Задержка моторного развития

Отклонение характерно для детей первых лет жизни. Именно в этот период времени малыш учится держать голову, ползать, сидеть, ходить, перемещать предметы. У каждого ребенка эти достижения происходят в разное время и зависят от генетических особенностей, состояния здоровья, среды, в которой он находится. Точные временные рамки установить крайне сложно, однако существуют определенные состояния и заболевания, которые могут приводить к задержке темпов моторного развития. С другой стороны, неправильно говорить о наличии проблемы, если конкретный ребенок научился ползать или ходить немного позже, чем его сверстники.

Почему возникает задержка темпов моторного развития?

Существуют факторы риска, которые могут повышать вероятность возникновения проблемы. Среди них можно выделить:

  • нарушение формирования коры больших полушарий мозга и мозжечка;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовую травму;
  • вредные привычки во время беременности;
  • воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на плод;
  • работу будущей мамы во вредных условиях труда;
  • наследственную предрасположенность.

Эти факторы не вызывают задержку темпов моторного развития напрямую, но они способствуют появлению таких состояний, как гипо- или гипертонус мышц, нарушение координации и т. д.

Данная информация является важной, так как она позволяет разработать программу профилактики. Если будущая мама пройдет весь необходимый спектр обследований перед планированием и во время беременности и уделит внимание своему и здоровью ребенка, то риск обнаружить задержку темпов моторного развития будет ниже.

Диагностика задержки темпов моторного развития

С самого рождения ребенок проходит комплексное обследование, цель которого — выявить различные нарушения, в том числе и те заболевания, которые могут стать причиной задержки темпов моторного развития. В перечень диагностических исследований входят:

  • оценка по шкале Апгар;
  • анализ на генетические отклонения;
  • УЗИ головного мозга;
  • общий анализ крови;
  • ЭКГ.

При необходимости малыша осматривают узкие специалисты (невролог, эндокринолог, ортопед и др.).

Кроме специализированного медицинского обследования, родители самостоятельно могут выявить задержку темпов моторного развития, если будут внимательно следить за своим ребенком. Существуют конкретные сроки, которые установили специалисты из всемирной организации здравоохранения.

  • возраст от 4 до 9 мес. — ребенок должен научиться сидеть без поддержки;
  • от 5 до 14 мес. — умение ползать;
  • от 8 до 18 мес. — ребенок должен уверенно ходить и т. д.

Как можно увидеть, временные рамки достаточно широкие, поэтому не стоит сравнивать разных детей и ставить диагноз задержки темпов моторного развития, основываясь на незначительной разнице данных показателей. При наличии выраженного беспокойства необходимо обратиться к педиатру, который проведет осмотр и сможет достоверно выявить проблемы.

Подход к лечению

Выявлением и лечением задержки темпов моторного развития должен заниматься только врач. Конкретная схема терапии будет зависеть от причины, которая привела к появлению проблемы. Обычно применяются методы физической реабилитации, массаж и симптоматическая терапия. В некоторых случаях подходит выжидательная тактика, так как к определенному возрасту признаки задержки темпов моторного развития могут проходить самостоятельно. Если врач все же назначает определенное лечение, то его необходимо строго выполнять, самостоятельно не корректировать, не отменять и при любых вопросах обращаться только к специалисту.

Задержка моторного развитияЗадержка двигательных функций опорно-двигательной системы грудничка связана с состоянием гипотонуса мышц. Причиной такой патологии может быть родовая травма позвоночника, а также множество других факторов влияющих на состояние нервной системы, среди которых и наследственная предрасположенность.

Пациентами специалистов «Клиники доктора Игнатьева» в Киеве являются малыши с проблемами позвоночника, причем наибольшую долю составляют патологии, возникшие вследствие травматизации шеи и спины во время родового акта. Обычно признаки задержки моторики выявляются позже гипотонуса и вялости мышечно-связочных структур. Ведь каждая двигательная функция запрограммирована к появлению в строго определенное время. Однако видя симптомы нарушений со стороны позвоночника и нервной

Задержка моторного развития

Ребенок должен пройти все этапы развития и у 12 месяцев должен уметь уже многое

системы, опытный специалист может предвидеть и ожидать те или иные проявления. При этом создается прекрасная возможность предотвратить их, используя специальные способы лечения. Обследование у детского вертебролога можно пройти по предварительной записи.

Признаки нарушения моторной функции у грудничка

Каждая группа мышц, суставные и связочно-сухожильные элементы, их иннервация и кровоснабжение достигают определенной степени зрелости постепенно, но довольно быстро. Так что каждый месяц, даже неделю и день у крохи появляются новые способности. Необходимо внимательно наблюдать за этим и отмечать сроки появления двигательных функций. Задержку в развитии обычно распознать нетрудно – этому помогает опыт самих родителей или курирующих младенца врачей.

Если рассматривать время первого года жизни малыша, то следует обратить внимание на следующие отклонения:

  • 1 месяц – кроха не способен удержать голову вертикально в течение секунды;
  • Конец 2 месяца – малютка совершенно не держит голову, не приподнимает ее от поверхности хотя бы на 5 см при положении на животике, движения конечностей несимметричны;
  • Конец 3 месяца – кроха неспособен держать голову хотя бы полминутки, а лежа на животике – хотя бы минуту, не смотрит и не тянется за игрушками, а также на свои ручки;
  • Конец 4 месяца – при поднимании ребенка из положения лежа, его голова отклоняется кзади, лежа на животе, кроха не может даже слегка приподнять туловище с упором на предплечья, при поддержке в подмышках в вертикальной позиции малыш не опирается на кончики стоп;
  • Конец 5 месяца – неуверенное удержание головы, что особенно заметно при поднимании крохи из горизонтальной позиции, слабое переворачивание с живота на спинку, неуверенное протягивание руки к игрушке;
  • Конец 6 месяца – малыш все еще не дотягивается до предмета, лежа на животике, неспособен ее ухватить, а при подвешивании за подмышки не сучит ножками;
  • 7 месяц – малютка не пытается сесть даже с поддержкой;
  • 8 месяц – кроха не способен отползти назад в положении на животе, не стоит с поддержкой, не может пальчиками захватить пуговицу;
  • 9 месяц – кроха не удерживает баланс при сидении, не переворачивается, не пытается ползать, не может пить из чашечки, не может сдернуть шапочку с головы;
  • 11 месяц – малютка не ползает, не способен сидеть с выпрямленными ногами, не стоит и не ходит с поддержкой или опорой;
  • Конец 12 месяца – кроха даже не пытается пройти пары шагов, держась за опору, не может удержать в ручках 2 предмета, не подает игрушку маме.

Исправление нарушений в Киеве

Вертебрологи киевской клиники Игнатьева допускают небольшие отклонения в развитии, которые обусловлены темпераментом, генетикой, отставанием в весе или, напротив, его избытком, состояниями после заболеваний. В целом такие отклонения не бывают слишком долгими и грубыми, поэтому при подозрении на задержку моторики, лучше посетить врача и удостовериться, что с малышом, возможно, все хорошо. А если патология имеет место, то самое лучшее и эффективное ее лечение – это своевременно начатое.

Воспользуйтесь одним из наших предложений!

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Симптомы

Симптомы разнообразные, причин множество, но все это либо врожденное, либо приобретенное во время внутриутробного развития или во время первых месяцев жизни малыша. Приобрести во время внутриутробного развития можно благодаря интоксикации препаратами или гипоксии плода. Также причинами отставания в развитии психомоторных функций служат органические поражения, которые слабо выражены и нарушение головного мозга, даже если оно минимальное.

В основном родители сами замечают минимальное отставание в развитии любых моторных навыком своего ребенка, но если родители этого не видят, то на это указывает им невролог на обычном плановом осмотре.

Базовые моторные навыки у ребенка:

  • Умение держать голову на весу;
  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать;
  • Ходить;
  • Вставать на ноги без опоры и с;
  • Сидеть без посторонней помощи.

Надо помнить про рамки норм ребенка до 11 месяцев. Активность мышц тела не должен быть высокой или низкой.

Последствия

Если моторные навыки не меняются своевременно, движения не автоматируются, мышечный тонус нарушен, то это приведет к трудностям в будущем: развитие замедлится или вовсе остановится. У ребенка с такими проблемами могут появится: нарушенная координация, моторная неуклюжесть, плохая мелкая моторика, гиперреактивность, неверное зрительно-пространственное представление и многое другое.

Это связано с тем что области головного мозга тесно друг с другом взаимодействуют и осуществляют разные функции, такие как речевые, моторные или когнитивные.

Диагностика и лечение

Чем раньше обнаружится проблема с движениями, тем оказанная помощь будет намного эффективнее. Оптимизировать функции ребенка получится у профессионалов быстрее. Невролог — это первый специалист, к которому необходимо обращаться. Именно он подтвердит или опровергнет диагноз, назначит дальнейшее обследование. Например, компьютерную томографию, ЭЭГ. После посещения данного специалиста можно идти к нейропсихологу. Он назначит коррекцию для пациента, но при этом согласует ее с врачом неврологом. А уже после ребенка можно вести к логопеду, он займется коррекцией дефектов речи.

Приоритетное направление деятельности центра реабилитации «Рассвет» — лечение и реабилитация пациентов с тяжелыми неврологическими заболеваниями, расстройствами коммуникативных навыков. К специалистам «Рассвета» чаще других обращаются родители детей с аутизмом, ДЦП, энцефалопатией, задержками психоречевого и моторного развития. Как взаимосвязаны эти заболевания? Свой комментарий дает детский невролог санатория «Рассвет», врач Светлана Георгиевна Коновалова.

Энцефалопатия и задержка психоречевого и моторного развития

Чаще всего задержка психоречевого и моторного развития – это следствие такого заболевания как энцефалопатия.

Энцефалопатия, чаще всего, возникает при неблагоприятно текущей беременности, осложнениях во время родов. Формируется заболевание на протяжении первого года жизни и ее можно диагностировать. Бывают еще посттравматические виды энцефалопатии. Они развиваются после черепно-мозговых травм, травм и ушибов мозга.

Как правило, тяжелые энцефалопаты – это дети, у которых после рождения сформировалось органическое поражение центральной нервной системы. Если поражение грубое, то задержка моторного развития будет отмечена сразу. Эти дети позднее начинают держать голову, сидеть, ползать, хуже переворачиваются и тем более ходят. Дети с этим синдромом отстают от сверстников по речевому, двигательному и психическому развитию.

Речевое развитие – это задержка темпа развития речи. Некоторые дети еще не говорят в том возрасте, в котором речь уже должна быть развита (3-4 года). Взаимосвязь задержки речевого и задержки психического развития очень явная. Очень резко бывает грубая задержка речевого развития без задержки психического.

Диагностика, лечение, прогнозы

Перинатальное поражение ставят каждому второму-третьему ребенку до года. Но говорить о каком-то грубом поражении можно до 6 месяцев. Энцефалопатию ставят в более позднем возрасте, когда есть последствия: ДЦП и др. Тяжелую энцефалопатию можно корректировать, частично реабилитировать, но вылечить на 100% нельзя.

Ребенку требуется серьезная реабилитация. Обычно назначается медикаментозное лечение раз в 3-6 месяцев (ноотропы, сосудистые препараты, витамины группы B), физиолечение, массаж, ЛФК.

Эффективность этих процедур достаточно высока. Более чем 60% пациентов наблюдаются улучшения. Очень многое зависит от динамики заболевания. В большинстве случаев пациентам требуется длительная поддержка.

Задержки психоречевого развития и аутизм

В «Рассвете» принимают на реабилитацию детей-аутистов. Этот диагноз достаточно трудно поставить. Симптоматика аутистических расстройств проявляется поздно. Реально заболевание проявляется, когда родители начинают замечать особенности в поведении ребенка на фоне задержки психического развития. Далеко не у всех аутистов эти задержки ярко выражены: зачастую они носят компенсированный характер. У ребенка появляются особенности в поведении: замкнутость, нежелание идти на контакт, повторяющиеся стереотипные движения, ритуалы, проявление агрессии. Если родители начинают замечать в поведении своего ребенка эти особенности, то нужно скорее идти к неврологу или психиатру. Дети-аутисты существуют каждый в своей отдельной реальности и чем старше становятся, тем глубже уходят в свой отдельный мир. Привлечь внимание таких детей крайне сложно. В первую очередь им требуется реабилитация у логопеда-дефектолога. В качестве лечебной методики применяют кинезотерпию которая тоже есть в нашем санатории.

Задержка моторного развития

Причины задержки моторного развития детей

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков.

Задержка моторного развития

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Задержка моторного развития

Как и почему возникает задержка психомоторного развития?

Иногда особенности развития имеют наследственный характер. К примеру, если вы начали ходить после года, то вряд ли ваш ребенок сделает первые шаги в 9 месяцев. Но это не значит, что не стоит обращать внимание на отставание от возрастной нормы. Во многих случаях проблема есть и ее нужно решать.

Причинами задержки психомоторного развития могут быть:

  • Проблемы во время беременности (вирусы, гестоз, прием сильных лекарств);
  • Родовые травмы (чаще всего диагностируются на первом году жизни);
  • Кислородное голодание плода;
  • Плохие социальные условия (безнадзорность, отсутствие воспитания либо чрезмерная опека);
  • Наследственные заболевания, влияющие на развитие головного мозга ребенка.

Как определить задержку психомоторного развития у детей?

Родители сами могут отметить некоторые моменты: ребенок не делает того, что должен по возрасту.

Обращайте внимание на следующие симптомы:

  • Замедленное восприятие, неспособность концентрироваться на предмете, игрушке после 4 месяцев;
  • Позднее переворачивание со спинки на живот (старше 5 месяцев);
  • Не откликается на имя, не обращает на взрослых внимание после 8 месяцев;
  • В 10 месяцев не стоит и не сидит у опоры;
  • Не начал ходить в 1,5 года;
  • Не умеет формулировать свои мысли после 3 лет;
  • Сложности с построением простых рассказов в 4-5 лет;
  • Плохая память. Ребенок помнит все только урывками после 5 лет.

В раннем детском возрасте задержка развития проявляется недоразвитием речи, слабой мелкой моторикой, проблемами в общении, слабой способности к обучению

Среди всех детей с задержкой психомоторного развития только у 30% проблема связана с тяжелыми генетическими и социальными условиями. В остальных случаях причины соматические – то есть их можно и нужно корректировать. Нужно приступать к лечению как можно скорее, чтобы не запустить малыша и не довести до необратимой задержки, перетекающей в более серьезные проблемы.

Дети с нарушением психомоторного развития отличаются поведением. Для одних характерна необузданность, драчливость, агрессивность. Такие дети плохо учатся, потому что не могут сосредоточиться на изучении материала. Другие, напротив, боязливы, несамостоятельны. Низкая активность затормаживает развитие интеллекта.

Диагностика и лечение задержки психомоторного развития

Важно своевременно посещать с ребенком медицинские комиссии – в 1 месяц, в 6 месяцев, в 1 год и далее согласно индивидуальному плану наблюдения. При подозрении на отклонении в развитии назначается дополнительное обследование, консультации невролога, остеопата, психотерапевта.

У наших маленьких пациентов прогресс заметен уже после 1-2 сеансов остеопатии. А при прохождении комплексного курса дети с проблемками в развитии показывают невероятные успехи – 92% из них догоняют ровесников, а некоторые даже опережают возрастные нормы после устранения негативных факторов.

Доктор проводит тщательную диагностику всех отклонений в детском организме и назначает курс лечения, направленный на:

  • Устранение зажимов, блоков в мышцах и связках;
  • Постановка костей в правильное положение;
  • Нормализацию тока жидкостей (лимфа, кровь, ликвор);
  • Восстановление правильной работы головного мозга и нервной системы.

Доктор остеопат-невролог своими воздействиями «будит» спящие зоны, которые отвечают за разные аспекты развития ребенка. Применяем комплексное воздействия, как медикаменты, так и новые хорошо себя зарекомендовавшие безмедикаментозные методы лечения.

Лечением детей занимаются специалисты с опытом в педиатрии, неврологии, остеопатии. От вас требуется забота, участие, внимательность к ребенку, а диагностику и лечение мы берем на себя. Вы обязательно почувствуете прогресс уже через 2-3 посещения. Записывайтесь на прием – если проблема есть нужно как можно скорее от нее избавиться. Мы вам поможем!

Задержка моторного развития

Лазарева Наталья Геннадьевна

Руководитель клиники
Врач высшей категории
Ведущий детский остеопат СПб и России
Врач-невролог

Задержка моторного развития

Лазарев Владимир Александрович

Врач-невролог, остеопат, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, гирудотерапевт, подолог, физиотерапевт

Задержка моторного развития

Кривошеева Татьяна Геннадьевна

Врач-невролог высшей категории,
Доктор медицинских наук
Гомеопат

Задержка моторного развития

Лазарев Владимир Александрович

Врач-невролог, остеопат, рефлексотерапевт, мануальный терапевт, гирудотерапевт, подолог, физиотерапевт

Задержка моторного развития

Кривошеева Татьяна Геннадьевна

Врач-невролог высшей категории,
Доктор медицинских наук
Гомеопат

Задержка моторного развития

Савельева Наталья Александровна

Задержка моторного развития

Месяцев Сергей Олегович

Остеопат, семейный доктор, массажист

Задержка моторного развития

Дорогой Антон Павлович

Массажист, мануальный терапевт, врач-невролог

Задержка моторного развития

Панова Елена Михайловна

Задержка моторного развития

Троицкая Татьяна Евгеневна

Задержка моторного развития

Морозова Галина Васильевна

Старшая медицинская сестра высшей квалификационной категории

Записаться по телефону

access_time 5-10 минут

Прийти на первичный прием

access_time 30-40 минут

Пройти весь курс лечения

access_time от 3 до 7 недель

Позвоните и запишитесь на прием к врачу

ежедневно с 10:00 до 21:00

Остеопатическая клиника позвоночника © 2012–2021

г. Санкт-Петебург
м. Фрунзенская, Смоленская, д.11к2

Задержка моторного развития

Наряду с моторной неловкостью родители нередко могут услышать ещё и такие схожие термины как нарушения моторики – крупной и мелкой , нарушения координации движений и диспраксия .

Нарушение моторики может повлиять на способность ребенка выполнять повседневные задачи:
• прыжки или захват карандаша,
• игру с мячом,
• завязывание шнурков и др.
У некоторых детей эти проявления лёгкие, а у других — более серьезные.

Моторная неловкость не является признаком мышечной слабости или низкого интеллекта. Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. Дети с моторной неловкостью кажутся неуклюжими, их движения несоразмерными. Может быть недостаточной и мелкая моторика – трудности в выполнении четких движений пальцами в конструировании, лепке, письме. Иногда моторная неловкость распространяется и на артикуляцию – движения языка, губ, необходимые для правильного произношения.

Факты

● Моторная неловкость часто не диагностируется, но по подсчётам последних исследований может наблюдаться у 4-10 процентов детей.
● У мальчиков моторная неловкость проявляется чаще, чем у девочек.
● Моторная неловкость сопровождает человека всю жизнь.
● Её проявления можно уменьшить с помощью профессиональной помощи специалистов: врача, физиотерапевта, нейропсихолога, логопеда.

Как выглядит моторная неловкость?

В раннем и дошкольном возрасте:
• задержка моторного развития: дети с нарушениями моторики позже начинают переворачиваться, сидеть, ходить;
• ребенок долго испытывает трудности при самообслуживании, либо вообще отказывается от него: самостоятельное одевание, еда с помощью столовых приборов, питье из чашки;
• ребенок не в состоянии ездить на трехколесном велосипеде или играть в мяч;
• не может научиться прыгать на двух ногах;
• избегает игр, связанных с конструированием;
• позднее определение ведущей руки – левой или правой. Действия и правой, и левой производит одинаково слабо и неточно;
• часто наталкивается на людей и предметы, спотыкается, падает;
• часто роняет предметы

У школьников:
• ребенок пытается избежать занятий спортом или гимнастикой, не может научиться ездить на велосипеде;
• письмо занимает много времени и требует значительных усилий;
• избегает игр и действий, требующих координации рук и глаз;
• ребенок не может долго сидеть в одной позе или стоять из-за слабого мышечного тонуса. Это может выглядеть как проблема с усидчивостью.

Что делать?

● При коррекции и поддержке дети с моторной неловкостью могут улучшить свой мышечный тонус и координацию с течением времени.
● Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть моторная неловкость, обратитесь сначала к врачу, чтобы исключить неврологические состояния. В дальнейшем диагностику проводит нейропсихолог: беседует с родителями, собирая анамнез; просит ребенка выполнить физические задания, чтобы оценить мышечный тонус и координацию.
● Если у ребенка подтверждается моторная неловкость, ему могут быть рекомендованы специальные занятия, направленные на улучшение координации, мышечного тонуса, крупной и мелкой моторики. При необходимости подключается логопед.

Чем могут помочь родители?

• Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела.
• Собирайте паззлы, вырезайте аппликации. Такой вид занятий помогут вашему ребенку работать с визуальным и пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки.
• Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму.
• Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи.
• Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.

  • Задержка моторного развитияПлахова Светлана Александровна Нейропсихолог

Причины травматизма во время родов могут быть спонтанными или акушерскими. К
последним относятся:

  • травмирующие акушерские приемы (например, акушерский поворот, давление
    на дно матки),
  • неправильное наложение акушерских щипцов,
  • вакуум-экстракция плода,
  • а также искусственная стимуляция родовой деятельности.

Спонтанные травмы чаще всего связаны с патологическими состояниями во время
родов, среди которых наиболее распространены:

  • тазовое предлежание,
  • несоразмерность размера головки ребенка и родовых путей мамы,
  • неправильное вставление головки малыша,
  • а также аномальный период родов (роды могут проходить или слишком
    стремительно, или, наоборот, квалифицироваться как затяжные).

Почему перечисленные выше случаи травмоопасны?

Например, при искусственно вызванных схватках, стимулированных родах голова
(череп) ребенка не успевает естественным образом подготовиться к резкому
стремительному сдавливанию, которому он подвергается за время прохождения
родовых путей. Стимуляция родовой деятельности с помощью окситоцина в разы
увеличивает давление на голову малыша в период схваток. Такие неестественные
нагрузки вызывают резкое повышение внутричерепного давления, приводят к
дисбалансу венозного и артериального кровотока, а в результате возникает высокая
вероятность наступления ишемии, кровоизлияния, отека головного мозга. Сильное
смещение костей черепа приводит к смещениям твердой мозговой оболочки, что
становится причиной нарушения мозговой деятельности.

Эпидуральная анестезия действует расслабляюще на мышцы таза, которые в этот
момент должны, наоборот, быть в тонусе, чтобы обеспечить головке малыша
необходимую опору. Это в свою очередь приводит к усложнению родового пути. И в
результате очень часто головка разворачивается затылком – крайне опасное
положение для малыша во время родов.

Кесарево сечение, как ни странно на первый, непросвещенный, взгляд, – также
является весьма травматичным способом появления крохи на свет. Ведь организм
малыша в таком случае лишен возможности плавного перехода из привычной водной
среды в воздушное пространство, ему сложно привыкнуть к резкому перепаду
давлений, подстроиться под земное притяжение.

Причина спонтанной травмы – тазовое предлежание – выводит в зону риска
поясничный отдел позвоночника. А наиболее уязвимая и травмоопасная зона
позвоночника – первый и второй позвонки шейного отдела.

Последствия родовой травмы.

На ранних сроках у малыша могут быть диагностированы, например, кривошея,
асимметрия головы, косолапость, мышечный гипертонус. Детский
церебральный паралич
(ДЦП) – последствие наиболее серьезных родовых травм.

Большая часть повреждений не очевидна сразу же после рождения ребенка и
проявляется лишь со временем. Причем иногда родовая травма требует достаточно
большого временного интервала для того, чтобы себя обнаружить. К «бомбам
замедленного действия» относятся психоневрологические нарушения (нарушения
центральной (ЦНС) и периферической нервной системы
) – задержки развития (ЗРР,
ЗПРР)
, различные состояния аутистического спектра, судорожные синдромы.

С чем это связано?

С тем, что психика ребенка развивается поэтапно уже после его рождения, и до
проявления многих нарушений – когда они становятся очевидными – малышу
требуется дорасти.

В этом отложенном во времени режиме и заключается опасность таких травм. Они
могут проявиться серьезными последствиями. Такими, например, как: умственная
отсталость
, аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), эпилепсия и
эписиндром, гиперкинезы. Или обернуться менее тяжелыми, но при этом ни чуть ни
менее значительными диагнозами – такими как: задержки речевого развития или
задержки психоречевого развития, различные нарушения речи (алалия, дизартрия,
логоневроз), проблемы, связанные с обучением (дислексия, дисграфия), и
поведением (синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Родовая травма очень часто представляет из себя крайне незначительное нарушение,
неочевидное без применения специальной аппаратуры. Речь идет о всего на всего
небольших смещениях (на доли мм), микроскопических трещинах. Казалось бы. А
между тем смещенная, неправильно расположенная кость черепа теряет
подвижность, и происходит нарушение полноценного мозгового кровообращения. И
таких повреждений, по разным оценкам, получает до 80 с лишним % детей.

Когда родовая травма начинает давать о себе знать (то есть проявляться целым рядом
симптомов), ребенок попадает под юрисдикцию целого ряда врачей (в первую
очередь, неврологов).

Сначала, до года, доктора лечат кроху от:

  • чрезмерных срыгиваний,
  • кишечных колик,
  • дефицита веса,
  • беспокойного поведения,
  • постоянного плача и нарушений сна,
  • гипервозбудимости,
  • задержки моторного развития.

В период младшего дошкольного возраста анамнез ребенка начинает пополняться
такими диагнозами и жалобами, как:

  • нервная возбудимость,
  • задержки речи и нарушения речи различных этиологий,
  • задержки развития,
  • энурез,
  • тики,
  • косоглазие.

В старшем дошкольном и школьном возрасте список заболеваний продолжает расти,
и в медкарте ребенка появляются записи о:

  • нарушении поведения, гиперактивности,
  • нарушениях внимания, мышления, памяти,
  • трудностях в обучении,
  • сколиозе,
  • частых головных болях,
  • слабом иммунитете,
  • повышенной утомляемости.

Список огромный. Но все это лишь последствия родовых травм – причины, лежащей в
основе всех этих и многих других проблем и диагнозов.

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации. Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения. Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна. Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования. Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами. В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность. В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector