Задержка умственного развития

Задержка умственного развития

Задержка умственного развития

Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Задержка умственного развития

Основные отличия ЗПР от УО

Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.

Задержку умственного развития мужчины получают от женщин
Надежда Маркина, Infox.ru

Задержка умственного развития имеет разную природу. Иногда она обусловлена грубыми хромосомными нарушениями, как при синдроме Дауна. Но есть случаи наследственной умственной отсталости, которая передается с Х-хромосомой. Это заболевание встречается почти исключительно у мужчин, что объясняется характером наследования. У женщин две Х-хромосомы, и неблагоприятная мутация на одной копии компенсируется нормальным геном на другой копии. Но у мужчин только одна Х-хромосома – от матери, поэтому дефектные гены проявляют свое действие.

Болезнь исследовали ученые, составившие глобальное научное сообщество – более 70 исследователей из Великобритании, Испании, Бельгии, Южной Африки, Нидерландов, Франции, Германии, США, Австралии. Результат их пятилетней работы опубликован в журнале Nature Genetics. «Это самое большое секвенирование ДНК с целью изучения наследственных болезней человека, которое когда-либо проводилось», – говорит руководитель работы профессор Майк Страттон (Mike Stratton) из Института Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute) в графстве Кембриджшир.

Мужская болезнь передается с женской хромосомой

Генетики проанализировали Х-хромосому в 208 семьях, где зарегистрировано два и более случаев умственной отсталости, которая поражает мужчин, но передается по женской линии. Среди них – семьи из Великобритании, других европейских стран, США, Австралии и Южной Африки. В 203 семьях ДНК взяли у мужчин, а в пяти – у женщин-носительниц, которые имели нормальный IQ. Впрочем, как уточнили авторы работы, с генетической точки зрения неважно, чью ДНК они использовали.

В 26,4% случаев умственная отсталость у мужчин была выражена в сильной степени (IQ 20-34), в 46,2% – в средней (IQ 35-49) и в 24,5% – в умеренной (IQ 50-69). Контрольную группу составили европейцы из здоровых семей.

Найти на Х-хромосоме гены, связанные с данным заболеванием, теоретически можно несколькими путями. Ранее ученые уже применяли методы поиска ключевых участков по маркерам – фрагментам ДНК, но полный анализ всей Х-хромосомы до сих пор не проводили. Столь большая команда исследователей впервые в мире смогла провести секвенирование – определение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК всей Х-хромосомы в группах наследственно неблагополучных и здоровых семей.

Ученые отсеквенировали 718 генов Х-хромосомы из 829, имеющихся в базе данных. Их задача состояла в том, чтобы выявить все варианты нуклеотидной последовательности (например, замены одного нуклеотида на другой) и определить их связь с заболеванием. Из 1769 найденных вариантов 855 наблюдались множественно, то есть встречались в хромосомах многих наследственно неблагополучных семей. Очевидно, именно они имеют связь с заболеванием. Среди них нашлись мутации, которые приводили к укорачиванию аминокислотной цепи синтезируемого белка, и те, которые делали фрагменты цепи ДНК бессмысленными.

Неправильные гены производят неправильные белки

В итоге генетики выявили девять генов, мутации (вариации последовательностей нуклеотидов) в которых имеют связь с Х-хромосомной задержкой умственного развития. Это гены SYP , ZNF71, CASK, AP1S2, BRWD3, CUL4B, SLC9A6,UPF3 и ZDHHC9. Они кодируют белки, так или иначе участвующие в клеточных процессах. Очевидно, при дефекте генов эти клеточные процессы нарушаются в нейронах мозга.

Белки этих генов участвуют в работе синапсов – контактов между нейронами (SYP, CASK), помогают пузырькам-везикулам пронести молекулу-нейромедиатор через синаптическую щель (AP1S2), поддерживают структуру хроматина – комплекса ДНК с белками (BRWD3), разрушают бессмысленные РНК (UPF3B). Кроме того, они отвечают за модификацию аминокислотной последовательности после ее синтеза (ZDHHC9) и за ионный обмен (SLC9A6).

При мутациях в тех или иных генах задержка умственного развития осложняется другими симптомами. Наблюдается эпилепсия и нарушение координации движений (SYP, SLC9A6), макроцефалия (BRWD3), относительная макроцефалия, недоразвитие половых органов, ожирение и тремор (CUL4B), непроизвольные движения глаз – нистагм (CASK).

Врага нужно знать в лицо

Наследственные заболевания, передающиеся с Х-хромосомой, которыми болеют в подавляющем большинстве случаев мужчины, генетики изучают уже 25 лет. Доктор Люси Рэймонд (Lucy Raymond) из Кембриджского университета и профессор Майк Страттон из Института Сенгера возглавили масштабное исследование с целью найти новые гены, мутации в которых приводят к различным наследственным болезням. Генетический анализ задержки умственного развития – важный этап в каталогизации генов Х-хромосомы.

Как говорят авторы работы, открытие генов, связанных с этим серьезным заболеванием, позволит семьям иметь полную информацию о риске патологии у будущего ребенка, чтобы сознательно планировать свое будущее.

Задержка умственного развитияОлигофрения — следствие различных заболеваний. Лица, страдающие данной патологией, требуют лечения у психиатра. Специалисты клиники «Кордия» в Москве занимаются оказанием помощи больным, имеющим признаки умственной отсталости. Чтобы записаться на приём к врачам, позвоните по телефону +7 (495) 367-23-13. Дежурный регистратор подскажет, что необходимо сделать в вашем случае и оформит запись на консультацию в удобное для вас время. Если по каким-то обстоятельствам потребуется вызов врача на дом, вы сможете сразу же заказать его у оператора колл-центра.

Содержание:

  1. Причины умственной отсталости
  2. Стадии умственной отсталости
  3. Признаки и симптомы умственной отсталости
  4. Диагностика умственной отсталости
  5. Лечение при умственной отсталости, работа психолога, методы, отзывы

Причины умственной отсталости

Задержка умственного развитияОлигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%. Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии – 6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам. Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.

Основные причины возникновения малоумия:

  • Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
  • Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
  • Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
  • Недоношенность.
  • Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
  • Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.

У людей, страдающих умственной отсталостью, интеллектуальное развитие ниже нормы; они испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Распространенность умственной отсталости достигает 1%.

По классификации детского психиатра Е. И. Богдановой (2010 г.) умственная отсталость проявляется:

  • Снижением интеллекта.
  • Общим системным недоразвитием речи.
  • Нарушением внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
  • Нарушением восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).
  • Конкретностью, некритичностью мышления.
  • Малопродуктивностью памяти.
  • Недоразвитием познавательных интересов.
  • Нарушением эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).
  • При отставании психомоторного развития ребенка от сверстников.
  • При отсутствии или медленном развитии речи у ребенка 2-3 лет.
  • При нарушении внимания, плохой памяти у ребенка.
  • При отсутствии интереса ребенка к игре.

Умственную отсталость могут вызывать наследственные заболевания. Некоторые из них, например фенилкетонурию и кретинизм, можно предупредить прежде, чем разовьется умственная отсталость. Умственной отсталости могут способствовать трудности, сопутствующие преждевременным родам, травма головы во время родов или очень низкое содержание кислорода в крови плода во время родов.

Медицинские психологи производят количественное измерение интеллекта с помощью стандартизованных тестов. Они имеют погрешность, не выходящую за пределы средних значений, но позволяют с необходимой точностью оценить показатели интеллектуального развития, особенно у старшеклассника.

В соответствие с используемым в России адаптированным вариантом теста Векслера, психометрические показатели умственной отсталости, по сравнению с американским и европейским стандартами, более высокие. В дальнейшем приводятся показатели, принятые в России. При адаптации методики было учтено соответствие показателей клиническим критериям. По отечественной традиции уровень IQ (коэффициента интеллекта) не является единственным критерием диагностики психического недоразвития. При умственной отсталости в той или иной мере нарушается психическая деятельность в целом, поэтому кроме психологического проводится тщательное клинико-психопатологическое исследование в детском психиатрическом учреждении.

У детей с IQ от 80 до 90 возникают затруднения при обучении в школе, особенно когда школьная неуспеваемость сочетается с нарушением поведения. Эти дети не являются умственно отсталыми, и у них диагностируют «задержку психического развития». Благодаря специальным образовательным программам такие дети могут успешно учиться в школе и в дальнейшем вести нормальную жизнь.

Генетическое консультирование помогает родителям ребенка с умственной отсталостью понять причины его состояния, а также оценить риск рождения ребенка с подобной патологией. Специальные диагностические исследования: амниоцентез и анализ ворсин хориона – позволяют обнаружить множество отклонений, в том числе генетические аномалии и дефекты спинного и головного мозга у плода. Амниоцентез или анализ ворсинок хориона рекомендуют сделать всем беременным женщинам старше 35 лет, так как у них повышен риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Дефекты головного мозга плода позволяет выявлять ультразвуковое исследование (УЗИ). Диагностировать синдром Дауна и расщелину позвоночника дает возможность измерение уровня альфа-фетопротеина в крови матери. Если диагноз задержки умственного развития поставлен до родов, женщина может сделать аборт и в дальнейшем планировать последующие роды. Применение вакцины против краснухи резко уменьшило значение этого заболевания как причины задержки умственного развития.

Наблюдение и лечение учащихся в специализированной школе и воспитанников в специализированном дошкольном учреждении проводится детскими психиатрами этих учреждений в течение всего срока пребывания.

Дети с умственной отсталостью легкой степени (IQ = 60-80) в течение 8 лет обучения проходят программу, основанную на конкретно-наглядных методах обучения. Они овладевают несложными трудовыми навыками и способны адаптироваться в окружающей обстановке.

Дети с умственной отсталостью умеренной (IQ = 45-59) и тяжелой (IQ = 30-44) степени при относительно хорошей механической памяти способны овладеть написанием и чтением букв и порядковым счетом, но вследствие косности и застойности мышления пользуются знаниями как заученными штампами, то есть не могут творчески их применять. Они могут овладеть навыками самообслуживания и простейшими трудовыми навыками. В некоторых случаях для них возможно участие в элементарных трудовых процессах под контролем.

Дети с умственной отсталостью глубокой (IQ ниже 30) степени характеризуются почти полной неразвитостью мышления и речи, снижением реакции на окружающее; они не умеют или затрудняются стоять и ходить, поэтому нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

При выявлении специфической текущей соматической болезни (фенилкетонурия, гипотиреоз и т. д.) лечение должно проводиться в специализированном учреждении. Если умственная отсталость не связана с текущим болезненным процессом, медикаментозная терапия должна быть направлена на сопутствующие неврозоподобные, психопатоподобные, психотические (бред, галлюцинации) симптомы. Выбор терапии строго индивидуален. Применяются нейрометаболические стимуляторы: пирацетам (ноотропил), пантогам, фенибут, аминалон; стимулирующие препараты: глютаминовая кислота, витамины В1, В6, В15. При повышенном внутричерепном давлении (ликвородинамических нарушениях) используют сульфат магния, диакарб, глицерол. При судорожном синдроме наряду с противосудорожными препаратами целесообразно применение пантогама.

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство.

Конечно, данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо хорошо визуализировать, т.е. визуально представлять числа и задачи.

Профилактикой здесь могут лишь быть грамотно выстроенные занятия ментальной математикой с самого раннего возраста с 3.5-4 лет.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • травмы головного мозга в раннем возрасте;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге.

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы.

Существует несколько различных классификаций нарушения. Выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Первые признаки дискалькулии проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к нейропсихологу для проведения комплексного обследования.

Нейропсихологическая диагностика помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, которые показывают степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Для подтверждения и уточнения результатов безаппаратной диагностики в нашем центре существует оценка с помощью приборов способности мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации, оценка качества кровоснабжения мозга, а также энергоснабжение стволовых структур головного мозга.

Популярные медицинские термины:

В данном разделе сайта собраны различные медицинские термины, их определения и расшифровки, синонимы и латинские эквиваленты. Надеемся, что с его помощью вы легко найдете все интересующие вас медицинские термины.

Для просмотра информации о конкретном медицинском термине, выберите соответствующий медицинский словарь или же произведите поиск по алфавиту.

По словарям:

  • Анатомия
  • Ангиология
  • Биология
  • Биохимия
  • Гастроэнтерология
  • Гематология
  • Генетика
  • Гинекология
  • Дерматология
  • Диагностические манипуляции
  • Иммунология
  • Инструментальная диагностика
  • Инфекционные болезни
  • Кардиология
  • Клиническая диагностика
  • Лабораторная диагностика
  • Лечебные манипуляции
  • Логопедия
  • Медицинская лексика
  • Медицинская статистика
  • Наркология
  • Неврология
  • Общая медицина
  • Общий словарь
  • Онкология
  • Отоларингология
  • Офтальмология
  • Педиатрия
  • Психология и психиатрия
  • Пульмонология
  • Радиология
  • Ревматология
  • Сексология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Урология
  • Фармакология
  • Хирургия
  • Эндокринология

Вам интересно узнать, что такое «Задержка Умственного Развития, Олигофрения»? Если Вас интересуют еще какие-нибудь медицинские термины из словаря «Психология и психиатрия» или медицинские словари в целом или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

  1. Главная
  2. Словари медицинских терминов
  3. Психология и психиатрия
  4. Задержка Умственного Развития, Олигофрения

Задержка Умственного Развития, Олигофрения (Mental Retardation)

Задержка Умственного Развития, Олигофрения (Mental Retardation) — состояние, при котором у человека отмечается значительное снижение интеллектуальных способностей, так что ему требуется забота и уход какого-либо другого лица, а также специальное обучение. Данное состояние называется также слабоумием (mental deficiency), а человек с задержкой умственного развития называется психически неполноценным человеком. В соответствии с коэффициентом интеллекта это состояние может классифицироваться как слабая задержка умственного развития (IQ = 50-70), от средней до сильной (IQ = 20-50), а также глубокая (IQ менее 20). Люди, страдающие небольшой задержкой умственного развития, часто могут хорошо приспособиться к жизни после получения ими соответствующего образования и специальной помощи. Людям со средней или сильной задержкой умственного развития для адаптации к жизни требуется значительно большая помощь, причем чаще всего они все равно остаются зависимыми от других людей; больным с глубокой задержкой умственного развития требуется постоянное наблюдение и внимание окружающих. Существует множество причин задержки умственного развития, в том числе синдром Дауна, наследственные нарушения обмена веществ в организме, травмы головного мозга, а также сильные психические потрясения; в некоторых случаях развитие задержки умственного развития можно предотвратить или устранить с помощью специальных лекарственных препаратов.

Популярные медицинские термины:

  • Абулия (abulia)
  • Аграфия, Дисграфия (agraphid, dysgraphia)
  • Анима (anima)
  • Аномия (anomia)
  • Атараксия (ataraxia)
  • Аутосуггестия (autosuggestion)
  • Эротика, Эротизм (Eroticism)
  • Бессонница (insomnia)
  • Цензор (Censor)
  • Цианопсия (Cyanopsia)
  • Фотофобия, Светобоязнь (Photophobia)
  • Удар, Внезапный Приступ, Припадок (Ictus)
  • Терапия Семейная (Family Therapy)
  • Тесты Векслера На Интеллектуальное Развитие (Wechslerscales)
  • Тиоксантен (Thioxanthene)
  • Трансференция (Transference)
  • Тримипрамин (Trimipramine)
  • Невроз (Neurosis. Neuroses)
  • Негативизм (Negativism)
  • Вуайеризм (voyeurism)
  • Неологизм (Neologism)
  • Никтофилия (Nyctophilia)
  • Символизм (Symbolism)
  • Синдром Капграса, Иллюзия Раздвоения (Capgras ‘ Syndrome, Illusion Of Doubles)
  • Гештальтизм (Gestaltism)
  • Мастурбация (Masturbation)
  • Содомия (Sodomy)
  • Девиация (Deviation)
  • Дезориентация (Disorientation)
  • Деперсонализация (Depersonalization)
  • Дизартрия (Dysarthria)
  • Руминация (Rumination)
  • Паранойя (Paranoia)
  • Летаргия (Lethargy)
  • Перерыв Ассоциаций (Blocking)
  • Зоопсия (Zoopsia)
  • Зоофилия (Zoophilism)
  • Коэффициент Интеллекта (Intelligence Quotient, Iq)
  • Компульсивность (Compulsion)
  • Конверсия (Conversion)

В данном разделе сайта собраны различные медицинские термины, их определения и расшифровки, синонимы и латинские эквиваленты. Надеемся, что с его помощью вы легко найдете все интересующие вас медицинские термины.

Для просмотра информации о конкретном медицинском термине, выберите соответствующий медицинский словарь или же произведите поиск по алфавиту.

Задержка умственного развития

Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.

Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?

Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.

Задержка умственного развития

Задержка умственного развития

Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.

Какие признаки должны насторожить родителей малыша?

Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.

1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.

2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.

3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.

4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).

5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».

Задержка умственного развития

Задержка умственного развития

И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?

Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.

У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.

Задержка умственного развития

Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.

А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?

Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.

Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.

Задержка умственного развития

Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?

Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.

Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?

Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.

Задержка умственного развития

Задержка умственного развития

У них есть потребность трудиться?

Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.

В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?

Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.

Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?

Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.

Содержимое публикации

Отграничение олигофрении
от задержки психического развития

Олигофрения (умственная отсталость) в отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятель­ности обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга. У УО детей нарушения сложных психических функций обнаружива­ются на протяжении всего их развития, причем на каж­дом возрастном этапе они принимают разные формы.

У детей же с нарушением темпа развития задержки психи­ческого развития в дальнейшем преодолеваются .

Дети с ЗПР в отличие от умственно отсталых способны принимать помощь, усваивать принцип решения и переносить его на аналогичные задания

Умственная отсталость

лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков

с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

позже формируется произвольное запоминание

опосредованная смысловая память слабо развита

свойственна эпизодическая забывчивость

Задержка психического развития

снижен объём запоминания

более низкий уровень продуктивности

лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального

отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения

отмечаются трудности в припоминании

Умственная отсталость

Характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

малой устойчивости

трудностях распределения

замедленной переключаемости

отсутствии концентрации на задании

Задержка психического развития

неустойчивость (колебания) внимания

сниженная концентрация

снижение объёма, избирательности

повышенная отвлекаемость

сниженное распределение

трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой

Умственная отсталость

снижена активность мыслительных процессов

отмечается слабая регулирующая роль мышления

характерна несформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения

ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление

характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу

Задержка психического развития

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики

— не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление

— нарушены динамические стороны мыслительных процессов

гораздо выше потенциальные возможности развития высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования

Но затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения

Познавательная деятельность

Умственная отсталость

Отсутствует или крайне низок познавательный интерес (меньше испытывают потребности в познании);

искажены представления об окружающем;

опыт крайне беден;

отсутствует учебный мотив.

Чаще стремятся действовать по образцу, интереса к новым видам или формам деятельности не проявляют.

Задержка психического развития

Проявляют познавательный интерес, хотя характерна низкая познавательная активность;

избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.

гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности

Больше мотивированы на деятельность

Способ выполнения действий
Способность к переносу

Умственная отсталость

Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования.

Нет способности к переносу или затруднён

Задержка психического развития

Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации

Имеется у большинства детей

Характер оказываемой помощи и обучаемость

Умственная отсталость

Низкий уровень обучаемости.

Помощь взрослого не принимает и не использует при выполнении заданий

низкий темп усвоения материала.

Не могут использовать полученные знания в новой ситуации

Задержка психического развития

Уровень обучаемости может быть крайне низок, но более активно используют помощь

Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы

Более высокий темп усвоения материала, выражена возможность использования полученных знаний в новой ситуации

Эмоционально-волевая сфера

Умственная отсталость

Характерна несформированность эмоциональной сферы;

ведущими являются инстинкты;

отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

деятельность не целенаправленна;

характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы)

Задержка психического развития

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.

Но эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм);

испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения);

страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность);

Коррекционная работа

Умственная отсталость

Формирование жизненно важных компетенций

Обучение по АООП школы для детей с УО

Формирование жизненно важных компетенций

Обучение по ООП школы или АООП школы для детей с ЗПР

Задержка умственного развитияЗадержка умственного развития у ребенка, пожалуй, самое огорчительное и обидное для родителей, порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит в семью нервозность, иногда разлад, и омрачает отношения как между родителями, так и между ними и ребенком, вплоть до неприятия его в решительном: «У нас в роду были всякие, но дураков не было». Дети, желая как можно больнее унизить, называют сверстника дураком, а то и пишут на стене: «Коля дурак». И нет ничего обиднее этого для нашего Коли.

Ребенку с задержкой умственного развития трудно и неуютно уже в детском садике. Все дети идут направо, а он налево. Все смеются, а ему неясно почему. Его обижают. Он не понимает воспитательницу, она — его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным. Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих, учительнице не скрыть досады, он мешает ей, и у нее невольно вырывается: «Бестолковый!». Дети в начальных классах уважают того, кого ценит учительница, и презирают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он начинает презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, хотя надо отвечать, молчит, даже когда может ответить, и от этого положение его еще более усложняется. Возникает порочный круг. Ребенок кажется глупее, чем есть на самом деле.

Если задержка умственного развития не так груба и заключатся в том, что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретном, повседневном он как все, то такой ребенок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает и может впасть в невроз. Если задержка груба, ребенок переоценивает себя, полагая, что в его неудачах виновны другие, что к нему придираются, и он протестует, демонстративно и вызывающе не повинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою «правоту» кулаками.

Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест выражается в чрезмерно раннем интересе к своей внешности (компенсация!) и к отношениям с мальчиками. Непрерывные санкции, упреки, неудовлетворительные оценки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков, вызывают у них враждебное отношение к школе, протест и приводят к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной компании, но и там умственно неразвитых используют для «таскания каштанов из огня», они терпят неудачи, часто, а по сути неотвратимо попадают в беду.

Умственная отсталость, классифицируемая как олигофрения, когда ребенок состоит на учете в психоневрологическом диспансере и готовится к обучению во вспомогательной школе, — особая проблема, требующая в каждом конкретном случае рекомендаций психиатра. Мы ее здесь не касаемся. В данном разделе речь пойдет главным образом о предупреждении и преодолении временной задержки умственного развития, которая, если меры не будут приняты в возможно более ранние сроки, может стать неустранимой, постоянной. Между тем такая задержка чаще всего преодолима. Крайне важно как можно раньше обнаружить ее наличие, понять, в чем именно она выражается (умственное развитие нередко проходит неравномерно, и какие-то характеристики интеллекта формируются в свои сроки, а какие-то западают; нередки и случаи, особенно у мальчиков, когда наблюдается позднее развитие интеллекта, нередко — высокого), и установить ее степень.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector