Возрастная периодизация
Первый год жизни делится на периоды.
от рождения до 3 месяцев
от 5-6 до 9-10 мес
от 9-10 до 12 мес
В каждом возрастном периоде выделяются наиболее значимые ведущие умения, определяющие успех развития не только на том или ином возрастном этапе, но и являющиеся благоприятной основой для последующего развития.
В первые 3 месяца осуществляется развитие зрительных, слуховых и эмоциональных реакций.
Зрительное сосредоточение возникает на 8-14 день жизни ребенка. Сначала на движущемся в поле зрения предмете.
В конце 1 -начала 2 месяца он сосредотачивается на неподвижных предметах, на лице разговаривающего с ним взрослого.
В возрасте 2-2,5 мес. малыш длительно рассматривает висящие над ним игрушки и следит за движениями окружающих.
Слуховое сосредоточение на звуке наблюдается на 9-10 день.
К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным.
На 3 месяце дети начинают выделять из общей массы воспринимаемых раздражителей звуки речи.
К концу 3 месяца ребенок начинает искать источник звука, говорящего взрослого или звучащую игрушку. Так возникает связь между зрительным и слуховым анализатором.
Проявление радости в виде улыбки впервые возникает на 5-6 неделе в ответ на общение взрослого. Поэтому улыбку приято считать первой социальной реакцией.
К 2,5-3 месяцам возникает «комплекс оживления» (термин Н.М. Щелованова). Эмоциональные проявления ребенка называются так потому, что в их состав входит несколько видов реакций: эмоциональные (улыбка), голосовые (агуканье), двигательные (движения рук и ног).
Развивая положение Н.М. Щелованова и М.Ю. Кистяковской, современные психологи рассматривают комплекс оживления не только как реакцию, но и как инициативное действие ребенка, обращенную к взрослому, чтобы привлечь к себе внимание. Это свидетельствует о потребности ребенка в общении.
В первые 3 месяца у ребенка развиваются умения, из которых к концу года формируются движения: ползании, ходьбы. В 3-5 недель поднимает и пытается удерживать голову, лежа на животе.
В 2,5-3 мес. лежит несколько минут на животе и высоко поднимает голову.
Без спец. приемов со стороны взрослого умения удерживать голову в положении на животе и вертикальном положении не формируются.
С 2,5 до 5-6 мес. происходит совершенствование зрительного и слухового восприятия, развиваются голосовые реакции, хватательные движения рук.
Взрослые должны обеспечивать разнообразие впечатлений, побуждая рассматривать игрушки. Взрослые содействуют сенсорному развитию.
В 2-4 месяца возникает «агуканье».
В 4-6 мес. — гуление.
Режим и организация режимных процессов
В группе детей с 2 мес. до 1 года нужно обеспечить своевременное и полноценное развитие и воспитание каждого ребенка.
Режим — это правильное распределение по времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.
Принципы построения режима для детей раннего возраста
Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.
Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.
Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.
Обеспечение рационального чередования сна, кормления, бодрствования.
Наиболее рациональной считается такая последовательность, при которой ребенок получает питание после сна в начале бодрствования.
Своеобразие режима в первой группе раннего возраста состоит в том, что он трижды изменяется на протяжении одного года. Постепенно уменьшается частота кормления чередования сна и бодрствования, увеличивается продолжительность бодрствования.
Организация бодрствования
1 подгруппа: от 2 до 5-6 мес.
Воспитатель или няня во время бодрствования побуждает каждого ребенка рассматривать игрушки, действовать с предметами, гулить, лепетать, двигаться, стремиться к общению со взрослым.
Главное в этот период — организация ориентировочно-исследовательской деятельности.
На протяжении дня организуется 3 периода бодрствования
- 1 с 9 ч 30 мин до 11 час
- 2 — с 13 до 14 час
- 3 — с 16-30 до ухода
Спустя 25-30 мин после кормления проводят индивидуальные игры-занятия для развития речи, общих движений, движений руки. Они продолжаются от 3 до 6 мин.
2 подгруппа от 5-6 мес до 9 мес.
с 18 до прихода родителей
В процессе бодрствования общение персонала с каждым ребенком носит воспитывающий и развивающий характер.
Манипулирование с игрушками воспитатель использует для приучения действовать одновременно с двумя предметами, сначала он выполняет действия сам руками ребенка или многократно показывает способ действия.
Большое место во время бодрствования занимает развитие движений. Дети начинают ползать в 7-8 мес.
3 подгруппа с 9-10 мес до 12 мес
Бодрствование значительно больше
Во время бодрствования необходимо проводить комплексную работу, направленную на всестороннее развитие меленького ребенка, особенно на формирование основных движений, действий с предметами и речи.
Для развития новых способов действий, кроме резиновых, пластмассовых игрушек, детям дают ведерки, мисочки, куда они могли бы складывать мелкие предметы, а также матрешки, кубики, мячи разной величины.
Детям предлагают также сложные игрушки (куклу, собачку), побуждая их к подражательным действиям (баюканье, кормление)
После самостоятельных игр воспитатель проводит тут же в месте постоянных игр дополнительные игры-занятия с 3-4 детьми одновременно.
Большое место занимают занятия по развитию речи.
К концу возрастного периода возможет переход к отдельным групповым играм-занятиям.
Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.
Ведущие линии развития — основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.
Отличительные особенности первого года жизни детей: более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития; тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития; проявление сенсомоторной потребности; ярко выраженная эмоциональность; большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям; потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Для успешного воспитания и развития ребенка необходимо знать все особенности детей первого года жизни, так как именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности. С 1,5 месяца следует приучать ребенка лежать на животе. С этой целью перед кормлением или в конце бодрствования ребенка кладут на живот, слегка поглаживают по спинке. К 3-м месяцам он уже хорошо лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. Это положение полезно для развития дыхательных движений, кровообращения, а также для подготовки к ползанию. У ребенка, овладевшего умением удерживать голову в вертикальном положении, следует развивать упор ног: малыша держат в вертикальном положении так, чтобы его ноги соприкасались с манежем или с пеленальным столом, тем самым вызывая движения подтанцовывания. Своевременному развитию детей в первом полугодии жизни наряду с непосредственными воздействиями взрослого способствует правильная организация условий бодрствования. В этом возрасте дети бодрствуют от 1,5 до, 2 час. Воспитатель заботится, чтобы на протяжении всего этого времени дети находились в активном, деятельном состоянии. На время бодрствования их обязательно помещают в манеж, где для детей в возрасте до 5 месяцев подвешиваются разные погремушки, затем мелкие целлулоидные и резиновые игрушки раскладываются в манеже. За время бодрствования следует несколько раз заменить игрушки в манеже.
В возрасте 6—7 месяцев дети на вопрос «где?» (ляля, часы, петушок) поворачивают голову в сторону называемого предмета. Если место расположения предмета меняется, ребенок не может его найти, потому что слово связано для него не только с предметом, но и определенным местом его нахождения. В 9—10 месяцев дети находят предметы при назывании независимо от их местоположения. Поэтому сначала предметы должны стоять всегда на определенных местах: на полочках, подоконнике и т. п. Словесно обозначая предметы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы ребенок не только смотрел на них, но и трогал, прислушивался к их звучанию. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее ребенок запоминает ее название.Умение лепетать, а также соотносить слова с предметами и действиями является той основой, на которой в дальнейшем строится весь процесс речевого развития. Ребенок 9—12 месяцев интересуется тем, что делают другие дети. Иногда он начинает перекликаться с ними, улыбается, и случайно может возникнуть совместная игра (ребенок при виде уползающего малыша быстро ползет за ним, догоняет — оба радуются). Но нередко в этом возрасте наблюдаются и отрицательные взаимоотношения, обычно они возникают при желании взять игрушку, находящуюся в руках другого ребенка. Помня о необходимости формирования активной речи малышей, не стоит немедленно реагировать и выполнять их желания, выраженные жестами, мимикой, а надо предлагать им выразить свою просьбу соответствующим простым словом. В то же время нужно обязательно поддерживать любое речевое обращение ребенка ко взрослому, даже если оно непонятно. Взрослые обычно догадываются об истинном желании детей, присматриваясь к их поведению.
В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одой из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети
Первый год в жизни малыша, это совершенно уникальное время для его развития. Это единственное время, когда он так быстро растет и меняется. Стоит только сравнить новорожденного малыша и годовалого, чтобы понять, какой огромный путь пришлось преодолеть ребенку и какие изменения претерпеть.
Новорожденный малыш целиком зависит от мамы. Он не может самостоятельно: найти себе пищу, не может ходить. Оставленный на произвол судьбы, человеческий детеныш скорее всего погибнет от голода, если не найдется кто-то, кто возьмет на себя заботу о нем. О том, как обеспечить физиологические потребности ребенка вопросов обычно не возникает. Если ребенок хорошо растет и набирает вес, не болеет и развивается примерно так же как его сверстники, значит с ним все в порядке. Что же касается воспитания ребенка до года, его психологии, то это до сих пор загадка, которую каждый родитель пытается отгадать по своему.
Как реагировать на плач малыша? Где он должен спать? Как часто брать на руки? — Это основные вопросы, которые волнуют новоявленных родителей. Родственники наперебой дают советы, врачи и педагоги пишут целые трактаты на эту тему. Но единственно правильного и подходящего всем без исключения ответа так и не находится. Потому, что все дети совершенно разные уже с самого своего рождения.
Воспитание ребенка до года
Не существует методики воспитания детей до года, которая подошла бы всем родителям и их детям без исключения. Каждый новорожденный ребенок имеет свой личный, уникальный опыт внутриутробного развития. Этот опыт напрямую связан с тем, какие чувства испытывала его мама будучи беременной. Поэтому и подход к воспитанию ребенка до года должен быть только индивидуальным.
В общении с младенцем нужно целиком полагаться на его поведение.
Плачет — выяснить причину. Может быть голоден, может замерз, а может быть просто захотелось к маме на ручки.
Часто родителям не советуют приучать ребенка к рукам. Пугают тем, что «подрастет и совсем на шею сядет». Но поставьте себя на место ребенка. Малыш все девять месяцев был с мамой одним целым. Издавна, у всех народов самым большим несчастьем, которое могло постигнуть маленького ребенка считалась потеря матери. Хорошо себя чувствовать младенец может только рядом с любимой мамой. Так зачем же его лишать этой радости?
Давно замечено, что дети с младенчества оставшиеся без родителей и выросшие в детских домах, встав взрослыми имеют трудности с социализацией. Им сложно завести свою семью, сложно проявлять любовь. Лишенные любви и внимания во младенчестве ,они просто этому не научились.
И наоборот, человек получивший много любви в детстве, встав взрослым с радостью поделится своей любовью с окружающими, создаст семью и станет заботливым и любящим отцом или матерью своим детям.
Конечно, время от времени стоит оставлять ребенка одного. Дать ему игрушки и позволить заниматься своими делами, но только до тех пор, пока он не попросится снова к маме. Не нужно игнорировать крики и плач малыша. Ведь это пока единственный способ которым он может сообщить взрослым о том, что с ним что-то не так. Представьте что вам плохо, вы нуждаетесь в помощи, а на вас не обращают внимание. Вам такое понравится?
Также много споров возникает по поводу совместного сна с ребенком. Тут тоже подход должен быть индивидуальным. Иногда совместный сон может принести пользу, а иногда стать опасным для ребенка. Спать вместе с мамой для малыша совершенно естественно. В обнимку с мамой дети и засыпают лучше и спят крепче. Но тем не менее следует руководствоваться прежде всего безопасностью ребенка. Нельзя спать вместе с ним на мягкой кровати. Малыш может просто задохнуться, зарывшись в складках постельного белья.
Нельзя укладывать маленького ребенка спать между мамой и папой. Спящие все вместе отец, мать, и грудной младенец между ними, красиво выглядят только на рекламной картинке. В жизни же неловким движением сделанным во сне, взрослый может просто задавить ребенка. Если решите спать вместе с малышом, то обязательно отгородите ему место на своей кровати, и спите немножко отодвинувшись. Следите за тем, чтобы не заснуть с ребенком на руках. Сначала дождитесь пока ребенок заснет, уложите его, а потом уж ложитесь спать сами.
Общаясь с младенцем помните — ваша основная задача сделать его счастливым. Встав взрослым и напитавшись вашей любовью, он сделает счастливыми вас.
Не стоит недооценивать первый год жизни малыша, потому что он в это время не только быстро растет и приобретает новые навыки, но и учится сосуществовать со всем остальным миром, занимая в нем свое место. Психическое здоровье крохи зависит от того, как себя ведут родители, как они относятся к своему ребенку и сколько времени уделяют его воспитанию.
Психология маленьких детей не всегда понятна родителям, так как они не могут понять, почему их кроха сперва весело смеется, а спустя минуту начинает истошно кричать. С одной стороны говорят о том, что детский плач не стоит брать во внимание, с другой — что ребенка нужно успокаивать и ни в коем случае нельзя оставлять одного во время истерики. Важно научиться правильно себя вести с ребенком, иначе в дальнейшем это может быть чревато для него психологическими проблемами. Как устроена психология малышей до года?
Психология воспитания детей до года
Начать нужно с того, что научные статьи про воспитание малышей, касающиеся того, как быть с капризами крохи, зачастую противоречат друг другу, так как однозначного ответа о том, как себя вести родителям в таких непростых ситуациях, у психологов нет. Возможно, правильным будет следовать своей интуиции, исследуя параллельно современные тенденции в воспитании.
Если ребенок плачет
Чаще всего споры вызывает именно реакция родителей на то, когда ребенок плачет. Ни в научной литературе, ни в советах родных нет единого мнения по поводу того нужно сразу реагировать на крик малыша или же не стоит поддаваться его капризам, если он недавно кушал и его памперс сухой.
Существуют два подхода по воспитанию детей, среди которых:
- Традиционный. Согласно этому подходу нужно сразу приучать малыша ко сну отдельно от родителей и от частых пробуждений ночью. Если ребенок сыт и ему недавно меняли памперс, но при этом плачет, значит это не более, чем обычный каприз, от которого малыша нужно отучать. По истечению некоторого времени ребенок поймет, что его крики не приносят желанного и в дальнейшем он будет себя вести спокойнее.
- Детоцентристский подход. Сторонники теории, которых называют «естественники», уверены, что для того, чтобы у малыша была здоровая психика, нужно делать все возможное, чтобы удовлетворить каприз ребенка. Плакать кроха в одиночестве не должен, мама и папа должны разобраться в его реакции на происходящее. Если родители не нашли физиологических причин недовольства малыша, значит все дело в дискомфорте, который переживает кроха. Так, малыш после рождения нуждается в тесном контакте с матерью. Только с года он начинает привыкать к обособленному существованию. Согласно детоцентристского подхода малыша по требованию нужно брать на руки, ему нужно обеспечивать совместный сон и нужно давать ему сосать грудь столько, сколько этого ему требуется.
Как воспитать в крохе самостоятельность
Традиционалисты уверены – если идти на поводу у капризов малыша, он вырастет инфантильным и бесхарактерным человеком. Потому нужно воспитывать кроху так, чтобы при необходимости он смог и сам развлечь себя, и сам заснуть.
Согласно учению традиционной психологии у ребенка до года должна быть своя кроватка или спальня, прогулки должны быть исключительно в коляске, а не на руках у матери. Сосать грудь мамы младенец должен не по требованию, а по режиму, а для того, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс, нужно приобрести ему соску.
Последователи детоцентристского подхода считают абсолютно нормальным, что мама может рано выйти из декрета, обратившись за помощью к няне. Еще одним условием воспитания детей по этой теории является то, что родители ездят на отдых без детей, иначе ребенок будет очень к ним привязан и не сможет стать самостоятельным.
«Естественники» считают, что кроха нуждается в опеке и ласке, что ему нужна родительская любовь и опека, чтобы после насытившись ею, он с уверенностью шагнул в мир взрослых и занял в нем свое место.
Последователи детоцентристского подхода разрешают своим детям спать с ними, потому что так они спят крепче, мать дает грудь по требованию, не соблюдая режима, при этом неважно ни место, ни время грудного вскармливания. Также мамочками активно используется слинг, который позволяет маме всегда оставаться рядом со своим чадом.
Абсолютно нормальным сторонники движения считают то, что малыш всегда находится при своих родителях и к бабушке его отправляют только тогда, когда он сам этого хочет. Согласно детоцентристскому подходу дети, которые лишены родительской ласки в раннем возрасте, обязательно будут пытаться компенсировать недостаток любви и внимания, когда станут уже взрослыми.
Воспитание маленьких детей остается спорным вопросом, потому родители выбирают тот способ взращивания грудничков, который им кажется наиболее подходящим.
Принимая решение как воспитывать свое чадо, мамам и папам следует взять на заметку – если ваш кроха улыбается и выглядит счастливым, ему не грозят никакие психологические проблемы в дальнейшем, даже если соседка снизу или заботливая бабушка считает ваши методы воспитания неправильными.
На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет Ю—10,5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3,5 ч к концу года.
Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года.
Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития. В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.
Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается на тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь,сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным. Но часто родители, педагоги недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно впервые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.odt | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двиганиеим, извлечение из него звуков. В возрасте 7 — 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (10 — 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения — когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Может быть это происходит потому, что этот раздражитель, который чаще всего находится рядом с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвенгировать на лице матери, и улыбка на лице матери — служат показателями выделения объекта.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.
Комплекс оживления — это еще одно основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект , или наглядно-действенное мышление , которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки — реакций на новые предметы, стремление их обследовать.
Развивается и речь, прежде всего пассивная — ребенок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10 — 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Еще одно основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Первый год жизни ребенка очень ответственный, поэтому стоит серьезно подойти ко всему.
Воспитывать ребенка нужно с рождения. Именно с первых дней до года — закладывается характер. Конечно нужно показать ему мир, который наполнен любовью. Никакой злости, негатива и т. д. Воспитание ребенка от 1 года — это не значит наказания.
Правильное воспитание ребенка от 1 года — залог хорошего характера
В первые три месяца жизни у малыша закрепляются привычки. Многие родители не особо осознают, как воспитывать ребенка с рождения, часто дают пустышки малышам, чтоб не плакали. Но педиатры их не советуют потому, что ребенок может перестать сосать грудь, в дальнейшем сложно отучить от неё (это стресс для ребенка), если долго сосать соску может неправильно сформироваться челюсть или будут проблемы с зубами.
Не стоит сильно приучать ребенка к пустышке. В дальнейшем это может доставить вам немало неприятностей.
Сделайте так, чтоб ребенка не нужно было качать перед сном. Пусть немного поплачет, а то в дальнейшем придется плакать вам. На какое то время оставьте ребенка в кроватке, пусть научится сам себя развлекать. Так же необходимо приучить ребенка к чистоте.
Каждое утро начинайте с умывания. После того как сняли памперс — тщательно промойте попу, чтобы не раздражалась кожа. С трех месяцев до полугода ребенок требует много внимания. Ему просто необходимо общение со взрослыми.
Воспитание ребенка от 1 года предусматривает также подготовку к будущей речи. Обращайте его внимание на разные звуки, будь то проехавшая машина, ветер, скрип и т. д. Так же, будет полезна музыка, только спокойная, с добрыми словами и мелодичная.
Родители должны чаще играть с ребенком, потому что от недостатка внимания в таком возрасте может развиться замкнутость. Изучая, как воспитывать ребенка с рождения, родители должны понимать, что игры с малышом стоит направить на развитие зрения и слуха. Время игры должен определять ребенок. Если вы видите, что он активный, сытый и не капризный — можно приступать к играм.
Обязательно играйте с малышом, это также немаловажно в воспитании ребенка от 1 года, да и в любом юном возрасте игры ему будут приятны
Если же он играть не желает, то лучше отложить на потом. Так можно навредить психике и воспитанию малыша. Заниматься физическим развитием необходимо с 6 до 9 месяцев. В этот период большинство детей ползают, встают в кроватке, сидят, некоторые уже делают первые шаги. В этом возрасте можно начать приучать к горшку, сажая в определенное время (до сна, после, перед едой и т. д).
Приучайте ребенка мыть руки перед едой
В рамках воспитания ребенка от 1 года, необходимо разрешить ему самому помыть ручки под струей. Чтобы ребенок был аккуратным, всегда следите за его чистотой. Если одежда слегка запачкалась — тут же поменяйте и объясняйте ребенку, что вы это делаете для того, чтобы он был аккуратным и чистым. С 9 месяцев до года нужно развивать уже приобретенные навыки.
Поддерживайте ребенка в постоянной чистоте и с рождения приучайте к гигиене
Обязательные пункты, как воспитывать ребенка с рождения:
- учите ходить;
- держать ложку;
- играть в мячик;
- приучайте пить из чашки;
- не забывайте про чистоту и гигиену;
- учитесь разговаривать.
Заключение
Если что-то ребенок делает не так, то строгим голосом нужно сказать «Нельзя». Если соблюдать простые правила воспитания ребенка от 1 года, то малыш будет послушен и аккуратен. Но все же мелких детских шалостей не избежать.
Некоторые родители считают, что воспитание ребенка до года не актуально и заниматься этим нужно только, когда малыш научится разговаривать. Но детские психологи считают это мнение ошибочном. Уже с первых дней жизни маленького человечка нужно уделять внимание и физическому и нервно-психическому развитию, поэтому вопрос воспитания ребенка до года очень важен. Характер ребенка формируется очень рано, и уже самые первые впечатления оставляют в его мозгу вполне определенный след. От того, в каких условиях проходит младенчество, зависит здоровье, характер и отношение к окружающему. При этом не существует стандартного ответа на вопрос, как воспитывать ребенка до года. Родителям нужно научиться быть гибкими, применяя различные методы и средства.
Периоды младенчества
То, как воспитывать ребенка 1 года, зависит от периода его развития, ведь младенец в этом возрасте развивается очень быстро и меняется каждый день. Развитие ребенка до 1 года делят на 3 этапа:
- Новорожденность;
- Младенчество;
- Кризис одного года.
Новорожденность – это переходный этап. Ребенок в этот период беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослых. В нем развиты безусловные рефлексы – пищевые, защитные и ориентировочные, но уже к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы. Примерно в возрасте 1 месяца у малыша происходит «комплекс оживления», он проявляет бурные эмоции при появлении матери, улыбается ей, что указывает на первую социальную потребность в общении. С этого нового психологического этапа начинается младенчество.
Младенчество характеризуется познавательным развитием ребенка. К 4 месяцам он уже не просто видит, а смотрит и активно реагирует на увиденное, воспринимает форму и цвет. При воспитании ребенка с рождения следует удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Малышу важно, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной и неинтересной.
Возраст до 1 года – время бурного эмоционального развития, уже в первые 3-4 месяца младенец проявляет разнообразные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. К концу первого года жизни малыш не только стремится к эмоциональным контактам, он желает совместных действий.
В первые 6 месяцев у детей формируется речевой слух, во втором полугодии малыши уже лепечут и выразительно жестикулируют. При правильном воспитании ребенка в 1 год, к концу первого года жизни он будет понимать 10-20 слов, и сам начнет произносить первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. Этот период связан с новым этапом в психическом развитии ребенка – кризисом 1 года. Это переход от младенчества к раннему детству. Он характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, когда родители не понимают его желаний. Ребенок приобретает автономную речь, он имеет свою логику, его слова становятся многозначными и ситуативными.
Как воспитывать ребенка до года?
Уже в первые месяцы жизни родители могут многое делать для развития малыша. Воспитание ребенка с рождения и до года заключается в том, чтобы родители окружили его любовью и вниманием. Стиль поведения и характер малыша закладываются с раннего детства, на основе подражательных действий. Уже с первых недель с детьми нужно часто, ласково и с улыбкой разговаривать, каждый раз во время кормления, переодевания или туалета. Это способствует их лучшему развитию.
Когда малыш не спит, нужно давать ему возможность много двигаться и заниматься с игрушками, соответствующими его возрасту. Каждый раз перед кормлением и укладыванием спать нужно ложить малыша на живот, так он учится поднимать голову. Ребенку следует показывать разные игрушки, но не нужно подвешивать и давать ему их в руки сразу много – это рассеивает внимание и вызывает утомление.
В возрасте от 3 до 6 месяцев развиваются голосовые реакции и усложняются эмоции. Родителям следует больше разговаривать с детьми, поддерживать их радостное настроение и поощрять ответные звуки. В это время задача взрослых – подталкивать малыша к развитию, нужно помогать учиться ползать, переворачиваться со спины на живот, брать игрушки в руки.
В воспитании ребенка в 1 год нужно учить его различать интонации взрослых, поэтому в обращении к малышу следует применять строгий тон для запрета и ласковый – для поощрения. Важно развивать интерес к окружающей обстановке, показывать различные предметы и называть их, побуждать поднять упавшую игрушку.
После 9 месяцев у детей сильно возрастает потребность в общении со взрослыми. Они тянутся к людям, которые уделяют им больше внимания, ласково обращаются с ними и больше ими занимается. В тоже время, для правильно воспитания ребенка до года, не нужно ограничивать самостоятельную деятельность. Поощряйте малыша играть с игрушками, ползать или ходить, держась за разные предметы, преодолевать посильные трудности. В этот период можно устраивать для детей совместные игры с 2-3 сверстниками, разумеется, они должны проходить под надзором взрослых.
Поступательное развитие ребенка должно быть обеспечено системой педагогических воздействий, в том числе развивающими играми-занятиями, соответствующими каждому возрастному периоду. Воспитательные задачи и средства меняются по мере взросления малыша, поэтому родителям в том, как воспитывать ребенка в 1 год, следует ориентироваться на ближайшее его развитие. Благодаря этому он будет осваивать более сложные умения и навыки.
Отдельно в деле воспитания ребенка с рождения и до года стоит рассмотреть темпы его развития. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – что малыш освоил за прошедший период. При этом успешное развитие допускает отклонения в формировании навыков от средних показателей на 15 дней. Раннее или ускоренное развитие проявляется формированием навыков на 16 и более дней раньше срока, тогда как задержка на один месяц говорит о замедлении темпа развития. Родителям следует внимательно отнестись к этому и попытаться выяснить причины этого явления. Возможно, это индивидуальные особенности ребенка, но это может также указывать о болезни или неправильный подход родителей к воспитанию ребенка до года.
Появление ребенка сопровождается возникновением новых проблем в молодой семье. И дело не только в привыкании мамы и папы к незнакомой роли и новому члену семьи. Вокруг неопытных родителей всегда собираются толпы бабушек, тетушек, соседок и других различных советчиц и консультантов, точно знающих как воспитывать, пеленать, кормить и купать малыша. Казалось бы, далекие от воспитания и педиатрии люди, вовсю раздают советы о развитии ребенка грудного возраста, но, на поверку, большая их часть даже не знает сути физиологических процессов, происходящих у малыша в первый год жизни.
Для того чтобы объяснить, что происходит с ребенком на самом деле и как себя вести с грудничком, нужно разобраться в изменениях, которые вызывает стресс в организме новорожденного малыша.
Как влияет стресс на нервную систему ребенка грудного возраста
В течение первого года жизни интенсивно растут все внутренние органы человека, в том числе и головной мозг, который стремительно развивается в этот период. Поведенческие реакции ребенка в этот период генетически предопределены и изучены. Также специалистами разработана определенная линия поведения мамы в данный период жизни малыша, которая полностью перекликается с его физиологическими и психическими изменениями. Такое поведение мамы называют «ожидаемым».
Если же родители пытаются переиначить генетическую программу ребенка и разрабатывают линию поведения, не соответствующую потребностям ребенка, их стиль называют «парадоксальным». Такое, стрессовое для неокрепшей психики малыша, поведение родителей пагубно влияет на развитие новорожденного и сказывается не только на нервно — психическом развитии малыша. Страдает, в первую очередь, эндокринная система, ведь при стрессе очень изменяется гормональный фон ребенка имеющего грудной возраст. Превышение норм данных гормонов отражается на его внутренних органах и системах и приводит к торможению их развития, повреждениям работы и появлении психоэмоциональных и психических расстройств у малыша.
Исследователи пришли к выводам, что уже за несколько недель до рождения ребенка в его организме работают гормоны стресса. Во время родов новорожденный испытывает сильнейший стресс, а в течение первого года жизни ребенку все время приходится преодолевать стрессовые состояния, попадая в новые ситуации и приучаясь жить в новых для себя условиях. Еще в 1978 году немецкий физиолог Клаус Дернер предположил, что корни большей части психологических, эмоциональных и умственных проблем исходят из раннего детства и нарушений, произошедших с ними в тот период жизни. Наиболее важными, по мнению специалиста, являются асфиксия, гипоксия и стрессы. Поэтому, элементы парадоксального поведения, применяемые родителями по отношению к своим детям, однозначно, создают стрессовые ситуации в жизни малыша и стимулируют негативные процессы в мозге и психике новорожденного ребенка.
Новорожденный ребенок в грудном возрасте – это гибкий и пластичный материал, который поддается любому влиянию и изменяется в любых руках, даже неопытных и неумелых. От того, что вложат родители в развитие ребенка до года, зависит будущие способности и темперамент малыша и даже его будущая профессия. От приемов, используемых в течение первого года жизни ребенка, зависит, получится ли сформировать из подрастающего человека полноценную разносторонне развитую личность.
Какие ошибки совершают родители при воспитании новорожденного малыша?
Первая группа ошибок приводит к разрушению контакта между матерью и ребенком, соответственно — усложнению адаптации о внешнем мире.
- Отказ от грудного вскармливания. Учеными доказано, что никакая супер адаптированная смесь не сможет заменить грудного материнского молока, с ним в организм малыша поступают клетки, участвующие в формировании нервной системы новорожденного. Отказавшись кормить грудью ребенка, мать не только лишает себя контакта с ним, а малыша самой легкоусвояемой для него пищи и запускает развитие нервной системы крохи по другому пути формирования, подкрепленному своими законами, отличными от биологических законов развития человеческого организма.
- Раздельный сон мамы и ребенка. После мирного существования в лоне матери ребенка не только переносят в другую среду, его заставляют спать отдельно от мамы, не слыша стук ее сердца и не ощущая тепла ее тела. Стресс от такой ошибки — раздельного сна не задержит появиться в виде разнообразных реакций новорожденного: от немотивированных истерик до высыпаний на теле.
- Постоянное ношение ребенком одноразовых подгузников. Бесспорно, изобретение памперсов очень облегчило жизнь родителям. Но постоянное их ношение отдаляет маму от ребенка, а после — влияет на развитие бесплодия в старшем возрасте.
Вторая группа связана с искажением восприятия малышом пространства вследствие выбора:
- полного отказа от пеленания ребенок до рождения находился в определенном положении, если сразу после рождения полностью отказаться от фиксации конечностей малыша, этот приведет к затруднению адаптации малыша в пространстве;
- прогулки в первые дни после рождения: для начала рекомендуют дать освоиться ребенку в рамках квартиры и лишь, затем осваивать новые горизонты.
- динамической гимнастики, вызывающей нарушение пространственной ориентации ребенка. Кстати эта ошибка может спровоцировать и физиологические изменения.
Третья группа ошибочных действий приводит к нарушениям психики и формирует безразличие к окружающему миру.
- Обливание холодной водой — приводит к нивелированию чувства опасности и болевых ощущений.
- Плаванье новорождённые и ныряние — стимулируют малыша подчиняться желаниям взрослого без возможности выбора или протеста. Более того, вследствие физиологического строения носовых ходов новорожденных при нырянии часто происходит мини асфиксия ребенка, которая, в сочетании со стрессом, приносит огромный вред всему состоянию крохи.
Выбирая линию поведения с малышом, методы воспитания, следует прислушиваться не к советчикам или новомодным тенденциям, а прежде всего, к потребностям ребенка. Никогда не нужно забывать, что малышу трудно сигнализировать о дискомфорте, поэтому повышенное внимание и контакт с новорожденным являются аксиомами для молодых родителей.