Внимание дошкольника

Внимание дошкольника«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты только думаешь?!»

Внимание бывает разным

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

В статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания . Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия . Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

Текст научной работы на тему «Специфика развития внимания у старших дошкольников»

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крамаренко А.С.1, Клименко М.Е.2, Кураева Д.А.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна — студент;

2Клименко Мария Евгеньевна — студент;

3Кураева Джульета Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания. Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия. Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: произвольное внимание, формирование «трех умений», условия, факторы.

На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:

— принятие постепенно усложняющихся инструкций;

— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

— развитие навыков самоконтроля» [1].

Одна из задач развития внимания заключается в формировании контрольной функции, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.

Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.

Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее [4].

Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:

— ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;

— должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);

— возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;

— создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;

— обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [2].

В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:

— структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);

— организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);

— темп ведения занятия (он должен быть оптимальным — ни слишком быстрым, ни слишком медленным);

— последовательность и систематичность требований;

— смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);

— учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка [3]. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников

предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.

Важной задачей развития внимания является формирование контрольной функции. Эффективным средством формирования внимания является речь. Для того, чтобы развивать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, чтобы ребенок отчетливо понимал задачу выполняемой деятельности. Кроме того, должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности и другие условия.

Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

1. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.

2. Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.

4. Хрестоматия по вниманию // Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С. 66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С. 260-270).

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

    Вы здесь:  
  1. Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания

Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание.

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание.

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера.

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки.

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

Внимание дошкольникаОтклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания.

Это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем.

Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.

Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе.

Выделяют следующие причины нарушения внимания: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.

Рассмотрим каждую причину в отдельности.

1. Врожденные особенности нервной системы могут влиять на развитие свойств внимания. Это такие особенности- нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Их сочетание определяет тип темперамента человека, который проявляется в любой деятельности как выносливость, степень активности, скорость и сила любых реакций, действий. В процессе воспитания и обучения врожденные недостатки некоторых свойств можно компенсировать путем формирования специальных способов выполнения деятельности, а также выявлением соответствующей деятельности для данного человека или условий ее осуществления.

2. Речевые нарушения могут значительно влиять на формирование про­извольного внимания, так как его механизм строится на основе словесной регуляции: например, у детей с афазией (нарушения мозговых центров речи) произвольное внимание развивается только с использованием внешних вспомогательных средств (показа, жестов, знаковых средств). А более сложные задания, требующие речевой инструкции или организующих средств, становятся для ребенка недоступны, так как здесь речевая функция задерживает развитие мыслительных функций. Нарушения речи могут быть у глухонемых детей, но здесь процесс формирования произвольного внимания задерживается и будет зависеть от уровня речевого развития, но он не затрагивает мышления, поэтому ребенок может освоить внешние средства управления вниманием, перевести их на внутренний план, но на более позднем этапе. Так, этот процесс у шестилетнего глу­хонемого ребенка может быть равен уровню трехлетнего ребенка, но при специальном развитии может быть успешно преодолен с некоторым отставанием.

3. Интеллектуальные нарушения — это более серьезное препятствие для развития не только произвольного, но и непроизвольного вни­мания. При тяжелых случаях интеллектуального отставания наблюдается неумение фиксировать взглядом предмет, и поэтому такой ребенок не способен сделать выбор предмета для его восприятия из общего фона. Такие дети не поддаются лечебно-воспитательному воз­действию. Самая легкая форма умственной отсталости характеризует­ся недоразвитием мышления в понятиях, которые позволяют абстра­гироваться от реальных предметов, воспринимать словесные инструк­ции и руководствоваться ими в своей деятельности. Таким детям в процессе воспитания нужны конкретные краткие инструкции, под­крепленные показом, образными знаковыми средствами, частым напо­минанием организационных средств (целей, плана, последовательнос­ти действий, контроля, оценки результата).

4. Педагогические ошибки воспитания обусловлены отставанием педаго­гических воздействий от развития психики или неадекватным исполь­зованием педагогических приемов без понимания закономерностей психического развития и особенностей психических процессов и свойств. Если взрослый в процессе воспитания не использует знаковых и организационных средств для управления вниманием, не переводит ребенка поэтапно с жестовой на знаковую и словесную регулировку внимания, то наблюдается отставание в развитии. Но если при этом ребенок осваивает различные виды деятельности при незначительном влиянии взрослого, то процесс развития внимания также задержится. Если в свободное время ребенок максимально предоставлен самому себе и не занят каким-либо организованным делом, то внимание его подчинено спонтанным внешним воздействиям и закономерностям непроизвольного внимания. Такой ребенок беспорядочно переключает внимание с одного предмета на другой в зависимости от их яркости. Спонтанное, беспорядочное переключение внимания приводит к быс­трому утомлению, делает ребенка рассеянным, неспособным к орга­низованной содержательной деятельности, так как он не обучен приемам организации внимания, удержания его на объекте, концен­трации или распределения на свойствах объекта, правилах выполне­ния деятельности. Отсутствие организованного внимания может за­держать развитие мышления, восприятия, воли, так как они тесно взаимосвязаны.

5. Организация условий восприятия существенно влияет на процесс внимания. Так, особенности воспринимаемых объектов могут активи­зировать внимание или привести к быстрому утомлению и снизить его эффективность. Это такие характеристики объектов, как слабая, недостаточно интенсивная яркость, мелкие или сложные по структуре объекты, чересчур яркие и сильные раздражители, длительно действу­ющие или, наоборот, кратковременные, их частота, наличие движе­ний или их отсутствие, расположение объектов, фон, на котором они воспринимаются. Особенности условий, в которых находится человек, также могут влиять на эффективность внимания (душная комната, посторонние шумы, монотонность в работе, напряженность позы или сложность движений, однообразие движений, освещение в помещении, цвет комнаты, инструментов и воспринимаемого материала, продол­жительность работы, ее ответственность). Эмоциональное состояние — это один из наиболее сильных факторов для дошкольника, который может влиять на активность внимания; одобрение или запреты, окрики и замечания, боязнь сделать ошибку или моральная поддер­жка, уверенность в помощи, в успехе, положительное отношение к занятию, приподнятое эмоциональное настроение окружающих и осо­бенно взрослого, радость самого процесса труда, интерес к нему — важные условия для мобилизации и поддержания активности внима­ния длительное время.

Надо помнить, что у детей более младшего возраста менее вы­носливая нервная система и недостаточные физические возможности, а также они недостаточно успешно владеют приемами организации внимания и подвержены закономерностям непроизвольного внимания, поэтому особенно важно создавать благоприятные условия для занятий, требующих внимания и сосредоточенности. При организации занятий следует устранить влияние отрицательных факторов и усилить положительные: яркость и четкость раздражителей, использование указательного жеста, краткие понятные инструкции должны сопровождаться показом действий. Необходимы доступность требований, посильность заданий для умственного и физического развития детей, наличие интереса, вооружение специальными приемами, облегчающими удержание внимания на объекте, напоминание цели, знакомство с планом работы, одобрение, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.

Внимание дошкольника

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Внимание дошкольника

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

Некоторые родители считают, что их сын или дочь становятся тем внимательнее, чем они старше. Но это распространенное заблуждение. Все функции психики имеют свои особенности и нуждаются в формировании.

Даже самый одаренный человек не может одновременно думать о разных вещах. Ограниченность объема информации, которую мозг способен воспринять, заставляет непрерывно дробить поступающие сведения на части и расставлять приоритеты по их анализу. Взрослые люди обладают развитым навыком быстрого анализа новой информации. Эта особенность психики называется «произвольное внимание». Без нее трудно ориентироваться в постоянно меняющемся мире, сложно решать какие-либо задачи и взаимодействовать с социумом.

Внимательность маленького ребенка непроизвольна и неустойчива. Это означает, что дети воспринимают сигналы из окружающего мира хаотично. Они реагируют на яркое, громкое, необычное. Их внимание словно флюгер, который вертится по направлению ветра и не имеет возможности повернуться в другую сторону по своему желанию.

Непроизвольное внимание как психический процесс присутствует как у человека, так и у животных. Но только человек способен развить навык усилием воли сконцентрироваться. Это качество не является врожденным и развивается только в общении и совместных занятиях взрослого с малышом.

Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой малыш пойдет в школу. В учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимательность не сформирована, школьника будут утомлять уроки и домашняя работа, он не сможет погружаться в учебные задачи настолько глубоко, чтобы самостоятельно решать их. Соответственно, он будет неуспешен как ученик.

Именно поэтому, развитие внимания у детей является одной из ключевых задач, которые стоят перед родителями и педагогами. Формирование этой функции зависит от многих факторов, таких как: наличие неврологических проблем у малыша или ЗПР.

Различные задержки в развитии ребенка осложняют появление произвольного внимания. В некоторых случаях они делают это практически невозможным без специальных занятий со специалистом.

В Центре «Говоруша» специалисты работают с младшими и старшими дошкольниками и школьниками до 14 лет. Педагоги системно формируют произвольность внимания у детей с помощью различных форм работы. Это и особые упражнения, и специально подобранные игры. Каждая игра подразумевает активное взаимодействие взрослого и ребенка.

Игры для детей-дошкольников на развитие внимательности

В них делается упор на трансформацию непроизвольности в произвольность. Педагог учитывает все индивидуальные психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Новый материал в играх и заданиях преподносится специалистами последовательно, с опорой на прошлые знания и умения детей. Интеллектуальная деятельность сопровождается специальной двигательной активностью. В результате у ребенка игровая и познавательная мотивации находятся на высоком уровне, а это необходимое условие для динамичного созревания произвольности поведения в целом.

Занимаясь со школьниками, специалисты помогают им качественно улучшить такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Главные акценты ставятся на освоении навыков вычленять главное; «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы для легкого извлечения из памяти; контролировать качество и правильность своей работы.

Подводя итог, можно сказать, что произвольное внимание является важнейшим психическим процессом, без которого невозможно развитие интеллекта в целом. Поэтому внимание можно и нужно развивать у детей как дошкольного, так и школьного возраста.

Центр «Говоруша» приглашает на занятия в группу «Внимательный ребенок», где дошкольникам и младшим школьникам помогают сформировать все необходимые для учебы качества. Запишитесь на прием к специалистам Центра по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 642-05-13 (ул. Пулковская, дом 2, корпус 1)

Внимание дошкольника

Как правильно развивать внимание у ребенка дошкольного возраста.

Одним из наиболее уникальных свойств психики человека является внимание.

Поэтому для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, ещё в дошкольном возрасте нужно начинать развивать его произвольное и преднамеренное внимание.

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Очень многие дети, придя в школу, испытывают трудности именно из-за того, что они рассеяны, а их внимание не развито.

Поэтому, кроме обязательного обучения детей чтению, счёту и письму, нужно не забывать и о развитии внимания у дошколят.

Практика показывает, что в тех случаях, когда внимание ребёнка хорошо развито, он лучше обучается, быстрее и правильнее мыслит, а также все задания выполняет чётко и аккуратно.

Что такое внимание?

Внимание – это отражение психологического состояния малыша, которое определяет активность ребёнка в познании окружающего мира.

Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами.

Существует несколько видов внимания. Это интеллектуальное, сенсорное и моторное.

До тех пор, пока предмет вызывает интерес у малыша, он сосредоточен.

В настоящее время существует много игровых программ, которые направлены на развитие внимания у дошкольников, которые активно используются дошкольными учреждениями для работы с детьми.

Но и родители не должны оставаться в стороне. В интернете можно найти много эффективных, а главное интересных для детей, методик, способствующих в виде увлекательной игры развивать их внимание.

Почему так важно развивать внимание дошкольников?

Особенности психологии развития дошкольника состоят в том, что именно в этом возрасте ребенок начинает понимать, что он индивидуален, в чём-то особенен.

Это время, когда ребёнок начинает различать понятия добра и зла, что такое хорошо, и что такое плохо.

Очень важно, чтобы поведение ребёнка правильно оценивалось его родителями, поскольку именно для того, чтобы заслужить похвалу взрослых, ребёнок и старается совершать хорошие и добрые поступки.

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

Внимание дошкольника

В дошкольном возрасте у ребёнка очень насыщенная и прекрасная эмоциональная жизнь. Его фантазия просто расцветает. Это время, когда и работники дошкольных учреждений,. и, в первую очередь, родители должны максимум внимания уделять развитию у малыша навыков общения и с детьми, и с взрослыми.

В возрасте 5-6 лет ребёнок уже обретает способность к сочувствию и сопереживанию.

А развитие внимания у детей дошкольного возраста обязательно скажется и на том, как ребёнок будет учиться в школе, и на его эмоционально-личностной стороне жизни.

Чтобы добиться хороших результатов в учёбе, спорте, играх ребёнку требуется хорошее внимание, развитая память и хорошее мышление.

Насколько у ребёнка развито внимание, можно определить уже в четырёхлетнем возрасте.

В зависимости от интересов малыша, можно подобрать соответствующие им методики, которые будут способствовать развитию внимания.

Внимание дошкольника

В Калмыкии стартует оперативно-профилактическое мероприятие «Внимание, дети!», проводимое сотрудниками республиканской Госавтоинспекции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Во время школьных каникул число ДТП с участием детей и подростков увеличивается. Незанятые учебой школьники нередко остаются предоставленными сами себе и больше свободного времени проводят на улице без присмотра взрослых. Как следствие, в этот период они чаще попадают в дорожные аварии.

Особую актуальность внимания к юным участникам движения придает то обстоятельство, что ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом остается достаточно серьезной.

С начала 2021 года на дорогах региона произошло 51 дорожно-транспортное происшествие, при которых погибли 6 несовершеннолетних, пострадали 65 детей и подростков . При этом 52 несовершеннолетних пострадавших в момент ДТП находились в салоне автомобиля в качестве пассажиров.

В эти дни без внимания Госавтоинспекции не останутся ни сами дети, ни их родители. Инспекторы акцентируют внимание взрослых автовладельцев на важности использования детских удерживающих устройств при перевозке ребёнка в салоне автомобиля и недопустимости нарушения ПДД. Детям расскажут об опасности игр вблизи проезжей части и необходимости соблюдения правил безопасного поведения, особенно при переходе через дорогу.
На протяжении школьных каникул сотрудники ГИБДД по всему региону проведут различные рейдовые мероприятия и пропагандистские акции, направленные на такие аспекты дорожной безопасности, как соблюдение водителями правил перевозки детей-пассажиров и использование ремней безопасности. Также будет усилен контроль за соблюдением водителями скоростного режима и правил стоянки и остановки, при этом особое внимание уделяется зонам у нерегулируемых пешеходных переходов.

Госавтоинспекция Калмыкии обращает внимание родителей на то, что они являются главным примером для детей, своим поведением и действиями формируют их воспитание и привычки, в том числе культуру дорожного поведения. Поэтому принципиально важно подавать ребенку пример правильного поведения, никогда не совершать в его присутствии нарушений Правил дорожного движения – они могут привести к трагическим последствиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector