Характеристика возрастных периодов детей

Возрастная периодизация включает следующие ступени:

I — новорожденный — 1—10 дней;

II — грудной возраст — 10 дней—1 год;

III — раннее детство —1—3 года;

IV — первое детство — 4—7 лет;

V — второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки;

VI — подростковый возраст — 13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII — юношеский возраст — 17—21 год юноши, 16—20 лет девушки;

VIII — период зрелости: первый зрелый — 21—35 у мужчин, 20—35 у женщин, второй зрелый — 35—60 у мужчин, 35—55 у женщин;

IX — пожилой возраст — 55—75 у женщин, 60—75 у мужчин.

X — старческий возраст — 75—90 лет;

XI — возраст долгожителей после 90 лет.

В период новорожденности, в грудном возрасте и в первый год периода раннего детства у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в период раннего и первого детства.

К моменту поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В период второго детства (младший школьный возраст) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8—9 лет у девочек и с 10—11 лет у мальчиков начинаются препубертатные, предшествующие периоду полового созревания, изменения.

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 15, у мальчиков — от 13 до 16 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста и увеличение массы тела.

Пубертатные скачки связаны с интенсивным развитием репродуктивной системы. С 12,5 лет наблюдается ускоренный рост наружных половых органов у мальчиков. В это же время у них появляются и выраженные вторичные половые признаки (рост волос на лобке). Через два года появляются волосы в подмышечной впадине и на лице, происходят разрастание хрящей гортани и следующая за этим ломка голоса.

У девочек первые признаки пубертатного периода характеризуются набуханием области сосков, хотя появление волос на лобке может и предшествовать этому. Первая менструация совпадает с окончанием максимального темпа прироста тела в длину. В течение года после первой менструации наблюдается период относительного бесплодия, так как не всегда менструации предшествует выход яйцеклетки из яичника. Пубертатный скачок является результатом усиления гормональной функции в системе гипоталамус — гипофиз — надпочечники — половые железы. До наступления пубертатного скачка гипоталамус тормозит продукцию гонадотропных гормонов гипофиза. Усиленный синтез гонадотропинов происходит под влиянием гипоталамического фактора, растормаживающего секрецию гонадотропных гормонов (релизинг-фактор). В пубертатном периоде у девочек происходит снижение чувствительности гипоталамуса к половым гормонам. Уровень их становится недостаточным для сдерживания продукции гонадотропного релизинг-фактора. Следствием усиления его продукции является повышение уровня половых гормонов в крови до тех пор, пока их избыток не затормозит через гипоталамус гонадотропную активность гипофиза.

Мужские половые гормоны появляются в заметном количестве только в подростковом возрасте. У мальчиков в пубертатном периоде повышается чувствительность надпочечников к кортикотропным гормонам гипофиза. Вследствие этого увеличивается продукция андрогенных гормонов надпочечников.

С завершением периода полового созревания не заканчиваются, однако, процессы роста и развития. В юношеском возрасте продолжается рост тела в длину (на 1—2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.

Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает у женщин только к 20 годам, у мужчин к 21 году. Зрелый возраст — это возраст мужчин от 21 года до 60 лет и женщин от 20 до 55 лет. В самом названии периода зрелости заключено представление о завершении функциональных и морфологических перестроек.

В зрелом возрасте выделяют два периода: период расцвета и устойчивости функций организма (от 20—21 года до 35 лет) и период начальной инволюции (35—60 лет для мужчин и 35—55 лет для женщин).

Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 лет у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. У человека примерно к 60 годам снижение основного обмена ведет к голоданию клеток и тканей. Морфологической предпосылкой снижения основного обмена является уменьшение абсолютного числа митохондрий. Так, у человека в возрасте от 50 до 70 лет в клетках печени оно уменьшается на 30—35 %.

После 75 лет наступает старость. Резко снижается уровень всех физиологических функций, падает сопротивляемость организма, получают благоприятную морфологическую основу типичные болезни старости — атеросклероз, ишемическая и гипертоническая болезни.

Возраст после 90 лет называют возрастом долгожителей. В этом периоде обостряются явления старения, резко увеличивается вероятность внезапной смерти.

Для правильного управления процессами формирования личности, педагоги далеко в прошлом пробовали группировать этапы человеческой жизни.

Периодизация строится на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности — специфические для определенной стадии жизни анатомо-физиологические и психические качества. Исходное положение педагогической периодизации составляют этапы физического и духовного формирования, и, естественно, условия, в которых проходит воспитание.

В общем развитии личности человека можно представить процесс ее вхождения в новую общественную сферу и приспособления к ней.

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

1)новорожденный (1—10 дней);

2)грудной возраст (10 дней — 1 год);

3)раннее детство (1—3 года);

4)первое детство (4—7 лет);

5)второе детство (8—12 лет для мальчиков, 8—11 лет для девочек);

6)подростковый возраст (13—16 лет для мальчиков, 12—15 лет для девочек);

7)юношеский возраст (17—21 год для юношей, 16—20 лет для девушек);

8)зрелый возраст: I период (22—35 лет для мужчин, 22—35 лет для женщин); II период (36—60 лет для мужчин, 36—55 лет для женщин);

9)пожилой возраст (61 —74 года для мужчин, 56—74 года для женщин);

10)старческий возраст (75—90 лет);

11)долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей.

Младенческий возраст от 1 месяца до 1 года характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований. В настоящее время установлены стадии развития всех видов моторики, начальных форм мышления, предпосылок речи, перцептивной функции. На этой богатой и многокачественной основе после года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики.

Следующий преддошкольный период – от 1 года до 3 лет жизни. Важность этих двух лет жизни обусловлена тем, что в это время ребенок овладевает речью и создаются предпосылки для фомирования личности и субъекта деятельности.

Преддошкольный возраст является начальным этапом в формировании регуляторной функции речи. Тормозная функция речи в своем развитии отстает от ее пусковой функции. Ребенок до трех лет еще не может следовать сложной инструкции, требующей выбора. Ему доступно выполнение лишь простых указаний взрослого. В это время активно развиваются различные основные формы психики: память в виде узнавания, наглядное мышление, внимание, восприятие, психомоторика.

В преддошкольном возрасте начинают складываться разнообразные мыслительные функции, такие, как способность к обобщению, переносу приобретенного опыта в новые условия, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. Доминирующей функцией в преддошкольном возрасте является восприятие, которое интенсивно развивается в этот период и в то же время именно оно определяет специфику других психических форм, которые функционируют на наглядно — чувственном уровне. В этот период жизни особенно важно непосредственное сотрудничество ребенка со взрослыми, что способствует формированию у него самостоятельности и инициативности.

К трем годам создаются необходимые предпосылки перехода к следующему, дошкольному периоду. В раннем детстве интенсивно формируются речевая функция, моторика и предметные действия. Также быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают складываться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики. Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генезиса и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.

Дошкольный возраст является начальным этапом формирования субъекта деятельности, ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладевал в предыдущие годы. В таком возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и другим видам деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Педагогическая возрастная периодизация. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей раннего и дошкольного возрастов

Педагогическая возрастная периодизация. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей раннего и дошкольного возрастов

Педагогическая возрастная периодизация. Психолого-педагогическая характеристика этапов возрастного развития детей раннего и дошкольного возрастов

Возрастные периоды развития ребёнка классифицируются по-разному. Психологическая периодизация связана с возрастными кризисами человека.

Основные этапы медицинской периодизации

Существует разная классификация возраста. Выделяют педагогическую, юридическую, биологическую и психологическую системы. Педагогическую интересуют возрастные периоды с точки зрения развития познавательных функций, юридическую – степень ответственности перед законом. Психологическая система разделяет возрастные интервалы кризисами, а биологическая связывает периоды с физиологическими изменениями.

На основании этих изменений принято рассматривать следующие периоды:

  • неонатальный — первые 4 недели;
  • грудной – до 1 года;
  • ранний – до 3 лет;
  • дошкольный – до 6-7 лет;
  • младший школьный – до 10-12 лет;
  • пубертатный до 17-18 лет.

С 18 лет идёт отсчёт взрослых стадий развития.

Особенности детских кризисов

Первый кризис возникает у ребёнка в 3 года. Это условное время, он может начаться и в 2,5 года. Как и любой кризис, этот связан с серьёзными изменениями. Ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира. Он внезапно ощущает себя персональной единицей и пытается заявить об этом. В это время ребёнок требует к себе особого отношения, предоставления ему права решать все самому. У него возникают бунты, протесты, негативное отношение к членам семьи, упрямство и деспотизм. Чем более жёстким было воспитание, тем ярче проявления этого кризиса.

Кризис 7 лет связан с переходом малыша из дошкольника — в ученика. Из семейного круга малыш попадает в социум. У него появляются новые авторитеты, облечённые властью в обществе – педагоги. Ребёнок получает новый для себя социальный опыт, он «встречается» со своей самооценкой.

Кризис 13 лет связан с физическими и психологическими изменениями.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕлизавета Бакунина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Характеристика возрастных особенностей развития детей от 6 до 7 лет.» — Транскрипт:

1 Характеристика возрастных особенностей развития детей от 6 до 7 лет

2 Знания и умения приобретаемые без специального обучения Знания и умения приобретаемые в процессе специального обучения

4 Восприятие В возрасте 67 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов

5 Внимание К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания

6 Память В 67 лет у детей увеличивается объём памяти

7 Мышление В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления

8 Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой более логичным и последовательным

9 В играх дети 67 лет способны отражать достаточно сложные социальные события

10 Общение В целом ребёнок 67 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения

15 Готовность к школе включает в себя следующие компоненты: Мотивационная готовность Социальная готовность Интеллектуальная готовность

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector