Все о детях до года

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Все о детях до года

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.
Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

Все о детях до года

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Первый год жизни ребенка — один из самых важных периодов.
В это время закладывается жизненная программа развития малыша, происходит становление моторных функций, ребенок начинает ходить и разговаривать. Никакой другой возрастной период не характеризуется такими колоссальными перестройками. И ваша задача, как родителей, помочь малышу в становлении важных функций.

Ребенок до года каждый месяц своей жизни овладевает новыми психическими или моторными навыками. Однако нужно понимать, что в занятиях с малышом в этот период вы прежде всего должны ориентироваться на то, что уже может сделать ваш ребенок, а не на то, что малыш должен делать в этом возрасте.

Первое, что нужно предпринять для правильного развития и воспитания ребенка первого года жизни, — создать эмоционально-комфортную обстановку: касайтесь малыша, пойте ему песенки, разговаривайте с ним. Таким образом вы заложите основу хорошего психического и моторного развития вашего ребенка.

Во-вторых, обеспечьте малышу возможность двигаться. Движения — это естественная потребность человека. Откажитесь от пеленания, занимайтесь с ребенком. Так вы позволите развиваться не только моторным, но и психическим функциям малыша.
Чтобы понять, какие психомоторные функции сформировались у ребенка, необходимо проходить плановые осмотры у врача.

Невролог должен осматривать малыша, когда ему исполняется месяц, 3 месяца, 6 месяцев. В 9 месяцев осмотр проходит по назначению врача, если что-то тревожит педиатра или беспокоит маму. Следующий необходимый осмотр — в 12 месяцев, далее требуется только 1 осмотр невролога в году.

Сроки осмотра невролога у недоношенных детей другие. До года недоношенного ребенка осматривают 1 раз в два месяца, старше года — 1 раз в три месяца, старше двух лет — 1 раз в шесть месяцев, старше трех лет — 1 раз в году.

1 месяц

Что умеет малыш? К концу первого месяца жизни ребенок может несколько секунд удерживать голову в положении лежа на животе, он фиксирует взгляд и прослеживает за движущимися предметами (прослеживание неплавное, ступенчатое). Малыш поворачивает голову в сторону голоса матери или громкого звука.

Как развивать? С 2-3-недельного возраста при нарастании окружности головы ребенка до 37 см вы можете пользоваться кругами для плавания малыша. Тогда же можно начинать занятия на фитболе. Диаметр мяча в этом случае должен быть 55-70 см. В это же время начинают домашнюю гимнастику и массаж, который проводится очень легкими движениями, нежно касаясь кожи ребенка и фактически не воздействуя на мышцы.

Для развития слуха полезно создать условия, когда малыш слышит разные звуки: шум моря, пение птиц, песенки, которые вы исполняете сами.
Также необходимо менять положение ребенка в кроватке. Сначала он спит положением головы в одну сторону, в следующий раз — в другую. Это предотвратит возможное развитие врожденной мышечной кривошеи.

2 месяца

Что умеет малыш? В этом возрасте ребенок уже достаточно устойчиво и плавно прослеживает за предметами, следит за передвижениями родителей. В положении лежа на животе он устойчиво держит голову и поднимает плечевой пояс. Малыш прислушивается к голосу взрослых, а в ответ на обращение появляется улыбка, особенно если вы обращаетесь к нему с ласковыми словами.

Как развивать? По-прежнему необходимо много разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать стихи. Хорошо приобрести яркую погремушку и показывать ее ребенку во время бодрствования или подвесить в кроватке на расстоянии 30-40 см. В этом возрасте необходимо стимулировать двигательную активность малыша, чаще выкладывать его на живот. Массаж и гимнастику нужно проводить 1 раз вдень по 5-6 минут (через 30-40 минут после кормления).

Хорошо, если ребенок остается в кроватке только во время сна. Когда малыш просыпается, вынимайте его из кроватки, давайте возможность наблюдать окружающие предметы. В это время также вводят упражнения на укрепление моторики; понемногу начинайте осуществлять перевороты со спины на живот.

3 месяца

Что умеет малыш? Ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимает плечевой пояс.
Очень долго и активно гулит, смеется на обращенную к нему речь. Малыш практически не нуждается в помощи, чтобы перевернуться со спины на бок; довольно активно с помощью взрослого переворачивается со спины на живот.

Как развивать? В возрасте 3 месяцев показан осмотр невролога для решения вопроса о назначении лечебного или оздоравливающего массажа. В это же время вы можете уменьшить температуру воды при купании. Если мы начинаем купания с 37-38 градусов, то теперь, уменьшая на 1 -1,5 градуса каждую неделю, мы можем свести температуру воды до 32 градусов.

4 месяца

Что умеет малыш? Ребенок удерживает голову, находясь на руках у взрослых в вертикальном положении, в течение длительного времени прослеживает за движущимися предметами. Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот; в положении на спине пытается захватить висящую перед ним игрушку и подтянуть ее к себе. При подтягивании за ручки ребенок активно присаживается.

В 4 месяца малыш уже хорошо узнает родителей, проявляет оживление при появлении в поле зрения родителей или знакомых, пытается реагировать на различную эмоциональную окрашенность голоса; плачет, очень эмоционально выражая свое недовольство.
Ребенок находит глазами невидимый источник звука, поворачивает голову в его сторону, длительное время, певуче, эмоционально гулит.
В это время появляются модуляции голоса, как говорят родители, «малыш начинает петь».

Как развивать? В это время практикуется плавание в ванной с кругом на шее (при этом можем еще немного снизить температуру воды).

Во время ношения ребенка постепенно формируем его вертикальное положение, но не забывайте, что малыш должен быть повернут к вам спиной, чтобы он мог рассматривать окружающие предметы.
При занятиях на фитболе вы можете придерживать только его ножки, а руки ребенок уже может фиксировать сам.
В этом возрасте хорошо выкладывать игрушки по бокам от ребенка, стимулировать его переворот со спины на живот. И с этого возраста уже можно окончательно перейти к ношению малыша в вертикальном положении, спиной к себе.

Показано, чтобы какую-то часть времени ребенок проводил на полу. Хорошо подходят для этих целей развивающие коврики, коврики-пазлы.

6 месяцев

Что умеет малыш? Ребенок свободно переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки и раскачивается. Это этап «предползанья».
Малыш, подтягиваясь на руках, перемещается на небольшие расстояния.

Как развивать? В этом возрасте можно перейти на плаванье с кругом по типу свимтренер, т.е. круг надевается на ребенка, застегивается и позволяет малышу более активно использовать руки при плавании.

Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.

В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»

Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:

Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?

На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?

Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?

Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?

Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

5 главных заблуждений о грудничковом плавании

Свежие статьи Подписка

Куда пойти с детьми в мае и июне?

У 4 из 10 родителей дети-школьники все лето проведут дома

В Москве открылся тематический парк – «Страна Смешариков»

В ЦДМ на Лубянке откроется «Главный Детский Клуб»

5 книг для родителей, чтобы справиться с тревогой за себя и своих детей

Что делать, если у ребенка нет друзей

Все о развитии ребенка от рождения до года: освоение навыков, физкультура, закаливание, массаж, приучение к горшку, первый День рождения

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Права авторов и издателя защищены.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Календарь развития ребенка поможет следить за тем, как растет и меняется ваш малыш. Достаточно ли он прибавляет в весе и росте? Каких достижений в двигательном и эмоциональном развитии вы можете ожидать от него в этом возрасте? Как правильно ухаживать за крохой, какие предлагать игрушки, чему учить малыша?

На первом году жизни Календарь развития ребенка предлагает новую информацию каждый месяц, на втором году — раз в три месяца, на третьем — раз в полгода. Показатели веса и роста представлены в двух вариантах: на основании данных отечественных педиатров (1980-1990 гг.) и по результатам исследования ВОЗ (2005 г.).

Каждый малыш развивается индивидуальными темпами, и достижения, обозначенные в Календаре развития, могут не совпадать по срокам с таковыми у вашего ребенка. Если какие-либо умения появляются у вашего малыша с задержкой в месяц и более по сравнению с данными Календаря развития, стоит проконсультироваться со специалистом — педиатром, детским неврологом, психологом, логопедом. Особенно это актуально для первых месяцев жизни.

Другие разделы 7и о развитии детей:

Полезная информация из других источников:

Общение:

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Это только кажется, что грудничок спит, ест, плачет и изредка улыбается. Его мозг выполняет работу, которая не снилась даже студенту Оксфорда. За первые три месяца объем серого вещества вырастает на 64% [1], а к концу первого года увеличивается в два раза. Результаты налицо: ежедневные новые навыки в движении, речи, памяти. Итак, что же умеет малыш в том или ином возрасте?

Главное, помните, все малыши очень разные и необходимые умения могут приходить в разное время. Не стоит волноваться, если малыш чего-то не умеет, а лучше спросите врача-педиатра.

  • плавно следит за предметами
  • прислушивается к голоса
  • гримаса улыбки
  • лежа на животе, пытается приподнять голову
  • поворачивает голову к свету
  • реагирует на звук
  • двигает активно руками и ногами, ручки сжаты в кулак
  • долго смотрит на неподвижные предметы
  • продолжительно следит за движущейся игрушкой
  • поворачивает голову в сторону голоса взрослого/любого громкого длительного звука
  • отвечает улыбкой на голос/разговор
  • первый смех
  • лежа на животе поднимает и непродолжительное время удерживает голов
  • рассматривает собственные ручки
  • оживленно/возбужденно реагирует на разговор
  • ручками пытается захватить игрушки
  • обхватывает собственные руки, сцепляет их в «замок»
  • лежит на животе до нескольких минут, опираясь на предплечья
  • уверенно удерживает голову — переворачивается на бок
  • переворачивается с живота на спину
  • издает протяжные звуки в ответ на другие звуки/голоса
  • улыбается
  • узнает маму и папу
  • громко смеется в ответ на разговор
  • захватывает игрушки, ощупывает их
  • пробует предметы «на зуб»
  • гулит — переворачивается на живот
  • следит за движениями родителей
  • проявляет «пищевой интерес», тянется за едой родителей
  • отличает близких, пугается незнакомых/чужих людей
  • узнает голос мамы
  • берет игрушку/погремушку из рук взрослого, удерживает ее
  • долго лежит на животе, опираясь на ладони, поднимая корпус
  • быстро переворачивается со спины на живот
  • может перекатываться по поверхности
  • сидит неустойчиво, родители с этого момента могут «присаживать» малыша самостоятельно на несколько минут
  • при тракции за руки пытается встать
  • продолжительно лепечет (произносит отдельные слоги), «поет»
  • удерживает круглые предметы, уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из руки в руку
  • передвигается переставляя руки; подползает вперед, отползает назад, не поднимая живота; крутится
  • пытается стоять на четвереньках, раскачивается
  • разнообразные эмоции, смехом/плачем выражает отношение к любым раздражителям
  • проявляет активный пищевой интерес, просит еду со стола
  • удерживает грудь при кормлении или бутылочку самостоятельно
  • ест с ложки густую пищу
  • уверенно сидит, опирается на ручки
  • занимается игрушками, стучит, бросает, размахивает
  • стоит на четвереньках
  • ползает в разных направлениях
  • начинает понимать обращение к себе
  • подолгу лепечет
  • пьет из чашки с помощью взрослого
  • проявляет недовольство, требует
  • держится за барьер, пытается встать
  • встает на колени
  • самостоятельно садится, ложится
  • подражает действиям взрослого (толкает мяч, машинку, стучит)
  • произносит повторные слоги
  • пытается самостоятельно есть ложкой
  • по просьбе выполняет действия («ладушки», машет ручкой)
  • стоит у опоры/барьера
  • «приплясывает»
  • «работает» с предметами (нажимает, катает, гремит)
  • ходит вдоль опоры приставными шагами (+1 месяц)
  • находит предметы по просьбе взрослого
  • подражает речи и действиям взрослого
  • пьет из чашки, придерживая ее
  • первый шаг вперед
  • понимает просьбу «дай», находит и дает знакомые предметы
  • «заигрывает», выполняет заученные действия
  • реагирует на взрослого, опасается, тянет ручки
  • «работает» ложкой
  • погружает ложку в еду, подносит ко рту
  • радуется приходу взрослых
  • самостоятельно уверенно стоит
  • ходит с опорой или поддержкой (за палец взрослого)
  • самостоятельно ходит
  • первые слова («мама», «папа», «би-би», «дай» и тд.)
  • попытки бегать
  • контактирует с другими детьми, забирает игрушки у других детей
  • умеет есть ложкой, не проливая
  • пытается накалывать еду на вилку
  • строит пирамидку, складывает/разделяет игрушки по просьбе взрослого
  • произносит 15 – 20 слов, простые предложения, умеет требовать
  • изучает новое пространство самостоятельно, отталкивает маму

Все о детях до года

Все о детях до года

  • Важно знать: все малыши разные, и необходимые умения могут приходить в разное время. Главное, чтобы навык был освоен в принципе.

Статья подготовлена при участии Сеничкиной Олеси Владимировны – врача-педиатра родильного дома ГКБ №29

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Все о детях до года

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Все о детях до года

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Все о детях до года

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Все о детях до года

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector