Воспитание и развитие ребенка до года

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.

Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.

Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.

В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа

Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30 (без ночного кормления)

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30, 03 (с ночным кормлением)

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.

Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.

Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.

Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.
Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.

Подпишитесь и получите запись семинара + 3 видео. Уберите из жизни плач, капризы и плохой сон ребенка!

Благодаря этим урокам, Вы:

Поймете как упорядочить свой день, сделать его более предсказуемым;

Вырветесь из «дня сурка» и сделаете глоток свежего воздуха;

Поймете ЧТО хочет каждый ребенок от мамы!

Научитесь быстро выполнять домашние дела.

Воспитание и развитие ребенка до года

Об авторе

Людмила Шарова,

Мама четверых детей.

Условия предоставления материала

Ссылка на первый урок высылается по e-mail в течение 5 мин. после успешного подтверждения адреса электронной почты.

Ваши данные не будут переданы третьим лицам.

Вы можете отписаться от получения рассылки, нажав на ссылку в конце любого письма.

Подписываясь, Вы выражаете согласие на получение материалов по развитию и воспитанию ребенка до года с периодичностью 1-5 раз в неделю.

Введите свой email в форму и нажмите на кнопку “ПОЛУЧИТЬ”

Отзывы мам

В первую очередь присоединяюсь ко множеству слушательниц, которые выражают огромную благодарность Людмиле за её труд – платные и бесплатные курсы, семинары, консультации, статьи – весь багаж бесценных знаний, которые спасают мамочек день за днём на протяжении всех этапов взросления их малышей. Я очень рада, что подруга в своё время дала мне ссылку на её замечательный сайт и группу в контакте.

Воспитание и развитие ребенка до года

Сурвилло Евгения

Людмила! Спасибо большое за вебинар! Поражаюсь Вашему профессионализму и грамотно подобранному материалу. Прослушала многие Ваши бесплатные материалы. Все они отличаются обилием полезной информации, в отличие от других тренеров, которые скажут на бесплатном семинаре одну-две умные мысли и дальше занимаются болтологией.
Спасибо Вам огромное, будем обязательно применять Ваши советы на практике.

Наталья Железняк

Спасибо вам больше за ваши семинары, и за этот в частности. Я уже давно являюсь вашим слушателем. И мне все очень нравится. Прекрасная подача, красивый язык (для меня это важно), насыщенность информации, много не только теории, но самое главное практики – что конкретно делать в таком-то случае! Самое главное, что для меня очень полезно, это то, что Людмила вселяет уверенность в меня, как маму. Я нахожу подтверждение тому, что сама чувствую и сомневаюсь. И мне нравится ее подход к воспитанию и отношению к детям с любовью, заботой, но четко ориентированный на развитие полноценного человека в будущем. Я всегда переслушиваю по несколько раз, как мантры, сын тоже зачаровывается голосом. И еще очень приятно, что Людмиле всегда можно написать, спросить, всегда поддержит и вдохновит. Я просто не знаю, чтобы я делала без этих курсов, так как “живых” примеров перед глазами нет и мама моя далеко, но с ее методами я не всегда согласна. Благодарю от всей души.

Новорожденный малыш. Развитие и воспитание малыша только начинается, он еще практически ничего не умеет: не может сам поменять положение тела, не удерживает голову в вертикальном положении и не поднимает ее, лежа на животике. В столь раннем возрасте, развиты лишь врожденные рефлексы: моргание, сосание и глотание (если провести пальцем по губам малыша, он сложит губки трубочкой и начнет делать сосательные движения), хватание (если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его), «подошвенный» рефлекс (если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку) и т.д.

Воспитание и развитие ребенка до года

Младенец уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, старается приподнять ее, лежа на животе. В ответ на раздражение (громкий звук, резкое движение) рефлекторно разводит ручки в стороны, а затем прижимает их к себе, сжимая кулачки (рефлекс Моро). Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете или склоненном над ним лице. Рефлекторно переступает ножками.

Правильное развитие ребенка в 2 месяца подразумевает, что малыш легко поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении в течение 1-1,5 минуты. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь. Поворачивает голову в сторону говорящего. Следит за движущимися яркими предметами, хватает их и крепко удерживает. Развитие детей раннего возраста не обходится без улучшения мимики — в этот период малыш может улыбаться в ответ на твою улыбку, агукает.

Физическое развитие ребенка в 3 месяца идет очень быстрыми темпами. К 3-м месяцам ребенок уже умеет переворачиваться со спины на бок, менять положение своего тела, хотя движения еще не очень хорошо скоординированы. Свободно удерживает голову в вертикальном положении, крутит ею. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками, подтягивает свое тело, когда его берут на руки. Активно следит за движущимися предметами, тянется за ними ручками, тащит в рот. Любит, когда с ним играют взрослые. При эмоциональном общении у младенца появляется «комплекс оживления» — двигательное возбуждение, улыбка, смех. Малыш часто гулит и агукает, поворачивает головку на знакомый голос взрослого.

Ребенок приподнимает голову, лежа на спине, свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Сидит с поддержкой. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает. Что умеет в данный момент четырехмесячный малыш? Развитие ребенка подразумевает появление разделения на «любимые» и «нелюбимые» игрушки; кроха узнает маму и предпочитает ее другим взрослым. Лепечет, громко смеется, когда его щекочут. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

Реклама. 18+. Представленная информация не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет очный прием врача. Услуги оказываются ООО «Май Док». ИНН 7802654219. ОГРН 1187847031459. Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-78-01-009960. ООО «Нестле Россия» (ОГРН 1067746759662) не является аффилированным юридическим лицом данного общества и не несет ответственности за предоставляемые им услуги. Услуги платные. Количество консультаций ограничено.

Настало время первого прикорма? Создайте индивидуальное меню для своего малыша.

Уникальное сочетание компонентов — олигосахариды грудного молока 2’FL для крепкого иммунитета, белок.

Цена от Клуба Baby&me

Уникальное сочетание компонентов — олигосахариды грудного молока 2’FL для крепкого иммунитета, белок.

Цена от Клуба Baby&me

Цена от Клуба Baby&me

Воспитание и развитие ребенка до года

Цена от Клуба Baby&me

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.

Как быстро растут малыши, словно по волшебству. В полгода малыш удвоит свой вес, а к годику — утроит и станет в полтора раза выше, чем был при рождении.

Цена от Клуба Baby&me

Мы контролируем ситуацию и продолжаем поставки детского питания в магазины. Если у вас есть вопросы, обращайтесь на нашу горячую линию.

Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным питанием для младенцев, и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни ребенка. Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку лучшее питание.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев и полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма вместе с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.

Мы также понимаем, что грудное вскармливание не всегда возможно для родителей, поэтому рекомендуем вам поговорить со своим лечащим врачом о том, как кормить ребенка, и получить совет о том, когда вводить прикорм. Если вы решите не кормить грудью, помните, что такое решение может быть трудно отменить и оно имеет социальные и финансовые последствия. Введение частичного кормления из бутылочки сократит количество грудного молока. Детскую смесь всегда следует готовить, использовать и хранить как указано на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.

В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»

Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:

Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?

На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?

Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?

Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?

Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.

Воспитание и развитие ребенка до года

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Воспитание и развитие ребенка до года

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Воспитание и развитие ребенка до года

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Воспитание и развитие ребенка до года

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Один год и 3 месяца – стартовал второй год жизни малыша. За свой первый год жизни ребенок значительно изменился – вырос на 20-25 см, утроил массу тела, приобрел новые навыки – научился пить из чашки, держать мелкие предметы. Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца стремительно продолжается, малыш впечатляет моторными навыками и уже делает самостоятельные шаги. Как много достижений за такое короткое время!

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

В календаре вакцинации запланированы первые прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Что умеет ребенок от 1 года до 1 года и 3 месяцев

В возрасте от 12 до 15 месяцев ребенок закрепляет навыки, полученные ранее. Родители могут заметить, как повышается его физическая активность: малыш становится более подвижным, проявляет больше интереса к окружающему миру. В таком возрасте характер ребенка становится все более очевидным, появляется настойчивость и последовательность в достижении цели. Вот почему он может полдня лазить по стульям, дивану или мебели, пытаясь достать то, что ему недоступно, но очень интересно.

Навыки ребенка в 1 год и 3 месяца:

  • Практически без помощи может самостоятельно пройти небольшое расстояние, по-прежнему уверенно ползает.
  • Неплохо ориентируется в пространстве, может самостоятельно перемещаться из одной комнаты в другую.
  • Активно продолжает учиться навыку самостоятельного приема пищи, умеет держать ложку, чашку.
  • Может пользоваться такими вещами, как зубная щетка и расческа.
  • Активно работает моторика рук и пальцев, малыш удерживает мелкие предметы, играет с ними, при возможности пытается собрать и разобрать.
  • Указывает пальцем на различные предметы и животных, когда о них спрашивают.

Внимание детей на этом этапе развития прежде всего сосредоточено на предметах быта. Они внимательно следят за своими родителями, чтобы потом имитировать их поведение. Важным элементом социального развития ребенка является общение со сверстниками, которое стоит обеспечить, например, посещением игровой площадки.

Навыки ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Навыки ребенка в 1 год продолжают развиваться. В этом возрасте ребенок знает, как бросить мяч или, например, взять лопаткой песок и положить в ведро. Он может легко открывать шкафы и выдвигать ящики, изучая их содержимое. Малыш на втором году жизни легко переворачивает страницы книг, открывает и закрывает коробки, кладет в них предметы и вынимает их. Он также может построить башню из кубиков, но не ожидайте, что сооружение будет высоким и сложным – вначале это будут 2-3 предмета.

Когда малыш что-то хочет, он протягивает палец к объекту и устанавливает зрительный контакт с родителем. Он начинает понимать, для чего используются повседневные предметы, например, держа расческу, будет пытаться расчесать себя или маму. Меняется характер игры ребенка, он пытается имитировать маму, например бросать предметы в ведро и перемешивать лопаткой, делая вид, что готовит.

Малыш говорит все больше, хотя дети могут сильно отличаться в этом умении – некоторые используют несколько основных слов (например, «мама», «папа», «нет», «дать»), в то время как другие уже знают с десяток слов, включая звуки, издаваемые животными (например, «гав», «мяу»). Репертуар жестов также расширяется, малыш активно использует ручки, может аплодировать, махать «привет» и «пока».

Рост ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Рост ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 74 до 78 см.
  • Мальчики: от 76 до 79 см.

Вес ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 10 до 11 кг.
  • Мальчики: от 10 до 12 кг.

Психическое развитие ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Дни, когда ребенок только спал, ел и плакал, давно прошли. Теперь он демонстрирует все более широкий спектр чувств: любовь, привязанность, независимость, гнев, страх, разочарование, упрямство, грусть и смущение. Психическое развитие ребенка на данном этапе дополняется эмоциями и любопытством. Начинает формироваться понятие о совместной игре, малыш осознает, что одному не так интересно собирать кубики или копать песок.

Годовалый малыш чрезвычайно интересуется окружающим его миром. Он любит игрушки, которые имеют необычные формы, охотно прикасается к ним и таким образом улучшает свое чувство осязания.

Психическое развитие ребенка в этот период продолжается совершенствованием устных навыков. Малыш начинает произносить имитирующие звук слова и отождествлять их с конкретными предметами в реальности. Когнитивное развитие ребенка становится все более и более продвинутым. Малыш, увидев котенка в книге, издаст кошачье мяуканье.

Чтобы помочь психическому развитию своего ребенка, родителям следует как можно чаще общаться с ним, пусть для начала это будут короткие беседы. Можно спросить ребенка, что он делает или что видит. Можно дать ему простую команду, например попросить помочь расставить книги на полке или собрать игрушки с пола.

Уход за ребенком от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Уход за ребенком от 1 года прежде всего сводится к таким важным вещам, как контроль за его режимом сна, питанием, здоровьем, личной гигиеной. В этот период родителям необходимо начинать учить ребенка простым азам самообслуживания, например держать чашку или проситься на горшок. Чтобы ускорить приобретение последнего навыка, родителям рекомендуется усаживать малыша на горшок после еды или каждые 30-60 минут. Постепенно у ребенка выработается привычка, и он начнет сам проситься на горшок.

Питание в этом возрасте у малыша разнообразное, но по-прежнему еда готовится отдельно от взрослых. Основная пища подается в виде пюре, также рацион можно разнообразить легкими мясными бульонами. В этом возрасте ребенок уже должен познакомиться с такими продуктами, как яйца, гречневая каша, приготовленные на пару котлеты, молочные супы.

Говоря об уходе за годовалым ребенком, хочется отметить важность внимания, которое следует уделять малышу. Особенно это касается игр, способствующих социальному и психическому развитию ребенка. Игры с годовалым малышом должны развивать двигательную активность, креативность, воображение ребенка, рассказывать об окружающей среде и приносить радость, а также положительные эмоции.

Самым простым и при этом очень полезным может стать совместное чтение и рассматривание красочных книг. Например, книжки с картинками животных будут не только интересны годовалому ребенку, но и полезны для его развития. В процессе рассматривания каждой картинки следует объяснять ребенку, что на ней изображено, четко произнося название животного. Такое совместное времяпровождение тренирует концентрацию и память ребенка, помогает ему развивать речь и учиться произносить новые звуки.

Игры с годовалым ребенком не должны быть слишком долгими или скучными, в этом возрасте он еще не обладает развитой способностью концентрироваться. Поэтому нужно быть готовым к тому, что малыш и вовсе не захочет играть в игры, выбранные взрослыми. Родителям важно помнить, что полноценное развитие годовалого ребенка зависит не только от правильного воспитания или питания ребенка, но и от желания проводить с ним время и помогать познавать мир.

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

Воспитание и развитие ребенка до года

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности человека на протяжении суток.

Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию. Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение. Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.

Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.

В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа

Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30 (без ночного кормления)

6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30, 03 (с ночным кормлением)

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки. Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.

Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.

Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.

Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.
Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.

Дорогие родители! От всей души поздравляем вас с самым прекрасным и волшебным праздником ‒ Новым годом!

Запрет – важный элемент воспитания. Слова «нет» и «нельзя» – это родительская забота о безопасности и здоровье ребенка, а также демонстрация того, что такое хорошо и что такое плохо. Важно, чтобы эти слова были стратегически правильными и понятными для ребенка.

Книги для детей и родителей

Станислав Савинков — детский и семейный практикующий психолог с многолетним стажем психотерапевтический работы — дает необходимую информацию, чтобы процесс воспитания протекал максимально легко, эффективно и гармонично.

Дети Великой Отечественной войны… Они провожали на фронт своих отцов, голодали, бедствовали в тылу, работали не покладая рук, совершая свой негромкий подвиг.

Принятие развивает у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствует полноценному развитию личности. Принимая ребенка со всеми его эмоциями и переживаниями, родители помогают ему заметить важные способности и потребности.

Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Психологи и педиатры считают, что режим дня – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Существуют ситуации, когда все родители кричат на детей: выбежал на дорогу, полез в розетку и так далее. Крик — наиболее действенный метод воздействия в таких случаях. Но речь пойдет не об этом, а о подобном стиле общения с ребенком в семье.

С родительской любовью и заботой не сравнится ничто. И не меньше маминой нежности важна отцовская поддержка. Для многих детей папа – супергерой, который найдет выход из любой ситуации. Именно он – пример для подражания.

Для многих родителей лозунг «Все лучшее – детям» является принципом воспитания. Но насколько он полезен? И действительно ли нашим детям так необходимо «все лучшее»?

Как выбрать время для общения с ребенком среди каждодневных дел и хлопот? Своим опытом поделится психолог, мама четверых детей Ирина Корнеева.

Близнецы – особенные дети: они не только практически неразличимы внешне, но и находятся на одной стадии физического и психического развития, имеют одинаковый жизненный опыт. Есть в близнецах какая-то очаровательная тайна.

Чтение книг с родителями – весомый вклад в развитие у ребенка образного мышления и интеллекта, не говоря уже о впечатлениях, которые остаются с ним на всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector