Анатомо-физиологические особенности ребенка, их учет в процессе занятий физическими упражнениями
Сохраняющаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения требует изменения отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. К особенностям организации следует отнести учет возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни человека его анатомо-физиологические и психические качества. Для чего нужны знания возрастных особенностей педагогу, работающему в области физической культуры с детьми дошкольного возраста? Направления их учета указаны на рис. 11.
Таким образом, знания и учет особенностей возрастного развития ребенка в процессе занятий физическими упражнениями позволят:
- 1. Организовать нужный объем двигательной активности.
- 2. Проводить диагностику физической, функциональной подготовленности.
Рис. 11. Основные направления учета особенностей возрастного развития дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
- 3. Подобрать упражнения и инвентарь.
- 4. Проводить профилактику нарушений стопы, осанки.
- 5. Регулировать физическую нагрузку при развитии физических качеств.
- 6. Осуществлять взаимодействие занимающихся в процессе выполнения физических упражнений.
- 7. Подобрать нужную методику обучения движениям.
Учебный материал данной главы достаточно полно освещен в пособиях прошлых лет и доступен для изучения, поэтому мы ограничимся лишь основной информацией, касающейся особенностей возраста ребенка-дошкольника.
Педагогу, работающему с детьми, важно знать основные положения о главных чертах возрастного развития:
- • Развитие ребенка совершается постепенно и последовательно.
- • Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоничное, всестороннее развитие.
- • Различные стороны психической деятельности детей участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы.
- • Развитие может идти средним ходом либо ускоряться в зависимости от различных причин.
- • Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
- • При выполнении физических упражнений в организме детей совершается ряд физиологических, психических, биохимических и др. процессов. Положительный эффект от воздействия упражнений будет возможен при условии учета закономерностей физического воспитания и особенностей психофизического развития (табл. 3).
Анатомо-физиологические особенности дошкольников, их учет в процессе физического воспитания
В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.
По биологическим признакам дошкольный возраст Безденежных Г. А. выделяет на следующие периоды[2]:
новорожденный — первые 4 недели жизни;
грудной (младенческий) — до 1 года;
ранний детский — от 1 года до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.
Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению
Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела (табл. 6), обхват грудной клетки.
С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.
При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.
В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.
B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии
С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.
Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств[12].