Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками, которая корректируется логопедами нашего центра. Темповую задержку речевого развития характеризуют:
1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Иди ко мне на ручки.
- Дай мне мячик.
- Принеси мне мишку.
- Возьми мишку и посади его на стульчик.
- Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.
Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из — за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
- Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
- Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
- Принеси маме папину рубашку.
- Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.
2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.
3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.
4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:
- подводит взрослого к интересующему его предмету;
- показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность;
5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:
- тянет взрослых за одежду;
- поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету;
- использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.
Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок «языковым взрывом». Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.
Тем не менее, многим детям с темповой задержкой развития речи необходим «пусковой толчок», коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Таким «толчком» может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда.
Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Проконсультируйтесь со специалистами нашего центра, которые имеют богатый опыт в лечении задержки речевого развития у детей. Коррекция задержки речевого развития — длительная задача, озаботиться решением которой лучше сразу.
Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, существуют общие тенденции и закономерности в эмоциональном, познавательном и физическом развитии. И в каждом возрасте развитие ребенка должно соответствовать определенным возрастным нормам. К примеру, к 2 месяцам малыш должен удерживать голову, в 9 месяцев стоять, к году и 2 месяцам ходить. Когда этого не происходит, то можно говорить о задержке темпов развития. Но точный диагноз, конечно же, установит специалист.
Что должны уметь делать дети в возрасте с 1 месяца до года
В 1 месяц ребенок должен фиксировать в поле зрения предмет, реагировать на голос взрослого, ненадолго приподнимать и удерживать голову лежа на животе.
В 2 месяца малыш длительно удерживает предмет в поле зрения, поворачивает голову на звук, начинает гулить, хорошо удерживает голову в вертикальном положении.
В 3 месяца опирается на предплечья лежа на животе, появляются попытки поворачиваться на живот. Появляются движения рук в сторону игрушки. Начинает смеяться в голос, реагирует на различные ситуации, плач приобретает интонационную окраску.
В 4 месяца рассматривает руку, четко локализует источник звука, поворачивается с живота на спину, захватывает руками предмет в руке, узнает маму.
В 5 месяцев ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается, опирается на ладони выпрямленных рук. Хватает игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Узнает знакомых людей. Певуче гулит, выражает эмоции.
В 6 месяцев пытается садиться, подолгу рассматривает игрушки, появляется лепет с отдельными слогами. Начинает кушать с ложки и пить из чашки. Формируется активное внимание.
В 7 месяцев самостоятельно сидит, встает на четвереньки, может стучать и размахивать игрушкой. Подолгу лепечет, может указать пальцем на знакомый предмет. Подолгу рассматривает окружающих.
В 8 месяцев уверенно сидит, встает на колени, начинает ползать. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает. Лепет становится интонационно-выразительным. Узнает близких на фотографиях. Поворачивается на зов. Общается жестами, спокойно садится на горшок.
В 10 месяцев делает «ладушки», машет на прощание. Хорошо стоит и ходит с опорой. Показывает части лица и тела: носик, ручка, ножка и т.д. Произносит вслед за взрослыми первые слоги: ма-ма, па-па.
В 11 месяцев самостоятельно стоит, может делать несколько шагов без опоры. Играет с мелкими предметами, строит кубики и пирамидки. В речи появляются первые упрощенные слова: кис-кис, гав-гав, знает слово «нельзя».
В 12 месяцев делает первые самостоятельные шаги. Хорошо держит чашку, пьет из нее, учится кушать ложкой. Различает предметы по форме, показывает в книге называемые предметы. Расчесывает волосы.
Если развитие ребенка отстает от норм, значит, нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, которые выявят причину и назначат лечение.
Причиной задержки темпов развития могут быть множество факторов. Прежде всего это: родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стремительные роды, т.е. все то, что связано с нарушениями во время беременности или при родах.
Коррекция темпов развития включает в себя множество методов – от медикаментозного до рефлексо-терапевтического, восстановительно-стимулирующего лечения, лечебногомассажа по развитию пространственной моторики.