Если не всех, то, однозначно, многих родителей интересует вопрос воспитания личности ребенка. Папы и мамы хотят для своих детей только самого лучшего: качественное образование, хорошую одежду, престижную работу, удачный брак и, конечно же, сильный характер, чтобы маленький человек в будущем мог справиться с любыми трудностями, которые перед ним поставит жизнь. Конечно, ни один родитель не может повлиять на все эти факторы, ведь большинство из них зависят только от самого ребенка, но, когда речь идет о психологической стойкости и сильном характере, то, кроме природных задатков, здесь также играет роль воспитание и действия родителей, а точнее, временами, их бездействие. В этой статье мы поговорим именно о том, чего не следует делать с детьми, чтобы они были готовы к будущим трудностям, и уже с детства знали, как решать сложные ситуации.
Воспитание и развитие личности ребенка
Бытует достаточно вредная мысль о том, что если в процессе воспитания и развития личности ребенка охранять его от всех трудностей, то у него будет хорошее и благополучное детство, а с проблемами и испытаниями он столкнется уже позже, когда будет готов. Так вот – он не будет готов. Очень важно не встревать в те задачи, которые выполняет дитя: так, на примере простых действий, оно готовится к более сложным, которые будут потом.
Это – словно высокая лестница, по которой только предстоит забраться, чтобы потом решать действительно важные и непростые вопросы. И если родители с самого детства пытаются воспитать идеального малыша, за него делая всю работу, то в будущем такой молодой человек будет сильно удивлен огромной стене, которая вдруг стоит между ним и его мечтами. Он не готовился к трудностям с детства, а вдруг внезапно узнал о них в более зрелом возрасте, когда они уже довольно сложные, и их не так просто решить. Именно поэтому родителям не следует мешать ребенку закалять свой характер.
Воспитание и формирование личности ребенка
Какой же он, психологически сильный ребенок? Что, вообще, такое – эта ваша психологическая сила? Как происходит воспитание и формирование личности такого ребенка? У некоторых людей может быть ложное впечатление, что это какой-то супермен, который никогда не плачет и никому не проигрывает. Но нет. Психологически сильный человек может и поплакать, и проиграть. Главное отличие в том, что он вполне с этим справится и обязательно вернется в состояние равновесия, из которого продолжит свой путь дальше.
Давайте сейчас проанализируем и обсудим девять очень важных вещей, которые ни в коем случае не должны делать родители, если они хотят, чтобы их ребенок в будущем был достаточно самостоятельным и психологически сильным.
И первое в нашем списке – не способствовать ментальности жертвы. Как этого избежать? Не так уж и сложно. Во-первых, как минимум, не говорите ребенку, что он ведет себя, как жертва, даже если вам так показалось. Это могут быть всего лишь ваши личные проекции из-за своих проблем. Важно понимать, что человека не делают жертвой другие люди, проигрыш в игре или заваленный школьный тест. Главное – это его отношение ко всему этому. Что он делает после того, как столкнется с неудачей? Опускает голову и говорит, что больше никогда не попробует, потому что это сложно?
Личность ребенка в процессе воспитания
Никогда, просто запомните, никогда не делайте ребенка смыслом своей жизни. Ничего хорошего из этого не может выйти. Личность ребенка в процессе воспитания не должна быть перегружена ожиданиями родителей. Неужели вы действительно хотите, чтобы ребенок всегда чувствовал себя должником, как будто он должен продолжить ваше дело, исполнить ваши мечты и ни на шаг не отходить, чтоб хоть не обидеть дорогого родителя. Если да, то сходите к психологу. Если нет, то покажите ребенку, что он может и даже должен выбрать свой путь, помогите ему на этом пути, подтолкните и будьте рядом. А когда он начнет справляться сам, то просто отпустите. Вот увидите, в этом случае ваше чадо вас точно не забудет и с уважением отнесется к таким любящим и мудрым родителям.
Другая крайность, когда детей делают центром вселенной. Они вырастают с ужасающей мыслью, что им все что-то должны. Но ведь это не так, и со временем они это точно узнают. Люди, которые живут только собой и ни о чем другом не думают, вряд ли смогут добиться чего-то хорошего в жизни. Лучше поставьте перед детьми вопрос, что они могут дать этому миру, а не что могут получить.
Некоторые не совсем компетентные родители пытаются всячески оберегать свое дитя. При чем оберегать от всего, вплоть до катания на велосипеде и посещения секции карате. Почему? Потому что любимой маме так спокойнее. Зачем же ребенку так ее волновать? Пусть лучше сядет вон там, где его хорошо видно и играет вот этой мягкой безопасной игрушкой. Ребенок в таком случае научится только одному – страха нужно избегать. Любой ценой. А разве это самый лучший урок, который вы можете ему дать? Из такого малыша вырастет безынициативный, слабый, трусливый и серый человек. Научите же его, что нет ничего лучше, чем пойти страху навстречу, победить его. Только из таких людей вырастают те, кто может что-то принести в этот мир.
Сейчас для кого-то может быть откровение, но знайте, что дети не бывают идеальными. Никогда. Они будут ошибаться, будут спотыкаться, делать неправильный выбор и забывать выученный стих. Это нормально, даже прекрасно. Ведь только так можно научится. Другого способа у нас нет. Если вы хотите, чтобы ребенок был всегда и во всем идеальным, учился на отлично и собирал все грамоты и дипломы, то вряд ли вы воспитаете кого-то, кроме человека с неврозом. Позвольте своим детям быть собой, быть нормальными, и тогда они вас точно порадуют своими успехами в будущем.
Воспитание и развитие личности ребенка происходит под влиянием законов общества и установок, привитых родителями. Каждый взрослый желает, чтобы его чадо достигло успеха в жизни. Не существует строго прописанных воспитательных программ, подходящих всем детям без исключения. Даже братья и сестры, развивающиеся в одинаковых социальных условиях, вырастают совершенно разными. Психологи предлагают простые советы, помогающие сформировать полноценную, самодостаточную личность.
Этапы развития личности ребенка
Личность — это совокупность характеристик человека: самооценки, черт характера и социального поведения. Качества, приобретенные в детстве, глубоко влияют и на взрослую жизнь. Личность ребенка в процессе воспитания развивается постепенно и на каждом этапе роста приобретает определенные навыки:
- 2 года — малыш уже осознает себя индивидом на физическом уровне. 2-летний малыш в его собственном понимании является неотъемлемой частью мамы и семьи.
- 3 года — кроха начинает оценивать себя, самооценка основывается на мнении взрослых. Именно на этот период приходится первая волна самосознания и воли, которые часто проявляются капризами и истериками.
- Средний возраст (до 5 лет) — кроха учится оценивать чужие поступки и акцентирует внимание на нюансах поведения других людей. Мнение о себе формируется уже на собственных размышлениях и умозаключениях.
- Старшие дошкольники (до 7 лет) — период можно назвать стадией копирования. Ребенок улавливает и повторяет манеру поведения родителей, проявляет большую тягу к совместной деятельности.
- Школьный возраст — огромное влияние на детский характер оказывают не только взрослые, но и сверстники. Копирование поведения, желание соответствовать требованиям группы (класса) могут привести к негативным проявлениям характера.
- Подростковый возраст — характеризуется обостренным отчуждением. Ребенок ощущает себя полностью самостоятельной личностью и нередко противопоставляет себя родителям. Зов бунтарства может надолго испортить отношения, а юношеские комплексы нередко остаются на всю жизнь.
Зная возрастные нюансы личностного развития, можно развить положительные и сгладить нежелательные черты характера.
Воспитание личности ребенка дошкольного возраста
Личность дошкольника наиболее зависима от внутрисемейных отношений. И многие взрослые совершают грубые ошибки в воспитательном процессе своего чада, проявляющиеся проблемами в его взрослой жизни. Советы по воспитанию качеств личности ребенка до 7 лет:
Никаких криков
Разбитая посуда, вещи с пола во рту и другие, неприемлемые ситуации — лишь способ малыша познать окружающих мир. Запаситесь терпением и разъясняйте своей крохе, почему так не стоит делать.
Научитесь правильно говорить «нельзя» и «нет»
Истерики у детей — зачастую результат сюсюканья. Запреты нужно проговаривать спокойно, с выражением обеспокоенности. Реакция на «неправильное» действие малыша должна быть постоянной: нельзя сегодня запрещать, а завтра разрешить, лишь от вас оставили в покое. При этом следует также разъяснить причину вашего «нет». Постоянные запреты, равно как и вседозволенность, формируют неправильную самооценку (безынициативность, нездоровый эгоизм) и чреваты тяжелой адаптацией в обществе.
Совместная деятельность
К посильной работе малыша следует приучать с 3-летнего возраста. Совместная деятельность дает необходимые навыки, развивает его ощущение самостоятельности и ответственность. Делайте уборку, мойте посуду, учите буквы в виде игры, с улыбкой и жестами.
Спокойная атмосфера в семье
Хотя жизнь взрослых полна стрессов, не стоит показывать свою напряженность дома. При отсутствии сил играть с малышом после тяжелого дня, найдите для него спокойное занятие. Неприемлемо выяснение супружеских отношений и крики при крохе. Это же ребенок будет демонстрировать и в своей взрослой жизни.
Любите ребенка таким, какой есть
Дети очень болезненно воспринимают сравнение себя со сверстниками. Вместо этого возьмите в привычку просто хвалить других детей (какой молодец Саша, сам завязывает ботинки), чтобы ваш ребенок тоже захотел делать, как они. Поддерживайте его в любых начинаниях.
Хочешь что-то изменить в поведении ребенка — измени себя
Дети являются отражением родителей. Не лгите в присутствии ребенка, и он не будет врать вам. Сами проявляйте заботу к животным, и эта черта появится у вашего чада.
Социальное воспитание личности ребенка
Учите своих детей общаться на своем примере, не ограничивайте круг его общения. Современный мир не состоит только из хороших людей. Обучайте малыша контактировать с разными людьми, учитывая их особенности.
Подросток: нюансы личностного становления
Подростковый период — наиболее тяжелый в плане внутреннего состояния ребенка и общения со взрослыми. Чтобы не потерять контакт, постройте доверительные отношения с подростком. Почаще вспоминайте себя в этом возрасте и волнующие тогда проблемы (насмешки сверстников, поиск собственного «я»), кажущиеся сейчас не столь значимыми. Главное в этот период — внимание. Станьте своему ребенку другом. Искренне интересуйтесь его увлечениями и почаще говорите, но не навязывайтесь с советами.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок стал лидером: успешным бизнесменом, академиком и т. д. Не питайте напрасных иллюзий и не навязывайте свои надежды. Ваша задача — рассмотреть в своем отпрыске заложенный природой потенциал (чем раньше, тем лучше) и развить его. Так вы позволите гармонично развиться его личности, ребенок избежит последствий «ломки», а вы — разочарования.
Воспитание и формирование личности ребенка в любом случае сложный процесс и для родителей, и для самого чада. Помните: ребенок — не ваша собственность. Вырастите, обучите его, дайте необходимые познания об окружающем мире и отпустите. Только по такому принципу вырастают гармоничные и счастливые люди, добивающиеся успеха.
Воспитание и обучение – процессы тесно связанные, переплетенные друг с другом. Они направленны на полноценное, всестороннее, гармоничное становление, формирование и развитие личности ребенка, обеспечивая его благополучное вхождение в культурную среду. В ходе обучения малыш получает необходимые умения, навыки, знания о себе, других людях и окружающем мире, расширяется его мировоззрение и миропонимание.
А воспитание призвано выработать у ребенка позитивное отношение к миру, окружающим и самому себе.
Развитие личности ребенка и воспитание
Стоит отметить, что воспитание ребенка в семье часто ситуативно, то есть осуществляется в контексте какой-нибудь ситуации, а воспитательные меры зависят от эмоционального состояния самих родителей.
Например, если папа сильно устал на работе, то он вряд ли, уделит малышу много времени и захочет подробно отвечать на его ежедневно возникающие вопросы.
Кроме того, на развитие личности ребенка влияют множество других факторов (общение со сверстниками, компьютерные игры, просмотр телевизионных программ), которые необходимо учитывать в ходе воспитания. Формирование личностных, нравственных качеств малыша важный этап в его становление как личности, поэтому уделим этому вопросу особое внимание.
Что же является предпосылкой для появления личностных черт? Безусловно, это тот пласт, знаний, которым овладевает кроха в начале своей жизни, она получает представление о нормах, ценностях и правилах поведения в коллективе в процессе взаимодействия, общения с родителями, близкими людьми.
Этот этап очень важен для ее последующего развития, так как именно в это время проявляется наибольший интерес к поведению, причинам тех или иных поступков взрослых, поэтому нужно стараться просто и понятно отвечать на все рождающиеся у ребенка вопросы.
Не стоит пренебрегать его любопытством. Малыш следит за действиями окружающих, соотносит их с усвоенными нормами, а, значит, личный пример – мощное воспитательное средство.
Как формируется личность ребенка
Как же протекает сам процесс образования личностных качеств? Это многоступенчатое явление. Вначале у ребенка появляется стремление познать социальную действительность, а затем на основе полученных знаний идет выработка новых качеств.
Малыш старается подражать в определенных ситуациях взрослым, пытается указывать им на их ошибки, например мама во время разговора по телефону, отказывается от встречи с подругой, ссылаясь на неотложные дела, ребенок замечает: «Мама, ты сказала неправду, ведь у тебя нет никаких дел, а врать не хорошо – ты сама учила».
Потом кроха овладевает знаниями о личностных качествах человека, следующим шагом становится появление различных умений, навыков, привычек.
Родители должны помочь свое чаду преодолеть весь этот «тернистый» путь. Необходимо включить ребенка в общественно-значимую деятельность, например он, может помочь маме убирать в квартире или сделать плакат для школьного праздника.
Однако, родители часто беспокоятся, что все их усилия напрасны, ведь ребенок плохо воспроизводит желаемую модель поведения. Стоит помнить, что воспитание практически всегда имеет отсроченный результат, поэтому нужно постепенно, поэтапно приобщать его к выработанным ценностям, нормам, просто дети не всегда догадываются, что именно от них хотят и ждут более подробных разъяснений.
Базовые качества личности зарождаются, закладываются в раннем детстве. Однако еще раньше возникают преобладающие потребности, свойства, мотивы, установки, в период, когда мозг ребенка не достаточно зрелый и не способен адекватно воспринимать, оценивать происходящее. В поведении, деятельности он руководствуется своим внутренним «хочу», а не разумными доводами.
Формирование личностных качеств и развитие личности ребенка во многом опосредовано биологическими свойствами организма, окружающей средой и наследственностью. Ребенок представляет собой своеобразный «камень, глыбу», где внутренний состав определен генотипическими, биологическими особенностями, а форма придается социальной действительностью, значит, среда один из тех важнейших факторов, которые детерминируют, направляют весь ход развития и становления личности.
Например, особенности семейного взаимодействия в значительной мере обуславливают специфику общения ребенка с окружающими (скажем, вырастет ли он замкнутым, нерешительным или открытым, коммуникабельным человеком).
Формирование личности ребенка
Какие же изменения претерпевает личность в процессе своего становления (общая характеристика)?
В двухлетнем возрасте дети уже отделяют себя от окружающих, но лишь во внешнем (физическом) плане (например, они узнают себя на фотографиях). В семь лет, когда способность к самопознанию, самоанализу достигает новой точки развития, они начинают проявлять интерес к человеческому внутреннему миру.
Самооценка ребенка зарождается в возрасте трех лет, она образуется в результате его соотнесения, сравнения себя с окружающими, близкими людьми. У старших дошкольников волевая регуляция, самосознание представлены на более высоком уровне, постепенно оформляется его внутренняя позиция, то есть готовность к вступлению в новую социальную роль – готовность стать учеником.
Это новообразование создает основу для формирования, совершенствования личностных качеств малыша (например, волевых), он становится самостоятельнее, упорнее и более целеустремленным.
В три года детская личность приобретает наиболее отчетливые черты. Это крайне важный возрастной этап, имеющий свои задачи развития. Ему сопутствует такое «приобретение», как комплекс «Я сам», поэтому кроха стремится к самостоятельности, поддерживайте его в этом. Это развитие личности ребенка и дальнейшего становления вашего чада.
Он должен реализовать на практике приобретенные знания, навыки, опробовать свои силы. Однако в силу своих психических, физических и физиологических особенностей он не способен действовать полноценно, то есть не может выполнить сложную работу взрослых, на которую усердно претендует. Родители должны принимать во внимание данный аспект проблемы и проигрывать с ребенком фрагменты этой деятельности, например, уборка или приготовление ужина.
Средние дошкольники уже способны оценивать собственные поступки, деятельность, поступки других людей; сопоставлять, соотносить себя с окружающими, выделяя характерные особенности; им интересно познать внутренний мир. Теперь самооценка зависит не только от признания, критики окружающих, но и от собственной оценки происходящего.
Старшие дошкольники подражают взрослым, так они усваивают и перенимают общественные формы поведения, например малыш, видит, что родители занимаются домашними делами и старается приобщиться к ним. Эта совместная деятельность имеет колоссальное значение для социализации ребенка, то есть благодаря ей ускоряется его вхождение в культурную среду (создается «рабочая» атмосфера и он усваивает простейшие правила поведения в группе).
Итак, развитие личности ребенка, формирование личностных, нравственных качеств ребенка сложный и длительный процесс, в котором родители выступают в качестве «маяка». Они направляют его, малыш ориентируется на взрослых и первоначально руководствуется их установками, нормами и правилами поведения.
Безусловно, в дальнейшем ребенок переосмыслит жизненную позицию мамы и папы на основе собственных взглядов и убеждений, выработав свое мнение, принципы, но основополагающей является именно родительская философия.
Развитие личности ребенка и воспитание очень тесно переплетены!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Развивать личностные качества ребенка с раннего возраста – значит формировать его психическое здоровье
Вырастить ребенка сильным и уверенным в себе человеком – непростая задача для родителей. Вы должны убедиться, что ребенка окружает положительная атмосфера, способствующая его обучению и пониманию окружающего мира.
Ключевые этапы физического и психического развития приходятся на раннее детство, поэтому важно заниматься развитием личности ребенка с раннего возраста.
Рассмотрим 10 советов по развитию личности детей. Они помогут сформировать личностные качества ребенка, сделают его более уверенным в себе и позитивным.
1. Сделайте воспитание своим приоритетом
Воспитание ребенка должно быть вашим главным приоритетом.
- возможно, вам бывает трудно работать и управляться по дому. Однако вам следует установить приоритеты и больше времени уделять ребенку;
- на начальном этапе развития ребенка ваше поведение с ним будет играть важную роль в развитии его личности.
2. Пересмотрите свой стиль воспитания
Также в этот период важно осознавать собственный стиль воспитания.
- подумайте, как вы ведете себя в тех или иных ситуациях;
- обращайте внимание на то, как это влияет на поведение ребенка;
- подумайте, какие у вас ожидания по поводу вашего ребенка, обоснованы ли они.
3. Не навешивайте ярлыки
Навешивать на ребенка ярлыки – это худшее, что вы можете сделать по отношению к нему.
- неправильно сравнивать ребенка с другими людьми, даже хорошими;
- давайте ребенку возможности для самовыражения;
- не ограничивайте ребенка теми или иными моделями поведения.
4. Принимайте особенности личности ребенка и двигайтесь дальше
У каждого человека есть свои недостатки, и ваш ребенок – не исключение.
- сохраняйте реалистичные ожидания от ребенка;
- поощряйте его развивать свои таланты;
- поддерживайте его интересы и хобби;
- не заставляйте ребенка заниматься чем-то, что ему не нравится.
5. Будьте внимательны
Огромное влияние на поведение ребенка имеют Интернет, телевидение и т.д. Противостоять этому особенно сложно, потому что сегодня Интернет – часть нашей повседневной жизни.
- обращайте особое внимание на занятия и интересы ребенка;
- следите за его новыми интересами.
6. Показывайте хороший пример
Дети в большинстве случаев подражают своим родителям.
- помните, что вы всегда должны проявлять хорошее поведение;
- хороший пример положительно влияет не только на ребенка, но и на вас.
7. Устанавливайте правила
Когда речь идет о формировании личности ребенка, важно устанавливать правила.
- создавайте здоровые модели общения с ребенком;
- это поможет укрепить эмоциональные связи с ребенком.
8. Наказывайте с любовью
Наказания, которые вы устанавливаете ребенку, не должны быть оскорбительными или жестокими.
- важно проявлять любовь, даже когда вы общаетесь с ребенком;
- всегда подчеркивайте разницу между правильным и неправильным поведением;
- объясните, почему вы не одобряете те или иные действия. Говорите ребенку, что вы разочаруетесь или опечалитесь, если он это сделает.
9. Слушайте ребенка
Уделяйте внимание ребенку и не отвлекайтесь в это время ни на что. Это очень важно в воспитании ребенка.
- слушайте ребенка, когда он жалуется вам на что-то;
- так он почувствует свою важность. Его уверенность в себе и самооценка укрепятся.
10. Помогайте ребенку
Есть много трудностей, с которыми приходится справляться вашему ребенку.
- лучший способ помочь ребенку справиться с трудностями – приходить ему на помощь каждый раз, когда это ему нужно;
- родители должны оказывать ребенку безусловную поддержку;
- помогайте ему во время его взлетов и падений.
Помните, что каждый ребенок индивидуален. Вам нужно понять, какой подход наилучший для воспитания вашего ребенка. Ваши любовь и вера помогут ребенку максимально развить его личностные качества.
Говоря о воспитании, каждый из нас вкладывает в это понятие разный смысл. Одни родители считают, что воспитание ребенка сводится к обеспечению достойных условий жизни. Другие уверенны в том, что воспитывать — значит прививать определенные навыки в нравственной, этической, трудовой и умственной сфере. Кто из них прав, попытаемся разобраться в данной статье.
В Древней Руси понятие «воспитывать» обозначало «вскармливать», «кормить». Раньше, давая ребенку пищу, его «воспитывали». Следовательно, недалеки от истины родители, которые считают пропитание главной родительской задачей.
Однако со временем слово «воспитание» приобрело более широкое значение, которое предполагает воздействие на личность ребенка с целью передачи накопленного опыта и знаний.
Значение воспитания в современном обществе
Итак, какую же роль играет воспитание в становлении личности?
Современная жизнь, насыщенная информационными технологиями и обилием информации, приводит к тому, что молодое поколение теряет многие нравственные ценности, выставляя на первый план материальные блага. В связи с этим роль воспитания в формировании личности становится все более актуальной.
Воспитание как педагогический процесс выполняет следующие функции:
- Организует целенаправленную деятельность ребенка, в процессе которой формируется его личность;
- Осуществляет выбор содержания обучения и средств воздействия на развитие личности в том направлении, которое нужно педагогическому процессу;
- Устраняет негативные воздействия окружающей среды, которые могут отрицательно сказаться на становлении личностных качеств детей.
Главная цель воспитательного процесса заключается в развитии тех задатков и качеств, которыми наградила малыша природа. Его задача – помочь ребенку сформироваться как личность.
Конечно, воспитание не может поменять строение тела ребенка, однако научить следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, помочь отказаться от вредных привычек ему под силу. С помощью физического развития прививается любовь к спорту, сила, выносливость, способность преодолевать трудности.
Воспитание не может изменить врожденное строение нервной системы, однако оно способно откорректировать силу и динамичность нервных процессов.
Любой маленький человечек наделен талантами и особыми возможностями. Однако смогут ли они развиться, зависит исключительно от воспитания, которое представляет собой целенаправленное воздействие родителей и педагогических работников на еще не сформировавшуюся личность ребенка.
Роль воспитания в формировании личности невозможно переоценить. Правильное воздействие взрослых способно развить самые незначительные природные задатки в настоящие таланты. Отсутствие воспитания или его неправильное использование, напротив, не даст сформироваться возможностям малыша.
Уровни развития
Известный педагог и воспитатель Л. Выготский считал, что воспитание не только должно содействовать развитию ребенка, но и опережать его. Ученый предполагал, что обучение является главным фактором развития личности. В связи с этим положением он выделил уровни развития личности:
- Уровень актуального развития. Этот этап в развитии ребенка предполагает выполнение им самостоятельно предложенных заданий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным способностям.
- Зона ближнего развития. Учащемуся предлагаются задания, которые он заведомо не выполнит самостоятельно. Следовательно, предполагается, что взрослые будут содействовать малышу в выполнении задания. Однако помощь эта основывается не на готовом решении или преподнесении нужной информации. Взрослый объясняет, направляет, подсказывает. Эти задания предусматривают помощь педагогов или родителей, которая призвана выработать навыки самостоятельной работы со сложными заданиями.
Отсюда следует, что правильно сформировать личность сможет такое воздействие, которое способствует развитию умственных качеств ребенка, побуждает к интеллектуальной деятельности.
Эффективное взаимодействие
Воздействие на сознание только тогда будет эффективным, когда включает ребенка в различные сферы деятельности, помогает его разностороннему развитию.
За время обучения учащийся должен поучаствовать во всех областях общественной жизни:
- Заниматься трудовой практикой;
- Совершенствовать физическое здоровье;
- Развивать интеллектуальные навыки;
- Участвовать в социальной деятельности;
- Формировать нравственные качества через приобщение к общественно-полезным делам.
Важным моментом в становлении личности является тесная взаимосвязь семейного и педагогического взаимодействия. Только совместная деятельность семьи и школы способна дать положительные результаты в деле всестороннего развития ребенка.
Заинтересованность самого ребенка, его активность также будут влиять на процесс воспитания. Именно поэтому важной задачей педагогической деятельности является формирование у учащихся потребности к самопознанию и саморазвитию.
Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.
Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.
Стили воспитания
Авторитетный стиль
Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.
Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.
Авторитарный стиль
Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.
Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.
Либеральный стиль
Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.
Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.
У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.
Индифферентный стиль
Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.
Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.
Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.
Рекомендации
Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.
Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.
А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…
Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.
Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.
Содержание статьи
- Формирование личности ребёнка
- Факторы развития личности
- Как семья влияет на личность
Процесс
Для обеспечения своих детей психологическим здоровьем, родителям нужно полностью удовлетворить детские потребности в играх с взрослыми. Малышам от года до двух надо заниматься любыми предметными играми (погремушки, матрёшки и другое). В возрасте от полтора до трех лет полезнее всего будут ролевые игры, к примеру уход за куклами, игрушками. Дети старше трех лет с удовольствием играют в ролевые игры с сюжетом (игры в магазин, больницу, школу или что нибудь на подобие)
Большую роль в успешном воспитании детей играет дисциплина. Здесь важно знать, как правильно воспитывать детей без крика, поскольку малыши возрастом до трех лет совсем не понимают смысл своих поступков. Они познают мир при помощи своего непослушания. Именно поэтому любые наказания, в том числе и подзатыльники, крики, не принесут положительных результатов, а только напротив спровоцируют развитие агрессии и зобы в более взрослом возрасте.
Также часто встречается противоречивость родителей в их поступках. Во время плохого настроения малышу влетает через малейшие погрешности, когда же настроение хорошее, то те поступки попросту не замечаются. Исходя из такого поведения родителей, дети не могут усвоить какие их действия хорошие, а какие плохие.
Как правильно воспитывать ребёнка?
Первое и главное — это никогда не ставить себя выше своих детей. Грозных преподавателей они ещё успеют повидать. Задача хорошего родителя — быть другом и партнёром. Если ребёнок полностью уважает родителей, то они автоматически заслуживают уважение с его стороны, которое многие хотят получить с наказаниями и криком.
Второе — важно иметь огромное количество терпения и научится не кричать на детей. Запомните — за плохие поступки не надо наказывать и кричать во весь голос. Гораздо лучше поговорить, узнать причины и обьяснить почему именно те или другие дейтвия считаются плохими. Чаще всего дети совершают глупости лишь для привлечения внимания со стороны взрослых.
И к концу надо отметить главный секрет успешного воспитания детей — внушайте своим чадам веру в себя. Помните, что они нуждаются в поддержке каждю секунду своей жизни. Чаще говорите им фразы «Я горжусь тобой», «Я в тебя верю», «Ты сможешь», это поможет ребёнку рости сильным и уверенным в себе и своих силах.
Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.
Основные этапы развития личности ребенка
Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.
Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:
- ранний детский, от рождения до 3 лет;
- дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
- отрочество – 12-15 лет;
- юность – 16-18 лет.
Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.
В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:
- Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
- Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
- Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.
При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.
Влияние коллектива на личностное развитие ребенка
В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.
Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.
Подростковый возраст и становление личности
В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.
Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.
Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.
Цели воспитания
От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса – формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:
- Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека – потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
- Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель – это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.
Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.
Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже – в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.
Виды воспитания
Различают следующие виды воспитания:
- Нравственное.
- Физическое.
- Трудовое.
- Умственное.
- Эстетическое.
Нравственное
При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:
- Навыки нравственного поведения, усвоенные воспитанником на основе законов морали, принятых в современном обществе.
- Умение самостоятельно анализировать свои поступки с точки зрения собственных моральных убеждений.
Физическое
Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:
- Правильное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
- Поощрение двигательной физической активности и развитие таких качеств, как сила, ловкость, выносливость.
Трудовое
Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:
- Подготовка человека к осознанному выбору профессии.
- Формирование таких положительных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность.
В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.
Умственное
Результат умственного воспитания – хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.
В этом случае важными задачами для педагога являются:
- Формирование познавательной активности ученика, его научного мировоззрения.
- Развитие интереса к познанию, активность в самостоятельном выборе средств для достижения поставленной цели.
Эстетическое
Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:
- Сформировать у воспитанника эстетическое отношение к действительности.
- Пробудить в нем чувство “прекрасного”.
- Воспитать в нем стремление быть прекрасным как в мыслях, так в делах, поступках и внешнем виде.
По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.
Видео: Воспитание детей. Что такое воспитание?
Принципы воспитания
Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:
- Личностный подход, когда воспитание строится на индивидуальном подходе к ребенку. Учитываются его склонности и таланты.
- Связь воспитания с жизнью. Человек получает соответствующее образование в обществе, в котором живет. Воспитанник должен научиться адаптироваться к условиям современной жизни и находить выход из затруднительных ситуаций.
- Опора на положительный пример в воспитании. Здесь очень важно, чтобы у ребенка или подростка перед глазами был положительный пример для подражания. В этом случае сформировать нравственную личность легче, чем если бы воспитатель акцентировал внимание лишь на отрицательных сторонах характера своего воспитанника.
- Единство воспитательных воздействий. Если родители, учителя, воспитатели придерживаются одних и тех же методов, то ребенку легче соответствовать ожиданиям, которые предъявляют к нему взрослые люди.
Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости
Критерии оценки воспитанности современного человека
О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик – учитель”, как бы долго они ни продолжались.
В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова – это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.