мычание коровы» — это корова она мычит (на стол выставляется фигурка коровы).
-А кто сидел на окошке? Да, это была кошка.
Включается запись «мяуканье кошки» — это кошка, она мяукает (на стол выставляется фигурка кошки).
-Но в сарае еще есть животные. Давайте с ними познакомимся.
Включается запись «лошадиное ржание» — это лошадь, она ржет (на стол выставляется фигурка лошади).
Включается запись «хрюканье свиньи» — это свинья, она хрюкает ( на стол выставляется фигурка свиньи).
Дети подходят , рассматривают фигурки, трогают их, потом возвращаются на свои места .
-Люди заботятся о домашних животных. Кто знает, что они для них делают? (ответы детей). Молодцы! Но и животные приносят людям пользу…..
-Посмотрите…. ( включается видео дойки коровы), кто может рассказать, что он увидел? Правильно, это доят корову, а кто доит корову? Доярка.
Давайте представим, как бы мы подоили корову…
Мы корову доим, доим, /имитируем дойку коровы/
Молоко несем, несем, /имитируем шаги и ведро в руках/
По стаканам разливаем / имитируем разлив молока по стаканам/
И парное пьем, пьем /имитируем /
-Какую пользу приносит нам корова? (Ответы детей).
-Смотрим дальше….( включается видео лошади, везущей груз ), кто теперь мне скажет, что он увидел? (ответы детей). Но на лошади можно еще и скакать верхом. Попробуем?
«Едем, едем на лошадке…» Е. Железнова (с использованием деревянных ложек)
-Так какую пользу приносит нам лошадь? Возит грузы, возит наездников. Молодцы!
— Давайте посмотрим дальше ( включается видео стрижки барана ), кого вы видите? Правильно, барана (овечку), как вы думаете, зачем стригут барана? Ответы детей.
После ответов детям предоставляется демонстрационный материал, с возможностью потрогать и рассмотреть «Ткани животного происхождения» с рассказом педагога.
-Какую пользу приносит нам бараны и овцы? (Ответы детей).
-А теперь я загадаю вам загадку:
Ходит сторож под окном,
Охраняет он наш дом.
Нам не страшно в доме том, лает сторож под окном.
-Какая польза от собаки? Размышления и ответы детей. (Охраняет дом).
-А про кого мы забыли? Конечно, это кошка.
-Какая польза от кошки? Размышления и ответы детей. (Ловит мышей).
-Правильно и мы с вами сейчас поиграем в игру «Мыши водят хоровод».
После игры дети садятся на места.
-Дорогие ребята! Наш поход в гости к домашним животным подошел к концу. Мы с ними простимся ненадолго. В следующий раз мы узнаем, как называются детеныши этих животных, что они любят, вспомним все, о чем мы говорили сегодня.
-Понравилось вам сегодняшнее занятие? Обсуждение.
Возможность детей самостоятельной работы с ковриком.
Они такие же, как все, только вот нервная система немного слабее. Отсюда утомление быстрее, рассеянное внимание, эмоциональное напряжение, а порой и задержка интеллектуального развития. Эти дети особенные, а значит, требуют чуть больше заботы, а главное любви.
Как правило, большинство таких детей становятся полноценными личностями в обществе. И помогают им в этом РОДИТЕЛИ (именно родители с большой буквы), которые приложили все свои усилия, чтобы помочь малышу адаптироваться в далеко непростом и даже временами жестоком для него мире.
Для вашего удобства, дорогие родители, мы предлагаем некоторые упражнения для детей с задержкой психического развития:
Лепка из пластилина или специального теста. Лепить можно все, что угодно – деревья, животных людей и прочее. Сделайте это любимым занятием малыша, организуйте выставку его работ или устройте минитеатр из его творений.
Рисование. Используйте все его виды. Рисуйте пальчиками и ладошками, карандашами и красками. Не важно, рисуете вы сами, или просто раскрашиваете картинки. Рисуя, расскажите ребенку, что вы с ним рисуете, для чего. Если это животное, расскажите, где это животное живет, как растет, какие звуки оно воспроизводит.
Изготовление поделок из бумаги. Покажите сами свою поделку, а потом предложите ребенку сделать вместе. Это может быть оригами, аппликация, вырезание из бумаги геометрических фигур и узоров.
Конструирование. Вырежьте из цветного картона фигуры разных форм и размеров. Предложите ребенку составить из этих фигур дом, человечка, животное и т.д.
Декоративное творчество. Насыпьте по чашечкам разных круп и макаронных изделий. Тонкую дощечку намажьте клеем ПВА. Рассыпая по дощечке разные крупы, фантазируйте, придумывайте свои картинки, раскрашивайте их.
Здесь в бой идут кастрюли, ложки, поварешки, а также чашки разных размеров и материалов. Даже если вы моете посуду, постучав по предмету, вы можете обратить внимание на то, какой звук он издает – звонкий, глухой, тихий, звонкий. Дайте возможность ребенку самому исследовать разные предметы, спрашивая какой был звук.
Накройте корзинку с разными овощами платком и предложите ребенку угадать овощ на ощупь. Также можно угадывать овощи и фрукты на вкус.
Предложите ребенку вам помочь – почистить отваренный картофель, яйца, посыпать сыром блюда, или украсить их зеленью.
Считайте предметы и продукты на кухне, складывайте и отнимайте. В более старшем возрасте таким способом возможно доступно объяснить таблицу умножения.
Интересными для ребенка могут стать игры с магнитами. Нужно всего на всего попросить ребенка расположить их в определенном порядке: сначала только зеленые магнитики, потом только фигурки животных или овощей, потом только круглой формы.
Начнем с простой и знакомой всем игры – камень, ножницы, бумага. Эта игра поможет ребенку в развитии моторики и мышления.
Назови три предмета. По очереди выстраивайте ряды: это могут быть цифры, буквы, животные, овощи, фрукты.
Общие черты. Опишите предмет так, чтобы ребенок догадался, о чем вы говорите. Потом предложите ему описать что-то и угадывайте.
Таких игр еще очень много. Заметили? Они ничем не отличаются от игр с обычными детьми. Просто деткам с психическим развитием нужно уделить больше времени и внимания. И непременно он отблагодарит вас в будущем своими достижениями.
Лола Касимова
10 декабря 2020 • 03:00
Учитель в своей практике сталкивается с разными детьми. Кто-то отвлекается на уроке, кто-то не хочет учиться, кто-то агрессивно реагирует на действия одноклассников или учителя. Иногда в класс приходит ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которого нужно создавать специальные условия обучения. Учитель начальных классов школы №7 из Самары Лола Косимова рассказывает о своём опыте работы с ребёнком с задержкой психического развития.
Несколько лет назад, когда я взяла новый класс, в нём оказался ребёнок с ОВЗ. У него было нарушение седьмого типа – задержка психического развития, об этом мне сразу сказали его родители. Сказать, что он вёл себя как-то сложно – не сказать ничего. Иногда на уроках он просто кричал, бил дверями, монотонно стучал по стулу или столу, ходил по классу, выкрикивал разные эмоциональные фразы, всячески выражал своё раздражение и недовольство. Учиться он почти совсем не мог – не выполнял задания, отказывался писать, не понимал, что от него требуется.
Тогда я была совсем к такому не готова. У меня не было опыта работы с детьми с нарушениями здоровья, а тут так случилось, и деться мне было некуда. Поначалу было невероятно сложно. Каждый день я приходила домой после работы и плакала. Я просто не понимала, как мне научиться взаимодействовать с этим ребёнком, как найти к нему подход. Ещё и родители других учеников были недовольны, что в классе учится проблемный ребёнок. Хотели, чтобы его перевели в другое место.
Потом я начала читать про детей с ОВЗ, изучать опыт других преподавателей, пошла к школьному психологу, который посоветовал мне в первую очередь изменить отношение к ситуации. Психолог мне объяснил, что ребёнок не специально ведёт себя таким образом – он просто не умеет выражать свои эмоции по-другому. Мальчик не мог сказать, что ему плохо, шумно, что-то раздражает, что у него шумит в ушах, поэтому стучал, кричал – выражал свою боль агрессивными способами. К тому же по характеру ребёнок совсем не злой, всегда вежливо и радостно здоровается со мной и другими ребятами, прощается.
Я поняла, что в сложившейся ситуации нет виноватых, и осознала, насколько гармония в коллективе в этом случае зависит от классного руководителя. От того, как он представит ситуацию, как сам будет относиться к происходящему. Когда я внутренне успокоилась, приняла, что работаю с таким ребёнком, все вокруг изменилось. Ребята тоже стали относиться к мальчику иначе, спокойнее, поняли, что он никому не хочет причинить зла. Родителям других детей я объяснила, что с возрастом ребёнок начнёт вести себя спокойнее, и нужно просто подождать, и они смирились с ситуацией. К тому же я установила в классе систему, что на уроках – я преподаватель, и мы соблюдаем дистанцию, а на переменах – старший товарищ, которому можно рассказать о переживаниях и проблемах.
Я работала с мальчиком не постоянно. После первого класса он на год перешёл на домашнее обучение и посещал только несколько занятий – технологию, окружающий мир. Сейчас он ходит на все уроки, и я начала работать с ним более плотно. Раньше всю домашнюю работу мальчик выполнял отлично, и я поняла, что ему помогала мама. Обычно она приходила домой после работы и разбирала с ним вместе сначала всю классную, а затем домашнюю работу. Но мне нужно было понять, на что он способен сам и какие у него пробелы. Я предложила маме, что буду давать задания мальчику в Яндекс.Учебнике на дом с условием, что она не будет ему подсказывать, чтобы он привык вчитываться в задание и сам приходить к решению. Мама согласилась, и так началась наша работа.
В работе с учеником две основные сложности: во-первых, он не любит писать, и письменно работать его не заставишь, во-вторых, он не вникает в суть задания, поверхностно читает и из-за этого допускает ошибки. Но если он вникнет в суть вопроса, то ответит верно. Я начала с ним работать на русском языке и математике с помощью Яндекс.Учебника. Это для него удобно: во-первых, есть три попытки решения, а во-вторых, не нужно ничего писать.
Конечно, я даю ему не такой объём заданий, как другим ребятам. Если всем я выдаю шесть карточек, то ему, например, две. Потом смотрю аналитику: где он со второй или третьей попытки ответил верно, то, скорее всего, невнимательно читал вопрос. А карточки, которые он решает полностью неправильно, мы разбираем с ним в классе и с наводящими вопросами приходим к правильному ответу.
Письменные задания в классе я спрашиваю у него устно. Например, когда все решают пример, я вызываю его к доске, и он устно отвечает, как его решить. На контрольных я даю ему меньше заданий.
Главный прогресс ученика сейчас – в том, что на уроках он спокойно сидит и слушает учителя. Неусидчивость и вспыльчивость, характерная для него в более раннем возрасте, прошла. Он хорошо отвечает устно, читает стихи по памяти и пересказывает близко к тексту.
Тем не менее, он все ещё не любит писать, и за ним нужен постоянный контроль – нужно либо стоять возле него и следить за тем, что он выполняет задание, либо вызывать к доске. Но даже в таком случае он не всегда работает. Я подхожу к нему, говорю, что нужно писать диктант или выполнять другое письменное задание, он берёт ручку и начинает работать, но через минуту снова её откладывает. Наша работа продолжается.
Советы, которые я могу дать другим учителям, столкнувшимся в своей практике с работой с детьми с ОВЗ:
Понять и принять ребёнка. Осознать, что он не виноват в том, что ведёт себя не так, как другие. Попытаться перестроиться на его волну и не осуждать.
Не злиться на себя и не считать себя виноватым в том, что на ваших занятиях ребёнок не слушает/плохо себя ведёт.
Больше читать о конкретном нарушении здоровья ученика, посещать тренинги и курсы для педагогов, посвящённые работе с детьми с ОВЗ. Общаться с учителями, которые сталкивались с подобным опытом.
Попытаться найти к ученику индивидуальный подход, исходя из его особенностей. Если он не любит или не может писать, больше спрашивать устно. Контролировать выполнение заданий. Стараться не подсказывать прямо, а наводить ребёнка на правильное решение задач.
Объяснять родителям других детей и остальным ученикам, что важно принять этого ребёнка и его особенности, не злиться на него, а относиться с пониманием.
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы. Онлайн-курс по инклюзивному образованию разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».