Внимание детей с зпр

Внимание детей с зпр Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Татьяной Александровной, педагогом-психологом МБДОУ «ДСОВ № 113» г. Братска Иркутской области. Сегодня Татьяна Александровна в своей статье познакомит вас с особенностями внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны :

«Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска».

Полезного чтения…

Ключевые слова: внимание, задержка психического развития, произвольное, непроизвольное внимание, дети с ЗПР, распределение внимания, причины нарушения внимания, устойчивость внимания.

Психология внимания — одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов – внимание помогает нам познать мир и самого себя.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В психологической науке выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, построизвольное .

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, т.к. произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, хотя непроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание человека обладает различными качествами:

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности личности.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.

Внимание у этих детей неустойчивое, отмечается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Таких детей трудно сконцентрировать внимание, удержать в деятельности. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

  1. Имеющие астенические явления оказывают свое влияние;
  2. Несформированность механизма произвольности у детей;
  3. Несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса).

Особенность внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста изучали многие исследователи.

Внимание у детей с ЗПР нестабильно и включает в себя следующие нарушения: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, не умение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности, как указывает Т.В. Егорова (1969).

В.В.Лебединский говорит, сто внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что не возможна ни какая концентрация.

Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается.

В специальных психолого – педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР.

  • Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
  • Снижение объема внимания;
  • Сниженная избирательность внимания;
  • «Прилипание внимания».

При изучении специальной литературы, как показал анализ, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста практически не занимались. В исследованиях по проблеме нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания отличаются сниженной умственной работоспособностью. У детей дошкольного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания- М. Изд. МГУ 1974г.
  2. Лурия А.Р. Курс общей психологии, Психология внимания.- М.Изд. МГУ 1970г.
  3. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста СПб: Питер 2001.- 256с.
  4. Л.Д. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. «Феникс»,1997г.- 736с.
  5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития Н.Новгород,1994г.
  6. Дети с ЗПР/Под.ред. ВласовойТ.А.

Проявления нарушений внимания у детей с ЗПР

В психолого-педагогических исследованиях Г. И. Жаренковой, В. А. Пермяковой, С. А. Дашкевич и других отмечаются следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития [1] :

  • • сниженная избирательность и неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
  • • сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;
  • • снижение объема и распределяемости внимания;
  • • трудности переключения внимания, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию и повышенная отвлекаемость.

Несмотря на описанные выше недостатки внимания, следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова [2] . У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале занятия, и по мере продолжения образовательной деятельности оно неуклонно снижается; у других — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Кроме того, можно отметить специфические особенности внимания, характерные для разных типов ЗПР.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза отмечается инертность нервных процессов, недостаточность произвольного внимания, его объема и концентрации, плохая переключаемость и распределение внимания, а также повышенная суетливость, возбудимость. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Также и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить ребенка из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Таким детям необходима двигательная разгрузка, нужно своевременно включать физкультурные минутки в занятие по мере появления признаков утомления детей, использование специальных кинезиологических комплексов.

С детьми с ЗПР церебрально-органического генеза рекомендуется проводить специальные игры и упражнения по развитию произвольного внимания. Однако у таких детей выполнение этих упражнений вызывает значительные затруднения. В связи с этим необходимо соблюдение принципа от простого к сложному. На первых этапах педагог предлагает ребенку наиболее доступные для того упражнения на коррекцию отдельных свойств внимания, правильное выполнение которых обязательно должно поощряться.

У детей с ЗПР соматогенного генеза значительные недостатки произвольного внимания встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к обучению. При этом выделяются различные особенности проявления расстройств их внимания. Среди них повышенная истощаемость внимания, неселективное внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов, ограничение объема внимания. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других — категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность деятельностью. Чтобы кардинально перестроить поведение детей с ЗПР, сформировать у них положительную мотивацию, прежде всего необходимо создать благоприятную обстановку на занятиях, установить психологический контакт, стимулируя сотрудничество. Кроме того, необходимо дозирование материала, оптимальное чередование видов работ, требующих участия различных анализаторов (например, задания с опорой на слух хорошо сочетаются с заданиями по работе с наглядно-стимулирующим материалом), смена труда и отдыха.

У детей с ЗПР психогенного характера отмечаются слабость устойчивости и распределения внимания, медленная включаемость в работу, инертность, что связано с погруженностью их в свои переживания, концентрации на других видах деятельности. Объем же их внимания существенно не отличается от такого у здоровых детей [3] . Эмоциональный фон занятия, сочетание наглядного и практического материала со словесными методами обучения, внимательное, доброжелательное, персональное обращение способствуют коррекции недостатков внимания этой категории детей.

При явлениях психофизического инфантилизма, ЗПР конституционального генеза, нарушения произвольного внимания часто возникают при утрате интереса к данному виду деятельности, к обучению: например, во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы, поэтому от педагога требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние [4] . Это связано с наступлением охранительного торможения ввиду рассогласования стиля воспринимающей (со стороны педагога) и обучающей (со стороны воспитанников) деятельности: дети плохо переносят использование чисто словесных, вербальных методов обучения без их дополнения наглядностью и возможности перейти на игровой уровень взаимодействия.

Психотехнические приемы, направленные на коррекцию нарушений внимания

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию, коррекцию нарушений внимания у детей с ЗПР, многообразны [5] :

  • • развивая устойчивость внимания, педагог предлагает ребенку выполнить такие задания, как нахождение и подчеркивание заданных фигур, букв, цифр; «Что изменилось», «Перепутанные линии»; нахождение подходящей тени объекта; «Лабиринт»;
  • • для развития переключения внимания используются задания типа «Делай, как я», «Зеркало», выстукивание, отхлопывание различных ритмов; складывание разрезных картинок, раскрашивание; задание раскрасить буквы синим цветом, а цифры — красным; дифференциация правой и левой частей тела; отслеживание изменений в расположении предметов (внизу, вверху и др.);
  • • для увеличения объема внимания выполняются следующие задания: выстукивание, отхлопывание различных ритмов руками и в ходьбе; складывание разрезных картинок, поиск фигуры (картинки, цифры, буквы) среди других объектов и др.

Кроме того, среди практиков популярно использование интерактивных методов и приемов работы с дошкольниками, в частности на основе компьютерных игр и упражнений. Пример такой работы описан в приложении 5.

Разные формы задержки психического развития у детей сопро­вождаются нарушением произвольного внимания. Типичным яв­ляется снижение его концентрации, которое отрицательно ска­зывается на процессе обучения. Недостатки внимания обуслов­лены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности со­средотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера [5,18,33,49].

У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастани­ем ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нараста­ющая рассеянность выражается в постоянном переключении вни­мания на различные объекты. Многократные проявления недо­статков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.

Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельно­сти. Перечисленные нарушения внимания являются наиболее характерными для детей с задержкой психического развития це­ребрально-органического происхождения. При этом выделяются различные особенности про­явления расстройств их внимания (3. Тржесоглава). Среди них:

1) повышенная истощаемость произвольного внимания;

2) недостаточная способность концентрации внимания;

3) чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информа­ции, что приводит к фрагментарности восприятия и иска­жению результата деятельности;

4) «неселективное» внимание, которое проявляется в неуме­нии сосредоточиться на существенных признаках воспри­нимаемых объектов;

5) частая переключаемость внимания. В этом случае подра­зумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиваться на выполнении учебных заданий;

6) инертность внимания, выражающаяся в снижении способ­ности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития

• препятствуют реализации мыслительной деятельности;

• не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности;

• затрудняют реализацию процессов восприятия и па­мяти.

В учебной и воспитательной деятельности приходится учитывать некоторые ос­новные особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития. Во-первых, у них наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивно­сти (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений), что связано с их нервно-психическим состоянием. Причем у педагогов и воспитателей может создаваться ложное впечатление, что для данных изменений не имеется никаких оснований, что они возникают без видимых внешних причин. Во-вторых, на успешность выполне­ния учебных заданий отрицательно влияют не только характе­ристики произвольного внимания, но и такие обстоятель­ства, как сложность задания, значительный объем работы в группе младших школьников [14,39,51,53].

При задержке психического развития с синдромом ги­перактивности наблюдается расстройство непроизвольного вни­мания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это резко затрудняет сосредоточение на необхо­димом учебном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нараста­ют в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интере­са к данному виду деятельности [9-11,20,31].

С точки зрения прогноза развития ребенка установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное вни­мание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Психологическая коррекция нарушения внимания требует дли­тельного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учеб­но-воспитательном процессе. Одновременно востребованными будут различные коррекционные приемы для преодоления нарушений произволь­ного внимания, в частности, это может быть предъявление инте­ресных, личностно значимых заданий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector