Уровень развития ребенка

Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают они новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г. Ананьев характеризует как «восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином «обучаемость». Н.А. Менчинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Итак, обучаемость — это способность человека к научению. Обучаемость — это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности. Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны.

Умственное развитие — это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью. Умственное развитие повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой.

Для выявления обучаемости необходим только обучающий эксперимент. Уровень обучаемости учащихся часто не совпадает с успеваемостью. Успеваемость — это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в пятибалльной системе.

Тщательного изучения и выяснения причин требуют все случаи неуспеваемости и второгодничества. Учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной (учебной) программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами.

Различают следующие группы неуспевающих школьников:

педагогически запущенные дети;

умственно отсталые дети, перенесшие заболевания во внутриутробном периоде своего развития, при рождении или в самом раннем возрасте, которое остановило нормальное развитие головного мозга;

ослабленные дети, которые под влиянием заболевания быстро теряют работоспособность, воспринимают учебный материал лишь в течение 20-30 минут, а на последних уроках работать совсем не могут.

Продуктом учебной деятельности является не только изменения уровня обучаемости и сформированности учебной деятельности, но и усиление общего развития ребенка, и в частности его умственного развития. Н.А. Менчинская связывает понятие умственного развития с понятием обучаемости. З.И. Калмыкова ведущим показателем умственного развития считает экономичность и самостоятельность мышления.

Вопросы психического развития младших школьников в учебной деятельности глубоко изучались Л.В. Занковым и его сотрудниками. Л.В. Зан­ков выделяет три линии развития: развитие деятельности, наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Основная идея системы Л.В. Занкова состоит в том, что если учебно-воспитательный процесс будет наиболее эффективным для общего развития школьников, то он будет и важной основой сознательного и прочного усвоения знаний.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Уровень развития ребенка

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Уровень развития ребенка

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Уровень развития ребенка

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Уровень развития ребенка

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Уровень развития ребенка

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Уровень развития ребенка

Уровень развития ребенка

Уровень развития ребенка

Уровень развития ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Уровень развития ребенка

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост — мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

Уровень развития ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

Уровень развития ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Ученые расходятся во мнениях о точном количестве стадий психологического развития ребенка. В 1936 году швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, описывающую четыре основных его этапа. Другие ученые описывают пять этапов, которые включают младенцев, детей ясельного, дошкольного, школьного возраста и подростков.

Неспособность достичь некоторых вех может сигнализировать о нарушениях развития. Из-за методов скрининга, используемых специалистами, много людей с отклонениями в развитии получают диагноз к тому времени, когда они достигают подросткового возраста. Имея это в виду, развитие ребенка можно разделить на пять этапов, у каждого из которых свои особенности и закономерности психологического развития.

Младенчество (от рождения до года)

В течение первого месяца жизни новорожденные автоматически реагируют на внешние раздражители. Другими словами, новорожденный повернет голову к руке матери, когда она погладит его по щеке, или схватит палец, если он будет положен ей в руку.

Новорожденный видит предметы крупным планом, распознает определенные запахи, улыбается или плачет, чтобы указать на необходимость, и двигает головой из стороны в сторону. Новорожденные могут иметь такие виды нарушения развития, как расщелина позвоночника или генетические нарушения.

Уровень развития ребенка

Младенцы быстро развивают новые способности в первый год жизни. От трех до шести месяцев младенец контролирует движения головы, сводит руки вместе. К шести-девяти месяцам ребенок сидит без поддержки, лепечет и откликается на свое имя. В возрасте от девяти до двенадцати месяцев ребенок берет предметы, ползает и даже стоит с опорой.

Замедленное развитие у младенцев – признак синдрома Дауна или других нарушений. В задачи доктора входит раннее выявление расстройства развития детей.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

Дети учатся ходить без посторонней помощи, подниматься по лестнице, прыгать на месте. Они могут держать карандаш, рисовать круг, складывать один блок поверх другого, использовать короткие предложения и даже следовать простым инструкциям.

Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют проходить диагностику на аутизм в возрасте от 18 до 24 месяцев.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

В возрасте от трех до пяти лет дети совершенствуют свои моторные навыки. Они умеют бросать мяч над головой, прыгать, стоять на одной ноге десять секунд или дольше, одеваться и рисовать человека с чертами лица.

Церебральный паралич может появиться на этой стадии развития. Поэтому психологическая характеристика развития должна быть проведена на этом этапе.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Дети в этом возрасте способные, уверенные, независимые и ответственные. Отношения со сверстниками, особенно с друзьями того же пола, важны для этих лет. У 12-летних начинают развиваться половые признаки.

Проблемы с концентрацией внимания и легкостью отвлечения могут появиться у детей на этом этапе развития.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

Подростковый возраст – это время разнообразных изменений, вызванных такими факторами, как значительный физический, эмоциональный и когнитивный рост, новые ситуации, обязанности и люди. Часто наблюдаются перепады настроения, депрессия, а еще другие психологические расстройства. Подростки испытывают периоды ускоренного роста.

Уровень развития ребенка

Подростковый возраст – важный период для когнитивного развития, знаменующий переходный период в мышлении и рассуждении о проблемах и идеях. Ребенок получит возможность решать более абстрактные и гипотетические задачи, но это также станет значительным шагом к независимости и эмоциональному развитию.

Важно иметь некоторое представление о процессе развития детей. Это позволит оценить, правильно ли развивается ребенок, понять, что он умеет, а что нет, и более эффективно реагировать на потребности и права каждого ребенка.

Долгие месяцы ожидания и волнений позади, а нелегкий труд и бесконечное терпение молодой мамы, прошедшей через роды, оценены по достоинству. И вот на руках у новоиспеченных родителей оказывается крошечный малыш, который навсегда меняет их жизнь, привнося в нее сотни забот и миллионы радостных моментов. Новорожденный только кажется беспомощным. На самом деле, познакомившись с новым членом семьи поближе, родители понимают, что ребенок в первые недели и месяцы жизни уже многое умеет и еще большему учится.

В течение года из сладко сопящего комочка он превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на своем собственном языке. А еще принимать непростые решения: «Есть или не есть цветную капусту?» Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит!»

Развитие ребенка по месяцам идет очень быстро — день за днем малыш меняется у вас на глазах. Каждый новый навык — большая радость для родителей, но вместе с переменами приходят и новые вопросы:

Стоит ли волноваться, если темпы набора веса снижаются на шестом месяце жизни?

На какие особенности нужно обращать внимание при проведении медицинских осмотров?

Как организовать режим дня малыша, ведь в первые недели жизни он спит 18 часов в сутки, а к 12 месяцам только 1 раз прерывается на дневной сон?

Когда ребенок уже понимает слово «нельзя»?

Чтобы помочь молодым родителям, мы создали календарь развития малыша по месяцам. Он позволит сравнить показатели на весах с нормами, понять, каких достижений можно ждать в первый год жизни ребенка, узнать об особенностях детского здоровья, секретах прикорма и веселых играх, помогающих активному развитию малыша до года.

Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.

Уровень развития ребенка

У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.

Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!

1-й месяц

В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.

2-й месяц

Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.

3-й месяц

Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.

4-й месяц

В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.

5-й месяц

Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.

6-й месяц

Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.

7-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.

8-й месяц

В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.

9-й месяц

Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.

10-й месяц

Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.

11-й месяц

Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.

12-й месяц

Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.

Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

Уровень развития ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

Уровень развития ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом.

Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и

соответствует, допустим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем

предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. «Перед

нами, — писал далее Л.С. Выготский, — два ребенка с одинаковым умственным

возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, а

другой — на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С

точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зрения

ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок

оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его

ближайшего развития» (Выготский Л. С).

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы

у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем

судить об уже завершенных циклах развития. Однако целью образования

является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования

использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы,

находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому,

продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать

немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку

различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда

ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с

помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То,

что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет

Л.С. Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего

развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение

двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те,

которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Л.С.

Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться

не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития

Концепции развивающего обучения.(Общая педагогика. С. 168-195.)

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все

больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Более того, одним из

основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип

развивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в

России. — М., 1994. — С.159-160).

Конкретное отражение проблема закономерностей и принципов

обучения находит в концепциях развивающего обучения, разработанных

отечественными психологами и педагогами. В последнее десятилетие теоретики и

практики отечественного образования уделяют этой проблеме все больше внимания,

посвящая ей научные труды, создавая методические пособия и специальные

программы. Более того, одним из основных принципов реформирования российской

школы провозглашен принцип развивающего образования.

Однако многие педагоги — ученые, учителя и методисты все еще имеют смутные

представления о сущности развивающего обучения, о различных его видах и

формах, о том, что в российской педагогике существует ряд концепций

развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. В этой связи

целесообразно обратиться к их анализу.

Концепция Л.В. Занкова. В конце 50-х гг. XX в. научным

коллективом под руководством Л.В. Занкова было предпринято масштабное

экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и

принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку

дидактической системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее

психическое развитие 1 . Они поставили

задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы

гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при

обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось

создавать путем организации экспериментов, проведение которых изменило бы

существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ

и методов. Экспериментальное обучение носило комплексный характер. Это

выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы,

методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов

дидактической системы» 1 .

Основу системы обучения, по Л.В. Занкову, составляют следующие

обучение на высоком уровне трудности,

изучении программного материала, ведущая роль теоретических знаний,

осознание школьниками процесса учения,

систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению

Л.В. Занкова, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде

всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».

Табл. 1 Профиль развития дошкольников

Уровень развития ребенка Уровень развития ребенка Уровень развития ребенка Уровень развития ребенка

Теперь сделаем несколько важных обобщений.

Для мышления дошкольников характерны:

Уровень развития ребенка

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Профиль развития ребенка

Профиль развития ребенка Всестороннее обследование позволяет составить индивидуальный профиль, который учитывает особенности развития ребенка и служит основанием для разработки индивидуальной терапевтической программы. Профиль развития должен охватывать все

41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника

41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и

От развития ребенка – к развитию науки

От развития ребенка – к развитию науки Параллель между научными трудами Пономарева и Пиаже приводит к любопытным выводам: наблюдается удивительная конвергенция между учеными, творящими в разных частях планеты в одно время, даже если они незнакомы с основными трудами

1.1. Общие закономерности развития ребенка

1.1. Общие закономерности развития ребенка Тем, кто за нас в ответе, Давно пора понять: Мы маленькие дети, Нам хочется гулять! «Приключения Электроника» Детство людей, в сравнении с другими живыми существами, чрезвычайно длинное. Период, когда молодой человек сохраняет

Особенности развития дошкольника

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Этапы психосексуального развития ребенка

Этапы психосексуального развития ребенка Откуда берутся мальчики и девочки?Это самый трудный вопрос воспитания. Поскольку религия всегда причисляла его к греху, он традиционно замалчивается в семье, смущает и детей, и родителей.Из всех тайн, которые мы старательно

§ 12. Стадии культурного развития ребенка

§ 12. Стадии культурного развития ребенка Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,

Программа развития ребенка

Программа развития ребенка Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами.Результаты:• Более ответственные• Более уверенные в

Тест № 14 Уровень развития интуиции

Тест № 14 Уровень развития интуиции КлючI. У вас необыкновенно сильно развита интуиция. Вы обладаете способностью предугадывать многие события, то есть согласно определению «способны постигать истину путем непосредственного ее видения без обоснования с помощью

Тест №14. Уровень развития интуиции

Тест №14. Уровень развития интуиции

Что указывает на уровень развития комплекса Анимуса?

Что указывает на уровень развития комплекса Анимуса? Двойственное отношение к мужчинам (она не может жить ни с ними, ни без них) или общая неуверенность, связанная с отношениями, указывает на 1-ю стадию развития (мужчина как непонятный чужак). На 2-й стадии (мужчина как отец,

Что указывает на уровень духовного и сексуального развития?

Что указывает на уровень духовного и сексуального развития? Вы также можете заметить моменты, которые укажут на уровень сексуального и духовного развития женщины, но обыкновенно они слишком расплывчаты, чтобы можно было сделать выводы, поэтому вам придётся в подходящий

Наивность и уровень интеллектуального развития человека

Наивность и уровень интеллектуального развития человека Наивность связана не с интеллектом человека, а с тем, как он ведет себя в конкретных жизненных ситуациях. Наивный человек склонен чрезмерно упрощать ситуацию, поэтому он не видит тех объективных факторов, которые

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector