Упражнения для ребенка 9 месяцев

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Скользящие шаги

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В указанный период его следует выполнять 6 раз.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого. Упражнение выполняется 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Исходное положение: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку.

Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней. Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение: сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки. При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз — два, раз — два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

Методика выполнения подробно описана в предыдущих разделах. В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок должен повторять это упражнение 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение: стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Переворот со спины на живот

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого. Данное упражнение следует повторить 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущем разделе. Для ребенка 9-месячного возраста его следует усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги. Данное упражнение повторить 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение: лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием. В заключение процедуры необходимо сделать несколько щипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение: лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которое нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Как уже неоднократно отмечалось выше, прием пощипывания способствует профилактике развития у ребенка грыжи.

Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение: лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение: стоя на твердой поверхности.

Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.

Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение: стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение: стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни. В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка. Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

    (чтобы прочитать подробное описание игры, переходите по ссылке)

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Пример матрешки ( Лабиринт , My-shop , KoroBoom )

Упражнения для ребенка 9 месяцев

    ; (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Упражнения для ребенка 9 месяцев

    (учимся насыпать песок совочком в ведро, стучим молоточком);

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Пример стучалки ( Ozon , My-shop , KoroBoom )

Упражнения для ребенка 9 месяцев

    (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

Упражнения для ребенка 9 месяцев

2. Развитие речи

Упражнения для ребенка 9 месяцев

  • Рассказываем малышу стишки, потешки;

Упражнения для ребенка 9 месяцев

  • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;

Упражнения для ребенка 9 месяцев

    (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, изучаем части лица и тела);

Упражнения для ребенка 9 месяцев

    (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.)) , повторяя вместе с малышом простые слоги

3. Чтение книг

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

4. Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Упражнения для ребенка 9 месяцев

5. Первые сюжетные игры

Упражнения для ребенка 9 месяцев

6. Прослушивание классической музыки

Упражнения для ребенка 9 месяцев

7. Двигательная активность

  • Делаем массаж и гимнастику;
  • Учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Катаем/бросаем мяч.

8. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки
  • потихоньку начинаем привыкать к ложке.

Упражнения для ребенка 9 месяцев

О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.

Если наш конспект занятий оказался для вас полезным, расскажите о нем своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

В части 1 «упражнения на фитболе для грудничков от 2 до 6 месяцев» были более простые задания для выполнения, учитывая возраст малыша. Но те же упражнения могут подходить и для детей во втором полугодии, если вы только начали занятия. Упражнения усложняются по мере тренировки и длительности обучения, а не только по возрасту. Поэтому, если вы новички, смотрите часть 1.

Для тех, кто продолжает тренировку, мы переходим к следующим упражнениям.

Упражнения для ребенка 9 месяцевопора на ножки

Упражнение 1

Положите ребенка животом на подготовленный мяч ногами к себе, захват в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение 2

Упражнения для ребенка 9 месяцевтренировка умения подтягиваться на мяче

Потренируйте с ребенком умение подтягиваться на мяче. Для этого упражнения поставьте малыша лицом к гимнастическому мячу, вложите свои большие пальцы в его ладони. Потяните его за руки, при этом он должен лечь животом на мяч, который будет прокатываться вперед. Ноги ребенка должны приподниматься над полом на 15–20 см. После этого следует вернуть ребенка в исходное положение. При выполнении упражнения необходимо добиться, чтобы руки сгибались в локтевых суставах. Повторите упражнение 8–10 раз.

Упражнение 3

Упражнения для ребенка 9 месяцевшагающие движения по мячу

Потренируйте силу, координацию и защитную функцию рук. Возьмите ребенка в области живота и ног. Опустите прямыми руками на гимнастический мяч. Перекатывая мяч назад, заставьте ребенка совершать шагающие движения руками по мячу вперед. Повторите упражнение в 2–3 прохода.

Упражнение 4

Упражнения для ребенка 9 месяцевдостать игрушку

Следующее упражнение — для тех детей, у которых получается, лежа на мяче, прогнуться и удержаться так в течение 3–5 секунд. Удерживайте ребенка на мяче двумя руками в области бедер. Перед его глазами, на расстоянии его вытянутой руки, положите любимую игрушку. Прокатите ребенка на мяче вперед, по направлению к игрушке и задержитесь в этом положении. Подождите, пока ребенок прогнется, протянет руку к игрушке и возьмет ее. После этого вернитесь назад, в исходное положение для отдыха. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение 5

Упражнения для ребенка 9 месяцевсесть на мяче

Если у малыша получается сесть без помощи рук, лежа на столе, потренируйте его умение сесть на гимнастическом мяче. Для этого посадите ребенка на мяч, лицом или спиной к себе и крепко держите его двумя руками за ноги в области бедер. Прокатывая мяч на себя или от себя, приподнимите ножки ребенка, при этом он должен лечь спиной на мяч. Потом, прокатывая мяч от себя, опустите ноги ребенка, тем самым добиваясь его попытки самостоятельно сесть. Количество повторений упражнения постепенно доведите до 5 раз.

Упражнение 6

Упражнения для ребенка 9 месяцевупражнение «березка» на мяче

Теперь стимулируйте активный подъем выпрямленных ног лежа на спине (упражнение «березка»). Возьмите ребенка в подмышечной области, положите на спину на мяч, головой к себе. При прокатывании малыша от себя (вперед) его ноги свешиваются и под своим весом выпрямляются.При прокатывании к себе (назад) нижняя половина туловища поднимается, по инерции вызывая подъем ног. Упражнение повторите 5–7 раз. К концу курса у ребенка второго полугодия получается классический гимнастический уголок, он свободно обнимает руками выпрямленные в коленных суставах ноги и некоторое время удерживает их в этом положении.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме. .

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Комплекс упражнений для детей в 9 месяцев становится немного более сложным, чем ранее. Это обусловлено тем, что 9-месячный ребёнок уже многое умеет: он сидит, свободно ползает и уже делает первые попытки ходить, как только находит опору. Самое время начать активно использовать гимнастические снаряды и немного увеличить время тренировки.

Комплекс гимнастических упражнений для детей в 9 месяцев

В 9-месячном возрасте у малыша уже много забот. Он шустро перемешается по доступному пространству ползком, на четвереньках или даже на двух ногах с опорой. Ребёнок проявляет любопытство, увлекаясь то пластилином, но играми с подручными предметами. Многие мамы считают, что этого достаточно для развития ребёнка, но это не так. Важно не пускать на самотёк физическое развитие — обязательно включите в распорядок дня комплекс несложных гимнастических упражнений.

Подъём выпрямленных ног до заданного уровня

В предыдущие месяцы вы уже делали подъём выпрямленных ног, помогая малышу собственными руками, теперь нужно побудить его к большей самостоятельности. Задайте ему уровень палочкой – пусть дотягивается до неё всей ступнёй или хотя бы пальчиками. Повторяйте 7 раз.

Наклоны туловища при выпрямленных ногах

В комплексе упражнений для детей в 9 месяцев появляются наклоны туловища. Поставьте малыша спиной к себе и придерживайте за животик и коленки. Чтобы стимулировать малыша к наклону вперёд, положите под ножки интересную игрушку. Упражнение нужно повторять 3 раза.

Двухфазное упражнение МОСТИК

Для того чтобы научить ребёнка делать «Мостик» сначала уложите его животом к себе на коленки как на первой картинке и попросите достать с пола игрушку.

По завершению переверните малыша на спинку и снова попросите о том же. Для 9-месячного ребёнка упражнение сложное и не беда, если малышу на первых порах потребуется ваша помощь.

Приседание и вставание с поддержкой за кольца

Твёрдо стоящие на ножках детки могут уже начать практиковаться в приседании. Дайте ребёнку в ручки кольца и из положения стоя потяните немного вниз, чтобы малыш присел. Зафиксируйте его в нижней точке на пару секунд, а потом потяните вверх, до того момента, пока кроха не встанет на носочки.

Кроме вышеизложенных упражнений для детей в 9 месяцев важны также ходьба на четвереньках, ходьба с поддержкой, самостоятельный переворот со спины на живот, поочерёдные сгибания и разгибания рук и ног. Также не забывайте о важности гимнастики на фитболе – она очень нравится малышам и способствует развитию двигательной активности у ребёнка до года.

Отдельно хочется сказать об отсроченных успехах. Все дети разные, и не стоит мерить любимого карапуза общим аршином – если у малыша что-то не получается, не нужно расстраиваться. Это означает, что победа ещё впереди. Это только сказки заканчиваются свадьбой, а в жизни после неё всё только начинается. Если вы только планируете свадьбу, подарите себе удовольствие — загляните на свадебный портал svadba66.ru. Вполне возможно, что это последний праздник для двоих. Дальше вас будут интересовать не фасоны свадебных платьев, а успехи и потребности родившегося от вашей любви маленького человечка.

Массажные упражнения для детей в 9 месяцев

Массажные упражнения для детей в 9 месяцев должны быть ежедневными – пассивная гимнастика для тела ребёнка не менее важна, чем активная. Кроме того, эффект от тактильного контакта тоже трудно переоценить.

  • Массаж рук выполняется с применением приёмов поглаживания и растирания по направлению от кисти к плечику малыша.
  • Массаж живота проводится в положении лёжа на спине – двигайтесь по кругу по часовой стрелке. Избегайте массировать правое подреберье – там располагается печень.
  • Массаж ног включает в себя массаж пальчиков, стоп, бёдер, исключая внутреннюю поверхность, и голеней. Используйте разминание, растирание и поглаживание.
  • Массаж грудной клетки включает поглаживание и аккуратное растирание. Также практикуют приподнимание кожи медленными, круговыми движениями.
  • Массаж спины и ягодиц малыша кроме привычного поглаживания и растирания дополняется ещё и вибрацией – похлопываниями ягодиц.

Ваши занятия должны дарить ребёнку исключительно положительные эмоции. Если же малыш нервничает или плачет, лучше проконсультироваться со специалистом – возможно, это не просто плохое настроение, а нечто большее, что легче исправить, если вовремя диагностировать.

Посмотрите видео про комплекс упражнений в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев все больше ускоряется. Он уже начинает вставать на ножки и делать свои первые шажки, держась за опору, умеет садиться и сидеть без поддержки, активно играет и расширяет свои знания о мире. Многие молодые мамочки в этот период стремятся помочь своему ребенку расширить познания об окружающем, быстрее сделать первые шаги. Однако не всегда такой подход является правильным. В статье вы найдете лишь среднестатистические данные и рекомендации о физическом и психологическом развитии ребенка в 9 месяцев. Помните, каждый ребенок индивидуален и приобретает навыки в собственном темпе. Если же какие-то отклонения вызывают беспокойства, то нужно проконсультироваться со специалистом, который даст индивидуальные рекомендации.

1. Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

Вне зависимости от того мальчик у вас или девочка, в 9 месяцев в физическом развитии ребёнка можно наблюдать следующие изменения:

  • Начинают прорезываться вторые резцы, челюстные мышцы продолжают развиваться;
  • Развивается координация мышц, укрепляется бедра и плечи;

2. Нормы веса и роста у ребенка в 9 месяцев

Ребёнок в этом возрасте в среднем и прибавляет в весе 300-500г, а в росте — 1-2 см.

Развитие у девочек в 9 месяцев

Развитие у мальчиков в 9 месяцев

3. Что умеет ребенок в 9 месяцев

Активно наблюдает за взрослыми, адекватно реагирует на мимику и жесты взрослых

Учится выполнять более сложные действия по запросу взрослых – «поцелуй маму», «дай ручку», «посмотри», «где» и пр. Хорошо запоминает имена взрослых. Отзывается на свое имя. Произносит первые слова.

В речи появляются цепочки из слогов – «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др. В этот период малыши начинают произносить новые звукосочетания, понимать и отвечать на несложные просьбы

Хорошо садится сам и сидит без опоры. Встает на ножки и передвигается с опорой, уверенно встает на четвереньки, ползает, передвигая по очереди то правую руку и ногу, то левую, хватает мелкие предметы двумя или тремя пальцами. Сидя берет игрушки. Уверенно берет предметы, находит игрушки.

Общается жестами, бурно и радостно реагирует на маму и самых близких людей. Начинает ярко демонстрировать эмоции. Если у малыша пытаются забрать заинтересовавшую его игрушку, он начинает обижаться и громко плакать. Если не получается что-то — злиться. Действия ребенка становятся целенаправленными, он начинает осознавать, что может получить результат в ответ на свои действия. Ребенок начинает подражать эмоциям и поведению взрослых, интересоваться новыми играми, улыбаться своему отражение в зеркале.
Игра. Играет с несколькими предметами, стучит ими друг о друга, ищет спрятанную вещь, любит играть с музыкальными инструментами.

Эти навыки развития ребёнка в 9 месяцев лишь ориентировочные. Если ваш ребёнок чего-то не умеет, не стоит бить тревогу. Все дети приобретают новое знание и познают мир в разном темпе.

4. Режим дня в 9 месяцев

Для полноценного развития девятимесячного ребёнка огромное значение имеет режим дня, правильное питание, общение, развивающие игры.
Несоблюдение распорядка негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребёнка, он становится капризным. Кроме того, следование ряду определенных правил помогает малышу ориентироваться во времени.
Ниже приведен примерный распорядок дня, способствующий гармоничному развитию ребёнка в 9 месяцев.

Подъём, первое принятие пищи. При первом кормлении малыша лучше давать грудное молоко или адаптированную детскую смесь

  • Главная
  • Курсы
  • Работа 1 на 1
  • Статьи
  • Отзывы
  • Обо мне

Устали от частых ночных пробуждений?

Короткие сны? Истерики? Ночные гуляния?⠀

  • Составим план, создадим РАБОТАЮЩИЙ РИТУАЛ
  • Книга по кризисам и регрессам, 99 страниц (по возрастам)

Стоимость 390 рублей вместо 3500

Нейротехники для расслабления грудничка

В последнее время стало очень популярным слово «нейротехники». Что же это такое?

Все мы рождаемся с определенным количеством нейронов. Нейрон — это функциональная и структурная единица нервной системы. Эти клетки «отвечают» за восприятие раздражителей — звуковых, визуальных, тактильных и других. Разные виды нейронов воспринимают разные раздражители. Хотя при рождении у человека имеется множество нейронов, связей между ними немного, они формируются постепенно, при получении новой информации.

Больше всего нейронных связей формируется в раннем детстве, когда ребенок усваивает огромнейшее количество новой информации и получает множество новых навыков.

Нейротехники — это по сути упражнения для мозга, способствующие созданию нейронных связей между разными участками мозга за счет того, что окружающий мир воздействует на органы чувств человека, а они, в свою очередь, посылают соответствующие импульсы в мозг. Выполнение нейротехник может способствовать как активности, так и расслаблению.

Многие нейротехники могут использовать как взрослые люди, так и дети, а некоторые подойдут даже грудничкам. В этой статье я расскажу о нейротехниках, направленных на расслабление малыша.

Как мы помним, детская нервная система еще незрелая, она легко «разгоняется» и тяжело «тормозится». Задача нейротехники — дать ребенку какую-то телесную стимуляцию, к которой он начнет прислушиваться и в результате этой стимуляции возникает успокоение, прислушивание и, как следствие, расслабление.

Для начала скажу пару слов о подготовке к выполнению упражнений. Прежде чем использовать любую нейротехнику для расслабления, ее нужно протестировать на УЖЕ спокойном ребенке. Первые несколько раз вы осваиваете технику и смотрите на реакцию ребенка. Не менее важно, чтобы вы сами были спокойной и в ресурсе. Если мама измотанная, нервная — ее состояние передастся малышу и выполнение техники не приведет к задуманному результату. Иногда упражнение не получается с первого раза — в этом нет ничего страшного. Не ругайте себя, и позже повторите попытку. Со временем все обязательно получится. И помните о состоянии ведущей материнской позиции (ВМП)!

Нейротехники, направленные на расслабление ребенка:

  1. Упражнение «Качели» подходит для детей любого возраста. Возьмите пеленку, плед, слинг и привяжите один конец к спинке кровати или, например, к шведской стенке (главное, привязать надежно). Если вы вдвоем с кем-то — просто возьмите плед с двух сторон. Немного покачайте ребенка в пледе, в процессе хорошо рассказать стишок или спеть песенку в ритм качанию. Стесненное состояние напоминает ребенку условия матки, а легкое покачивание способствует расслаблению. Ребенок физически чувствует свои границы, это успокаивает.
  2. Упражнение «Тесто» (с рождения). Вы достаточно плотно держите малыша и начинаете разминать его как тесто. Сначала ручки по одной — пальчики, запястье, предплечье, плечико. Потом ножки — стопа, лодыжка, коленочка, бедро. Потом спинка, животик. Делаете все с ощутимым давлением. Время выполнения не меньше 5-7 минут. В процессе можно рассказывать стишок, петь песенку, можно проговаривать места, которые массируете в данный момент. Может быть, сначала вам будет комфортно делать молча, а голос вы «подключите» позже. Но в итоге голосовая поддержка обязательно должна быть. Перед упражнением иногда нужно немного успокоить нашего грудничка, поносить его на руках.
  3. Упражнение «Рисуем личико». Советую делать его сразу после упражнения «тесто». Проводите пальцем по лицу: вот бровки, вот глазки, чтобы видели, вот носик, чтобы нюхал, вот щечки, чтобы целовать (целуете в щечки), вот губки, чтобы улыбаться. «Прорисовываете» таким образом, все личико.
  4. Упражнение «Рука-нога» также подходит с рождения. Плотно держите ребенка (помните про ВМП!) и соединяете его правую ручку с левой ножкой. Потом левую ручку с правой ножкой. Повторяете не меньше 10 раз, со временем количество повторов можно увеличить.
  5. Упражнение «Ветерок» можно пробовать с 7-9 месяцев, когда малыш научится дуть. Можно взять перышко, можно использовать ватный диск — распушите и сделайте легкий шарик. Покажите малышу, как можно дуть на предмет. Это не только поможет расслабиться, но при этом будет неплохой гимнастикой для легких ребенка.

При выполнении всех нейротехник рекомендуется использовать голосовую поддержку: стишки, песенки, проговаривание массируемых частей тела.

Отдельно расскажу о технике «тяжелое одеяло». Использование специального утяжеленного одеяла также является нейротехникой и рекомендуется некоторыми специалистами для расслабления, причем не только детей, но и взрослых. Под давлением такого одеяла у человека возникает ощущение, что его обнимают, появляется чувство защищенности, что способствует расслаблению. Но у этого способа имеется ряд ограничений:

  • Возраст. Использование утяжеленного одеяла не рекомендуется до трех лет и особенно не рекомендуется до года.
  • Время использования. Для детей до трех лет утяжеленное одеяло рекомендуется использовать только для засыпания, не более 20 минут, а после этого менять его на обычное одеяло. Более длительное использование крайне негативно влияет на кровообращение.
  • При использовании тяжелого одеяла грудничка нельзя оставлять без присмотра . Помним о том, что до года существует риск СДВС, и лишние предметы в кроватке, в том числе одеяло, увеличивают этот риск.
  • Вес одеяла должен подбираться специалистом.
  • Утяжеленное одеяло запрещено к использованию при заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой систем и при нарушениях терморегуляции.

Принимая решение об использовании утяжеленного одеяла, рекомендуется проконсультироваться с проверенным педиатром.

И в заключение . Нейротехники не только способствуют расслаблению грудничка, не только помогают создавать новые нейронные связи между разными участками мозга, но и способствуют укреплению привязанности за счет взаимодействия мамы с малышом.

Упражнения для ребенка 9 месяцев

В возрасте девяти месяцев малыш умеет многое — он ползает на четвереньках, самостоятельно сидит, а также ему нравится, когда взрослые водят его за руки. Гимнастику в 9-месячном возрасте можно сделать довольно сложной по сравнению с упражнениями, которые можно было делать в предыдущем возрасте. Малыш может быть грудничком, но кушает много обычной пищи, такое питание еще более укрепляет организм. Малыш вот-вот пойдет, а иногда в этом возрасте дети начинают ходить.

Развитие ребенка

Если гимнастикой заниматься регулярно, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Ребенок готовится к самостоятельности, он совсем скоро будет ходить и это нужно делать ему уверенно. Прямохождение развивает не только ноги, но и руки, ведь ребенок сможет брать то, что захочет двумя руками, а не одной, когда ползает на четвереньках.

Упражнения для ребенка 9 месяцев

Упражнения также способствуют психологическому развитию — ведь нервные возбуждения приводят к двигательной реакции, а торможение на уровне нервной системы концентрирует внимание, делает движения точными. Работа нервов и мышц взаимосвязана — нервные возбуждения управляют мышцами, а работа мышц требует концентрации усилий нервной системы, которая хочет избежать движений, которые создают опасность для организма (например, при уколе рука дергается в противоположную сторону от опасного острого предмета).

В девятимесячном возрасте ребенку все интересно, он хочет много двигаться самостоятельно, он энергичен, хочет все потрогать, его интересуют новые предметы, поэтому гимнастические упражнения можно делать более сложными, а также применять разные вспомогательные предметы — фитбол, просто надувной мяч, деревянную палку, игрушки с кольцами (например погремушки), за которые малыш может держаться.

Малыш должен в этом возрасте стоять, держась за опору, поэтому к упражнениям с исходным положениям сидя можно добавить занятия стоя, когда малыш опирается на что-то или держится за предметы, которые ему можно давать.

Упражнения

Упражнения нужно делать не просто ласково приговаривая, но уже можно считать — на раз-два, раз-два-три-четыре. Желательно описывать словами все действия, не слишком уменьшительно (руки желательно называть руками а не рученьками), чтобы ребенок знал, как правильно говорить. Ребенок будет повторять за мамой действия, а возможно, будет стараться говорить первые слова, также повторяя за мамой или папой.

  1. Положить малыша на спину и приближать пятки к ягодицам, сгибая ноги в колене так, чтобы стопа скользила по полу. Ребенок в 9-месячном возрасте после обучения способен повторять это упражнения по команде мамы или папы.
  2. Упражнения для ребенка 9 месяцевЛежа на спине поднять палочку на такую высоту, на какую поднимаются прямые ноги и ребенок должен по команде дотянуться до палочки ступней или хотя бы коснуться пальцами.
  3. Сгибать и разгибать руки нужно не держась за запястья, как в предыдущие месяцы, а ребенок должен держаться за пластмассовые кольца или за погремушки с кольцами, а мама держит за другой конец, управляя процессом. Делать упражнения нужно считая на раз-два.
  4. Сидя, ребенок должен самостоятельно вращать руками вперед и назад.
  5. Мама ставит ребенка стоя спиной к себе так, чтобы одна рука держала колено, другая — живот, так малыш не упадет. Ребенок должен самостоятельно поднимать с пола игрушки, сгибая и разгибая спину. Ноги не должны при этом сгибаться.
  6. Ребенок должен, лежа на спине, делать самостоятельно следующие упражнения — переворачиваться на животик в разные стороны.
  7. Упражнения для ребенка 9 месяцевПодниматься на ноги с положения лежа на животе — держать ребенка за кисти, или он должен сам держаться за предметы и медленно поднимать так, чтобы руки были по диагонали, угол 45 градусов к голове. Сначала нужно поднять грудь, потом ребенок становится на колени, а потом стает на ножки.
  8. Ребенок может самостоятельно делать мостик, но не в традиционном понимании — если малыша поставить спиной на колени и за головой поставить игрушку, ребенок будет тянуться за игрушкой, прогибая спину, также он должен самостоятельно взять игрушку и прогнуться назад в исходное положение.
  9. Ребенок крепко держится за кольца в положении стоя. Опуская кольца, нужно склонить ребенка к приседанию, потом кольца поднимать, чтобы ребенок вставал.
  10. Если ребенок уверенно ходит на четвереньках (но некоторые дети этот этап пропускают, сразу от ползания приходя к хождению), с ним можно играть в догонялки — тянуть за игрушку, чтобы он ее догонял.
  11. Ходить, держа ребенка за запястья. В возрасте девять месяцев можно, чтобы ребенок держался при ходьбе за пальчики, но осторожно, ведь сильное падение может отбить охоту ходить.
  12. После упражнений сделать массаж спины, живота, легко растереть кожу, чтобы активизировать кровообращение.

В девять месяцев ребенок уже может начать ходить, но даже если он может просто уверенно стоять, он может ходить, держась за поручни детской кроватки или с помощью взрослого. Гимнастика не только укрепит малыша, но и доставит ему много удовольствия, так как детям в этом возрасте очень хочется двигаться.

Упражнения для ребенка 9 месяцев Вот уже не за горами первый ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ малыша!

Наверно, вы уже думаете про эту дату, представляете, как организуете этот семейный праздник, кого позовете в гости, как поздравите кроху с знаменательным днем?

И, конечно же, подарочки!…

Итак, вашему малышу одиннадцать месяцев. В прошлой публикации я писала про игры для ребенка 10 месяцев.

Давайте посмотрим, что он уже умеет:

  • ползая по полу – садиться; подтягиваться на ручках, чтобы встать; стоит сам без поддержки или держась за одну руку; делать шажки, используя опору; поворачиваться, наклоняться за игрушкой, брать ее рукой и выпрямляться. В целом на то, чтобы научиться вставать и ходить, малышу понадобится еще 3-4 месяца. Не все сразу получается, важно постоянно подбадривать, не торопить его, хвалить за любые успехи! Из маленьких побед получаются большие успехи – помните об этом.
  • в течении 5-10 сек. манипулирует взятой игрушкой, рассматривая и ощупывая ее со всех сторон, может выполнять просьбы мамы или папы поставить кубик на кубик, снять и надеть кольца на стержень, находить спрятанный предмет, вкладывать и собирать составные части игрушек (стаканчики, коробочки)
  • осознанно пользуется ложкой и чашкой по назначению. Делает попытки есть самостоятельно.
  • в речи могут появиться двухсложные предложения “дай кису”, “бай ляля”, причем малыш может произносить на свой манер. Логопеды советуют не одергивать и не поправлять речь ребенка, в т.ч. и звукопроизношение вплоть до трех лет.
  • восприятие расширяется, понимает взрослого, его интонацию, может прекратить действие в ответ на запрет, ожидать реакции взрослого. Хорошо развивается схема тела – малыш может показать части тела у животных и у себя. Найти нос, рот, глаза и т.п. у мамы, папы. Знает названия игрушек, из нескольких в корзине может выбрать конкретную игрушку по просьбе взрослого.

Что касается сна и его физиологии – он составляет примерно 12-13 часов в сутки. Многие испытывают трудности с засыпанием и сном в течение дня или ночи. Одни детки спят 2 раза днем, другим хватает одного раза – все зависит от темперамента малыша и состояния организма. Поэтому, если возникли проблемы: спит недостаточно, поздно ложится или долго не встает утром – пересмотрите его режим. На дневной сон отводится примерно 2,5 часа, который делится на 2 части, либо остается единым, если малыш предпочитает спать один раз днем.

Интересно, что, начиная с 11 месяцев, малыши уже определяются со своим характером сна: их можно делить на “жаворонков” и “сов”. Поэтому присмотритесь к крохе – какой он по типу? Что предпочитает и в соответствии с этим постройте распорядок дня. Ведь, когда учитываются физиологичные потребности организма – намного снижается вероятность капризов.

А теперь перейдем к физическим упражнениям.

Их делаем либо спустя полчаса после приема завтрака, либо после дневного сна. По длительности – достаточно 12 минут. Минимум одежды, чтобы не стесняла движения – оптимальный вариант: майка и трусики или просто трусики. По коврику ходим босиком.

Тренируем руки!

Кроха лежит на спине, руки и ноги выпрямлены. Попросите его ухватиться за ваши большие пальцы или кольца. Начинайте движения прижатых вдоль туловища рук в стороны, широко их разведя, затем – вверх и опустите вниз. Все выполняем медленно и под ритмический стишок. Если у малыша тонус ручек и плечевого пояса нормальный, упражнение выполняется легко, достаточно проделать 8 раз. Если малыш сопротивляется, движения скованные – лучше вернитесь к предыдущим упражнениям для рук.

Упражнение помогает укреплять плечевой тонус, развивает мышцы рук, плеча и груди.

Раз-два! Раз-два!

Его можно делать, когда малыш самостоятельно и уверенно стоит. Для начала выполните его с сидящим малышом, затем продолжите со стоящим. Вложите в его ручки по одному кольцу, сами тоже возьмитесь за них и начните ритмичные сгибания его рук в локтевом суставе сначала не торопясь и постепенно убыстряя темп. После можете обнять малыша его ручками, пощекотать бока. Если понравилось – повторите упражнение до 3 раз.

В этом упражнении хорошо развиваются мышцы рук, плеча и груди, малыш учится сохранять равновесие при движении рук.

Достань-ка ножкой!

Оно выполняется на спине и с выпрямленными ногами. Возьмите мяч или надувной круг, расположите его над ножками малыша: “Попробуй, достань мяч ножкой!” Пусть малыш поднимет ножку и попробует коснуться мяча. Обязательно похвалите, скажите: “Вот как Петя умеет! Молодец!” Можно стимулировать интерес тем, что мячик как бы невзначай падает после того, как ребенок коснулся ножкой: “Ой, какие ножки сильные!”…

Упражнение помогает развивать мышцы живота и нижних конечностей, побуждает к эмоциональному контакту со взрослым, установлению коммуникации.

Ой, укатился…

Предложите полезное упражнение: рядом с сидящим или стоящим малышом бросьте небольшой мячик так, чтобы он укатился под стул или кровать (но не слишком далеко!): “Ой, мяч укатился! Давай его достанем?” И сами на коленях пролезайте за мячом. Когда вы окажетесь рядом с ним с мячом – покажите ему, что вы рады. А теперь побудите и его полезть вслед за мячиком. Когда достанет и принесет, похвалите: “Какой ты умница! Помог маме достать мячик. Молодец!”.

Я перешагиваю через…море!

Положите две яркие ленточки рядом на ковер и попросите малыша перешагнуть через них. Затем увеличьте немного расстояние между ленточками и предложите снова перейти. И так постепенно увеличивайте расстояние до 30 см. Постоянно хвалите и ободряйте малыша. Если не понимает, что требуется – покажите на своем примере.

Далее можно делать препятствия в виде кубиков, коробок и перешагивать через них. Представляйте, что это речка, это дорожка, а это во-от такое широкое море. Хотя малыш может и не знать этих слов в реальности – он их усваивает пассивно, обогащая свой словарь.

Я хожу по дорожке!

А теперь немного измените предыдущее упражнение. Положите ленточки параллельно на широком расстоянии: и предложите ему шагать по такой дорожке, не наступая на края (ленты). По мере освоения навыка дорожку можно делать все уже и уже.

Кроме ленточек можно использовать палочки, расстелить старый рулон обоев и начертить на нем дорожку и т.п. – все зависит от вашей фантазии ?

Здесь в двух последних занятиях развивается координация ребенка, вестибулярный аппарат, движения становятся более согласованными.

На этом наши упражнения заканчиваются. Если их недостаточно, дополняйте их. А за идеями всегда можно обратиться в магазин детских книжек или же подсмотреть опыт других мам, как они развивают своих деток.

На следующей неделе на блоге вас будут ждать развивающие игры для малыша 11 месяцев жизни. Так что буду очень рада видеть вас и вашим комментариям!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector