Задержка речевого развития

Воспользуйтесь одним из наших предложений!

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Данный диагноз ставится в основном детям от 3 и до 5 лет, ведь именно у них речь подвержена разнообразным дефектам. Речь дошкольников часто отклоняется от принятых норм и при этом нельзя сразу понять есть ли нарушение в ней. Понятие «ЗРР» включает в себя различные отклонения. Они бывают разного возникновения. В основном — функциональное, органическое.

Причины

Причин для ЗРР много, вот некоторые из них:

  • Негативное влияние на всю нервную систему детей. Они бывают разными: осложнение вовремя беременности или в процессе самих родов, любая травма, нарушенный обмен многих веществ в организме. Даже если во время беременности девушка подхватила инфекцию, она может оказать пагубное влияние на плод;
  • Нарушение в развитии речи, которое обусловлено генетическими заболеваниями;
  • Педагогическая запущенность;
  • Нарушение в развитии речи из-за соматических заболеваний, неврологические и психиатрические заболевания сюда тоже относятся;

Кроме это ЗПР может быть нормой для развития конкретного ребенка. Просто именно в его речи зафиксировано некоторое отставание. Оно не критическое и легко лечится, но только при правильно подобранной программе занятий. Более того ЗПР у таких ребят может исчезнуть без каких-либо дальнейших последствий.

Диагностика ЗРР

Из-за того, что в основном все причины ЗРР — это заболевания, то ставить и лечить этот диагноз должен никто иной, как врач. В нашем случае — невролог. Уточнить диагноз этот доктор уже не сможет. Для конкретизации качества речевого дефекта и для составления комплексного решения невролог направляет пациент к нейропсихологу и конечно же к логопеду.

Когда невролог понимает, что все выявленные симптомы имеют неврологический характер, то он назначает дополнительные методики диагностирования организма. Такие, как УЗДГ или ЭЭГ. Иногда требуется комплексное аппаратное обследование.

Лечение

После многочисленных диагностик, изучения анамнеза и впоследствии выявлении причин задержки, для пациента создается индивидуальный план лечения или так сказать постепенного развития до нормы в показателях.

Часто кроме логопедической помощи нужна и остеопатическое лечение. Это необходимо для лучшего кровообращения. Остеопат разрабатывает определенный курс массажа или назначает мануальную терапию. В странах на западе остеопат еще назначает новый метод лечения «Транскраниальную магнитную стимуляцию» сокращенно ТМС. Нейропсихолог отправляет на коррекцию. Это важно для дальнейшего формирования всех психических функций, которые оказывают огромное влияние на речевые процессы.

Такой комплексный подход оказывает благоприятное влияние на формирование речи, дает возможность полноценно улучшить работу всего организма в целом. Это надо для дальнейшего получения всех речевых навыков и для ускорения развития, а также формирования в целом.

Услуга Стоимость, руб.
Логопедия
Консультация логопеда для взрослых (1 час) 2000
Абонемент 5 занятий с логопедом для взрослых 10000
9500
Абонемент 10 занятий с логопедом для взрослых 20000
18000
Первичная консультация детского логопеда (1 час) 1400
Занятие с детским логопедом 1-й категории сложности 1400
Занятие с детским логопедом 2-й категории сложности 1700
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности 7000
6650
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности 8500
8075
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности 14000
12600
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности 17000
15300
Заключение логопеда для справки (30 мин) 900

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов овладения устной речью детьми младше 4 лет. Задержка речевого развития у детей включает в себя проблемы ребенка

  • с произнесением и запоминаем первых слов
  • с развитием словарного запаса
  • с пониманием слов и предложений
  • с фразовой (к 2 годам) и со связной (к 3 годам) речью

Таким образом, темповая задержка речевого развития касается всех элементов языка: звуков, лексики, грамматики и фразовой речи. От своевременного появления речи зависит психологическое развитие малыша в последующем. В ряде случаев трудности общения и социального взаимодействия у детей связаны именно с ЗРР.

Заключение о задержке речевого развития правомерно для детей в возрасте до 4 лет. Если детей старше 4 лет сохраняются аналогичные проблемы, говорят об общем недоразвитии речи.

Задержка речевого развития

Причины задержки речевого развития

ЗРР может вызвываться биологическими причинами, связанными с микроорганическим поражением мозга, и социальными, обусловленными неблагопритяной средой воспитания ребенка.

Среди биологических причин выделяют:

  • Патология беременности –внутриутробные инфекции, интоксикации беременной, гипоксия, недоношенность.
  • Родовые травмы — асфиксия новорожденного или механическая травма головы
  • Тугоухость — так как становление речи основывается на услышанной ребенком информации
  • Психические изменения –например, детский аутизм.

Социальные причины задержки речевого развития также играют важную роль:

  • Гиперопека – у ребенка просто нет необходимости в речи, потому что и так близкие хорошо понимают и предупредительны ко всем его желаниям
  • Дефицит речевых контактов – при частых болезнях ребенка, ведущих к ограничению общения, или замкнутости родителей, не привыкших много говорить.

Когда обратиться к специалисту?

Диагноз ЗРР устанавливается по данным динамического наблюдения. Родителям стоит внимательно отслеживать развитие речи ребенка, чтобы иметь возможност своевременно скоректировать отставание.

Следует обратиться за профессиональной помощью в случае, если ваш ребенок:

  • Не реагирует на звук или речь – в возрасте 1 года
  • Не пытается повторить слова и не выполняет на слух простое задание – в 1,5 года
  • Не произносит отдельные самостоятельные слова – в возрасте 2 лет
  • Не способен составлять простые фразы из слов – в 2,5 года
  • Говорит лишь готовыми (из книг, мультиков) фразами, а не своими– в 3 года

При обнаружении таких отклоненийнужно обязательно обратиться к специалистам – логопеду, детским неврологу и психологу, они смогут точно установить, стоит ли беспокоиться и есть ли у ребенка диагноз ЗРР. В нашем центре можно посетить всех нужных специалистов для определения причины, симптомов и лечения ЗРР.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении темповой задержки речевого развития лечение оказывается весьма успешном при надлежащем усилии родителей и должном внимании специалистов. Неверно полагать, что в этом случае необходимы лишь занятия с логопедом. В лечении ЗРР у детей используется комплексный подход с применением лекарственной терапии, лечебных процедур, нейротерапии и занятий с психологом. Важны как слаженная работа логопеда, психолога и невролога, так и постоянное внимание родителей для эффективного налаживания речи ребенка. Уникальный опыт специалистов нашего центра поможет вашему ребенку догнать речь сверстников.

Словосочетание “задержка речевого развития” может звучать пугающе, но на самом деле оно лишь отражает тот факт, что речь развивается медленнее, чем положено в норме к 2,5-3 годам. Причем это касается как звукопроизношения (наиболее наглядного для родителей показателя качества речи), так и скорости усвоения грамматических конструкций и связности речи. Сам по себе термин ЗРР не говорит ни о серьезных органических нарушениях , ни о других патологиях, которые мешали бы появлению речи.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей нет. Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Специалисты выдвигают различные гипотезы, многие из которых не до конца исследованы, поэтому на этом подробно мы не будем останавливаться.

Чем можно помочь ребенку с задержкой речевого развития?

Ключевая рекомендация: не ждать. Начинать занятия можно и нужно с 2-2,5 лет. К сожалению, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда встревоженные родители приходят с ребенком, который к 4-5 годам так и не заговорил, со словами: “нам сказали, что нужно ждать, что само появится”. Конечно, помочь можно, но в таких случаях коррекционная работа проходит гораздо дольше, а последствия задержки гораздо серьезнее. Мы говорим об этом так часто, как только можем: пожалуйста, обращайтесь к логопедам, если вы считаете, что вашему ребенку уже давно пора заговорить, а этого не происходит. Если это действительно темповая задержка и речь “появится сама”, то малыш будет лучше подготовлен к садику. А если диагноз ЗРР – предвестник более сложных системных нарушений, то раннее начало занятий заложит базу для благополучной коррекции в дальнейшем. Когда к диагнозу “задержка речевого развития” добавляется задержка психического развития , то ставится диагноз задержка психо-речевого развития.

Какие занятия мы рекомендуем для малышей с задержкой речевого развития:

  • занятия с логопедом-дефектологом не реже 2-х раз в неделю;
  • занятия на комплексе Timocco;
  • курс сенсомоторной коррекции, она отлично работает в паре с логопедическими занятиями – результаты станут заметны значительно быстрее;
  • групповые занятия по логоритмике и мелкой моторике – там ребенок будет заниматься развитием навыков, критически важных для речи, и одновременно погрузится в среду своих сверстников;
  • в некоторых случаях необходимо пройти с программы-интенсива “Запуск речи” – он даст отличный импульс и видимый результат уже за 3 недели, остальные занятия закрепят достигнутый успех.

Какие мы можем дать рекомендации?

Даже если вы регулярно посещаете занятия с логопедом-дефектологом, необходимо заниматься дома. И мы можем вам в этом помочь уже сейчас. Посмотрите это видео, где наш логопед-дефектолог Елена Алексеевна Губицкая показывает, как правильно делать основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Очень важно и полезно делать его дома ежедневно – результаты ваших усилий не заставят себя ждать.

-Это не своевременное освоение навыка разговорной речи, полная или частичная неспособность формировать из звуков слова, а из слов предложения. К двум годам дети должны уметь составлять осмысленные фразы, а к трем годам обладать связной речью, отставание от этих возрастных норм является патологией и нуждается в своевременной коррекции.
А есть ли аппараты для коррекции речи? Мы с гордостью говорим есть!
Задержка речевого развитияУзнайте о НейроПорте больше!

Существует несколько причин ЗРР:

– расстройства ЦНС, возникшие из-за внутриутробного поражения головного мозга, вследствие гипоксии плода, асфиксии новорожденного, родовых травм, внутриутробных инфекций, наступления родов до или после установленного срока, черепно-мозговой травмы, гипотрофии, неонатального воспаления оболочек головного и спинного мозга, неонатального воспаления вещества головного мозга;

– различные по степени понижения слуха, так как без корректной работы слухового анализатора невозможно правильное развитие устной речи;

– неблагоприятная атмосфера общения в семье – негативно сказывается как отсутствие внимания, так и гиперопека, которая снимает у ребенка стимул для самостоятельной речевой активности; также к социально-психологическим причинам можно отнести отделение ребенка от матери при длительных госпитализациях, недостаточность обучения, общение в семье на нескольких языках, отсутствие родителей, частые стрессы.

Диагноз ЗРР ставится детям, развитие речи которых не соответствует определенным возрастным этапам и нормам.

К симптомам, указывающим на ЗРР на разных этапах, относятся:

– неестественно протекающий период доречевого становления, а именно однообразно произносимые звуки или их отсутствие, тихость и недостаточность лепета;

– в возрасте одного года отсутствие реакции на звуковые стимулы;

– пассивная эхолалия в возрасте полутора лет;

– отказ или невозможность копирования взрослого поведения в возрасте от полутора до двух лет;

– невозможность формирования отдельных слов в двухлетнем возрасте;

– в трехлетнем возрасте невозможность формирования словосочетаний, предложений;

– в трехлетнем возрасте ребенок лишь повторяет заученные фразы, не строя предложения самостоятельно;

– использование невербальных средств общения, которые становятся заменой устной речи.

Диагностика и лечение задержки речевого развития зависит от ее причин, но в любом случае, чем раньше обратить внимание на признаки ЗРР, тем выше вероятность полного от нее избавления. Чаще всего проблемы с речью не сопровождаются олигофренией, но могут явиться преградой для социального общения и полноценного развития в будущем.

Задержка речевого развития

Коррекция при задержке речевого развития всегда проводится в двух направлениях: психолого-педагогическом и медикаментозном. К первому относится выявление причин ЗРР, построение плана лечения, проведение ежедневных занятий с ребенком, контроль и проверка улучшений. К медикаментозному направлению относится постановка диагноза, подбор лекарственных средств и индивидуального курса их приема, контроль динамики.

Для того, чтобы лечение задержки речевого развития у детей проходило наиболее эффективно, необходимо создать максимально комфортную для этого среду в его мини-социуме, а именно в семье. Родные ребенка при общении с ним должны соблюдать единые речевые требования, следовать рекомендациям специалистов.

Любые занятия для детей с задержкой речевого развития, будь то занятия с логопедом, дефектологом, психологом или упражнения дома, дадут наилучший результат, если проводить их с помощью тренажера-нейростимулятора Нейропорта. Электроимпульсы, которые посылает прибор, находясь на языке ребенка, направлены на активное восстановление корректной работы всех центров мозга, отвечающих за речь, слух, артикуляцию, интеллект.

Для детей младшего возраста эффективны подвижные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование), зрительных и слуховых анализаторов, упражнения, обучающие формированию слов из звуков, а также умению формулировать и выражать мысли. Любые занятия, помогающие реализовать творческий потенциал прекрасно снимают излишнее напряжение нервной системы. Все эти упражнения будут быстрее освоены и приведут к заметным достижениям, если проводить их вместе с Нейропортом, который уже зарекомендовал себя как тренажер-аппарат для развития речи.

Помимо этого, проводится логопедический массаж, который снижает мышечный тонус артикуляционных органов, который более эффективен, если проводится одновременно с воздействием нейростимулятора Нейропорт. Благодаря этому, улучшается кровообращение, активизируется работа нервной системы, что стимулирует работу речевых зон мозга.

Развивающие занятия при задержке речевого развития помогут улучшить восприятие мира в целом, увеличить запас слов, зажечь интерес к социуму, научить формировать полноценные предложения и выражать собственное мнение.

Главное понимать, что реабилитация ЗРР – это кропотливый, ежедневный труд, требующий от родителей ребенка внимания, помощи, заинтересованности, терпения и любви. Но успех после занятий с Нейропортом станет самой лучшей наградой и для самого ребенка и для его семьи.

В нашей жизни очень важно значение речи. Именно она помогла человеку выделиться среди остальных живых существ и стать настолько разумным. С помощью речи мы передаём информацию, мыслим, создаём что-то новое и передаём знания другим, в том числе и будущим поколениям.

Однако всё чаще мы слышим о задержке речевого развития.

Задержка речевого развития — отставание способности ребёнка говорить. То есть он начинает произносить слова, но происходит это позже положенного срока, с отставанием от возраста. Это состояние проявляется недоразвитием активного либо пассивного словарного запаса.

Причины, по которым может возникнуть данное состояние

Среди множества возможных причин развития синдрома есть прямые и косвенные.

Прямыми причинами считаются такие физиологические предпосылки:

  1. травмы оболочек головного мозга;
  2. инфекции, поражающие нервную систему, в том числе ЦНС;
  3. проблемы со слухом;
  4. различные расстройства в работе ЦНС;
  5. генетическая предрасположенность.

Среди перечисленного типа есть и внешние предпосылки, которые тоже относятся к прямым:

  1. у малыша мало речевых контактов. Если ребёнок почти не слышал слова, то и наполняться его словарному запасу неоткуда;
  2. есть обратная причина — чрезмерное количество речи, которая становится неразборчивым шумом для ребёнка. Например, взрослые часто громко разговаривают, при этом работает телевизор и радио;
  3. вследствие неблагоприятных взаимоотношений в семье из-за стресса дети могут начать говорить позже;
  4. чрезмерная опека, из-за которой ему нет необходимости высказывать свои потребности.

Косвенные причины не настолько конкретны и к ним относятся такие:

  1. состояние может возникнуть вследствие тяжёлой инфекционной болезни — менингит, энцефалит, а также как последствие кори, скарлатины;
  2. может влиять состояние общего иммунитета. При ослабленной иммунной системе ЗРР встречается чаще;
  3. причины могут проявиться ещё до рождения — внутриутробные инфекции. Или во время рождения — родовые травмы, недоношенность или, наоборот, асфиксия и гипоксия;
  4. есть ещё возможная причина, относящаяся к этому типу — пол малыша. Среди мальчиков данное состояние встречается в 4 раза чаще.

Симптомы синдрома

Чем раньше обнаружена задержка, тем проще её победить.

  1. Если он в 3-4 месяца не реагирует на речи родителей — уже признак.
  2. В 8-9 месяцев ребёнок не начал лепетать.
  3. После года не произносит простые слова «мама», «папа» и т.п.
  4. В 2 года его словарь содержит всего меньше 20 слов.
  5. В 3 года речь малыша плохо понимают окружающие.
  6. В 4 года ему сложно запомнить новое слово, трудно произнести шипящие.
  7. После пятилетия он не применяет все части речи, говорит только простыми предложениями.

Когда идти к врачу?

Здесь не может даже быть долгих раздумий — необходимо срочно идти к специалисту, как только вы заметили отклонение в развитии ребёнка. Потому что с течением времени это состояние сложнее корректируется. Даже ели всё окажется в пределах нормы — лучше пусть это докажет врач, чем в будущем придётся посещать дорогие уроки логопеда, которых потребуется больше, если тянуть.

Начинать поход в больницу следует с педиатра. Потом потребуются консультации сурдолога и невропатолога. При необходимости могут направить на обследование — ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ. После этого выяснится, нужно ли посетить психолога или психиатра, логопеда.

Задержка психического развития (ЗПР) является одним из наиболее распространенных проявлений дизонтогенеза. По данным различных авторов частота этой патологии колеблется в диапазоне от 2-х до 8%. Задержка речевого развития (ЗРР) может как сопровождать задержку психического развития, так и встречаться изолированно.

Задержка психического развития (ЗПР) является одним из наиболее распространенных проявлений дизонтогенеза. По данным различных авторов частота этой патологии колеблется в диапазоне от 2-х до 8%. Задержка речевого развития (ЗРР) может как сопровождать задержку психического развития, так и встречаться изолированно. Речь – исторически сложившаяся форма общения между людьми, отражающая уровень интеллектуального развития человека. Она представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий в себя понимание, как восприятие языковых конструкций, так и формулирование, изложение собственных мыслей. Своевременное и правильное речевое развитие ребенка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребенка об окружающем мире, установление новых контактов, развитие мышления, социального взаимодействия и обучения. В связи с этим важно своевременно диагностировать и корректировать нарушение речи. Для нормального формирования речи необходимо наличие сохранного слуха, неповрежденного артикуляционного аппарата, а также зрелости и сохранности структур головного мозга, ответственных за речевые функции. К наиболее часто встречающимся в клинической практике нарушениям речи относят задержку речевого развития, которая представляет собой, нарушение как смыслового, так и звукового компонентов (5-10% в возрасте до 6 лет). Многочисленными исследованиями отмечается неуклонный рост числа детей с подобными нарушениями. В связи с этим своевременное выявление и правильное патогенетически обоснованное лечение является важным аспектом дальнейшего развития и адаптации ребенка к восприятию школьной программы, овладению трудовыми навыками. Проводимая терапия должна быть комплексной, так как использование только фармакологических средств не всегда позволяет добиваться быстрого стойкого положительного эффекта, при этом, зачастую, у больных могут наблюдаться нежелательные побочные реакции. С особой осторожностью лекарственная терапия должна назначаться детям из-за незрелости их функциональных систем [1-3]. Таким образом, разработка и внедрение в практическую медицину немедикаментозных способов коррекции нарушений психического и речевого развития является актуальной медико-социальной проблемой.

Цель настоящего исследования – оценить эффективность использования биоакустической коррекции головного мозга (БАК) у детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР) и определить сроки и динамику восстановления нарушенных функций.

Материалы и методы. Нами было обследовано 15 человек в возрасте от 3 до 6 лет ( 10 мальчиков и 5 девочек) с расстройством экспрессивной речи (специфическое расстройство экспрессивной речи F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи (ОНР) 1-2 уровней. У 6 детей (3 мальчиков и 3 девочек) наблюдались признаки ЗПР. Всем детям проводились комплексные лабораторные, инструментальные, неврологические обследования, осмотр психиатра, занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом. Все пациенты получали курсовое лечение ноотропами. Из исследования исключались дети с выраженной клинически органической патологией головного мозга, наследственными заболеваниями нервной системы, с тяжелой соматической патологией в стадии декомпенсации, выраженной умственной отсталостью, врожденными пороками развития, аутизмом, снижением слуха, педагогической запущенностью, невротическими, связанные со стрессом и диссоциированными расстройствами. Контрольную группу составили 15 человек в возрасте от 3-6 лет ( 4 девочки и 11 мальчиков) с ОНР 1-2 уровня, 7 человек (3 девочки и 4 мальчика) с ЗПР, которым не проводилась биоакустическая коррекцию головного мозга, занимавшиеся с логопедом, нейропсихологом, получавшие курсовое лечение ноотропами. Дети, принимавшие участие в исследовании, получали сеансы биоакустической коррекции головного мозга (10-15 сеансов, через день) длительностью по 20 минут при закрытых глазах.

Основой метода БАК является концепция непроизвольной саморегуляции естественных физиологических функций. Компьютеризированным преобразованим электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал в реальном масштабе времени с минимальной временной задержкой воздействуют на пациента. Звуковой сигнал подается через наушники. Регистрация ЭЭГ проводилась с помощью компьютеризированного оборудования (Синхро-С) в точках Fp1, Fp2, O1, O2 по системе 10-20 относительно объединенного ушного электрода с частотой дискретизации 250 Гц. Все дети проходили нейро-психологическое тестирование по специальной методике. При первом обследовании и затем через 1,5 месяца проводилась оценка общего состояния речевой функции у детей с алалией по шкалам: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание, разговорная речь, которые оценивались по 10-балльной системе. Также по специальной 10-балльной шкале предлагалось оценить психо-эмоциональную лабильность, плаксивость, агрессивность ребенка, нарушение сна (период времени на подготовку ко сну ребенка). Статистический анализ проводился с использованием статистических программ пакета SPSS 20.0. Для выявления статистических закономерностей использовался непараметрический критерий Уилкоксона.

В результате проведенного исследования было показано, что в группе детей с ОНР 1-2 уровня как с изолированными нарушениями речевого развития, так и в сочетании с задержкой психического развития, получавших биоакустическую коррекцию головного мозга, отмечалась положительная динамика по всем субтестам шкалы общего развития речи (Табл. 1). При этом, в контрольной группе достоверных различий не отмечалось.

Динамика показателей речевого развития у детей контрольной и основной групп.

Несоответствие речи общепризнанным возрастным нормам связано с задержкой речевого развития у детей (ЗРР). Подобное нарушение нередко встречается у детей дошкольного возраста, но при условии своевременного диагностирования и лечения хорошо поддается коррекции.

Распространенность проблемы связана с многообразием причин, ее вызывающих. Большинство из них негативно влияет на развитие речевого центра головного мозга, снижая темпы овладения речевыми навыками. И лишь часть вызвана аномалиями со стороны речеслухового и речедвигательного аппаратов.

Причины ЗРР

Отправной точкой в развитии нарушения речи может стать несколько десятков факторов, которые условно можно объединить в 3 группы:

I. Пренатальные, оказавшие негативное влияние в период внутриутробного развития:

  • гипоксия головного мозга;
  • врожденная гидроцефалия;
  • аномалии строения органов речи и слуха;
  • нарушение развития структур головного мозга;
  • генетические отклонения, например — врожденная дислексия.

II. Натальные, связанные с нарушениями во время родов:

  • родовая травма;
  • гипоксия на фоне обвития или длительного безводного периода.

III. Постнатальные, сформировавшиеся в раннем детском возрасте:

  • различные нервно-психические расстройства;
  • перенесенные менингиты и другие нейроинфекции;
  • отоинфекции, повреждающие слуховой анализатор;
  • травматические повреждения речедвигательного, речеслухового аппаратов;
  • черепно-мозговые травмы, оперативные вмешательства;
  • задержка развития костно-мышечных структур лицевой части черепа.

Это далеко не полный перечень факторов, способных негативно сказаться на развитии речи и привести к задержке речевого развития у детей 3 лет. Чаще всего найти отправную точку в формировании ЗРР не удается. Особенно «неуловимыми» являются постнатальные факторы. Они способны комбинироваться с проявлением синергии (усиления) повреждающего действия.

Учитывая такую особенность, основной задачей является максимально ранняя диагностика. Чем дольше влияет на ребенка провоцирующий фактор, тем больше повреждения и масштабней потребуется коррекция. Поэтому нельзя упускать даже самые незначительные на первый взгляд проявления.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Лечение ЗРР

Борьба с задержкой речевого развития у детей 3 лет — это всегда комплексный процесс. Для подавления провоцирующего фактора и нанесенного им урона активно используется:

  • Лекарственная терапия. В основном речь идет о ноотропных средствах, аминокислотах, витаминно-минеральных комплексах, активизирующих деятельность речевого центра и головного мозга в целом.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты дает магнито- и электрорефлексотерапия. С их помощью удается улучшить дикцию, восстановить речевую активность, повысить словарный запас.
  • Специфическая коррекция. Лечение предусматривает занятия с логопедом-дефектологом. Задача терапии состоит в постепенном ослаблении проявлений ЗРР, конечная цель — полное исправление имеющихся нарушений.

При задержке речевого развития у детей 3 лет коррекция включает в себя игровые упражнения для развития памяти, мышления, мелкой моторики, речедвигательного и речеслухового аппаратов. Обязательно проводятся сеансы логопедического массажа, направленного на улучшение кровоснабжения и коррекцию имеющихся проблем.

Эффект от терапии достигается тяжелым трудом, но это не повод отказываться от лечения. Упущенное время чревато задержкой психо-эмоционального развития, а это — нарушение социализации, проблемы с общением и развитием когнитивных функций.

Чем позже диагностирована задержка речевого развития у детей, тем хуже прогноз. Не стоит закрывать глаза на явные проблемы и пренебрегать врачебными рекомендациями, ведь вы в ответе за будущее человека!

Записаться к детскому неврологу в клинику «Семейный доктор» по вопросу задержки речевого развития у ребенка можно по телефону в Москве +7 (495) 775 75 66 , или через интернет, заполнив форму on-line записи

Детский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу по лечению ЗРР у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Речь – уникальная и, одновременно, совершенная форма взаимодействия между людьми. Благодаря общению мы можем развивать нашу цивилизацию, обмениваться мнением, рассказывать о наших чувствах, решать проблемы и успешно взаимодействовать друг с другом. Речь является краеугольным камнем нашего развития, и неспроста любой ребенок пытается идти на словесный контакт намного раньше, чем делает свои первые шаги.

Только при активном участии взрослых, применении своевременной речевой практики и планомерному обучению, буквально с первых дней жизни, у малыша формируется речь. При этом необходимо не просто сформировать коммуникационные навыки, а сформировать их правильно, избежав возможных дефектов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша. Но стоит обратить внимание на следующий факт, если развитие коммуникационных навыков не происходит в срок (как правило, это возраст до трех лет), то это является сигналом, что возможно наступают необратимые изменения. И в данном случае требуется профессиональная помощь врачей. Если Вашему малышу поставили диагноз – задержка развития речи (ЗРР), не стоит впадать в уныние, современные методы медицины позволяют решить этот вопрос. Надо понимать, что чем раньше выявлены нарушения и определены причины их появления, тем с большим успехом пройдет лечение ЗРР у детей, и тем на большие результаты можно рассчитывать в будущем!

Помните о том, что вы не одиноки в своей проблеме. К сожалению, в последнее время актуальность вопроса речевого развития встает наиболее остро, т.к. заметно увеличилось количество обращений родителей по поводу проблематики развития детей, как с коммуникативной стороны, так и со стороны психоречевого развития в целом. Диагноз ЗРР у детей всё чаще появляется в анамнезе.

Виды ЗРР у детей

Задержка развития речи у детей чаще всего подразделяется на первичные нарушения и вторичные:

Первичные нарушения обнаруживаются у детей, имеющих речевые расстройства, при полном сохранении слухового аппарата, органов зрения и интеллекта, сюда же относятся генетические предрасположенности и социальные факторы. Такие детишки демонстрируют нарушения наглядно-действенного мышления, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы.

Вторичные нарушения возникают на фоне основного заболевания ребенка, как правило, это более серьезные случаи, к которым можно отнести проблемы с психикой, нервные заболевания, дефекты челюсти, заболевания органов слуха.

Причины ЗРР у детей

Занятия с ребенком ЗРР – очень сложный и сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. И причин отставания и задержек коммуникативного развития также очень много! Перечислим некоторые, самые основные:

Недоразвитая мускулатура рта, нарушение тонуса речедвигательных мышц: может возникнуть вследствие раннего отлучения от груди.

Недоразвитое слуховое внимание, отсутствие речевого слуха: возникает при недостаточном внимании и малом общении с ребенком, отсутствии чтения и пения потешек, песенок.

Нарушение слуха. Несвоевременное обнаружение патологий развития слухового аппарата.

Травмы и поражения головного мозга, полученные в утробе матери, при родах или в первый год жизни.

Отравления или инфекционные заболевания матери во время беременности, которые также могут повлиять на формирование речевого аппарата малыша и его речевое развитие в будущем.

Стремительные или преждевременные роды, гипоксия плода.

Психические заболевания, отклонения в развитии нервной системы.

Генетическая предрасположенность, особенность развития речевого аппарата, передающаяся от родителей к ребенку по наследству.

Симптомы ЗРР у детей

Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией.

Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:

малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание;

в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем;

ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы;

в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов;

задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно.

ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.

Лечение ЗРР у детей

Лечением задержкой речевого развития занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!

Как мы упоминали ранее, определяющим фактором в благоприятной корректировке ЗРР у детей является ранняя диагностика проблемы, вовремя поставленный диагноз «Задержка развития речи», а также своевременное лечение. И тут важно отметить необходимость комплексного подхода, не только врач невролог наблюдает малыша, но в обязательном порядке и логопед, и психолог. Наша клиника предлагает комплексный подход, разбирая каждый отдельный случай в индивидуальном порядке. Существует огромное количество причин ЗРР, а как следствие и нарушений речевого развития. Опытный ЗРР логопед всегда подскажет необходимые упражнения для коррекции нарушений и правильного развития челюстно-лицевой мускулатуры, для расширения кругозора и развития связной речи малыша. Особое внимание стоит уделять общению с ребенком со стороны родителей, как можно больше проводить с ним времени, развивать мелкую моторику, играть в пальчиковые и подвижные игры, развивать зрительную и слуховую концентрацию.

Вовремя оказанная квалифицированная помощь ЗРР у детей, определение симптомов и лечение оградят Вашего кроху от больших проблем в будущем, помогут правильно и гармонично развиваться, не отставать от своих сверстников, быть открытым этому миру и спешить к новым впечатлениям!

Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь

Задержка речевого развития

Что такое ЗРР?

Задержка речевого развития – это термин, под которым подразумевается, что речевое развитие ребёнка отстаёт от принятых норм.

Хотя неврологи редко ставят ЗРР раньше двух лет, запаздывание в речевом развитии можно заметить уже с первых месяцев.

Ребёнок не произносит никакие, даже самые простые звуки? Ребёнок общается только с помощью жестов и плача? В словаре ребёнка к полутора годам присутствует только ограниченный набор лепетных слов – «мама», «ляля», «дай»? К двум с половиной годам ребёнок не говорит простыми фразами «Пойдём гулять», «Мама, дай пить»? Присутствует яркий негативизм к речи?

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребёнка задержка речевого развития.

Очень часто можно услышать от неврологов в государственных поликлиниках: «не беспокойтесь – заговорит/еще рано заниматься с логопедом», а от логопедов: «приходите, когда появится речь».

На самом деле, многие логопеды не работают с детьми раннего возраста по причине отсутствия опыта и понимания основ коррекционной работы.

Однако важно понимать, что задержка речевого развития может быть темповой, что означает, что в основе задержки не лежит органическое нарушение и ребёнок заговорит позже положенного срока, а может быть задержка речевого развития как симптом более сложных нарушений. В последнем случае ЗРР без должной коррекции может перейти в ЗПРР (задержку психо-речевого развития) и в этом случае, коррекционная работа будет проходить гораздо дольше и тяжелее.

Если Вы видите, что речевое развитие ребёнка стоит на месте, не ждите 3-4-5 лет, немедленно обращайтесь к квалифицированному логопеду!

Чем раньше вы начнёте заниматься, тем выше шанс вывести речевое развитие ребёнка в норму.

Возникает вопрос: ребёнку два-три года – о каких занятиях за столом может идти речь?

Отвечаем: специалисты центра «Расти и Развивайся» проводят занятия в игровой форме, никто не будет заставлять кроху сидеть за столом. Занятия с малышами в нашем центре – это всегда индивидуальный комбинированный подход к коррекции нарушений речи.

Какие занятия мы рекомендуем детям с задержкой речевого развития?

Занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом 2 раза в неделю

Интенсивный 4-х недельный курс «Говори» для неговорящих детей

Что можно порекомендовать родителям детей с ЗРР?

Прежде всего, родителям необходимо создать для ребёнка условия, которые будут побуждать его речевую активность. Для этого НЕ НАДО:

Предугадывать желания ребёнка по его жестам, крикам и плачу. Очень часто мы становились свидетелями ситуаций, когда в центр приходили мамы с неговорящими детьми. Ребёнок начинает плакать, мама судорожно спрашивает: «Ты телефон хочешь? Нет? Игрушку? Водичку? В туалет хочешь?» В такой ситуации у ребёнка абсолютно нет мотивации начинать говорить, ведь все его желания угадываются мамой с первого взгляда. Хуже всего то, что через какое-то время желание говорить может совсем угаснуть.

Давать в большом количестве ребёнку гаджеты с «развивающими» программами. К сожалению, программы без грамотного речевого сопровождения и тактильной составляющей только тормозят речевое развитие детей. К тому же, часто такие программы составлены попросту непрофессионалами, что может сильно навредить развитию детей.

Пускать развитие ребёнка на самотёк. Для гармоничного речевого развития необходимо повсеместно оречевлять свою деятельность и деятельность ребёнка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector