Возрастные этапы развития ребенка

Существует множество описаний периодов детского и подросткового возраста. Другими словами есть описания определенных закономерностей формирования психики в процессе взросления. При чем, эти описания мы встречаем как среди древних знаний, так и в современной науке. Остановимся на некоторых из них.

В древности на востоке говорили: первые 7 лет балуй ребенка, следующие 7 лет учи его, затем постарайся стать для него другом. По всей видимости древними людьми было замечено что в начале идет становление психо-эмоциональной сферы, затем у ребенка начинает формироваться интеллектуальная сфера, затем примерно развитие идет ровно. В другом древнем источнике знания сказано: у девочек эмоциональная часть заканчивает формироваться к 4 годам, интеллектуальная к 14 годам. У мальчиков к 9 годам, и 21 году соответственно. Тут идет речь о разнице психологического взросления мальчиков и девочек. Обычно это заметно даже не специалистам.

Рассмотрим современные представления о периодах и кризисах развития ребенка.

С.Холл выделяет: период дикости в котором наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Длится до 5 лет. Следующий — период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен — страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится до 12 лет. Третий период пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши. Длится от 9 до 14 лет. Четвертый период – земледельческий. Продолжа­ется до 16 лет. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы, длится до 18-20 лет.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная. На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.

Л.С. Выготского, считал что развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды. От 0-2 месяцев кризис новорожденности. 2-12 месяцев младенческий возраст, кризис одного года. 1-3 года раннее детство, кризис 3 лет. 3-7 лет дошкольное детство, кризис 7 лет. 7-13 лет школьный возраст, кризис 13 лет, 13-17 лет пуберантный возраст, кризис 17 лет.

Как мы видим существует несколько различных представлений о психологическом развитии ребенка. Какое же из них верное? На мой взгляд верны все. Просто они описывают различные стороны становления человеческой психики. Например Фрейд описывает больше ту часть психики которая связана с развитием сексуальной функции, Выгодский становление социальных навыков. Все представленные описания взаимосвязаны между собой. Учитывать в воспитании все эти особенности психика конечно желательно и можно сказать, необходимо.

Есть еще одна периодизация которая на мой взгляд более подходит для практического применения (Дж. Стивенс). Это современный взгляд на основе древних знаний. В данной периодизации рассматривается вопрос становления психо-эмоциональной сферы.

Первая стадия 0-6 месяцев, стадия грудного младенца. В этом периоде младенец не дифференцирует ни себя ни окружающий мир, все как бы слито во едино. Его эмоциональная сфера зависит от мамы или человека заменяющего мать. Есть так же положительные и отрицательные эмоции связанные с физиологическими функциями.

Вторая стадии от 6 месяцев до 4 лет, малыш делающий первые шаги. В данном возрасте ребенок отделен от мамы, но зависит от нее. Родители в данном возрасте являются не зыблемыми авторитетами. Психо-эмоциональная сфера хотя имеет собственную конструкцию, по типу простых различий хорошо-плохо, да — нет. Но в целом зависит от родителей, в первую очередь от мамы, или другого близкого человека.

Третья стадия 5-12 лет, подросток. Стадия соревнования, в этом возрасте ребенок отделяется от родителей приобретая некоторую автономность, родители перестают восприниматься как существа знающие и умеющие все, авторитет родителей уменьшается, появляется собственное, хотя и не зрелое представление о мире. Эмоции становятся более сложными, но уходят на второй план, уступая место соревнованию, активности.

Четвертая стадия 13-19 лет, юноша характеризуется преобладанием и становлением эмоциональной сферы. В виду этого характерна эмоциональная не устойчивость, ранимость. Сложность в определении приоритетов. Родители уже влияют все в меньшей степени. Юноша старается выработать собственную позицию по отношению к миру. Включается сопереживание, сочувствие. Появляется критика к себе.

Итак мы выяснили что в тот или иной период эмоционально-чувственная сфера имеет свои особенности проявления и связи с окружением.

Как практически это можно связать с воспитанием? Данные знания на мой взгляд могут помочь в 3 направлениях. Первое это устанавливать контакт с ребенком в соответствии с периодом развития. Второе – дают возможность определить поведение не соответствующее возрасту. Ну и третье в случаи отклонений — выявить и устранить причины.

Говоря о контактах с ребенком, в первую очередь необходимо сказать, что лучше если он будет соответствовать возрасту. То есть, если человек находится уже в подростковом возрасте, а с ним общаться к примеру больше на тактильном уровне как с младенцем, это может вызвать сложности во взаимодействии со сверстниками, которое идет уже больше на уровне речевой коммуникации.

Рассматривая поведение, можно ориентировочно определить соответствует оно в основной мере возрасту или нет. Конечно поведение человека может быть разным в зависимости от возраста, и включать поведение разных возрастов. И взрослый человек может иногда иметь поведение ребенка. Я говорю о поведении в общем, или большей частью.

Как же нам помогает периодизация в устранении проблем?

Возьмем пример ребенку 3 года он не слушается. Как и что делать? В первую очередь посмотрим есть ли кризисы, да есть. Если поведенческие нарушения не усиливаются, не выходят за рамки, наверное нужно переждать. Продолжим. Вот ребенку 3.5 года поведенческие проблемы непослушания остаются, что делать? Кризис уже прошел! Если мы посмотрим с точки зрения становления эмоционально — чувственной сферы, в этом возрасте большая частью зависит от окружения. Поэтому нужно постараться определить эмоциональное состояние окружения? Может быть есть какие-то недопонимания, конфликты и т.д. Так же возможно родители взаимодействуют с ребенком не соответственно возрасту. И так далее на протяжении всей жизни ребенка.

Более подробно я постараюсь рассказать о проблемах разного возраста в следующих публикациях.

Жизнь малыша начинается еще задолго до его рождения и появления на свет. У организма новорожденного различные физиологические особенности, зависят они от того как он развивается еще находясь в утробе матери.

Ученые установили, что все возрастные периоды можно считать зрелыми и пройденными, если функции организма соответствуют возрасту малыша и условиям в которых он развивался.

Воспитание основывается на нескольких возрастных этапах развития ребенка. Рассмотрим каждый этап и поговорим о том как следуют гармонично воспитывать детей для благополучных отношений в семье и в жизни.

Выделяют следующие основные этапы психического и физического развития ребенка:

  • Внутриутробный. Это период от зачатия до родов и занимает он примерно 280 дней или 38-40 недель. Во время внутриутробного развития происходит полное формирование организма человека, закладываются все органы, а также может происходить формирование будущих предпочтений и характера.
  • Неонатальный. Это период, когда малыш только-только появился на свет и пока ему не исполнится месяц или 4 недели. В этот период ваш малыш крайне уязвим, за ним нужна полная забота и уход. Он учится правильно кушать, какать, спать, делает какие-то первые непроизвольные движения. В этот период важно поддерживать максимально комфортную среду для ребенка.
  • Грудничковый. Это период с месяца до года жизни малыша. В это время он учится управлять своим телом, учится сидеть, вставать, ползать, ходить и еще очень много чего, также активно познает мир и изучает окружение. Быстрее всего малыш развивается именно в первый год жизни. У него появляются первые зубы и ближе к году он становится более самостоятельным и частично отделяется от мамы. В этот период вам нужно тщательно следить за развитием и состоянием ребенка, вовремя проходить все обследования и посещать врачей.
  • Ясельный. Это период с года до трех лет. В этот период ребенок совершенствует свои навыки, он учится бегать, разговаривать, принимать решения и становится еще более самостоятельным. Речь и мышление становятся лучше, ребенок продолжает активно расти и развиваться. В это время многие дети уже начинают ходить в детский сад и идет более полный отрыв от мамы. Для большинства малышей это огромный стресс. И важно правильно подготовить ребенка к походу в детское учреждение. Основным родом занятия у детей этого возраста является игра. Они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, принимать решения самостоятельно.

Когда дети начинают активно общаться друг с другом, посещать детский сад, есть большой риск, что они заразятся различными детскими инфекционными заболеваниями.

  • Дошкольный. Это период от 3 до 7 лет. В это время у вашего ребенка закладывается характер и идет становление его как личности. У него складывается манера поведения и речи, многое он копирует с родителей, поэтому очень важно подавать ребенку хороший пример. Очень активно развивается речь, ребенок продолжает учиться ладить и контактировать со сверстниками. Также у него развиваются все психологические и физические процессы. Он быстро растет, происходит очередное возрастное развитие ребенка, смена зубов, меняется телосложение и структура тела, он становится самостоятельным. Умеет делать логические выводы и принимать решения, может постоять за себя.
  • Младший школьный возраст. Это период от 7 до 12 лет, то есть начальная школа. Ребенок становится более внимательным, ответственным и все больше начинает осознавать, что он личность и может смело принимать решения самостоятельно. Дети учатся планировать свою дальнейшую деятельность, у них активно развивает интеллектуальные навыки. Происходит полная смена молочных зубов на коренные.
  • Старший школьный возраст. Это период полового созревания с 13 до 17 лет. Это огромный скачек в росте и развитии ребенка. Он часто становится неуправляемым, непослушным и считает, что он уже взрослый и может принимать решения самостоятельно и делать все, что захочет. На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды. Ребенок становится совсем взрослым и у него начинается более самостоятельная жизнь.

Основным этапом развития ребенка можно назвать ясельный, так как именно за этот год ребенок растет с огромной скоростью, и учится ходить. Как родителям вам важно понимать, что каждый ребенок очень индивидуальный и все этапы могут проходить со своими особенностями.

Каждый ребенок проходит возрастные этапы развития, которые сопровождаются умственными, физическими, личностными изменениями. Кроме того, по ходу возрастного развития ребенка осваиваются новые навыки и умения, приобретаются знания и формируются черты характера. Чтобы воспитание было эффективным, оно должно соответствовать возрастному развитию ребенка. Давайте обсудим основные нормы развития ребенка.

Возрастные этапы развития ребенка

Этапы возрастного развития ребенка

Принято считать, что существуют основные этапы развития ребенка:

  • от зачатия до родов — внутриутробный возрастной этап;
  • от рождения до года – младенчество;
  • от года до трех лет – ранний возрастной этап;
  • от трех до 7-ми лет – дошкольный возрастной этап;
  • от 7-ми до 12-ти лет – младший школьный возраст;
  • от 12-ти до 16-ти лет – старший школьный возраст.

Развитие ребенка в младенческом возрасте

Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.

Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:

  • Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
  • Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
  • Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
  • С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы развития ребенка 1-3 лет

В возрастной период от 1 до 3-х лет ребенок вырастает еще на 25 см, а в весе прибавляет до 4 кг. Основным для ребенка в этот период выступает социальное взаимодействие. Малыш не только учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, но также осваивает способы знакомства, принципы дружбы и пр.

К трем годам у крохи проявляется стремление к самостоятельности, он пытается быть независимым от родителей. Также малыш уже осознает себя как отдельную личность и учится оценивать свои действия и прогнозировать ситуации. Практически каждый трехлетний малыш – большой фантазер.

В согласии с нормами развития ребенка 1-3 лет, он должен уметь:

  • сооружать башню из кубиков;
  • бить ногой мяч;
  • складывать крупные, простые пазлы;
  • проявлять исследовательский интерес к предметам и окружению (ломать игрушки для осмотра содержимого и пр.);
  • складывать простые предложения из 5 слов;
  • выполнять несложные задания взрослых;
  • рисовать вертикально прямую линию;
  • называть части своего тела и показывать их;
  • рассказывать четверостишья;
  • самостоятельно проситься в туалет;
  • раздеваться и одеваться при некоторой помощи родителей;
  • самостоятельно кушать из тарелки и пить из чашки;
  • резать бумагу ножницами;
  • мыть и вытирать ручки.

Непременным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является кризис 3 лет, который в каждом отдельном случае может протекать по своему сценарию. У большинства малышей кризис проявляется упрямством, негативизмом и агрессией к окружающим, у отдельных деток преобладает уступчивость и сострадание.

Трехлетние малыши остро нуждаются в одобрении взрослых и похвале. У них активно происходит развитие речи и мышления. Самым важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка трех лет является игровой процесс, через который малыш познает мир и усваивает информацию.

Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника

К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.

От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.

Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.

Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.

Ребенок в этом возрасте знает:

  • геометрические фигуры;
  • различия предметов по цвету и форме;
  • понятия длины, высоты и величины;
  • математические знаки, числа и буквы;
  • счет до 10 и обратно.

Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.

Младший школьный возрастной этап

Возрастные нормы развития ребенка школьного возраста таковы:

  • он чувствует себя «взрослым» и ведет себя соответственно;
  • авторитет родителей снижается;
  • он способен планировать свою деятельность, выполнять правила и принимать новые социальные порядки.

В период старшего школьного возрастного этапа развития ребенок готовится к вступлению во взрослую жизнь, однако в его поведении еще присутствуют детские манеры и поступки. Также к этому периоду возрастного развития ребенка относится пора полового созревания, и в организме и личности подростка происходят множественные изменения, что требует понимания и участия со стороны родителей.

Самая трудная часть воспитания для некоторых – это выяснение на какой стадии развития ребенок и что должны делать, чтобы помочь ему расти и учиться. Возрастной диапазон развития ребенка может быть запутанным, и есть много этапов, которые ребенок будет проходить по мере своего роста. Если вы новоиспеченный родитель, вот статья, в которой обсуждается каждый из этапов детства и чего ожидать на каждом этапе жизни вашего ребенка.

Новорожденный (От рождения до месяца)

Начальные стадии детства начинаются, как только ребенок появляется на свет. На этой стадии развития ребенок начинает реагировать на внешние раздражители, такие как прикосновение и звук, может различать предметы, которые находятся рядом с его зрением, может распознавать определенные запахи и начинает сообщать о своих потребностях с помощью мимики и криков.

Возрастные этапы развития ребенка

Младенчество (От одного до двенадцати месяцев)

Ребенок считается находящимся в младенческой стадии развития в возрасте от одного месяца до одного года. В младенчестве у ребенка начинают развиваться более сложные реакции на окружающий мир. Некоторые из наиболее заметных изменений включают в себя способность ребенка контролировать то, как движется его голова, его способность садиться без поддержки родителей и его способность распознавать свое имя и реагировать на него.

Они также начнут издавать журчащие звуки, что обычно происходит в возрасте от шести до девяти месяцев. Примерно от девятимесячной до двенадцатимесячной отметки ребенок начинает самостоятельно ползать и вставать, а также хватать предметы руками.

Возрастные этапы развития ребенка

Малыш (От года до трех лет)

Стадия малыша похожа на стадию подростка в том смысле, что дети начинают узнавать больше об окружающем мире, а также о своем теле. Хотя малыш еще не вполне приспособился к своему телу, он уже достаточно продвинулся в своих движениях и может делать такие вещи, как самостоятельная ходьба, прыжки, лазание по предметам, следование указаниям, составление простых предложений и творческая деятельность. Они также начнут любить ритуальные действия, такие как ритуалы перед сном, поскольку эти действия помогают обеспечить комфорт.

Возрастные этапы развития ребенка

Дошкольный возраст (От трех до пяти лет)

Дошкольная стадия развития ребенка – это продвинутая форма стадии малыша. В дошкольном возрасте дети начинают совершенствовать свои двигательные навыки, а также свой словарный запас и разговорные навыки. Хотя вы не должны ожидать, что они будут иметь полный контроль над всеми аспектами своей жизни, ребенок начнет уметь делать основные вещи, такие как одеваться и ходить в ванную самостоятельно.

Возрастные этапы развития ребенка

Школьный возраст (От шести до двенадцати лет)

Школьная часть жизни ребенка – это когда он начинает превращаться в более зрелую версию самого себя. Ребенок, проходящий через стадию школьного возраста, начнет развивать вторичные половые признаки, типичные для его пола, будет более сосредоточен на создании дружеских отношений с детьми того же пола и будет лучше понимать двигательные навыки, которые он развил на предыдущих стадиях. Их разговорные навыки также начнут улучшаться по мере того, как они будут посещать школу и узнают больше об окружающем мире.

Возрастные этапы развития ребенка

Подросток (От тринадцати до восемнадцати лет)

Подростковый возраст – это период серьезных и порой запутанных или трудных перемен. В подростковом возрасте ребенок начинает развиваться сексуально и начинает испытывать чувства к представителям противоположного пола. Индивидуальность является главной темой в эти годы, и вы можете заметить, что ваш ребенок начинает развивать свою личность, а также формировать свои мысли и мнения.

Возрастные этапы развития ребенка

По мере того как они продолжают становиться старше, будут больше сосредотачиваться на своих друзьях и отношениях и будут меньше фокусироваться на своей семье, чтобы развивать свой независимый образ жизни. Это не всегда трудное время, но подростки сталкиваются с большим давлением и часто нуждаются в поддержке, когда проходят через этот этап своей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector