Задержка физического развития у детей

Около 3 % детей имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста как причина низкорослости выявляется не более чем у 8,5 % из них. У остальных детей наиболее часто выявляются конституциональные особенности роста и развития, реже — дефицит других анаболических гормонов, тяжелые соматические заболевания, генетические и хромосомные заболевания.

Задержка роста может быть обусловлена двумя принципиально разными проблемами. Первая — когда ребенок отстает в росте в силу имеющегося заболевания. Тогда необходимо лечение, которое, вполне возможно, действительно позволит ему и подрасти, и сохранить здоровье. Какие же из этих факторов влияют на рост? Инфекционные заболевания, пороки сердца, хронические заболевания костей и т. д. вызывают многообразные нарушения в организме и задерживают его рост.

Особенно большое влияние оказывают заболевания желез внутренней секреции, таких, как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Именно поэтому отставание в росте должно служить поводом для обращения к эндокринологу. Наиболее тяжелые нарушения процессов роста наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что практически все гормоны непосредственно или пермиссивно участвуют в процессах роста.

Рост человека запрограмирован генетически. Он осуществляется за счет соматотропина. Гормоном роста он называется за то, что у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.

Секреция соматотропина постепенно понижается с возрастом. Она минимальна у пожилых и стариков, максимальна у подростков в период интенсивного линейного роста и полового созревания. У взрослых патологическое повышение уровня соматотропина или длительное введение экзогенного соматотропина в дозах, характерных для растущего организма, приводит к утолщению костей и огрублению черт лица.

Если секреция этого гормона прекращается раньше времени, то рост останавливается. Это может быть по разным причинам: травмы.болезни и др.

Задержка роста (нанизм), обусловленная дефицитом соматотропного гормона — одна из актуальных проблем всего общества. Заболевание проявляется в существенном замедлении физического развития, в результате дети, не получающие соответствующего лечения, с годами не могут достичь обычного среднего роста взрослого человека и обречены всю жизнь оставаться маленькими, по сути — инвалидами.

Причины

В некоторых семьях отмечается невысокий рост у обоих родителей, тогда отставание в росте у ребенка при отсутствии признаков какой-либо патологии — просто конституциональная особенность. При такой низкорослости никакого специального лечения не требуется, однако общеукрепляющие мероприятия помогут организму реализовать имеющийся потенциал.

В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, обязательно с помощью врача исключите скрытое течение у ребенка целиакии — непереносимости глютена (клейковины) — белка, которые содержится в пшенице и некоторых других злаках.

В зависимости от причины задержки роста разделяют:

эндокринные — связаны с заболеванием эндокринных желез (например, недоразвитие или отсутствие развития гипофиза (область головного мозга), гипотиреоз (снижение уровня гормонов щитовидной железы) и т.д.);

неэндокринные – не связаны с заболеванием эндокринных желез.

Диагностика

При наличии задержки роста врач подробно выясняет все подробности родов и развития ребенка. Кроме того, назначаются лабораторные и инструментальные исследования:

— стимуляционные тесты с лекарственными препаратами (инсулин, клонидин, допамин и т.д.), способными к стимуляции выделения гормона роста, для подтверждения недостаточности гормона роста;
— определение инсулиноподобных факторов роста (ИФР-1, ИФР-2 и ИФР-связывающего белка-3) для подтверждения недостаточности гормона роста;
— клинический анализ крови для исключения анемии (снижения уровня гемоглобина (белок, переносящий кислород к тканям) и эритроцитов (красных кровяных телец));
— определение уровня глюкозы в крови для исключения сахарного диабета (заболевание, сопровождающееся повышенным уровнем глюкозы в крови);
— определение уровня тиреотропного гормона (гормон, регулирующий активность щитовидной железы), тироксина и трийодтиронина (гормоны щитовидной железы) для исключения гипотиреоза (снижение уровня гормонов щитовидной железы в крови);
— определение уровня кортизола в крови и моче для исключения синдрома или болезни Иценко-Кушинга (повышенного уровня гормонов надпочечников);
— рентгенография костей для определения задержки костного возраста (отставание косного возраста по отношению к паспортному более двух лет);
— магнитно-резонансная томография (МРТ) для диагностики изменений в гипофизе и гипоталамусе (области головного мозга);
— исследование кариотипа (хромосомного состава) для исключения синдрома Тернера (генетическое заболевание, сопровождающееся нарушением развития органов и низкорослостью).

Лечение

Лечение зависит от причины задержки роста. При соматотропной недостаточности необходима постоянная заместительная терапия гормоном роста. Критерий эффективности терапии — увеличение скорости роста ребенка. В первый год ребенок прибавляет в росте от 8 до 13 см, затем 5-6 см в год.

Если же причиной стало какое-либо заболевание, например, недоразвитие или отсутствие развития гипофиза, опухоли гипофиза, энцефалит, травмы черепа, гипотиреоз (снижение уровня гормонов щитовидной железы) и т.д., то терапия направлена на решение этой конкретной проблемы.

Конституциональная и генетическая формы не требуют лечения, так как это вариант нормального развития ребенка, при котором конечный рост ребенка зависит от роста родителей.

Физические способности детей с ЗПР, как правило, значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. В связи с особенностями психического и физического развития у таких детей отмечаются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Отличительной чертой является замедленность темпов развития мышления, нарушение коры голоного мозга, что приводит к трудности овладения двигательными действиями. Формирование двигательной памяти у них затруднено. Отмечается двигательная расторможенность или, наоборот, гиподинамия (они малоподвижны, не любят бегать, прыгать, предпочитают игру другим видам деятельности), недостаточность функции вестибулярного аппарата, характерно нарушение зрительно-слуховой ориентации в пространстве. Движения этих детей не соразмерны, они затрудняются в метании мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук. Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы, и однообразно ими манипулируют (Л. Н. Ростомашвили, 2009).

Как обнаружила Земцова М. И. (1973), чувственный опыт и вербальные представления детей не совпадают. При определении местоположения предметов словом дети в основном применяют приблизительные словесные обобщения или указательные в сопровождении жеста. Это обусловлено тем, что дети со сложными нарушениями развития на низком уровне отражения пространственных отношений и положений.

Л. С. Сековец (2001) отмечает, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает у детей значительные затруднения во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.

У детей со сложными нарушениями развития наблюдаются разнообразные сочетания нарушений, обусловленные органическим поражением ЦНС. Как известно, детский церебральный паралич в чистом виде встречается крайне редко. По данным научно-методической литературы, комплексные рассторойства встречаются у 85% детей с ДЦП. На основе ряда исследований (Калижнюк Э. С. (1989), Шипицыной Л. М. и Мамайчук И. И. (2003), Приходько О. Г. (2008)) детей с ДЦП выявлены различные нарушения чувствительности – у 50-94%, у 14-65% детей – судороги, нарушение интеллекта – у 30-35%, у 70% детей со спастической формой ДЦП наблюдаются речевые расстройства. При этой форме ДЦП наиболее часто (у 40-50% детей) встречаются различные дисфункции зрительного анализатора.

Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения), является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств. Картина двигательных нарушений у детей со сложной структурой дефекта, по мнению Н. П. Вайзмана (1997), мозаична и разнообразна. Автор отмечает, что за такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», который характеризует в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерностью и плохой координацией движений.

У детей со сложными нарушениями развития отмечается заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, скорости. Особые затруднения возникают при выполнении согласованных движений рук и ног. Некоторые учащиеся могут справиться с несложным по координации заданием только с 3 – 5- попытки, а другие и вовсе не могут справиться с заданием. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям, особенно старшего возраста, дается с трудом. Это происходит из-за недостаточной «пластичности» центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, малого жизненного опыта (Ростомашвили Л. Н., 2009).

Слабые физические данные и низкий уровень развития силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости у детей со сложными нарушениями развития приводят к тому, что они отстают от своих нормально развивающихся сверстников в показателях физической подготовленности и развитии основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).

В ряде исследований (Земцова М. И. (1973), Каплан М. С. (1990) и др.) представлена физиологическая связь между зрительной системой и вегетативными функциями, связь зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наряду с выше перичисленными отклонениями у детей со сложными нарушениями развития часто встречаются заболевания соматического генеза. У некоторых детей отмечается нарушение работы желудочно-кишечного тракта, пиелонефриты, значительно большее число простудных заболеваний. Сон у некоторых детей расстроен.У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, неутолимой жажде, энурезах.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (Прахт Л. И., 2004).

При организации учебного процесса следует помнить, что дети с любыми сочетаниями нарушений развиваются в условиях своеобразной сенсорной, двигательной и познавательной депривации (Епифанцева Т. Б., 2005).

Задержка физического развития у детей

Шапошникова Н. Ф., Деларю Н. В., Заячникова Т. Е., Давыдова А. Н.,

1. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ

Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства, в основном, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.

Физическое развитие детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Для оценки физического развития детей до 1 года используют следующие показатели:

● пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

● статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры физического развития представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей. Физическое развитие недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка.

При оценке физического развития у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцептуальный и корригированный возраст.

Гестационный возраст – число полных недель, прошедших между первыми сутками последней менструации и датой родов.

Постконцептуальный возраст – общий (то есть гестационный плюс постнатальный) возраст недоношенного ребенка в неделях с начала последнего менструального цикла матери. Например, 7-недельный ребенок (ребенку 1 месяц 3 недели), родившийся на 25-й неделе гестации, трактуется как ребенок с постконцептуальным возрастом 32 недели.

Постнатальный возраст – это фактический (календарный) возраст, то есть число месяцев, прошедших после рождения ребенка.

Для расчета корригированного возраста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношенный. Физическое развитие недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту.

Оценку показателей производят преимущественно двумя способами: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).

Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25–50–75-го центиля.

Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динамики показателей антропометрии в зависимости от срока гестации. Кривые роста, как правило, содержат три измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой степенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов позиционирования.

Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).

Задержка физического развития у детей

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Задержка физического развития у детей

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окружности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели физического развития, свойственные 80 % недоношенных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свойственные только 7 % условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцентиля – это области очень низких и очень высоких показателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3 % случаев. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту.

Транзиторная потеря массы тела у недоношенных детей составляет до 10–20 %, в норме восстанавливается к 3–4 неделям жизни. Масса тела глубоконедоношенных детей удваивается к 2,5–3,5 месяцам, утраивается к 5–6 месяцам, а к году увеличивается в 4–7 раз. Недоношенные дети по физическому развитию сравниваются с доношенными детьми к 2–3 годам жизни, а с массой тела менее 1000 г – только к 6–7 годам. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1–3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы глубоко недоношенные дети сохраняют «гармоничную» задержку физического развития.

Ежемесячная прибавка длины тела в первом полугодии составляет 3–4 см, во втором полугодии – 0,5–2,5 см в месяц, в среднем за год рост увеличивается на 27–38–40 см. Глубоко недоношенные дети растут быстрее.

Первый период вытягивания (ускоренного роста) у недоношенных детей наблюдается на 1–2 года позже, чем у доношенных детей.

Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07–0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем, увеличение окружности головы в первом полугодии – 3,2–1 см, во втором полугодии – 1–0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15–19 см и достигает 44,5–46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения.

Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5–2 см ежемесячно.

Физическое развитие недоношенных детей на первом году жизни

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Cited By

Об авторах

Для цитирования:

Заплатников А.Л., Дмитриева Ю.А., Кузнецова О.А., Воробьева А.С. Задержка физического развития у ребенка на фоне электролитных нарушений. Медицинский Совет. 2016;(7):140-144.

Задержка физического развития у детей
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

  • Отправить статью
  • Правила для авторов
  • Редакция
  • Редакционный совет
  • Рецензирование
  • Этика публикаций

Карманные рекомендации по сосудистым когнитивным нарушениям
Рекомендации ДОСТУПНЫ online!

А. Л. Заплатников
Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Москва
Россия

Ю. А. Дмитриева
Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Москва
Россия

О. А. Кузнецова
Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Москва
Россия

А. С. Воробьева
Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Москва
Россия

105005, Москва, Академика Туполева набережная, дом 15, корп. 2.
Тел. +7 (495) 780-3425
Факс +7 (495) 780-3425
e-mail: [email protected]

Использование куки-файлов

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.

Задержка физического развития у детей

Симптомы отставания в развитии ребенка

Врачи выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • плохая прибавка в весе;
  • медленный темп роста и изменения пропорций (особенно заметно в подростковом возрасте);
  • слабое развитие мускулатуры;
  • отсутствие в конкретном возрасте навыков, присущих соответствующей возрастной группе (неумение ходить, держать головку, нежелание учиться речи, другие признаки отставания в развитии — проверяют по таблицам развития).

Если вы наблюдаете такие симптомы у своего ребенка — не спешите отчаиваться! Возможно, вашему ребенку сейчас нравится отдавать все силы на освоение речи, понимание звуков, а не на ходьбу (к примеру).

Однако врачи предупреждают: игнорировать симптомы нельзя. Только специалист установит, укладываются ли показатели ребенка в возрастной коридор или же речь идет о задержке в физическом развитии. Квалифицированную помощь, диагностику и лечение инфантилизма предлагает центр «Амрита».

Причины возникновения

При осмотре ребенка и оценке развития педиатры учитывают, родился ли ребенок доношенным. Чаще всего отставание в развитии недоношенного ребенка связано с потребностью таких детей в немного большем времени на освоение навыков.

Возможные причины отставания ребенка в развитии:

  • переохлаждение, отравление, инфицирование плода;
  • тяжелые недуги на первом году жизни ребенка (особенно — в первые месяцы);
  • нарушение функций желез (в первую очередь это гипофиз, половые железы, щитовидная и другие железы внутренней секреции);
  • гипоксия в период родов и др.

Диагностика

Для постановки диагноза особенно ценными считают:

  • УЗИ;
  • допплерометрию;
  • КТ (компьютерную томографию);
  • МРТ (магнитно-резонансную томографию);
  • гистеросальпингографию (для девочек);
  • ренгенографию (для определения костного возраста детей).

Во время первой консультации врач осмотрит ребенка, соберет анамнез, даст направления к другим специалистам.

Консультация врача: от 1500 до 4000 рублей

Консультация главного врача: 4000 рублей

Лечение в клинике «Амрита»

  • Начните с консультации! Первая консультация в клинике — бесплатная.
  • Пройдите обследование, назначенное специалистом.
  • Когда причина отставания в развитии определена, врачи разработают тактику лечения.
  • После курса лечения не забудьте о повторном обследовании.
  • Приходите на контрольный осмотр в клинику и растите здоровыми.

Методы лечения в клинике

Задержка физического развития у детей

В клинике «Амрита» работают высококвалифицированные врачи-остеопаты, которые могут быстро определить очаг заболевания, диагностировать смещение внутренних органов и выявить причину боли

Задержка физического развития у детей

Лечебный массаж можно с уверенностью назвать оздоровительно-профилактической процедурой, способной не только купировать боль на стадии обострения, но и замедлить развитие заболевания.

Задержка физического развития у детей

В восточной медицине и западных практиках немало методов лечения инфантилизма. Специалисты центра «Амрита» выбрали методики с доказанной эффективностью и успешно применяют уже несколько лет. Для установки причины отставания вам потребуется консультация узких специалистов. В клинике «Амрита» диагностикой и лечением инфантилизма занимаются ведущие специалисты.

Профилактика

К профилактическим мерам против инфантилизма относят:

  • предотвращение развития патологий внутренних органов во внутриутробном периоде;
  • правильный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • профилактику детских заболеваний;
  • физическую нагрузку;
  • прогулки и полноценный отдых;
  • точечный массаж и другие виды рефлексотерапии.

Цель исследования. Проанализировать факторы, ассоциирующиеся с задержкой темпов физического развития (ЗФР) и дефицитом массы тела у недоношенных детей на 1-м году жизни.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ историй развития и клиническое обследование преждевременно рожденных детей. Критерии включения в исследование: срок гестации менее 37 нед, масса тела при рождении менее 2500 г, отсутствие грубых пороков развития органов и систем и тяжелой органической патологии ЦНС. В исследование отобраны 1S0 детей (74 мальчика и 76 девочек) в возрасте от 3 мес до 5 лет.

Результаты. При обследовании эвристическим путем у матери и ребенка выделены факторы, которые потенциально ассоциируются с ЗФР у недоношенных детей в течение 1-го полугодия жизни. Проведен монофакторный анализ выбранных признаков. При определении отношения шансов (ОШ) с 957 ДИ не выявлено значимой ассоциации материнских факторов с ЗФР у детей в возрасте 6 мес. При анализе факторов у ребенка показано, что статистически достоверно ЗФР чаще встречается у детей с задержкой внутриутробного развития (ОШ 3,6), у находившихся на ИВЛ 7сут и более (ОШ 2,72), при зондовом вскармливании в течение 14 сут и более (ОШ 2,53), искусственном вскармливании (ОШ 2,54), анемии новорожденных (ОШ 3,S4), наличии при рождении асфиксии тяжелой степени (ОШ 5,28).

Заключение. Для оптимизации ведения преждевременно рожденных детей на 1-м году жизни необходимо учитывать факторы, которые могут влиять на ЗФР, проводить профилактику их возникновения и своевременную коррекцию патологических и дефицитных состояний.

Недоношенность во всем мире остается одной из главных причин младенческой смертности. Преждевременные роды составляют 10— 11% от общего числа родов. Ежегодно более 15 млн детей рождаются в сроке менее 37 нед гестации. Так, частота преждевременного рождения детей в Северной Америке составляет около 10%, в Европе — 6%, в Швейцарии — 7%, в Украине — 5%. Ежегодно умирают более 1 млн недоношенных детей [1—5, 13, 21].

Существует достаточно большое количество публикаций, посвященных анализу современных методов перинатальной медицинской помощи недоношенным детям, рожденным на разных сроках гестации. Приведенные в них результаты зачастую отражают только краткосрочные изменения в функционировании органов и систем. Однако мало публикаций посвящено анализу долгосрочных изменений в физическом, психомоторном развитии, заболеваемости и смертности в данной группе детей [5, 14—18].
Известно, что преждевременное рождение ассоциируется с последующим отставанием в физическом и психомоторном развитии. Актуальным остается изучение факторов, влияющих на постнатальную задержку темпов развития недоношенных детей.

Во внутриутробном периоде на развитие плода и риск преждевременных родов, несомненно, влияет комплекс экзогенных и эндогенных материнских факторов. Так, ожирение во время беременности, многоплодная беременность, мужской пол плода ассоциируются с увеличением риска развития задержки внутриутробного развития (ЗВУР) у недоношенных детей (рожденных в сроке 32—36 нед гестации) [6]. Также ряд авторов указывают на то, что наличие психоэмоциональных потрясений во II и III триместрах беременности ассоциируется не только с увеличением риска преждевременных родов, но и рождения ребенка с низкой массой тела (НМТ) [7, 12].

По данным Е. A. van der Reijden-Lakeman, наличие ЗВУР при рождении ассоциируется с высоким риском низкорослости в будущем [8]. Ранняя ЗВУР может быть ассоциирована с уменьшением окружности головы и снижением когнитивных способностей у ребенка. У детей со ЗВУР, имеющих отставание в росте, чаще наблюдается значимое снижение умственного развития, что, возможно, ассоциировано с уменьшением окружности головы (как фактор нейрофизиологической дисфункции).

Качество оказания помощи в раннем неонатальном периоде во многом предопределяет состояние здоровья недоношенного ребенка в будущем. Внедрение современных технологий выхаживания, антенатальное использование кортикостероидов, сурфактанта и усовершенствование технологии вентиляции легких, методики парентерального и энтерального питания привели к значительному снижению смертности среди недоношенных новорожденных [22, 23].

Ключевые слова: недоношенные дети, физическое развитие
Автор(ы): Старец Е. А., Хименко Т. Н., Михайленко В. Е., Адаховская А. А.
Медучреждение: Одесский национальный медицинский университет

Сазанова Г.Ю., Донгузова Е.В., Захарова Т.В.

В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, неуклонно растет число детей с выраженной задержкой роста, снижаются физиометрические показатели. Задержки роста являются большой социальной проблемой. Причины низкорослости могут быть различные, как эндокринного, так и неэндокринного генеза. Выяснение причины низкорослости требует углубленного обследования ребенка. Причина задержки роста может быть установлена на этапе специализированной медицинской помощи.

Цель данного исследования – выявление преобладающего вида задержки роста,определение предрасполагающих факторов низкорослости.

Материалы и методы

Использовались аналитический, статистический методы. Было проанализировано 126 историй болезни детей в возрасте от 12 месяцев до 15 лет,находящихся на лечении в КПДБ в 2009-2010 году по поводу низкорослости. Доля госпитализированных детей с низкорослостью составила за 2009-2010 г. 7,6 % от всех детей, госпитализированных в клинику пропедевтики детских болезней. Среди них 69% мальчиков и 31% девочек.

Результаты

Почти половина всех случаев задержки роста (46%)выявлялась в пубертатном возрасте. В сельской местности задержка роста встречалась чаще (58%). Основная доля детей с данной патологией (80%) воспитываются в семьях,родители которых имеют среднее или среднее специальное образование.

Основными причинами низкорослости у детей,проживающих как в городской, так и в сельской местности, являются конституциональная задержка роста и семейная низкорослость.В городе конституциональная задержка роста составила 57%,семейная низкорослость – 29%; в сельской местности – 68% и 23% соответственно.

По степени задержки роста умеренно выраженная задержка роста была выявлена в 57% случаев, выраженная задержка роста – в 28% случаев; различные формы нанизма выявлены у 15% детей.

У детей с различными формами нанизма недостаточность соматотропного гормона и премордиальный нанизм были диагностирована в 80% случаев, синдром Шерешевского-Тернера — в 20%. Этим детям была назначена заместительная терапия.

У детей, с умеренно выраженной задержкой роста установлены конституциональная задержка роста (71%), семейная низкорослость (18%) и соматогенные задержки роста(11%).

Выводы:

  • В основном, задержка роста отмечается у мальчиков.
  • Отмечается поздняя диагностика низкорослости у детей (в возрасте 11-15 лет), что свидетельствует онедостаточной выявляемости педиатрами причин задержки роста на ранних этапах развития ребенка.
  • Более половины низкорослых детей (58%) родились или проживают в сельской местности. У этих детей выше доля конституциональной задержки роста и примордиального нанизма.
  • В 80 % случаев низкий рост имеют дети, родители которых имеют только среднее образование.
  • Различные формы нанизма верифицированы у 15% обследованных, им была назначена заместительная терапия.

Общая задержка развития подразумевает задержку в приобретении навыков во всех сферах (крупная моторика, зрение и мелкая моторика, слух и речь / язык, социальная / эмоциональная и поведение). Обычно она становится очевидной в первые 2 года жизни.

У некоторых детей обнаруживают более позднюю задержку, например, развития речи и языка, однако изучение анамнеза может указать на задержку развития навыков крупной и мелкой моторики (хотя и недостаточную, чтобы начинать лечение в этом возрасте), а диагноз общей задержки развития становится более уместным, нежели специфическая речевая задержка.

Общая задержка развития чаще всего сочетается с трудностями обучения, хотя они могут стать очевидными лишь спустя несколько лет.
Состояния, вызывающие задержку развития и трудности в обучении. Локализация и степень повреждения головного мозга влияет на клиническую картину: есть ли специфическая или общая задержка, физическая неспособность и/или неспособность к обучению:

Задержка физического развития у детей

I. Пренатальные:
а) Генетические:
— Хромосомные/ДНК нарушения — синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы.
— Дисгенезия мозга — микроцефалия, агенезия мозолистого тела, гидроцефалия, нарушения нейрональной миграции, окклюзия сосудов.
б) Метаболические: гипотиреоз, ФКУ
в) Тератогенные: алкогольная и наркотическая зависимость
г) Конгенитальные инфекции: краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз
д) Синдромы нейродермитов: туберозный склероз, НФ

II. Перинатальные:
а) Выраженная недоношенность: интравентрикулярная геморрагия/ПВЛ
б) Асфиксия в родах: ГИЭ
в) Метаболические: симптоматическая гипогликемия, гипербилирубинемия

III. Постнатальные:
а) Инфекция: менингит, энцефалит
б) Кислородное голодание: удушье, утопление, судороги
в) Травма: ранение головы — случайное или неслучайное
г) Метаболические: гипогликемия, врождённые нарушения метаболизма

IV. Другие неизвестные (около 25%)

При специфической задержке развития одна сфера развития или область навыков развивается с большей задержкой, чем другие, или с нарушением.
Общая задержка развития обычно обнаруживается в первые 2 года жизни.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это распространенное нарушение, которое может возникать в виде неотягощенного самостоятельного диагноза. Или сопровождать более серьезные неврологические состояния, к примеру, детский церебральный паралич или эпилепсию. Задержка речи у ребенка может также дополняться таким нарушением, как задержка психологического развития.

Современные методы лечения позволяют стабилизировать состояние ребенка. Если применяется профессионально составленная программа лечения, базовые эффективные приемы терапии, а также последние разработки в плане технологий, маленький пациент демонстрирует отличную динамику, быстро переходит в фазу фразовой речи.

Задержка психического и речевого развития у детей

Задержка психического развития у детей в комплексе с отставанием в плане речи (ЗПРР) – это не патологические и зачастую слабо- или средневыраженные нарушения психического развития. Эти отклонения обычно связаны с неврологическими нарушениями или просто замедленным созреванием психики ребенка.

Дети с ЗПРР хорошо слышат, хорошо выговаривают звуки и степень зрелости мышления у них обычно в норме. Они много играют, хотя примитивный или специфический характер игр может вызывать некоторую настороженность у родителей.

Если родители знают нормы и стадии развития речи у ребенка, они могут выявить признаки нарушений в 2 или 3-4 года. А специалисты утверждают, что чем меньше возраст, в котором диагностируется задержка психологического развития у детей, тем легче и быстрее проходят лечение и реабилитация.

Стадии развития речи:

  • Первые 12 месяцев жизни – подготовка к словесной речи. Ребенок, услышав голос другого человека, ищет его глазами, ближе к концу первого года жизни реагирует на произношение своего имени. Также появляются голосовые реакции.
  • Конец 1-го-начало 2-го годов жизни – постепенное овладевание языком, формирование звуковой речи. К концу первого года жизни в арсенале малыша может быть уже до 300 слов.
  • 2,5-6 лет – активная речевая практика и стремительное развитие ребенка, его речи. Развитие происходит в процессе общения. Ребенок автоматически учит и использует новые слова (часто не до конца понимая их смысл), услышанные от родителей или окружающих. Словарный запас к поступлению в школу (6-7 лет) составляет примерно 2-3 тысячи слов, которые используются чаще всего.
  • Период обучения в школе – систематическое обучение языку и даже 2-3 языкам параллельно, овладевание письменной речью. Активный и пассивный словари ребенка регулярно пополняются.

Родители должны оценить, соответствует ли возраст ребенка актуальной стадии развития речи.

Причины и симптомы задержки развития

Задержка речевого развития и/или психологического развития, причины:

  • Особенности характера ребенка или воспитательного процесса.
  • Неврологические заболевания, нарушения.

Задержка речи у ребенка и/или психологического развития, симптомы:

  • Ребенок не проявляет интереса к познавательным занятиям.
  • Вспыльчивость или неестественная веселость.
  • Скудный словарный запас.
  • Быстрая утомляемость, капризность.
  • Эмоциональная реакция на яркий свет, громкую музыку.
  • Плохие успехи в обучении.

Реабилитация и лечение детей с ЗРР и ЗПРР в Хабаровске

ЗРР и ЗПР у детей в медицинском центре «Неокортекс» лечатся эффективными проверенными методиками. К каждому маленькому пациенту с задержкой психо-речевого развития специалисты находят особенный, индивидуальный поход. Соответственно, создается индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий.

В центре «Неокортекс» есть все условия и современные технологии, чтобы поставить точный и окончательный диагноз, оценить степень проблемы, выявить и устранить причины отклонений. Методика лечения, основанная на участии родителей и специалистов разного профиля, дает эффективный результат. Однако прогноз нормализации состояния психики и успешности речевого развития находятся в прямой зависимости от возраста ребенка и ранней диагностики нарушений.

Лечебная программа направлена на восстановление ЦНС, нормализацию реакции на внешние раздражители, улучшение способности к обучению, развитие речевых навыков.

Методы, которые применяются в лечении ЗРР и ЗПР (стимуляция мозговой деятельности):

Целесообразность применения того или иного метода определяется после диагностики и консультации специалистов (одного или нескольких) – психолога, психиатра, невролога и других. Ознакомиться подробно с программами можно в нашем материале в блоге по этой ссылке «Программы реабилитации для детей с задержкой речевого развития»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector