Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х — Зх слов.
Низкий уровень возрастного развития. Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического
и фонетико-фонематического недоразвития. Отсутствует
четкость, последовательность изложения, акцент на внешние,
поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные
взаимоотношения. Отсутствует чувство рифмы и ритма.
1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных
деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоинформативными
3. Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.
Не дифференцирует звуки раннего онтогенеза. Грубо
нарушено слуховое восприятие. Литеральные парафазии.
Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности
операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и
сравнения. Литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха.
Недостаточно сформирован. Низкий уровень сформированности операций
анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.
Слоговая структура слов
Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаминации.
Нарушена. Трудности в воспроизведении сложных слов. В основном страдает звуконаполняемость (персеверации,
Отдельные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости:
1. Элизии — единичные пропуски слогов, чаще сокращения звуков.
2. Персеверации (редкие)
Звуки раннего онтогенеза редуцированы
Резко нарушены звуки раннего онтогенеза. Полиморфные
замены, редуцированность звуков.
Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. Неверно произносят 10-20 звуков. Нестойкие замены, смешение звуков (изолировано может быть норма, в речевом потоке замены).
Процесс фонемообразования не закончен:
1. Смешение звуков.
2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция.
3. Общая смазанность речи
Лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, пассивный словарь шире.
Не называет, объясняет. Не знает части предметов. Опускает предлоги, заменяет слова близкими по смыслу, затрудняется в использовании действий, признаков; не знает цвет, форму, размер.
Ниже возрастной нормы. Бедный. Отсутствуют, или
наличествуют в искаженном виде, менее употребительные
слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются:
— частей предметов и объектов;
— глаголов, выражающих уточнённость действий (лакает);
— относительных прилагательных, родственных слов.
1. Недостаточный предметный словарь.
2. Замена родовых и видовых понятий (лес — березки, деревья — елочки).
3. При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения (овальный — круглый).
4. Трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода (летчик — вместо летчица).
Не понимают грамматических изменений слов
Не владеет навыками словообразования, путает падежную форму, употребляет существительные в И. п., глаголы в инфинитиве, не согласует число и род прилагательных и
существительных, числительных и существительных, существительных и глаголов, опускает предлоги.
Единичный аграмматизм рода, числа, падежных конструкций.
Нарушение согласования различных частей речи, употребления предлогов, пропуск союзов в
1. Уменьшительно-ласкательных сущ. (пальтовка — пальтишко,
2. Сущ. с суффиксом единичности (горошка, гороховка — горошинка; пуховка, пушка — пушинка).
3. Прилагательные, образованные от сущ. с различными значениями
соотнесенности (пухной — пуховый; сосный -сосновый).
4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и
физическое состояние (хвастовый — хвастливый; улыбниный — улыбчивый).
5. Притяжательные прилагательные (волкин — волчий)
6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов.
7. Трудности в выражении антонимических отношений (вежливость — злой,
добродушный, не вежливость).
8. Ошибки в употреблении сущ. родительного и винительного падежа множественного числа.
9. Конструкции предложений:
а) пропуски союзов;
б) замена союзов;
Прогноз относительно благоприятный с логопедической помощью
Прогноз с 4-х лет со сроком обучения 3 года в речевую группу ДОУ.
а) с хорошей речью в массовую школу;
б) со значительным улучшением в речевую школу или в класс коррекции.
Динамика положительная. С логопедической помощью —
полная коррекция или остаточные явления (нарушения письменной речи); без помощи – нарушения устной и письменной речи.
Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии таковой — стойкие нарушения письма.
Соотнесение с медицинской классификацией
1. ОНР II уровень речевого развития, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация
движений, отмечается слабость правой руки; слуховое
внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный.
Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого).
2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. диз. (Первичное
недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.)
Общее недоразвитие речи (ОНР) означает нарушение в правильном формировании всех составляющих речевых элементов как фонетических, так и грамматических. Другими словами, ребенок с ОНР не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь. Страдает смысловая составляющая. Этот диагноз ставят детям после 4 лет, ранее — ЗРР.
При этом диагнозе слух у ребенка в полной норме, так же как и уровень интеллекта. Однако в зависимости от глубины проблемы наблюдается несколько степеней нарушения речи:
- ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы. Что делать, если ребенок в 4-5 лет не говорит?
- ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связан с задержкой психического развития (ЗПР).
- III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.
- При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.
Причины возникновения общего недоразвития речи
У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.
- Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.
- Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.
- Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.
- Наследственность.
- Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.
- Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т.п.).
Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.
На что обращать внимание
Независимо от причины возникновения все случаи ОНР имеют общие признаки, которые должны насторожить родителей:
- Задержавшее начало формирования речи. Первые свои слова ребенок начал говорить только в 3 или даже 4 года;
- Ребенка очень трудно понять. Часто в семье имеется лишь единственный «переводчик», как правило, мать;
- Нарушения заметны одновременно как со стороны произношения, так и со стороны лексики и грамматики;
- Пассивный словарь заметно превышает по объему активный. Ребенок многое понимает, но сказать сам не может.
Что делать?
Если вы заметили данные признаки у своего сына или дочери, следует обязательно проконсультироваться со специалистами. К кому обращаться:
- Логопед-дефектолог;
- Детский невролог.
- Психолог.
Пройдя все обследования, вы сможете получить полную картину происходящего. Если диагноз ОНР будет подтвержден, не впадайте в панику. Да, это крайне неприятно, но лучше не прятать голову в песок, а начинать заниматься.
Коррекция ОНР
Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.
Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.
Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.
Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР — развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа — при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.
Самое главное — вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.
Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.
ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.
К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.
Диагнозы, которые относятся к ОНР
ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.
К тяжелым нарушениям речи относятся:
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
Дизартрия — это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение, и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.
Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).
Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.
ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.
Ринолалия. Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого неба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.
В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:
Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).
Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).
Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.
ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.
Уровни общего недоразвития речи
Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.
Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание. ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:
- внутриутробной гипоксией;
- резус-конфликтом;
- родовыми травмами;
- асфиксией;
- черепно-мозговыми травмами;
- частыми инфекциями;
- хроническими заболеваниями.
Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.
ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.
В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.
ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций.. Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.
Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.
Преодоление общего недоразвития речи
Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня. В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.
Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:
- развитие речевой активности;
- понимания речи;
- работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
- развитие связной речи;
- закрепление правильного звукопроизношения;
- развитие графо-моторных навыков.
В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:
- консультация логопеда;
- логопедический массаж;
- индивидуальныен логопедические занятия.
Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».
Профилактика ОНР
Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).
Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.
Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!
Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается у детей довольно часто. Как правило, оно ограничивается неверным использованием и произнесением отдельных звуков, форм слов и т.д. Но бывают случаи, когда у детей полностью отсутствует речь или присутствуют только отдельные звукоподражательные элементы. При этом речь идет не о детях первого года жизни, а о малышах от 2 лет.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов; «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы; начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизмов.
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь; появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают причины возникновения ОНР у детей местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму; остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована.
В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен.
Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.
Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов.
Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
Высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия.
При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу.
Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д.
У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.
Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений).
Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов.
Грамматический строй. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений.
Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д.
В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) – это патологическое состояние, при котором происходит нарушение формирования всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом интеллект и слух ребенка сохранены, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной. Логопеды и врачи клиники «СМ-Доктор» обследуют детей на предмет выявления ОНР, а также предлагают комплексные программы, направленные на восстановление речевых функций.
Общие сведения
Общее недоразвитие речи – это самая частая речевая патология у дошкольников. Это состояние может возникнуть на фоне алалии, ринолалии, дизартрии и других нарушений. В каждом конкретном случае от врачей и логопедов требуется максимально подробное и тщательное обследование ребенка, которое поможет выявить причину и степень заболевания, а также подобрать индивидуальную коррекцию.
Причины общего недоразвития речи (ОНР) у детей
Как правило, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). В число наиболее частых причин расстройства входит:
- инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые общие заболевания матери во время беременности;
- резус-конфликт;
- гипоксия плода;
- тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца;
- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции в первые годы жизни;
- социальные факторы: отсутствие внимания со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье и т.п.
Классификация
Особенности проявлений общего недоразвития речи у детей и наличие сопутствующих заболеваний позволяет выделить несколько форм патологии:
- неосложненная: возникает на фоне минимальной мозговой дисфункции, как правило, протекает в нетяжелой форме;
- осложненная: у ребенка также имеется неврологическая симптоматика и/или психопатические расстройства;
- грубое недоразвитие речи на фоне органического поражения головного мозга (алалия).
Характеристика степеней ОНР
В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.
1 уровень речевого развития (ОНР первой степени)
Эта степень ОНР у детей сопровождается полным отсутствием речи, что неизбежно сказывается на развитии малыша. Характерными признаками расстройства являются:
- словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;
- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;
- активное использование мимики и жестов для дополнения общения;
- отсутствие фразовой речи;
- относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).
2 уровень речевого развития (ОНР второй степени)
Диагноз ОНР второй степени у детей значит, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь состоит из небольшого количества общеупотребительных слов. Зачастую, ребенок произносит их неправильно, но в правильном контексте. Как правило, малыш не пользуется прилагательными, не понимает обобщений. Во время разговора используются короткие предложения без согласования слов. Артикуляция значительно нарушена.
3 уровень речевого развития (ОНР третьей степени)
При этой степени ОНР малыш активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, в том числе сложносочиненные предложения. Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик». Страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.
4 уровень речевого развития (ОНР четвертой степени)
При этой степени нарушения развития речи у детей проявления ОНР минимальны и характеризуются:
- смазанным звукопроизношением;
- периодической заменой звуков на похожие;
- периодическими ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);
- ошибки в использовании суффиксов или падежей и т.п.
При этом речь более или менее понятна, словарный запас богатый. Тем не менее, даже такая форма ОНР может вызвать проблемы с обучением у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, становится причиной снижения успеваемости в школе.
Диагностика
Диагностика ОНР требует комплексного подхода. Непосредственно оценкой речевого развития занимается логопед, однако перед визитом к этому специалисту необходимо пройти медицинское обследование с участием невролога, педиатра и в некоторых случаях отоларинголога. Во время консультации специалист знакомится с пациентом и проводит логопедическое обследование, которое включает два этапа.
Сначала логопед беседует с родителями, уточняя особенности развития малыша, время появления гуления, первых слов и т.п. Налаживается контакт с маленьким пациентом, в процессе общения оценивается работа артикуляционного аппарата. Непосредственно логопедическое обследование включает оценку сформированности и связанности речи, активного и пассивного вокабуляра.
Коррекция ОНР у детей
Выбор метода коррекции общего недоразвития речи у детей зависит от того, чем оно представлено. Малыш занимается с логопедом индивидуально или посещает специализированные группы детского сада. Занятия направлены на:
- улучшение понимания речи;
- пополнение активного и пассивного словарного запаса;
- активацию речи при первом уровне речевого развития;
- тренировка связности разговора;
- улучшение артикуляции;
- укрепление памяти и внимания;
- оттачивание мелкой моторики, которая влияет на качество речи и т.п.
При необходимости занятия дополняются медикаментозными препаратами, направленными на улучшение работы центральной нервной системы.
Возможные осложнения
Без своевременной коррекции ОНР любой степени может стать причиной проблем с обучением в школе. У ребенка нередко возникают дисграфия, дислексия и другие сходные расстройства, которые значительно снижают успеваемость.
Профилактика
Постановка диагноза ОНР у ребенка не говорит, что это нарушение нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, выполнение всех рекомендаций логопедов и врачей нередко обеспечивает хороший результат, при котором речь малыша становится связной и понятной плоть до полного соответствия возрастной норме. Сопутствующие нарушения в этом случае также корректируются.
Профилактика ОНР у детей – это, в первую очередь, выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, родов и первых лет жизни малыша, снижение риска травм и регулярные развивающие занятия, разговоры с ребенком, чтение книг. Важно также своевременно обратиться к специалисту при первых признаках нарушений речи.
Если у Вас возникли сомнения по поводу речи Вашего малыша, не стоит беспокоиться раньше времени. Врачи и логопеды клиники «СМ-Доктор» проведут необходимые тесты и диагностику, а также при необходимости составят программу коррекционных мероприятий.
Врачи:
Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)
Общее недоразвитие речи (ОНР) — самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.
Недоразвитие речи
Термин «общее недоразвитие речи (ОНР)» является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога. Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)
Классификация
По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:
- ОНР 1 уровня — отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
- ОНР 2 уровня — начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
- ОНР 3 уровня — появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
- ОНР 4 уровня — речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.
Диагностика и лечение
Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи.
На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии — первоочередная задача — это развитие фонематического слуха.
Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.
При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.
ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).
Существует три уровня ОНР.
Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.
Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.
ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Диагностика общего недоразвития речи
Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.
Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве
Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.
Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.
ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при котором уровень речевого развития ребенка отстает от возрастной нормы: у детей нарушено звукопроизношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы по количественным и качественным показателям, страдает связная речь. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Уровни ОНР
ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые — «безречевые дети») или наличием элементов речи: словарный запас таких детей состоит из звукоподражаний и лепетных слов. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот. Фразовой речи нет. В речи преобладают слова из 1 – 2 слогов.
ОНР 2 уровня (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще.употребительные слова. В речи детей с ОНР присутствует фраза из двух, трех слов, но связи между словами грамматически не оформлены. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке); ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки, «дв кафи» — два шкафа); отсутствие согласования прилагательных с существительны.ми, числительных с существительными. Предлоги во фразе ребенок чаще всего пропускает, реже произносит простые предлоги или их лепетные варианты. Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трех и более слогов. Дети c ОНР нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ чаще сводится к перечислению увиденных событий и предметов.
ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Дети пользуются в основном простыми предложениями, при этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения.
Дошкольники с ОНР неправильно употребляют формы множественного числа существительных, смешивают падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуют существительные с прилагательным, числительные с существительным. Отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов. Словарный запас достаточен в рамках бытовой повседневной ситуации. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, например «экскурсовод проводит экскурсию».
Дети с трудом выделяют первый и последний звук в слове, что в дальнейшем будут служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Хотя дети с ОНР пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета.
IV уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи.
Коррекция общего недоразвития речи
Работу с ОНР ведет логопед на индивидуальных занятиях.
При поступлении ребёнка в детское логопедическое отделение проводится углублённое первичное обследование логопедом.
Под общим недоразвитием речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) в логопедии понимается такая форма речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексического состава, грамматического строя речи).
Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии, заикании и др. нарушениях.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.
При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие, коррекция, компенсация, развитие, «обучение», «воспитание», «коррекционно-развивающее обучение» и др.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением.
Дети с тяжелыми нарушениями речи и некоторые виды речевых нарушений:
Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (нарушение тголоса, нарушение фонации, вокальные нарушения).
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Логоневроз – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.
Дислалаия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алалаия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Итак, общее недоразвитие речи ( дети с тяжелыми нарушениями речи ) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте. |
В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребёнка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня:
Общее недоразвитие I уровня;
Общее недоразвитие II уровня;
Общее недоразвитие III уровня.
Дети с тяжелыми нарушениями речи — I,II, III уровня
Дети с тяжелыми нарушениями речи I уровня. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимики.
Дети с тяжелыми нарушениями речи II уровня. Речевая активность ребёнка возрастает. Общение осуществляется посредством искажённого и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов. Дети могут ответить на вопросы, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от условно-возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. (книга лежит на столе – «кига идит то»). Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. («дупа» — рука, «пат ника» — пять книг , «клубника» — кукика)
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков («Сяпоги», «сюба», «сяйник», «сяпля»). У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Воздействие на ребёнка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.
Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.