Воображение детей дошкольного возраста

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Статья «Развитие воображения у дошкольников в игре»
Развивающие занятия
Автор: Гвоздева Лариса Вячеславовна
17.01.2020 15:02

Воображение детей дошкольного возрастаСтатья «Развитие воображения у дошкольников в игре»

Воображение характеризуется, как познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности.

Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное [5].

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [5].

Изначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, а затем на его основе, посредством накопленного жизненного опыта и развития мышления, формируется творческое воображение.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется [5].

Репродуктивное воображение характеризуется воспроизведением реальности в том виде, какова она есть на самом деле. Несмотря на то, что здесь также присутствуют фантазийные элементы, такое воображение в большей степени отражает восприятие или память, чем творчество.

Таким образом, воображению принадлежит одно из основных мест среди познавательных процессов человека в общем, и ребенка дошкольного возраста в частности. Оно, как структурный компонент, входит во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста приобретают на сегодняшний день особую актуальность.

Особенно важно развивать воссоздающее и творческое воображение. При развитии воссоздающего воображения ребенку предлагается мысленно представить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в какой последовательности он будет выполнять задание. С целью развития творческого воображения ребенка следует побуждать к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, какой была берёза весной, а затем мысленно вообразить, как она будет выглядеть осенью, зимой.

По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В.В. Давыдова и др.), развивать воображение необходимо внутри содержательных видов деятельности, к категории которых относится и игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей дошкольного возраста.

Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Игровая деятельность, как и любая другая, осуществляется в процессе решения определенных задач. Особенность игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, характеризуется неопределенностью предполагаемого результата и необязательностью его достижения [4].

В игре, по мнению А.К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить действия того человека, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств воплощения игрового замысла. Например, прежде чем отправиться в железнодорожное путешествие, необходимо соорудить поезд и др. Так в игре развиваются творческие способности ребенка-дошкольника [2].

Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается тем, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют увиденное с образами, взятыми из книг, мультфильмов и др. Творческое воображение ребенка, отмечает А.К. Бондаренко, особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок [1].

С.Л. Новоселова констатирует, что в игре старшие дошкольники способны придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. Но в некоторых случаях игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их необходимо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать.

По утверждению О.М. Дьяченко, игры детей дошкольного возраста должны быть достаточно разнообразными, и значительное место в их игровой деятельности должно принадлежать именно творческим играм, предполагающим самостоятельную организацию, планирование и направление игры детьми. Особенно полезны в этом отношении творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-либо хорошо знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия сказочных персонажей.

Творческие игры способствуют формированию у дошкольников таких особенностей детского воображения, как подвижность образов, умение отступить от шаблонов, готовых образцов, создать новое, оригинальное произведение, придумывать различные варианты одной и той же темы. Именно эти специфические особенности, а не только конкретные знания и умения, и определяют уровень творческого воображения ребенка-дошкольника, который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности [3].

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способности, которая характеризует воображение взрослого человека — действовать полностью в плане образов, представлений.

Такой плавный переход к внутренней, относительно свободной от внешней действительности, деятельности воображения, происходящий в игре, способствует формированию ещё одной специфической особенности детского воображения – подчинение его определенному замыслу, следование заранее намеченному плану. Именно благодаря этой особенности появляются первые детские законченные сочинения — стишки, сказки, загадки.

Итак, игра способствует формированию тех общих качеств воображения, которые необходимы для детского творчества. А также раскрывают перед ребенком-дошкольником смысл творческой деятельности — не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных уникальных решений, направлять свое воображение на поиск нового, неизведанного.

Разум человека, как и ребенка, не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.[7]

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемам и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого — либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими.

Аффективное воображение в 2,5 — 3 года работает особенно ярко. Рассказы — фантазии детей о том, что они победили самого сильно медведя или поймали руками белочку на высокой сосне, встречаются у многих детей.

Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его план может разрушить всю его деятельность. [12;52]

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение (воссоздающее), механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос и Гулливер.

Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для этого способа характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей — дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 0 , то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.[7]

Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения. Деятельность не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то. Существует в действительности. Но не воспринималось ранее непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко ограничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как творческое воображение опирается на образы воссоздающего. «В творчество как деятельность, направленная на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения»?. А ведь совершенно очевидно, что элементы творчества закладываются в психологическом развитии с детских лет. [13;150]

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.
Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено стереотипами. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности ребенка.
Креативность или творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, оно задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности, требующих нестандартного подхода к решению рабочих задач.
Данный материал может быть полезен всем неравнодушным специалистам и родителям, интересующимся различными методами развития креативного мышления ребенка, его безграничного творческого потенциала
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста
Задачи:
— обогащать и расширять словарный запас учащихся
— развивать мышление
— формировать нестандартные способы решения проблемных ситуаций

Задание 1. Дорисуй фигуры
Ход выполнения: ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет , который получился, картинки подписываем.
С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки — одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector