Задержка развития речи у детей

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению и коррекции. Этот диагноз обычно ставится ребенку в раннем возрасте от 3-х до 7 лет, поэтому особенно важно не терять время и вовремя пройти коррекционный или реабилитационный курс, чтобы нарушение не превратилось в серьезную проблему и непреодолимое препятствие для посещения детского сада, обучения в общеобразовательной школе. А диагноз задержка психического развития не превратился в тяжелую Умственную отсталость, интеллектуальное недоразвитие или необучаемость (после 7 лет ребенка, если диагноз ЗПР не снят, он становится более тяжелым).

И, конечно, родителям нужно помнить, что диагноз может стоять, а может нет, но при отсутствии грамотной коррекции ребенок не сможет полноценно учиться в школе, даже если и сможет туда как-то попасть, станет объектом обидных насмешек сверстников и «вечно неуспевающим» для учителей, в результате к большому количеству интеллектуальных, эмоциональных нарушений прибавятся еще психологические проблемы, которые неизбежно приведут к психосоматическим заболеваниям, которые устранить будет куда сложнее, и в итоге ребенок всё равно не сможет учиться. Об этом нужно помнить тем родителям, кто считает, что задержка речи или общего развития ребенок сможет «перерасти», она сама «пройдет», «ещё не время» и тд.

Задержка психического и речевого развития – это нарушение, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Существует несколько причин возникновения ЗПРР у детей:

Дети с ЗПРР конституционального происхождения характеризуются инфантильным типом телосложения, имеют эмоциональное развитие, характерное для более младшего возраста, могут творчески мыслить и долго играть. Дети с подобными отставаниями гораздо более подвижны, чем их сверстники, однако при интеллектуальных нагрузках устают раньше. Таким детям трудно усваивать общую школьную программу и подчинятся общей дисциплине.

Дети с ЗПР соматогенного происхождения менее развиты в эмоциональном плане из-за каких-либо хронических заболеваний, например, порока сердца. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

Дети с задержкой психо-речевого развития психогенного происхождения страдают данным расстройством исключительно из-за неправильного воспитания. У детей с подобным отставанием бывают большие проблемы с дисциплиной, у них отсутствуют чувство ответственности и самоконтроля, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность.

Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения страдают поражением головного мозга. У одних детей задержка проявляется в форме небольшого отставания развития, у других – в форме олигофрении. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы и зачастую кажутся своим родителям совершенно нормальными, что не совсем соответствует действительности.

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Задержка темпов речевого развития – это временная задержка темпов развития речи у ребенка по сравнению с большинством его сверстников.

Данный вид речевой задержки характеризуется следующими проявлениями:

  1. высокий уровень понимания обращенной к ребенку речи. Выполнение предложенных заданий свидетельствуют о том, насколько адекватно ребенок воспринимает обращенные к нему слова. К примеру, двухлетний малыш хорошо понимает просьбы принести игрушку, подойти, присесть или показать предмет на картинке. Один из показателей – стойкая реакция на произносимое кем-то имя малыша. Ребенок поворачивает голову, когда его зовут по имени, в том числе и шепотом, из-за укрытия, закрыв лицо книжкой. Трехлетний малыш понимает более уточненные задания. Он выполняет просьбы о том, чтобы он усадил мишку за стул, около окна, под стол и т.д. Такой малыш по просьбе взрослых может принести указанную вещь из другой комнаты, демонстрирует действия, показывает на картинке процесс (кот догоняет мышку);
  2. у ребенка проявляется хорошее слуховое восприятие. Он точно узнает и определяет окружающие его звуки, называет их, указывает источник возникновения. Ребенок узнает подражание животным, определяет голоса людей, показывает предмет на картинке по просьбе взрослого;
  3. часто подобную задержку провоцируют соматические заболевания и другие вредоносные факторы в развитии ребенка. Это может быть слабость, частая госпитализация некорректные методы воспитания, семейные конфликты, стрессы;
  4. высокий уровень познавательной активности, выраженный в интересе к окружающему миру, предметам, событиям и людям. Если ребенок не может получить желаемую информацию с помощью просьбы, он использует другие способы. Малыш подводит взрослого к интересующему предмету, показывает пальцем, дает понять желаемое мимикой, интонациями;
  5. ребенок активно использует другие способы для общения. Для того чтобы вступить в общение, ребенок применяет всякие доступные для него способы: тянет за одежду, подает звуковые сигналы, использует мимику, поворачивает лицо взрослого к себе, использует особую интонацию при вокализации.

Дети, у которых наблюдается задержка речевого развития, часто начинают говорить спонтанно сразу в короткий временной период, при чем этому не предшествуют специальные упражнения или обучение. Далее речь у таких детей развивается гармонично и правильно. Это явление называется «языковым взрывом». Оно характеризуется резким переходом от использования небольшого количества слов до значительного увеличения словарного запаса ребенка и его активного использования. Чаще всего такой резкий скачок происходит в летний период. Это связано с тем, что организм ребенка становится крепче и здоровее.

Однако некоторым детям все-таки необходим некий толчок, который побудит их к началу активного использования речевых функций. Это может быть посещение групп для общения и игры со сверстниками, которая происходит при активном использовании слов. Кроме этого, можно пройти курс занятий у логопеда, который направит все усилия на развитие речи у малыша. Важным моментом является консультация у специалиста, во время которой можно будет выяснить, как можно преодолеть речевую задержку у ребенка.

Задержка речевого развития (ЗРР) — темповое отставание от возрастных нормативов развития речи у детей различных возрастов.

Причины задержек речевого развития

  • Вредоносные воздействия на нервную систему ребенка (осложнения при беременности и родах, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, нарушения обмена веществ и т.д.);
  • Генетически обусловленные нарушения развития;
  • Педагогическая запущенность;
  • Особенности развития детей при некоторых неврологических, психиатрических и соматических заболеваниях;
  • Задержка речевого развития может быть вариантом нормального развития ребенка, при котором наблюдается определенное отставание формирования компонентов речевой системы. Такое отставание не является критичным и легко преодолевается при подборе адекватной программы занятий.

Диагностика ЗРР

    ; ; ;
  • Функциональная диагностика — ЭЭГ, УЗДГ

Помощь в развитии

Для ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, основанный на комплексном мультидисциплинарном подходе, включающий все необходимые мероприятия.

Рекомендации при задержке речевого развития

  • Диспансерное лечение невролога;
  • Курс нейропсихологической коррекции;
  • Логопедическими занятия;
  • Курс массажа;
  • Занятия ЛФК
  • Курс остеопатического лечения.

Подобный комплексный подход к решению проблем, связанных с развитием речи позволяет максимально улучшить работу головного мозга, нервной системы и организма в целом, что даст ребенку необходимые возможности для усвоения речевых навыков и ускорит процесс развития.

Записаться на диагностику и реабилитацию задержки речевого развития (ЗРР) вы можете в онлайн режиме или по телефонам указанным на сайте. Лечение детей осуществляется в медицинском центре ЮгМедТранс, расположенном в микрорайоне Сельмаш города Ростова-на-Дону.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — группа расстройств, объединяющихся по клиническим проявлениям, отражающим отставание психического и\или речевого развития от возрастной нормы (МКБ-10). ЗПРР проявляется отставанием развития речи, нарушение развития когнитивных функций, что напрямую влияет на психическое развитие ребенка.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), является следствием отклонений центральной нервной системы. Патология включает ряд когнитивных нарушений (речи, внимания, памяти, эмоций, двигательных функций, поведенческих навыков). Причины разные, генетические болезни и врожденные пороки развития, а также следствие родовых травм (проявляющиеся внутричерепным давлением, нестабильностью шейного отдела позвоночника и тд.) различной степени тяжести.

При нарушении деятельности нервной системы, при неполноценном развитии головного мозга ставится диагноз «органическое поражение ЦНС». Бывает врожденным и приобретенным. В легкой степени, которая присуща многим людям, медицинское вмешательство не нужно. Процессу наблюдения и лечения подлежит средняя и тяжелая степень заболевания.

Причины задержки психоречевого развития (ЗПРР) :

ЗПРР, как правило, является осложнение других заболеваний. Провоцирующими факторами являются:

  • перенесенные инфекционные заболевания во время беременности;
  • угроза прерывания беременности
  • воздействие на организм радиоактивных и токсических веществ,лекарственных препаратов;
  • стресс;
  • курение, алкоголь;
  • наследственность;
  • родовая травма;
  • перинатальные поражения центральной нервной системы: обвитие пуповины, приводящее к гипоксии (кислородное голодание в утробе матери);
  • ранее отхождение вод и несвоевременный прием родов, преждевременные, стремительные роды;
  • резкие перепады температуры;
  • инсульт;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания(менингит и др.);
  • аутоиммунные, генетические, заболевания, с нарушением ЦНС
  • опухоль в головном мозге.

Следствием отклонения в развитии головного мозга может быть задержка психического и речевого развития.

Та или иная причина может привести к повреждению некоторых участков головного мозга которые отвечают за речь (область Брока и Вернике) и интеллектуальные способности (область когнитивных функций). Даже слабо выраженные когнитивные нарушения могут привести ребенка к дезадаптации в повседневной жизни.

Область Вернике принимает участие в процессе понимания и усвоения устной и письменной речи. При повреждении этой зоны, возникает беглая афазия, так называемая афазия Вернике- больной соединяет слова друг с другом, но его фразы не будут иметь ни какого смысла и не будет понимание речи , слов которые слышит.

Область Брока. При повреждении этой зоны пациент пытается употреблять осмысленно слова, но он не способен их соединить, забывает слова, путает падежи, время, с трудом переходит с одного слова на другое, нарушается акт речевых движений.

«Зона Брока делится на две зоны, одна из которых входит в состав нейронных сетей воспроизводства речи, а вторая — в состав сетей, связанных с решением математических задач и запоминанием». Утверждается в статье, опубликованной в октябре 2012 года в «Массачусетском технологическом институте», под руководством Nancy Kanwisher ссылаясь на результаты проведённых исследований.

Речевое развитие детей:

2-3 мес. – появляется гуканье, ГУУ — АГУУ;

3-5 мес. – появляется произношение протяжных звуков одинаковых слогов — гуление. ага, кхы, га, гы, агу, эгэ, аа ребенок привлекает внимание взрослых, выражает свои эмоции. Наступает период коммуникации.

6-8 мес. – период появления лепетных слов, звукоподражаний слогов типа би-би, ля-ля, пи-пи, , ма-ма-ма.

9-12 месяцев произносит от 10 до 25 слов. Правильное произношение слов мама, папа, баба, дядя, ляля, может сопровождаться лепетными словами бах ам-ма, бо-бо. Звукоподражание звукам животных мяу, гав-гав, га-га, не полностью произносимые слова — «зя» – нельзя

1 год- произносит до 10 слов и знает названия нескольких предметов.

2 года- составляет фразы и короткие предложения, словарный запас увеличивается до 50 слов.

2, 5 года умеет строить сложные предложения, правильно произносить звуки, кроме шипящих, «л», «р» и уметь задавать вопросы «куда?» и «где?».

3 года – говорит осмысленными предложениями.

Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это задержка речевого развития. Необходимо срочно обращаться к специалистам, в первую очередь к неврологу.

Общие симптомы:

  • заторможенность восприятия, речи и мышления;
  • чрезмерная возбудимость;
  • слабая память и внимание;
  • повторяемость слов;
  • нарушение координации движения;

Лечение ЗПРР ООО «Медицинский Центр Власова»

Специалисты нашего центра имеют большой опыт работы, около 20 лет, в данном направлении. При этом используются высокоэффективные лечебные методы психонейрофизиологической коррекции, основанные на последних достижениях науки и практики, такие как транскраниальная микрополяризация (ТКМП), трансвертебральная микрополяризация (ТВМП), при необходимости используется солярная микрополяризация. Специалисты центра регулярно проходят повышения квалификации и стажировки на базе ведущих медицинских учреждений: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге, под руководством Горелика Александра Леонидовича, кандидат медицинских наук, заведующего кабинетом функциональной диагностики ОКДИ, врача-нейрофизиолога.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), (от компании «Нейрософт») так же используется для терапии при отклонениях связанных с центральной нервной системой. Рефлекторно-сегментарный и точечный массаж с элементами мягкой мануальной терапии (ПИРМ), упражнения кинезотерапии, для снятия мышечно-психологических панцирей (Концепция Вилгельма Райха и психотерапевтическая кинезиология), гипнотическая коррекция и рациональная психотерапия (методики Милтона Эриксона и НЛП). Логопедический массаж и дефектология. Лечение назначается комплексно, группой специалистов (невролога — педиатра, физиотерапевта-реабилитолога, рефлексотерапевта, медицинского психолога, логопеда — дефектолога). Такие подходы повышают качество и эффективность, а так же сокращают длительность лечения.

Лечение необходимо начинать как можно раньше, обязательно в комплексе процедур, который будет влиять на причину и следствие заболевания.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.

Любые отклонения и отставания рождают ненужные комплексы и сложности.

Когда родители начинают замечать заметное отставание своего ребенка от сверстников, они зачастую ведут ребенка к логопеду и в этом их существенная ошибка. Логопед корректирующий речевые навыки работает со следствиями, а вот причинами задержки речевого и психического развития являются патология ЦНС, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии являются предметом работы врача невролога.

Лечение задержки речевого развития

Для начала лечения ЗРР необходимо точно установить его причину.

Диагностика задержки речевого развития осуществляется следующими специалистами: педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр, логопед, детский психолог.

Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка на исследования соответствующего профиля: электроэнцефалограмма ЭЭГ, магнитно-резонансная томография мозга.

Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

После диагностики задержки речевого развития, врач определяется с курсом терапии.

В большинстве случаев лечение ЗРР комплексное — медикаментозная терапия, физиотерапия — биоакустическая коррекция (БАК), транскраниальная микрополяризация (ТКМП), занятия с логопедом. Очень важно в коррекции ЗРР участие родителей.

Использование при лечении ЗРР метода биоакустической коррекции и транскраниальной микрополяризации способствует развитию речевых функций малыша, речь ребенка становиться более понятной, появляются новые звуки и слова, он лучше воспринимает и понимает речь, обращенную к нему. Так же повышается внимательность ребенка, интерес к обучению, он становится более выносливым.

Мы приезжали из Польши в Ставрополь, с нашими 6-летними близнецами более 3000 км, чтобы начать лечение именно в этой клинике.

Что я могу сегодня смело сказать, что это было очень хорошее решение!

Нейро-клиника и ее сотрудники являются профессионалами с большим опытом работы в области неврологии неврологическим развитием мозга.

Центр оснащен современным оборудованием и новейшими изобретениями и инструментами для развития мозга. Центр сотрудничает с авторитетными профессорами неврологии с огромным опытом работы. Сотрудники постоянно учатся и расширяют свои знания. Центр оказался местом, где наконец-то, после долгих лет поисков, нам удалось поставить правильный диагноз двум детям (которые, как считалось, страдали аутизмом). Поскольку мы не говорим на русском языке, нам предложили помощь на английском языке.

Przyjechaliśmy z Polski do Stawropola ponad 3000 km aby podjąć leczenie w centrym neuro-clinic z naszymi 6 letnimi bliźniętami w klinice Neuro—clinic. Dzisiaj mogę powiedzieć śmiało, że to była bardzo dobra decyzja. Centrum neuro-clinic i jego pracownicy to profesjonaliści z ogromnym doświadczeniem w neurologii i neurorekonstrukcji mózgu. Centrum wyposażony jest w nowoczesny sprzęt i najnowcześniejsze wymanlazki do neurorekonstrukcji mózgu. Centrum współpracuje z cenionymi profesorami neurologami o ogromnym doświadczeniu, a jego pracownicy cały czas uczą się i poszerzają swoje wiedzę. Centrum okazało się miejscem, gdzie nareszcie, po latach poszukiwań udało nam się uzykać włąsciwą diagnozę na dwójki dzieci ( o których sądzono że mają autyzm). Jako, że nie mówimy po rosyjsku, została nam zaoferowana pomoc w języku angielskim. Ale centrum to nie tylko wysoki poziom usług i wiedzy merytorycznej, ale też ludzie którzy mają serce na dłoni z z całego serca starają się pomóc pacjentowi. Poczuliśmy się tutaj, w Rosji jak w domu w Polsce 🙂 Dziękujemy za pomoc i ogromną pomoc i życzliwość.

Задержка развития – это собирательное понятие, объединяющее ряд заболеваний нервной и других систем, при которых темп развития ребёнка медленнее физиологических стандартов, когда отдельные функции отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста.

Может отставать развитие двигательной сферы: ребенок поздно начинает держать головку, поздно переворачиваться, сидеть или поздно начинает ходить. Возможна задержка речевого развития, когда малыш поздно начинает говорить или его речевые навыки и чистота произносимых звуков страдает.

В зависимости от характера отставания ребёнка выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).

Задержка развития речи у детей

Основными причинами задержки развития ребёнка являются нарушения работы головного мозга. Чаще всего к таким нарушениям приводят поражение центральной нервной системы (ППЦНС) и травмы шейного отдела позвоночника, полученные в родах.

Во время рождения ребенка может произойти отклонение от нормального течения родов, что приводит к мгновенному поражению участков мозга в виде кровоизлияний от разрыва сосудов или кислородного голодания клеток мозга (гипоксии, ишемии) от спазмов сосудов. Перенесенная травма центральной нервной системы приводит к её неправильному функционированию и задержке правильного развития ребенка.

Перенесенная травма шейного отдела позвоночника усугубляет состояние поврежденного головного мозга. Такая травма приводит к смещению позвонков и спазму шейных мышц, в результате чего происходит сдавление сосудов, и формируется дефицит мозгового кровотока. В таких условиях мозг не получает в достаточном количестве кислород и питательные вещества, необходимые ему для нормального развития и функционирования.

Также развитие задерживается от травм и тяжёлых заболеваний, перенесённых ребёнком в раннем возрасте. Кроме того, на развитие головного мозга неблагоприятно влияют внутриутробные инфекции.

К причинам задержки развития ребёнка можно отнести наличие некоторых наследственных заболеваний, опасные и вредные факторы профессии матери, её пагубные привычки, плохой экологический фон, электромагнитные излучения, наличие неблагоприятного психологического климата, в котором растёт ребёнок.

В первые годы жизни дети с задержкой развития часто и сильно плачут по малейшему поводу, с большим трудом успокаиваются. Такие дети хуже развиваются: они не гулят, не демонстрируют комплекс оживления при появлении мамы, не коммуницируют со взрослыми, обычно имеют «пустой» взгляд. Позже игры, мультики, слушание сказок — всё, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Речь таких детей однообразная, невнятная, запас слов скудный, иногда полностью отсутствует. Бывают нарушения координации движений, эти дети начинают позже сидеть, стоять или ходить. Иногда их рот приоткрыт и может наблюдаться слюнотечение. В дальнейшем могут отмечаться неловкость движений, частые падения, задержки формирования двигательных навыков.

Со сверстниками у таких детей отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети могут стать замкнутыми, злобными, агрессивными, подавленными.

Когда такие дети подрастают, они могут жаловаться на головные боли, их часто укачивает в транспорте, они плохо себя чувствуют в душном помещении, могут испытывать приступы тошноты, рвоты, головокружения.

Часто бывают проблемы интеллектуального развития: дети не понимают смысл речи, не различают цвета, плохо усваивают счет, не могут выучить алфавит. Очевидны проблемы с мелкой моторикой, не могут рисовать, правильно держать ручку и столовые приборы.

стандартное лечение

Первое место в лечении задержки развития занимает медикаментозная терапия препаратами, стимулирующими работу головного мозга.

Микротоковая рефлексотерапия – метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена.

Для развития нарушенных функций в курсы лечения включают занятия с различными специалистами: дефектологом, логопедом, детским психологом.

Также применяют физиотерапию, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), водолечение, остеопатию.

Альтернативные подходы к лечению задержки развития: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие крупной и мелкой моторики, различные развивающие игры и упражнения по зарубежным и российским методикам.

наше лечение

В отличие от стандартного лечения наше лечение не стимулирует деятельность головного мозга при помощи медикаментов, а восстанавливает пораженные участки головного мозга и создает условия для его восстановления и нормального функционирования.

Курс лечения предполагает применение тракционного воротника (Патент № 2587960) для устранения травмы шеи, а также применение нутрицевтиков для восстановления мозгового кровообращения и естественной активации мозговых центров.

Курсы лечения учитывают индивидуальные особенности течения заболевания каждого ребенка и позволяют достичь значительных улучшений в короткие сроки.

стоимость лечения

Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.

В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

начало лечения

Лечение задержки развития в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.

Невролог на первичном приёме выяснит обстоятельства течения беременности и родов, их осложнения, перенесенные заболевания и травмы. Обязательно назначается подробное исследование мозгового кровотока, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), по необходимости МРТ мозга и рентген шейного отдела позвоночника.

По результатам проведенных обследований будет разработан индивидуальный курс лечения в зависимости от формы и тяжести задержки развития. Обычно назначается несколько курсов, так как устранение задержки развития требует последовательного, поэтапного лечения.

На каждом этапе идет резкий прогресс и шаг за шагом ребенок догоняет сверстников в своем развитии.

Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.

Задержка развития речи у детей

Задержкой психического развития называется недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы, а также темповое нарушение развития психических процессов у ребенка. При данной патологии такие психические функции, как мышление, память, а также внимание, менее развиты для конкретного возраста ребенка, и их показатели отстают от общепризнанных норм.

ЗПР — это состояние, при котором происходят нарушения эмоционально-волевой, а также интеллектуальной сферы, которые являются обратимыми и успешно поддаются коррекции. Согласно статистике, ЗПР встречается примерно у 17% детей. Так как в основе данного состояния могут лежать не только психолого-педагогические причины, но и органические нарушения в организме, то ЗПР рассматривается детской неврологией, а также педиатрией.

С 1997 года задержка психического развития перестала считаться медицинским диагнозом, однако сам термин остался, и используется в настоящее время в качестве педагогической характеристики ребенка.

Причины задержки

Установлены 2 основные группы причин.

  • Отсутствие должного внимание со стороны взрослых, гипоопека.
  • Отсутствие общения с ровесниками и взрослыми, длительная изолированность от социума.
  • Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
  • Гиперопека, в результате которой ребенок не стремиться стать самостоятельным.
  • Воспитание ребенка авторитарными родителями, которые не учитывают желания и мнение малыша. Наказание ребенка в такой семье зачастую несоизмеримо повинности, в результате чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, на фоне чего происходит задержка психического развития.

К биологическим причинам пренатального периода относятся: тяжелое течение беременности, в ходе которой мать перенесла тяжелую инфекцию, травму, а также алкогольную интоксикацию, гипоксия плода, многоводие, недоношенность, тяжелые роды, а также резус-конфликт ребенка и матери.

После рождения малыша спровоцировать развитие ЗПР могут следующие причины:

  • Врожденные дефекты речи, нарушение слуха и зрения.
  • Перенесенные соматические заболевания.
  • Патологии со стороны сердечно-сосудистой системы.
  • Поражения головного мозга органического характера.
  • Черепно-мозговые травмы.

Также специалисты не исключают наследственный фактор. В том случае, если одному из родителей в детстве был поставлен диагноз ЗПР, то высок риск того, что подобное состояние может развиться и у ребенка, несмотря на полное отсутствие других факторов риска при беременности и после родов.

Классификация и симптомы задержки

Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

Какие виды ЗПР существуют:

  1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
  2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
  3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
  4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

  • Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным. Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
  • Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
  • Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов. При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
  • Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков. Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
  • Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
  • Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.

Профилактика ЗПР

Профилактика ЗПР включает, в первую очередь, ответственный подход к планированию беременности. В период вынашивания ребенка мать должна стараться всячески избегать любых негативных воздействий на плод.

В раннем возрасте ребенка неоспорима польза профилактики инфекционных и различных соматических болезней. Важно обеспечить для ребенка благоприятные условия жизни. Если есть малейшие подозрения в развитии у ребенка психомоторных процессов, нужно провести обследование у специалистов и своевременно начать работу по устранению состояния.

Лечение задержки развития речи детей в Москве в ИНДВНЭ им. Св. Луки

Задержка развития речи возникает у детей при сохранении интеллектуальных способностей, но с нарушением сроков. Это проявляется бедным словарным запасом, дефектом произношения, неправильным грамматическим оформлением речи, образованием звуков. Отставание в сроках сравнивается качественно и количественно со среднестатистической нормой.

  • Легкая или первая. У детей не поражена нервная система. Существуют отклонения в эмоциональном и волевом фоне. Догнать сверстников в развитии дети из этой группы не могут сами без помощи специалиста.
  • Вторая. Отставание развития речи связано с нарушением психики, патологией нервной системы. Появляется эмоциональная неустойчивость, память нарушена, внимание рассеяно, мелкая моторика с нарушениями. Из-за легкого паралича, дрожания, навязчивых движений страдают органы артикуляции. Малыш или расторможен, или медлителен.
  • Третья. Поражение зоны головного мозга. Малыш не может построить и произнести фразу, не выговаривает простые слова. Нарушена память, мышление, внимание, эмоциональная и волевая база.

Причины, вызывающие ЗРР генетические, интоксикационные, инфекционные, врожденные с нарушением метаболизма, гормональные из-за опухолей мозга, сосудистые.

Диагностику и постановку диагноза в Москве проводят:

  • Детские психиатры.
  • Психологи.
  • Дефектологи.
  • Логопеды.
  • Педагоги-корректоры.

Для детей из третьей группы может понадобиться лечение у сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Как и что проверяют специалисты в медцентре Святителя Луки?

Первичный осмотр позволит определить степень отставания. Родителям зададут вопросы для сбора анамнеза. Если у ребенка нарушено понимание речи, обнаружена неполная подвижность языка, губ, низкий уровень мелкой моторики, подозрения на нарушение слуха исследования будут такие:

  • Аудиометром проверяют слух. Используют игрушки со звуком.
  • Обследование на понимание речи. Предложат показать части тела на кукле, указать на игрушки, предметы быта. Могут попросить выполнить простую просьбу, например, угадать на картинке предметы, расскажут коротенькую сказку.
  • Мелкая и крупная моторика. Проверка идет по тестовым упражнениям. Постоять на одной ноге. Проверка на реакцию (переключаемость) – заведение рук в разные стороны, например левую поднести к плечу, а правую завести за спину.
  • Органы артикуляции. Визуальный осмотр языка, губ, зубов. Проверка прикуса, челюстей, неба, чтобы выявить аномальность.
  • Словарный запас. Это будет просьба найти на картинке названные предметы, объединить группы одним общим словом. Объяснить значение слов, сделать действие.
  • Грамматический строй речи. Ребенка попросят образовать множественное число, согласовать числительное с существительным – 1 нога, 2 ноги. Связать правильно прилагательное с существительным по числу или роду. Белая собака, черный кот.
  • Умение строить фразы. Дети должны закончить начатую врачом фразу.

Есть и другие методики, но классической считается полное обследование в игровой форме, чтобы не пугать и не смущать дитя. По итогу обследования, определяют степень. Составляют коррекционное лечение.

Способы лечения ЗРР

Лечение ЗРР у детей идет комбинированно, используются методы воздействия на ЦНС, артикуляционные органы:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные препараты для повышения и улучшения питания клеток мозга, обмена веществ, усиления кровообращения в структурах мозга. Выбор препарата за врачом.
  • Прогрессивные методики – магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия.
  • Лечение у педагога-корректора.

В ИНДВЭ им. Святителя Луки принимают специалисты с мировым уровнем, опытом практики от 10 лет и больше. Отношение к детям чуткое, врач не нанесет моральной травмы маленькому человеку, все пройдет в игровой легкой форме. Звоните по телефонам на главной странице сайта. Записывайтесь на прием онлайн в форме на странице «О нас».

Специалисты логопедического центра «Детская академия речи» объясняют, почему родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием — помочь.

Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему?

Причина №1 — Гиперопека

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю». Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке. Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)».

Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?».

Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Причина №2 — Тревожность

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта. После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года.

У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

Причина №3 — Ревность родителей

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».

Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали.

Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно.

Модель, которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему». Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Причина №4 — Заниженная самооценка родителей

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».

Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Причина № 5 — Психологическое запугивание

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца.

На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось), то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть. Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector