Возрастные особенности физического развития детей

Анатомо-физиологические особенности ребенка, их учет в процессе занятий физическими упражнениями

Сохраняющаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения требует изменения отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. К особенностям организации следует отнести учет возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни человека его анатомо-физиологические и психические качества. Для чего нужны знания возрастных особенностей педагогу, работающему в области физической культуры с детьми дошкольного возраста? Направления их учета указаны на рис. 11.

Таким образом, знания и учет особенностей возрастного развития ребенка в процессе занятий физическими упражнениями позволят:

  • 1. Организовать нужный объем двигательной активности.
  • 2. Проводить диагностику физической, функциональной подготовленности.

Возрастные особенности физического развития детей

Рис. 11. Основные направления учета особенностей возрастного развития дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями

  • 3. Подобрать упражнения и инвентарь.
  • 4. Проводить профилактику нарушений стопы, осанки.
  • 5. Регулировать физическую нагрузку при развитии физических качеств.
  • 6. Осуществлять взаимодействие занимающихся в процессе выполнения физических упражнений.
  • 7. Подобрать нужную методику обучения движениям.

Учебный материал данной главы достаточно полно освещен в пособиях прошлых лет и доступен для изучения, поэтому мы ограничимся лишь основной информацией, касающейся особенностей возраста ребенка-дошкольника.

Педагогу, работающему с детьми, важно знать основные положения о главных чертах возрастного развития:

  • • Развитие ребенка совершается постепенно и последовательно.
  • • Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоничное, всестороннее развитие.
  • • Различные стороны психической деятельности детей участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы.
  • • Развитие может идти средним ходом либо ускоряться в зависимости от различных причин.
  • • Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
  • • При выполнении физических упражнений в организме детей совершается ряд физиологических, психических, биохимических и др. процессов. Положительный эффект от воздействия упражнений будет возможен при условии учета закономерностей физического воспитания и особенностей психофизического развития (табл. 3).

Анатомо-физиологические особенности дошкольников, их учет в процессе физического воспитания

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиоло­гов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практичес­кий опыт и многочисленные научные исследования свидетель­ствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резер­вов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст Безденежных Г. А. выделяет на следующие периоды[2]:

новорожденный — первые 4 недели жизни;

грудной (младенческий) — до 1 года;

ранний детский — от 1 года до 3 лет;

дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает составлению программ, подбору и дози­ровке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми тем­пами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются мор­фологические показатели: рост и масса тела (табл. 6), обхват груд­ной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабо­го развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего воз­раста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются боль­шой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей пра­вильному выполнению того или иного упражнения, так как воз­никший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошиб­ками простые движения сделают невозможным в будущем пра­вильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлет­них детей на активные движения приходится 70% времени бодр­ствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над про­цессами концентрации, поэтому движения детей отличаются не­точностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок при­бавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдви­гами, происходящими в организме (второй период быстрого рос­та проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быст­рее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличива­ется в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолще­ния мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличива­ется мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток голов­ного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовер­шенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время заня­тий надо разнообразить.

дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от несколь­ких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят по­очередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особен­ность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятель­ность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств[12].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector