Средний дошкольный возраст

Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, так как в рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. preschool age) — этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра ведущая деятельность данного возраста.

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет — возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Д. в. — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Д. в. — период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.

Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)

Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood — раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Родительское собрание в средней группе на тему:

«Средний дошкольный возраст – какой он?

Дата проведения: 21 сентября 2017 года

— расширение контакта между воспитателями и родителями;

— повышение педагогической культуры родителей;

— дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

План проведения

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2. Выбор родительского комитета.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие. В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.

Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД:

• — воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно – ролевой игры) .

• — развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

• — формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

Так же хотелось бы познакомить вас с программой занятий и режимными моментами.

Занятия проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.

1. Познавательное развитие – мы знакомим детей с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

2. Знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы)

3. Знакомим с понятием семья и члены семьи.

4. Знакомим с понятием «Родной город» — учим называть некоторые городские объекты, транспорт, учим стихи о городе, изготавливаем аппликации и поделки на тему «Город»

1. В средней группе дети должны знать: цвета спектра должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно — зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей;

2. сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

3. дети должны знать счет в пределах первого десятка.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей;

Целесообразно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

Соблюдение и контроль правил в подвижных играх.

Умение ориентироваться в пространстве.

Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

2. Выбор родительского комитета.

Ваши предложения: оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый. Были выслушаны все предложения и путем голосования выбран родительский комитет.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от трех до семи лет.

В дошкольном возрасте происходит развитие личности ребенка. Он становится социальным субъектом, приобретает определенные социальные роли, развивается в интеллектуальном и физическом плане, духовно и нравственно. Дальнейшее развитие ребенка, его особенности определяются заложенным, в дошкольном возрасте, фундаментом.

В этот период происходит формирование основных психических процессов и функций организма. От них зависит общее развитие организма ребенка, становление его интеллектуальных функций, познавательных возможностей.

В дошкольном возрасте можно выделить несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свою специфику.

Особенности развития младшего дошкольника

Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.

В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.

Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:

  1. Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью и проявлением устойчивости только в случае интереса к чему-то.
  2. Память. Она характеризуется непроизвольностью, непосредственностью и наличием эмоционального окраса. В памяти младшего дошкольника сохраняется только та информация, которая ему интересна, запоминание которой не требовало приложения усилий.
  3. Представления. Они формируются на основании наглядного восприятия. Ребенок получает представление об объектах окружающего мира, их особенностях, функционировании, только если он видит сам, как все это происходит.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-действенный характер. Ребенок совершает с предметами разнообразные действия, получая опыт деятельности. Условия совершения действия с их целевым назначением соотносятся с сознанием ребенка. Это развивает его мыслительную работу, активизирует мыслительные операции.
  5. Речь. Происходит формирование связной речи. Речь ребенка приобретает более точный и четкий характер, расширяется словарный запас.
  6. Познание. Познание в этом возрасте связано с изучением непосредственных объектов и процессов, которые окружают ребенка. Ему интересно познать то, что рядом, изучить его устройство и свойства. Способом изучения выступает процесс конструирования, проведения реальных экспериментов, т.е. все нужно попробовать на вкус, испытать в действии.
  7. Коммуникативные связи. Интерес к общению только начинает проявляться, но он слабо выражен. Коммуникации со сверстниками не особенно интересны ребенка этого возраста.
  8. Игровая деятельность. Она проявляется в выполнении действий с игрушками и игре со взрослыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности развития среднего дошкольника

Средний дошкольный возраст – это этап развития ребенка, охватывающий промежуток от четырех до пяти лет.

В этот период происходит расширение физических возможностей ребенка, и его деятельность становится основой их развития. Движения – важный компонент режима дня среднего дошкольника. Ребенок испытывает острую потребность в совершении разнообразных движений.

Рисунок 2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психические функции организма дошкольника этого возраста имеют следующую специфику:

  1. Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью. Постепенно начинает складываться произвольное внимание, но оно еще неустойчиво и непостоянно. Ребенок только осваивает совершение действий по правилам.
  2. Память. Она характеризуется непроизвольностью, но уже расширяется количество запоминаемой информации. Например, если показать ребенку 15 изображений, то 6-7 из них он сможет запомнить.
  3. Представления. Они формируются уже не только посредством наглядного восприятия, но и как образные представления.
  4. Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и тесно связано с восприятием. Ребенок должен четко представлять образ объекта в своем сознании, чтобы совершать с ним какие-то действия, не обязательно практического характера.
  5. Речь. Происходит становление активного словаря, а связная речь приобретает устойчивый характер. Ребенок оказывается способным четко излагать свои мысли, правильно их формулировать.
  6. Познание. Познание начинает постепенно уходить от непосредственного восприятия окружающих объектов. Ребенок начинает интересоваться объектами, которые не располагаются в непосредственной близости. Познание реализуется на основе рассказов взрослых, чтения книг взрослыми и конструкторской деятельности.
  7. Коммуникативные связи. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в установлении коммуникативных связей с разными возрастными категориями граждан. Со взрослыми он общается, как правило, на интеллектуальные темы. Взрослый — источник знаний ребенка, а сверстники становятся партнерами по игре.
  8. Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сюжетные игры, выполнять определенные игровые роли и играть в коллективе.

Особенности развития старшего дошкольника

Старший дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий возраст от пяти до семи лет.

Рисунок 3. Старший дошкольный возраст. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В это время происходит развитие психических и физических процессов организма. Ребенок чувствует развитие его мышления, что проявляется в активизации познавательной заинтересованности. Интеллект ребенка начинает готовиться к учебной деятельности. Поэтому, развитие ребенка требует включения обучающих занятий.

Кроме того, в этом возрасте начинается активное познание себя, устройства своего тела, определение своего места в социальном пространстве. Он начинает контролировать свое поведение. Вырабатываются навыки сдерживания эмоций и проявления чувств.

Специфическими чертами развития психических функций организма старшего дошкольника являются:

Средний дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от четырех до пяти лет, характеризующийся проявлением любознательности и активности в различных направлениях деятельности.

В этом возрасте дети стремятся все больше взаимодействовать со сверстниками, строить социальные контакты. При этом, их эмоциональный настрой остается таким же неустойчивым, как и у младших дошкольников. Ребенок имеет неустойчивое внимание, сложности с его концентрацией, нестабильность мыслительной деятельности.

Поведение ребенка становится более осознанным и произвольным. Значение речи в построении коммуникативных контактах и иных направлениях деятельности все больше возрастает.

К четырехлетнему возрасту дети начинают активно заниматься изобразительной деятельностью. Рисунки характеризуются детализированностью и художественным замыслом.

Кроме того, у малышей развиваются технические способности. Дети не просто конструируют что-либо, но и задумывают вид конструкции и ищут варианты ее практического воплощения.

Средний дошкольный возраст имеет свои уникальные особенности во всех направлениях развития ребенка.

Специфика физического развития

Четырехлетние дети активно развиваются физически и их возможности быстро возрастают. Наблюдается:

  • Развитие координации движений, ее развитость и устойчивость. Если ранее движения ребенка были хаотичными и пространственно-неустойчивыми, то в настоящее время они становятся более стабильными и уверенными;
  • Потребность в постоянной двигательной активности. Энергия ребенка в фазе роста, поэтому ему требуется ее расходовать;
  • Активное развитие моторных функций. Все движения ребенка среднего возраста характеризуются быстротой и ловкостью;
  • Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается достаточно быстрыми темпами, в том числе и его мышцы. Однако они растут неравномерно, что требует с умом подходить к физической нагрузке ребенка. Ее нужно равномерно распределять и избегать перегрузок. Это устранит проблемы с усталостью ребенка и перенапряжением;
  • Темпы физического развития ребенка: рост на 5-8 см в год и набор 1,5-2 кг веса;
  • Целенаправленность двигательных функций. Движения ребенка носят уже не простой, а целенаправленный характер. Они мотивированные, осознанны и регулируются ребенком;
  • Двигательная активность находится в прямой зависимости от эмоционального настроя. Ребенок не способен к выполнению какого-то физического действия без желания и заинтересованности в нем. Точно также, остановить выполнение какой-то деятельности ребенок не может просто так;
  • Заинтересованность познания собственного физического устройства и развития, способностей;
  • Наблюдается рост степени функциональных возможностей; Более развитие навыки гигиены, способности к элементарному самообслуживанию.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности психического развития

Отличительной чертой психического развития ребенка четырех лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия.

В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами:

  1. Первоначальное развитие волевых качеств;
  2. Преобладание наглядно-образного мышления;
  3. Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте;
  4. Начальные задатки развития словесно-логического мышления;
  5. Расширение объема и возможностей памяти;
  6. Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут;
  7. Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах;
  8. Развитие интеллектуального общения.

Особенности развития эмоциональной сферы личности

Данный период характеризуется активным развитием эмоциональной личностной структуры.

Дети начинают испытывать первые осознанные привязанности и симпатии. Они являются более глубокими и осознанными. При этом, наблюдается активная эмоциональная связь между ребенком и близкими ему людьми. Он чувствует состояние взрослых, стремится помочь им, снять эмоциональное напряжении, сочувствует и сопереживает.

Характерной чертой этого возрастного периода является острая чувствительность ребенка. Он очень раним, его легко обидеть, и огорчить. Похвала воспринимается им очень эмоционально, а замечания или требования остро переживаются.

Дети среднего дошкольного возраста ориентируются в своей деятельности на активно развитое воображение. Это опасно тем, что может развить разнообразные страхи. Поэтому нужно обращать внимание на фантазии ребенка, воображаемых друзей и прочих выдуманных персонажей. Но переживать не стоить. В основном эти страхи являются лишь временными, ребенок их перерастет.

Поскольку эмоциональная сфера преобладает в жизни ребенка, то процесс воспитания в этом возрасте актуально строить на игре. Игра увлекает ребенка, вызывает разнообразные эмоции, что помогает развитию личности во всех направлениях, ее гармонии.

Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте

Основной особенностью речевого развития этого периода является то, что дети практически полностью изменяют свои речевые контакты со взрослыми. Речь выступает следствие стремления ребенку к познанию окружающего мира. Он стремится услышать от взрослого ответы на все, интересующие его вопросы, независимо от того понятны они ему будут или нет. Сложность и трудоемкость понимания уступает интересу ребенка.

Следует отметить следующие черты речевого развития четырех-пятилетнего ребенка:

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребенка, который протекает в возрастном диапазоне от 3-х до 7-ми лет.

Дошкольный возраст принято подразделять на три периода:

  • Младший дошкольный возраст – от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный возраст – от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный возраст – от 5-ти до 7-ми лет.

Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными. Однако это ему еще не доступно. Именно из этого противоречия зарождается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок дошкольного возраста, может почувствовать себя взрослым, «примерить» на себе определенную профессию или социальную роль.

На протяжении всего периода дошкольного детства организм ребенка очень активно растет и развивается, совершенствуется нервная система и процессы высшей нервной деятельности. В этой связи очень важно гармоничное развитие физических и психических процессов.

Основные характеристики развития ребенка дошкольного возраста:

  1. Высокий уровень познавательной деятельности.
  2. Память и внимание непосредственны и ситуативны. Несмотря на то, что память ребенка дошкольного возраста имеет непроизвольный характер, он способен запоминать те события и предметы, которые вызывают у него сильный эмоциональный всплеск. Внимание так же непроизвольно, ребенку сложно сосредоточится на одном предмете, но к концу дошкольного возраста дети уже способны управлять своим внимание, что говорит о готовности обучаться в школе.
  3. Поведение ситуативно, но к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже способен им управлять, вырабатываются навыки саморегуляции.
  4. Речь дошкольника играет ключевую роль в его развитии, и в процессе познания окружающего мира. Посредством речи дети дошкольного возраста овладевают различными видами деятельности, устанавливают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
  5. Процесс обучения детей дошкольного возраста основан на процессах наглядного мышления и чувственного познания.
  6. Основной тип мышления – наглядно-образное мышление.

Готовые работы на аналогичную тему

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:

  • Игра – является ведущим видом деятельности ребенка, она позволяет ему развивать мелкую моторику, мыслительные процессы, осваивать коммуникативные навыки и т.д. Игра используется не только как вид свободной деятельности ребенка, но и она может быть организованной, то есть целенаправленной. Кроме того, игра активно используется с целью обучения детей дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность – позволяет ребенку развиваться творчески, совершенствует его умения и навыки, а полученные продукты деятельности, наглядно показывают результаты работы, что делает данный вид деятельности более привлекательным для дошкольников.
  • Трудовая деятельность – активизирует у детей дошкольного возраста процессы развития личности и силы воли. В ходе трудовой деятельности ребенок имеет возможность получить свои первые представления о нормах поведения в обществе, нравственности и значимости труда. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится не только обслуживать себя, приносить своим трудом пользу для окружающих, но и ценить свой труд и труд других людей.

Особое значение для ребенка дошкольного возраста имеет посещение детского сада. Это связано с тем, что именно в детском саду дети впервые получают навык социального взаимодействия со сверстниками, учатся жить в группе (коллективе).

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – это ключевые направления в дошкольной педагогике и психологии.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей:

  1. Процесс усвоения новых знаний, умений и навыков происходит в форме игры, либо с использованием иных методов предметной деятельности, привлекательной для детей. В случае, если процесс обучения становится монотонным (например, в виде лекции, монолога или школьного урока), то дети не способные еще управлять своим вниманием и поведением, попросту не смогут усвоить преподносимый им материл.
  2. Развитие мыслительных процессов, психических функций и воображения осуществляется посредством организованных занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, моделированию и т.д.
  3. Одной из характерных особенностей творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать и заменять друг друга. Это позволяет выбрать тот вид деятельности, который больше всего интересен ребенку. Например, если ребенку больше всего нравится лепить из пластилина, то занятия лепкой могут составлять до 80% его творческой деятельности. Остальные виды деятельности не стоит игнорировать, они также должны присутствовать в развитии ребенка, но приоритетным все-таки будет лепка.

Основная задача воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста – это подготовка к школьному обучению.

Процесс подготовки ребенка дошкольного возраста к учебной деятельности включает в себя совершенствование таких способностей как:

  • выполнение заданий по образцу;
  • ориентировка на заданный метод действий;
  • выработка мелко моторики и др.

Благодаря этому дальнейшие познавательные психические процессы происходят в произвольном порядке и быстрее откладываются в памяти, что является возрастной особенностью детей дошкольного возраста.

Ребёнок узнаёт о существовании такого заведения, как школа. К концу дошкольного периода нужно как-то заинтересовать ребёнка поступлением его в школу. Ребёнок должен иметь базовый уровень знаний для поступления в школу. Доказано, что дети, прошедшие детский сад, более спокойно переживают поступление в школу и новую среду сверстников.

Вы все хорошо знаете своих детей, их привычки, особенности. Для каждого из вас ваш ребенок уникален и неповторим. Но, наверняка, вы задумывались над тем, что далеко не все вы понимаете в его поведении, предпочтениях и капризах. Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет? Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным.

«Средний дошкольный возраст – какой он?»

Вы все хорошо знаете своих детей, их привычки, особенности. Для каждого из вас ваш ребенок уникален и неповторим. Но, наверняка, вы задумывались над тем, что далеко не все вы понимаете в его поведении, предпочтениях и капризах. Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет? Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. Нашим детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада. Вы, наверное, замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Детям в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др . Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему. Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Это возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре, ведь сюжетно – ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное — пытаются брать пример и повторять за ними.

Помните ранимость ребенка 4-5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

Это особенный возраст, развитие ребенка 4-5 лет становится очень быстрым и идет совсем по другому пути, чем это было раньше. С точки зрения психологов этот этап развития ознаменован скорым ростом воображения, совестью, коммуникативными навыками, а также бурным желанием знать все.

Я хотела бы вас познакомить с заповедями эффективного воспитания

1. Развивайте детскую личность.

Вы можете сделать это только в течение первых 5 лет жизни. Тогда у вас остался только год или около того чтобы привить понимание того, что правильно и что не правильно. Стремитесь внести свой вклад в психологию и развитие ребенка 4-5 лет.

2. Будьте последовательны.

Ваше «нет» должно быть «нет». Даже в присутствии посторонних людей или когда у вас хорошее настроение, не меняйте правил поведения для вашего малыша. В противном случае, вы рискуете остаться под влиянием ребенка в ближайшие 14 лет.

3. Не ограничивайте воображение ребенка.

4-5летний возраст является одним из наиболее активных стадий развития ребенка — ваш ребенок будет придумывать новые истории (иногда очень глупые), новые игры. Не говорите ему, что «это автомобиль, а не жираф», если ваш ребенок имеет свою собственную точку зрения.

4. Смейтесь с детьми чаще.

Расскажите или прочитать им простые шутки, загадки и т.д. Экспериментируйте с забавными историями — чувство юмора начинается именно на этом этапе развития ребенка.

5. Научите их быть общительными.

4-5летние малыши должны играть с детьми их возраста. Таким образом, они могут учиться сотрудничеству и, удовлетворить свою жажду познания новых вещей. Дети могут также освоить хорошо коммуникативные навыки с теми, кто их очень понимает — своими сверстниками.

6. Не заставляйте детей делать что-либо более 10-15 минут.

Дети четырех лет не могут сосредоточиться ни на чем дольше. Так что не думайте, что ваш ребенок вас не любит, только лишь потому, что она бросила ради кошки удивительную куклу, которую вы только что ей купили. Это всего лишь этап в развитии детей.

7.Реагируйте правильно на истерики.

Это может быть очень трудным, но имейте в виду, что дети в возрасте от 2 и более все время экспериментируют, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти за пределы нормального поведения. Это не имеет ничего общего с реальными потребностями детей. Просто подождите, пока малыш успокоится, а затем поговорите с ним спокойно и серьезно.

Существует множество вещей, что должны делать родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок. Спасибо за внимание

Средний дошкольный возраст, как и младший дошкольный, не имеет кризисных ситуаций развития. В нем гармонично продолжают формироваться и развиваться все виды деятельности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра значительно обогащается

Содержание ее отражает не только внешние стороны поведения взрослых, но и ее внутреннюю сторону. Расширяется тематика игры, усложняются ее сюжеты. Исчезают многократные повторения одних и тех же действий. Развертыванию игры обязательно предшествует замысел.

Игра перерастает в настоящую совместную деятельность детей. Они ищут партнеров, договариваются, в какую именно игру они будут играть, какие роли будут выполнять. Среди детей выделяются лидеры игровой деятельности, которые ее организуют, и более пассивные участники. Все участники игры четко придерживаются правил. Роль, которая выполняется, не меняется на другую до конца игры.

Огромное значение в этом возрасте играют дидактические и подвижные игры, которые способствуют развитию умения придерживаться правил и развивают познавательную сферу ребенка.

Развитие познавательной сферы

Восприятие

Остается несовершенным восприятие сюжетных изображений: когда ребенок самостоятельно строит рассказ по картинке, он ограничивается перечнем изображенных на ней людей и предметов.

Память

Впервые складывается произвольное запоминание. Самый простой прием, который используется при этом — повторение.
В дальнейшем развивается наглядно-образное мышление, которое становится умеренным.

Ребенок может группировать предметы по материалу, качеству и назначению; усваивает отношение «часть — целое», «равенство — неравенство»; простейшие причинные связи, известные ему из опыта; самостоятельно устанавливает связи между отдельными фактами; удается до практической проверки, чтобы выяснить неизвестное. Чаще проявляет инициативу в выяснении вопросов, размышлениях, спонтанных образных ассоциациях («Почему листья пожелтели?», «Зачем поливают цветы?»).

Воображение

Усиливается его устойчивость. Доказательством этого является то, что дети могут достаточно долго играть в одну и ту же игру, неоднократно возвращаться к отдельным ее сюжетам. Образы воображения чрезвычайно яркие, оживленные, тесно связаны чувствами.

Самая отдаленная схожесть между тем, что воспринимает ребенок и 2 предыдущими впечатлениями вызывает бурный поток новых ассоциаций, чрезвычайно доверчиво относятся к этим творениям фантазии. В этом возрасте воображение все еще тесно связано с внешней деятельностью.

Появляются попытки осмыслить значение слов, хотя и не всегда успешные. Растет интерес к содержанию неизвестных слов. Дети уже могут пересказывать небольшие произведения, рассказывать о некоторых событиях из собственной жизни, про игрушки и прочее.

Эмоциональное развитие

Чувства ребенка становятся все более устойчивыми. Продолжается развитие нравственных чувств. Ребенок способен сочувствовать другим и делает это уже не по указке взрослого, а спонтанно, самостоятельно. Появляется желание быть полезным взрослому. Отношение к сверстникам из нейтрального превращается в дружелюбное.

Формируются эстетические чувства

Повышается способность эмоционально откликаться на содержание литературных и музыкальных произведений. Во время прослушивания литературных произведений воспринимаются, прежде всего, яркие изобразительные речевые средства. Красивым считается все то, что понятно ребенку, вероятно, моральное (положительные герои сказок всегда красивые).

Развитие волевой сферы

Именно в среднем дошкольном возрасте начинается формирование осознанной постановки цели. Дети также могут ради достижения цели выполнять действия, которые сами по себе не привлекательны.

Другое важное изменение в развитии волевой сферы ребенка — осознание им нравственного содержания правил поведения и овладение умением руководствоваться ими в своих поступках. Это осознание формируется на основе понимания обобщенного характера правил и их общеобязательности. Поэтому дети могут жаловаться на нарушителей порядка в детском коллективе, которые, собственно, их самих не обидели.

В том случае, когда взрослые не признают ребенка, относятся к нему без достаточных чувств и понимания, формируется недисциплинированное, грубое, иногда даже агрессивное поведение детей.

Умение сознательно управлять своим поведением, контролировать его проявляется в том, что дети способны следить за своими движениями и поведением. Однако в этом возрасте контроль выполняется при условии побуждения взрослых, по их указаниям, сам процесс контроля дискретный во времени, происходит якобы урывками.

Как результат развития оценочно-контрольных действий ребенка можно считать зарождение в это время ответственности за порученное дело. Начинает складываться подчинения целей одного действия другому, более важному.

Произвольными, намеренно управляемыми становятся не только практические действия ребенка, но и частично познавательные психические процессы (память, мышление). Формируются коммуникативные навыки, элементы речевого этикета: приветствия, прощания, обращения к другому по имени и тому подобное.

Ребенок этого возраста самостоятелен и инициативен. Это проявляется в самостоятельном решении задач, которые возникают в процессе игры, в выборе тематики игры, в постановке вопросов и суждениях.

Средний дошкольный возраст

“Средний дошкольный возраст”

Средний дошкольный возраст

Усольцева О.П., Банщикова Е.В.

РязанцеваТ.П.; Федяева Г.В.

Бояркина Л.К.; Процун О.В.

В​ целях непрерывного освоения детьми Основной образовательной программы дошкольного образования,​ предлагаем Вам принять в ​​этом активное участие при взаимодействии с педагогами ДОУ.
​Вы сможете ежедневно (или по вашему усмотрению) проводить занятия с детьми, используя предлагаемый план работы дистанционного взаимодействия. В плане, помимо заданий, Вы найдете рекомендации по режиму дня, полезные ссылки от специалистов ДОУ. Если у Вас будут возникать вопросы по содержанию и организации занятий с детьми, воспитатели дадут разъяснения и окажут помощь в личных сообщениях.​​

Тематическая неделя на период дистанционного обучения

«Книжкина неделя»

С 27.07 -31.07.2020

Познакомить детей с процессом создания книг, правилами обращения с книгами; развивать интерес к книге.

Рассмотрите с детьми разные книги по размеру, форме, предназначению (для детей, взрослых, научная литература, сказки и т.д.).

Побеседуйте с ребенком:

-Зачем нужны книги?

-Из чего состоит книга?

-Какие бывают книги?

-Кто создает книги?

-Откуда пришла современная книга?

-Почему говорят, что жизнь книги начинается в лесу?

-Кто и как создает рисунки в книжках?

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов, образность и выразительность языка сказок и рассказов. Ручной труд «Закладка для книг»

Предложите ребенку сделать своими руками закладку для книг.

Тематическая неделя на период дистанционного обучения

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – это максимальный расцвет ролевой игры. Введение игровых ролей и сюжета в воспитание ребенка позволяет существенно повышать его возможности в различных сферах психологического и физического развития. Постепенно на смену ролевой игре приходят игры с правилами. Этому этапу развития свойственно освоение приемов простейшего анализа и сравнения, а также системы всевозможных «обследовательских» действий. Кроме того, это период усиленного роста и развития организма.

Средний дошкольный возраст – время активного формирования личности ребенка. Для четырех- и пятилетних дошкольников характерна очень высокая двигательная активность. На пятый год жизни приходится так называемый кризис морфофункционального развития ребенка – наиболее благоприятный момент для качественного рывка в двигательном развитии. У детей среднего дошкольного возраста появляется ритмичность, естественность и легкость движений, у них возникает интерес к правильности их выполнения.

Речевое развитие детей этого возраста проходит под знаком:

  • активного обогащения словаря;
  • интенсивной выработки грамматического строя своей собственной речи;
  • освоения норм звукопроизношения.

4–5-летние дети уже готовы к общению: их вопросы осмыслены и требуют ответа от собеседника.

Для этого периода характерно постепенное согласование мотивов и желаний ребенка, разделение их на более и менее значимые. Это предопределяет переход от ситуативного, импульсивного поведения к опосредованному.

Средний дошкольный возраст является удачным периодом для совершенствования большинства человеческих способностей, усвоения умений и знаний. Трудовая деятельность в это время способствует формированию личностных ценностно-значимых качеств: стремления помочь другу, радоваться его успехам, уважительно и бережно относиться к результатам чужих трудов.

Средний дошкольный возраст

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези , складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector