Уроки для детей с дцп

Пожалуй, одним из эффективных средств двигательной реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является адаптивная физическая культура.

Цели адаптивной физической культуры при ДЦП — это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Благодаря занятиям физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Методика занятий при ДЦП базируется на следующих принципах:

  • регулярность
  • систематичность и непрерывность занятий
  • индивидуальный подход
  • учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития
  • двигательного навыка ребенка.

Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка.

Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

Тренировка удержания головы.

В положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка — поворотов и присаживания. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед — назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.

Уроки для детей с дцп

Уроки для детей с дцп

Тренировка поворотов туловища.

Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. В положении «на боку» ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия.

Уроки для детей с дцп

Тренировка ползания на четвереньках

Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении «на животе». В положении «на четвереньках» тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках необходимо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями.

Уроки для детей с дцп

Уроки для детей с дцп

Рекомендации разработаны инструктором по ФК Яковлевой А.И.

Современной мировой тенденцией является стремление к социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает формирование новой культуры и образовательной нормы, прежде всего уважения к физически и интеллектуально неполноценным людям, обеспечение достаточных условий для их интеграции в общество. Обозначенная тенденция прежде всего касается лиц со сложными нарушениями психофизического развития,

Дети с «особыми потребностями» — это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги и психологи ждут достаточно долго, дети не дают «обратной связи», как их сверстники нормально развивающиеся вследствие органического поражения головного мозга и как следствие — имеющие нарушение познавательной деятельности. Для того, чтобы узнать, «почувствовать результат», необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы учебного и воспитательного характера. Одновременно с традиционными методами психолого-педагогического воздействия на ребенка, целесообразно использовать метод кинезиологической коррекции, направленный на снятие отдельных симптомов, улучшение развития психических процессов, мелкой и общей моторики, снижение утомляемости, активизации познавательных процессов и тому подобное. Повышению эффективности занятия способствует комплексное использование таких упражнений как:

1) пальчиковая гимнастика;

2) упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия;

Такие дети остро нуждаются в индивидуальной помощи. Только так они могут почувствовать себя комфортно и строить свое самосознание и самооценку, а значит и свою независимость от взрослых. Проблема ранней коррекции имеет огромное значение. Детский организм имеет большую пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой.

У детей с ДЦП есть трудности пространственного анализа и синтеза, нарушение схемы тела, словесного отражения пространственных отношений. Для них движения не только тяжелые для выполнения, но и очень слабо ощутимы, что становится причиной затруднения простых и более сложных форм восприятия. Слабость тактильного восприятия, кинестетики значительно затрудняют последующее усвоение навыков письма.

Дети с ДЦП испытывают большие трудности в познании окружающего мира (сжатые кулачки, ограниченность передвижения), что затрудняет формирование у них предметно-пространственных представлений. Необходимо создать специальное терапевтическое пространство: предметно-развивающую среду, в которой ребенок сможет почувствовать себя уверенным, будет проявлять самостоятельность и независимость. Ведь болезнь не всегда является определяющим фактором в отставании сенсорной деятельности этих детей. Приобретенный частый негативный опыт делает ребенка пассивным. Пассивное отношение к познанию нового доминирует и ребенок отказывается от попыток познания. Упражнения, которые вызывают трудности, обычно игнорируются, хотя определенный интерес присутствует. Важно распознать интерес ребенка и не пропустить его, помочь в выполнении упражнения, возможно, несколько упростив его.

Каждое упражнение имеет двойную цель: актуальное движение ребенка и работа на перспективу. При выполнении упражнений ребенок получает самые разнообразные сенсорные ощущения, накапливает их и ликвидирует сенсорный дефицит, упражнения, развивающие зрительное восприятие составленные из фрагментов разных размеров (длина, высота, ширина), форм и цветов. Тактильные упражнения обеспечивают развитие восприятия фактуры, формы, веса, температуры. Структура каждого занятия имеет конструктивные принципы рабочего материала: слева направо, от простого к сложному и т.д.

Постепенное усложнение материала, например, по дизайну и использованию (вертикальный и горизонтальный варианты материала) позволяют организовывать повторение на одном и том же, но с новой формой;

Последовательное абстрагирование материала от простых начальных функций.

Эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты) атмосфера сотрудничества;

Изменение видов деятельности в течение занятия;

Опора на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;

Закрепление навыков дома на другом материале, в домашних условиях;

Помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с детьми в домашних условиях.

Результативность программы, ожидаемые результаты:

Программа способствует повышению уровня развития познавательных процессов и общих интеллектуальных способностей ученика, развитию коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества, улучшения состояния общей и мелкой моторики.

В процессе занятий у ребенка создается положительный эмоциональный настрой, формируется атмосфера доверия, доброжелательности, позитивного отношения к окружающим.

Цель программы-содействие развитию ребенка, создание условий для реализации ее внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

— развитие речи и формирование навыков общения;

— развитие мелкой моторики;

— развитие психических процессов и пространственных представлений;

— расширение словарного запаса;

— развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и кинестетического (двигательного)

— формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, времени, пространства, а также мышечно — суставного чувства;

— формирование полноценных представлений об окружающем мире;

— развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений;

Целевая группа: ребенок с особыми потребностями, а именно: с ДЦП.

Возраст участников: 6-8 лет

Время программы: учебный год.

Продолжительность занятия: 20-25 минут.

Периодичность занятия: 1 раз в неделю.

Количество занятий: 34

Помещение для занятий: рабочее место ребенка дома, где проходят занятия психолога

Форма проведения: индивидуальная.

Методы и техники проведения: словесные, наглядные, практические, игровые методы и приемы; пальчиковая гимнастика.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является заболеванием, причиной которого служит поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Развитие патологии может произойти у ребенка в период внутриутробного развития, в момент родов или в новорожденном возрасте.

ЛФК для детей с ДЦП является одним из наиболее эффективных средств реабилитации, так как заболевание характеризуется нарушением тонуса мышц. В ходе занятий лечебной физкультурой ребенок обучается контролю над движениями, у него улучшается амплитуда движений и координация. В центре реабилитации Юсуповской больницы опытные ЛФК инструкторы подбирают эффективный комплекс упражнений. Клиника принимает пациентов возраста 18+.

Уроки для детей с дцп

ЛФК при ДЦП: особенности методики

Лечебная физкультура для детей с ДЦП позволяет улучшить состояние больного и справиться с определенными проблемами. ЛФК при ДЦП решает несколько задач:

  • общее укрепление и оздоровление организма;
  • укрепление слабых мышц;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ;
  • развитие координации движений;
  • лечение сопутствующих нарушений, таких как нарушение подвижности позвоночника или его искривление;
  • обучение больного бытовым умениям и самообслуживанию;
  • познание элементарной трудовой деятельности.

Важно начинать ЛФК занятия при ДЦП после рождения, так как в данном случае возрастает вероятность того, что поврежденная нервная система сможет выполнять свои функции.

Инструкторы подбирают комплексную терапию при ДЦП, которые помогут стимулировать его двигательную активность.

ЛФК при ДЦП: комплекс упражнений

Комплексы ЛФК при ДЦП разрабатываются для пациентов центра реабилитации Юсуповской больницы с учетом индивидуальных особенностей. Однако в каждый комплекс упражнений для реабилитации детей с ДЦП входят упражнения:

  • для стимуляции активности;
  • для улучшения динамики движений;
  • для расслабления мышц;
  • упражнения в положениях: сидя, лежа;
  • для снижения примитивных рефлексов;
  • упражнения на тактильные и зрительные ощущения. Дети с данным диагнозом имеют недостаток силы восприятия;
  • занятия для нормализации дыхания;
  • занятия в игровой форме.

Занятия ЛФК при ДЦП необходимо осуществлять в течение нескольких лет для получения положительных результатов. При своевременном обращении родителей к специалистам шанс на хорошее будущее существенно увеличивается.

В Юсуповской больнице ЛФК инструкторы объясняют родителям цель и задачи реабилитации, эффективность тех или иных упражнений, включенных в комплекс. При обращении в Юсуповскую больницу родители могут получить психологическую помощь и в рамках реабилитации обучиться основам взаимодействия с ребенкам.

Индивидуальный комплекс ЛФК при ДЦП в Юсуповской больнице

Юсуповская больница является современным медицинским учреждением, в состав которой входит несколько клиник и центров. Специалисты центра реабилитации помогают пациентам при различных заболеваниях. На базе данного подразделения разрабатываются эффективные комплексы ЛФК при ДЦП для укрепления детского организма, развития двигательной активности и других физиологических функций, формирования навыков самообслуживания и помощи в решении бытовых проблем.

Юсуповская больница обладает техническими возможностями для обследования, лечения и реабилитации детей с ДЦП, так как медицинское учреждение оснащено современным европейским оборудованием. Комфортное пребывание пациентов и психологическую поддержку родителей обеспечивает доброжелательный персонал Юсуповской больницы.

Занятия ЛФК при ДЦП в Юсуповской больнице осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • ЛФК при ДЦП — комплекс упражнений выполняется систематически, между занятиями отсутствуют продолжительные перерывы;
  • физическая нагрузка увеличивается постепенно;
  • при реабилитации пациента специалист учитывает возраст ребенка, эмоциональное состояние и стадию развития патологии;
  • при составлении комплекса упражнений отсутствует ориентация на других пациентов, так как индивидуальный подход позволяет достичь наиболее серьезных результатов;
  • в ходе ЛФК занятий осуществляется коррекционно-воспитательная работа.

Реабилитация при ДЦП является тяжёлым трудом для самого ребенка, его родителей и врачей-реабилитологов. Квалифицированные инструкторы ЛФК Юсуповской больницы имеют большой опыт в восстановлении. Предварительная запись пациентов осуществляется по телефону Юсуповской больницы.

Бобат терапия (методика Берты и Карла Бобат) – это современная реабилитационная методика, позволяющая восстановить тонус мышц, возобновить моторную функцию двигательного аппарата и развить мелкую моторику рук. Методика Бобат направлена на восстановление нервных клеток путем как физических, так и мыслительных упражнений. В наше время данная методика широко применятся в целях реабилитации после инфаркта и инсульта у пациентов разных возрастов, а также для лечения детей с церебральным параличом.

Команда врачей центра реабилитации Юсуповской больницы, основываясь на последних достижениях медицины, разрабатывает план лечения по индивидуальным показаниям каждого пациента. Благодаря современному техническому оснащению нашей больницы, любая применяемая методика дает наилучший результат.

Уроки для детей с дцп

Принципы

Система Бобат терапии заключается в восстановлении двигательных функций человека путем стимуляции мышц, расширения амплитуды суставов, замещая патологические рефлекторные движения естественными для моторики человека. Регулярные занятия Бобат терапией с профессиональным инструктором помогают достичь следующих результатов:

  • возобновить утраченную двигательную активность после пережитых травм головного мозга, инсульта или инфаркта;
  • научиться самостоятельно осуществлять за собой уход, выполнять ежедневные рутинные обязательства;
  • стимулировать правильное восприятие собственного тела;
  • возобновить рефлексы в естественной амплитуде;
  • избавиться от патологического спастического синдрома;
  • нормализировать общий тонус всей группы мышц, привести в порядок собственное тело;
  • предупредить развитие контрактур и деформаций;
  • закрепить результат проведенного лечения.

В центре реабилитации Юсуповской больницы работают профессиональные врачи, главной задачей которых является помочь пациенту с любым диагнозом эффективно пройти курс реабилитации. Команда специалистов, основываясь на многолетнем опыте работы, мотивируют наших пациентов к выздоровлению, обеспечивая надлежащие условия для их скорейшего восстановления.

Показания и противопоказания к применению терапии

Данная методика разработана для лечения большого количества врожденных или приобретенных заболеваний, в число которых входят:

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • патологии развития позвоночного столба;
  • врожденные дефекты бедра;
  • двигательная дисфункция у детей с пороками развития;
  • задержка развития;
  • перенесенный энцефалит, инсульт, инфаркт, полиомиелит;
  • нарушение опорно-двигательной функции вследствие механического или электрического воздействия;
  • синдром мышечной гипотонии;
  • пирамидная недостаточность;
  • дискинетический синдром.

Несмотря на широкий спектр действий Бобат терапии, существует ряд противопоказаний к ее применению. Использование данной методики при условии наличия следующих патологий должно быть предварительно оговорено с лечащим врачом. Противопоказаниями к проведению Bobath терапии являются:

  • инфекционные и вирусные заболевания, сопровождающиеся лихорадкой;
  • психоэмоциональные расстройства, негативно влияющие на поведение пациента;
  • острые воспалительные процессы;
  • недавнее оперативное вмешательство;
  • эпилепсия.

Основные положения системы

Лечение посредством Бобат терапии предполагает постепенную адаптацию пациента к нормальному образу жизни без физического дискомфорта. Основными принципами методики Бобат как для взрослых, так и для детей, являются:

  • безболезненность. Любые упражнения не должны доставлять никакой боли или дискомфорта. Боль — это тревожный сигнал организма, и ее нельзя игнорировать;
  • постоянный контроль со стороны инструктора и лечащего врача. Ни один метод реабилитации не будет действовать, если он выполняется неправильно. Специалисты по Бобат терапии в Юсуповской больнице внимательно следят за корректным выполнением всех упражнений, поддерживая и мотивируя пациента к дальнейшей работе;
  • регулярность. Бобат терапия при ДЦП и других пороках развития должна выполняться круглогодично и ежедневно. Только постоянная практика даст ожидаемый результат;
  • индивидуальный план лечения. Индивидуальный подход к пациенту является ключом к скорейшему выздоровлению, так как реабилитационные мероприятия должны выполняться исходя из потребностей и динамических возможностей конкретного пациента;
  • раннее начало лечения. Своевременно начатая реабилитация минимизирует риски развития побочных осложнений или прогрессирования заболевания, особенно этот пункт касается детей с патологиями развития. Методика Бобат при ДЦП должна выполняться как можно раньше, однако после обязательной консультации с врачом;
  • разнообразие упражнений и их динамика. Бобат терапия для взрослых, так же как и для детей, должна проводиться с постепенным усложнением упражнений. Благодаря разноплановому развитию всех групп мышц процесс лечения или реабилитации проходит быстрее и эффективнее.

Комплексная реабилитация и ее концепция

Наряду с Бобат терапией, врачи также часто рекомендуют совмещать данную практику с методом Войта. Концепцией данной методики является попеременная стимуляция определённых зон на теле человека, отвечающих за естественные рефлекторные моторные реакции организма. Существует 10 таких зон, каждая из которых отвечает за определённое рефлекторное движение. Метод выполняется очень медленно, что помогает достигнуть большего эффекта. В комплексе с Бобат терапией реабилитация проходит успешнее и быстрее, однако прежде чем начать выполнение любой из методик необходимо проконсультироваться с врачом.

Где пройти реабилитацию в Москве

Своевременно начатая реабилитация является ключом к скорейшему восстановлению, поскольку, упустив момент, возобновить двигательные функции организма в будущем будет гораздо сложнее. Команда специалистов-реабилитологов Юсуповской больницы работают с пациентами с разными диагнозами, что гарантирует грамотный индивидуальный подход к каждому человеку. Записаться на предварительную консультацию к специалисту можно по телефону Юсуповской больницы, либо обратившись к врачу-координатору на нашем сайте.

Лечение детского церебрального паралича предусматривает выполнение реабилитационных мер, направленных на формирование навыков самообслуживания и максимальную адаптацию детей в социуме. С этой целью разработаны специальные корректирующие ДЦП программы, обеспечивающие борьбу с устранением наиболее тяжелых проблем у детей с таким заболеванием.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП носит комплексный характер. Она не может ограничиться исключительно медикаментозной терапией. Большую роль в адаптации и коррекции ребенка играют ДЦП упражнения, проведение специальных занятий с дефектологом, психотерапевтом, логопедом, лечебные массажи.

Сложности обучения детей с ДЦП

Физические и психические ограничения не позволяют детям с таким диагнозом полноценно освоить опыт предыдущих поколений. Но современная педагогика отвергает идею о существовании полностью необучаемых детей и руководствуется принципом педагогического оптимизма.

Обучение детей с ДЦП сопряжено со следующими трудностями:

  • замедленность и несформированность двигательных навыков и умений;
  • неконтролируемые движения конечностей, головы, гримасы лица, усиливающиеся при волнении и напряжении;
  • тремор рук, затрудняющий процесс письма, рисования и выполнения других подобных заданий;
  • ослабленное внимание, плохая память;
  • неравномерный характер работоспособности – период активности резко сменяется ярко выраженной апатией и неприятием;
  • психическая нестабильность, проявляющаяся внезапными вспышками агрессии, отказом от общения, повышенной тревожностью;
  • нарушения зрения и слуха.

При некоторых формах заболевания пациенты сохраняют свои интеллектуальные способности, но в целом работа с детьми с ДЦП требует иных подходов, чем обучение их нормотипичных сверстников.

Упражнения лечебной физкультуры

Выполнение упражнений при ДЦП является важной составной частью программы реабилитации. Они обеспечивают воздействие на очаги поражения в головном и спинном мозге, стимулируют развитие двигательной активности, восстанавливают нормальную деятельность структур мозга.

Упражнения для детей с ДЦП:

  • улучшают питание тканей;
  • нормализуют координацию движений;
  • восстанавливают чувствительность мышц;
  • укрепляют позвоночник;
  • формируют сгибательные и разгибательные позы;
  • тренируют выносливость и улучшают работоспособность;
  • помогают научиться ходить, приседать, развивают мелкую моторику руки.

Уроки для детей с дцп

Упражнения для детей с ДЦП следует начинать как можно раньше. Курс состоит из 30-40 сеансов и выполняется под руководством специалиста. В компетенцию специалиста входит расчет нагрузки с учетом состояния ребенка и разработка программы упражнений. Это могут быть упражнения на растягивание, укрепление и расслабление мышц. Такая работа с детьми с ДЦП проводится на протяжении всей жизни ребенка, с периодическим повторением лечебных сеансов.

Работа с детьми с ДЦП предусматривает присутствие родителей на занятиях. Это необходимо по нескольким причинам. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, закреплять посильные упражнения в домашних условиях, а также получают эмоциональную разрядку, наблюдая за успехами детей.

Занятия с ДЦП предусматривают также выполнение различных упражнений на сенсорном мяче. Они способствуют избавлению от мышечных зажимов, растяжению позвоночника, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.

Обучение сенсорному восприятию

Участие детей в ДЦП программах включает выполнение упражнений и методик на развитие тактильных, зрительных, слуховых ощущений, а также формирование представлений об окружающем мире, развитие речи, обогащение словарного запаса ребенка.

Занятия ДЦП с целью обучения сенсорному восприятию предусматривают выполнение следующих заданий:

  • «Разложи предметы по цвету»;
  • ознакомление с геометрическими фигурами – обведение их пальцем, рисование фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение по трафаретам;
  • построение башен-домиков для знакомства с понятиями «большой-маленький», «широкий –узкий».;
  • упражнения с флажком и мячами для изучения понятий «близко», «далеко», «справа», «слева»;
  • рассматривание, изучение и ответы на вопросы по тематическим картинкам для определения пространства, изменений времен года, смены дня и ночи;
  • развитие слухового внимания – «Угадай, кто кричит», «На каком инструменте играют»;
  • формирование изобразительной деятельности – обучение изображению круга, треугольника, горизонтальных и вертикальных линий.

Уроки для детей с дцп

Занятия с детьми с ДЦП также предусматривают выполнение упражнений на формирование мелкой моторики руки. Доказано, что уровень мелкой моторики напрямую связан с уровнем развития речи. Среди упражнений можно рекомендовать нанизывание бусинок на веревочку, плетение косичек из шнурков и лент, бисероплетение.

Поскольку большинство детей с ДЦП имеют проблемы с речью, важная часть обучения – это логопедическая работа, вербальное и невербальное общение, а также тренировка слуха.

Важная часть обучение детей с ДЦП – это формирование у них навыков самообслуживания. При этом учитывают уровень двигательных возможностей ребенка. Бытовые умения и навыки (самостоятельный прием пищи, гигиенические процедуры, одевание и раздевание) формируются в пассивно-активной форме с постепенным снижением роли взрослого в управлении процессом.

При заполнении формы «Получить консультацию» внимательно проверьте правильность написания своей электронной почты и номера телефона.

В этой новости мы расскажем, как нас найти.

Как меняется процесс лечения в центрах «Первый шаг», и как это отражается на пациентах. Расскажем в нашей новости!

Написать статью меня побудил разговор двух родителей особенных детей. Его смысл заключался в том, что одна мама убеждала другую поехать к доктору «известная фамилия», потому что «он ставит на ноги даже безнадежных детей». В конце концов убедила. Они собрали деньги и чемоданы, взяли в охапку детей и отправились искать счастье здоровье. Как оказалось, популярный врач принимает только после платной консультации (весьма недешевой), а на лечение берет далеко не каждого ребенка (как правило, самые «легкие» случаи). Причем принимает он на дому без медицинской лицензии. В итоге одной маме отказали, а вторая прошла курс дорогостоящей реабилитации с весьма посредственными результатами. Посвятив совсем немного времени изучению отзывов об этом специалисте, они выяснили, что негативных среди них было ничуть не меньше, чем положительных. Правда в официальной группе этого врача их удаляли для создания исключительно положительного образа. «Волшебная пилюля», увы, оказалась пшиком.

«Хорошая у него реклама» — подумал я. Поток желающих не угасает со временем, и даже сарафанное радио не в силах открыть людям глаза на истинную природу его деятельности. Почему же так происходит? Потом мне вспомнилась тема, которая несколько лет назад была очень популярна в интернете – спреи от ДЦП (и еще много от чего). Наверное, и вам писали личные сообщения «простые мамочки», которые испытали на себе и своих родственниках чудодейственные свойства этих спреев. Ими якобы можно было вылечить все что угодно: потерю зрения, язву, церебральный паралич, диабет и даже рак! Согласитесь, сейчас сложно в это поверить. Однако тогда была развернута очень широкая рекламная компания – каждая вторая публикация в VK была посвящена отзывам родителей или рассказам «титулованных» врачей о невероятном открытии. На проверке выяснилось, что эти спреи распространяются по принципу сетевого маркетинга, а отзывы записывают их распространители, которым нужно «втюхать» побольше балончиков. Нечего и говорить о результатах применения этих спреев. Нечего потому, что результатов – ноль.

К большому сожалению, находились те, кто верил в вездесущую рекламу. Кого-то ввели в заблуждение этим недобросовестным маркетингом. Кто-то поверил из-за того, что уже попробовал все остальные доступные способы излечиться. Люди, которые находятся в тяжелом и безвыходном положении, цепляются за каждый шанс, за любую надежду на выздоровление. Такова наша психология.

У меня пока еще нет детей, но о ДЦП я знаю не понаслышке: уже не первый год каждый день я встречаю десятки мальчиков и девочек с неврологическими проблемами. Каждый из них для меня особенный, но не из-за диагноза, а потому что они — личности, со своими интересами, страхами и желаниями. Я много общаюсь с ними и с их родителями, пытаюсь понять, какой путь они проходят.

Надо сказать, что представления о реабилитации детей с ДЦП на постсоветском пространстве и в развитых странах отличаются.

У нас принято считать, что лечение ДЦП заключается в том, чтобы устранить поломку, которая привела к заболеванию. Если причина ДЦП кроется в поражении тканей мозга, то нужно в обязательном порядке «помогать» мозгу, пытаясь «залатать» место поражения, назначая препараты, содержащие вытяжки мозга свиней и коров, обязательно «улучшать» кровообращение и сдабривать клетки мозга витаминами. Ну а физические методы реабилитации заключаются только в том, чтобы улучшить/развить нарушенную двигательную функцию, и включают в себя назначение массажа для снятия мышечного тонуса, пассивной гимнастики, дети постарше занимаются ЛФК с инструктором.

исследование, которое помогает отделить зерна от плевел).

Мы признаем тот факт, что нет двух одинаковых детей с ДЦП. Даже если поражение абсолютно одинаковое и возможности движения тоже абсолютные одинаковые, скорее всего, это будут дети с разным темпераментом и с разными условиями жизни. Один будет жить в многоквартирном доме с пандусом, и для него приоритетным будет держать равновесие, дотягиваясь до кнопки лифта, или снять трубку домофона и открыть дверь, а другой — в частном доме, где актуальным будет научиться держать равновесие, проходя через мамин огород, и забираться по лестнице на второй этаж дома, например.

  1. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Занятия со специалистами курсами очень важны, но будут малоэффективны, если не закрепляются каждый день. Реабилитация — это в первую очередь труд родителей, задача специалистов — создать программу и обучить родителей выполнять те задачи, которые они могут выполнять в повседневной жизни, не будучи специалистами.

Хочу привести прекрасный пример из книги «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам» /Е. В.Семёнова, Е. В. Клочкова, А. Е. Коршикова-Морозова, А. В. Трухачёва, Е. Ю. Заблоцкис. Стр. 294–297:

«Настя, двухлетняя девочка со спастической диплегией GMFCS II.

Сейчас Настя учится стоять у опоры и ходить вдоль опоры. Если считать, что «полезное» время вмешательства для Насти — только время контакта со специалистом, то мы получим следующее:

1–2 часа в день девочка будет заниматься упражнениями, направленными на улучшение стояния у опоры и обучение ходьбе вдоль опоры. Возможно, будут еще какие-то процедуры (массаж, физиотерапия (электролечение), костюмы и т.д.), но, как мы уже говорили, их эффективность сомнительна, поэтому их можно не считать. Возможно, будут еще 30–40 минут стояния в вертикализаторе. В сумме получаем максимум 3 часа. Остальное время Настя будет функционировать так, как она сейчас может, то есть играть, сидя на полу в положении W, ползать на четвереньках, самостоятельно вставать у опоры, подтягиваясь руками.

В чем же проблема? Во-первых, при длительном нахождении в позе «W» Настя рискует приобрести специфическую деформацию бедра: при внутренней ротации бедер и их приведении нарушается взаимоотношении головки и шейки бедра с осью тела бедренной кости. Во-вторых, девочка не будет развивать реакции равновесия и ротацию туловища, так как в позе «W» таз наклонен назад, туловище «выключено» из поддержания равновесия, а ротация невозможна. В-третьих, Настя рискует закрепить наклон таза назад, что будет мешать ей сидеть в правильной позе — сидение с «круглой» спиной, что, в свою очередь, будет ограничивать использование рук и развитие дотягивания и мелкой моторики. И наконец, поза «W» будет способствовать закреплению подошвенного сгибания в голеностопном суставе — в вертикальной позе это приведет к опоре на передний отдел стопы. Когда девочка самостоятельно встает около опоры, то обычно она «ложится» на опору, опирается на носочки и переразгибает колени. Это происходит из-за того, что часто Настя встает, опираясь на диван, а диван низкий и на него удобно прилечь, обеспечив себе максимальную площадь опоры. Кроме этого, при переходе из позы на четвереньках в позу стоя у опоры девочка подтягивается обеими руками. В этом случае происходит активация сгибательных паттернов и опора на всю стопу становится затрудненной. При опоре на передние отделы стопы и перемещении центра тяжести вперед (опора на диван!) происходит биомеханически закономерное переразгибание в коленных суставах. Все это приводит к риску закрепления опоры на передние отделы стоп и рекурвации коленных суставов, что будет значительно влиять на последующий образец походки.

Если мы примем новый взгляд на вмешательство и подумаем о повседневной жизни Насти как о дополнительном ресурсе для обучения движению, формированию правильных образцов движений, новых двигательных навыков и профилактике костно-мышечных осложнений, то мы получим следующую стратегию:

  1. Необходимо ограничить сидение в позе «W» в течение дня. При этом Насте нужна приемлемая поза для самостоятельной игры на полу! Для этого можно использовать простое и эффективное приспособление (см. рисунок ниже).

В заключение: я не придумываю каких-то своих авторских методик, не провожу исследований препаратов и не продаю их. Я не берусь оценивать действия наших врачей и родителей, которые выбирают другой путь. Я просто перевела на русский язык исследования методик лечения ДЦП по правилам доказательной медицины (с предоставлением ссылок на эти исследования), европейский консенсус по лечению детей с ДЦП, рекомендации крупных клиник и делюсь ими. Также в этой статье использованы материалы мощнейших передовых реабилитологов нашей страны, которые имеют потрясающие успехи в своей работе и также опираются на опыт и разработки развитых стран (пример про девочку Настю).

Если вам не близки принципы доказательной медицины, ради Бога, лечитесь так, как вам нравится. Я уважаю выбор и мнение каждого, но для себя решила, что участвовать в большом неконтролируемом эксперименте над чужими детьми не могу по внутренним убеждениям. Как только появится лекарство от ДЦП с доказанной эффективностью и безопасностью, я первая же начну назначать его детям.

Уроки для детей с дцп

ЛФК для детей с ДЦП оказывает общеукрепляющий эффект, улучшает питание всех тканей, восстанавливает координацию, укрепляет мышцы, позвоночник и т.д. Каждый курс ЛФК при ДЦП – это шанс для ребёнка научиться ходить, приседать, пользоваться руками.

Записаться на прием

Зачем ЛФК детям с ДЦП

Многие родители деток с ДЦП уверены, что детский церебральный паралич – это приговор: в лучшем случае ребёнок будет существовать в инвалидном кресле, ведь при такой тяжёлой патологии мозга нарушаются двигательные функции, страдает интеллектуальное развитие, речь. Но реальная практика доказывает обратное. Терпение родителей и грамотное лечение могут поставить больного ребёнка на ноги, сформировать необходимые двигательные навыки и адаптировать к полноценной жизни.

В НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» собран широкий спектр передовых методик, направленных на реабилитацию детей с ДЦП. Детские специалисты самого различного профиля слаженно работают над проблемой. Лечение предлагается комплексное. С одной стороны, воздействуем на очаги органического поражения в головном и/или спинном мозге и восстанавливаем нормальную деятельность структур мозга, отвечающих за развитие моторики. С другой стороны, активно стимулируем становление правильных двигательных навыков. Для каждого малыша в отдельности мы имеем возможность подобрать оптимальную схему лечения. Но лечебная физкультура в процессе реабилитации детей с ДЦП неизменно остается на первых ролях.

ЛФК для детей с ДЦП оказывает общеукрепляющий эффект, улучшает питание всех тканей, восстанавливает координацию, укрепляет мышцы, позвоночник и т.д. Каждый курс ЛФК при ДЦП – это шанс для ребёнка научиться ходить, приседать, пользоваться руками.

Когда нужно начинать заниматься ЛФК при ДЦП

Раньше считалось, что ЛФК с детьми инвалидами нужно заниматься с 3-х лет. Современные реабилитологи приходят к выводу, что начинать ЛФК для детей с ДЦП следует значительно раньше. Это действительно дает возможность избавиться от паралича. С возрастом у детей с ДЦП из-за специфического тонуса мышц, нарушенной координации формируются неверные двигательные навыки. Главная задача ЛФК для ДЦП – разрушить неправильные стереотипы движения и создать новые. Поэтому начинать стоит как можно раньше. В 3 месяца смело можно проводить первые занятия ЛФК для детей с ДЦП.

Уроки для детей с дцп

Уроки для детей с дцп

Виды ЛФК для детей с ДЦП и их польза

Не существует единого алгоритма реабилитации детей, больных детским церебральным параличом. Поэтому хорошо, когда есть возможность выбора из множества методик и направлений, чтобы для конкретного малыша найти оптимально работающий подход. Задать вопрос

Комплекс ЛФК при ДЦП в Центре «Дети Индиго» может включать:

  • лечебную гимнастику под контролем сертифицированного инструктора ЛФК;

Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП помогает снять напряжение и восстановить чувствительность мышц, улучшает состояние нервной ткани, укрепляет позвоночник, тренирует у ребёнка выносливость – в целом способствует, чтобы двигательная активность становилась более скоординированной и управляемой.

Важно!

Комплекс ЛФК при ДЦП обязательно проводить под наблюдением сертифицированного специалиста. Он рассчитает нагрузку и подберет упражнения на растягивание, укрепление и расслабление.

  • массаж рефекторно-сегментарный, общий медицинский детский. Массаж укрепляет мышцы, снимает спазмы, благотворно сказывается на состоянии нервной системы, улучшает кровоснабжение, формирует сгибальные/разгибательные навыки, правильные позы и т.д.
  • кинезиотерапия и Бобат-терапия — оттачивает верные двигательные рефлексы, преобразуя их в навыки, приближенные к нормальным, формирует правильную мышечную память;
  • занятия на новейших роботизированных тренажёрах с обратной биологической связью для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию.

Сверхточные механизмы не просто тренируют мышцы, но непрерывно отслеживают правильность выполняемых движений и в игровой форме показывают ребенку мгновенную обратную связь. Это дает возможность маленькому пациенту тут же скоординировать свои действия. Двигательные навыки формируются быстрее, тело быстрее обретает правильную мышечную память, процесс выздоровления ускоряется в разы.

Каждое из этих направлений обладает своими преимуществами, а действуя в комплексе и под наблюдением слаженной команды врачей Центра «Дети Индиго», они ускорят реабилитацию ребенка с ДЦП.

Длительность курса ЛФК для детей с ДЦП

Лечение ДЦП будет продолжаться всю жизнь. Родителям таких деток нужно набраться терпения. Самые сложные первые пять лет. До трех лет комплекс ЛФК при ДЦП нужно проводить каждые три месяца, чтобы формировать у ребёнка правильные умения. Курс состоит из 30 – 40 сеансов. После трёх лет ЛФК для детей инвалидов проводят каждые полгода. Регулярная и непрерывная реабилитация поможет физическому и психическому развитию ребёнка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к миру.

Эффективная программа лечения ДЦП всегда индивидуально учитывает клиническую картину и предполагает комплексный подход. В помощь ЛФК для ДЦП в Центре «Дети Индиго» применяют новейшие физиопроцедуры, призванные устранить спазм мышц, восстановить иннервацию, активизировать зоны ЦНС, отвечающие за моторное развитие и координацию.

Лечение ДЦП в Челябинске в Центре Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» Сколько стоит

Помимо ЛФК в Центре «Дети Индиго» могут рекомендовать для лечения ДЦП развивающие методики:

  • бобат – терапия;
  • тренировки на кинезотренажере «Экзарта»;
  • занятия на балансирующей доске д-ра «Бельгоу».

Для успешного лечения ДЦП важно восстановить правильную работу мозга. В этом помогут методы аппартного лечения:

Цель занятия: развитие познавательной сферы и двигательной активности детей с ДЦП.

Развитие речевой активности;

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие устойчивости и концентрации внимания;

Развитие мелкой и крупной моторики рук;

Снятие гипертонуса мышц;

Развитие двигательных навыков;

Формирование графических навыков;

Развитие творческих способностей, навыков рисования.

Бланки к упражнению «Путаница», «Веселые лица»

Магнитная доска, набор магнитных деталей «Буратино»;

Ход занятия

Приветствие

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)

Основная часть

Упражнение «Это я»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

Упражнение «Веселые лица»

Ребенку предлагается дорисовать нос и волосы там, где их не достает.

Уроки для детей с дцп

Упражнение «Собери Буратино»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Показать, где у него живот, ноги, руки и др.

Упражнение «Катание на мяче»

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Упражнение «Пяточка и носочек»

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Физкультминутка «Левая и правая»

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)

И немножечко устали, (вытираем лоб)

Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)

Нам домой пора идти. (помахать рукой)

Ход занятия

Приветствие

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)

Основная часть

Упражнение «Это я»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

А знакомы вам слова:

Плечи, шея, голова?

Плечи – это не пустяк,

Я на них ношу рюкзак.

Головою вертит шея

И тем лучше, чем длиннее.

В голове же у меня

Много мыслей: про коня,

Про собаку и про школу,

Мыслей грустных и веселых.

Упражнение «Веселые лица»

Ребенку предлагается дорисовать вторую часть картинки человека.

Уроки для детей с дцп Уроки для детей с дцп

Упражнение «Собери Буратино»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Назвать части тела игрушки.

Упражнение «Катание на мяче»

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар, лечь на бок на шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Упражнение «Путаница»

Ребенку предлагается найти ошибки, допущенные художником.

Уроки для детей с дцп

Упражнение «Пяточка и носочек»

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Физкультминутка «Левая и правая»

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Уроки для детей с дцп

Назначение: конспект индивидуального развивающего занятия для работы с детьми с ДЦП, старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать формирование произвольного, уверенного поведения через самовыражение в игровой и творческой деятельности
Задачи:
1. Формировать уверенность ребёнка в себе, в ходе совместной деятельности
2. Развивать способность сосредоточиться на определенной работе
3. Способствовать обогащению эмоционального мира ребёнка через ведущий вид деятельности
4. Отрабатывать навыки снятия мышечного напряжения

Конспект индивидуального развивающего занятия «Путешествие в царство Нептуна» для детей с ДЦП, старшего дошкольного возраста

Оборудование: Нептун (игрушка или поделка), сенсорный светильник «Рыбки» или синий планшет и игрушка рыбка, песочница с тематическими игрушками, релаксационное кресло, релаксационная музыка, сенсорная палочка, микрофон, мешочек с игрушками, дидактическая игра «Рыбалка», карточка 10 отличий, подводный лабиринт, материалы для творческой работы: заготовка рыбки из диска и цветного картона, пластилин, материалы для украшения.
Ход занятия:
1. Мотивация (сюрпризный момент)
Ты слышишь шум моря? (звуки природы). Сегодня мы отправляемся с тобой на подводной лодке в сказочное царство Нептуна – это морской царь, у него длинная седая борода, трезубец. Посмотри глазками – ты его видишь? (ребёнок оглядывает комнату и ищет его глазами и говорит, где он).
Он ждет нас в гости. Давай поприветствуем его (сложив руки – кричат привет или приветствуют руками).
Это наша подводная лодка. Сейчас мы сядем и поплывем (ребёнка усаживаем на релаксационное кресло).
2. Психологический настрой
— Давай сядем поудобнее. Мы начинаем погружение. Почувствуй, как мы качаемся по волнам.
Психолог:
Вот я палочкой взманху, загадаю чудо
Самой доброй на земле феей я побуду
Наши ручки отдохнут – правая ручка (ребенок ложит свою руку на ладонь взрослого и взрослый качает руку, расслабляюще).
Левая ручка (упражнение тоже)
Правая ножка (упражнение тоже)
Левая ножка (упражнение тоже).

Вот мы и оказались на дне моря.
3. Включение в деятельность
— Как ты думаешь, Чем можно заниматься на морском дне? Кого или что мы можем там увидеть? (ответы ребёнка).
Давай сойдем с лодки и пройдем по ступенькам (ребёнок с помощью взрослого спроходит по сенсорной дорожке).
4. Предварительная работа
— Мы оказались в гостях у Нептуна – в его подводном мире. Он хочет многое нам сегодня показать. Посмотри какой волшебный мешочек он нам приготовил.
Игра «Волшебный мешочек»
Тебе нужно не подглядывая, руками найти морского жителя (ребёнок среди предметов ищет рыбку или морскую звезду).
Игра с песком
— Что ещё скрывается на морском дне. Сейчас мы с тобой посмотрим. В песочнице ребёнок откапывает игрушки и называет их. Среди игрушек есть те, которые не могут находится на морском дне и ребёнок объясняет Нептуну, что он перепутал (самостоятельно или с помощью наводящих вопросов психолога).
Вытираем руки влажными салфетками.
Игра «Рыбак»
— Нептун нам хочет научить нас ловить рыбу. Сейчас мы пройдем по ступенькам и окажемся на рыбном месте (ребёнок с помощью взрослого проходит по сенсорной дорожке).
Поймаем рыбок (предлагается дидактическая игра «Рыбалка». Ребёнок удочкой примагничивает рыбок и опускает в баночку).
5. Гимнастика для глаз
Трудная работа. Но ты молодец – справился! Нужно отдохнуть. Нептун предлагает нам присесть и хочет показать настоящее морское дно. Чтобы жителей не потревожить нужно наблюдать за ними глазками (ребёнка усаживают на релаксационное кресло и включают сенсорный светильник «Рыбки»). Если нет светильника, можно взять рыбку и на синем фоне показывать различные направления движения рыбки, дав инструкцию следить глазами.
6. Гимнастика для пальчиков
— Покажем как плавали рыбки:
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Кисти рук одновременно двигаются волной, изображая ныряющих рыбок)
То сожмутся (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся (Пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке (Попеременно быстро подвигали пальчиками).

7. Основная часть:совместная творческая деятельность
Нептун нам сегодня показал свое царство, а давай и мы сделаем ему подарок – необыкновенную рыбку. Пойдем в подводную мастерскую – там есть все необходимое (взрослый с ребёнком переходят на рабочее место. Разноцветным пластилином полностью покрываем поверхность подготовленного диска-рыбки и украшаем разными материалами).
— Давай нашу рыбку оставим в подводном царстве. А сами возвратимся на нашу лодку (садятся в релаксационное кресло).
8. Рефлексия
Здорово мы путешествовали. Смотри, здесь есть специальный микрофон, с помощью которого нас услышит сам царь Нептун . Расскажи ему, что тебе сегодня понравилось, запомнилось, что узнал нового и интересного, что бы хотел пожелать Нептуну?) (ребёнок рассказывает сам или с помощью взрослого).
9. Заключение
Мы поднимаемся на поверхность земли.
Наши ручки плывут – правая ручка (ребенок ложит свою руку на ладонь взрослого и взрослый качает руку, расслабляюще).
Левая ручка (упражнение тоже)
Правая ножка (упражнение тоже)
Левая ножка (упражнение тоже).

Мы вернулись с тобой из путешествия. Нептун приготовил тебе подарок (вынимают из заранее приготовленного секретного места карточки), это карточки с морским дном и подводные лабиринты. Думаю, побывав у него в гостях, ты без труда решишь любую задачку. Давай, попрощаемся с Нептуном.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector