Современный ребенок

Современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников 50 или 20 лет назад.

Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут.

Если сравнивать современного ребенка с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня оставить дома даже ненадолго современного ребенка практически невозможно. А ведь когда-то это было обычным делом. Современные дети пытаются занять себя вне круга имеющихся игрушек – они заменяют их бытовой техникой, посудой и т.п.

В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. При определенных обстоятельствах он может вести себя асоциально или уйти в себя, протестуя против непонимания окружающих.

Когда современные дети хотят поделиться своими мыслями, они будут активно обращать на себя внимание, выкрикивать и делать все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Зачастую настолько сильно, что начинают избегать контакта. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою ”уникальность”, ”возвышенность” и “исключительные качества”.

Недостаточная социальная компетентность 25% детей школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты

Более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Вместо этого он мчится по жизни, зная, что в трудную минуту любящая мама, мужественный папа и заботливая бабушка будут рядом. Дети не чувствуют опасности – они поглощают море информации и живут в мире супергероев в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.

В условиях современного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется всё отчетливее. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Новым социальным страхом стала неуспешность детей.

(слайд) Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли (слайд) сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет), а это влечет за собой пересмотр методов обучения в школе.

(слайд) В настоящее время дети растут и развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа.

Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? (слайд) Педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, информированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. (слайд) По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю.

Наблюдения за современными детьми показывают, что стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

(слайд) Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.

(слайд) Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. (слайд) Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей.

Но наряду с отрицательными характеристиками современного ребенка, есть и большие плюсы:

(слайд) Увеличивается категория одаренных детей, среди них:

— дети с особо развитым мышлением

— дети, способные влиять на других людей, — лидеры

-дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные

— дети, обладающие двигательным талантом.

(слайд) ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

• Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!

• Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это ни касалось

Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

• Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

• Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании. • Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания. (Слайд) Родители должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.

Автор: Азадова Зифа Хайдяровна

Неумолимо бежит время. Новый век, новые идей, новые технологии. Хорошо это или плохо? А вернее, как отражается это на наших детях? Говоря о современном дошкольнике в первую очередь надо сказать, что все таки это прежде всего ребенок. Ребенок со своими переживаниями, потребностями, желаниями. Ребенок, который хочет все знать, ему все интересно. Конечно, многое зависит от характера и темперамента, но все же познавательный интерес, желание общаться присутствует в каждом ребенке.

Новый век принес нам современные технологии которые принесли много интересного в жизнь ребенка, в его развитие. Новые игрушки с инновационными технологиями внесли в жизнь современного дошкольника возможность, а вернее необходимость быстро мыслить, ориентироваться, действовать. Можно сказать, что нынешние дети более развиты нежели дети прошлого столетия.

Но все таки хотелось бы задать вопрос – а хорошо ли это? К сожалению, за всем этим многообразием различных интерактивных игрушек, «гаджитов» стоит немая сцена, немая в прямом смысле, где разговор, где общение?! Отсюда появляется большая проблема, проблема с речью. И теперь, больше чем раньше, мы родители, обращаемся за помощь к логопеду.

Нельзя отрицать, что общение детей дошкольного возраста парой сводится к обсуждению нового мультсериала, или к обсуждению новой игрушки, купленной родителями за хорошее поведение. Но это и не плохо, а плохо то, что общается ребенок со своими сверстниками или со взрослыми только в детском саду или на игровой площадке во дворе.

А дома? А дома мама занята вечной уборкой или готовит ужин для семьи, или просто отдыхает после рабочего дня, папа тоже очень устал и ему хочется посмотреть спортивную передачу. А ребенку ничего не остается, как сесть перед телевизором в детской и смотреть непонятные мультики или родители просто дают свой телефон или планшет: «на, поиграй!».

Вот вам и портрет современного дошкольника, буквально в одном предложении: «Ребенок, сидящий перед телевизором с планшетом в руках». Вот она — немая сцена.

Все говорят, что детей ничего кроме различных «гаджитов» не интересует. Это не так! Просто мы сами, взрослые, не хотим уделить своим детям время для совместной игры или просто сидя на удобном диване прочитать интересную книгу, обсудить ее, или поговорить о прошедшем дне. Вот отсюда и появляется мнение, что современный дошкольник – это ребенок с планшетом в руках.

Так давайте уберем их подальше в шкаф, и пойдем в музей, в театр или просто на прогулку в парк. И может быть, тогда ребенок с планшетом в руках превратится в ребенка сочиняющего стихи, пишущего картины, ребенка конструирующего новый космический корабль и мечтающего о новых знаниях и интересных открытиях. А может, он будет мечтать о спортивной карьере, но для этого, нужно чтобы папа или мама сами отошли от телевизора и пошли играть со своим ребенком в футбол или в хоккей.

И тогда современный дошкольник – ребенок, станет счастливым и разносторонне развитым, и нам, родителям, не придется говорить, что ребенка кроме игрушек ничего не интересует.

Все зависит от нас, от мам и пап, от бабушек и дедушек.

Современный ребенок

Сегодняшний ребёнок — это новый человек.

Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм.

Чем современные дети отличаются от своих сверстников из прошлого? Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребёнок нашего времени.

Снегуров, кандидат психологических наук, четырежды лауреат гранта Москвы, историк, заслуженный учитель РФ

Сегодняшний ребёнок – это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле, ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.

Ребёнок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задаёт вопросы о мире. Он видит, что летают самолёты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, – и это норма.

Однажды с учениками 9 –10-летнего возраста мы пошли в музей, где представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы.

Я рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS’ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учётом эпохи.

Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки», историк

Современный ребенок

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир – единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание.

Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор, как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.

Если раньше ребёнок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен.

Теперь, сидя за компьютером, ребёнок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой – ребёнок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.

Наталья Кириллина, психиатр, кандидат медицинских наук, директор Института гармоничного развития и адаптации (ИГРА)

С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста, ребёнок зациклен на достижении результатов. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится.

В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» – это две четвёрки в четверти. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге.

Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворён результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослому, не говоря уже о детях.

В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребёнок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдёт.

Современный ребенок

Дарья Халтурина, социолог, руководитель группы мониторинга стратегических рисков и угроз Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН

Современный ребёнок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно. Но не всё так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребёнка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета.

Едва научившись читать, дети XXI века становятся Интернет-пользователями. Они сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в Интернет-среду, снизилась преступность.

Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток – мир». В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же как они, решая схожие проблемы.

Недавно наткнулась на подростковый форум, где дети делятся переживаниями. Советы, которые они дают друг другу, вполне адекватны. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. Разве это не прекрасно?

Современный ребёнок – независимая личность, способная в раннем возрасте самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10-20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим.

Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребёнком станет всё очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.

Игорь Конь, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела детского питания ФГБУ НИИ питания РАМН

Современный ребенок

В последние 30-40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой – большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки.

С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить.

Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребёнка. Другой негативный фактор – отсутствие достаточных физических нагрузок.

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально–волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений?

Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка, но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь), то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают у некоторых из них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей. Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника. Это современные игрушки. Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.

Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. А для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни — детство, в котором закладываются основы личности человека.

Информационные ресурсы:

Современный ребенок

Вопросы детской психологии, воспитания, образования важны в любое время, в любом обществе. Все чаще мы сталкиваемся с информацией о преступлениях против детей, о суицидальных настроениях подростков, о «падении их нравов» и заинтересованности только интернетом. В чем причины всего этого? Какие они современные дети?

Летом этого года с докладом на тему «Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества» выступил Давид Фельдштейн ( советский, российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности; профессор , академик и вице-президент Российской академии образования). В докладе мы не нашли конкретных мер по изменению ситуации в воспитании и образовании, однако, в нем четко обозначены «отличия» современных детей от нас — родителей. Ученые бьют тревогу из-за нашего равнодушия: «Неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека. Во-первых, низкий уровень развития родительской мотивации. Во-вторых, сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям. В-третьих, главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей«.

Итак, 14 отличительных особенностей современного Детства:

1. В минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное ( cognitiо — «познание») развитие детей дошкольного возраста.

2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.

5. Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.

6. Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

7. Как показывают полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).

8. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.

9. Активизация на подростковом этапе онтогенеза (процесс развития организма) процесса общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.

10. Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. (Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15–летних вышла на 2-е место).

11. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

12. У детей

подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

13. Наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

14. В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.

Весь доклад Вы можете прочитать здесь.

Возможно, эта информация поможет вам воспитать неравнодушных, добрых, успешных, счастливых, гармоничных. самых-самых лучших детей. Интересно, что ученые уверены :»Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать«. Пора что-то менять!

Именно поэтому основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни — детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений работы в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение, как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и детском саду? Нужно определить критерий, который можно назвать включённостью родителей в образовательный процесс. Сначала это будут количественные показатели присутствия родителей на родительских собраниях и так далее. Позднее количественные показатели перейдут в качественные, использование разных форм работы приведёт к определённым результатам. Родители из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса и соратниками педагога. Также важно создание для родителей интернет­ страницы детского сада и предоставление возможности общаться с ребёнком и воспитателями в режиме онлайн. Кроме того, необходимо включение детей и родителей в активное взаимодействие с окружающей социальной средой.

Доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института Казанского федерального университета Татьяна Галич анализировала проблемы, которые сопутствуют воспитанию детей в XXI веке, рассказала об особенностях их взросления.

Мир непрерывно меняется. Скорость, с какой жизнь претерпевает трансформации, сейчас намного выше, чем 20 или 30 лет назад. В прошедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума: семья, дворовая компания, пионерская организация — с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Коменский и Владимир Сухомлинский, но и от сверстников последнего десятилетия ХХ века.

«Дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Отсюда главная характеристика современного ребенка — высокая степень информированности»,— объясняет доцент Елабужского института КФУ Татьяна Галич.

Современные дети рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. «Вопрос спорный. Скорее это “наслушанность”, под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. Но у большой информированности есть оборотная сторона. Выявлено, что многие дети пяти лет нуждаются в помощи логопеда»,— продолжает Галич.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личного, эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация.

Одно из самых ярких проявлений сознания современного ребенка — это клиповое мышление. Оно вскормлено рекламой, музыкальными роликами, гаджетами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детей, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимание смысла происходящего. Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.

Несмотря на негативные тенденции в развитии современных детей, в их личностном развитии есть такие черты, которые будут способствовать трансформации современного мира в мир света и добра.

Многие родители и учителя говорят о печальной тенденции: современный ребенок не хочет учиться и общаться со сверстниками, ему больше интересен компьютер или планшет, чем живое общение. Также дети легко получают желаемое, но быстро теряют к нему интерес. Зачастую у них совершенно отсутствует мотивация, а уровень неприспособленности к жизни порой просто шокирует? Попробуем разобраться в причинах.

С самого рождения каждый из нас развивается индивидуально. Невозможно изобрести универсальный метод воспитания, который бы подходил абсолютно каждому малышу. Но есть общий ряд факторов, мешающих детям развиваться правильно:

Недостаток общения

Очень часто родители вручают ребенку смартфон или планшет, чтобы он развлекался, пока они занимаются своими делами. Это приводит к тому, что дети мало контактируют со взрослыми, между ними не выстраиваются доверительные отношения. Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг от друга.

Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируется с самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Если раньше ребенок много времени проводил на улице, учился заводить знакомства, дружить, то сейчас он все чаще выбирает компьютерные игры или социальные сети, а не живое общение. Это делает его социально неприспособленным, тяжело адаптирующимся в коллективе. Умение контактировать с другими людьми не придет само, его надо развивать.

Современный ребенок

Технологии

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.

Изобилие благ

Современные дети растут в комфортных условиях. Вкусная еда, красивая одежда, новейшие гаджеты – родители, познавшие времена дефицита, хотят максимально дать все лучшее своим чадам. Ребенку достается все легко, не за какие-либо заслуги, а просто так. Поэтому он не может оценить по достоинству усилия, которые прилагают взрослые, чтобы его порадовать.

Также обстоят дела и с нематериальными потребностями ребенка – зачастую его желания исполняются сиюминутно и по первому требованию. Мы берем детей на руки на прогулке, хотя они не могли устать за пять минут медленной ходьбы, чуть ли не бежим домой, если ребенок сказал, что немного проголодался. Это приводит к тому, что дети привыкают к повышенному комфорту, им трудно перенести малейшую стрессовую ситуацию.

Способность отложить свои потребности на второй план очень важна во взрослой жизни. Без нее сложно представить себе успешного человека.

Отсутствие дисциплины

Многие родители считают, что у современного ребенка большие нагрузки: сложная программа в школе, кружки и секции, репетиторство и домашние задания. Отчасти это так, но чаще всего ребенок устает не от своих обязанностей, а от неправильного распорядка дня и отсутствия дисциплины.

Дети еще не умеют самостоятельно расставлять приоритеты, что часто негативно сказывается на их самочувствии. Если бы ребенок сам выбирал, как ему провести свой день, то, скорее всего, он бы предпочел провести его у компьютера, питаться вкусной, но нездоровой едой, лечь спать под утро, а проснуться к обеду. Недосыпание, отсутствие спорта, полезной пищи и свежего воздуха разрушают здоровье детей.

Современный ребенок

Несамостоятельность

Естественно, родитель желает своему ребенку только добра, стремится оградить его от самых различных неприятностей. Но вот дети растут, а взрослые не перестают их опекать. Двойка в школе – родитель спешит договориться с учителем о пересдаче, не получается домашнее задание – делает его за ребенка.

Конечно, влияние взрослых важно для детей, но не менее значимым является умение решать свои проблемы самостоятельно. Родитель должен быть опорой, а не глухой стеной между ребенком и окружающим его миром.

Неприспособленные, полагающиеся во всем на взрослых, неуверенные в своих силах дети только преумножают эти негативные стороны по мере своего взросления. Отсутствие самостоятельности ведет к тому, что ребенок вырастает инфантильным.

Современный ребенок

Сегодня часто возникают споры о поколениях и различиях между ними. Как можно охарактеризовать современных детей? На этот вопрос ответил директор Аталезского учебно-педагогического комплекса детский сад – средняя школа Столбцовского района Станислав Войнич в программе «Марков. Ничего личного» на ОНТ.

Станислав Войнич: «Наши дети – отличные. Кто бы что ни говорил, моё мнение не поменяется. Я постоянно анализирую этот вопрос и пришёл к выводу, что все поколения – плохие для предыдущих. Интересно послушать моего одноклассника – он говорит, что современная молодежь вообще ничем не интересуется, она не такая, как мы были. Я летом езжу в лагерь, люблю там поработать инструктором по физкультуре. Я общаюсь с большим количеством детей. Городские дети и дети из деревни, конечно, отличаются раскрепощенностью. Детей в нашей школе я просто обожаю. Потому что за них никогда не стыдно. Возьмите половину республики, и я найду наших детей с закрытыми глазами. Где-то им это мешает, где-то наоборот – это их возвышает. Но они знают, как нужно себя вести, что нужно быть аккуратными, нужно слушаться».

Подробнее – в программе «Марков. Ничего личного».

ФОТО: Vostock photo

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector