Воспитание и развитие

Существует четкая взаимосвязь между развитием и воспитанием ребенка. Влияние воспитательной деятельности на процесс развития личности невозможно переоценить. Давайте разберем основные механизмы этой деятельности

Определение понятий развития и воспитания

Начнем с того, что дадим определения основным педагогическим категориям, о которых пойдет речь в статье.

Развитие – это процесс изменения личности под влиянием воздействующих на нее факторов, основными из которых принято считать среду, наследственности и деятельность по воспитанию ребенка, а также результат этого изменения.

Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.

Воспитание – это процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов путем воздействия на сознание и поведение человека.

Воспитание является характерным поведением только для человека. В отличие от других живых существ, в процессе целенаправленного воздействия на ребенка проводится не только передача опыта, но также формируются качества, которые будут полезны в деле приобретения знаний и умений.

Вопросы взаимосвязи обучения, развития и воспитания начала волновать педагогов-теоретиков достаточно давно. К числу наиболее известных исследователей этой темы можно отнести швейцарского специалиста в области психологии Жана Пиаже, а также советского педагога Льва Семеновича Выготского.

Теории обоих исследователей имеют целый ряд расхождений. В частности, Пиаже считал, что воспитание должно следовать за развитием ребенка. Методики воспитания, которые можно и целесообразно применять в том или ином возрасте, определяются психологической зрелостью индивида, достигнутым уровнем развития. Также Пиаже считал, что воспитание не развивает у человека новых качеств. Оно может лишь усилить и укрепить существующие.

По мнению Льва Выготского воспитание ускоряет развитие ребенка. Учитывать начальную степень развития, конечно же, стоит, однако методы воздействия необходимо выбирать такие, чтобы ребенок мог перейти на новый, более высокий уровень. Фактически, задачей воспитания исследователь считал преодоление начального уровня развития, более быстрого преодоления его.

Не последнее место в процессе развития личности играет социум. Взаимосвязь личности, социальной среды и воспитания отражена в известной пословице «Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня».

Одновременно с воспитанием должно идти обучение, так как оно является важным фактором развития индивидуума, необходимо для поэтапного развития личности. При этом эти две категории необходимо различать.

Основным отличием воспитания и обучения является то, что обучение – это процесс передачи знаний и способов выполнения действий, а воспитание призвано интериоризировать социальные ценности и способствовать развитию личностного отношения к ним.

Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности

Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:

  • целенаправленность;
  • последовательность;
  • квалифицированное руководство процессом.

Оценка реального вклада воспитания в развитие личности бывает сложно. Уместно вспомнить по этому поводу высказывание Д.Дидро, который писал, что благодаря воспитанию можно достигнуть многого, однако развить можно только то, что ребенку дала природа.

Уровень воспитательного воздействия и его эффективность находятся в прямой зависимости от правильного определения уровня актуального развития. Нужно уметь правильно оценивать умения и начальные знания ребенка, видеть зоны его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это возможности ребенка, реализовать которые можно только при условии грамотного руководства со стороны взрослого.

Основной целью воспитания является развитие личности.

Задачи воспитания

В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:

  • естественно-культурные: достижение физического и сексуального развития соответственно возрасту: наделение личности морально-нравственными ценностями, принятие ею характерных черт окружающего социума;
  • социально-культурные: развитие самосознания, самоопределения, прохождение процесса самоутверждения;
  • социально-психологические.

Решение большинства задач определяется возрастными этапами. Накопление нерешенных задач может привести к значительной задержке в процессе развития. Для того, чтобы сделать процесс воспитания полноценным, необходимо прорабатывать проблемные вопросы, возникающие по мере развития, по разработанным алгоритмам решения стоящих задач, придерживаться принципа последовательности.

Воспитание и развитие

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

Содержание:

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровень Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Воспитание и развитие детей — процесс достаточно сложный и увлекательный. Даже не просто сложный, а довольно трудный. Каждый человек рождается с полным набором индивидуальных особенностей и черт характера. Известно, что оценка уровня воспитания зависит от сложившихся в обществе социальных, экономических, моральных и этических норм. Каждая страна, каждое селение, семейный клан, любая ячейка общества имеет свое собственное установившееся понятие об обучении, воспитании, развитии детей. Но существуют общие для всех стран и народов критерии суждений о воспитании.

Воспитанного человека отличают честность, дружелюбие, уважение к окружающим, опрятность, общительность и ряд других черт.

Основной задачей развития и воспитания детей является стремление вырастить гармонично развитую личность. Ни для кого не является секретом, что какими мы вырастим наших детей, такой и будет наша собственная жизнь в пожилом возрасте.

Воспитание и развитие детей

Как известно, воспитанием детей необходимо начинать заниматься с младенчества. Обучая своего ребенка владению ложкой или вилкой, вы уже вступаете в процесс воспитания. Научите ребенка, есть аккуратно, и со временем он не будет испытывать неудобства в присутствии на обеде посторонних людей. По утрам и вечерам приучите к водным процедурам и обязательной чистке зубов. В воспитании формирование, развитие различных навыков имеет огромное значение.

Ваше поведение служит примером вашему ребенку. Проявляйте уважение к окружающим и научите этому своего ребенка. Уважайте его, прислушивайтесь к его мнению, при необходимости тактично корректируйте его мысли или действия. В каком бы возрасте ни был ребенок, он отметит вашу тактичность по отношению к нему и непременно сам будет в будущем поступать также. Роль воспитания в развитии ребенка огромна. Согласитесь, что понятие воспитания и образованности – это совершенно разные вещи. И так обидно порой видеть умного и эрудированного молодого человека, но совершенно невоспитанного хама…

Объясняйте ребенку, что нельзя критиковать людей в грубой форме. На личном примере постарайтесь показывать ему, как можно без обидной критики объяснить человеку то, в чем он не прав. В будущем это поможет ему избежать многих конфликтных ситуаций.

Воспитание, развитие, обучение, образование детей очень кропотливый процесс, требующий от родителей и педагогов огромного терпения и, конечно же, любви к детям. Иногда хочется взорваться и накричать на ребенка. Возьмите себя в руки, как бы ни было это трудно, не делайте этого. Мировой опыт в обучении, воспитании, развитии детей говорит о том, что крики недопустимы. Особенно в общении с подростками. В дошкольный и подростковый периоды, в самые трудные моменты создания личности крики спровоцируют у ребенка отторжение, уход в себя, в личностные переживания. В этот период в силу гормонального развития у детей особо чувствительная психика, не пораньте ее.

Для того чтобы воспитание и развитие детей происходило менее болезненно, старайтесь занять их свободное время интересными играми, спортом, музыкой, познавательными походами или экскурсиями. В общении с окружающим миром и сверстниками будет развиваться такое качество, как коммуникабельность, проявляться интерес к природе, искусству, спортивным достижениям. Это расширит кругозор детей и послужит гармоничному развитию.

К сожалению, большая часть детей сейчас проводит бесконечное время в компьютерных играх. Извлеките пользу для воспитания и развития детей и отсюда. Найдите сами или помогите ребенку найти развивающие и обучающие игры в интернете. Многие из них помогут в обучающем процессе, другие могут подтолкнуть ребенка к самостоятельному углубленному изучению каких-либо наук и предметов.

Образование, обучение, воспитание, развитие

Вопрос об образовании детей всегда стоял и стоит очень остро. Школьное образование предусматривает общие знания для всех. Но, к сожалению, не всегда в школах однозначно высокое качество преподносимых знаний. Кроме того, в силу личностных качеств самих детей или педагогов образовательный процесс не всегда дает высокие результаты. Иногда неблагоприятные семейные обстоятельства бывают причиной плохой успеваемости ребенка. Поэтому проблемы в воспитании, обучении, развитии детей не всегда просто установить, а тем самым своевременно устранить.

Семья играет важнейшую роль в этом вопросе. Если у ребенка что-то не ладится в школе, то родители должны бить тревогу, искать причины и возможности исправления данной ситуации.

Но это не значит, что непременно нужно придумать какую-то карающую меру для своего ребенка или мчаться на всех парах, разносить педагога в пух и прах. Тем более не нужно делать этого в присутствии детей. Не унижайте педагога, не унижайте ребенка, а докопайтесь до истины и устраняйте проблему совместно.

Задачи развития и воспитания ребенка многогранны и требуют творческого и вдумчивого подхода. Иногда воспитав по ряду каких-то упущений слишком застенчивого ребенка, родители недоумевают – почему их чадо не смогло ответить у доски. Покопайтесь в своих воспоминаниях. Возможно, вы были слишком авторитарны и не позволяли ребенку вести с вами открытый диалог. Не позволяли спорить с собой. У ребенка возник страх, что он всегда не прав. Подумайте об этом. В воспитании формирование развития у ребенка чувства уверенности в себе, чувства собственного достоинства, осознание себя личностью, достойной уважения – должно быть одним из приоритетных направлений.

Роль воспитания в развитии ребенка

Педагогика – наука о воспитании детей, за многие столетия она претерпела количественные и качественные изменения. От патриархального воспитания до современной модели развития индивидуальной гармоничной личности.

В воспитании и развитии детей педагогикой предусмотрены самые различные направления. В настоящее время быстрого прогресса воспитанию подрастающего поколения отводится особая роль. В образовательный и воспитательный процесс включается все больше педагогов-психологов. Частые стрессовые ситуации в семье и образовательных учреждениях приводят к отклонениям от нормы в поведении подростков. Их проявления бывают весьма плачевны.

Педагогика обобщает модели воспитания детей и ищет кратчайшие пути разрешения проблем, которые возникают в современном обществе. Сегодняшние дети шагнули далеко вперед от детей 90-х годов и даже 2000 года. Информационный поток настолько велик, что не всегда можно уследить за познаниями наших детей, полученных из интернета. Это также откладывает свой отпечаток на воспитание детей и на их развитие. Поэтому воспитание и развитие ребенка – это два взаимосвязанных фактора. Только при условии того, что вы будете уделять внимание развитию умственных, творческих способностей и его воспитанию, вы сможете вырастить из него достойного члена нашего общества, гармонично развитую личность, да и просто порядочного человека, что уже значит очень много!

Воспитание и развитие

Психическое развитие и воспитание личности неразрывно связаны между собой: под действием воспитания происходит становление и развитие личности, а эффективность воспитания напрямую зависит от потенциала личности. Через воспитание происходит коррекция наследственности и влияния среды.

Благодаря воспитанию развитие личности подчинено достижению намеченных целей. Одной из самых важных задач воспитания является выявление интересов, склонностей и талантов, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями человека. Многолетние научные исследования показали, что воспитание позволяет развить определенные качества, только исходя из заложенных природой способностей.

Воспитательное воздействие не на всех одинаково и варьируется от полного неприятия до абсолютного подчинения. Л. С. Выготский определил закономерность, по которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только достигнутому уровню развития, но и «зоне ближайшего развития». Он выделил две зоны умственного развития:

«зона актуального развития», когда ребенок выполняет задания самостоятельно;
«зона ближайшего развития», когда ребенок решает проблемы с помощью взрослых.

Определение понятий «развитие», «воспитание», «обучение».

1. Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

2. Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» и «развитие» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в педагогике получило утверждение положение о том, что значимо не столько психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.

Основой для разработки педагогических стратегий обучения и воспитания становились философские и психологические концепции личности. Смена концепции развития личности в этих науках немедленно сказывалась на смене концепций обучения и воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой. В педагогических исследованиях проблема обучения, воспитания и развития зачастую сводилась к организации учебного процесса — необходимо было раскрыть связь между построением учебно-воспитательного процесса и ходом общего развития личности. Важно было установить, что дает развитию та или иная система обучения, каковы ее возможности и пределы. Поэтому апробировались и сравнивались по строению и эффективности различные способы обучения. Не потерял актуальности вопрос о зависимости качества усвоения знаний, умений и навыков от общего развития и воспитания личности.

В связи с эти при использовании терминов «развитие», «обучение» и «воспитание» возникают разногласия или подмена одного понятия другим. Процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны осуществляться параллельно. Очевидно, именно такое понимание привело к тому, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях называют целостным педагогическим процессом. Обучение, воспитание и развитие реализуют свое единство в деятельности, и в одинаковой степени отражают как активность, так и инертность личности. Различие же между результатами развития, обучения и воспитания помогут осознать различие между одноименными процессами. Так, человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным; иногда качественное обучение также не является показателем личностного развития – об этом свидетельствуют простые наблюдения.

Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.

Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.

3. Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека. Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности. – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

4. Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

1) на «жесткие» — важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

2) «мягкие» — для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

1) содержательные — связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2) оценочные — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

1) общие критерии для диагностики конечных результатов — достигнутого уровня воспитанности личности;

2) частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Влияние наследственности и среды корректируется воспи­танием. Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бес-сильности и бессмысленности (при неблагоприятной наслед­ственности и плохом влиянии среды) до признания его един­ственным средством изменения человеческой природы. Исти­на, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспи­тание может все», с которым неоднократно выступала педаго­гика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей вос­питание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Сравните несколько мнений о силе воспитательного воз­действия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы и почему?

«Воспитание может все».

Гельвеций

«Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это да­леко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение. учения и потому отвращение к нему».

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех пару­сах».

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгра­нично С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».

«Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица­тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица­тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощ­ностью те или иные вредные явления среды».

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробе­лов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивиду­альными особенностями человека, его способностями и воз­можностями.

Специальные исследования показали, что воспитание мо­жет обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что де­теныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хо­рошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Н.И. Ладыгиной-Коте).

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше­ний развития и воспитания как цели и средства. Эффектив­ность воспитания определяется уровнем подготовленности че­ловека к восприятию воспитательного воздействия, обуслов­ленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень ши­рок — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный ре­зультат. Поэтому определяющую роль играют конкретные си­туации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выгот­ский (1896—1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближай­шего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором — он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди разви­тия. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко­торые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

IV. От чего главным образом зависит развитие способ­ностей, интересов и дарований школьников?

1. От организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Сайт ВоспитанНые.ру — путеводитель в мире воспитанияВоспитание и развитие

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Все родители хотят вырастить из своих детей счастливых, здоровых и успешных людей. Для этого недостаточно просто любить малышей, их нужно воспитывать.

Сайт vospitannie.ru — лучший путеводитель в вопросах воспитания. Здесь вы найдете ответы на вопросы, касающиеся ваших малышей. Ведь в любой крошке заложен огромный потенциал, который заботливые родители должны раскрыть и усовершенствовать.

Как это сделать? Какие методики выбрать для занятий с ребенком, чтобы помочь, а не навредить?

На эти и другие важные вопросы ответ найдется в рубрике «Методы воспитания»

В ней представлены статьи, которые раскрывают сущность классических и современных методов, приемов и средств. Советы опытных педагогов и популярных психологов помогут определить особенности развития и склонности малыша. Ведь таланты проявляются с рождения, их нужно только увидеть.

Как же рассмотреть в крошечном человечке, который удивленно вглядывается в лица мамы и папы, какие-то таланты? Когда начинают воспитание, каким оно должно быть? А может быть, еще рано начинать воспитывать, достаточно покормить и переодеть малыша?

Вся информация о возрастных особенностях, физическом и психическом развитии размещена в рубрике «Возраст»

Из статей данного раздела вы узнаете, как развивается ребенок в определенный возрастной период, с какими трудностями сталкиваются родители и с чем эти трудности связаны. И, конечно, наш сайт подскажет, как их преодолеть.

Из статей раздела «Воспитание ребенка»

Вы узнаете, как правильно развивать лучшие качества маленького человечка и препятствовать возникновению отрицательных черт характера. vospitannie.ru– уникальная возможность узнать о воспитании малышей на всех возрастных этапах.

Почему детей нужно воспитывать с рождения и чем отличается воспитание мальчиков и девочек? Кто несет ответственность за результаты воспитания? Как наладить контакт с вечно капризничающим малышом или своенравным подростком? Все секреты воспитания раскроют страницы нашего сайта.

Ответственные родители, которые заботятся о развитии своих детей, всегда находятся в поиске полезной информации: она поможет им в деле воспитания. Мамы и папы активно изучают ее, применяя различные методики и приемы.

А мудрые родители, изучив данную информацию, начинают совершенствовать себя.

Словом, конечно, можно и исцелить, и погубить. Однако постоянные нотации о том, что и как нужно делать, дети воспринимают с трудом. Или, устав от постоянных нравоучений, не воспринимают вообще, не впуская в свое сознание.

Воспитывать нужно не только словом, но и делом. Наглядный пример – лучшее средство воспитания.

vospitannie.ru в скором времени познакомит своих гостей с информацией о том, как родители должны развивать свои лучшие качества для успешного взаимодействия с ребенком.

Раздел «Воспитание взрослого»

Подскажет способы самореализации мам и пап, а также пути их саморазвития.

Ваше мнение о содержании и глубине освещаемых на сайте вопросов для нас очень важно. Поэтому вы сможете воспользоваться сервисами, которые дадут возможность рассказать о своих впечатлениях по поводу прочитанного.

  • Можно проголосовать за статью, которая понравилась больше всего;
  • Можно оставить комментарий к понравившейся статье.

Воспитывать детей сложно. Это работа, которая не знает ни отпусков, ни выходных. Всем родителям хочется выполнить ее на «отлично». Сайт vospitannie.ru поможет вам в этом нелегком деле.

В этой рубрике вы узнаете ответы на свои вопросы по воспитанию детей. Найдете материалы, как развивать своего ребенка с рождения.

Воспитание и развитие

Как научить ребенка вежливости: основные правила

В этот раз хотела обсудить с вами вопрос, как научить ребенка вежливости? На выходных гостила у нас внучка мужа. В октябре ей исполнится пять лет. Бывает она у нас не часто – пару раз в месяц, слишком далеко живет. Так вот, как только она у нас появляется, муж начинает ее воспитывать: Лера, не бегай, дверями .

Воспитание и развитие

Особенности применения скороговорок для развития речи детей

Недавно, гуляя на детской площадке с ребенком, заметила, что он ощутимо хуже своих сверстников выговаривает некоторые звуки, из-за чего некоторые детки начали смеяться над ним. Малыш так расстроился, а ведь впереди еще школа, где за такие дефекты будут ругать не только одноклассники, но и учителя! Скорее обратившись к логопеду, я узнала, что проблему помогут решить .

Воспитание и развитие

Чем заняться дома с ребенком, когда вы оба болеете и не сойти с ума?

Доброго дня, всем читающим наш блог! Мы с ребенком всю неделю пролежали дома с бронхитом. Степан им болеет уже примерно стотысячный раз, даже в больнице лежал, а вот я в первый. А знаете почему? Потому что – дура! Болела на работе, не уходила на больничный. «А! И так сойдет!» — говорим эту фразу голосом Вовки их .

Воспитание и развитие

Вердикт сурдолога – задержка речевого развития

Сегодня ходила с внуком к сурдологу и ужасно расстроилась. Поставили нам диагноз – задержка речевого развития. Наругали, что приходить надо было в шесть месяцев, а не в год и восемь. Ну, обо всем по порядку. Степе было полтора года, а он даже «мама» не говорил. Дочь записалась к нашему неврологу. Ходила на прием я. И .

Воспитание и развитие

Средства развития речи ребенка дошкольного возраста

Хотелось бы обсудить очередную животрепещущую тему — средства развития речи детей дошкольного возраста. Ведь все мы мечтаем, чтобы детки сразу научились объясняться предложениями, правильными словами и с нужными окончаниями. И при правильном подходе можно значительно ускорить этот процесс! Основные средства развития речи Важность речи Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек .

Воспитание и развитие

Система Монтессори: упражнения для раннего развития детей

У вас есть ребенок? Вы являетесь молодыми родителями? Или вы родители со стажем? У вас единственный ребенок? А может быть, у вас большая семья? Но как бы то ни было, если у вас есть дети, то главной целью вашей жизни является – вырастить их успешными людьми, ориентированными на самоопределение и самореализацию. Поэтому сейчас самое время .

Воспитание и развитие

Как правильно выбрать школу для первоклассника: инструкция для родителей

Приближается осенняя пора, а это значит, что образовательные учреждения начинают принимать заявления на зачисления в первые классы. Для любого родителя это очень важный и ответственный момент. Ведь без начального образования, следуя законам конституции, ребенок никак не может обойтись. И именно этот выбор повлияет на становлении чада, как личности, на его характер, уровень кругозора и даже .

Воспитание и развитие

Как понять стоит ли отдавать ребенка в балетную студию

Балет по — настоящему восхищает своей грациозностью и изяществом. Не удивительно, что многие родители стремятся отдать своих деток в школы и студии, а после наблюдать, как чадо блистает на сцене. Все хотят лучшего для своего малыша, но как понять, что он действительно готов к танцам? В этой статье разберем на что обращают большее внимание в балете .

Воспитание и развитие

Хобби для детей. Чему отдать предпочтение?

Каждый день в мире появляется новое увлечение. Хобби, которое может стать смыслом жизни ребенка, родители начинают искать в самом юном возрасте. Они хотят, чтобы увлечение было не только интересным малышу, но и полезным в одной из сфер, чтобы давало навыки нужные в жизни и приносило удовольствие. Требований всегда много, но как на деле устроено каждое .

Воспитание и развитие

Развитие ребенка: играть, чтобы развиваться

Выбрать правильно развивающую игру для ребенка, которому всего-то 4 года от роду не очень просто. Казалось бы, он еще совсем маленький, чтобы постигать сложные вещи. Пообщавшись с детьми, приходится согласиться с психологами, что именно первые годы их жизни, самые благодатные для познания всего нового. Очевидно, что развивающие игры детям должны нести радость и ненавязчиво дарить .

Воспитание и развитие

Сегодняшний разговор как раз и пойдет о воспитании и развитии ребенка первого жизни – младенца не достигшего возраста в 12 месяцев. Что можно делать, чему надо учить, как себя вести с маленьким человеком, чему обучать и как заботиться?

  1. Первые этапы воспитания детей
  2. Воспитывайте с любовью и нежностью
  3. Роль отца в воспитании
  4. Воспитание ребенка до трех месяцев
  5. Развитие ребенка до 6 месяцев
  6. Физическое воспитание ребенка первого года жизни
  7. Развитие годовалого малютки

Первые этапы воспитания детей

Младенец и мама, в первый год жизни ребенка, — это неразрывная цепь из двух колец. Малыш познает мир через маму, а мама учиться у него общению с новым человечком.

Самое первое, что вы должны запомнить, это секрет, позволяющий каждому становиться счастливым. Только забота, уход, обучение, воспитание с любовью дает замечательные и фантастические результаты.

А деятельность по рекомендациям, из-за долга, по необходимости и моде ни к чему хорошему не приводят, даже если все было сделано по правилам.

Воспитывайте с любовью и нежностью

Детей первого года жизни надо воспитывать с любовью и нежностью, так как младенец слышит не смысл слов, а их интонацию, он ждет не просто прикосновений, а поглаживаний с любовью, ему необходимы не слова, а теплые нотки, ему холодно в одиночестве, он требует общения и близости с мамой.

Да, вы скажете, а где же участие папы? Отец необходим на всех этапах развития. Но только с мамой, которая его вынашивала 9 месяцев, он пока неразрывно связан энергетической пуповиной и прочими инстинктивными привязанностями.

Роль отца в воспитании

Папа тоже может прекрасно купать малыша, менять ему подгузник, играть с ним в увлекательные игры, переодевать и носить на руках. Но только мама может спеть нежную колыбельную песенку, покормить грудью, так бережно убаюкать или просто нежно погладить по головке.

Не бойтесь отдавать свою ласку, не страшитесь избалованности. Ребенок до года нуждается в подтверждении того, что вы рядом, что он нужен, что он в безопасности. В этот ранний период формируется его отношение к миру. Вот только в этом младенческом возрасте у него остается память на всю жизнь о защищенности или ненужности.

Воспитание ребенка до трех месяцев

До трех месяцев со дня рождения малыш развивается очень стремительно. За три месяца он успевает научиться держать голову, улыбаться, переворачиваться, различать лица родных людей.

Он различает голоса, видит мамины глаза, всматривается в мимику, Ждет не только молока, а и близкого контакта, ласки, объятий.

Мало просто следить за сухостью пеленок, за сытостью, за спокойным сном, надо отдавать свою любовь в прикосновениях, милых прибаутках, песенках. Воспитывать ребенка до 3 месяцев также надо, что бы вы ни делали с малышом, не делайте это молча. Он все понимает и запоминает.

Надеваете на него штанишки, так и говорите, моете ему ручки, так и объясните, собираетесь дать ему кушать, так и произносите, что мама сейчас тебя покормит. Умываете малышку, приговаривайте: «моем глазки, моем носик, моем ротик».

Развитие ребенка до 6 месяцев

Не забывайте малыша знакомить с окружающим миром и воспитывать в шесть месяцев. Рассказывайте ему, где собачка, где котенок, что дует ветерок, идет дождик, падают снежинки. У него должно развиваться зрительное, тактильное и слуховое восприятие.

Игры нужны, но помните, что не он должен подстраиваться под ваше свободное время, а вы должны уделять ему внимание в период его хорошего настроения и спокойного бодрствования.

Не оставляйте дитя в манеже, чтобы он вам не мешал на кухне, а постарайтесь придумать так, чтобы и он стал неотъемлемой частью домашнего хозяйства и видел все, что вы делаете, это тоже часть детского воспитания, так как дети, постоянно берут пример с взрослых, они копируют интонации, действия и даже походку.

Физическое воспитание ребенка первого года жизни

В период с шести до девяти месяцев малыш начинает сам познавать мир, особенно в этот период необычайно важно физическое развитие и воспитание ребенка первого года жизни. Он уже умеет не только сидеть, но и вставать, стоять, ползать, а некоторые, даже ходить.

Задача родителей не только общаться и оказывать знаки внимания, успокаивать и заботиться о чистоте, а и позволять малышу узнавать новое, самостоятельно изучать предметы, поощрять двигательную активность, всегда быть на подхвате, хоть в движениях, хоть в играх.

Пусть подставляет малыш ладошечки под воду, чтобы умыться, берет в ручку ложку, пластмассовую кружку, пусть даже и пустую. Пусть учится крепко держать, хлопать в ладоши, пусть узнает, где находятся глазки, носик, ротик, показывает это на игрушках и всех близких. Впоследствии он научиться делать это и на себе.

Все делайте весело, с прибаутками, веселыми песенками и улыбкой.

Воспитание – это не труд для диссертации, а интересный совместный путь малыша и родителей. В таком возрасте дети уже могут играться машинками, катить мячики, нажимать на пищалки, барабанить по барабану, нажимать пальчиком на клавиши пианино.

Но сначала, вы должны ему продемонстрировать, как все это работает и двигается, только тогда ребенок сможет повторять за вами.

Развитие годовалого малютки

Ребенок растет и постепенно развивается, и обучается новому, он приобретает все новые и новые навыки, учится не только слушать, но и говорить, не только ползать, а и ходить. К году малыш способен сам держать ложку.

Не отчаивайтесь, если у него все летит в сторону, а ручка плавает в супе. Со временем он всему научиться и будет аккуратно и быстро кушать сам. Здесь вам потребуется много терпения и спокойствия. Но приучайте сразу к чистоте. Вовремя надевайте слюнявчик, меняйте испачканную одежду. Ребенок будет считывать информацию об аккуратности и личной гигиене.

Помогайте ему не только самостоятельно кушать, но и ходить своими ножками. Водите его за две ручки, за одну, позволяйте падать и вставать заново, ходить, держась за стеночку.

Читайте вместе книжки, показывайте яркие картинки, называйте цвета и предметы, как называются игрушки, показывайте как можно с ними играть, учите делиться, любить цветочки, животных.

Воспитание маленького ребенка первого года жизни – это целое искусство. Чаще замечайте достижения, чем промахи. Хвалите за маленькие победы. Никогда не наказывайте за запачканную рубашечку или пролитый суп, особенно, если малыш только учится.

Если ребенок дерется или обижает котенка, тогда указывайте ему, что так делать нельзя, ведь чувство любви и сострадания к живым существам необходимо прививать с самого раннего детства.

Вывод

И не забывайте, дети обучаясь и развиваясь все впитывают из своего взрослого окружения. Создайте в семье уютный мир, насыщенный лаской, улыбками, смехом и всеобщей заботой, а также теми чертами характера, которые вы желаете наиболее сильно проявить у ребенка.

Надеюсь всем понятно, что адекватный и спокойный малыш не может быть воспитан в семье в которой родители постоянно ругаются, ссорятся и сами не выполняют свои обязанности по дому, и только малыш, воспитанный с любовью, вырастет добрым, вежливым, культурным, развитым и счастливым человеком, чего я вам и вашем детям конечно же желаю с превеликим удовольствием.

И не забывайте читать на нашем портале Обучения и Саморазвития другие полезные статьи, например, о том можно ли наказывать ребенка, во сколько лет надо отдавать детей в школу, о кишечных коликах у новорожденных и многие другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector