ольга кравцова
Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет
Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.
Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими «биологическими» часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться. Внимательно ознакомьтесь с данными, приведенными ниже. Ваш малыш немного отстает? Ничего страшного. Воспользуйтесь самой простой рекомендацией — играйте! Правильно подобранные игрушки (соответствующие возрасту и развитию) стимулируют формирование всех необходимых навыков. Необходимо учитывать, что малыш уже умеет делать и чему вы хотите его научить.
Игра — это самый оптимальный и самый приятный способ обучения и развития.
Крупная моторика
1-1,5 года. Ходит самостоятельно. Бьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на «взрослый» стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.
1,5-2 года. Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).
2-2,5 года. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.
2,5-3 года. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали. Уверенно стоит на одной ноге без поддержки. На бегу перепрыгивает через препятствия. Делает кувырок вперед.
Мелкая моторика
1-1,5 года. Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.
1,5-2 года. Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами,почти как взрослый.
2-2,5 года. Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков. Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.
2,5-3 года. Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии. Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.
Социальное развитие
1-1,5 года. Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.
1,5-2 года. Иногда говорит «нет», если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.
2-2,5 года. Выражает жалобы словами. Здоровается («Привет» и т. п.)Говорит «Посмотри», когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.
2,5-3 года. Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди.
Развитие речи
1-1,5 года. Говорит не менее двух слов, помимо «мама» и «папа». Отвечает на вопросы: «Как говорит собачка, киска?». Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.
1,5-2 года. Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками. употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает «да» или «нет» в ответ на прстые вопросы. Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.
2-2,5 года. Просит: «Еще», «Еще один». Использует отрицание «не» в выражениях: «не надо», «не буду» и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:»я», «ты», «он», «она», «оно», «мне».Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: «мой», «моя», «мое». Употребляет глаголы в прошедшем времени. («Мячик упал»).
2,5-3 года. Задает вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «почему»,»когда», «как». Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.
Понимание речи
1-1,5 года. По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги. Знает предлоги «на» и «с». Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: «Пойди к себе в комнату и принеси мне. » Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: «в», «на», «под», «у», «возле».
1,5-2 года. Понимает, что значит «вверх» и «вниз», «один» (дает по просьбе именно один предмет, «все». Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.
2-2,5 года. Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: «в», «над», «на», «под», «у», «возле»,«сверху», «снизу», «выше», «ниже». Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).
2,5-3 года. Использует слова «хороший» и «плохой». Отвечает на вопросы:»Что делают с печеньем?. шапкой?. чашкой?» Знает свой возраст. Правильно употребляет слова «быстро», «быстрый», «медленно», «медленный». Говорит о будущем — что должно произойти.
Самообслуживание
1-1,5 года. Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой. Подает маме или папе пустую тарелку.
1,5-2 года. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии. Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.
2-2,5 года. Сам умывает лицо и чистит зубы. Наливает жидкость в чашку не проливая.
2,5-3 года. Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую — на правую ногу, левую — на левую).
«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.
Создание развивающих центров в ДОУ. Старший дошкольный возраст Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность работы, но и позволяет.
Возрастные нормы психического развития детей
Ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.»
Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку.
Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие.
Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.
Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти летуже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод.
К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.
- Психологическое сопровождение детей второй младшей группы (1)
- Психологическое сопровождение детей старшего возраста (1)
- Психологическое сопровождение детей среднего возраста (1)
- Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста (5)
- Психологическое сопровождение детей подготовительной к школе группе (2)
- Психологическое сопровождение детей раннего возраста (3)
Возрастные нормы психического развития детей 4-5 лет
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИ ТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)
Восприятие
Эмоциональных состояний
Радость, грусть, гнев, удивление, испуг
Узнавание, называние, соотнесение
Звука
Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка
Узнавание, описание (громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой), подражание
Запаха
Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный
Узнавание, описание (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий)
Вкуса
Сладкий, горький, кислый, соленый
Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как. )
Свойства предметов
Тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый.
По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)
Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
Пространства
Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади
Определение местонахождении предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте
Времени
Утро, вечер, день, ночь.
Вчера, сегодня, завтра
Соотнесение события со временем его происшествия
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4 — 5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4 — 5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15 — 20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображе ния, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, измене ние рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в про странстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 от личий.
Обобщение
— на основе изученных свойств;
— по эмоциональному состоянию;
— времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операций конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
— по цвету — 4 оттенка;
— по величине — 5 предметов;
— по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
— по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состо яний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 прави ла — в учебной ситуации.
Уважаемые родители!
Информируем Вас о проведении 04.03.2021 с 16.00 до 17.00 часов заседания Совета родительской общественности Алтайского края и краевого родительского собрания.
Праздник 23 февраля в детском саду это – воспитание у дошкольников чувства патриотизма, понятия смысла «моя Родина», формирования у детей гордости за защитников Отечества.
Понедельник был посвящен теме спорта.
Мы с ребятами беседовали на тему, что такое спорт, какими качествами должен обладать спортсмен. Выяснили, что заниматься спортом можно профессионально и на любительском уровне. Но в любом случае спорт полезен для здоровья.
- Главная >
- Наши советы и рекомендации >
- Педагог-психолог >
- ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 3 годам
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 3 годам
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета
Красный, синий, зеленый, желтый.
Узнавание, называние, соотнесение
Формы
Круг, квадрат, треугольник
Узнавание, называние, соотнесение
Величины
Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий.
Узнавание, называние, соотнесение
Пространства
Далеко — близко, высоко — низко.
Узнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состояния
Радость, грусть, гнев.
Узнавание, называние, соотнесение
Память
Зрительная образная: объем — 4 — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3 — 4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3 — 4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик — взрослый не показывает).
С элементами творческого
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей
Развитые интеллектуальной сферы
Анализ (с помощью взрослого)
- Описание предмета по известным признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов (с помощью взрослого)
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
- по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
- животные, игрушки, фрукты, овощи.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 — 3 предмета (например, животные: кошка, собака,мишка, волк).
Сериация
- по цвету — 2 оттенка;
- по величине — 3 предметов;
- по расположению в пространстве — 2 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке — 3 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.