Внимание ребенка 5 лет

В этой статье вы узнаете о весёлых, интересных и разнообразных играх для развития произвольного внимания у малыша. В предложенных заданиях детям предстоит искать потерянные предметы, находить отличия между изображениями, выбирать пары, определять похожие и отличные друг от друга предметы. Задания, развивающие внимательность, потребуют от малышей проявления усидчивости и концентрации на определённых действиях. При этом помогут вам с ребёнком необычно и с пользой провести свободное время.

Содержание

Дети 5-6 лет переходят из раннего возраста в дошкольный . Внимательность у малышей в этот период непроизвольна и неустойчива. Это означает, что у маленьких детей рассеянное восприятие сигналов, исходящих из окружающего мира. Они обращают внимание на красочное, звучное, особенное. Непроизвольное внимание присутствует как психический процесс как у животных, так и у людей. Главное отличие заключается в том, что только человек способен развивать это качество в процессе общения и совместных занятиях родителей с ребёнком.

Дошкольный возраст, по мнению педагогов, считается самым подходящим для развития произвольного внимания у детей. К аждый малыш начнёт обучение в школе. Умение сосредоточиться на каком-либо предмете, явлении или деятельности позволит ему легко усваивать материал и самостоятельно решать сложные задачи на протяжении обучения. Поэтому развитие внимание у ребёнка — одна из ключевых задач, стоящих перед родителями и педагогами. Мы подобрали игровые задания, развивающие внимание и соответствующие по уровню сложности детям 5-6 лет.

Что находится не на своём месте?

Для игры родителям понадобятся несколько различных предметов. Выбранные вещи должны быть яркими, запоминающимися и отличающимися друг от друга. Их необходимо разложить в произвольном порядке на стол и попросить малыша запомнить расположение предметов. Ребёнка нужно попросить отвернуться, а взрослому в этот момент поменять две вещи местами. Когда малыш повернётся, ему необходимо сказать, что изменилось и вернуть всё в первоначальное положение.

Внимание ребенка 5 лет

Постепенно игру можно усложнять при помощи увеличения количества предметов либо разнообразия мест. Тем самым ребёнку придётся не только запоминать детали, но и проявлять внимательность при поиске пропавшей вещи.

Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети — дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже в этих случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4–5 лет, например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом, даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении.

В одном эксперименте детям в возрасте 4 — 5 лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке. Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картине детей.

Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.

Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.

РАЗВИВАЕМ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

«Упражнения на развитие внимания часто сочетаются с развитием памяти. Это связано с тем, что внимание и память относятся к познавательной сфере личности».

«ВСПОМНИ, КАК БЫЛО»

ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание.

ИНВЕНТАРЬ: 3-4 картинки или игрушки с хорошо знакомыми ребенку предметами.

ХОД ИГРЫ:

Вы показываете ребенку картинки или игрушки по одной, называя их, затем После этого ребенок закрывает глаза, а вы быстро и незаметно добавляете одну картинку или игрушку. Он должен назвать исходные картинки или игрушки и указать на лишнюю.

«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»

ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание, научить внимательному рассматриванию и сравнению предметов по их деталям, находить среди них одинаковые.

ИНВЕНТАРЬ: карточки с рядом похожих предметов, среди которых есть два полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

ХОД ИГРЫ:

Выложите перед ребенком карточки и попросите рассмотреть картинки и постараться найти два полностью одинаковых предмета среди нескольких похожих.

«Начинайте занятия с ребенком только тогда, когда вы оба в хорошем настроении и спокойном состоянии. Развивающие игры и упражнения должны восприниматься ребенком положительно, без капризов. Только тогда они принесут заметную пользу».

« БЕЗ ЧЕГО ПРЕДМЕТ»

ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание, научить находить недостающую часть (деталь) предмета, развивать связную речь, тренировать в образовании форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом «без».

ИНВЕНТАРЬ: предметные картинки с каким – либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

ХОД ИГРЫ:

Вы предлагаете ребенку найти то, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на вопрос: «Без чего предмет?».

Например: корова без рогов, петух без гребешка, машина без шины, дом без окон.

ТРЕНИРУЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ

«Слуховое внимание, или умение сосредотачиваться на звуке, необходимо развивать даже тогда, когда у ребенка от природы острый слух. Делать это нужно в первые годы жизни».

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание и связную речь, тренировать умение вслушиваться, отличать окружающие звуки друг от друга, совершенствовать грамматический строй речи.

ХОД ИГРЫ:

Вы предлагаете ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам, чтобы определить, что это за звуки: сигнал машины, щебет птиц, жужжание мухи, разговор прохожих и т. д. Ребенок должен ответить полным предложением, например: «Я слышу, как сигналит машина, жужжит муха» и т.д.

«Музыкальный слух развивается медленнее, чем фонетический. Связано это у людей с недостаточной практикой. Поэтому рекомендуется родителям слушать музыку вместе с ребенком».

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание , научить выделять на слух среди нескольких слово, относящееся к другой обобщающей группе, обосновать свой ответ полным предложением.

ИНВЕНТАРЬ: ряд из 4-5 знакомых ребенку слов (без картинок), 3-4 из которых относятся к одной обобщающей группе, а одно слово к другой.

ХОД ИГРЫ:

Вы медленно и четко проговариваете слова, а ребенок должен выбрать из них не подходящее по смыслу к другим слово. Например, из слов: автобус – трамвай – самолет – пылесос – поезд ребенок должен исключить пылесос, т.к. этот предмет относится к бытовым приборам, а остальные – к транспорту и т.д.

Предложенные игры способствуют улучшению внимания – его устойчивости, концентрации, переключению и распределению.

Чаще импровизируйте, играя с ребенком в развивающие игры, и тогда результат не заставит себя ждать!

Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.

Внимание ребенка 5 лет

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.

Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.

Как можно охарактеризовать внимание

Главная проблема в процессе развития — это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.

В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.

Внимание ребенка 5 лет

Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:

  1. Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
  2. Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
  3. Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.

Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.

Внимание обладает свойствами:

  1. устойчивость;
  2. концентрация;
  3. объёмность;
  4. избирательность;
  5. переключаемость.

Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.

Как определить уровень внимания

С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.

Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:

  1. Таблица Равена.
  2. Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
  3. Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».

Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.

Внимание ребенка 5 лет

Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.

Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:

  1. Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
  2. Найди одинаковую пару.
  3. Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
  4. Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).

Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.

Полезные советы по развитию внимания у детей

Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.

Внимание ребенка 5 лет

Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.

Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.

Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.

Дети требуют внимания, и это нормально. Но порой провести время с ребенком так, чтобы успеть позаниматься и своими делами, просто невозможно. А что делать, если сыну или дочери внимание нужно постоянно? Отвечает педагог-психолог Светлана Тонких.

Вопрос: Ребенку пять лет, он постоянно требует внимания. Я сейчас работаю удаленно, поэтому нахожусь дома, а он не может сам играть, не может сам смотреть мультики — ему постоянно нужно мое присутствие и взаимодействие. Скажите, что с этим можно сделать?

Ответ: Есть ряд причин, почему ребенок требует постоянного внимания со стороны близких. И если с любовью, принятием, контактом между матерью и ребенком все хорошо, можно обратить внимание на эти моменты.

  • Отсутствие безопасного развивающего пространства. Задача родителей заключается в том, чтобы обустроить дом и повседневные дела с учетом возможностей ребенка. Это поможет отказаться от многочисленных «нельзя» и создаст основу для формирования самостоятельности ребенка. Например, можно с фантазией оборудовать игровую зону, чтобы все игры и игрушки были в свободном доступе; организовать зону хранения одежды — тогда ребенок сможет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой одежду и так далее.
  • Отсутствие самостоятельности у ребенка. Задача по формированию самостоятельности, как правило, дается родителям сложнее всего, потому что всегда хочется добиться результата побыстрее. Но именно самостоятельность дает ребенку возможность полноценно, не торопясь осваивать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи и замечать все детали.

При соблюдении вышеперечисленных моментов у ребенка активизируется заложенная природой программа познания, и со временем он научится самостоятельно заниматься своими делами. Но продолжительность этого временного промежутка зависит, конечно, от возраста, индивидуальных и личностных особенностей. В 5 лет ребенок вполне может поиграть сам полтора-два часа.

Ориентируйтесь на своего ребенка, оценивайте, что ему сейчас по силам, а в чем нужно помочь, наблюдайте, что его интересует, и создавайте условия для гармоничного развития. И, конечно, давайте свободу там, где она ему пригодится. Это принесет много пользы и радости вам обоим.

С удовольствием поделюсь своими лайфхаками, которые дают возможность работать:

1. Волшебный чемоданчик. Это может быть волшебная коробочка/сумка/пакет, где хранятся игры, в которые ребенок давно не играл, фантики, наклейки, что-то для творчества. Разные небольшие «сокровища» — все то, что любит ребенок и что вызовет у него восторг.

2. Безопасное и доступное пространство. Зона, где ребенок может ощущать себя максимально комфортно и спокойно, а мама будет чувствовать, что с малышом все в порядке. Это необязательно должна быть отдельная комната — это может быть отдельный уголок, но в нем будут собраны все разрешенные игры.

3. Совместные игры. Можно предложить ребенку интересный сюжет игры, поддержать игру, потом предупредить, что вам необходимо ненадолго отлучиться, но вы обязательно вернетесь для продолжения. Так можно отстраниться от игры на некоторое время, но вернуться в обещанный срок.

4. Приобщение к бытовым делам. Максимально вовлекайте в бытовые дела своих маленьких помощников: дайте возможность протереть пыль, полить цветы, запустить стиральную машинку и повесить белье, помыть посуду и пропылесосить: все эти домашние дела сближают, приобщают к труду, формируют самостоятельность и значимость ребенка в жизни семьи. Выполнив дела вместе, ребенок захочет немного поиграть самостоятельно.

5. Мотивируйте на результат. Можно сказать: «Сейчас мне нужно поработать, но через час мы сможем сделать это и это». Ребенку необходимо почувствовать, что мама рядом, но ей необходимо сейчас немного поработать, зато потом у вас будет время на интересные совместные дела.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий — 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем — через развлечение, игру.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов — рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад.
Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти — некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Внимание ребенка 5 лет
Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя — яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия. Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное — чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода — рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное — насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки — когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием «устный счет». Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус — специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика — это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка — это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Внимание ребенка 5 лет
Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики — они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik — комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера — красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Потребность во внимании естественна для человека в любом возрасте. Особенно необходимо внимание в начале жизни. Наблюдения за младенцами, оставшимися без положительного эмоционального отношения, убедительно доказывают, что питание, тепло и гигиена – далеко не всё, что нужно малышу. Психоаналитик Рене Шпиц в пятидесятых годах прошлого века провёл ряд наблюдений за младенцами в детских домах и приютах. Работы Шпица, а особенно фильмы, снятые им, показывают, какой вред психическому и физическому здоровью детей наносит отсутствие ласки, любви и понимания.

У некоторых детей потребность во внимании может быть повышенной. Им трудно в группе сверстников и в одиночестве, они постоянно нуждаются в заботящемся взрослом, который будет на сто процентов включён в их игру или любую другую деятельность. Способы привлечения внимания могут быть разными – от плача и навязчивого хождения за взрослым до «плохого» поведения и даже частых болезней. С таким ребёнком трудно и родителям, и воспитателям. Рекомендация «уделяйте ему больше внимания» слишком абстрактна, и её попросту невозможно выполнить, потому что кажется, что такому ребёнку нужно всё ваше внимание и энергия.

Можно сказать, что такие дети чувствуют себя плохо, но точнее – они себя не чувствуют. Им постоянно нужно подтверждение своего существования, понимание того, что «я – есть». Их поведение очень похоже на младенческое. Малыш плачет, как только мама исчезает из его поля зрения. Для того чтобы вернуть внимание, ребёнок использует самые эффективные способы, те, которые «работают» с его близкими. Кто-то говорит без умолку, кто-то изо всех сил старается быть хорошим и успешным, а кто-то наоборот кричит, дерётся, ломает вещи, добиваясь наказания. Если не хвалят, пусть хотя бы отругают. Разумеется, ребёнок делает это неосознанно. Он не выстраивает в голове логическую цепочку «стукнул брата – получил порцию внимания». Со стороны родителям может казаться, что он делает назло, а на самом деле малыш просто не умеет привлечь их по-другому. В некоторых случаях может потребоваться работа с психологом, но и родители могут многое сделать.

Как же помочь ребёнку? Предлагаем несколько рекомендаций.

Не ругайте ребёнка за навязчивость и капризы. Этим вы формируете у него стойкий нежелательный шаблон поведения – он получает ваши эмоции и продолжает делать именно то, за что ругают. Игнорируйте негативные попытки привлечь вас, помните, что чем больше эмоций вы проявляете в ответ на поступок, тем вероятнее ребёнок его повторит.

Давайте внимание до того, как ребёнок начнёт требовать его. Постарайтесь дать понять, что вы слышите его даже тогда, когда он не кричит. Можно говорить об этом словами – «Я слышу тебя. Я рад тебе. Я люблю тебя». Эти фразы не будут лишними и не усугубят проблему, наоборот, постепенно ребёнок начнёт ощущать, что его действительно слышат и замечают. Подтверждайте слова поведением. Когда ребёнок тихонько играет сам, очень хочется воспользоваться моментом и заняться своими делами. Присоединяйтесь к нему, постепенно времени на свои дела у вас будет становиться всё больше.

Используйте тактильные и подвижные игры. У детей с повышенной потребностью во внимании часто нарушена связь с телом, они плохо осознают свои физические границы. Поэтому разные тактильные игры помогают им лучше «почувствовать себя». Можно использовать похлопывания, поглаживания, объятья – главное, чтобы это не вызывало у ребёнка неприятных ощущений. Хорошим средством будет массаж, но лучше если его будет делать родитель – профессиональный массажист не обеспечит нужного эмоционального контакта. Игры с водой и в воде тоже могут оказаться действенными, если ребёнку они нравятся.

Подключайте творчество. Целебной будет любая созидательная деятельность. Рисование, лепка, конструктор, постройка песочных замков и снежных крепостей, приготовление еды – всё, что предполагает конкретный результат. Не забывайте обсуждать то, что получилось, но старайтесь уходить от оценок. Обсуждайте чувства ребёнка, спросите, почему он сделал именно так, не останавливаясь на том, красиво и правильно это по-вашему или нет. Важно, что ребёнок создаёт некий продукт, а параллельно всегда идёт внутренняя работа по «строительству» внутреннего мира.

Объясните ребенку его потребность. Когда вы видите, что ребёнок старается любыми способами заставить вас побыть с ним рядом, скажите ему об этом. Он может шуметь, жаловаться на заболевший живот, ломать игрушку младшего брата или делать что-то ещё – скажите «наверное, ты соскучился и хочешь, чтобы я поиграл(а) с тобой сейчас». Так ребёнок научится понимать свои желания и почувствует, что вы его понимаете. Такая фраза поддержит ребёнка даже в том случае, если прямо сейчас вы не можете уделить ему время. Сравните: «Отстань, я занят(а)» и «Я понимаю, что ты очень хочешь побыть со мной. Подожди немного, я закончу дела и мы сможем поиграть вместе».

Помощь в коллективной адаптации. Таким детям трудно играть в группе, им нелегко приходится в детском саду или на развивающих занятиях. Но постепенная адаптация, выработка навыков взаимодействия важны для ребёнка. Групповые занятия с психологом или воспитатель, понимающий индивидуальные особенности ребёнка, могут в этом помочь. Обсудите эти моменты с воспитателями и педагогами.

Совместные игры с мамой. Напоследок порекомендуем игру, которая поможет укрепить связь с мамой. Повышенная потребность во внимании возникает чаще всего потому, что в младенчестве или раннем детстве мамы ребёнку не хватало. Это не значит, что она не любит его – возможно, она болела, или рано вышла на работу, или возникли ещё какие-то обстоятельства. Предложите ребёнку поиграть так, как будто он совсем маленький. Качайте, баюкайте, пеленайте, кормите из ложечки, пойте песенки. Не забывайте обозначить, что это игра, она имеет начало и конец, а остальное время . Скорее всего, ребёнок будет часто просить играть именно так – не бойтесь, что он «задержится» в этом сюжете. Как только ребёнок восполнит необходимую ему порцию любви, игра перестанет быть актуальной. Вернуться в этот ранний период бывает полезно и самой маме. Можно поменяться с ребёнком ролями и понаблюдать, а можно просто играть и получать удовольствие.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Внимание ребенка 5 лет 35 %

Аннотация к книге «Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет. Тетрадь. ФГОС ДО»

Тетрадь «Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет» входит в новый комплект «Развиваем внимание» (планируется выход 4-х книг), разработанный с целью развития произвольного внимания и его свойств: концентрации, переключаемое, распределения, устойчивости.
Ребенок также закрепит знания о предметах, явлениях окружающего мира, умения выполнять упражнения по словесной инструкции, по образцу, навыки работы с карандашом.
Выполнение предложенных заданий будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, раз­витию воли, а также формированию предпосылок учебной деятельности.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных организациях, родителям, гувернерам, педагогам групп кратковременного пребывания, центрам развития.

Характеристики внимания:

Устойчивость – привлечение внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – длительное удержание внимания на объекте в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость
– это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Внимание в младшем дошкольном возрасте является [/b]непроизвольным. Т. е. возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей 3-4 лет – внимание концентрируется с трудом и удерживать концентрацию ребенок способен не более семи минут.
К 4 годам объём внимания увеличивается – ребёнок может действовать с несколькими предметами. Начинают формироваться механизмы распределения и переключения внимания. Без помощи взрослого ребёнок может так и не освоить некоторые приемы, помогающие сосредоточиться и хорошо выполнить задание. Ребёнок уже в состоянии некоторое время не отвлекаясь выполнять даже неинтересное задание (начинает формироваться произвольность). Например дети 3-4 лет могут играть в одну и ту же игру 30 — 50 минут, то к пяти-шести годам уже до 2 часов. Как я уже сказала, внимание больше неустойчивое и зависит от атрибутов, обстановки и окружения. Организовывая игру или занятие с ребёнком постарайтесь убрать шумовые раздражители, продумайте смену атрибутов.
Помня о сложностях переключения внимания у младшего дошкольника, заранее предупреждайте ребёнка об окончании игры. Дайте ему время выйти из образа и настроиться на окончание интересного дела. Малыш психически не в состоянии сразу бросить одно дело и заняться другим. Помните об этом и не сердитесь, если приходится несколько раз повторить одну и ту же просьбу.
Развитие внимания ребёнка, это основа всего обучения дошкольника. Если внимание малыша плохо развито, он не сможет запомнить и понять необходимый объём информации.
Произвольное внимание начинает формироваться в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно требует волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

Слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. С помощью простых игр Вы сможете сделать Ваших детей более внимательными и собранными, научите их слушать устную инструкцию, расширите словарный запас.
Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector