Характеристика речи детей с онр

В течение первых шести лет жизни ребенок приобретает больше знаний, чем за все остальные годы, вместе взятые. Особенно бурное развитие происходит в первые два года, когда новорожденный малыш, имея только несколько врожденных рефлексов, постепенно учится сидеть, ползать и ходить, понимать чужую речь и говорить самостоятельно и приобретает другие важные умения. Понимать и воспроизводить родную речь ребенок учится в течение длительного промежутка времени.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями развития. Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Целью данной работы является всестороннее изучение проблемы общего недоразвития речи и характеристика речи детей с четвертым уровнем недоразвития.

Поставленная цель требует решения ряда задач:

1. Изучить специальную литературу по проблемам общего недоразвития речи у детей.

2. Рассмотреть сущность понятия «общее недоразвитие речи», «уровни общего недоразвития речи»;

3. Изучить характеристики речи детей с общим недоразвитием речи четвертого уровня

4. Сформулировать выводы.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи. [9]

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Характеристика речи детей с онр

Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) – это патологическое состояние, при котором происходит нарушение формирования всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом интеллект и слух ребенка сохранены, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной. Логопеды и врачи клиники «СМ-Доктор» обследуют детей на предмет выявления ОНР, а также предлагают комплексные программы, направленные на восстановление речевых функций.

Общие сведения

Общее недоразвитие речи – это самая частая речевая патология у дошкольников. Это состояние может возникнуть на фоне алалии, ринолалии, дизартрии и других нарушений. В каждом конкретном случае от врачей и логопедов требуется максимально подробное и тщательное обследование ребенка, которое поможет выявить причину и степень заболевания, а также подобрать индивидуальную коррекцию.

Причины общего недоразвития речи (ОНР) у детей

Как правило, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). В число наиболее частых причин расстройства входит:

  • инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые общие заболевания матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции в первые годы жизни;
  • социальные факторы: отсутствие внимания со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье и т.п.

Классификация

Особенности проявлений общего недоразвития речи у детей и наличие сопутствующих заболеваний позволяет выделить несколько форм патологии:

  • неосложненная: возникает на фоне минимальной мозговой дисфункции, как правило, протекает в нетяжелой форме;
  • осложненная: у ребенка также имеется неврологическая симптоматика и/или психопатические расстройства;
  • грубое недоразвитие речи на фоне органического поражения головного мозга (алалия).

Характеристика степеней ОНР

Характеристика речи детей с онр

В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.

1 уровень речевого развития (ОНР первой степени)

Эта степень ОНР у детей сопровождается полным отсутствием речи, что неизбежно сказывается на развитии малыша. Характерными признаками расстройства являются:

  • словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;
  • максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;
  • активное использование мимики и жестов для дополнения общения;
  • отсутствие фразовой речи;
  • относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).

2 уровень речевого развития (ОНР второй степени)

Диагноз ОНР второй степени у детей значит, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь состоит из небольшого количества общеупотребительных слов. Зачастую, ребенок произносит их неправильно, но в правильном контексте. Как правило, малыш не пользуется прилагательными, не понимает обобщений. Во время разговора используются короткие предложения без согласования слов. Артикуляция значительно нарушена.

3 уровень речевого развития (ОНР третьей степени)

При этой степени ОНР малыш активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, в том числе сложносочиненные предложения. Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик». Страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.

4 уровень речевого развития (ОНР четвертой степени)

При этой степени нарушения развития речи у детей проявления ОНР минимальны и характеризуются:

  • смазанным звукопроизношением;
  • периодической заменой звуков на похожие;
  • периодическими ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);
  • ошибки в использовании суффиксов или падежей и т.п.

При этом речь более или менее понятна, словарный запас богатый. Тем не менее, даже такая форма ОНР может вызвать проблемы с обучением у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, становится причиной снижения успеваемости в школе.

Диагностика

Диагностика ОНР требует комплексного подхода. Непосредственно оценкой речевого развития занимается логопед, однако перед визитом к этому специалисту необходимо пройти медицинское обследование с участием невролога, педиатра и в некоторых случаях отоларинголога. Во время консультации специалист знакомится с пациентом и проводит логопедическое обследование, которое включает два этапа.

Сначала логопед беседует с родителями, уточняя особенности развития малыша, время появления гуления, первых слов и т.п. Налаживается контакт с маленьким пациентом, в процессе общения оценивается работа артикуляционного аппарата. Непосредственно логопедическое обследование включает оценку сформированности и связанности речи, активного и пассивного вокабуляра.

Коррекция ОНР у детей

Характеристика речи детей с онр

Выбор метода коррекции общего недоразвития речи у детей зависит от того, чем оно представлено. Малыш занимается с логопедом индивидуально или посещает специализированные группы детского сада. Занятия направлены на:

  • улучшение понимания речи;
  • пополнение активного и пассивного словарного запаса;
  • активацию речи при первом уровне речевого развития;
  • тренировка связности разговора;
  • улучшение артикуляции;
  • укрепление памяти и внимания;
  • оттачивание мелкой моторики, которая влияет на качество речи и т.п.

При необходимости занятия дополняются медикаментозными препаратами, направленными на улучшение работы центральной нервной системы.

Возможные осложнения

Без своевременной коррекции ОНР любой степени может стать причиной проблем с обучением в школе. У ребенка нередко возникают дисграфия, дислексия и другие сходные расстройства, которые значительно снижают успеваемость.

Профилактика

Постановка диагноза ОНР у ребенка не говорит, что это нарушение нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, выполнение всех рекомендаций логопедов и врачей нередко обеспечивает хороший результат, при котором речь малыша становится связной и понятной плоть до полного соответствия возрастной норме. Сопутствующие нарушения в этом случае также корректируются.

Профилактика ОНР у детей – это, в первую очередь, выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, родов и первых лет жизни малыша, снижение риска травм и регулярные развивающие занятия, разговоры с ребенком, чтение книг. Важно также своевременно обратиться к специалисту при первых признаках нарушений речи.

Если у Вас возникли сомнения по поводу речи Вашего малыша, не стоит беспокоиться раньше времени. Врачи и логопеды клиники «СМ-Доктор» проведут необходимые тесты и диагностику, а также при необходимости составят программу коррекционных мероприятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector