Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда закладываются основы интеграции целостной личности и формируются знания о природных объектах, явлениях и причинно- следственных зависимостях между ними, служащие базой для развития представлений о мире в целом и отношений к нему, т.е. мировоззрения.
Таким образом, на целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Мир учит ребенка своим многообразием и неожиданностью, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому, удивиться неизведанному, влекущему своей новизной.
В результате у ребенка появляется интерес — стремление к познанию предмета, овладению той или иной деятельностью, основывающийся на любопытстве и любознательности; любопытство — стремление, страсть узнать в подробностях что-нибудь новое, вновь появившееся, услышанное; любознательность — желание познавать закономерности окружающего мира, что в свою очередь дает возможность развитию познавательного мышления — способность исследовать мир и систематизировать подход к его изучению.
Роль данных показателей в развитии познавательного мышления заключается в том, что именно они стимулируют ребенка к познанию того, что скрыто от глаз [1].
Познавательное мышление не бывает случайным. Для того чтобы собрать все те знания, которыми ученые обладают сегодня, потребовалось тысячи лет. И ребенку дошкольного возраста предстоит узнать о мире, либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Но эта помощь должна быть представлена не в виде сухих фактов.
Роль взрослого научить ребенка думать познавательно, проявлять любопытство, и не только узнавать то, что всем уже известно, но и искать новые знания, используя новые способы и средства.
Развитие мышления не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменениями его отношения к окружающей действительности, т.к. природа непосредственно воздействует на ребенка своей необычностью, новизной, разнообразием; вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мысли.
Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников — это формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка: проявление интереса к окружающим предметам, объектам, явлениям природы, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослых; и формирование самостоятельности мыслительной деятельности. Решая данную проблему, мы должны вовлекать детей в процесс познания, привлекая их внимание, побуждая интерес [2].
На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в жизни и в формировании психических особенностей.
Так, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельного психического процесса — познавательное мышление, необходимо рассмотреть природу дошкольной детской игры и её роль в развитии. Так как обучение развивает ребенка тогда когда представляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.
Ведущая деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.
В младшем дошкольном возрасте для развития познавательного мышления целесообразно использовать дидактическую игру, а в старшем — компьютерную [3].
Одним из главных условий, способствующих развитию ребенка в игровой ситуации, является ее новизна, стимулирующая интерес, порождающая ориентировочную деятельность ребенка. Это ведет к мобилизации психофизиологических функций, и на этом фоне лучше всего происходит усвоение новых знаний. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные как отечественных, так и зарубежных авторов, к тому же (это отмечается в работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Богоявленской и др.), усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей, как правило, положительные эмоции.
Положительная роль новизны в игровой деятельности на компьютере подчеркивалась и такими видными зарубежными исследователями как С. Пейперт, Л. Эсперанс-Лабель, Т. Сакамото, Р.Д. Хесс.
Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, коммуникабельность. Очень большой развивающий эффект, по мнению исследователей, дает сочетание рисования и компьютерного творчества, музыкальные занятия, изучение нотной грамоты и занятия с музыкальными редакторами. Персональный компьютер позволяет направленно формировать высокую обучаемость детей, начиная с дошкольного возраста.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Конечно, компьютер не может восполнить нехватку общения детей с природой, но показать интересные моменты из жизни живой и неживой природы, красоту окружающего мира, его разнообразие, способен только телевизор и компьютер. Потому крайне необходимо использовать это средство на занятиях с дошкольниками. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем развитии дошкольников, в частности, развитие познавательного мышления.
Работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на развитие операций мышления детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Вуз: Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета"
Дарья Комлева
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета"
Поделиться работой
Enter the password to open this PDF file:
Рецензии:
Отзывы:
Информация
Разделы
Контакты
+7 (910) 433-45-62
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК
Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.
Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления.
Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.
По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.
Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
В своих исследованиях А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др. подтвердили, что переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.
Рассмотрим процесс развития мышления более подробно.
Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.
Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.
Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:
1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;
2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.
При развитии логического мышления идет процесс формирования внутреннего плана действий. Н.Н. Поддьяков, изучая этот процесс, выделил шесть этапов развития:
1) сначала ребенок с помощью рук манипулирует предметами, решает задачи в наглядно-действенном плане;
2) продолжая манипулировать предметами, ребенок начинает использовать речь, но пока еще только для называния предметов, хотя уже может словесно выразить результат выполненного практического действия;
3) ребенок начинает мысленно оперировать образами. Происходит дифференциация во внутреннем плане конечной и промежуточных целей действия, т. е. он в уме выстраивает план действий и при выполнении начинает рассуждать вслух;
4) задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану;
5) ребенок сначала продумывает план решения задачи, мысленно представляет этот процесс и только потом приступает к его выполнению. Цель данного практического действия состоит в подкреплении найденного в уме ответа;
6) задача решается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения, без последующего подкрепления действиями.
Н.Н. Поддьяков сделал следующий вывод: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Такие взаимосвязи приводят,
— во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения,
— во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию,
— в-третьих, к бурному развитию.
Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.
За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.
Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям:
— Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.
— Во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением.
— В- третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.
Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.
Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления.
Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям.
В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.
Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Векнер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.).
Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных и аномальных детей. Мышление человека формируется и развивается по общим законам. Сначала формируется наглядно-действенное мышление, а на его основе развивается наглядно-образное и абстрактно-логическое. Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью являются нарушения его познавательной деятельности связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.
Многие исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования мыслительной деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе использования дидактических игр.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
— изучить степень разработанности проблемы мышления в литературных источниках;
— на основании существующих исследований по проблеме разработать методику констатирующего и формирующего эксперимента;
— в ходе экспериментального исследования изучить особенности наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью и возможность его развития с помощью специально подобранных дидактических игр;
— предложить некоторые практические рекомендации по использованию дидактических игр для развития наглядно-образного мышления.
Объектом нашего исследования является мышление детей дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования являлись пути развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предполагалось использовать следующие методы исследования: методы изучения научных источников: изучение общих и специальных психологических, педагогических, медицинских работ; организационные методы: изучение степени развития наглядно-образного мышления детей; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент.
В основу исследования положена следующая гипотеза : в структуре задержки психического развития одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности. Наглядно-образное мышление дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.
Главная Для родителей Советы по воспитанию и развитию детей Способы развития мышления ребенка
Способы развития мышления ребенка |
Способы развития мышления ребенка (методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста) Прозорова С.Ю., рук.объединения «Дошколенок» Все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых заданий, направленных на формирование восприятия, внимания, памяти, развиваются и умственные способности детей. Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, которые будут побуждать вашего малыша к активизации знаний, умений из прошлого опыта. Ни в коем случае давайте готовых ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки , головоломки, лото, домино, занимательные задачи , разные картинки, мозаика. Ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Ему так же очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразование, т.е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их образами. Такие задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребенка способствуют:
Педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют: — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умениювысказывать свои суждения, делать умозаключения. — развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. — социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,учится сочувствовать и т.д. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. Доверьте специалистам написание рефератов на заказ в Нижнем Новгороде и посвятите время себе. . К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действияиграющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Данную проблему изучали достаточно многие учёные. Среди них: Уварова А.К., Радько Н.М., Ступаченко Ю.Б.,Чапча В.В., Киктенко В.А., Пасько Ю.Л., Збруева Е.А.,Бедлинский В.А. и многие другие. Актуальность данного исследования состоит в изучении роли дидактических игр для дошкольников. Объект исследования – дидактические игры. Предмет исследования – роль дидактических игр для развития дошкольников. Задачи исследования: • Изучить сущность и содержание понятия «дидактическая игра»; • Изучить особенности дидактических игр; • Изучить дидактическую игру как средство диагностики. Методы исследования: • Анализ; • Обобщение. Структура работы: • Ведение; • Двеглавы (теоритическая и практическая); • Заключение; • Список использованной литературы. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве. Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка. Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности. Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. 1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 150 с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. – 280 с. 3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986. – 104 с. 4. Гербова В.В. Воспитание детей. – М., 1981. – 255 с. 5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с. 6. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965. – 283 с. 7. Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982. – 350 с. 8. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975. – 238 с. 9. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с. 10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. – 94 с. 11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. – 95 с. 12. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992. – 156 с. 13. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М., 1992. – 230 с. 14. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.-280 с. 15. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973. – 284 с. Развитие мышления дошкольника проходит три этапа.
Наглядная опора всё еще играет важную роль. Особенно это проявляется при слушании книг. Четырехлетний ребенок не может просто представить, как выглядят сказочные персонажи и описываемые события, ему надо увидеть их. Поэтому в рекомендации по развитию мышления дошкольников входит и чтение книг с красочными иллюстрациями. Зато с какой радостью взрослые потом перелистывают книги со сказками и любимыми картинками из своего детства! К пяти годам ребенка повышается интерес к сюжетно-ролевой игре , где появляются более сложные действия с другими детьми. В большинстве случаев в своих играх мальчики и девочки подражают поведению взрослых: «ходят в магазин», «стригутся», «готовят еду», «ведут автомобиль». В отличие от младших детей пятилетки в игре опираются не на игрушки, а на взятую на себя роль. Они уже могут заменять смысловые игрушки на не несущие определенную функцию предметы. Так, например, часто в ролевых играх вместо бумажек и монеток дети в качестве денег используют листочки с деревьев и «обедают» с пустой посудой, только имитируя действия едока. Уровень речевого развития связан со степенью развития мышления. Речь к пяти годам усложняется и становится более четкой. В то же время развивается словотворчество . Ребенок не просто усваивает и копирует речь взрослых, но и анализирует их слова и на основе этого формирует свои. Например, пятилетняя девочка, первый раз побывавшая в жаркой бане, жеманно сказала: «Ох, мне стало дурно от горячини». Объясняя, что такое горячинь, девочка сказала: «Ну, вот бывает теплынь, а еще бывает холодынь и горячинь». Дошкольник осмысливает причины разных явлений и событий, давая им самые разнообразные объяснения. Он задает много вопросов: почему падают листья и не видно фей, почему не падает самолет и наступает зима. При этом детские предположения удивительно сочетают в себе научные выражения, ссылки на технические аналогии и наивные представления. Хрестоматийный пример — ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» мальчика Ромы пяти с половиной лет. Малыш ответил: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». Если учесть, что эту версию выразил ребенок в эксперименте 1970-х годов, то неудивительно, что современные дети выдают более «техногенные» и «компьютеризированные» предположения. В них взрослые увидят совмещение магических идей и логику непосредственного восприятия. Особенности развития мышления у дошкольников проявляются и через изобразительную деятельность. Большинство детей среднего дошкольного возраста интересуются рисованием. Далеко не все в этом возрасте рисуют у человечков шею, уши, брови, ресницы, пять пальцев, одежду и обувь. Важно, чтобы ребенок изображал голову, туловище и конечности в виде палочек, а также глаза, рот и волосы. ВведениеПроблема мышления долгое время находится в центре внимания. Ученые и философы предавали процессу мышления особую значимость. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять», писал Джордано Бруно. Многим известно высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», что, несомненно, говорит о человеке, как о мыслящем существе. Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение мышления открывает большие возможности для развития умственных способностей человека. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует в других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление – это один из важнейших познавательных процессов, он достаточно сложен и присущ только человеку. При помощи мышления человек познает окружающий мир. Благодаря этому процессу человек отражает в сознании предметы и явления окружающего мира, их взаимосвязи и закономерности между ними. При помощи мышления мы можем знать и судить о том, что мы не воспринимаем в настоящий момент. Мышление дает возможность человеку планировать действия и предугадать результат. На процессе мышления основана сознательная деятельность человека. Уровень мышления человека определяет, каким образом человек сможет ориентироваться в окружающем мире. Мышление человека формируется и развивается в результате его собственной активной деятельности. У людей с интеллектуальной недостаточностью познавательная активность резко снижена. При умственной отсталости происходит нарушение психического развития, снижение скорости протекания познавательных процессов. Это препятствует познанию окружающего мира. Умственно отсталый ребенок растет в ситуации неполноценного чувственного познания, а сам процесс мышления отличается своеобразием. Такие дети имеют весьма ограниченные знания об окружающем мире, его законах и закономерностях. Важно понимать, по каким законам развивается мышление у обычных детей и у детей с умственной отсталостью. Недостаточная сформированность познавательных процессов нередко становится основной причиной трудностей, которые возникают у детей с умственной отсталостью в процессе общения, препятствует их адаптации в различных коллективах. Немалые трудности вызывает у таких детей освоение школьной программы. Доказано, что при помощи специального обучения детей различным способам мышления можно помочь им лучше овладеть информацией, понять ее содержание, запомнить и суметь ее воспроизвести. Таким образом, они будут справляться с учебной нагрузкой и смогут адаптироваться к школьной жизни. Эту тему затрагивает и « Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». В главе 11 « Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» говорится об образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условиях его реализации [1]. Проблема развития мышления интересовала многих ученых педагогов и психологов. Изучением особенностей мышления умственно отсталых школьников занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Б.И. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф[6],[13],[7],[19],[26] и многие другие. Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается. Основное значение имеет реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности [2]. Вместе с тем рядом психологов (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ю.Т. Матасов и д.р.) показано, что под воздействие специально организованного коррекционного обучения умственно отсталых учеников отмечается положительная динамика в развитии мышления. Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же уровня развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии[4]. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей, а значит необходимо детальное изучение их психо-физического развития. Исследование умственного развития детей необходимо для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие реальным возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям и уровню его общего развития [6]. Объект исследования: процесс развития у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления. Предмет исследования: особенности развития наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать методики, способствующие развитию у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью наглядно-образного мышления. Выдвинута гипотеза о том, что мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием. Вторая гипотеза заключается в том, что при помощи различных методик можно повысить уровень наглядно образного мышления В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами специальных образовательных учреждений в вопросах обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Структура курсовой: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе КОУ ООО «Адаптивная школа № 12» в 2019-2020 учебном году. Экспериментальная выборка составила 14 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. ОглавлениеВведение 21.Мышление 4 1.1.Понятие о мышлении 4 1.2.Основные операции как стороны мыслительной деятельности 4 1.3.Логические операции мышления 6 1.4.Основные фазы мыслительного процесса 7 1.5.Виды мышления 82.Способы развития мышления 13 2.1.Концепции развития мышления 13 2.2.Связь мышления с памятью, ощущениями, восприятием 15 2.3.Взаимосвязь мышления и речи 16 2.4.Мотивация мышления 17 2.5.Мышление при решении задач 23 2.6.Индивидуальные особенности мышления 23 2.7.Формирование мышления 26Заключение 27Литература 28 Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. Проблема развития мышления волнует умы ученых и общественность с древних времен. Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала рассматриваться в психологии и стала предметом точного экспериментального исследования. В работе описана последовательность развития мышления, начиная с раннего возраста, этапы формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышление, даны их характеристики. Указаны виды мыслительной деятельности в зависимости от типа решаемых задач, направленности. Рассмотрены взаимосвязи видов мышления и переход одного вида мыслительной деятельности в другой. В данной работе описаны различные теории мышления, материалистический и идеалистический подходы. Тема изучения мышления остается актуальной и сейчас. Мышление изучают и психология, и физиология, и патология, и психиатрия. Путем наблюдения, эксперимента, тестирования, клинических исследований выявляют дефекты развития мышления, находят способы их коррекции. Все это было бы невозможно, без знания основ процесса развития мышления, без исследовательской деятельности древних и современных ученых. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития человека, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении человека можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развитие мышления, начиная с раннего возраста. Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления. При этом перед нами поставлены следующие задачи: обобщить материал о видах мышления;рассмотреть мышление как один из познавательных процессов;определить особенности развития и диагностики мышления;изучить методы исследования мышления;обобщить способы развития мышления; При написании работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: метод научного познания;теоретическое исследование;обобщение передовой практики. МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №39 «Золотой петушок» г. Альметьевска» /Муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе Әлмәт шәһәре «Баланың сәләтен үстерү үзәге — 39 нчы «Алтын әтәч» балалар бакчасы «Визитная карточка
Консультация для родителей Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Рекомендации родителям · Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. · Учить составлять группу из отдельных предметов. · Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам. · Учит классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. · Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. · Учить сравнивать предметы. · Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами. · Развивать быстроту мышления через дидактические игры. · Побуждать делать самостоятельные выводы. · Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения. · Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами. · Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.). · Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими. · Учить устанавливать причинно-следственные связи. · Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения. · Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи. · Способствовать переходу к решению задач в уме. Игры и упражнения для развития мышления. · «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий. · «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу. · «Найти лишний предмет», «Найти в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению. · «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет. · «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др. В статье описывается проведение диагностики и игр на развитие мышления детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Ключевые слова: мышление, ЗПР, дидактические игры. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить.
Таким образом, тема является актуальной, поскольку в дошкольных учреждениях часто используются дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности, так как с помощью них можно развить все психические процессы, в том числе и мышление. Цель исследования является выявление эффективности развития мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития посредством дидактических игр Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития будет осуществляться при следующих условиях:
С целью выявление первоначального уровня мышления у детей подготовительной группы с задержкой психического развития мы провели диагностику, состоящую из шести заданий, взятых с «Методики психолого-педагогического обследования дошкольников» С.Д. Забрамной. 1 задание «Четвертый лишний» 2 задание «Зрительные аналогии» 3 задание «Изучение процесса классификации» 4 задание «Что изменилось?» 5 задание «Последовательные картинки» 6 задание «Нелепицы» В диагностике принимало участие 10 человек. Проведенное исследование показало, что двое детей имеют высокий уровень мышления, трое – средний уровень, пятеро – низкий уровень мышления. Исходя из полученных результатов, мы составили календарно-тематическое планирование на один месяц. В него мы включили дидактические игры и индивидуальную работу для детей на каждый день, работу с родителями и педагогами. Проводили работу со всеми детьми группы, однако больший упор делали на детей, чей уровень развития мышления определялся как низкий и средний. Вся работа разделилась на 2 этапа: основной – 3 недели и заключительный – 1 неделя. На основном этапе мы проводили игры на развитие обобщения, определения последовательности, суждения, анализа и синтеза. Сюда вошли игры: круги Луллия «Домашние животные», «Продолжи ряд», «Сортируем по наличию признака», «Блоки путешествуют», «Рассели жильцов в домики», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» «Лепестки»,»Продолжи ряд». На заключительном этапе проводили игры на как умение рассуждать логически, выделение соответствий. Сюда вошли игры: «Универсальный предмет», «Да-нетки», «Что было-что будет», «Разбежались», «На что похоже?», «Ты-моя частичка», «Хорошо-плохо»,»Собака-солнце-помидор», «Как оно сюда попало», «Друдлы», «Что изменилось?». Все игры подобраны исходя из ТРИЗ и игровой технологий. Таким образом, проведя диагностику в начале исследования и выявив уровень мышления детей подготовительной группы с задержкой психического развития, мы с помощью игр, обозначенных выше, будем развивать мышление детей до уровней средний и высокий. После этого мы сможем с точностью сказать, что дидактические игры действительно развивают мышление детей. ИГРА В ШАШКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИсследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н.Поддъяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей: — первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. — вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей [3, 45 c.]. В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию [4, 104 c.]. Мы предлагаем для развития логического мышления детей использовать игру в шашки. Общение с шашками требует, хотя мы этого и не замечаем, большого умственного напряжения. Ввиду того, что шашки — это явление сложное, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами становятся предметом изучения, объектом различных научных исследований. Для точного определения роли шашки в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусств, истории нравов и другим отраслям знания. По мнению В.В.Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед. Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическим действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей. Для изучения влияния обучения игры в шашки на уровень развития логического мышления у дошкольников, мы провели практическое исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Кэскил» №51. Для определения уровня сформированности логического мышления детей были использованы следующие методики: Методика «Четвертый лишний» Методика «Недостающая деталь» Методика «Четвертый лишний» Методика «Четвертый лишний» позволила установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т.е каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предполагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий. По результатам исследования мы выявили, что из экспериментальной группы к высокому уровню развития логического мышления относятся 27% детей. Они набрали по 8-9 баллов. К среднему уровню развития относятся 50%. Они набрали по 7-5 баллов. Низкий уровень развития — у 13% детей. Они набрали менее 4 баллов. В основном, дети допускали ошибки следующего характера -незнание смыслового значения отдельных слов. У контрольной группы 33% детей относятся высокому уровню, они набрали по 8 баллов. К среднему уровню относятся 53% детей, они набрали по 6-5 баллов. Низкий уровень развития у — 13% детей. Они набрали 4 балла. Методика «Недостающая деталь» Результаты исследования по методике 2 позволяют определить развитие образного мышления, установить степень развития внимательности у детей. Логическое мышление, развитие логических операций всегда подразумевает достаточный уровень сформированности у детей такого психического процесса как внимание. 20% детей экспериментальной группы относятся к высокому уровню развития внимательности. Они достаточно быстро нашли недостающие. детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. К среднему уровню развития относится 67% детей экспериментальной группы. Они уложились в нормативное время, допустив небольшое количество ошибок. Количество правильных ответов было не менее 5 баллов, но не более 9 баллов. К низкому уровню относятся 13% детей экспериментальной группы. Они не набрали 5 баллов. У детей контрольной группы высокий уровень развития внимания имеют 13% детей. Они, как и другие дети экспериментальной группы, достаточно быстро нашли недостающие детали на всех 14 картинах, не допустив неточностей. Средний уровень показали 72% детей, низкий – 15% детей. На формирующем этапе исследования мы провели занятия кружка в шашки в экспериментальной группе. На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику по тем же методикам. По итогам опытно-экспериментальной работы можно констатировать, что в конечном плане у детей произошли следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать следующие изменения: дети научились самостоятельно анализировать, синтезировать и обобщать игру, решать и составлять шашечные задачи, решать головоломки, с большим удовольствием участвуют в шашечных соревнованиях, сами придумывают игры. Таким образом, посредством игры в шашки можно развивать такие операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление, сравнение, планирование, анализирование, обобщение, классификация. Божович, Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И Божович – М. : Просвещение, 1988-228 с. Венгер Л.А Психология / Л.А Венгер, В.С Мухина : — М., 1988. 345-с. Поддъяков Н.Н Мышление дошкольника / Н.Н Поддъяков. – М., 1977-176 с. Запорожец, А.В Психическое развитие ребенка /Педагогика, 1986 – 164 с. Развитие основ логического мышления у детей дошкольного возраста является важнейшей предпосылкой подготовки к обучению в школе. Тема исследования актуальна в плане подготовки старших дошкольников к школе. Особенностями развития логического мышления детей дошкольного возраста являются такие качества, как умение логически связывать явления и отношения окружающего мира, логически рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать понятия, явления, предметы в окружающей жизни и природе в пределах программного содержания деятельности детской образовательной организации (ДОО). Цель работы – рассмотреть проблему развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр. Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. По мнению Е.В. Агаевой, важно, чтобы дети научились использовать в своей речи рассуждения, приводили доводы, доказательства, раскрывали причину явления, соблюдали логику высказывания [1]. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить сравнивать предметы и явления, классифицировать и систематизировать по видам и признакам, обобщать. Очень полезны в этом развивающие игры. Г.А. Урунтаева утверждала, что «образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приемами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать ее, применять на практике, и таким образом самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний» [2, c. 74]. Материал и методы исследования. В целях развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект научного кружка «Загадки сказочного леса» (по развивающим играм Воскобовича). Работа по организации кружка состоит из нескольких этапов.
Эксперимент проводился на базе частного детского сада «Солнечные лучики» в г. Якутске. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа – 10 детей, контрольная группа – 10 детей. Цель исследования – определить уровни развития логического мышления у дошкольников. Были использованы следующие диагностические методики.
В таблице 1 и 2 даны сводные результаты деятельности экспериментальной и контрольной групп по описанным диагностикам 1–3 [3, 4] . Результаты диагностики уровня развития логического мышления в экспериментальной группе Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: 1. Изучить психологию.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:2 Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста. 2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей. 3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры. 4. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей. 3 Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. 4 Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. 5 Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Суждение – истинное и ложное — общее, частное и единичное — утвердительное и отрицательное; Понятие – житейское — научное; Умозаключение – индуктивное — дедуктивное — умозаключение по аналогии. 6 Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация 7 Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. 8 Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно- следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки. 9 В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления. 10 Цель этой игры заключается в том, чтобы построить дом по логической цепочке. Каждая картинка — кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей. 11 Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается. 12 Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ. 13 Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение. 14 Цель: Закрепить понимание детей причинно- следственных отношений в живой и неживой природе. 15 Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет. 16 Цель: Закрепление знаний цифр и счета. 17 Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. 18 Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. 19 Игра-головоломка «Волшебный круг» дает возможность создать силуэты человека, животного, рыб, птиц, предметов обихода. 20 Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей. 21 Детям дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек. 22 Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ. 23 Знакомство родителей с содержанием работы по программе. Разработка консультаций для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). Рекомендации для родителей по использованию литературы. 24 Из данной диаграммы видно, что применение дидактических игр и дидактического материала дает положительный результат. 25 Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно- действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление. Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними. В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы. Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения. В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения. Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него. Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении. Индивидуальные различия в мышленииВиды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности. Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен “доходить до корня”, вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения. Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой работы над собой. В презентации представлены игры, упражнения на развитие мышления. Просмотр содержимого документа
|