Характеристика детей с дцп

1. 1. Клиническая характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности) , судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д. ) . Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Что поможет ребенку с ДЦП? Что стоит за таким диагнозом, как происходит развитие детей с ДЦП и какие шансы есть у ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Если у ребёнка ДЦП… Важно чтоб первая шоковая реакция на печальный диагноз не затягивалась и как можно скорее сменилась активной позицией. Что поможет ребенку с ДЦП? Что стоит за таким диагнозом, как происходит развитие детей с ДЦП и какие шансы есть у ребёнка.

КАК РАЗВИВАЮТСЯ ДЕТИ С ДЦП

Причины, вызывающие детский церебральный паралич различны: от внутриутробной инфекции до осложнённых родов. Но всегда за диагнозом ДЦП — нарушение определенных структур головного мозга. Отклонения в правильном формировании ЦНС негативно отражается не только на физическом, но и на психическом и речевом развитии.

Двигательные нарушения или задержка моторного развития – первая особенность детей с ДЦП. Проявляется ещё в младенчестве. Мозг отдаёт неверные команды, а спазмированные мышцы не в состоянии их выполнить. Со временем развиваются патологические двигательные рефлексы: непроизвольные движения, неправильные походка и позы, ограничения в объеме подвижности. Важно не пропустить первые признаки ДЦП еще в младенчестве, а для этого не пренебргать осомтром у невролога и при необходимости пройти раннюю диагностику мозга. Успех реабилитации выше, если задача врача — вырабатывать с нуля правильные двигательные движения, а не ломать уже сложившиеся привычки. Вовремя обнаруженные нарушения поддаются корректировке и увеличивают шансы на полноценное развитие детей с ДЦП.

Частая характеристика детей с ДЦП – нарушение психо-эмоционального развития. Инвалиды ДЦП с детства сохраняют сильную привязанность к родителям и в старшем возрасте. Связано это с тем, что они физически зависят от родителей и не способны полностью себя обслуживать. Эмоциональная характеристика детей с ДЦП: застенчивы, боязливы, плаксивы, тяжело идут на контакт с окружающими. При другой форме эмоциональных нарушений дети, напротив, чрезмерно возбудимы, агрессивны, подвержены резкой смене настроения.

Речевое развитие при ДЦП также идет проблематично. В зависимости от степени поражения ЦНС, речь может быть нарушена частично (медленное произношение, сложности в произношении отдельных звуков), либо полностью (такие дети способны произносить всего несколько звуков). Тем не менее, детям с диагнозом ДЦП требуется полноценное общение. Через разговор с родителями, с помощью игр они должны обогащать словарный запас, познавать окружающий мир, формировать правильное восприятие образов, предметов.

КАКИЕ ШАНСЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП?

Неправильно поспешно списывать детей с ДЦП в ряды беспомощных инвалидов. ДЦП – не повод ограничивать доступное пространство стенами квартиры. Детям с ДЦП для развития, как и всем остальным детям, требуется общение, прогулки, подвижные игры, умственные занятия. Да, внимания им требуется больше. Но постоянная и системная работа дома и со специалистами значительно повысит шансы на успешную социальную адаптацию.

Степень восстановления нарушенных функций напрямую зависит от группы ДЦП. У детей с 1 группой при врождённой недоразвитости головного мозга шансы на восстановление практически равны нулю. Но истинный ДЦП встречается редко. Чаще диагностируют 2 и 3 группу, когда функции полностью сформированного головного мозга пострадали от внешних факторов. Такие дети способны интеллектуально и физически развиваться, они могут легко интегрироваться в общество и обучаться в обычной школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Психологи рекомендуют родителям детей с диагнозом ДЦП не строить иллюзорных планов, но и не опускать руки. За успехи в жизни такого малыша несут ответственность именно близкие родственники. Только в их руках дать возможность ребёнку развиваться как личности.

  • часто общайтесь с ребёнком. Родители – главные источники информации для малыша с ДЦП. Именно они должны помогать формированию у ребёнка правильного формирования окружающего мира и собственной личности.
  • хвалите ребёнка за успехи. Позитивное поощрение улучшит эмоциональный настрой и подвигнет к новым шагам.
  • обменивайтесь опытом, пробуйте современные методы реабилитации. Родителям необходимо находить контакт с такими же семьями. Это позволит не только делиться опытом, но и избавит от ощущения зацикленности на своих проблемах. Кроме того, для успешной реабилитации ДЦП не обойтись без помощи врачей: неврологов, реабилитологов, логопедов, психологов и т.д.

КАК ЛЕЧИТЬ ДЦП

Долгое время реабилитацию детей с ДЦП осуществляли по схеме: медикаментозная терапия + массаж. Но лекарственные препараты дают серьёзную токсическую нагрузку на организм и зачастую оказываются бессильны. Современная медицина предоставляет больше возможностей для продуктивного лечения ДЦП. Такие прогрессивные методики, как БОС, микротоковая рефлексотерапия, биокоррекция мозга позволяют эффективно и без токсической нагрузки восстанавливать нарушенные связи головного мозга, формировать правильные стереотипы движений, устранять параличи, снимать нервное напряжение, и т.д.

Команда врачей в НИИ Дети Индиго хорошо знакома со всеми особенностями детей с ДЦП и готова оказать всестороннюю помощь в развитии и адаптации таких детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Характеристика детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.

В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений.

При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное или позднее развитие этих функций в большой мере обусловливает отставание в развитии речи.

В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Ведущий ( зачитывает стихотворение) :

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Упражнение «Ёжик должен быть колючим»

Предлагается просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим». После просмотра мультфильма обсуждение.

Ведущий : Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из вас ответить на следующие вопросы:

Какое чувство родилось у вас при просмотре мультфильма?

Что бы я сделала на месте родителей для ребенка?

Что бы я сделала для этого ребенка, если бы была лесной няней?

Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Причиной возникновения ДЦП считается раннее поражение мозга, обычно внутриутробное. Оно может происходить в результате перенесения матерью во время беременности различных инфекционных заболеваний, «резус-конфликт».

Иногда к ДЦП приводят такие причины, как нарушения родовой деятельности, асфиксия плода в результате обвития пуповины вокруг шейки плода.

Редко к развитию ДЦП приводят инфекционные заболевания, осложняющиеся энцефалитом, травмы головного мозга, перенесенные ребенком уже после рождения. Детский церебральный паралич по наследству не передается.

Различают несколько форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, антонически-астатический синдром, гиперкинетическая форма.

У большинства детей наблюдаются смешанные формы детского церебрального паралича, т.е. сочетание различных двигательных расстройств.

Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Без специальной лечебной и коррекционно-педагогической работы они неблагоприятно воздействуют на формирование нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП уже с младенчества отмечаются сосудистые и вегето-сосудистые нарушения. У них могут наблюдаться снижение аппетита, нарушение в работе кишечника, постоянная жажда; может повышаться температура без видимых соматических заболеваний, повышенная потливость, бледность конечностей и др.

У большинства детей наблюдаются нарушения сна. С первых дней жизни отмечаются определенные трудности при сосании, глотании. Все это приводит к тому, что ребенок истощается физически больше, чем его здоровые сверстники и значительно отстает от них в физическом развитии.

Часто таким детям присущи различные страхи. Они могут возникать при различных прикосновениях, изменении положения тела или смены привычной окружающей обстановки на незнакомую. Дополнительно эти дети могут бояться высоты, темноты, закрытых пространств и новых необычных предметов. При страхах меняется общее соматическое состояние ребенка: у него учащается пульс, повышается тонус мышц, увеличивается потливость, нарушается дыхание, может подниматься температура тела, усиливаются гиперкинезы.

С первых дней и месяцев жизни у ребенка с ДЦП нарушается коммуникативно-познавательное поведение, которое имеет важное значение для гармоничного развития ребенка. Из-за врожденных нарушений в двигательной сфере больной ребенок не может повернуть голову произвольно, перевести свой взгляд с одного предмета на другой, приблизиться и схватить интересующий его предмет. В силу имеющихся нарушений у малыша так же нарушены голосовые реакции, они невыразительны интонационно. Все это приводит к определенным трудностям при формировании начальных коммуникативных реакций и целенаправленного поведения ребенка.

Из-за имеющихся двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослого. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

У большинства детей с ДЦП нарушаются речь, зрение и слух в результате раннего поражения головного мозга. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в постнатальном развитии ребенка. Задержки развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети с ДЦП имеют достаточно небольшой объем знаний и представлений об окружающем, недостаточно общаются и имеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его развитие длительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки. Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить его состояние и не формируют потребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.

У детей с ДЦП речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь, дизартрия.

Снижение зрения очень характерны для детей с ДЦП. У них может наблюдаться косоглазие. Поэтому зрительное восприятие затруднено, замедлено. Это же относится и к способности переключаться с одного предмета на другой. Все эти нарушения приводят к ограниченной познавательной деятельности у детей.

Нарушение слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка, больного ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не дается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.

Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатляемы, их легко обидеть.

Все эти особенности необходимо учитывать педагогам при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Учитель-дефектолог РПМПК Шилова Т. Г.

Литература: Т. Б. Епифанцева и др. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов – на Дону «Феникс» 2008.

Раннее возникновение заболевания является основной причиной особенностей формирования познавательной деятельности, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка. Обследование детей младенческого и раннего возраста (0-3 лет) позволило описать особенности их развития.

Фазы развития болезни в первый год жизни

Первая фаза — острый период, который длится в течение первого месяца жизни. Нарушение кровообращения, угнетение или возбуждение ЦНС.

Вторая фаза — патологический процесс, который длится в течение второго и третьего месяцев жизни. Уменьшается выраженность неврологических расстройств, может улучшаться общее состояние, повышаться двигательная активность, происходит некоторая нормализация мышечного тонуса и рефлексов, так как пострадавший мозг не утрачивает способности к восстановлению.

Третья фаза — спастические явления. Эта фаза проявляется на третьем-шестом месяце жизни и характеризуется преобладанием мышечной гипертонии. В этом возрасте выделяются две группы детей:

  1. первая группа — патологические неврологические симптомы нарастают: ребенок может запрокидывать голову, сгибать в локтях руки и прижимать их к груди, перекрещивать ноги при опоре и ставить их на носки, может появиться выраженный тремор и судороги;
  2. вторая группа — положительный прогресс во второй фазе болезни закрепляется, снижаются неврологические расстройства.

Четвертая фаза — завершение болезни, проявляется на 7-9 месяце жизни, когда дети разделяются на две группы:

  1. первая группа (20%) — дети с психоневрологическими расстройствами и тяжелыми формами ДЦП;
  2. вторая группа (80%) — дети, у которых нормализуются ранее наблюдавшиеся изменения со стороны ЦНС.

Особенности развития детей с ДЦП до трех лет

Двигательное развитие:

  1. отсутствие/замедление темпов развития основных движений (удерживание головы, вертикальное положение, сидение, ходьба);
  1. нарушение/ограниченность произвольных движений;
  2. нарушение подвижности, координации;нарушение хватательных и манипулятивных функций рук;
  3. наличие патологических (неестественных) вынужденных поз;
  4. амимичность лица.

Развитие речи и общения:

  1. нарушения голоса, монотонность;
  2. нарушение артикуляционного аппарата — снижение подвижности губ и языка, изменение мышечного тонуса, возможны значительные затруднения процессов сосания и глотания (отмечается подтекание молока из углов губ);
  3. речевая активность низкая — крик длительное время не является средством общения. Гуление на первоначальном этапе может соответствовать возрастной норме, но в дальнейшем — слабо выражено отраженное гуление (вслед за взрослым) и самоподражание (многократное повторение звуков), отсутствует «певучесть» звуков. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава и слоговых рядов, монотонностью голоса. При общении стараются чаще использовать крик, мимику, жесты, а не лепетные слова.

Сенсорное развитие и познавательная активность:

  1. нарушение/задержка зрительного, слухового и кинестетического восприятия — реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка;
  2. зрительно-моторная координация формируется позднее и при условии постоянного стимулирования ребенка;
  3. познавательная активность формируется в условиях стимуляции со стороны взрослого.

Формирование эмоционально-личностной сферы:

  1. повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, плаксивость, капризность, обидчивость;
  2. склонность к колебаниям настроения и инертность эмоциональных реакций;
  3. нарушение поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия).

Архипова Е.Ф. Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом/ Коррекционная педагогика: теория и практика: науч. — метод. жур­нал. № 2. М.: Издательский дом «Образование плюс», 2014.

Детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы, вызывающее нарушения двигательной и мышечной активности, зрения, слуха, речи и психики. При легкой степени заболевания человек способен обслуживать себя самостоятельно. Средняя степень требует помощи со стороны взрослых. Люди с тяжелым течением ДЦП в очень большой степени зависят от окружающих.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич — это органическое нарушение центральных отделов коры головного мозга, которое может быть врожденным или приобретенным и возникать в результате воздействия воспалительных, гипоксических или травматических факторов. Течение заболевания может быть хроническим (без признаков нарастания симптомов болезни) и прогрессирующим (появление новых симптомов, увеличение тяжести уже имеющихся проявлений).

ДЦП — самое распространенное заболевание нервной системы в группе нарушений опорно-двигательного аппарата. По статистике, в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Диагноз ДЦП можно и нужно ставить до конца первого года жизни и проводить уже в младенческом периоде интенсивную психолого-педагогическую абилитацию на фоне лечения.

ДЦП очень хорошо поддается коррекции. Даже при тяжелой степени заболевания качество жизни человека можно существенно улучшить. Цель, стоящая перед родителями ребенка с ДЦП, — максимально реализовать доступный потенциал его развития и оказать наиболее интенсивную поддержку, начиная заниматься проблемой как можно раньше.

Когда и почему возникает ДЦП?

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга, при этом в первую очередь проявляются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха), судорожными припадками. Степень тяжести двигательных нарушений, психических и речевых расстройств может быть очень разной.

Чаще всего ДЦП возникает в раннем периоде развития ребенка — во время беременности (инфекционные и хронические заболевания матери, токсикозы, физические травмы); во время родов (родовая травма, асфиксия, рождение недоношенного плода), в течение первых лет жизни ребенка (нейроинфекции, тяжелые ушибы головы, осложнения после прививок).

Двигательные нарушения при ДЦП

  1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).
  2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
  3. Наличие патологических тонических рефлексов, патологические позы, движения, при этом выраженность тонических рефлексов отражает тяжесть заболевания.
  4. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов (формирование вертикального положения тела и произвольной моторики).
  5. Нарушение ощущений движений — кинестезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений).
  6. Наличие насильственных движений, гиперкинезы и тремор (дрожание).
  7. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия), неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе, неточность, несоразмерность движений (прежде всего, рук).

Степень выраженности двигательных нарушений

При тяжелой степени больные лишены возможности прямостояния и ходьбы. Они полностью зависимы от окружающих, передвигаются с сопровождением и только с помощью специальных технических средств.

При средней степени выраженности двигательных нарушений отмечается вертикализация туловища, формируется ходьба. Однако перемещение возможно только с использованием специальных устройств и зависит от условий среды.

При легкой степени дети ходят самостоятельно. У них могут наблюдаться неправильное положение головы и туловища, особенности походки.

Формы ДЦП

Спастическая (пирамидная) форма (в 70-80% случаев) — повышение мышечного тонуса, мышцы напряженные, тугие (спастические), движения неуклюжие или невозможные: диплегия (обе ноги), гемиплегия (одна сторона тела); тетраплегия (все тело).

Дискинетическая (экстрапирамидная) форма — нарушение координации движений: атетоидная (гиперкинетическая) (10-20% случаев) — медленные или быстрые неконтролируемые движения в какой-либо части тела (+лицо, рот и язык); атактичная (5-10% случаев) — нарушение равновесия и координации, неуверенная и шаткая походка, проблемы с выполнением быстрых движений.

Смешанные формы — комбинации разных форм ДЦП. Распространенным является объединение спастических форм с атетодными или атактичными.

Архипова Е.Ф. Психолого-педагогические аспекты комплексной абилитации детей младенческого возраста с церебральным параличом/ Коррекционная педагогика: теория и практика: науч. — метод. жур­нал. № 2. М.: Издательский дом «Образование плюс», 2014.

Нарушения в моторном развитии оказывают вторичное воздействие, отрицательно сказываясь на формировании высших психических функций лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата.

У детей с ДЦП заболевание отягощается нарушениями поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, что связано с органическим поражением ЦНС.

Для детей с церебральным параличом характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная органическим поражением головного мозга и различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничения двигательной деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения. Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

У детей с ДЦП наблюдается сниженный запас сведений и представлений об окружающем. Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденной изоляцией, ограничением контактов со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями в передвижениях; б) затруднением познания окружающего мира, связанным с проявлением двигательных расстройств; в) нарушением сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии окружающего мира в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте; при этом нарушается целенаправленная деятельность.

По уровню развития интеллекта дети с церебральным параличом представляют собой крайне разнородную группу: одни из них имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у третьих имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию у них таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстоять свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом.

Нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. Речевые нарушения затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрию, задержку речевого развития, алалию, нарушения письменной речи. Выраженность дизартрических нарушений может быть различна: от легких форм до совершенно неразборчивой речи. Нарушение произношения в большинстве случаев осложнено общим недоразвитием речи (ОНР). Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развитие, реже — с алалией.

У некоторых детей выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха.

У 20—25 % детей имеются и нарушения зрения, характерные для ДЦП: сходящееся и расходящееся косоглазие, ограничение полей зрения.

Нередко у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата правые конечности поражаются больше, поэтому они вынуждены пользоваться левой рукой как ведущей, что затрудняет овладение навыками самообслуживания и графическими навыками. Практически у всех не развиты мелкая моторика рук и тонкие движения пальцев.

У детей с поражением опорно-двигательного аппарата отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастично- сти, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех — шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

  • 2. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.
  • 3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Так, при поражении в первой половине беременности будет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О. Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с данным дефектом:
  • 1) временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • 2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.
  • 4. Расстройства эмоционально-волевой сферы, могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенно- сти, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.
  • 5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.
  • 6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основными формами речевых нарушений являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи.
  • 7. Внимание: недостаточная концентрация.
  • 8. Восприятие: замедлено.
  • 9. Память: снижен объем механической памяти.
  • 10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП и тяжести вторичных дефектов.
  • 11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.

Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуждаются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликлиники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями и интересами. Лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, при условии сохранного интеллекта, имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика. Перед поступлением в учебное заведение и при трудоустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Существует несколько классификаций ДЦП. Они учитывают особенности и уровень тяжести заболевания. Градация форм ДЦП основана на таких проявлениях болезни как локализация поражений конечностей, возраст, в котором проводят диагностику, степень нарушения координации движений и интеллектуальных способностей ребенка.

Некоторые виды ДЦП доступны к определению уже в первые месяцы жизни ребенка. Другие диагностируются немного позже, к началу второго года. Формы ДЦП зависят от пораженных областей мозга и определяются по характерным для них признакам.

Международная классификация ДЦП

В России принято оперировать классификацией ДЦП, разработанной Смирновой К.А в 1972 году. В настоящее время она дополнена принятой Международной классификацией, включающей три основные формы ДЦП: спастическая, дискинетическая, атаксическая. Существует также смешанная форма.

Рассмотрим различные виды ДЦП более подробно.

Спастическая диплегия

Это наиболее распространенный из всех видов нарушений ДЦП, данную форму болезни диагностируют в ¾ случаев. Среди причин патологии выделяют преждевременные роды, низкий вес при рождении или родовую травму. Диагноз чаше всего ставят в первые полгода жизни ребенка.

К характерным признакам этой формы заболевания относятся:

  • спастический тетрапарез с поражением нижних конечностей;
  • задержка развития двигательной сферы;
  • характерная походка – бедра развернуты внутрь, колени соединены;
  • глазодвигательные нарушения – косоглазие, снижение остроты зрения;
  • нарушения слуха;
  • задержка речевого развития – отмечается у 80 % больных.

Умственное развитие при этой форме ДЦП страдает меньше, чем в остальных случаях. Олигофрения встречается у 20 % детей со спастической диплегией.

Лечение включает медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, проведение массажа, занятия с психологом и дефектологом при задержке речевого развития (дизартрии).

Прогноз в двигательной сфере не очень благоприятен. Только каждый четвертый пациент может передвигаться самостоятельно, а при выраженном тетрапарезе больной вынужден находиться в инвалидном кресле. При сохранении умственных способностей пациенты могут обучаться наряду со здоровыми детьми.

Характеристика детей с дцп

Гемиплегия

При этой форме ДЦП наблюдается поражение половины тела. По степени распространения эта форма заболевания уступает только спастической диплегии. Чаще всего ее констатируют у недоношенных младенцев или у детей, перенесших внутричерепные травмы головы в процессе родов.

Риск гемиплегии повышается при аномалиях плацентарного кровообращения, отслойке плаценты, иммунологическом конфликте плода и матери. При гемиплегии заметны сильные нарушения походки, отставание в физическом и психическом развитии, нередко возникают судорожные припадки.

Способы лечения гемиплегии включают:

  • медикаментозную терапию – снимает спазмы;
  • хирургическое вмешательство;
  • реабилитацию – физиотерапию, лечебную физкультуру.

Двойная гемиплегия

Наиболее тяжелая и редкая форма заболевания, при которой наблюдаются глубокие поражения опорно-двигательного аппарата и тяжелая умственная отсталость. Дети, у которых диагностируют этот вид ДЦП, не умеют сидеть, ходить, обслуживать себя, у них полностью отсутствует речь и ее понимание.

Дети с таким диагнозом способны на примитивные эмоциональные реакции, например, узнавать и радоваться своим родителям, но они не умеют овладеть даже простыми навыками и не могут обучаться. Лечение направлено на общее облегчение состояния больного и максимальное повышение качества его жизни.

Характеристика детей с дцп

Гиперкинетическая форма

К факторам риска гиперкинетического вида нарушений ДЦП относится гемолитическая болезнь, осложненная желтухой, досрочное родоразрешение, инфекционные заболевания матери, низкий вес при рождении.

Симптомы этого вида ДЦП проявляются в задержке развития двигательной активности. У ребенка отмечают заторможенность в движениях, нарушения в позвоночнике, неправильную постановку ног. Психическое развитие обычно не страдает, ребенок хорошо развивается в интеллектуальном плане, успешно адаптируется к жизни в социуме. Этот вид нарушений ДЦП диагностируют у 20-25 % пациентов.

Атаксическая форма

Дети с такой редкой формой заболевания страдают нарушением координации при ходьбе, им трудно дается выполнение быстрых и точных движений. Атаксическая форма встречается всего у 6% больных, возникает вследствие поражения мозжечка. Из других возможных причин патологии – гипоксия мозга, вызванная недостаточным кровотоком в плаценте или патологическим течением родов.

При ходьбе ребенок пошатывается, слишком широко расставляет ноги. Он испытывает трудности с выполнением различных задач, где требуется развитая моторика руки, например, застегивание пуговиц или шнурование ботинок. Еще один характерный признак – это дрожание рук, усиливающееся при попытке взять предмет или выполнить действие. У детей с таким диагнозом неизбежно страдает речь, может наблюдаться умственная отсталость.

Дети с атаксической формой ДЦП плохо поддаются обучению, у них бывают необоснованная агрессия, судороги, приступы эпилепсии.

Характеристика детей с дцп

На раннем этапе болезни возникают трудности с диагностированием ее форм. Легче всего определить спастическую форму, обычно это происходит в первые шесть месяцев после рождения.

Гемиплегия и атаксическая формы обычно проявляют себя на 5-7 месяце жизни ребенка. Чаще всего обращают внимание на неврологические нарушения, необоснованную возбудимость, плохую координацию, задержку физического развития.

Гиперкинетическую форму диагностируют после года.

При выполнении диагностики ДЦП важно исключить заболевания со схожей симптоматикой. Это аутизм, поражения головного мозга травматического характера, детская шизофрения. Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание, оно не вызывает ухудшения физического состояния ребенка.

При заполнении формы «Получить консультацию» внимательно проверьте правильность написания своей электронной почты и номера телефона.

Характеристика на дошкольника с диагнозом ДЦП. Общение со сверстниками и пребывание в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика на ребенка с ДЦП»

Стопченко Ирины Сергеевны

Стопченко Ирина Сергеевна, родилась 04.07.2010 года, в городе Уфа.

Проживает по адресу: РБ, г. Давлеканово, ул. Пролетарская, д. 23 кв.1.

Рождение ребенка сопутствовалось с рождение еще двоих детей (т.е. тройней). Девочка родилась с патологией «гипоксическая ишемическая поражение ЦНР».

Ребенок воспитывается в неполной семье, матерью, Стопченко Аллой Анатольевной, 1988 г. р., образование средне-специальное. Кроме Ирины, в семье есть еще одна сестренка (двойняшка, Стопченко Арина Сергеевна).

Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя Ирина имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями и агрессией. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, частые проявления негативного поведения.

Стопченко Ирине присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места). Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

У Ирины недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребёнка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание малых пуговиц, крючков, застёжек, развязывание и завязывание шнурков, пользование столовыми приборами, вырезывание ножницами, раскрашивании, не выходя за границы). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность в одной позе.

Низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, недостаточная концентрация внимания. То есть у ребёнка недостаточно сформированы внимание и восприятие.

Речевое развитие: низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен. Словарный запас беден. Ребёнок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает грамматические ошибки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector