Творчество детей

Творчество поможет ребенку найти собственную индивидуальность и укрепить самооценку

Одной из форм познания мира, самовыражения, избавления от стресса и страха, отвлечения от негативных эмоций является для ребенка ТВОРЧЕСТВО. Малыш экспериментирует, создает что-то новое для себя, делая важные открытия. Легкая адаптация в обществе проходит через совместное творчество.

Виды детского творчества:

  • художественное
  • техническое
  • музыкальное

1. Художественная деятельность складывается из создания композиций путем лепки, рисования, аппликации, литературных произведений. Все это ведет к развитию хорошего вкуса у детей. В младшем детском возрасте дети рисуют интуитивно, уделяя внимание свойствам материала и не придавая значения самому изображению. К пяти годам изображения становятся узнаваемыми и осмысленными, в 10 лет дети вкладывают в рисунок не только смысл, но и сюжет.

Использование пальчиковых красок, карандашей, кистей, мелков помогает укрепить мышцы рук, улучшает координацию, моторику, развивает внимание, наблюдательность и усидчивость детей разного возраста.

Литературное творчество начинается со времени, когда ребенок учится говорить. Слова становятся частью игры и связаны с рисованием, пением, музыкой, но со временем становятся отдельным направлением развития. Литература дает возможность выразить ребенку свое понимание мира не хуже, чем рисование. Словарный запас при этом возрастает, как и эрудиция, ребенку легче освоить чтение, писать сочинения в школе.

2. Техническое творчество формирует у ребенка интерес к науке, умение рационально мыслить, изобретать, решать поставленные задачи. В младшем возрасте дети занимаются простыми техническими устройствами, а в школьном создают более сложные конструкции.

3. Музыкальное творчество сводится к игре на инструментах, пению, танцам. Такой вид творчества поможет развить у ребенка музыкальный вкус, слух. Музыка – один из первых видов творчества, доступных ребенку, через который он воспринимает окружающий мир, а вместе с танцем ребенок еще и развивается физически, становится выносливее, тренирует равновесие и координацию.

Творчество детей

Роль взрослых

Со временем у детей меняются приоритеты в выборе вида творчества, например, от изобразительной деятельности он может перейдет к музыкальной или танцевальной. Родители, которые отдают ребенка в различные творческие студии, поощряя интерес, укрепляют в ребенке самооценку и стремление к саморазвитию в будущем.

Нельзя навязывать детям творческий процесс, иначе со временем интерес к занятиям исчезнет. В творчестве ребенок сам должен проявлять инициативу, чувствовать независимость и самостоятельно переживать за результат.

Стимулировать ребенка к творчеству нужно с раннего возраста: привлекать к лепке, музыке, рисованию, чтению. Создавать условия для развития можно, придумывая новые игры, окружая предметами и материалами, которые пригодятся для творчества, посещая вместе с детьми выставки, мастер-классы, детские спектакли.

Детское творчество – важный процесс в развитии ребенка. Художественное, музыкальное, техническое развитие – все это приносит неизменно положительный результат, помогая ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, проявлять инициативу. Творчество поможет ребенку найти собственную индивидуальность и укрепить самооценку.

Новое видео:

Новое видео:

Психология детского творчества: сравнительная характеристика развития творчества у детей дошкольного возраста, учеников начальной школы и подростков.

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей в онтогенезе, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Творчество детей

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Некоторые взрослые думают, что творчество – это только для тех, у кого есть явный талант. Или, по крайней мере, для гуманитариев. Если же ребенок не проявляет явных задатков великого художника и вообще интересуется математикой больше, чем ИЗО, то развивать его креативность не обязательно.

Но творческие занятия – это не пустая трата времени и не перерыв между “настоящими” уроками. Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираемся, зачем нужно развивать креативность и где она пригодится.

Чему можно научиться на креативных занятиях?

Рисование, лепка, танцы, театр или музыка – все это не просто набор техник. Любое занятие, предполагающее самовыражение, требует креативности. А креативность шире любых искусств и ремесел. Это способ взаимодействовать с миром и решать проблемы.

Творческие навыки очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.

Это становится понятно, если посмотреть, из чего состоит креативность:

  • оригинальность. То есть умение выдавать идеи, которые никому раньше не приходили в голову, и смелость, чтобы отстаивать их и говорить “а я сделаю вот так”.
  • настойчивость. Занимаясь творчеством, дети будут ошибаться и пробовать снова и снова, пока не достигнут того результата, которого хотят.
  • интеллект. Любое творчество требует напряжения умственных сил и умения сделать лучший выбор из возможных вариантов.
  • воображение. Творчество позволяет детям включить фантазию на максимум. Конечно, если взрослые им в этом помогают. Например, на уроках рисования в Skysmart детям предлагаетися рисовать не кубики и вазы, а фантастические миры: придумывать небывалые пейзажи, монстров и сказочных персонажей.

Все это – навыки, которые очень ценятся в современном мире и точно пригодятся ребенку в будущем.

Но, помимо креативности, творческие занятия развивают и многие другие навыки, которые можно использовать в ситуациях, очень далеких от уроков ИЗО.

Творчество позволяет понять свои эмоции. Во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния.

Творчество детей

Управление эмоциями. Детям (да и некоторым взрослым) бывает трудно выражать и идентифицировать свои чувства. Творчество позволяет проявить, осмыслить и понять свои эмоции. Например, во время занятий драмой или танцами дети учатся демонстрировать разные душевные состояния, литературные уроки помогают им описывать чувства, а занятия рисованием – изображать их.

Эмпатия. Понимание того, что другие люди отличаются от нас, очень важно. Творческие занятия помогают показать детям, что другие могут поступать по-разному в одних и тех же ситуациях. А заодно объясняют, что отличаться от других – это нормально. Ребенок нарисовал корову, а все думают, что это – собака? Что ж, это подходящий момент, чтобы попытаться взглянуть на свое произведение глазами окружающих и поразмышлять о том, что они видят и почему.

Умение управлять своим телом. Считается, что физическое развитие – это только спорт. Но творчество тоже помогает детям наладить контакт с собственным телом. Танцы и драма развивают равновесие и пространственное мышление, а рисование, лепка и другие прикладные искусства помогают улучшить мелкую моторику, координацию и силу пальцев.

Критическое мышление. Чтобы рисунок с каждым разом становился все лучше и лучше, нужно видеть и учитывать прошлые ошибки. А еще – запоминать удачные решения. Рефлексия и умение взглянуть на плод своих трудов непредвзято – крайне важные навыки, они нужны и программисту, и предпринимателю, и инженеру.

Вера в свои силы. Самовыражаясь, дети обретают уверенность в себе и раскрывают свой творческий потенциал.

Любые творческие занятия развивают в детях целый комплекс навыков и умений, которые пригодятся им и в учебе, и в работе, и в личном общении. Кроме того, исследователи видят явную взаимосвязь между креативностью и академическими успехами: чем больше творчества в жизни ученика, тем лучше его оценки по всем дисциплинам.

Творчество детей

5 мифов о детском творчестве

Творчество – это про искусство

Хотя креативность часто ассоциируется с «творческими» дисциплинами вроде рисования и музыки, она не зависит от предмета. Креативность – это подход к решению проблем, который можно применять в разных областях. Способ, которым дети выражают свои креативные способности, будет отличаться в физкультуре, математике, программировании и литературе.

Творческий процесс – это просто развлечение

Творчество действительно доставляет удовольствие, но это не значит, что к нему не следует относиться серьезно. Рисование, лепка, домашний театр – все это может показаться забавным занятием, которое взрослые противопоставляют более серьезной работе в классе. Но креативный процесс – это не игра, он сопряжен с множеством сложных задач. Для достижения успеха требуются концентрация, трудолюбие, настойчивость и решимость. На самом деле творчество может быть трудным процессом со взлетами и падениями. Творчество заслуживает серьезного отношения.

Дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши. Но без помощи взрослых творческое развитие застопорится.

Креативность – это редкий природный талант

Считается, что по-настоящему творческих людей очень мало, но они найдут свой путь независимо от того, что происходит в школе и дома.

Конечно, у людей разное сочетание способностей, личностных качеств и опыта. Но креативность не всегда прорастает наперекор всему, как трава сквозь асфальт. Ее можно и нужно поощрять. Некоторые дети упускают возможность развивать свои творческие способности без поддержки родителей и учителей. И наоборот, в среде, где креативность поощряется, детям проще проявить свои способности в раннем возрасте.

Дети могут заниматься творчеством и сами по себе

Действительно, многие дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши. Но без помощи взрослых детские рисунки могут стать повторяющимися и однообразными, а творческое развитие застопорится. Детям нужно ставить все новые и новые креативные задачи, показывать способы проявить себя. Без участия родителей или преподавателей дети с этим не справятся.

Учить творчеству может кто угодно

Если посмотреть на поделки малышей, может показаться, что творческие занятия действительно может вести любой. Что сложного – просто показывать детям, как вырезать из бумаги цветы и клеить их на картон? Но знания и навыки имеют фундаментальное значение для творчества. Может, первая аппликация и неказиста, но она учит композиции, умению видеть пропорции и сочетать цвета. Чтобы развить такие умения, взрослый, который ведет наблюдения, должен сам ими обладать.

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть, как свободно и независимо они творят. У них еще нет страха сделать ошибку, отойти от общепринятых шаблонов, поэкспериментировать. Но со временем ребенок обрастает комплексами и перестает творить свободно и самозабвенно. Во многом это зависит от социальных норм, но во многом и от родителей. Мудрые родители дают ребенку пространство для свободного развития, а также водят детей в те детские развивающие центры, где самовыражение в творчестве ценится превыше всего.

Творчество детей

Чем полезно свободное творчество?

В журнале Journal of Positive Psychology были опубликованы результаты исследования, в котором группу студентов попросили заниматься созидательной деятельностью каждый день и в дневнике отслеживать изменения в настроении и самочувствие. Результаты творчества разрешалось не показывать, то есть по сути участники творили без оглядки на общественное мнение. Через две недели участники поделились своими наблюдениями. Оказалось, что те, кто находил время на творчество, чувствовали себя более уверенно и позитивно. Кроме того, занятия искусством стимулировали созидательный процесс — на следующий день испытуемому хотелось творить снова.

Спонтанная деятельность вдохновляет. Причем не только взрослых, но и детей. Психолог Юлия Гиппенрейтер советует выделять «зеленую зону» для свободной активности детей. В этой зоне находятся те вопросы, которые малыш может решать сам. Игра и творчества по умолчанию попадают в «зеленую зону».

Зачем давать ребенку время на творческое самовыражение?

  • Это полезно для психического развития ребенка. Метод спонтанного самовыражения давно используется в для детей.
  • Помогает снимать телесные блоки и напряжения. Во время рисования включается тело. Малыш расслабляется, нервная система восстанавливается и настроение улучшается.
  • Происходит развитие фантазии. Отсутствие страха ошибиться и сделать не так, как нужно, дает толчок развитию воображения. Именно поэтому в художественных школах для детей, кроме базовых академических знаний, детям дают возможность свободно самовыражаться в искусстве.
  • В искусстве малыш безопасно проживает сильные эмоции.
  • Через спонтанное творчество происходит комплексное всестороннее развитие ребенка.

Как организовать место для свободного творчества?

Важное условие для спонтанной деятельности — родители не должны вмешиваться, подсказывать, оценивать и тем более критиковать. Психологи рекомендуют выделить место в детской комнате, где малыш может творить, не боясь потревожить или испортить. Идеальным вариантом является студия или игротека. Но такое не всегда возможно, поэтому полезно сделать ребенку «творческий чемоданчик», в котором будет все необходимое для занятий. Заранее продумайте все нюансы. Например, если ребенок любит рисовать, положите ему клеенку или скатерть, которая защитит стол и стены, а также фартук и нарукавники.

А лучше приводите детей в Детский центр «Имена Продакшн»! В безопасном вдохновляющем пространстве центра вашим детям будет комфортно не только учиться и развиваться, но и свободно выражать себя через игру и творчество. Они смогут посещать игротеку для детей, где с другими такими же юными творцами через игру будут познавать мир. Также у вас есть возможность отдать ребенка в центр , где он будет не только развивать творческий потенциал, но и восстановит душевный баланс с помощью искусства, станет более уверенным в себе, спокойным и целеустремленным.

Мероприятия для развития детского творчества в детском саду являются идеальным способом помочь детям освоить ключевые навыки. Практическая научная деятельность всегда вызывает любопытство, а разнообразные художественные проекты провоцируют самостоятельность и креативное мышление.

Творчество детей

Живопись для детей

Одним из самых популярных и востребованных видов искусства для детского творчества в детском саду является живопись, техники которой варьируются от простейших пальчиковых мазков до рисования кистью мелкодетализированных форм.

Краска — это художественный материал, который легко адаптируется к широкому спектру художественных мероприятий для малышей. С помощью гуаши или акварели можно создавать как простые картины и декоративные арт-проекты, так и устраивать различные научные эксперименты по смешиванию цветов и покраске ряда предметов.

Творчество детей

Создание коллажей

Коллаж, или сборка различных материалов, является одним из основных своеобразных произведений искусства для развития детского творчества в детском саду. Воспитанники могут использовать клей, цветную маскировочную ленту, наклейки или разноцветную бумагу, чтобы после соединять отдельные элементы в единое целое своим неповторимым образом.

Коллажи можно создавать на плотной бумаге, картоне, на окнах, различных трехмерных объектах и ​​даже на теле. Можно использовать самые разные материалы, в том числе радужные перья, салфетки, кусочки ткани, ленточки, хлопчатобумажные шарики, пуговицы, бусины и так далее. Самыми разными могут быть и размеры. Варианты бесконечны!

Лепка и скульптура

Творчество детей

Большинство детей любят лепку и все, что с ней связано. Они с удовольствием катают шарики и змейки из теста или пластилина. Если добавить к этим материалам богатый инструментарий и разнообразные украшения, то может получится отличный набор для детского творчества в детском саду. Пластилин, тесто (в том числе хлебное и соленое), глину можно формовать в самые различные формы и скульптуры.

Творчество имеет огромное значение

Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого во многом зависит полноценное развитие будущей личности. Что же такое творчество? Есть несколько интерпретаций:

  • Это инновация. Настоящим безумием будет делать одно и то же снова и снова, ожидая разных результатов. Если что-то не работает, то оно сломано и должно быть исправлено. Важно придумывать что-то новое, инновационное, что действительно будет работать.
  • Это значит мыслить без границ. Все не всегда должно быть черно-белым. Иногда работают самые нестандартные решения.

Творчество детей

Творчество детей

Развитие воображения и мелкой моторики

Творчество детей в детском саду неразрывно связано с развитием других, не менее важных вещей, таких как, например, мелкой моторики. Огромная и разнообразная коллекция мероприятий в детском саду отвечает всем образовательным потребностям. Творчество можно определить как процесс создания оригинальных идей и использования абстрактного мышления для поиска решения проблем.

Как показывают исследования, дошкольники особенно восприимчивы к творческому развитию. Поэтому тема творчества в детском саду играет первостепенное значение. Именно в этом возрасте нужно предоставить детям все возможности для раскрытия их потенциала. А для этого нужно развивать креативность в дошкольном учреждении и создавать среду, которая будет стимулировать творчество.

Творчество детей

Творчество и развитие интеллекта

Творчество есть процесс, а не конечный продукт. Есть много различных идей и способов сделать что-то интересное и необычное. Как считают ученые, творчество и развитие интеллекта неразрывно связаны друг с другом. Дети, которым разрешено жить и мыслить нестандартно, имеют более высокий уровень интеллекта.

Креативность у детей — это вопрос окружающей среды

Дети креативны тогда, когда им это позволяет окружающая их среда. Это то, что можно создать как в домашних условиях, так и в детском саду. Важным является большое количество пространства и богатый кислородом воздух, приятная обстановка и хороший свет. К уголку творчества в детском саду предъявляются самые разные требования. Дети не приходят сами по себе к идее творческих решений с готовыми игрушками. Им нужно то, что не требует четких правил игры, что может быть использовано во многих отношениях.

Творчество детей

Художественное творчество в детском саду

Зачем учиться искусству? Дети учатся по-разному, а дошкольники не всегда способны полностью выразить себя при помощи языка. Художественная деятельность и другие виды творчества в детском саду и за его пределами чрезвычайно важны. Искусство является частью человеческого опыта, а малыши, как никто другой, могут наслаждаться им, производить его и выражать себя через различные арт-проекты.

Народное творчество в детском саду совмещается с такими изобразительными видами занятий, как лепка, пластилинография, конструирование из природного материала, бумаги и картона, аппликация и другими.

Творчество помогает развивать мелкую моторику. Чем больше операций дети будут выполнять руками, тем увереннее они будут держать карандаш или ручку в начальной школе. Искусство дает каждому отдельному ребенку средство для выражения себя. Художественное образование в детском саду начинается в виде спонтанной деятельности и становится более структурированной с течением времени.

Творчество детей

Такие мероприятия, как соединение точек или резка по линиям, не являются искусством. Детям иногда нужно давать волю для их фантазии. Эксперименты поощряют их личное творчество и воображение. Когда они свободны создавать, они развивают уверенность в себе и становятся более творческими разносторонне развитыми людьми.

Художественные мероприятия могут создать чувство сотрудничества и принадлежности к группе. Например, если дети что-то делают вместе, они чувствуют сопричастность. Некоторые художественные проекты, такие как роспись отпечатков рук, также поощряют сотрудничество и совместную работу. При соответствующем моделировании дети во время группового арт-проекта будут не просто заниматься творчеством, но и учиться поддерживать членов группы, помогать друг другу и работать в команде.

Нужно ли ребенку заниматься творчеством и для чего? Процесс творчества уникален и разнообразен. После 1 года, научившись ходить, малыш начинает активно познавать мир, исследуя его. Он начинает понимать, что многие его действия ведут за собой некие изменения. Мозг ребенка активно развивается, увеличиваются связи между нейронами, впитывая в себя информацию. Детское творчество и развитие ребенка — эту связь мы сегодня объясним.

Воображение появляется постепенно, но ему необходимо обучаться. Воображение помогает нам во взаимодействие с миром, планировании задач, создании новых вещей. Помочь развитию данного процесса должен оказать взрослый человек.

Детское творчество и развитие ребенка

Первое, что необходимо – не мешать ребенку. Если он проявляет к чему-либо интерес, поддерживайте, поощряйте его, рассказывайте простыми словами о тех вещах, которые его заинтересовали.

Детство – пора игр. Сейчас в магазинах продается огромное количество игрушек, но насколько они полезны для развития творчества. Попробуйте показать ребенку, что интересные игрушки создаются из самых разных вещей. Например, надев на палочку цветочек, получаем человечка.

Создаем для этого человечка домик из подручных материалов. Шахматы – куча человечков. Особенно интересно из натуральных материалов играть на природе – камушки, цветы, трава, веточки, семена – огромное поле для деятельности. А можно собрать их и дома сделать интересные картины и фигурки.

Для развития речи и воображения необходимо использовать мелкую моторику. Конструкторы, рисование на песке, игры с водой, рисование пальцами, глина (конечно, все под присмотром взрослых).

Если вы вдруг обнаружили отпечатки маленьких ладоней на ваших обоях, не ругайте детей. Они так исследуют мир. Им интересно, а что получится, если прикоснуться краской к предметам.

Обязательно хвалите. Критику ребенок еще успеет получить, у него впереди школа и взрослая жизнь, а вот стремление творить очень легко потерять.

Творчество детейЧем старше ребенок, тем разнообразнее становится его детское творчество. Постепенно учите доводить начатое дело до конца, однако, не стоит заставлять, если малыш вдруг потерял интерес. Чуткость, понимание должны присутствовать в ваших взаимоотношениях.

Покупайте ребенку развивающие комплекты для детского творчества. Начинайте с простых мозаик, пазлов, конструкторов. Для детей постарше рекомендуются наборы развивающих игр для детского творчества, такие как железнодорожный моделист http://www.modelsworld.ru/shop/category109.php или стендовые модели кораблей. Собирать модели — занятие для всей семьи!

Очень опасен момент, когда родители насильно водят детей в кружки, которые им неинтересны. Конечно, из таких детей иногда вырастают известные личности, но у многих остается обида за зря потраченное время или ненависть к определенным занятиям. Ищите то, к чему ваш сын или дочь проявляют внимание. Например, мальчику нравится конструктор – отведите его в кружок моделирования.

У родителей есть странная особенность – желание реализовать в своих детях то, чего они сами не смогли добиться. Не надо. Дети должны развиваться по своему пути. Даже если ваш сын не станет врачом как вы того желали, не расстраивайтесь. Возможно, у него наиболее сильные способности к музыке или математике и в этих областях он сможет эффективно реализоваться.

Творчество – это свобода, раскрепощение, всестороннее развитие. Дайте ребенку начало, основы, а дальше поддерживайте его начинания. Хочет рисовать – пусть рисует, хочет петь – пусть поет, создает странные вещи их странных материалов – так это здорово, значит, интеллект развивается.

Детское творчество и развитие ребенка очень взаимосвязаны, позвольте ребенку творить!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Всеми заезженная фраза «творчество – это познание мира и себя в этом мире» – имеет право на существование и не только. Эта фраза полностью раскрывает суть творчества и его влияния на развитие малыша и становления личности, проявления индивидуальных качеств. Чтобы во взрослом возрасте не бояться взять в руки кисточку или ножницы, лопату или отвертку, карандаш или пойти в пляс – надо все попробовать еще в детстве.

Те дети, чьи родители не запрещали заниматься всем понемногу и водили на стопятсот кружков и по кругу разрешали пробовать свои силы во всем, – вырастают более уверенными в себе и четко понимающими себя.

Творчество детей

Что такое творчество в глобальном смысле?

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Из Википедии

А результатом может быть что угодно: изобретение, рисунок или лепка, вещи или написание книги, блюдо, теорема – тоже творческий процесс. Перечислять можно долго. В процессе творения ребенок или взрослый делает что-то новое и ранее неведомое, соединяет навыки свои с навыками других людей или объединяет качества одного предмета с другим. Методов творческого проявления много – на целую монографию.

Цель данной статьи убедить вас, родителей и всех взрослых, что творчество для ребенка если не самое важное, то одно из важнейших действий, которое следует поощрять и помогать, заинтересовывать и участвовать самим.

Вы думаете, что занятия творчеством полезны только малышам или школьникам? Отнюдь! Всем следует творить и развивать в себе эту деятельность.

Хотя творчество детское отличается от взрослого тем, что дети не творят ради результата, а делают это ради себя и самого процесса быть занятым, увлечься чем-то интересным.

Если не знаете, как отвлечь ребенка от компьютера и что такое игровая зависимость — эта статья для вас. Поэтому, чтобы не допустить чрезмерное увлечение гаджетами, негативное отношение в семье и уход от реальности, обращаем ваше внимание: помогут в этом случае творчество и терпение.

И хаос после занятий творчеством не должен быть потом наказанием для ребенка и родителей, а веселым поводом провести время даже за уборкой.

Помните, что занятия творчеством крайне полезны гиперактивным детям, но тут стоит учесть момент – что занятия должны быть маленькими по времени, иначе ребенок не сможет усидеть все время и фокусировать свое внимание на одном процессе. Также творческий процесс избавляет детей от страха и скованности, стеснения и помогает контролировать свои эмоции (особенно негативные).

Творчество детей

Как же влияет творчество на развитие ребенка

Творчество оказывает комплексное влияние на развитие ребенка и проследить могут родители сами:

  • декоративно-прикладное творчество развивает мелкую моторику, способствует интеллектуальному развитию;
  • ребенок эстетически развивается. У него формируется художественно-эмоциональное восприятие мира;
  • формируется самосознание и самооценка, восприятие самого себя, своих потребностей и желаний;
  • развиваются все психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие. Увеличивается концентрация произвольного внимания;
  • самореализация ребенка в процессе творчества благоприятно влияет на его психологический комфорт.

В первую очередь, что включается, это воображение. Поэтому творчество и воображение настолько тесно переплетены, что их нельзя разграничить.

Воображение подсказываем малышу, какие первые линии нужно сделать, чтобы получился домик или дерево. Воображение помогает девочке в первом классе создать показ мод с оригинальными платьями для куклы Барби. Именно воображение помогает преодолеть страх танцев, когда так хочется проявить себе в движении.

Воображение и смелость позволить себе фантазировать – вот та гремучая смесь, которая сделает из вашего ребенка успешного и счастливого, довольного жизнью и собой.

А вы позволяете своему ребенку так пофантазировать, что придется убирать полночи потом? Нет? А зря! Разрешите проявить свое воображение на улице, если в квартире нельзя. Отведите на такие курсы по развитию творчества, где он вдоволь «навоображает» и привыкнет к этому процессу.

А вы никогда не творили вместе с ребенком? Вместе рисовать и на ходу придумывать картинку, вместе лепить или делать поделку, вместе делать костюм для куклы или мастерить колясочку из картона для принцессы из киндера?

Творчество детей

Кроме воображение, в творческом процессе принимает участие интеллект – анализировать и просчитывать, обобщать, сравнивать, овладевать причинно-следственными связями.

Благодаря творческим занятиям, мышление ребенка тесно связывается с такими процессами как развитие мотивации, постановка целей и поиски смысла.

Это может относиться ко всему — учебе и общению, отношениям в семье и со сверстниками, формированию самооценки и уверенности.

А к воображению и мышлению подтягивается память и внимание, усидчивость и внимательность. Представьте малыша, который так загорелся рисунком пони, что просидел над ним почти час. Или мальчика, который из лего — мелких отдельных частей – создает робота. Без внимательности и усидчивости никак. А память настолько запечатлевает такие яркие моменты, что не приходиться потом заставлять ребенка.

Не будем говорить о том, как сложно оторвать ребенка от гаджета. Но давайте начистоту — это возможно. И часто сделать это могут именно родители. Вы можете предложить ребенку альтернативу — занятия чем-то интересным и творческим.

Правда, для этого вам нужно помнить несколько важных моментов.

  • Помните: творчество должно быть в радость.
  • Регулярно выделяйте время для творческих занятий с ребенком — хотя бы десять минут в день.
  • Будьте готовы к тому, что рисунки, проекты и выступления ваших детей не будут идеальными.
  • Держите под рукой различные материалы, чтобы легко и быстро организовать творческое занятие.
  • Не давайте ребенку назойливых указаний, как и что делать.
  • Будьте терпимы к небольшому беспорядку. Возьмите в привычку делать уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь.
  • Если у ребенка ничего не получается, предложите сделать перерыв.
  • Не зацикливайтесь на том, какой одаренный у вас ребенок.
  • Ходите вместе с детьми в музеи, на выставки — пусть они видят, как другие люди проявляют себя в творчестве.
  • Творите сами! Занимайтесь любимым делом в одиночку или придумывайте совместные проекты, интересные вам, ребенку и всей семье.

Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.

Процесс развития речи и обучение языку явление сложное и многостороннее. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка.

Установлено, что уже к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в развитии речи детей. Большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, метафор для передачи эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение предложений разных видов. Часто предложения короткие и однотипные. А также выполнение заданий творческого характера: придумывание загадок, стихотворений, сказок. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию речевых способностей с использованием более эффективных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, направленных на создание творческого продукта в речевой деятельности.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Развитие образной речи детей возможно начать с обучения детей созданию сравнений. Затем развивать умение детей составлять разнообразные загадки. Дети 6 — 7 лет вполне справляются с составлением метафор.

«Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Упражнение «Какая зимушка — зима»

Упражнение «Хорошо — плохо»

Использование Мнемотехники . «Мнемотехника» — это техника запоминания. Происходит от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Используют для заучивания стихотворений, составления рассказов, загадок.

Технология обучения детей составлению сравнений

Упражнения по составлению сравнений проводятся не только при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

воспитатель называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме — солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель и родители побуждают детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

На пятом году жизни упражнения — тренинги усложняются:

в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети могут самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Предлагается сравнить объект (дерево) и просит с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с трех с половиной лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Зачем предлагать рукоделие для детей дома, если полно кружков и разных образовательных центров в округе? Я решила подумать над этой темой и написать вам свои комментарии.

Сейчас все озабочены развитием ребенка: ранним или поздним. Все стараются раскрыть таланты своего чада. По моему мнению, рукоделие — самый подходящий источник развития для детей, который наполнен весельем и легкостью.

Пять основных причин, зачем нужно рукоделие для детей

Сначала хочу выделить главные основания для занятия рукоделием с детского возраста. Независимо от того, где ребенок будет учиться рукоделию, он получит развитие определенных навыков.

1 Развитие воображения

Чтоб ребенок умел видеть ситуации с разных сторон, нужно развить воображение. Оно помогает моделировать разные конструкции в голове, видеть детали. Даже если ребенок будет вышивать, он все равно вынужден представлять будущую работу, детально прорисовывать сюжет.

2 Знакомство с материалами

Творчество детейПоделки, рукодельные вещи знакомят детей не только с ножницами и клеем, но и с другими материалами: тканями, разными видами бумаги, бусинами и т.д. Дети трогают их, рассматривают, узнают, из чего это сделано, каким образом получается бумага или ткань. Так они расширяют свой кругозор и начинают понимать строение вещей. При этом развитие ребенка идет так лаконично и легко, что сам малыш воспринимает это как игру.

3 Дисциплина

Благодаря рукоделию дети узнают про дисциплину и начинают ее ценить. Начав делать какой-то проект из подручных материалов, им хочется увидеть результат. Но он не так быстро проявляется. Необходимо прикладывать усилия. Так они узнают, что нужно себя организовать и научиться ждать, не торопить процесс склейки или пошива. Происходит и самообразование ребенка: он видит, наблюдает и запоминает, как действовать впредь.

4 Основы композиции и цветоведение

Творчество детейКогда дети начинают заниматься рукоделием, то все больше в их поле зрения попадает вещей. Они начинают различать цвета более подробно, видеть, где слишком много деталей, а где мало. Дети быстро схватывают сочетание цветов и могут создать что-то неповторимое и красивое.

Они не боятся распределить свой рисунок или коллаж по всей поверхности листа, они свободны от социальных рамок еще и могут действовать более размашисто. Рукоделие для детей — это выплеск энергии, это поиск своего “Я”, это отличное развлечение, где они могут не только учиться, но и тут же творить.

5 Развитие мелкой моторики и увеличение словарного запаса

Работа руками способствует развитию мозга. При стимуляции мелкой моторики (работа пальчиками, массаж пальчиков) происходит отклик в мозгу: совершенствуется речь, мышление, восприятие. Поэтому рукоделие как ничто другое подходит для развития ребенка. К тому же увеличивается словарный запас, так как появляются новые материалы, новые действия, создаются новые вещи.

Я обожаю наблюдать за детьми, которые открывают мир заново. Они так живо удивляются тому, что бусинка не отпадает или ткани так красиво сочетаются между собой. Они начинают использовать разные слова для выражения своих чувств и эмоций, особенно для восхищения и удивления.

Еще три важных причины, зачем родителям заниматься рукоделием с детьми

Основные причины наличия рукоделия в жизни детей я написала. Но для меня существуют еще два очень важных пункта, которые я хотела бы вам выделить.

6 Сундук воспоминаний

Творчество детейВспомните свое детство. Что самое приятное было? Наверняка посиделки с мамой или папой, походы в лес за грибами или катание на велосипеде. Я хочу, чтоб у моей дочери точно был целый сундук воспоминаний, которые бы ей помогали в трудные моменты жизни не унывать и улыбаться.

Поэтому я считаю, что рукоделие очень важно как времяпрепровождение родителей и детей, которое точно останется с нашими малышами навсегда.

7 История семьи

Когда я смотрела фильм “Лоскутное одеяло”, то впечатлилась историей семьи Анны, которая была вышита на одеяле. Согласитесь, это очень красивый ритуал — запечатлеть историю семьи, семейные легенды и традиции в одеяле или лоскутном панно. Для этого подойдет и просто коллаж из фото.

Поэтому предлагаю выбрать вид рукоделия вместе с ребенком и собрать семейные истории, которые можно воплотить в творческом проекте. Для ребенка это будет очень интересное событие и точно запомнятся не только семейные легенды и традиции, но и сам процесс создания.

К тому же ценность семьи и ее крепости взлетит в разы, а не это ли мы должны транслировать нашим детям?!

8 Изменение мира

Рукоделие учит детей менять мир так, как им нужно. Развиваясь в творчестве, наши дети видят, что можно сделать что-то лучше, красивее, удобнее.

Занимаясь с детьми творчеством, вы можете им показывать, что мир в их руках и нужно менять его на благо себя и других живущих на этой планете.

Что можно сделать и рассказать в рамках обучения рукоделию

  • По большей части рукоделие для детей — это переработка чего-то уже использованного. Так, вы можете многое рассказать (или вместе узнать) про разложение мусора, про сортировку, про повторное использование вещей, дабы не засорять планету. Про переработку швейного мусора я писала здесь .
  • Или раскраска футболки вместе даст понимание ребенку, что с помощью навыков шитья и рисования можно создать себе тот самый образ, выразить себя с помощью одежды и не только.
  • К тому же можно приобщить ребенка к созданию уюта дома. Это покажет малышу, что он полноправный член семьи и может участвовать в дизайне жилья. Так, дети часто начинают предлагать интересные решения для хранения игрушек или организации пространства. Я предлагала в рамках создания уюта дома простой мастер-класс , как сшить прихватку из лоскутков, который осилят даже дети. Я думаю, что им будет весело составлять блоки из лоскутков словно кусочки пазла.

Шитье как вид рукоделия для детей отлично справляется с развитием и мелкой моторики, и воображения, и видения своего мира. Поэтому, моя дочь, например, уже в свои полтора года сидела за швейной машинкой и помогала строчить шапочку, которую мы выкроили вместе.

На этом сайте вы можете найти подходящие мастер-классы для работы с детьми дома. Начните прямо сейчас создавать историю семьи своими руками.

А каким рукоделием с детьми занимаетесь вы? Покажите ваши совместные работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector