Задержка психоречевого развития — сборная группа, к которым относятся нетяжелые разнообразной этиологии патологии развития ЦНС с незрелостью эмоционально-волевой, познавательной и речевой функции с перспективой компенсации.
Афазия — расстройство речи, обусловленное поражением корковых речевых зон (нижней лобной извилины или теменно-височно-затылочного отделов в доминантном полушарии); афазия — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после трех лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.
Моторная афазия развивается вследствие поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения, утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей.
Сенсорная афазия возникает при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи — центр Вернике, по своему механизму является речевой агнозией.
Протокол "Задержка психоречевого развития"
Код по МКБ:
F80.1. Задержка психоречевого развития
Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)
F80.2. Расстройство рецептивной речи
Связанная с развитием:
— Дисфазия или афазия рецептивного типа
F80.9 Расстройство развития речи и языка
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
- Подключено 300 клиник из 4 стран
- 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):
1. Моторная алалия.
2. Сенсорная алалия.
— задержка психического развития с дисграфией;
— задержка психического развития с дислексией;
— задержка психического развития с дискалькулией;
— задержка психического развития с диспраксией;
— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;
— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:
1. Афазия — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.
Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.
Лабораторные исследования: в пределах нормы.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.
Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.
Минимум обследования при направлении в стационар:
Несмотря на обилие информации, которая льется из десятка девайсов, окружающих современного человека с самого рождения, наши дети всё чаще испытывают проблемы с речью, отказываясь говорить в два, три, пять лет. Врачи диагностируют задержку речевого развития. Родители, услышав такой диагноз, зачастую оказываются в растерянности и не находят иного способа помочь малышу начать коммуницировать с миром, кроме терпеливого ожидания. Современная медицина между тем предлагает не ждать, а использовать новые безопасные методы лечения ЗРР.
Нормы развития ребёнка в зависимости от возраста
Если брать нормы развития, то ребёнок с шести месяцев уже должен произносить лепетные слоги, а в речи малыша обязательно должны быть согласные звуки. В обиходе годовалого ребенка должно быть от 3 до 10 слов; в 1,5 года – 20-30 слов, у кого-то – 50; к 2-3 годам – от 50 до 200. Это мы говорим о норме. Если родители видят, что ребёнок использует в общении только звуки, не использует ни одного слова в возрасте 18 месяцев (это пограничный срок), тогда нужно обратить на это внимание и не ждать до 2-3 лет.
Признаки ЗРР можно заметить еще до года. Первый признак – отсутствие согласных звуков в речи малыша (они могут произноситься вместе с гласными или отдельно). Второй признак – малыш не проявляет эмпатию: не смотрит в глаза, не реагирует на маму.
Причины задержки речевого развития
- Это множество девайсов, которые рано даются детям. У меня в практике была история, когда мама уже в три месяца показывала ребенку мультики, но, конечно, из хороших побуждений. Родители считают, что если ребенок смотрит мультики, он развивается. На самом деле это иллюзия.
- Еще причина – стрессы, которым подвержена женщина во время беременности. Что такое стрессы? Это гипоксия плода, это не всегда физиологически протекающие роды, это гипоксические изменения в мозге ребёнка, связанные с беременностью и родами, это то, что мамы до последних сроков беременности работают, водят машину. Еще причины – вирусные заболевания у женщин во время беременности, женщины могут быть носителями цитомегаловируса, токсоплазмоза, вируса герпеса – это то, что влияет на центральную нервную систему.
- И еще одна причина ЗРР – родители сегодня мало общаются со своими детьми. Мамы часто выходят на работу после месяца-двух декрета, и детям просто не хватает общения. Родитель включает компьютер ребёнку, телефон, а это не общение.
Эффективные методы обследования и диагностики
Основные методы: видео-ЭЭГ мониторинг, МРТ головного мозга, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника. Дополнительные методы: ультразвуковое сканирование сосудов, СВП (слуховые вызванные потенциалы) – исследование, которое помогает разобраться, есть ли проблемы на уровне слуха, то есть насколько ребенок вообще воспринимает речь, длительная и внимательная консультация невролога, консилиумный прием невролога и дефектолога- логопеда, нейропсихолога.
Методы и способы лечения задержек психо-речевого развития у детей
Как медицина сегодня может помочь детям, которые не могут познавать мир и общаться с миром с помощью речи?
Можно помочь медикаментозно, как раньше это делали: назначали ноотропные препараты, церебропротекторы. Но сейчас есть другие методики – аппаратные. Они очень эффективны, в частности одна из них – транскраниальная микрополяризация (Полярис).
Безопасный, эффективный метод, который используется уже более 25 лет. Он не зарекомендовал себя никакими побочными проявлениями со стороны детской психики и головного мозга. Эффективен при ЗРР, ЗПРР, расстройствах аутистического спектра. Это точечное воздействие на головной мозг, причем физиологическое воздействие!
Микрополяризация – процедура безболезненная: аппаратом воспроизводится сила тока, которая в настоящий момент есть у ребенка в головном мозге между нейронами. Что такое ток? Это движение электролитов – кальция, калия, магния и натрия, которые участвуют в проведении импульса. В зависимости от того, как они на мембране нейрона концентрируются, сколько их, как они через эту мембрану проходят, и строится речь, мысль. Процедура занимает 30-40 минут. Всего необходимо 10-12 процедур. Повторение курса через 2,5 – 3 месяца.
Так же, в лечении ЗПРР применяется еще один неинвазивный и безопасный метод лечения – биоакустическая коррекция
Развитие речи – это процесс длительный и трудоёмкий, он не ограничивается аппаратными методиками Нужны занятиями с логопедом и нейропсихолом, он требует постоянной работы родителей.
Помощь родителей
Что мамы и папы могут делать дома для того, чтобы их ребенок заговорил?
Выключать телевизор, не использовать телевизор в качестве фона. Очень часто в семьях бывает так: работает большой телевизор с хорошими колонками, приходит уставший папа, включает новости, а рядом сидит чадо, которое вроде бы и не слушает, как говорят родители, но воздействие на мозг ребенка идет. Это называется фоновое воздействие телевизора. Эффект одинаковый,как от фонового, так и от прямого воздействия.
Телевизор активизирует правое полушарие мозга. А речь – это левое полушарие мозга, центр Брока и центр Вернике. Лучше всего разговаривать с ребенком. В идеале выходить на улицу и рассматривать травинки, жучков, паучков, палочки, рассказывать малышу, какой они формы, цвета, откуда появился цветочек, то есть развивать еще и мышление.
В лечении задержек речевого развития, аутистических расстройств применяется только комплексный подход. Это коррекционная работа, это аппаратное лечение ( Полярис, БАК и БОС), это масссаж, это и медикаментозная терапия. Так же , необходима включенность всей семьи ребенка, поддержка папы.
В своей работе наш центр использует все эти методики, разрабатываются индивидуальные программы под каждого маленького пациента.
Нарушение речевого и умственного развития встречается у детей от полугода до 7 лет. Оно сопровождается задержкой речи и интелекта, плохой обучаемостью. По сравнению с более тяжелыми заболеваниями, такими как умственная отсталость и олигофрения, ЗПРР может поддаваться усмешному лечению.
Основной причиной ЗПРР у детей специалисты считают нарушение формирования коры головного мозга и ЦНС. Их могут спровоцировать различные генетические факторы, образ жизни матери в перинатальный период, родовые травмы и т.д.
Основным фактором успеха в лечении психоречевой задержки у детей является своевременность. Чем раньше начнется коррекция, тем выше шансы на успех и дальнейшее отсутствие последствий нарушения.
Среднегодовая статистика, к сожалению, показывает увеличение детей с задержкой психоречевого развития. В основном, большая часть детей страдает этим нарушением после 4 лет, когда начинается активная детская жизнь, общение со сверстниками, налаживается коммуникация с окружающим миром.
С возрастом шансы на успех излечения ЗПРР сильно падают. Это обусловлено формированием навыков и стереотипов у ребенка. Если до 4-х лет есть все шансы скорректировать нарушение, то после 6-ти процент успеха уже крайне мал.
Поэтому, как уже было сказано, чем раньше будет обнаружена патология, проведено обследование и начата коррекция, тем вероятнее успех. На сегодня, в арсенале специалистов есть множество методик для лечения ЗПРР, которые с успехом применяются на практике.
Симптоматика ЗПРР, как выявить на ранних этапах
Выявить и поставить диагноз задержки писхоречевого развития не так просто. Обычно для этого создается комиссия из нескольких профильных врачей, таких как невролог, логопед, психиатр, проводятся тесты. По мнению специалистов, заключение о наличии ЗПРР можно сделать не раньше чем в 3-4 года.
Но как быть, если у ребенка уже в возрасте 1-1.5 лет родители заметили отставание? Необходимо срочно принимать меры и начинать коррекцию. В этом возрасте можно заметить особенности игрового поведения ребенка, его повадки и восприятие окружающего мира.
Если родители замечают, что ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых звуков «мама» или «папа», стоит обратиться к неврологу для осмотра. Врач поможет определить риск задержки развития у малыша и назначить стратегию наблюдения и лечения.
Основные причины задержки психоречевого развития
Так как нарушение речи тесно связано с задержками психики, необходимо исследовать эти патологии вместе. Зачастую причинами возникновения ЗПРР могут быть частые болезни ребенка в раннем возрасте, когда формируются основные нейронные связи и созревает центральная нервная система. К таким болезням можно отнести пневмонии, гормональные нарушения и др.
Генетика играет не последнюю роль в задержке развития. У некоторых семей, если провести анализ, можно найти наследственную связь, когда один из родителей поздно заговорил. Образ жизни и климат в семье также имеет значение в развитии речи. Замкнутость ребенка, отсутствие общения со сверстниками – одни из звеньев общей цепи.
Дополнительные трудности в диагностике создает сложность отличия ЗПРР от умственной отсталости ребенка. Дети с задержкой развития не могут концентрироваться на одном занятии, переключаются с одной игры на другую, имеют сложности с восприятием информации.
Малыш может быстро уставать от монотонной деятельности и не может задерживать внимание на одном предмете долгое время. Также для таких детей характерна неравномерность запоминания. Ребенок может что-либо запомнить визуально и, наоборот, на слух плохо воспринимать информацию.
Для каждого возраста существуют свои показатели, которые оценивают специалисты. В основном, многие дефектологи ставят детям до 4 лет один диагноз – нарушение психического развития. Дальше, по мере взросления симптоматика может отличаться и при умственной отсталости страдают почти все сферы психики. В таком случае очень сложно проводить коррекционную работу, в отличие от ЗПРР.
Основные признаки задержки психоречевого развития:
— в 3-4 месяца ребенок плохо проявляет реакцию на родителей, нет улыбки, не откликается на имя;
— в 8 месяцев — 1 год ребенок не издает звуки, отсутствует лепет и гуление;
— в 1,3-1,5 года малыш не произносит первых слов, таких как папа и мама, не откликается на свое имя;
— в 2 года у нормальных детей уже есть набор из 200-300 слов, а у детей с ЗПРР наблюдается всего несколько слов, которые он с трудом произносит;
— в 2-3 года у деток с нарушениями очень ограниченный словарный запас, им сложно долго слушать взрослого и составлять простые предложения.
Патология психоречевого развития сопровождается трудностью восприятия новой информации. Исследования показывают, что при нарушениях речи часто страдает левое полушарие мозга, в котором находятся речевые центры. Так как нарушение коммуникационных функций напрямую мешает умственному развитию, следует как можно раньше начинать принимать меры.
Методы лечения и коррекции ЗПРР у детей
Большинтсво специалистов сходятся во мнении, что восстановить процессы правильного развития и вылечить патологию психоречевого развития необходимо до школьного обучения. Чем больше запущенность заболевания, тем сложнее его лечить и тем необратимее последствия.
Первое, что необходимо сделать, если родители заметили странное поведение ребенка и симптомы, которые мы перечислили выше – сходить к нейропсихологу или неврологу на диагностику. Врач проверит возможность ребенка выполнять упражнения на мышление, концентрацию, внимание и сделает первичные выводы о его состоянии.
Дальше следуют коррекционные программы, работа с логопедом, дефектологом, педагогом и другими специалистами, которые помогут убрать основные дефекты. Подчекнем еще раз, главный фактор успеха в лечении – это своевременность коррекции.
После 5-6 лет врачам порой бывает практически невозможно свести на нет нарушения речи, проблемы психологического развития. Это однозначно нанесет вред в дальнейшей жизни ребенка. Сегодня очень много специалистов, которые могут назначить качественное и правильное лечение, способное полностью убрать последствия ЗПРР.
К стандартным методам коррекции можно отнести медикаментозную терапию, массаж, физиотерапию, занятия с логопедом и педагогом. Лечение должно быть комплексным, направленным на развитие разных сфер, а не только на снятие симптоматики. Каждый конкретный комплекс зависит от степени заболевания, характера нарушения и самого ребенка.
Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.
Задержка речевого развития достаточно частая патология нервной системы в детском возрасте. Причин ЗРР большое множество, это и патология беременности и родов ( гипоксичекое, ишемическое, траваматическое повреждение нервной системы), стрессовые ситуации, испуги, хронические заболевания других органов и систем, травмы и др.
Проявляться ЗРР начинает уже в 1.5-2 г. В этот период особое значение имеет раннее выявление и начало лечения. Чем раньше начнется реабилитация, тем быстрее маленький пациент сможет общаться со своими родителями и окружающими. Степень ЗРР также бывает различная. Есть детки, у которых уже после первого курса «открывается» речь, а кому-то требуется время и более длительные курсы лечения.
В РЦ « Здоровое детство» подход к реабилитации детей с ЗРР комплексный и обязательно индивидуальный, подобранный в соответствии тяжести патологии и возраста ребенка. В нашем центре разработана схема лечения и наблюдения детей с данной патологией, состоящая из 4х основных блоков:
Физиотерпаевтиче ские, мануальные и рефлексотерапевт ические методики.
Психолого-логопе дическая коррекция
Специализированн ые аппаратные методики
Нейрометаболичес кая поддержка.
В первую очередь начинаем с физиотерапевтиче ских, мануальных и аппаратных методик, так как в раннем возрасте ( 1.5-2г) данные методы особо эффективны. Проверенные физиотерапевтиче ские методики являются неотъемлемой частью процесса лечения ЗРР. Самыми распространенным и методами являются ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, точечный массаж речевых зон, цветопунктура, транскраниальная микрополяризация ( ТКМП), транскраниальная магнитостимуляци я ( ТКМС), ВОКАСТИМ , магнитотерапия, парафинотерапия, амплипульс под корень языка и на кончики пальцев, БОС терапия ( биологически-обр атная связь). Использование мягких мануальных методов ( Кранио-сакральна я терапия, Остеопатия) позволяет снят мышечные блоки, зажатость шейного отдела позвоночника, что также может влиять на кровообращение головного мозга, а в результате и речевые функции. Иглорефлексотера пия и фармакопунктура мощный стимулирующий метод, который позволяет работать непосредственно с речевыми точками по всему телу.
Психолого-логоп едическая коррекция речевых нарушений является наиболее важным и одним из основных методов реабилитации детей с ЗРР после 2.5-3 лет. Грамотные и высоко-специализ ированные специалисты залог успеха в лечении данной патологии. Занятия проходят с логопедами-дефек тологами, нейропсихологами на развития мелкой моторики и стимуляцию речевых функций, постановку звуков. К дополнительным психологическим методам можно отнести анималотерапию ( канистерапия), что позволяет ребенку добиться для ребенка спокойствия и душевного равновесия.
Новейшие аппаратные методики, такие как ТОМАТИС терапия, ЛОГО+ позволяют в разы ускорить результаты лечения, позволяют логопедам и психологом индивидуально разрабатывать занятия для каждого маленького пациента. Томатис терапию проводит нейропсихолог на специальном аппарате Нейро-ухо, работая как индивидуально так и в группах. ЛОГО + ( прослушивание специальных нейро-мелодий) удобен в применении и позволяет ребенку проходить лечения не отвлекаясь от игр и других занятий.
Комплексное лечение ЗРР включающее в себя разные методики и методы позволяет минимизировать необходимость в масштабной медикаментозной терапии. Нейрометаболичес кие препараты безусловно назначаются врачом неврологом с учетом возраста и патологии ребенка.
Так же в центре помимо невролога, консультирование м детей с речевыми нарушениями занимается детский психиатр.
Совместное наблюдение, комплексное лечение, индивидуальный подход позволяют добиваться нам отличных результатов и дарить радость общения.
Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.
Отставание и задержка в развитии речи – часто встречающаяся проблемы у детей, от которых можно и нужно избавляться. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение – тем быстрее малыш сможет полноценно развиваться и вести активную жизнь в социуме. Именно поэтому так важно найти профессиональную помощь на ранних этапах, сразу же после постановки диагноза.
Центр здоровья и развития детей имени Святителя Луки предлагает клиентам услуги лицензированных врачей, которые эффективно проводят лечение ЗРР у детей в Москве. Мы готовы обнаружить причины, повлекших за собой отклонения в развитии малыша, подготовить индивидуальную программу занятий и помочь ему справиться с проблемой в комфортной и уютной обстановке.
Как определяется ЗРР у детей?
Главная причина появления задержек в речевом развитии ребенка – это отклонения в работе центральной нервной системы и головного мозга. Состояние ребенка характеризуется проявлением следующих симптомов:
- отсутствием реакции на взрослую речь с раннего возраста;
- слабостью мышечной активности лица (дети с ЗРР не умеют улыбаться в 4 месяца);
- заторможенной или беглой речью;
- чрезмерным слюноотделением;
- утомляемостью;
- слабо развитыми мыслительными процессами;
- плохой памятью, сниженным вниманием и воображением;
- неправильным формированием предложений.
Помимо перечисленных симптомов, врачи выделяют особенности общения ребенка в раннем возрасте. Малыши с ЗРР не произносят слов, вплоть до 2-х лет, даже простейших в виде односложных просьб, обращений. Лексикон таких детей крайне скудный – нарушена правильная формулировка мыслей. Однако, поставить диагноз вправе только дипломированный специалист, поскольку особенности развития здорового ребенка имеют подобные особенности речи.
Практикой нашего центра доказана эффективность лечения ЗРР у детей с раннего возраста. Мы готовы помочь Вашему малышу избавиться от проблемы и успешно общаться со сверстниками в будущем.
Успешное лечение ЗРР – терапия и занятия с детьми в Центре им. Св. Луки
Малыши, с задержками в речевом развитии нуждаются в помощи специалистов и наш центр готов предоставить Вам консультации невропатологов, логопедов, психологов и рефлектологов.
Лечение ЗРР в нашем центре происходит по индивидуально подобранным программам – это позволяет достичь заметного результата и помочь ребенку преодолеть трудности. Наши сотрудники – лицензированные врачи, с большим опытом практики в лечении подобных заболеваний. Обращаясь к нам, Вы получите:
- грамотное обследование для выявления расстройств;
- программу лечения, разработанную с учетом особенностей Вашего малыша;
- комплексную коррекцию проявлений ЗРР;
- всестороннюю помощь в процессе лечения;
- профильные консультации узких специалистов, если они потребуются в процессе лечения;
- лояльное ценообразование – лечение подбирается индивидуально, а значит – и стоимость занятий с ребенком существенно отличается и напрямую зависит от запущенности случая.
В нашем центре царит комфортная атмосфера, которая способствует скорейшему выздоровлению. Имея достойную материально-техническую базу, мы достигаем поставленного результата высокими темпами, используем новейшие наработки в области нейропсихологии и внедряем исключительно эффективные методы устранения дефектов.
Записаться на прием к врачу Вы можете на сайте, воспользовавшись онлайн-формой, телефоном или электронной почтой. Наши консультанты ответят на все возникшие вопросы, подберут удобное время для общения с врачом и расскажут о расценках на услуги специалистов. Карта проезда в наш центр расположена на сайте, для удобства клиентов. Мы поможем Вам быстро и эффективно избавиться от ЗРР, вернем ребенку способность полноценно развиваться и общаться со сверстниками. Если Вы уже были клиентом нашего центра мы готовы предоставить скидку в размере 500 руб. на коррекционно-развивающее занятие с ребенком.
В настоящее время рекомендуется проходить медицинские осмотры ребенку каждый раз, когда начинается новый этап в жизни подрастающего человека. Будь то садик или школа, требуются заключения врачей. И вроде бы все прекрасно, как вдруг всплывает диагноз типа ЗРР или ОНР. Три буквы и столько переживаний для мамы. В данной статье, попробуем в этом разобраться.
ЗРР или Задержка речевого развития
Понятие задержка речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой.
Речь таких детей относительно сформирована, но, в отличие от речи обычно развивающихся детей, она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).
Несмотря на то, что определение довольно страшно звучит, но в какой бы степени это нарушение ни проявлялось, ЗРР носит временный характер. Хорошая новость состоит в том, что с этой проблемой можно справиться, благодаря дополнительной работе по специальной методике.
Если с ребенком с диагнозом ЗРР не заниматься в дошкольном возрасте, то при обследовании в школу или логопедом в школе будет поставлен диагноз ОНР.
ОНР или Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.
Р.Е. Левина — советский педагог, психолог, основоположник отечественной логопедии, свела все многообразие недоразвитий речи к трем уровням речевого развития. В них отражается типичное состояние всех компонентов языка у детей с ОНР.
Первый уровень – это так называемые «безречевые дети». Это дети, которые используют только лепетные слова и звукоподражание, жесты и мимику. Например, «би-би» может означать весь транспорт, а звук похожий на рычание животного – всех животных способных рычать.
Второй уровень – к лепетным словам добавляются искаженные аналоги слов, нарушение слоговой структуры слов. Например, «яблоко» может быть «бака», «лябака». Здесь наблюдается фразовая речь. Ответы на вопросы по картинкам, но понимание обращенной к ребенку речи, остается не полным.
Третий уровень – уже развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное знание и употребление многих слов, дети вступают в разговор только в присутствии знакомых людей.
Чтобы справиться с общим недоразвитием речи необходима работа с логопедом по следующим направлениям:
— При работе с детьми с первым уровнем речевого развития обращаем внимание на развитие понимания речи, развиваем активную подражательную способность (необходимо произносить любые сочетания звуков), помним о необходимости развития внимания и памяти;
— С детьми на втором уровне развития необходимо работать над умением отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Необходимо вывести ребенка на диалог, процессе которого закрепляются все формы речи, которые понятны и просты для детей, всевозможные и необходимые словосочетания. Составляем с детьми предложения по вопросам, а потом объединяем эти предложения в короткие рассказы. Заучиваем то, что получилось и просто стихотворения.
— С детьми на третьем уровне развиваем и продолжаем совершенствовать связную речь, стараемся на практике усвоить лексические и грамматические средства языка, необходимо продолжать работу над правильным звукопроизношением. Так же можно начинать осваивать элементами грамоты. Готовимся к школе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
В данном случае у ребёнка в норме слух и интеллект. В пять лет у него хорошо развита фразовая речь, он интересно рассказывает об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки. При диагностике он не различает на слух некоторые из них и не может повторить последовательность звуков в слове.
Если ребенок с таким диагнозом вовремя не пройдет курс обучения с логопедом, то в школе его ожидают проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.
Очень похожее на ФФНР, но имеет всего три буквы в названии – это ФНР или Фонетическое недоразвитие речи.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).
Данное нарушение довольно легко устраняется специальными артикуляционными упражнениями, которые помогают не только поставить отсутствующий в речи звук, но и улучшить дикцию в целом.
Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно (сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
Данное нарушение, может привести к трудностям в школе — обучении письму, написанию диктантов и чтению. Поэтому необходимо вовремя провести работу с этим нарушением.
Говорите со своими детьми и слушайте их ответы. Обращайте внимание на ошибки и вовремя обращайтесь к специалистам. Тогда результаты не заставят вас ждать. Любите своих детей. Удачи.