У ребенка истерика как успокоить

У ребенка истерика как успокоить

Почему у ребёнка происходят истерики и как на них реагировать расскажет психолог DocDeti Ольга Викторова.

Истерики у детей – это сильные эмоциональные реакции , обусловленные невозможностью получить желаемое.

Многие дети таким образом проявляют свою эмоциональную реакцию.

Но насколько такой вариант реагирования станет регулярным и станет ли, будет зависеть и от взрослых.

Истерики можно классифицировать по-разному, я бы предложила такой вариант:

1. Непреднамеренная истерика, которая случается при чрезмерном физическом/психическом перенапряжении.

В младшем возрасте этот вид истерик встречается довольно часто, так как нервная система ещё не сформирована окончательно.

Как следует себя вести взрослым?

Наблюдать за малышом, чтобы понять какой уровень нагрузки приемлем для него.

Контролировать количество впечатлений, не перегружать ребёнка.

Соблюдать дневной режим (не давайте перевозбудиться/перенапрячься)

Заблаговременно подготавливать малыша к предстоящим событиям.

Соизмерять нагрузки и отдых ребёнка.

Выдвигать ребенку посильные для него требования и постараться, чтобы ваши ожидания от ребёнка соответствовали понятию реалистичных .

2. Непреднамеренная истерика в качестве ответа на фрустрацию у маленьких детей.

Малыш ещё не научился выражать свои сиюминутные эмоции и пробует сделать это таким образом.

Не отменяйте своих решений, боясь получить ответную реакцию ребенка.

Не следует уделять лишнее внимание происходящему: по необходимости отведите ребенка от зрителей.

Дайте время малышу пережить эти эмоции, находясь поблизости или в стороне.

В момент истерики нет смысла заниматься воспитанием, объяснениями и наказаниями.

3. Преднамеренная истерика, которая происходит с целью завладеть желаемым. В данном случае дети не так интенсивно и искренне переживают эмоции, как при реальной истерике, а могут лишь изображают их.

4. Истерика, как закреплённая реакция, характерна тем, что дети не изображают, а действительно испытывают неадекватные эмоции, не отдавая себе отчёта о происходящем.

При этом у них отсутствуют навыки успокоения и ресурсы для этого.

Третий и четвёртый варианты часто закрепляют взрослые своей положительной реакцией: дают то, что ребёнок желал и /или уделяют большое внимание подобному поведению ребёнка. В результате истерика превращается в отличный работающий механизм.

В таком случае мы помогаем ребенку уходить от закрепленной реакции и учим новым способам реагирования. Именно в таких ситуациях можно и нужно обращаться к психологам.

5. Реакция на безысходность. Может быть не интенсивна, как истерика, но тоже случается. Теория привязанности называет это «слёзы тщетности».

Бывает, что дети в такой момент готовы слушать, поэтому обозначайте, объясняйте, принимайте их эмоции, и возможно получится найти способ совладания с ситуацией.

Если ребёнок не слушает вас в этот момент, то дайте ему время, чтобы он пережил сам это событие, не осуждайте, не запрещайте и не уделяйте много внимания этому.

В случае, если у ребёнка возникнет желание, обсудите то, что произошло в спокойной обстановке — обсудите, но не настаивайте на этом.

В основном, истерики начинают случаться у детей в возрасте от 1 до 3 лет и носят индивидуальный характер: зависят от внешних факторов и от особенностей малыша.

Важно помнить, что истерика имеет 2 момента:

1. Когда мы понимаем, что вот-вот она случится;

2. Когда истерика уже случилась.

В первом случае попробуйте:

Переключить фокус внимания на что-то другое

Использовать методы эмоционального контейнирования

Найти способ совладания (исполнить желание виртуально, договориться о том, как возможно исполнить желание)

Во втором случае:

Минимизируйте количество зрителей. Из общественного места следует спокойно, но быстро удалиться.

Как можно меньше обращать внимание на происходящее. Сохранять спокойствие!

Не пытайтесь объяснять/успокаивать/заниматься воспитанием.

После того, как ребёнок успокоился, не нужно в обязательном порядке обсуждать случившееся; ругать – тем более. Общайтесь дальше как обычно.

Перечисленные пункты помогут вам не закрепить истерики, как базовые реакции на происходящее у детей.

Что может помочь сократить количество истерик?

Наличие адекватных границ, чётких аргументированных и понятных правил, возможностей в соответствии с возрастом проявить свою волю.

У ребенка истерика как успокоить

Детская истерика. Как остановить истерику у ребёнка?

Как определить – чем вызвана детская истерика у вашего ребёнка и как её остановить? Причины детских истерик включают расстройство, усталость и голод. У детей также могут быть истерики для привлечения к себе внимания, чтобы получить что-то или чтобы не делать чего-то. Родители нередко считают себя виноватыми (из-за воображаемого плохого воспитания), в то время как во многих случаях реальная причина — это сочетание личностных качеств ребенка, непосредственных обстоятельств и нормального с точки зрения развития поведения. В редких случаях причиной может быть основная психическая, физическая или социальная проблема, но вероятность этого повышается, если истерики длятся более 15 минут или происходят несколько раз каждый день.

Что такое детская истерика?

Все дети время от времени сердятся. Детская истерика — это сильная вспышка гнева. Она обычно возникает у детей в возрасте от 1 до 4 лет. Дети могут кричать, плакать, кататься по полу, швырять вещи или топать ногами. Некоторые задерживают дыхание и багровеют. Большинство детских истерик возникает, когда ребенок расстроен. Некоторые дети закатывают истерики, чтобы привлечь внимание, получить что-то от родителей или не делать чего-то. Истерики более вероятны, когда дети хотят есть или утомлены. Как правило, детские истерики длятся менее 15 минут. Чтобы прекратить детскую истерику, нужно использовать методику тайм-аута или отвлечь ребенка другим видом деятельности.

Что делать, если истерики становятся неконтролируемыми? Может, ребенок не просто капризничает, а серьезно болен? И самое важное: как остановить приступ истерики у ребенка, и при этом самому не впасть в истерику?

Как можно помочь ребенку во время детской истерики?

В конце концов, детская истерика прекращается, но пока это не произойдет, родители могут очень расстроиться. Во время истерики родители обычно не могут договориться с ребенком. Истерика не останавливается и тогда, когда ребенка ругают. Нужно помочь ребенку успокоиться, выполнив следующие действия:

  • Во-первых, родителям самим нужно попытаться успокоиться.
  • Нужно постараться отвлечь ребенка, но не давать им то, что они пытаются получить.
  • Если отвлечение не срабатывает, нужно переместить ребенка в другую комнату или место. В домашних условиях хорошим местом может быть кресло для тайм-аута.
  • Ребенок должен просидеть в кресле для тайм-аута 1 минуту на каждый год возраста ребенка (например, 1-летний ребенок — 1 минуту, 5-летний ребенок — 5 минут).
  • Во время тайм-аута нельзя говорить с ребенком и смотреть на него.
  • По истечении времени нужно напомнить ребенку, почему потребовался тайм-аут.
  • Нужно начать с ребенком новое задание и продолжать хвалить его за хорошее поведение.
Что делать с детской истерикой в общественном месте?

Детские истерики на людях не только выматывают нервы, но еще и очень унизительны. Более того, ребенок понимает, что вы оказываетесь в неловком положении, а значит, уязвимы к его воздействию (то есть шансов победить вас у него больше). Это значит, что истерика будет громкой, чтобы ее услышало как можно больше людей, а вы ощутили как можно более сильный стыд.

Бессмысленно (а подчас и вредно!) ругать ребёнка. Вряд ли ваши слова будут услышаны, а в ответ на ругань истерика только усилится. Не стоит упрекать малыша и после истерики. Лучше всего предотвратят истерику такие мероприятия:

  • При первых признаках истерики на людях уведите ребенка в уединенное место. В идеале – домой.
  • Когда ребёнок успокоится – поговорите о случившемся, спокойно объясните почему такое поведение неприемлемо.
Как предотвратить истерику, вызванную конфликтной ситуацией?

В первую очередь, истерика является средством манипуляции, но на самом деле все несколько сложнее, чем кажется. Вероятно, вы замечали, что у ребенка нередко проявляются признаки истерики в конфликтных ситуациях (особенно когда конфликт вспыхивает между близкими ему взрослыми) или когда ребенок испытывает страх. В этом случае истерика – не средство манипуляции, а реакция на пугающие события. Изобилие таких событий расшатывает психику ребенка и увеличивает вероятность истерик. Этому способствует и имеющаяся у многих детей естественная предрасположенность нервной системы. Истерики могут начаться и после психологической травмы (например, развода родителей).

В целом, помогут советы, приведенные выше, но с некоторыми дополнениями. Впавший в истерику ребенок нуждается в помощи и поддержке. Возьмите его на руки или сядьте рядом и обнимите его, погладьте по голове. Лучше ничего не говорить, просто побыть рядом – ваше спокойствие и сочувствие окажут свое влияние. Но чрезмерные утешения, причитания и излишняя суетливость, наоборот, только усугубят положение (ребенку покажется, что помощь еще и вам нужна, то есть все еще хуже, чем было).

При каких истериках следует обращаться к врачу.

Если истерики стали чересчур частыми (истерика каждый день – это уже не норма) или неконтролируемыми (например, ребенок причиняет себе боль или ломает и рвет вещи), следует немедленно обратиться к специалисту.

Лучшими помощниками в этом деле станут детский и семейный психологи (не удивляйтесь, но в подавляющем большинстве случаев с аномальными истериками вина за них лежит на членах семьи), а также опытный детский психотерапевт. В некоторых особенно сложных случаях может понадобиться помощь невролога.

В медицинском центре Доверие приём ведёт детский психиатр Малышко Екатерина Сергеевна по вторникам с 16 до 19 часов.

Вы можете записаться на консультацию по телефонам: +7 (423) 267-61-30, +7 (423) 274-32-22, +7 914-704-32-22

Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).

У ребенка истерика как успокоить

Школьный невроз — одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:

  • Тики на нервной почве.
  • Нарушение аппетита.
  • Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью — бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
  • Головокружение, регулярные головные боли.
  • Спазматические болевые ощущения.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
  • Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
  • Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.

Психологические проявления школьного невроза:

  • Резкие перепады настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Состояние подавленности.
  • Истерики.

При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.

Склонностью к школьным неврозам обладают:

  • впечатлительные, чувствительные дети;
  • учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
  • интроверты.

Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:

  • генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
  • церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
  • неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.

Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.

Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.

Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.

Лечение и профилактика школьного невроза

Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие эмоциональной связи с подростком.

2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.

3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.

Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.

Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.

Причины сильного нервного стресса: в чем они заключаются?

  • сложная обстановка на работе или на учебе. В частности, источниками стресса может стать нездоровый коллектив, проблемный начальник, финансовый кризис;
  • проблемы в личной жизни. Развод, проблемы с детьми, с родителями вполне могут вызвать стресс;
  • финансовая несостоятельность. Долги, постоянное отсутствие денег и другие подобные причины влияют на здоровье и приводят к сильному нервному стрессу;
  • постоянный неблагоприятный психологический климат. В частности, если Вы все время ссоритесь с супругой, испытываете одиночество, никак не можете наладить отношения на работе – все это также приводит к формированию хронического стресса.

Методы повышения стрессоустойчивости

  • начать разумное планирование времени;
  • настроиться на позитивный лад;
  • развивать практику самоконтроля;
  • занять позицию личности с твердым внутренним стержнем;
  • контролировать эмоции;
  • выработать рациональный подход к событиям;
  • прибегать к регулярной физической нагрузке;
  • исключить переутомления.

Хронический нервный стресс

  • дисгармония семейных и личных отношений;
  • неблагоприятный микроклимат с окружающими;
  • неуверенность в своих способностях;
  • сложившаяся неразрешимая жизненная ситуация;
  • одиночество.

Острый нервный стресс

  • реактивная реакция,
  • ступор,
  • дезориентация,
  • печаль,
  • агрессия,
  • нарушение чувств.

Последствия стресса для психического и физиологического здоровья

  • избыточный вес;
  • бесплодие;
  • сердечные заболевания;
  • заболевания ЖКТ;
  • возникновение аутоиммунных болезней;
  • проявление экземы и других кожных заболеваний.

Препараты на синтетической основе

  • лечение проводить курсами, длительность которых определяет врач;
  • внезапно не прекращать прием психотропных средств;
  • совместимость с другими успокоительными лекарствами определять заранее.
  • Нейролептики – действуют на участки головного мозга и тормозят деятельность нервной системы.
  • Антидепрессанты – поддерживают высокое содержание серотонина в организме и препятствуют развитию отрицательных эмоций.
  • Транквилизаторы – подавляют эмоции, имеют сильное успокоительное действие.
  • Ноотропные препараты – активизируют интеллектуальную работу мозга.
  • Нормотимики — сдерживают развитие приступов, делают психику более устойчивой.
  • Седативные – созданы на основе брома, усиливают процессы торможения.

Профилактика стрессоустойчивости

Наши специалисты

Терапевт-эндокринолог высшей категории
Психиатр высшей категории

Люди боятся обращаться к психиатру только потому, что существуют мифы о психиатрии, которые давно не соответствуют действительности.

Психиатр высшей категории
Психиатр-нарколог реабилитационного центра "IsraClinic"

Проблема зависимости не имеет ничего общего с силой воли. Зависимость — это болезнь, требующая лечения.

Похожие статьи

У ребенка истерика как успокоить

Парциальное (транзиторное) расстройство личности

Как и любое расстройство личности парциальное (транзиторное) расстройство нарушает нормальный образ жизни, снижает работоспособность и оказывает пагубное влияние на межличностные отношения. Однако парциальное расстройство личности отличается от других видов личностных расстройств тем, что при правильном и своевременном лечении пациент может полностью восстановить функционирование.

У ребенка истерика как успокоить

Сон – это условно рефлекторный процесс, поэтому у детей особенно важен режим сна, а его нарушению способствуют шум, тряска, ночное кормление, которые могут прочно закрепляться как патологические условнорефлекторные связи и могут вызывать стойкие нарушения сна.

Расстройства пробуждения проявляется:

  • оглушенным пробуждением «сонное опьянение»,
  • ночными страхами,
  • снохождениями.

Для данных синдромов характерно много общего:

  • возникновение в первую половину ночи;
  • возникновение строго во время фазы медленного сна;
  • автоматизированное поведение;
  • отсутствие реакции на внешние раздражители;
  • спутанность сознания;
  • дезориентация при пробуждении;
  • отсутствие памяти на происходящее на следующее утро.

Ночные страхи и снохождения

Ночные страхи и снохождения – это два варианта одного и того же процесса. При наличии родственников, страдающих сомнамбулизмом (снохождением), у ребенка период ночных страхов может длиться очень долго и возможна трансформация ночных страхов в снохождения.

К концу подросткового периода у всех детей значительно уменьшается частота этих нарушений или они полностью прекращаются.

Большую роль в возникновении расстройств пробуждения играют:

  • переутомление;
  • заболевания с повышением температуры тела;
  • период начала обучения в школе;
  • конфликты в школе, в семье.

Следует помнить, что эмоциональный конфликт усиливает патологические изменения во сне на фоне наследственной предрасположенности.

Ночные страхи характеризуются внезапным пробуждением и сопровождаются чувством страха на фоне выраженных вегетативных и поведенческих проявлений. Возраст начала ночных страхов – с 18 мес до 6-летнего возраста.

Ночные страхи возникают обычно через 1-3 ч после засыпания. Приступ начинается внезапно с пронзительного крика, от которого, как описывают родители, «кровь стынет». Ребенок садится в постели, при этом его глаза широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Отмечаются обильное потоотделения, учащение сердцебиения и дыхания, повышение артериального давления. Возможны напряжение мышц всего тела, ознобо-подобное дрожание, а также непроизвольное мочеиспускание. Дети обычно не реагируют на воздействие внешних стимулов – обращение взрослых, прикосновения, и утром не помнят ночных событий, хотя в старшем возрасте возможно их фрагментарное воспоминание.

Снохождение (сомнамбулизм или лунатизм) представляет собой сложный поведенческий акт, возникающий во сне и характеризующийся появлением полуцеленаправленной двигательной активности. Типичный возраст начала снохождений 4-8 лет. Более 30 % детей в возрасте до 12 лет имели, по крайней мере, один эпизод снохождений, но только у 2-3 % отмечалось больше таких эпизодов.

Эпизод снохождения начинается через 1-3 ч после засыпания; ребенок внезапно садится в постели, открывает глаза, при этом его лицо ничего не выражает, он может совершать кое-какие движения (в виде перебирания одеяла), затем встает с кровати, ходит по комнате, выходит за ее пределы, заходит в другие комнаты, может принимать пищу, одеваться, разжигать огонь, совершать целенаправленный акт мочеиспускания. Также состояние может ограничиваться пределами постели. После завершения эпизода ребенок ложится и засыпает. В отдельных случаях сохраняется способность реагировать на внешние стимулы и даже адекватно отвечать на вопросы.

У каждого третьего ребенка снохождение заканчивается внезапным пробуждением со слабовыраженной дезориентацией в течение нескольких минут. Чаще дети возвращаются в собственную постель, но могут засыпать и в необычном для себя месте. В редких случаях дети попадают в опасную для здоровья и жизни ситуацию – при незапертых дверях и окнах выходит на улицу. Это может привести к тяжелым повреждениям и в таких случаях рекомендуется применение барьеров, так называемых детских ворот, замков, запоров на дверях и окнах в комнате ребенка. Длительность эпизода снохождения обычно составляет от 3 до 30 мин, в среднем 5-10 мин.

Оглушенное пробуждение (сонное опьянение)

Оглушенное пробуждение (сонное опьянение) рассматривается как эпизод длительной спутанности сознания и дезориентации во времени и месте, сопровождающийся замедлением речи и мышления, возникающий при пробуждении, длительностью от нескольких минут до часов, с последующим нарушением воспроизведения событий. Состояние возникает в первую треть ночи в результате внезапного самостоятельного или инициированного пробуждения.

Проявления оглушенного пробуждения характерны для детей любого возраста, однако с возрастом отмечается постепенное уменьшение частоты и выраженности клинических проявлений. В редких случаях в этот период наблюдается агрессивное поведение. Надо отметить, что некоторая степень спутанности при пробуждении имеется у большинства людей.

Астения – это не болезнь, это такой комплекс симптомов, который предполагает наличие физической и психологической усталости. Человек испытывает эмоциональное истощение, измучен, отмечается раздражительность, повышенная или не совсем адекватная чувствительность. Фактически, все функционирование его организма кричит о том, что он перегружен, ему необходимо изолироваться, минимизировать стресс, в котором он сейчас находится. Если обратиться к биологии и миру животных, то астения – это, скорее всего, лабораторный феномен. В живой природе ослабленное животное или растение достаточно быстро становится пассивным участником пищевой цепочки, то есть, погибает. Человек в этом плане более совершенен и общество дает ему право быть слабым, истощенным. Этим правом следует уметь пользоваться.

Астенический синдром – расплата за жизнь на износ

Мы все живем в таких реалиях, когда требования к организму на физическом и интеллектуальном уровне предъявляются очень серьезные. Изо дня в день, находясь в погоне за каким-то результатом приходится испытывать большое напряжение, с которым нужно справляться, переживать его, расслабляться. Но, напрягаться все умеют, а расслабляться — нет.

Полюс активности современного человека смещен в сторону интеллектуальной нагрузки, поэтому очень много времени занимает компьютер, смартфон или планшет. Соответственно, возникает состояние гиподинамии, когда происходит крайне мало движений, часто выполняется однообразная работа, которая требует сосредоточения и напряжение внимания. В результате, возникает своеобразный перекос в функционировании – отказываясь от движения, человек слабеет, сначала физически, а затем – эмоционально и интеллектуально.

Люди начали предъявлять к себе завышенные требования, совершенно не задумываясь о том, что их жизненные ресурсы ограничены, и стали жить на износ. Для нашего общества такое поведение сейчас очень характерно. Стремление к повышению благосостояния и успеху вынуждает многих отдавать работе все свои часы бодрствования, совершенно не заботясь о полноценном отдыхе. В результате возникает астения, при которой работоспособность существенно падает. Не смотря на это, человек не уменьшает требования к себе, считая по-прежнему, что должен работать как можно больше и доводит свой организм до полного физического и интеллектуального изнеможения. Трудоголик считает, что всего необходимо добиваться тяжким непрерывным трудом. Не достигнув высоких достижений, он считает, что не состоялся как личность и ничего не добился в жизни.

Результаты нервного истощения

На фоне таких издевательств над собственным организмом, а также вследствие болезней, стрессов, жизненных потрясений появляется нервное истощение – синдром, характеризующийся полным отсутствием сил и маскирующийся под лень, депрессивное состояние, дурной характер. Появляется сильная утомляемость даже после обычной нагрузки, которая сопровождается снижением работоспособности, внимания, наличием тревожности, раздражительности и плохого самочувствия. Астенический синдром часто сопровождается головной болью и головокружением, болью в мышцах конечностей, нарушением сна. Сон становится неглубоким и беспокойным. В дневное время возникает слабость, желание прилечь, но отдых не восстанавливает силы. Постепенно формируется малоподвижный образ жизни, который только усугубляет проявления астении. Часто астению связывают с синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания от большого количества контактов с людьми.

Астенический синдром характеризуется состоянием, когда никого не хочется видеть. Попытки разговоров приводят к еще большему конфликту и его усугублению. Человеку с нервным истощением полезно сделать паузу, немножечко отойти в сторону, отдышаться, попытаться разобраться, с чем связано напряжение, обратиться за помощью к специалисту, который обязательно поможет выйти из тупиковой ситуации.

Астения вызывается хроническими конфликтами, внутренней эмоциональной утомительной работой, длящейся в течение значительного времени. Если сравнить организм астеничного человека с батарейками, то можно сказать, что у него заканчивается заряд — нервные клетки получают мало питания. Человек нуждается в обретении баланса активности и отдыха. Стимулирование на повышенную продуктивность в этом случае, подстегивание и мотивация – это как попытка выжать заряд из этих севших батареек, пытаясь их как-то расплющить, постучать по ним. Как правило, такие действия приводят к дополнительной декомпенсации, то есть последствия будут еще драматичнее.

Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья

Вся усталость делится на физическую и моральную. Физическая усталость довольно легко восстанавливается хорошим сном, нормальным питанием, одним словом – отдыхом. Если человек психологически вымотан, уставший и его тяготят какие-то переживания, сном и бездействием эту проблему не решить. Дело в том, что организму, чтобы восстановиться во сне, также нужны психологические ресурсы. Отдохнуть во сне не получается — бессонница и расстройства сна мешают..

Поэтому лучший подход к терапии астенического синдрома предполагает обращение к психотерапевту, который для восстановления хорошего самочувствия займется решением внутренних конфликтов, в которых человек в этот момент находится. Специалист посоветует такую смену деятельности, которая позволит человеку пережить радость и восторг. Общение с психотерапевтом поможет подобрать комплекс действий, при котором человек с нервным истощением будет находиться в балансе, сможет понимать конфликты и проблемы, которые его тяготят, определит, за счет чего они могут быть решены.

Витамины и адаптогены – это средства, которые в данном случае, скорее всего не повредят, но восстановиться организму при нервном истощении они помогут лишь в случае устранения стрессового фактора. Найти его – задача работы с психотерапевтом. Он поможет найти баланс, благодаря которому человек с астенией компенсирует свою жизнь отдыхом, это позволит больше радости и удовольствия.

В арсенале психотерапевтов существует большое количество методов помощи людям с астеническим синдромом. Основной метод коррекции таких расстройств – научить чередованию отдыха и напряжения. Врач может назначить занятия физическими упражнениями, с учетом того, что нервное переутомление часто ведет к быстрому физическому истощению. Он расскажет, в каком темпе необходимо будет входить в физические упражнения, объяснит, что быстрая усиленная физическая активность сможет усугубить эмоциональное напряжение, подскажет, каким образом от пеших прогулок переходить к более затратным нагрузкам.

И все же, основная работа с астеническим синдромом лежит в области психологии.

Когда незавершенные конфликты накапливаются, у человека возникает состояние, при котором он все свое раздражение выливает на людей, совершенно не причастных к его конфликтным ситуациям. Здесь тоже очень уместны будут занятия с психотерапевтом, помогающие разрешить внутренние конфликты до конца, что означает — разрешение проблемной ситуации с наименее отсроченным эффектом. Незавершенные внутренние конфликты превращаются в лавину, которую трудно сдерживать. Тогда к человеку приходит чувство, что он находится на грани, что ему трудно справляться и невозможно ничего контролировать. В этом случае следует незамедлительно обращаться к психотерапевту. Учитывая, что нервное переутомление является маской многих заболеваний, люди ошибочно идут к врачу общей практики, гастроэнтерологу, невропатологу, лечат следствия, не обращая внимания, на причину своего состояния.

Невроз встречается почти у каждого третьего человека. От появления и развития такого недуга не застрахован никто. Но, как и любое заболевание, неврозы поддаются лечению. Какие же лекарства нужно использовать?

У ребенка истерика как успокоить

Что это такое?

Невроз — это расстройство нервной системы организма человека. Возникновение и развитие этой болезни связано с сильными стрессами, инфекциями, заболеваниями, умственными или эмоциональными перенапряжениями. Основными симптомами являются:

У ребенка истерика как успокоить

  • бессонница;
  • слабость;
  • головная боль;
  • появление фобий;
  • сильное потоотделение;
  • быстрая утомляемость.

Лекарства от невроза и депрессии

Наиболее действенным методом является прием медикаментов. Обычно используются такие лекарства:

  • успокоительные. Создаются на основе пустырника, валерианы и мелиссы. Помогают вернуться в эмоционально спокойное состояние;
  • антидепрессанты при неврозе устраняют чувство апатии, эффекты при тревожной депрессии. «Золофт», «Амитриптиллин»;
  • транквилизаторы. Купируют ощущения страха и беспокойства, но могут вызывать привыкание. «Реланиум», «Феназепам»;
  • адаптогены. Обычно это настойки женьшеня, радиолы или китайского лимонника. Вещества желательно использовать только в первой половине дня;
  • ноотропные вещества. Улучшают метаболические процессы в головном мозге. «Луцетам», «Пирацетам»;
  • нейролептики. Используются вместо транквилизаторов. Уменьшают чувство тревоги, производят успокаивающий эффект. «Эглонил».

Однако не стоит заниматься самолечением. Намного быстрее и безопасней для здоровья будет обращение к лучшему врачу-психотерапевту в Москве и области И.Г. Гернету.

У ребенка истерика как успокоить

Подростковый возраст сам по себе является фактором риска развития разнообразных психоэмоциональных расстройств. Сильнейший гормональный «взрыв», кардинальные изменения, происходящие с собственным телом, возникновение новых чувств и эмоций, появление множества связанных с этим комплексов «накладываются» на постоянно увеличивающуюся нагрузку в школе, проблему выбора будущей профессии, подготовку к предстоящему поступлению в ВУЗ. Как показывает практика, даже при поддержке родителей ребенку далеко не всегда удается справиться с таким «грузом», и истерия у подростководно из проявлений внутреннего конфликта, физического и психоэмоционального перенапряжения. К сожалению, во многих семьях подобное расстройство воспринимается как очередная блажь, нежелание что-либо делать, банальное непослушание. Однако специалисты подчеркивают, что истерия — это одна из форм невроза, которая, как и другие заболевания психической сферы, требует грамотного, а главное, своевременного лечения. В медицинском центре «Лето» консультируют психотерапевты, имеющие огромный опыт работы коррекции психоэмоциональных именно у подростков. Нашим врачам в подавляющем большинстве случаев удается подобрать правильную схему медикаментозной и психотерапии, при этом психологическую поддержку оказывают не только непосредственно пациенту, но и его родителям и, при необходимости, другим членам семьи.

Причины истерии у подростков

Некоторые специалисты считают, что определенную роль играет наследственная предрасположенность. Однако большинство врачей склоняются к мнению, что проблема кроется не в генетических дефектах, а в атмосфере, которая окружает ребенка. Дело в том, что если один из родителей страдает от подобного расстройства, это определенным образом сказывается и на особенностях воспитания. Дети поневоле копируют стиль поведения и общения.

У ребенка истерика как успокоить

Еще одной, не менее распространенной причиной подобного недуга является тяжелая психотравма. Это может быть:

  • развод, тяжелая болезнь или смерть одного из родителей;
  • какое-либо несчастье, физическое насилие;
  • булинг со стороны сверстников;
  • проблемы в школе;
  • неудачная попытка формирования отношений с противоположным полом, особенно если подросток столкнулся с насмешками, издевательствами;
  • дефекты внешности (иногда, явно преувеличенные или надуманные), например, лишний вес, высыпания на лице и т.д.;
  • прессинг, равнодушие и холодность со стороны родителей, слишком завышенные требования или наоборот, потакание любым желанием ребенка, и, естественно, когда он сталкивается с реальными трудностями (от которых его тщательно оберегали родители) происходит нервный срыв и др.

Возможные факторы риска

У предрасположенных к истерии подростков в поведении и характере преобладает эгоцентризм, легкомысленность, склонность к необдуманным поступкам, авантюрам, неумение распоряжаться карманными деньгами, расточительство. Нередки проблемы с обучением, что связывают с более низким по сравнению со сверстниками уровнем аналитического мышления, концентрации внимания.

В течение учебы в школе, а впоследствии и в ВУЗе они пасуют перед задачами, требующими настойчивости, упорства, профессиональной подготовки. Их гораздо больше привлекает яркая, беззаботная жизнь «напоказ»: брендовые вещи, современные, дорогостоящие гаджеты. Они не пропускают ни одной вечеринки, бывают на всех модных кинопремьерах, «боготворят» популярных актеров, блогеров.

Клиническая картина

У ребенка истерика как успокоить

Основная черта поведения подростков, страдающих от истерии, — демонстративность и стремление любым способом привлечь к себе внимание окружающих. Как правило, достичь желаемого пытаются с помощью:

  • вызывающей, яркой, экстравагантной одежды, попыток изменить внешность (пирсинг, татуировки, правда, временные, на постоянные родители обычно не дают согласия);
  • рассказов о богатых родственниках, близком знакомстве с какими-либо влиятельными людьми, возможностью «порешать» проблемы, хотя на самом деле, это не более чем фантазия;
  • наигранных, зачастую увиденных в кино, жестов, мимики, походки;
  • вычурной, манерной речью.

Еще одна характерная особенность — ложь. Причем в отличие от психопатии, когда человек врет, стараясь достичь определенной выгоды для себя, в данном случае больной начинает путать реальность с фантазией. Его представления об окружающем мире почерпнуты из книг, фильмов, видеороликов или фото из сети.

Нередко ребенок выбирает самый простой, как ему кажется, способ оказаться в центре внимания, — выдуманные жалобы на самочувствие . Постепенно подросток и сам начинает верить в свою болезнь. Он тщательно прислушивается к внутренним ощущениям, ищет (и, обычно, находит) свои симптомы в интернете и «подгоняет» их под какую-либо тяжелую, неизлечимую патологию.

Симптомы приступа истерии

У ребенка истерика как успокоить

Обострение может начаться по любому, даже самому незначительному поводу (например, ссора с родителями, друзьями, конфликт с учителем, плохая оценка). Основными симптомами приступа являются:

  • учащенное сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • покраснение кожи лица, белков глаз из-за лопнувших сосудов;
  • одышка, ощущение невозможности сделать вдох, нехватки воздуха;
  • плач, который может в любой момент смениться смехом;
  • демонстративное разрывание на себе одежды;
  • битье посуды, предметов мебели и интерьера.

Подросток может кататься по полу, пытаться себя травмировать, однако в отличие от припадков при других психических расстройствах приступ истерии не сопровождается нарушением сознания. Ребенок может себя контролировать, травмы, которые он себе наносит, не представляют серьезной угрозы. Припадок заканчивается или когда пациент добивается желаемого, или когда отсутствуют «зрители».

У ребенка истерика как успокоить

Все родители знают, что от качества детского сна зависит не только здоровье малыша, но и его развитие, как в психическом, так и в физиологическом плане. Поэтому, когда ребёнок просыпается ночью с истерикой – это не только стресс для детского организма, но и повод для родительского беспокойства. А если ночные истерики – частая история, то это уже сильный стресс для самих родителей и угроза для их здоровья.

Типичные признаки:
  • Истерика начинается примерно через 1-3 часа после засыпания.
  • Длится от 5 до 30 минут и проходит также внезапно, как и начинается.
  • Может возвращаться несколько раз за ночь, выматывая беспомощных родителей.
  • Внезапно ребенок просыпается с широко открытыми от ужаса глазами, но не реагирует или реагирует неадекватно на появление родителей.
  • В момент приступа ребенок сильно потеет, дышит тяжело и хрипло.
  • Ребенок почти не сознает присутствие родителей. В этот момент он совсем не осознает ни себя, ни родителей.
  • Ребенок не реагирует на попытки его успокоить или отвлечь.
  • Ребенок отталкивает родителей и часто хаотично бьет все и всех рядом с собой, не сознавая этого.

Врачи утверждают, что в большинстве случаев, когда ребенок ночью просыпается и кричит в истерике, это не болезнь, а особенность детского возраста. Ее причина – незрелость нервной системы детей.

Есть несколько версий возникновения ночных истерик:

Парасомния. До полноценного формирования фаз сна у ребенка, они могут накладываться одна на другую или приходить в «неправильное время». В результате чего ребенок может просыпаться посреди ночи, горько рыдать и кричать, или же продолжать спать, но при этом ходить или просто двигаться, разговаривать или плакать. Проявление активности во время глубокого сна называется парасомнией («пара» — нарушение, «сомниус» — сон). Это не опасное нарушение работы организма, а свидетельство незрелости нервной системы и головного мозга. С возрастом наложение фаз сна происходит все реже, пока не исчезает окончательно.

Pavor Nocturnus или Ночной Ужас. Pavor Nocturnus проявляется между двумя и пятью годами жизни ребенка. Важно помнить, что Pavor Nocturnus является нормальным явлением и не указывает на отклонения в психофизиологическом развитии ребенка. Около 3 лет у детей появляется много страхов, которые могут проявлять себя именно во сне.

Эмоциональная перегрузка ребенка: ребенок не справляется с теми эмоциями, с которыми столкнулся днем и отреагирует их ночью. Это могут быть сильные впечатления (и положительные и отрицательные), события (новые люди, поездка, изменения в семье), фоновый стресс (сложные отношения между родителями, членами семьи). И даже если ссоры в семье происходят не при ребенке, он чувствует это напряжение.

Также важно не забывать, что маленький ребенок очень сильно эмоционально связан с матерью. Поэтому ее эмоциональное напряжение (в том числе неосознаваемое!) также напрямую передается ребенку.

Неврологические проблемы. И в этом случае потребуется помощь врачей.

Ночные истерики, как правило, начинаются в начале сонного цикла (в глубокой фазе), когда ребенок не может видеть никаких снов. Зато малыш переживает сильнейшее ощущение страха: мозг пытается проснуться, но тело продолжает спать. В результате ребенок кричит и плачет, и никакие ласковые уговоры и объятия не помогают. После пробуждения ребенок не помнит своей ночной истерики, а вот страшный сон может запомнить.

Чего не нужно делать во время ночной истерики ребенка:
  • оставлять одного (он может повредить себя!);
  • пытаться разбудить, умывать;
  • кричать, шлепать;
  • развлекать, пытаться разговаривать;
  • брать к себе в кровать. Дети легко закрепляют такое поведение ради внимания, которое им достается в этот момент.
Что во время истерики необходимо предпринять родителям:
  1. Успокоиться самим, иначе ничем не поможете ребенку! Напомнить себе, что это просто истерика. И малыш кричит не для того, чтобы помучить родителей.
  2. Как можно быстрее подойти к ребенку.
  3. В зависимости от ситуации, либо попытаться взять малыша на руки и крепко прижать к себе, позаботившись, чтобы он вас не ударил. Возможно, для этого потребуется одеяло или плед, в которое можно завернуть малыша, пока он не успокоится. Либо, оставив его в кроватке, позаботиться о том, чтобы он не причинил себе вред, пока вновь не уснет.
  4. Когда ребенок успокоится, можно проводить его в туалет или посадить на горшок. После этого уложить в постель.
Профилактика ночных истерик

Несмотря на то, что в большинстве случаев ночные истерики — вариант нормы, все же важно исключить неврологические проблемы. Поэтому, если ночные истерики продолжаются у ребенка длительное время, то для начала нужно показать его врачу.

И, если со здоровьем все хорошо, то следующим моментам стоит уделить серьезное внимание:

  • режим дня малыша — для ребенка очень важно постоянство: в одно и то же время кушать, гулять, спать. Это очень помогает им справиться со стрессами дня. Также важно учитывать гигиену сна (ребенку может быть жарко/холодно/неудобно, недостаточно темно или тихо и т.д.) и правильные ритуалы на сон;
  • ввести строгие ограничения на просмотр телевизора и электронных гаджетов — за два часа до сна они не должны использоваться вообще. К тому же, родителям важно знать какие именно мультфильмы смотрит ребенок, обсуждать их с ним. Ведь что-то может напугать или перевозбудить ребенка;
  • вместо телевизора вечером стоит почитать с малышом интересные книги, послушать музыку или аудио-сказки, поиграть в спокойные игры;
  • исключить большое количество развлечений и ярких впечатлений в течение дня, т.к. они увеличивают возникновение истерик;
  • обеспечить ребенка условиями для проявления достаточной физической активности. Прогулки и активные игры днем помогут снять эмоциональное напряжение и дневные стрессы;
  • в течение дня уделять ребенку достаточно качественного внимания, чтобы он не добирал его ночными истериками или болезнями: можно поговорить, поиграть с ним, сделать что-то вместе, то, что нравится вам обоим;
  • не игнорировать, не высмеивать и не обесценивать страхи ребенка. Со страхами стоит работать днем, чтобы они не давали знать о себе ночью;
  • очень важно заботиться о своем психологическом спокойствии и благополучии, т.к. оно напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка.

И, если с первыми пунктами легко справится любой любящий родитель, то с двумя последними, скорее всего, понадобиться помощь специалистов.

Детские истерики обладают удивительной способностью в мгновение ока выводить из себя даже самых любящих родителей. Психолог рассказывает о том, как справиться с детскими истериками, учитывая при этом чувства ребенка.

Слезы, крики, требования сделать так, как он хочет, — с детскими истериками сталкиваются абсолютно все родители. Истерика у ребенка — это непростое испытание для обеих сторон. Ребенок пытается справиться с яростью, обидой и другими чувствами, которые ему еще сложно выдерживать.

Родители в ответ раздражаются, испытывают чувство вины перед окружающими и часто теряются между тем, что надо делать, как это будет выглядеть со стороны, и тем, что действительно может помочь остановить истерику.

Семейный психолог Мириам Чачаму, автор книги «Как успокоить сложного ребенка», подготовила несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с детскими истериками, учитывая при этом то, что происходит с ребенком.

1. Демонстрируйте безразличие

Когда ребенок закатывает истерику в общественном месте, мы часто чувствуем себя неловко, что может провоцировать нашу злость и раздражение.

«Поверьте, окружающие вовсе не считают вас плохой матерью или отцом, они в такой ситуации скорее сочувствуют, — говорит Мириам Чачаму. — Если вы не будете обращать внимания на капризы ребенка, это может оказаться гораздо более эффективным, чем если вы будете злиться. Зачастую дети капризничают, исключительно чтобы привлечь ваше внимание».

2. Назовите чувства ребенка

Маленьким детям очень сложно понять, что с ними происходит. Они еще не знакомы с собственными чувствами, и им самим сложно их выдерживать. Важно, чтобы вы помогли ребенку дать название его переживаниям: «Ты сейчас злишься из-за того, что я не купил(а) тебе игрушку, которую ты очень хотел».

Выразите сочувствие и понимание. Например, вы можете сказать, что тоже злитесь, когда не получаете то, что хотите. Но злиться можно по-разному, не все формы выражения чувств красивы, полезны и действенны.

3. Включайте ребенка в борьбу с истерикой

Истерика — знак того, что ребенок не справляется со своими чувствами. Важно понимать, что он не просто пытается таким образом добиться цели, но действительно испытывает эмоциональное напряжение. Это поможет не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой.

Придумайте вместе с ребенком шутливое название того, что с ним происходит: на него напала злючка, пришла тетя Истерика. Это позволит ребенку переключить свое внимание и увидеть в вас друга вместо обидчика.

4. Не спешите говорить «нет»

Предотвратить детские истерики намного легче, чем их останавливать.

«Многие родители говорят «нет» слишком быстро, что может мгновенно довести детей до точки кипения», — считает Мириам Чачаму.

Показывая ребенку, что вы на его стороне, вы сможете предотвратить конфликт. Например, вы можете сказать: «Я хотел(а) бы купить тебе эту игрушку, но, к сожалению, она слишком дорогая». Такое объяснение собственной позиции гораздо лучше, чем короткое «нет».

5. Предложите альтернативу

Проанализируйте поведение ребенка и те ситуации, в которых он обычно начинает капризничать, и заранее проговаривайте с ним возможные последствия. Например, если вы собираетесь в магазин и знаете, что ребенок может начать требовать купить ему игрушку и закатывать истерику из-за вашего отказа, договоритесь с ним, что вы оба будете делать в этой ситуации.

Например: «Я собираюсь в магазин. Я могу взять тебя с собой, но только с условием, что ты не будешь просить, чтобы я тебе что-то купила, сегодня у меня нет такой возможности».

«Если ты все-таки начнешь капризничать, мне придется больше не брать тебя с собой в магазины (мы с тобой не пойдем в кино, как хотели, и так далее)». Таким образом вы не только сможете обезопасить себя от детской истерики, но и научите ребенка понимать причинно-следственные связи собственного поведения и делать первые важные выборы.

6. Направляйте энергию ребенка в другое русло

Организм ребенка отвечает на стресс архаической реакцией борьбы или бегства. Поэтому иногда, чтобы предотвратить кризис, можно предложить ему альтернативу в виде спортивных игр. Прыжки, танцы, игра в догонялки позволяют высвободить энергию, накопленную для реализации стрессовой реакции.

7. Позвольте ребенку загладить вину

За плохое поведение не всегда полагается наказание.

«Ребенок может чувствовать себя ужасно после того, как сделает что-то плохое, — объясняет Мириам Чачаму. — И это уже само по себе наказание. Если вы позволите ребенку сделать что-то, символически искупающее его проступки, тем самым вы невербально сообщите ему, что он действительно был неправ, но что вы готовы принять его извинения, — это позволит вам обоим двигаться дальше».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector