Воспитание 4-х летнего ребенка

Воспитание ребенка 4-5 лет

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_rebenka_4-5_let.docx 16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как правильно воспитывать ребёнка 4 – 5 лет

К четырём годам у ребёнка проходит кризисный период трёх лет, происходит осознание своей самостоятельной значимости. В этот период у детей появляется большая потребность в общении, познании и самостоятельности. Язык на данном этапе продолжает оставаться важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.

С помощью взрослого и самостоятельно ребёнок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками, взрослыми, делится впечатлениями о том или ином событии, явлении окружающего мира, совершенствует умение пользоваться формами вежливого общения.

Дети с огромным интересом смотрят на мир, но подчас не замечают главного за яркими деталями. Именно взрослый в этот период акцентирует внимание на целостном восприятии предмета, явления, его особенностях, роли. А если взрослый побуждает не только смотреть, но и видеть, интересуется и удивляется вместе с детьми, то они становятся активными деятелями, почемучками и любознайками.

Стихотворения, рассказы и сказки, пословицы, загадки помогают дошкольникам расширять свои знания об окружающем мире. Чем больше ребенок слушает прочитанное, тем красивее он говорит, тем богаче его словарный запас. Именно в этом возрасте дети с особым удовольствием слушают волшебные сказки. Прочитав литературное произведение хорошо побеседовать с ребёнком по содержанию: задать вопросы, спросить его мнение о событии, проанализировать поступки героев, объяснить новые, непонятные слова и выражения. Обязательно хвалите малыша: «Какой ты умный! А как ты догадался?».

Шаг за шагом, через задушевную беседу, через игру, стихи и потешки, рассказы и сказки, вы научите ребёнка размышлять, правильно выражать свои мысли.

Дети четырёх лет продолжают усваивать сенсорные эталоны, то есть основные образцы, характеризующие свойства предметов (цвет, форма, величина, высота звука, вкус и т. д.), учатся классифицировать предметы по двум признакам (синие треугольники, маленькие мячики). В речи дошкольники используют слова обобщения (игрушки, мебель, одежда).

Ни для кого не секрет, что наши дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. Малоподвижность детей на сегодня является серьёзным недостатком системы дошкольного воспитания. Они много занимаются сидя, мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это приводит к снижению тонуса нервной системы, ухудшению физического, психического, духовного развития. Дети быстро утомляются, становятся раздражительными, часто бывают без настроения. Естественно, всё это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Детям четырёх лет необходимо активно двигаться не менее трёх часов в день. Это бег, прыжки, подвижные игры и упражнения, начальные элементы спортивных игр. Нет ничего страшного, если мама и папа поиграют с ребёнком в мяч, в снежки, летом возьмут на речку. Это полезно не только детям, но и взрослым.

Психологами и физиологами доказано, что ребёнок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего компьютером), по мнению многих учёных, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Дети усваивают знания формально и не умеют ими пользоваться, применять их.

Вообще-то специалисты против компьютерных игр дошкольников. И согласитесь, компьютер больше нужен взрослым, папе и маме, чтобы спокойно отдохнуть, пока ребёнок занят. Однако, это часть нашей сегодняшней жизни, и от этого никуда не денешься. Поэтому постарайтесь выполнять эти несложные правила:

— играйте вместе с ребёнком,

-время- не более 20 минут в день,

-игра, задание соответствует возрасту, понятна,

Непрерывный просмотр телевизора – 30 минут (до 5 лет!). При этом обращайте внимание на содержание программы. Дети четырёх лет впечатлительны, верят тому, что видят на экране, копируют модели поведения героев. Поэтому, если в мультфильме герои отрывают кому-то руки и ноги, бьют по голове, используют не очень хорошую лексику, то 90 % вероятность того, что ваш ребёнок, если не сегодня, то завтра повторит эти слова и действия на игрушках, сверстниках или на родителях. При этом он будет уверен в правильности своих поступков.

Ещё одной особенностью среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения, являются страхи. Это возраст расцвета страхов, их очень много: боязнь темноты, собак, сказочных персонажей, насекомых и т. д. К этому нельзя относиться пренебрежительно. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Задача взрослых на этом этапе – быть рядом, чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами.

Большое значение на формирование личности ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особо нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье. В семье, в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывает у него ответный отклик.

Семья воспитывает ребёнка тогда и только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребёнка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.

В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, приобщения к труду родителей.

В некоторых семьях родители живут рядом с детьми, но не вместе: между ними редко возникают беседы о труде родителей, какими должны быть взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Например: сын или дочь находится рядом с родителями – играет, что – то мастерит, и у них создаётся впечатление постоянного общения с ребёнком, тогда как общения практически нет.

Психологи считают, что именно в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Ну а самое главное – любите своего ребёнка. Он единственный и неповторимый. Как именно его надо воспитывать, знаете только вы. Обеспечивая своего ребёнка материальными благами, помните, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его семьи.

Ребенок, который достиг возраста четырех лет, уже имеет свои определенные достижения и успехи, поэтому родители с гордостью восхищаются ним. Но вопрос о том, как правильно воспитывать ребенка в 4 года, все равно беспокоит многих взрослых. Ведь им хочется развить в их чаде только лучшие качества, поэтому ниже и пойдет речь о том, как правильно воспитывать детей, без истерик и скандалов.

Кризис трех лет позади, и в 4 года перед родителями предстает самостоятельный и взрослый ребенок, понимающий, что он делает и несущий определенную ответственность за свои поступки. Если раньше он шел в садик с криками и истериками, то сейчас он начинает постепенно привыкать к нему. Кроме этого, дитя может понимать разницу между хорошим и плохим, и свои желания он изъясняет не плачем, а словами.

Данный вариант поведения ребенка возможен только тогда, когда родители на протяжении 4-х лет прилагали в воспитании усилия. Если малыш достиг этого возраста и остался капризным, требовательным и неуправляемым, то родители неправильно воспитали свое чадо, они многое позволяли ему и не объяснили границы допустимого.

Как правильно воспитать ребенка в 4 года? Качества, которые развиваются у четырехлетнего малыша:

— Общение в коллективе. Пришло то время, когда ребенок начинает оценивать свое место среди сверстников, он присматривается к ним и выстраивает новые отношения.

— Игры ролевого характера. В 4 года ребенок понимает, что он принадлежит определенному полу, поэтому и выбирает подобные игры: мальчишки играют в пожарных или военных, а девочки в мам или учительниц.

— Мама и папа – образцы отношений. В 4 года ребенок тщательно наблюдает за тем, какие отношения складываются между папой и мамой. Именно в этом возрасте мама для мальчика служит образом настоящей женщины и будущей жены, а папа для девочки становится образцом будущего мужа. Поэтому родители должны быть дружны, а все проблемы решать без участия детей.

— Развитие речи – важное качество, которое развивается в возрасте 4 лет. Если малыш имеет дефект речи, необходимо воспользоваться развивающими книгами и играми. В это время можно начать знакомство с цифрами, буквами и даже слогами.

— Умение фантазировать. Фантазия является первым другом ребенка, поэтому он иногда сочиняет такие замысловатые истории, что даже взрослые приходят в недоумение. Важно объяснить малышу, что зло в каждой истории всегда должно быть наказанным.

— Развитие индивидуальности. В данном периоде жизни дети очень резко реагируют на критику. Поэтому главная ошибка многих взрослых – сравнение с другими детьми. Это может пагубно сказаться на воспитании ребенка и развить у него много комплексов. За каждую мелочь стоит хвалить свое чадо, тогда оно вырастит воспитанным и понимающим.

— Помощь взрослым. Нельзя быть рабом своего ребенка, выполнять за его все прихоти, убирать игрушки, одежду и мусор. Он должен в этом возрасте иметь свои обязанности: это может быть и полив растения, и мойка посуды.

Как правильно воспитывать детей 4-х летнего возраста?Несмотря на то, что многие родители лелеют детей, они все равно остаются раздражительными, закатывают истерики по пустякам и поле каждой ссоры с ребенком остается неприятный осадок в душе. Поэтому нужно знать причины, по которым четырехлетний малыш устраивает скандалы и недовольства:

— Брак внимания со стороны родителей. Выход только один – проводить больше времени с крохой, играть с ним и общаться.

— Проявление своего «Я». Ребенок показывает свою индивидуальность и хочет самоутвердиться в тех семьях, где родители много ему позволяют и опекают. Это своего рода протест, который говорит о том, что нужно немного отпустить ребенка, дать ему больше свободы.

— Замкнутость в себе. Если малыш постоянно слышит от взрослых ругательства и обзывания, он будет терять веру в себя, не пытаясь сделать что-то по-другому.

Для того чтобы понять,как правильно воспитывать ребенка в 4 года, нужно найти причину его недовольства и непослушания. Если она будет найдена, доверительные отношения с родителями будут длиться долгие годы.

В заключение стоит добавить, что не нужно нести себя выше ребенка, ведь он все понимает, несмотря на свой столь юный возраст. Следует помнить, что то, что родители отдадут детям в детстве, они пронесут через всю жизнь и будут очень благодарны им.

Воспитание 4-х летнего ребенка

Как воспитывать ребёнка в 3, 4 года

Знаем ли мы, что капризы и упрямства чаще всего вызваны тем, что трехлетние дети считают себя уже взрослыми, а мы этого не замечаем и не принимаем?

Позиция трехлетнего ребенка: «Я сам», «Я умею», «Я знаю», а позиция взрослого все еще: «Ты маленький». С этим связан кризис трех лет. Это сложный период и для ребенка, и для взрослого. Чем он кончится, с какими последствиями, — зависит от нас. Как поступить, чтобы не потерять уважение ребенка, признать его право выбора и в то же время направить его желания в нужное русло?

А можно ли уступать во всем? Это вопрос для психологов. Мы же предлагаем некоторые педагогические приемы для разрешения конфликтных ситуаций, основанные на знании психологических особенностей детей трех лет.

— Почему сын или дочь должен есть ту кашу, которую предложила мама, а не ту, которую он(а), выбрал(а) сам(а)?

— Почему надо ложиться спать, когда мама с папой смотрят телевизор, а игра ребенка в самом разгаре?

Вот типичные конфликты «отцов и детей» трех-четырех лет.

Разрешая их, нельзя забывать, что каждый ребенок — это личность, единственная и неповторимая. Не все приемы пригодятся для ВАШЕГО ребенка, из них надо выбрать те, которые помогут выйти из конфликта без ущерба для обеих сторон.

Полезные советы для родителей по воспитанию детей

Нужно:

♦ Любить ребенка за то, что он есть, а не за то, что он «хороший», и ничего не требовать взамен. (Я тебя люблю, и ты должен меня слушаться! — Но разве за любовь мы должны?!)

♦ Предоставлять ребенку право выбора, возможность иметь собственное мнение, ведь он такой же член семьи, как и все другие. (А ты как считаешь? А ты что выбираешь?)

♦ Чаще хвалить малыша за хорошие поступки. Не бойтесь, вы не перехвалите. (Ты сегодня убрал все игрушки, молодец! Помог мне, да и игрушки довольны. А иначе бы они огорчились, да и я тоже!)

♦ Быть с ребенком на равных, а не давить на него своим авторитетом (ведь авторитетом давить нельзя, его нужно заслужить).

♦ Чаще играть с ним, ведь в игре он взрослый и все умеет делать сам. А если он «взрослый» в игре, так, может, и кризис пройдет незаметно, плавно?

♦ Требовать что-то от ребенка с уважением к нему (Я тебя люблю, но пока ты не умоешься, мы не пойдем гулять. У тебя свои условия, у меня свои. Давай вместе выполнять их.)

♦ Осуждать отдельный поступок, а не самого ребенка. «Ты разбросал свои вещи, ты плохой!» — так нельзя делать замечания, это формирует у ребенка чувство вины и сознание собственной неполноценности. Нужно говорить: «Ты разбросал свои вещи — это плохой поступок, это на тебя не похоже, ведь ты аккуратный!»

♦ При порицании сравнивать плохой поступок ребенка с его хорошим поступком. (Сегодня ты порвал книгу, а вчера сложил аккуратно все игрушки в коробку.) Обнимать ребенка не менее 5 раз в день. Это дает ребенку чувство защищенности, уверенности в себе. Его любят, значит, он хороший.

Нельзя:

♦ Сравнивать поступки ребенка с поступками других детей. Это унижает его, создает неуверенность в себе. Отсюда стыд и страх: а вдруг его разлюбят.

♦ Ругать ребенка за плохие поступки. Нужно лишь огорчаться. (Ты сегодня не слушал бабушку, это меня огорчило.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector