Условия развития детей

В помощь педагогу для проведения консультаций с родителями воспитанников, с целью повышения психолого-педагогических знаний родителей.

Скачать:

Вложение Размер
usloviya_razvitiya_uspeshnogo_rebenka.docx 211.34 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития успешного ребенка

  1. Атмосфера любви. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви. Все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родин, делать людям добро. И при этом, слепая, неразумная материнская любовь забивает ребенка хуже, чем розги, делает его безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом.
  2. Высоконравственный родитель. Учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
  3. Общественно-полезный труд. Труд в присутствии ребенка, способствует подражанию, изначально в игре, далее как помощник и затем как самостоятельный исполнитель.
  4. Исключение «прибавочных раздражителей» в жизни ребенка. Роскошь; нищета; чрезмерные лакомства; беспорядочная еда. Все должно быть в пределах разумного. Иначе не вырабатывается, у ребенка, способность к целенаправленной деятельности.
  5. Гармоничное развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок; слушание музыки, песен; занятие сборными игрушками; чтение стихов; рисование и лепка. Это разнообразие необходимо, чтобы со временем определить свое призвание.
  6. Принцип постепенности и последовательности. Родитель должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела, которые в данное время ему по силам, иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.
  7. Ограждение ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Факторы влияния на личность ребенка

  1. Социальная микросреда семьи. Приобщение к социальным ценностям и ролям.
  2. Внутри и вне-семейная деятельность. Бытовой труд.
  3. Семейное воспитание. Комплекс целенаправленных воздействий.

Типы отношений в плоскости.

Горизонтальная плоскость. Супруги-родители и другие взрослые члены семьи (особенности взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми).

Вертикальная плоскость. Родители – дети. Возрастная динамика таких отношений «Обними покрепче – пусти — отстань». С возрастом функции этих отношений изменяется.

  • Младенец (0 — 3). Родители – источник эмоционального тепла и поддержки.
  • Дошкольник (3 — 6). Родители – власть, высшая инстанция, распорядитель благ.
  • Мл. школьный возраст (7-10). Родители – образец и пример для подражания.
  • Пубертатный период (11-14). Родители – друзья и советчики.

Типы сотрудничества с ребенком.

По Г.С. Абрамовой.

  • Ситуативный. «Делай то, что умеешь». Формула взаимоотношений – «Делай сам, не приставай ко мне и не мешай мне».

Взрослый как бы создает искусственную преграду для возможного развития ребенка, ограничивая сферу взаимодействия с ним.

  • Операционный. «Давай делать вместе, и ты научишься делать хорошо». Формула взаимоотношений – «Делай как я и ты будешь делать хорошо».

Этот тип сотрудничества ориентируется не только на актуальные, но и на потенциальные личностные возможности ребенка, но тем не менее взрослый всю инициативу в этом взаимодействии берет на себя. Ребенок не имеет собственной позиции, собственное мнение. Самостоятельность ребенка взрослый не всегда оценивает положительно. Этот тип взаимодействия конфликтен по своей природе.

  • Ценностный. Где каждый представляет ценность для другого. Эмоциональный фон + система оценок. «Я очень рад, что у тебя получается». Формула взаимоотношений – «Завтра ты обязательно будешь лучше, чем сегодня, а для этого учись видеть в других людях и плохое и хорошее».

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

социокультурной ситуации развития дошкольного учреждения

Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. В период дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует с окружающей социальной средой. Через различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструктивную, учебную и т. д., ребенок приобретает первый социокультурный опыт, становится личностью. Личность – это социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке надприродного и исторического. Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате культурного и социального развития .

Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Практика показывает, что рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к росту невротических явлений среди детей. Агрессивное поведение взрослых легко перенимается и демонстрируется детьми в группах детского сада. Все чаще встречаются эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста, такие как неуравновешенность, бурные эффектные реакции, упрямство, негативизм, конфликтность и т. д.

Современную семью волнуют проблемы социокультурного развития ребенка и более того, родители в основном полностью полагаются в вопросах воспитания своих детей на дошкольное образовательное учреждение.

Не смотря на то, что социально – личностное воспитание явление актуальное, многие родители и педагоги стремясь подготовить детей к школе, стараются как можно больше дать детям теоретических знаний и умений, забывая при этом о главном – о воспитании детей. Практика показывает, что многие родители учат детей читать и писать, начиная с младшего дошкольного возраста, полагая, что эти знания помогут детям хорошо учиться в школе. Занятия с детьми старших групп зачастую проводятся как школьные уроки с жестко регламентированным содержанием.

Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что обеспечит в целом более качественный уровень образования. В условиях гуманизации образования главное в социокультурной среде – обеспечить личностно ориентированное сопровождение воспитания и образования ребенка.

Личностно ориентированное образование – это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Итак, что же представляет собой социальное воспитание ребенка?

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение:

Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Результатом социокультурного воспитания и развития личности можно считать культуру поведения человека — совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры.

В концепции модернизации российского образования говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В связи с этим перед педагогами ДОУ встает задача воспитания и развития умения у детей жить в современном обществе, адаптироваться к новым условиям жизни, уметь ценить мнения других людей, уважать труд людей и уметь отзываться на чужие переживания. К моменту поступления в школу, ребенок дошкольник должен стать социально — эмоционально компетентным.

Социальное воспитание невозможно осуществлять изолированно от других линий развития ребенка, осуществляемых в дошкольном учреждении.

Социальное воспитание и развитие детей осуществляется при ознакомлении детей с окружающим и предметным миром, при ознакомлении с искусством, природой, во время проведения этических бесед с детьми.

В связи с этим целесообразно будет говорить об интегрированных подходах к воспитанию и обучению детей в ДОУ. Принцип интеграции позволяет в рамках одного занятия, решать задачи различных направлений развития ребенка в разных видах деятельности. Интегрированные занятия помогают сформировать целостную картину мира ребенка. Интегрированное занятие – это соигра, сотворчество, соимпровизация, сомыслие взрослого и ребенка.

Система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ решает ряд требований, предъявляемых государственным стандартом образования, к социально-личностному развитию воспитанников:

ü Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему

миру.

ü Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения –

уверенности в своих возможностях.

ü Формирование у ребенка чувства собственного достоинства.

ü Воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности.

ü Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело и данное

слово.

ü Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов

разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты.

Современный этап развития дошкольной педагогики и психологии характеризуется разнообразием и вариативностью программного обеспечения образовательного процесса. Большинство образовательных программ для дошкольников содержат разделы, посвященные социальному развитию ребенка.

Таким образом , исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности.

Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.

Эти принципы Марии Монтессори помогут организовать любому педагогу или родителю образовательное пространство правильно. Систематизация данного материала будет полезна тем, кто занимается с детьми по данной методике, а так же тем кто только планирует к ней приступать.

Условия развития детей

Мария Монтессори — врач и педагог, первая женщина в Италии получившая степень доктора наук. Она занималась проблемами обучения и воспитания детей, страдающими слабоумием. Свои педагогические теории она проверила практическими занятиями с такими детьми в «школе педагогического лечения». В результате практического применения ее умственно отсталые подопечные сдали экзамен в городскую школу лучше своих сверстников.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Основная идея в том, что взрослый не должен целенаправленно обучать ребенка, но должен обеспечить условия для полноценного развития детской психики. Т.е. она придерживалась принципа природосообразности развития заложенных в каждом ребенке больших жизненных сил и способностей.

По мнению Мария Монтессори, помочь ребенку сформировать самого себя как личность — главная задача любого взрослого, а тем более педагога.

Эти условия для свободного развития должны были обеспечиваться, главным образов, в дошкольном возрасте, а именно до 6 лет. Этот период она разделяла на 2 основных этапа, или две подфазы дошкольного детства:

От 0 до 3 лет – характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому воздействию взрослого. Т.е. находится на стадии «впитывающего сознания», и задача взрослого – привить интерес ребенка к познанию окружающего мира.

От 3 до 6 лет – когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием

Она была убеждена в том, что нельзя приспосабливать насильно малышей ко взрослому миру, который совсем не благоприятен для развития ребенка, а лишь подавляет его психику и приводит к полному отрицанию его личности.

По мнению Марии Монтессори существует всего 2 слогаемых успеха ребенка:

правильно организовывать пространство вокруг ребенка.

развивать каждое умение в отведенное для этого время (сензитивные периоды);

Условия развития детей

Зонирование развивающего пространства

Условия реализации и построения обучающего пространства:

предметы, стимулирующие практический интерес у ребенка (что-то чистить, мыть, сметать пыли, выстраивать и т.д.);

каждый обучающий материал должен быть представлен в единственном экземпляре (это делается для того, чтобы, если предмет используется, ребенок учился ждать своей очереди);

все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.

Зоны образовательного пространства:

Зона упражнений в практической жизни.

В ней находятся предметы из практической жизни. Это могут быть различные жидкости, которые можно переливать, шнуровки, тактильные материалы, пуговицы, песочница, а так же материалы для мытья рук, чистки одежды, для готовки и формирования навыков самообслуживания, и т.д.

Зона сенсорного развития.

Без сенсорной гимнастики не возможно развитие мышления. В данной зоне длжны находиться материалы, которые позволят ребнку развивать слух, зрение, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, обучить различать размер, форму цвет, шороховатость, температуру и т.д.

В настоящее время в сенсорную зону помещают современные развивающие игрушки, погремушки, кубики, свистульки, матрешки и прочее.

  • Зона двигательной активности.

Эта зона для развития крупной моторики ребенка. Здесь можно разместить различные шведские стенки, заборчики, лестницы, скамеечки и т.п.

Для перобретения знаний в различных других областях, огранизуется мини-зона со своим наполнением. Например, Математическая, языковая, естественнонаучная, музыкальная зоны, и разные другие, в зависимости от желания ребенка и родителей.

Попадание в сензитивный период.

Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития какой-либо функции мозга ребенка. Именно в эти периоды маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент жизни потратит гораздо больше усилий и времени. Об этих периодах необходимо знать каждому родителю и педагогу, поскольку они не восполняются и не возобновляются никогда.

1. Восприятие порядка (от 0-3 лет)

Для ребенка важно «однажды и навсегда» познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем овладения им. Для детской сущности неприемлем хаос в окружающей среде, ни во времени, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому.

2. Сенсорное развитие (0-5,5 лет)

Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это становиться возможным при умении человека всматриваться, вслушиваться и ощущать (в процессе специально организованной деятельности)

3. Восприятие маленьких предметов (1,5 – 5,5 лет)

Это возраст, когда ребенка начинают привлекать маленькие предметы. Здесь очень важно предоставить возможность ребенку создать что-то большое и целое из них (модель, картину, бусы и т.п.)

4. Развитие движения и действия (1-4 года)

Занятия спортом в этот период очень важны не только для развития физических свойств маленькой личности, но и для развития интеллектуальной сферы. Они должны сочетаться с насыщением мозга кислородом, т.е. проходить на открытом воздухе.

5. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет)

В этот период необходимо прививать ребенку формы вежливого поведения. И так же, в это время происходит наибольшая адаптация к социальной среде, т.е. самый благоприятный период для начала посещения дошкольных образовательных организаций.

6. Развитие речи (0-6 лет)

До полугода ребенок вслушивается в речь взрослого и старается подражать определенным звукам. Около года произносит свои первые слова. В 1,5 года использует их для выражения своих чувств и желаний. В 2 года ребенок способен выразить словами свои мысли.

Это основные сензитивные периоды по Монтессори, которые имеют свой подъем, пик и спад. Взрослым необходимо их знать для того, чтобы грамотно организовать обучающую среду для ребенка определенного возрастного этапа.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector