Внимание дошкольников

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Развитие внимания – очень ответственная задача. И для дошкольника важно научиться концентрировать внимание, запоминать большое количество информации, ведь в школе и в дальнейшей жизни это будет необходимо.

Внимание – это концентрация, устойчивость, распределение, избирательность, объем и переключение. Если одно из этих свойств будет нарушено, возникнут трудности в работе внимания. В деятельности ребенка возникнут отклонения. При недостаточном объеме внимания, малыш не будет держать в уме поток информации, не сможет концентрироваться на нескольких предметах сразу.

Без определенной устойчивости внимания и концентрации малыш не сможет сохранять внимание длительное время. Ребенок не сможет сосредоточиться на определенной информации, которая нужна для выполнения задания, если недостаточно избирательности внимания.

При плохо развитой переключаемости внимания дети не могут быстро переключиться с одного дела на другое.

Эти недостатки можно устранить с помощью проведения специальных упражнений. Очень эффективен организованный комплекс мероприятий, которые родители могут проводить самостоятельно. Только старайтесь, что занятия проходили в игровой форме, чтобы ребенку они нравились.

Упражнения на развитие внимания

1. Летает-не летает

Внимание дошкольников

Вы называете летающие и нелетающие предметы. Ребенку даете задание: если назван летающий предмет, ребенок поднимает руки вверх, как бы «летая». Если назван нелетающий предмет, ребенок держит руки внизу. Старайтесь, чтобы ребенок быстро реагировал на названные предметы.

Внимание дошкольников

Ребенок должен выбрать из представленных изображений животных и птиц, соответствующие изображения домиков. Он может соединить зверушку и ее домик линией. Например, мышка живет в норке, ворона в гнезде и т.д.

3. Не зевай!

Показывайте рукой на определенную часть тела, проговаривая, как она называется. Но иногда нужно показывать на одну часть тела, а называть другую. Ребенок должен все повторять за вами, но быть внимательным, и показывать правильно на ту часть тела, которую вы называете.

4. Найти предмет.

Покажите ребенку любой небольшой предмет. Затем пусть он выйдет из комнаты, а вы его спрячете. Слишком высоко или глубоко предмет прятать не нужно, но и на самое видное место лучше не класть. Пусть ребенок самостоятельно найдет предмет.

5. Лишняя буква

Для тех детей, которые уже знают буквы, подойдет следующая игра. Дайте ребенку текст с напечатанным текстом крупным шрифтом. Дайте определенное задание, например, зачеркнуть во всем тексте букву «А». Со временем можно усложнить задание: букву «А» зачеркнуть, а букву «О» подчеркнуть.

Внимание дошкольников

В настоящее время выпускается много дидактического материала с упражнениями для подобных занятий. Это могут быть раскраски с различными заданиями на развитие внимания. Регулярные занятия, хотя бы по полчаса в день помогут ребенку в развитии внимания.

Внимание дошкольников 22 %

Аннотация к книге «Усидчивость и внимание. Корректурные пробы. Рабочая нейротетрадь для дошкольников»

Детям дошкольного возраста очень нравятся игры, цель которых — сравнивать или находить предметы. Учитывая этот факт, а также то, что игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности, мы предлагаем детям дидактическую игру, в которой дошкольник, как настоящий сыщик, будет искать и находить любую нужную картинку. Цель игры — не скорость выполнения задания, а нахождение всех одинаковых картинок на листе, что позволит развивать внимание, усидчивость, наблюдательность и память. Помимо этого ребенок будет тренировать зрительно-моторную координацию. Сформированное умение сравнивать, выделять и различать графические изображения поможет ребенку верно списывать задание с доски или учебника, находить свои ошибки в тетради при проверке написанного, различать буквы и цифры, правильно копировать их и писать.
Рабочая нейротетрадь будет интересна детям старшего дошкольного возраста, их родителям, воспитателям, психологам, логопедам.
2-е издание.

  • Покупатели 2

Рабочая нейротетрадь для дошкольников поможет развить зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, мыслительные операции. Формируемые умения будут способствовать успешному обучению. Размер 20/ 26 см. Обложка плотная, яркая, привлекательная. Внутри печать нецветная, четкая, листы немного просвечивают. Рисунки интересные, самой хочется поиграть) Есть зверушки, феи, машинки, одежда, бантики, тарелочки.

На первой странице автор даёт подробные и понятные рекомендации по работе с.

Рабочая нейротетрадь для дошкольников поможет развить зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, мыслительные операции. Формируемые умения будут способствовать успешному обучению. Размер 20/ 26 см. Обложка плотная, яркая, привлекательная. Внутри печать нецветная, четкая, листы немного просвечивают. Рисунки интересные, самой хочется поиграть) Есть зверушки, феи, машинки, одежда, бантики, тарелочки.

На первой странице автор даёт подробные и понятные рекомендации по работе с нейротетрадью. Предлагается многоразовое использование с использованием прозрачных файлов.Формат большой, заданий много, всего 31 страница. Прилагаю фото, рекомендую к покупке. Скрыть

С самого раннего возраста родители задумываются о развитии своего ребенка. В ход идут разные методики, упражнения и занятия, ведь образование – лучшее вложение в будущее своих детей. Несмотря на то, что дошкольники еще совсем маленькие, заниматься улучшением работы мозга, тренировать интеллект, логическое мышление, память и творческие навыки – необходимо. Развитие внимания у дошкольников, в том числе, имеет очень важное значение при подготовке ребенка к дальнейшей учебе в школе.

Внимание дошкольников

Что такое внимание

При поступлении в первый класс к бывшим воспитанникам детских садов выдвигается множество требований. Желательно, чтобы ребенок обладал азами чтения и письма, знал цифры и цвета, умел рисовать и обращаться с канцелярскими принадлежностями, а также мог ясно и логично изъясняться и понимать других людей. Кроме того, дети должны обладать хорошей концентрацией внимания, и, чтобы развить ее, лучше заниматься с ребенком еще задолго до поступления в школу. Помогут развивающие игры на улице, короткие занятия дома за рабочим столом и онлайн-игры.

Внимание считается одним из основных качеств человека, и оно очень важно для учебы. Именно за счет внимания ученик способен легко осваивать новые темы, получать и запоминать большой объем знаний, быстро переключаться на другой материал. Чем лучше ребенок сосредоточится на задании, тем меньше времени ему потребуется на его выполнение. Умение концентрировать свое внимание существенно облегчает процесс обучения, особенно у первоклашек, для которых все то, что они изучают – новое и сложное. Поэтому развитие внимания у дошкольников имеет такое большое значение.

Внимание дошкольников

Внимание у детей дошкольного возраста

Как известно, дети младшего возраста намного лучше воспринимают информацию в форме игры. Им интересно все вокруг: хочется все изучить, попробовать, потрогать. Для дошкольника еще сложно учить буквы или цифры на протяжении долгого времени, сосредоточиться на чем-то одном, поэтому родителям и педагогам редко удается задержать его внимание дольше нескольких минут.

Рассеянное внимание ребенка можно объяснить чрезмерной подвижностью. Чем он младше, тем больше ему хочется двигаться, бегать, играть и расходовать свою энергию. Легче усадить дошкольника за занятия в более старшем возрасте. Развить внимание у детей проще в 6-7 лет, когда они способны заниматься эффективнее и дольше сохранять концентрацию. Тренировка любых навыков, в том числе, интеллектуальных, все еще должна проходить в игровой форме. Малыш лучше запоминает и обращает внимание на детали через игру. Особенно весело проводить время на улице – развивающие игры для детей на свежем воздухе будут более полезными.

Внимание дошкольников

Игры и упражнения

Любой интеллектуальный навык можно развить. Память, логика, мышление и внимание улучшаются при регулярном выполнении упражнений и решении задач. Как мы уже выяснили, развития внимания у детей 5-6 лет можно добиться при помощи игры. Ведь играть можно не только ради развлечения, но и ради пользы, а ребенок может этого даже и не заметить.

Родители могут использовать подсказки из интернета о том, как заниматься с детьми, или же придумать свои, основанные на интересах дочери или сына. Существует большое количество развивающих игр на улице, настольных игр и тех развлечений, которыми можно заняться совершенно в любом месте.

У любого ребенка вызовут интерес такие игры:

  • Запоминание предметов. Дошкольнику нужно запомнить разложенные перед ним предметы, а затем вспомнить, где лежал каждый из них.
  • Хорошо известная игра «Съедобное-несъедобное». В кругу друзей перекидывают мяч по очереди, называя при этом предметы и еду. Если в руки попадает мяч на съедобном – нужно ловить, на несъедобном – отбить.
  • «Части тела». Игрокам нужно правильно назвать часть тела, которую показывает взрослый. Необычность игры в том, что ведущий показывает на одну часть тела, а проговаривает другую, чтобы запутать участников и проверить их внимательность.
  • Найти отличия. На двух рисунках изображены одинаковые картинки. Но на них есть едва заметные отличия, которые ребенок должен найти.
  • К развивающим настольным играм для дошкольников относят «Хитрые числа». Для нее требуется 20 карточек, на каждой из которых написаны числа. 10 карточек получает ребенок и 10 карточек забирает взрослый. Сначала ведущий показывает одну цифру, а затем ближайшее число к ней. Ребенок должен вспомнить, какая цифра была показана изначально.

Внимание дошкольников

Методики для развития внимания

Очень важно развивать не одну, а разные стороны интеллекта ребенка при подготовке к школе. Только при комплексном подходе можно достичь легкости в дальнейшем обучении. Вместе с вниманием важно развивать усидчивость, логику, мышление и память. Сегодня есть обучающие курсы, направленные на повышение уровня сразу нескольких способностей ребенка.

Веселое и полезное времяпрепровождение за развивающими играми, несомненно, поможет улучшить внимание. Но для лучшего эффекта необходима системность в занятиях и проверенная методика. Хорошим примером является «Меморика» от Академии развития интеллекта SMARTUM, позволяющая развить память и внимание детей. Занятия проходят интересно и содержат элементы игры, что помогает ребенку проще и быстрее усваивать информацию и тренировать свои навыки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector