Три года ребенку

  • Консультации, памятки для педагогов
  • Методические разработки
  • Из опыта работы педагогов
    • Сенсорное воспитание дошкольников (из опыта)
  • Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

    В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.

    В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

    Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

    Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

    Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

    · ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

    · усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);

    · знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

    · знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);

    · знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;

    · понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;

    · может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;

    · начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

    · слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;

    · рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

    Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

    Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

    Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

    · есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;

    · одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;

    · знать последовательность раздевания и складывания одежды;

    · замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

    Сфера общения характеризуется следующим:

    · ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;

    · появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;

    · ребенок называет других по имени;

    · ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;

    · «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

    Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector