Условия развития личности ребенка

Автор: Попова Ирина Ивановна

Организация: МБОУ «Жердевская СОШ №2»

Населенный пункт: г. Жердевка

Сегодня потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для совершенствования всей системы образования, для углубления профессионализма, для формирования новой концепции взаимодействия “учителя и ученика ” в целом.

В своей работе взаимодействие с учащимися в процессе учебной деятельности и вне ее организую в форме сотрудничества. Для меня учащийся является соучастником педагогического процесса, творческая личность.

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.

При организации групповой работы учитываю индивидуальные особенности детей, их интересы и мотивацию, стимулирую их развитие.

Конкретные формы и приёмы сотрудничества применяю на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний.

Стараюсь создавать ситуации, опирающиеся на знания, замыслы учеников, устремления творческой деятельности. Это ситуации, в которых ученик:

защищает своё мнение, проводит в его защиту аргументы, доказательства, использует приобретённые знания;

задаёт вопросы, выясняет непонятное, углубляется с их помощью в процесс познания;

делится со своими знаниями другими;

помогает товарищу при затруднении, объясняет ему непонятное;

выполняет задания — максимум рассчитанные на чтение дополнительной литературы, на наблюдения.

Побуждаю учащихся находить не единственные решения, а несколько самостоятельно предпринятых. В своей работе практикую свободный выбор заданий, преимущественно творческих, создаю ситуации самопроверки, анализа собственных действий.

Исходя из программы развития школы о важности образования и воспитания гражданина России, на основе развития инициативы и творчества учителя с использованием современных методик, стремлюсь обеспечить удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся через занятия на уроках и во внеурочное время. Сочетание различных форм учебной деятельности позволяет выявить учащихся с отличающимися возможностями и склонностями. Это позволяет создать образовательное поле вокруг каждого ученика. В своей работе главной целью ставлю работу на сильного ученика и стремление «подтянуть» до этого уровня всех остальных.

Такой подход позволяет достигать позитивного отношения к русскому языку, математике, литературе у детей и родителей, способствует формированию доброжелательного микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях, создает ситуацию успеха.

Широко применяю на уроках контроля тестирование, как бланочное, так и компьютерное. Активно использую интерактивные средства обучения, которые позволяют экономно и эффективно распоряжаться временем на уроке и вне его. Благодаря им происходит охват всех учащихся, задействованы видео- и аудио- каналы получения информации, наглядность на высоком уровне.

Для достижения более высокого уровня познавательной деятельности учащихся в своей работе выделила три источника формирования познавательного интереса:

· содержание учебного материала (новизна содержания, интересные факты, исторический подход);

· сам процесс учения (интегрированные уроки, современные технологии, различные формы самостоятельной работы, проектно-исследовательская деятельность, творческие работы, применение интерактивных средств обучения, ИКТ и др.);

· личность учителя (отношения, складывающиеся между учениками и учителем, увлеченность преподавания самого учителя).
Участие детей в различных конкурсах, олимпиадах также повышает уровень познавательной активности.

Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа организована в нескольких направлениях:

1) Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.).

2) Выбор индивидуального образовательного маршрута.

На уроках эта задача решается через разноуровневое обучение, предполагающее использование заданий, составленных с учетом знаний и способностей детей, обучение детей по индивидуальному учебному плану. Во внеурочной деятельности использую все ресурсы школы, тесно взаимодействую с учреждениями дополнительного образования, с краеведческим музеем, библиотеками.

Для диагностики и контроля уровня учебных достижений обучающихся используется диагностика «Изучение готовности первоклассников к обучению в начальной школе», мониторинги оценки образовательных достижений обучающихся, бланочные и компьютерные тестирования, контрольные и проверочные работы, а также система анализа и оценки личностных результатов обучающихся на диагностической основе. Для постоянного отслеживания усвоения учениками учебного материала использую различные таблицы учёта знаний. Эти таблицы помогают видеть пробелы в знаниях, указывают в каком направлении вести индивидуальную работу, дают возможность каждому ребёнку проследить свои успехи. Такие таблицы составляю по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, учитывая в них перечень всех знаний, характерных для данного этапа обучения и определяя сроки усвоения материала отдельно для каждого ученика. Обязательно знакомлю с этими таблицами родителей, это помогает усилить контроль с их стороны за учёбой детей.

Процесс обучения и воспитания детей в начальных классах не может осуществляться без тесного взаимодействия с родителями. Содержание моего сотрудничества с родителями как классного руководителя включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школой.

Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответственности за формирование т развитие ребенка. Семья играет в этом процессе очень важную роль, но не нужно забывать, что далеко не каждый родитель может эффективно воспитывать, так как не все родители обладают достаточным уровнем культуры и общего развития, педагогическими способностями и знаниями. С учетом этого необходимо рассмотреть семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.

Скачать:

Вложение Размер
Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье. 15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание личности были и остаются при любых общественно-политических формациях вечными категориями. Поэтому общечеловеческие ценности должны стать приоритетными в воспитании подрастающего поколения.

Рассмотрим семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.

  1. Отношения любви и уважения в семье.

Психологии особо отмечают, что близость – это уникальная, неповторимая характеристика семейных отношений, супружеских и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе.

Одним из необходимых условий для становления взаимоотношений в семье, является принятие членами семьи друг друга такими, какие они есть.

  1. Педагогическое просвещение родителей при взаимодействии школы и семьи.

Школы, учреждения дополнительно образования, сверстники должны оказывать помощь родителям в семейном воспитании, путем организации совместных посещений музеев, галерей, театров и т.д. Учителя должны быть заинтересованы в оказание помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье.

  1. Демократический стиль взаимоотношений в семье.

Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа.

В семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, скромность.

Таким образом, патология супружеских отношений продуцирует чрезвычайно широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети.

  1. Направленность на развитие личного потенциала ребенка.

Важнейшим условием эффективности воспитательных усилий в семьях различных типов является наличие у родителей четкой программы, направленной на развитие личного потенциала ребенка. Эта программа должна затрагивать все стороны развития личности: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.

Успешность умственного развития ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самостоятельно. В тех семьях, где организуется совместный досуг и труд, дети растут мыслящими, любознательными.

Родительский пример имеет большое значение в формировании нравственности у детей и подростков. Но это влияние возрастает, когда пример семьи, сочетается со специальными усилиями родителей, направленных на глубокое усвоение детьми общественного значения норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим правилам.

Физическое развитие является одним из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

Родителям необходимо приучать детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.

Главная задача семьи в развитии трудолюбия – организация уклада жизни семьи, деятельности ребенка в семье, таким образом, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Этого можно достигнуть путем приобщения ребенка к труду через самообслуживание. Родителям необходимо помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармонического развития личности.

Основные направления – развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать у детей интерес к художественной деятельности, развивать их творческие способности. Для этого необходимо совместное посещение театров, концертов, художественных выставок и т.д.

Таким образом, необходимыми условиями гармоничного развития ребенка в семье является:

— отношение любви и уважения – основа воспитания, источник духовного, физического, психического развития младшего школьника, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе;

— демократический стиль взаимоотношений в семье является одним из необходимых условий для создания комфортного внутрисемейного климата, способствующего гармоничному развитию личности;

— взаимодействие семьи и школы способствует полноценному развитию личности ребенка.

Что такое личность? Определение и характеристика на примере развития ребёнка

Личность — это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.

Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.

Развитие личности у ребёнка

Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.

Условия развития личности ребенка

Ребёнок осознаёт себя личностью если:

1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».

2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.

3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.

4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.

Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.

Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.

Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.

Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.

Условия развития личности ребенка

Как повлиять на развитие личности ребёнка?

1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.

2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.

3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности — огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Условия развития личности ребенка

Личностное развитие ребенка – это формирование качеств, ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром. Этот процесс длится всю жизнь, но наиболее активное становление происходит в дошкольный период.

Далее рассмотрим особенности, как развить личностные качества ребенка и какую роль при этом играет семья.

Содержание статьи:

Особенности личностного развития дошкольника

Условия развития личности ребенка

Эдик Эриксон, немецкий психолог, утверждал, что формирование личности человека начинается с первых дней жизни. С его точки зрения, в течение первого года закладывается основа для разностороннего развития.

Специфика развития дошкольника:

  • активное исследование окружающего мира;
  • понимание кто «я такой», осознание границ между собой и окружающим миром;
  • взаимодействие в социуме, появление игровой мотивации.

Уже на первом году жизни малыш начинает активное исследование мира, которое проявляется в доступных для него методах: попробовать на вкус, разбросать, сломать. Конечно, это приносит немало хлопот родителям. Но нужно проявить терпение, «пережить» этот период с одной стороны, с другой необходимо поощрить его тягу к познанию. Основная задача взрослых – не передавить, не «убить» интерес к новым знаниям.

В раннем возрасте личностное развитие начинается с понятия «кто я такой». Яркий пример этого этапа – появление в речи местоимения «Я». Далее ребенок начинает искать подтверждение своего существования в действии, разбрасывает и ломает вещи, воспринимает все игрушки, как свои.

У детей должно быть место и время, чтобы побыть одним. Родителям необходимо научиться спрашивать разрешения прежде, чем войти в его индивидуальное пространство.

Личностное развитие дошкольника невозможно без социума. Дети до 2-х лет нуждаются только в общении со взрослыми, уже к 3-4 годам у них развивается игровая деятельность, которая к 5-летнему возрасту перерастает в ролевые игры. Если ограничить круг общения только взрослыми, то ребенку дошкольного возраста будет не доставать социальных навыков, возникнет страх перед детьми, излишняя привязанность к родителям.

Процесс развития

Условия развития личности ребенка

Детский возраст – наилучшее время для становления личности. Психологи дают советы, чего лучше избегать в общении с ребенком:

  1. Проявления излишней требовательности.
  2. Постоянного контроля.
  3. Давления и требования выполнения непосильных в силу возраста задач.

Известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер утверждает, что для становления личности необходимо позволить ребенку самостоятельно справляться с теми задачами, которые он способен выполнить, и как можно раньше обучать его различным навыкам.

Условия развития личности ребенка

Для успешного становления личности важно учитывать следующие педагогические направления:

  1. Создание условий для формирования чувства защищенности, уверенности в себе.
  2. Развитие понимания, что ребенка слышат, с ним советуются, он принимает участие в жизни семьи.
  3. Привитие ответственности за свои поступки, слова.
  4. Формирование навыков поведения в социуме.
  5. Воспитание уважения к старшим.
  6. Развитие умений становления целей, планирования, определения приоритетов.

Условия развития личности ребенка

Советы по развитию личностных качеств ребенка:

  1. Развиваем стремление к свободе. В результате жизненных наблюдений выяснилось, что свобода в занятиях, играх приводит к предприимчивости, активности. При сильном ограничении формируется агрессия и упрямство. На детском языке это звучит «Я сам». Когда ребенок работает над тем, что выбрал по своей инициативе, у него развивается уверенность в своих силах.
  2. Не говорим «нет» настойчивости. Дети постоянно трудятся, осваивая новое действие. Ошибаются, снова повторяют тоже самое десятки раз, до тех пор, пока не добьются результата. Задача родителей – не мешать. Например, ребенок только начал ходить и хочет добраться до мамы, сидящей напротив. Он падает, отрывается от кресла, возвращается назад, теряет равновесие, отползает обратно. И в конце испытывает триумф, добившись своей цели. Уже в этом возрасте малыш проявляет настойчивость. Здесь важно не переусердствовать с гиперопекой. Тогда вырастет человек, который умеет проявить волю, настойчивость в достижении цели.
  3. Даем возможность найти свой путь. Не нужно отправлять ребенка в один вид деятельности. Например, если позанимался танцами и не понравилось, предлагаем другие варианты занятий: музыку, плавание и т.д.

Роль семьи в развитии личностных качеств

Условия развития личности ребенка

Советский психолог Лев Выготский считал, что основополагающая роль личностного развития в период детства отдана семье.

Ребенком усваиваются модели взаимоотношений, которые он наблюдает внутри семьи. Основным фактором на пути становления личности является внутрисемейный эмоциональный климат.

Рассмотрим основные типы отношений в семье, и какое они оказывают воздействие на личностную сферу развития ребенка:

  • Диктат, который подавляет членов семьи. Особенность этого типа в уничтожении инициативы. Авторитарность является препятствием и не позволяет развивать в детях личность.
  • Опека. Родители все трудности забирают на себя, обеспечивая буквально все потребности ребенка, полностью ограждая его от забот. В результате формируется не самостоятельная и безынициативная личность.
  • Невмешательство. Это пассивный стиль воспитания, при котором непросто спрогнозировать личность ребенка. Это может быть импульсивный и агрессивный человек, а также чрезмерно тревожный и неуверенный в себе.
  • Сотрудничество. Оно проявляется в постановке общих задач, целей, совместной деятельности.

Немецкий психолог Эрика Эриксон считал что, если в течение первого года жизни удовлетворять все потребности ребенка, включая физический и эмоциональный контакт, то в дальнейшем сформируется личность с высоким уровнем доверия к миру. Если же в течение первых лет жизни дети были лишены заботы, общения, то у них закладывается установка о недружелюбности мира на всю дальнейшую жизнь.

Выводы

Полноценное развитие возможно только в социуме. В наших клубах и садах «Бэби-клуб» детям комфортно заниматься в группах. Личностно-эмоциональное развитие ребенка проходит с участием педагогов, от которых не ускользнет ни одна деталь. Профессионал сразу увидит, с каким настроем подходит ребенок к выполнению заданий, формируется в нем оптимист или пессимист, пообщается на эту тему с родителями и предпримет все от него зависящее, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Условия развития личности ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Условия развития личности ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

Условия развития личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

• * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

• * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

• * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

• * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

• * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

• * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

• * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

• * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

• * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

• * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

• * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

• * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

• * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

• * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

• * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

• * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

• * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Условия развития личности ребенка

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Перечень документов для зачисления в детский сад в 2022 году

  1. Свидетельство о рождении. (копия и оригинал)
  2. Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (копия и оригинал)
  3. Медицинское заключение (от педиатра)
  4. Паспорт мамы и папы ребенка (копия и оригинал)

Распечатать все документы для вновь поступающих с сайта и заполнить, не проставляя номера и даты:

  1. Личное дело
  2. Опись
  3. Расписка
  4. Заявление о приеме
  5. Согласие на обработку персональных данных
  6. Заявление-разрешение (копии паспортов, кому будете доверять ребенка)
  7. Договор 2 экземпляра
  8. Анкета

Все документы сложить в скоросшиватель и 10 мультифор к ней.

Документы для поступающих в детский сад в 2022 году:

Документы

ПОСТАНОВКА В ОЧЕРЕДЬ

Уважаемые родители будущих воспитанников!

У вас есть возможность записать ребенка в детский сад или узнать номер очереди Вашего ребенка в электронной базе данных по электронному адресу:

Необходимые документы для постановки ребёнка на очередь в детский сад

ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ

Перечень документов требуемых для оформления компенсации

Компенсация части родительской платы за детский сад введена с 01.01.2007 года в соответствии с изменениями в законе РФ «Об образовании», которые внесены 05.12.2006 года.

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Условия развития личности ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Условия развития личности ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

Условия развития личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Условия развития личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Тема 1.1. Особенности и предпосылки развития личности ребенка в раннем возрасте

Вопрос 1. Значение этапа раннего детства в развитии личности

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного и деятельностного, социально-эмоционального развития человека. Потери, допущенные в этот период во многом невосполнимы в последующей жизни, сложнее поддаются коррекцииошибки воспитания и развития (недостаток внимания, госпитализм, отставание в развитии, проблемы речевого, интеллектуального развития). Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых, окружающих ребенка.

Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования основных видов деятельности и поведения. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, интенсивно развивается двигательная, интеллектуальная, коммуникативно-речевая, познавательная, художественно эстетическая сферы.

Быстрый темп и неравномерность развития детей раннего возраста обусловливает его деление на периоды: новорожденность 1 месяц жизни ребенка; младенчество — от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет. Внутри каждого года есть периоды, обусловленныеособенностями возрастного и индивидуального физического и психического развития.

Чем младше ребенок, тем значительнее проявляются отличия в развитии. Так, например, в возрасте 5-7 месяцев ребенок может различать основные цвета, музыкальные звуки; с 11-12 месяцевначинает ходить;к концу первого года жизни его активный словарь возрастает до 1200-1500 слов; к 3 годам дети при небольшой помощи взрослого рисуют, лепят, строят и др., т.е. овладевают всеми видами деятельности, активно общаются со взрослыми и сверстниками.

Раннее детство в отечественной и зарубежной педагогике подвергается значительному вниманию. Особенно это характерно в период с 80- ых гг. 20 века. Основоположниками педагогики раннего детства в России считают Н. М.Щелованова и Н.М.Аксарину.

Большой вклад в решение задач воспитания, обучение и развитие детей раннего возраста внесли: М.Н. Кистяковская, М.М. Кольцова, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, К. Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Г. Пилюгина, Л.Г. Голубева, Г.М. Лямина, Е.И. Радина, Т.С. Бабаджан, В.В. Гербова и др.

Педагогическая наука в этой области развивалась и опиралась на труды психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой и др. Значительное место в педагогике раннего детства сегодня занимает школа М.И. Лисиной. Современные исследования связаны с именами Н.И. Авдеевой, М.Н. Галигузовой, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Грубой, Е.В. Зворыгиной, М.П. Кочетковой, С.Ю. Мещеряковой, С.Л. Новоселовой, Д.В. Сергеевой и др.

Исследователи выделяют 3 главных направления, по которым происходит развитие личности ребенка: биологическое, психологическое и социальное. Каждое из этих направлений имеет свои темпы, закономерности и этапы. При этом они хотя и взаимосвязаны между собой, но напрямую не зависят друг от друга. Развитие личности человека обусловлено многими факторами, среди которых можно выделить: наследственность, среду обитания и воспитание. Процесс рассматривается как комплекс мер воздействия общества на становление человека.

Условия развития личности детей

Условия развития личности ребенка

В данной статье нас более всего интересуют условия развития личности у детей, как составные части и основные характеристики той среды обитания, в которой развивается человек. Мы можем выделить биологические, социальные и наследственные условия для развития и формирования личности.

Биологическое развитие ребенка

Базовым условием для развития своей личности является нормальная биологическая природа человеческого организма. Без существенных отклонений, которые могут или затруднить или сделать вообще невозможным социальное развитие человека. Особенно важно в этом контексте нормальное функционирование органов чувств, а так же головного мозга.

Социальное развитие личности ребенка

Следующим важным фактором в развитии личности можно выделить социальные условия. Здесь хотелось бы остановиться подробнее.

Что мы имеем в виду, говоря о роли социальных условий при личностном развитии? В первую очередь, это наличие конкретных людей, которые транслируют социальные нормы поведения. Усвоение этих норм поведения требует от ребенка огромных усилий для овладения своей биологической сущностью, на преодоление и ограничение своих желаний.

Детям приходится делать не то, что они хотят в данный момент, а то, что требует социальная необходимость.

Без соответствующей социальной среды, в роли которой выступают родители, воспитатели, соседи, друзья, даже герои художественных произведений, это было бы невозможно. Потому что именно эта среда инициирует и контролирует усвоение тех или иных форм поведения. Доказательством этого могут служить те случаи, когда ребенок рос среди животных. Отклонения, которые могут наблюдаться в той или иной социальной среде, всегда отражаются на личности, которая растет и развивается в этой среде. Например, в случаях с неблагополучными семьями, жизни и взрослении в колониях и так далее.

Но воспитание развития личности – это не односторонний процесс закладывания в человека каких-то норм поведения и жизненных стратегий. Это трансляция положительного примера. Она требует от детей собственных усилий в применении на практики того, чему они учатся.

К примеру, если мы хотим обучить ребенка ответственно выполнять задание — наших объяснений, положительного примера, поощрений и наказаний будет недостаточно. Ребенку нужно каждый день отрабатывать этот навык, делая домашние задания, собирая портфель к школе. Тем самым преодолевая свои желания и формируя устойчивый навык.

Таким образом, немаловажным условием развития личности, является активная деятельности самого человека, направленная на закрепление того или иного навыка.

Условия развития личности ребенка

Наследственность

Так же еще одним условием развития личности ребенка является наследственность. Дети наследуют интеллектуальные, специальные (особые задатки, например, музыкальные, лингвистические) и моральные качества от своих родителей.

Хотя вопрос о наследовании моральных качеств наукой признается одним из самых спорных и сложных. Однако наследственные задатки являются лишь семенем. Возможностью, которая может перерасти в определенные свойства и характеристики личности. А может, так и остаться в зачаточном состоянии и не оказать существенного влияния на жизнь и деятельность человека. Таким образом, все эти условия развития действуют в симбиозе и сложном взаимодействии между собой.

Сегодня, 19 мая, исполняется 100 лет со дня основания пионерской организации. Немногие нынешние школьники и студенты поймут значение строк Степана Щипачева, что в голове у каждого, кто был пионером: «Как повяжешь галстук — береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного». Смысл пионерского движения, конечно, не только в ношении галстука. А в чем еще? Нужно ли сегодняшним детям что-то подобное? Обсуждаем с президентом Российской академии образования, доктором исторических наук Ольгой Васильевой.

Условия развития личности ребенка

Ольга Юрьевна, какой бэкграунд пионерия оставила современной молодежи?

Ольга Васильева: Переоценить вклад, который внесла пионерия в развитие Советского Союза, становление его граждан, невозможно. Все чаще звучат ностальгические воспоминания о ней, и это неслучайно. Для многих поколений пионерский лозунг, символика, поездка в летний лагерь — самые светлые воспоминания. Советские пионеры искренне верили в ценности и идеалы организации, дружба, труд и взаимопомощь не были для них пустым звуком.

Что касается дня сегодняшнего, несмотря на то что уже несколько поколений выросли в отрыве от непосредственно пионерской идеологии, наши крупнейшие детские центры продолжают использовать те наработки, которые применялись в советских летних лагерях, продвигать те же ценности, объединять ребят из разных концов страны.

Возможно ли возрождение пионерии?

Ольга Васильева: Нам нужно для начала задуматься о том, а есть ли необходимость в том, чтобы возродить именно пионерию? Сегодня очень важно не повторять ошибок прошлого. Собрать все лучшее, что было, и вместе с тем двигаться вперед.

Наверное, о каждом поколении говорят: «они другие, они не похожи на нас». Но я глубоко убеждена: меняются не столько сами дети, сколько условия, в которых они растут. Ребята все также любят родителей, дружат в школе, получают «пятерки» и «двойки»… Все чувства, эмоции, причины для переживаний остаются прежними, меняются лишь условия. В чем-то, я уверена, растущие в цифровом мире современные дети лучше нас.

Условия развития личности ребенка

Анализируя то, какие они, что им нужно, чего им не хватает, можно думать о детской общественной организации, которая поможет им самореализоваться, почувствовать свою причастность к большому и важному общему делу. А будет ли она называться пионерской организацией, движением школьников, получит какое-то метафорическое название — не столь важно. Важны идеи и ценности, которые она будет нести.

Но сегодня нет недостатка в различных кружках, секциях, волонтерских обществах. Нужно ли еще одно?

Ольга Васильева: Мальчишки и девчонки во все времена хотят общаться со сверстниками, воплощать в жизнь свои мечты, пробовать свои силы в самых разных сферах. Именно в школе дети начинают искать свое место в жизни, а детские организации помогают ребятам в этом. Для кого-то это туризм или спорт, волонтерство, для кого-то театр, литература или экология в школьном клубе.

Сегодня мы переосмысляем многие вещи, ищем новые пути развития детских объединений. Кружки и волонтерские общества все-таки не дают такого масштаба, как объединение, у которого представительства в каждом уголке страны. Совершенно бесценно то ощущение единения со всей страной, которое ребята могут получить в рамках всероссийского юношеского движения. Такое объединение будет работать в том числе на укрепление единого образовательного пространства в России: меняя школу, переезжая в другой город, наш юный гражданин получит возможность всегда найти на новом месте представительство своего движения.

Кроме того, чем крупнее организация, тем больше тематических направлений работы позволяют реализовать ее ресурсы, дать поддержку большему числу ребят, увлечь тех, кто еще не нашел себя в профильных кружках или секциях.

Что может стать основой общероссийской детской организации?

Ольга Васильева: В основу, конечно же, должно лечь воспитание как управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий. А детская организация — одно из важных условий. Это очевидно.

У нас есть прекрасные примеры детско-юношеских движений — Российское движение школьников, «Юнармия», «Большая перемена». Они показывают, что у нашей молодежи есть потребность в том, чтобы реализовываться в самых разных сферах — спорте, культуре и искусстве, гражданском активизме. И нужно дать им эту возможность, сохраняя один из главных принципов — участник должен иметь возможность заниматься тем, что ему нравится, в безопасной среде, чувствовать поддержку.

С 1 сентября в начальной школе начнется историческое просвещение. Как это должно быть, нужно ли подготовить к этому педагогов?

Ольга Васильева: Историческое просвещение в младших классах вполне укладывается в ту программу, которая сегодня уже есть: в начальной школе ученики с первых дней вовлекаются во внеурочную деятельность. И именно в рамках этой работы классные руководители проводят занятия с ребятами, в доступной и интересной форме знакомят их с важнейшими для нашей страны событиями.

На мой взгляд, во многом наши учителя уже готовы к этой работе. В последние годы сильно возросла важность личностных результатов обучения, и педагоги уже работают на формирование внутренней позиции личности и мировоззрения маленького гражданина, усвоение им базовых для российского общества ценностей. В школе этот процесс начинается уже с первых дней обучения, и историческое просвещение является важной его составляющей. Это не только классные часы, но и походы в музеи, театры, подготовка и проведение торжеств к государственным праздникам, историю которых можно рассказать ребятам в доступной и интересной для них форме. При этом очень важен не формализованный подход: необходимо вовлекать ребенка в историю его родной страны и родного края эмоционально. Это даст куда больший результат.,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector