Современное воспитание

Современное воспитаниеВоспитание современного человека начинается задолго до того, как он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Для того чтобы он вырос успешным и счастливым, родители должны приложить немало душевных и физических сил. Современные подходы к воспитанию очень отличаются от тех, которыми пользовались наши родители. Им было достаточно знать, что ребенок сыт, одет, хорошо учиться в школе и посещает какой-нибудь кружок, ведь действительность того времени не требовала особых родительских подвигов. Стране нужны были исполнительные покорные рабочие, для строительства светлого будущего. Дети в нормальном ритме учились в школе и отдыхали после уроков.

Воспитание на современном этапе – это совокупность различных методов, направленных на то, чтобы маленький человек стал конкурентоспособным и востребованным в социуме, уже начиная со школьной скамьи, а для этого он должен стать личностью с большой буквы. Садясь за парту в первом классе, ребенок уже должен уметь читать и иметь представление о цифрах, знать в какой стране он живет и кто его родители, ориентироваться во временах года и днях недели.

Современные методы воспитания детей весьма разнообразны, и у специалистов в этой области нет четкого представления, какой из них является оптимальным, но, главное, чтобы и учителя и родители придерживались одной тактики или дополняли друг друга, а не противоречили. Если ребенок попал к педагогам, которые придерживаются современных концепций воспитания, то, можно сказать, что ему повезло, ведь такие люди стремятся преподнести ребенку знания в подходящей именно ему форме.

Современные методики воспитания детей

Проблемы воспитания в современном мире есть и будут до тех пор, пока взрослые, берущие на себя ответственность, становясь родителями, не изменят прежде всего себя в лучшую сторону. Это же касается воспитателей и учителей. Ведь невозможно прививать ребенку представления о доброте и справедливости самому, не обладая этими качествами. Глубоко чувствующая ребячья душа видит всю фальшь, и все уроки от такого человека становятся бессмысленны.

Современное воспитание детей начинается буквально с рождения. Родители последователи методики Глена Домана окружают малыша различными картинками и надписями стимулируя его интеллект, данный от природы. Рука об руку с интеллектуальными нагрузками идут и физические, ведь немаловажен баланс.

Ближе к году ребенку предлагают осваивать метод Монтессори или Никитиных. Нельзя сказать что лучше для ребенка – любящая мамочка, отдающая всю себя развитию малыша или специалисты в центрах раннего развития, которые профессионально подходят к современным технологиям воспитания. В любом случае, когда ребенку уделяется максимум внимания, и он растет в дружественной атмосфере, это положительным образом формирует его маленькую личность.

Современные проблемы семейного воспитания

Семья для ребенка – это его первая воспитательная среда, в ней он учится и постигает главные жизненные ценности, основываясь на опыте поколений и отношения внутри семьи. К сожалению, современная жизнь устроена так, что родителям для того, чтобы обеспечить достойное существование своей семьи приходится очень много работать. А в это время ребенка воспитывают в лучшем случае родственники, и часто он предоставлен сам себе. Детская психика устроена так, что как губка впитывает всё то, чем ребенок окружен. Современное воспитаниеВся негативная информация наряду с позитивом отражается на нем в большей или меньшей степени.

Современные проблемы воспитания детей это проблемы общества в целом. Неполных семей становится всё больше, родители снимают с себя обязанности по воспитанию и перекладывают их на компьютер и телевизор, мотивируя своей занятостью и тем, что обеспечивают ребенка финансово. До тех пор, пока мы не осознаем, что вложенное нами в детей, окупится позже, в виде более воспитанного и цивилизованного общества, мы будем винить общество, государство, но никак не себя. Потому, давайте начнем с себя во благо своих детей и их будущего!

«Результаты воспитания должен демонстрировать ребенок, а не цифры на бумаге»

С 1 сентября в российскую школу вернулось воспитательная функция. В свое время она уже присутствовала в системе нашего образования, однако сейчас все будет иначе. Своими мыслями о сути воспитания в школе на современном этапе и о педагогах, на чью долю выпала миссия стать без преувеличения «Воспитателями будущего», поделился руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Андрей Богданцев.

Современное воспитание

Присутствие воспитания в отечественном образовании — не новость. Однако новые времена требуют новых подходов. Поэтому прежде всего сегодня основное внимание должно быть уделено индивидуальной работе. Каждый ребенок наделен своими особенностями, а, значит, единой для всех инструкции по воспитанию быть не должно. Задача учителя в том, чтобы подобрать ключ к отдельному ребенку!

Вопрос об «инструкциях» — далеко не праздный, ведь школа в целом и каждый учитель в частности должны сделать все, чтобы избежать формализма в воспитательной работе. Однако этот риск можно минимизировать, если количество отчетности и журналов, заполняемых педагогом, будет разумным. В первую очередь, учитель и школа должны приносить своими действиями пользу самому ребенку. Воспитательная работа должна приносить осязаемые результаты, которые будет демонстрировать сам ребенок, а не буквы и цифры на бумаге!

Крайне важно в этой связи и другое. Воспитательный процесс — это не только специальные «воспитательные» мероприятия. Воспитание ребенка происходит также непосредственно в процессе обучения, ведь процессы обучения и воспитание – это и есть образование. Они неотъемлемые части друг друга. Поэтому воспитательный компонент не появился только сейчас, а был в школе всегда. Например, если мы говорим о патриотическом воспитании, то на уроках истории, литературы, физики, биологии и математики, рассказывая о российских героях, ученых, учителя как раз и формируют ценностное отношение ребенка к своей стране. Именно там они закладывают фундамент из благодарности, уважения и гордости за тот вклад, которые граждане нашего государства внесли в развитие цивилизации.

В этой связи может возникнуть вопрос: а насколько готов к выполнению этой миссии современный учитель и нужно ли что-либо изменить в подготовке педагогов. Но в нашей высшей школе уделяется большое внимание психологии и педагогике. Что же касается изменений, то самое главное из них, пожалуй, уже произошло. Изменение, внесенное в Закон «Об образовании в Российской Федерации», дает возможность работать в общеобразовательных учреждениях студентам 4-го курса и выше, а с 3-го курса можно работать в учреждениях дополнительного образования. Это изменение позволит погружаться в профессию, практиковаться и быть готовым к любой миссии.

Многое, кстати, в этом плане дал молодым педагогам недавний Молодежный педагогический форум «Линейка», который прошел 3-4 октября в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Там обсуждались новые походы в образовании и воспитательная среда, что помогло молодым педагогам найти новые векторы самообразования, подтолкнуло их к новым мыслям и познакомило с иными подходами и разными формами работы современного учителя.

Так, приоритетом воспитания в школе и дома, как отмечалось на Форуме, является формирование гармоничной личности. Но как это сделать? А вот как: почвой для формирования гармоничной личности должны служить творческая самореализация и благоприятная, дружественная атмосфера в школе и дома. При этом для учителя основное место в работе должны занимать формирование индивидуальной карты роста ребенка и мастерство, благодаря которому учитель сможет пробудить интерес в школьнике делать не только то, что ему нравится, но и то, что он должен делать, чтобы достичь успеха. Другими словами, с детства воспитывать в гражданах России такие чувства, как ответственность и целеустремленность.

16 июня планируется заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, где будут обсуждать проект федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».А 13 июня прошло обсуждение в клубе «Норма и деятельность» о риске бюрократизации программы по воспитанию. «ВО» начинают серию публикаций, посвященную этой тематике.

Обсуждение Примерной программы воспитания имеет смысл только в контексте проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», внесенного в Госдуму президентом РФ В.В. Путиным 21 мая 2020 года.

Безусловно, этот документ задает новую стратегию воспитательной деятельности на длительную перспективу и порождает новую реальность. Поэтому жизнеспособность Примерной программы в новых условиях теперь определяется не столько ее внутренними несущими целеценностными конструкциями, сколько тем, как она впишется в новую конфигурацию в сфере воспитания учеников.

Понятно, что Программа создавалась и апробировалась на протяжении 2018–20 гг. в одной ситуации, определенной трактовкой сферы воспитания в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в которой не было сформировано содержание воспитательной деятельности, а был лишь определен ее потенциальный адресный субъект «интересы личности, общества и государства».

Теперь согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» такое содержание определено. Это «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

При внешнем достаточно лапидарном изложении в этом установочном месседже сформулировано девять обязательных направлений воспитательной деятельности, охватывающей все уровни образования от начального до магистратуры.

Есть два сценария развития процессов, которые определяются как логическое и историческое. Написаны тома о том, как должны соотноситься эти понятия. Но если следовать логическому, то есть тому, как это должно быть, то порядок изменений в воспитании должен был идти в понятном порядке – сверху вниз.

Сначала внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ, затем в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», затем приняты соответствующее постановление правительства РФ и подзаконные акты, определяющие в том числе и дополнительное финансирование воспитательной деятельности. Потом в примерные образовательные программы по всем уровням вплоть до магистратуры должны быть включены примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы и формы аттестации. И затем эти документы должны быть созданы на региональных, муниципальных уровнях, и завершающий аккорд – в образовательных организациях и учреждениях.

Однако в историческом, то есть реальном процессе порядок оказался существенно иным. Сначала в ФУМО приняли Примерную программу воспитания, затем Министерство просвещения РФ обнародовало Календарь основных дат на 2020–2021 учебный год, задающий перечень воспитательных мероприятий. Потом в Государственной думе и Федеральном собрании примут изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. И, наконец, после голосования по поправкам эти «вопросы воспитания» будут закреплены в Конституции.

В этой связи понятие «Примерная воспитательная программа» приобретает совсем другую коннотацию. Дело в том, что слово «пример» имеет в русском языке два противоположных толкования. Одно – как что-то необязательное («это для примера»). И в этой логике принципиально выстроена обсуждаемая Примерная программа воспитания. Коллектив разработчиков постоянно подчеркивал, что никому не навязывает направления воспитательной деятельности, а рекомендует их набор как конструктор. Каждая образовательная организация может выбрать из него что-то наиболее отвечающее укладу организации, менталитету среды, воспитательным традициям и добавить еще свое.

Все это придает программе очень значимый антибюрократический дискурс. В ней сохраняется ресурс свободы.

И вместе с тем примерная программа защищает воспитательную деятельность от ее имитации, подводя под нее солидную научную, методическую и содержательную базу.

Однако в русском языке есть и другая трактовка понятия «пример» – как обязательной нормы, образца, неукоснительного для точного выполнения. Складывается ощущение, что трактовка понятия «пример» в Примерной рабочей программе воспитания, как она трактуется в проекте поправок в Закон, содержит в себе именно эту императивную модальность.

Кроме того, обсуждаемая Примерная программа воспитания создавалась в условиях отсутствия в Законе содержания воспитания. Это действительно создавало полную свободу выбора направлений воспитательной деятельности, которые могли складываться в воспитательную систему образовательной организации по принципу конструктора. Теперь таких обязательных направлений девять.

Это формирование у учеников:
  1. Чувства патриотизма.
  2. Чувства гражданственности.
  3. Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.
  4. Уважения к закону и правопорядку.
  5. Уважения к человеку труда.
  6. Уважения к старшему поколению.
  7. Взаимного уважения.
  8. Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
  9. Бережного отношения к природе и окружающей среде.

Все это безусловно важные направления. Их перечень, скорее всего, в процессе обсуждения депутатами и сенаторами будет еще расширен.

Эти направления задают цели и содержание деятельности, и каждое из них в Примерной программе, как нетрудно предположить, будет развернуто на нескольких страницах, где будут конкретизированы задачи, содержание, формы и технологии воспитательной деятельности по данному модулю.

В складывающейся ситуации образовательной организации, особенно на первых порах, дай Бог адекватно реализовать все эти направления. И трудно представить, что ими будут еще добровольно вноситься инициативные направления.

Во второй половине 1970-х – начале 80-х гг. ряд лет я работал организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, как раз руководствуясь как основным документом «Примерной программой воспитания школьников» под редакцией И.С. Марьенко. Так вот, ничего примерного, в плане необязательного, в этом документе не было, требовали его реализацию в полном объеме.

И несколько слов о втором важном документе – Примерном календарном плане воспитательной работы, который определяет перечень мероприятий по срокам их осуществления. Даже на федеральном уровне у нас есть очень много значимых дат и событий, имеющих большой воспитательный потенциал. И это замечательно. Но к этому добавляются региональные, муниципальные «местнозначимые святые». И, разумеется, в самих образовательных организациях есть такие значимые даты и традиционные события. Поэтому здесь главное – удержаться в рамках разумного и не допустить перегрузки.

Методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям»

Современное воспитание

C 2021 года в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования внесены существенные изменения, касающиеся воспитательного процесса в школе.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

Коллектив авторов, в число которых вошел доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования МГПУ Владимир Круглов, выпустил методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям», которое поможет не только разобраться во всех нюансах разработки рабочей программы воспитания, но реализовать ее. А пообщаться с разработчиком примерной программы и получить практические рекомендации можно на программе «Рабочая программа воспитания: от разработки до реализации» Владимира Круглова.

Воспитание детей являлось неотъемлемой частью жизни во все времена. Наука, которая занимается проблемами воспитания, и образования детей называется – педагогика. Воспитание наделяет ребенка знаниями, жизненным опытом и формирует социальное поведение ребёнка.

Современное воспитание

Ещё в древности отношение к детям ни чем не отличалось от нашего нынешнего отношения к животным. За непослушание они подвергались жестоким, мучительным, порой приводящим к смерти, наказаниям. На местах древних римских захоронений, археологи нашли останки тысяч маленьких мальчиков, забитых до смерти их отцами за непослушание. Но со временем, наше общество становится всё более цивилизованным, и большинство семей отказалось от жестоких методов воспитания детей.

Но, к сожалению, и сейчас родители прибегают к насильственным или устрашающим методам, когда не находят других путей воздействия на ребенка. Вспомните свои школьные времена, когда, получив неудовлетворительную оценку, вы говорили: «мама или папа меня убьёт». Всем понятно, что слово «убьёт» не несёт своего прямого значения, но всё же данная метафора, которая является достаточно распространенной в наши дни, доказывает, что родители прибегают к устрашающим методам воздействия на детей, и по сей день.

Страшно то, что многие родители считают необходимостью причинение физического вреда ребенку в определенных ситуациях, ссылаясь на то, что его отец был так воспитан, он сам и будет воспитывать так же своего ребенка, благодаря чему? он станет достойным гражданином. Удивительный факт: большинство детей, которые за «каждую полученную двойку» подвергались жестоким избиениям, или даже незначительным «тумакам» (которые не лучшим образом влияют на становление психики ребенка), оправдывают своих родителей, считая, что они заслужили такого обращения, и более того благодарят их за издевательства, не желая признавать их таковыми.

Всё больше современных людей пытаются отказаться от насильственного метода воспитания, признавая его устаревшим. Но, не находя альтернативных путей воздействия, просто напросто теряют контроль над своими воспитанниками, или ребенок вырастает, как принято сейчас называть, «избалованным». Мало кто понимает, что надо заменить привычные способы воспитания, не менее эффективными, позитивными методами.

Воспитание детей в современном обществе

На протяжении последних тысячелетий родители, как правило, не являются единственным источником воздействия на ребёнка, что может, как значительно усложнять, так и упрощать процесс воспитания. Наряду с семьёй, сейчас существуют такие социальные структуры, как детские сады, школы, детские дома, интернаты. Кроме того, не стоит забывать и про такие изобретения, как радио, телевидение и т.д.

Значительную часть своей жизни ребенок проводит в каком-либо учебно-воспитательном заведении, работа которого направлена на воспитание, образование и становление личности ребёнка. Повышенное внимание к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста и активный рост научных исследований в рамках данного вопроса объясняется огромным влиянием первых лет жизни ребёнка на развитие человека. Научно доказано, что современные дети более чувствительны, восприимчивы, открыты, в результате чего, к ним нужен особый, новый подход, и старые методы воспитания уже не являются актуальными. 21 век- век научно-технического прогресса. Современные дети с самого раннего детства имеют доступ к телевидению, на котором демонстрируют крайне вредные и даже «убийственные» для психики ребёнка фильмы, передачи и даже мультфильмы. Сейчас, это является основной проблемой в воспитании ребёнка. Познавательная функция человека построена, главным образом, на подражании. А чему можно научиться из большинства телепередач? Именно здесь и становится важным то, как объяснят ребенку разницу между реальным и нереальным миром его родители. Они влияют на ребенка гораздо больше, чем что-либо другое.

Чтобы вырастить отзывчивого, интеллигентного, общительного и уверенного в себе ребёнка, необходимо воспитывать в нем силу воли, а не подавлять её. Раньше детей учили подчиняться беспрекословно какому-либо авторитету (родителям, учителям…), а современные методы предлагают воспитывать ребёнка самостоятельного, подчиняющегося зову своего сердца, что поможет им в дальнейшем в отношениях со сверстниками и в организации собственной жизни. Ведь не стоит забывать, что современные дети, несомненно, являются более способными и творческими, чем их родители.

Всем, заинтересовавшимся в данной проблеме, советую ознакомиться с замечательной книгой Джона Грэя «Дети с небес», в которой автор подробно рассказывает о пяти методах позитивного воспитания!

  • Отличаться от других — нормально.
  • Совершать ошибки — нормально.
  • Проявлять негативные эмоции — нормально
  • Хотеть большего — нормально.
  • Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
  1. Отличаться от других — нормально. Каждый человек индивидуален, у каждого есть свои черты характера, потребности, таланты, мнения, идеи, интересы и т.д. Родители и есть те люди, которые должны распознать потребности своего ребёнка и помочь в их удовлетворении. У каждого ребёнка особенное строение мозга, соответственно скорость обучения, усвоения материала, стремление в достижении какой-либо цели разные, поэтому нельзя сравнивать их с другими.
  2. Совершать ошибки — нормально. Ошибки – естественное, нормальное явление для каждого человека. Ребенок постигает истину путём совершения ошибок
  3. Проявлять негативные эмоции — нормально. Наша жизнь насыщенна многочисленными событиями, некоторые из которых неизбежно и самопроизвольно вызывают гнев, страх, беспокойство и т.д. Задача родителей, объяснить как правильно и в каких ситуациях можно показывать свои негативные эмоции.
  4. Хотеть большего — нормально. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», — стандартный ответ на желание ребенка получить больше. Но это не правильно. Необходимо объяснить ребёнку как надо просить желаемое, проявляя уважение к другим. Позволив ребенку просить большего, вы тем самым помогаете ему научиться ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни.
  5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные

Необходимо научить ребёнка отказываться от чего-то, или не соглашаться с чем-то, но понимать, что последнее слово всегда должно быть за родителями.

«Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.»

Специально для LadySpecial — Рита

Читайте другие интересные рубрики

Почему современные дети так сильно отличаются от поколения своих же родителей? И каким должно быть воспитание современных детей? Вопрос довольно философский, но ответить на него не так уж и сложно. Большинство из нас выросло в семьях с довольно скромным достатком и с множеством проблем. Мы получали нормальное образование, посещали кружки и спортивные секции , но порой не имели, что поесть и одеть.

Наши дети воспитываются уже в достаточно обеспеченных семьях, живут в комфортных условиях, имеют возможность пользоваться множеством интересных гаджетов, путешествовать. И всем этим их обеспечивают родители, зачастую предпочитая не делиться подробностями того, как им удалось встать на ноги после трудных 90-х. Истории у всех разные, но ясно одно – наше поколение отлично справилось с задачей выжить и построить более-менее демократичную страну. Перед нашими детьми стоит совершенно иная задача — сделать мир вокруг себя лучше, красочнее и счастливее. И судя по тому мощному потенциалу, которым обладают наши малыши, им это удастся лучше, чем нам.

Современное развитие детей

Современное развитие детей характеризуется определенными особенностями. Современные дети отличаются своей энергией, талантами и одаренностью. Они не признают идеалов и не ищут кумиров. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Современные дети не приемлют власти и лидерства. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые нестандартные пути решения любых задач и уверенность в своих действиях.

Даже в подростковом возрасте, когда дети пытаются найти себя, одевая яркие наряды, украшения, используя молодежный жаргон и манеры общения, современные дети выбирают наиболее гуманистические способы самовыражения. В отличие от поколения родителей, современные подростки, как правило, пытаются реализовать себя в спорте, творчестве, танцах, музыке… Их увлечения носят более интеллектуальный и осмысленный характер.

Читайте также

6 советов для эффективного жиросжигания

Хрустящее овсяное печенье с орехами и шоколадом

5 идей: чем занять ребёнка во время карантина?

Речь современных детей включает множество слов популярной технической тематики. Уже не модно нецензурно выражаться . Современные дети с удовольствием ведут интересные интернет дневники. Если Вы посмотрите на тройку самых известных интернет-блоггеров России, то увидите там фотографа, веб-дизайнера, а также журналиста и учредителя благотворительного фонда, которые управляют собственными проектами и в своих блогах делятся профессиональным опытом и впечатлениями от поездок по миру. И все это читает множество подростков, в то время, как их родители не могут оторваться от просмотра телевизионных шоу, в которых политики поливают грязью друг друга.

Проблемы современных детей

Многие проблемы современных детей вызваны окружающим их миром. Ребенок в современном обществе ежедневно сталкивается с огромным потоком информации, часть которой он с удовольствием усваивает. Но такие чрезмерные нагрузки, в том числе и в школе, сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей. Наша система образования еще не выработала адекватной методики их обучения. Чтобы освоить всю школьную программу, которая заметно расширилась в последние годы, детям приходится проводить ежедневно по 6-7 уроков в школе. Но даже взрослому трудно работать целый день без остановки и переключения внимания. Детям трудно в двойне. Единственное, что остается делать школьниками – наплевать на оценки и пытаться самостоятельно выработать для себя удобный график обучения. Но все это сопровождается давлением школы, неприятными эмоциями при получении низких отметок и упреками учителей. Это вносит некий хаос и дисбаланс в сознание детей. И потом мы говорим, что современные дети непослушные и гиперактивные. На самом деле это не так. Они очень дисциплинированные, эрудированные, умные и добрые. Просто они живут в такое время.

Современное воспитание

Несмотря на свою одаренность , современные дети довольно уязвимы. Они не понимают и не принимают несправедливость. Они требуют полной прозрачности, которую, к сожалению, зачастую не может предоставить им государственная система.

Интересы современных детей

Многие родители жалуются на то, что интересы современных детей ограничиваются компьютером , они абсолютно не хотят выходить во двор к друзьям и играть на свежем воздухе. Но далеко не каждый двор может похвастаться хоть какой-либо безопасностью для детей. Все дворы забиты машинами, а из-за динамичной жизни и отсутствия свободного времени люди во дворе практически не знают друг друга. Поэтому дворы абсолютно не привлекательны для детей.

Да и сознание их отличается от нашего. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Девочкам уже не интересно просто одеть куколку и покатать ее в коляске. Они открывают компьютер и для такой же виртуальной девочки продумывают все, от одежды и туфель, до макияжа и маникюра. И чем сложнее правила игр, тем интереснее нашим детям в них играть.

Воспитание современных детей

Воспитывая современных детей, родители должны помнить, что их малыши обладают огромным потенциалом. Но открыть свои способности они могут не сразу, а в определенный период жизни. Не каждый ребенок может проявить гениальный талант в раннем детстве, как, например, Моцарт. Да и неизвестно, чем обернется для ребенка такое раннее признание. Как известно, Моцарт имел множество врагов и завистников, которые его буквально ненавидели. И жизнь его в зрелом возрасте напоминала скорее борьбу за существование. Но в то же время множество блестящих ученых и творческих людей пришли к высоким достижениям и создали свои лучшие произведения уже в зрелом возрасте.

Воспитание современных детей должно быть особенным. Современные дети очень сильные и целеустремленные, но они очень нуждаются в помощи родителей. Будьте внимательны к любым идеям Вашего ребенка. Современные родители с удовольствием вкладывают средства в образование своих детей. Было бы хорошо, если кроме денег у родителей было бы хоть немного свободного времени. Но с этим в современном обществе дефицит.

«Концепция» обозначает систему взглядов на что-либо, основную мысль которой определяют цели, задачи и которая указывает пути его разрешения. Соответственно концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Основные виды современных концепций воспитания

В наше время можно выделить достаточно много концепций воспитания. Перечислим некоторые из них:

  1. Концепция самоопределения личности. Ее разработал ученый А.Н. Тубельский, который предполагал личностное, жизненное и профессиональное самоопределение ученика в условиях школы. Он говорил о том, что учащемуся необходимо предоставлять свободу
    выбора, внутреннюю свободу с целью подготовить его к жизни и к труду. Современное воспитание
  2. Концепция формирования научного мировоззрения учащихся. Автор этой теории К.В. Гавриловец. Он считал, что конструирование своего «Я» — это главное в воспитании.
  3. Концепция воспитания на основе потребностей человека. Разработал ее ученый из Ижевска В.П. Созонов. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он определял воспитание как деятельность педагога, направленную на создание психолого-педагогических условий для формирования базовых потребностей учащегося: в творческой деятельности, в сфере здоровья, безопасности и самореализации.

Существует еще целый ряд довольно известных концепций воспитания, перечислять их можно довольно долго. Но, как Вы понимаете, любая из них так и может остаться замыслом ученых, если не будет применена и воплощена на деле в практике школы, которая, как известно, применяет методы и принципы гуманистического воспитания (это как раз то, что объединяет все вышеперечисленные концепции). Они ориентируются на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, заключающим в себе наиболее важные проявления духовности.

Современное воспитание

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня наша статья будет посвящена теме «Современные взгляды на воспитание детей». Найдете ответы на вопросы «когда нужно начинать заниматься воспитанием?». Почему важно планирование рождения малыша. Что является основой правильного воспитания ребенка?

Современное воспитание – это совершенно новое явление. Если педагоги могут опираться на знания, полученные при обучении специальности, то родителям приходится нелегко.

Основы семейной педагогики

Современное воспитаниеДомостроевские воспитательные методы, такие как розги, ремень или оставление в углу, уже давно признаны педагогами и психологами неэффективными и вредными для ребёнка. Даже их совмещение с «пряником»: похвалой, поощрениями не даст большого эффекта и может привести к потере контакта. Вседозволенность способна нанести ребёнку ещё больший вред. Что же делать современным родителям, чтобы сохранить хорошие отношения с ребёнком и правильно воспитать его?

Важно помнить о нескольких вещах:

  1. Современное воспитаниеВоспитание начинается с рождения ребёнка. А точнее еще в момент зачатия. Очень немногие по-настоящему планируют рождение ребенка и готовятся к этому событию. Чаще всего дети появляются спонтанно, только потому, что так принято. Очень часто зачатие происходит в состоянии алкогольного опьянения. Курящие и пьющие родители это обыденное явление, которое сказывается на здоровье малышей.
  2. Молодые совершенно не готовы к такому повороту в своей жизни.

Также и на государственном уровне никто не занимается подготовкой молодоженов к появлению потомства. Нет никаких, даже краткосрочных курсов.

  1. Нельзя ждать до 3, 5, 7 или 18 лет. Будет поздно! Дети копируют поведение родителей. Бесполезно ругать малыша за нецензурные выражения, если он слышит их дома. Очень жаль, что современные родители совершенно перестали контролировать свое поведение в присутствии малышей. Нецензурные выражения, скандалы и увеселительные застолья, заканчивающиеся выяснением отношений.
  2. Молодые родители совершенно не понимают, что они закладывают в сознание детей. Таким подходом к воспитанию, они попросту лишают своих малышей перспектив на достойное будущее.
  3. Ребёнок заслуживает уважения, даже если только что родился. Он выдержал физическую боль, оказался в резко изменившихся условиях, ничего не видя и не понимая, что вокруг происходит. В процессе роста малыш сталкивается с неизвестными ранее вещами, кажущимися взрослым очевидными. Упорство, с которым ребёнок осваивает новые умения, заслуживает уважения, даже если доставляет много хлопот.
  4. Дети чувствуют фальшь.

Современные взгляды на воспитание детей

Даже, если родители знают, как правильно воспитывать, на практике часто возникают проблемы. Главная ошибка — переживать из-за того, что подумают окружающие. Не им жить с ребёнком, воспитывать и отвечать за последствия. Если родители сами не могут преодолеть зависимость от мнения окружающих, им необходимо обратиться к психологу.

В воспитании полезно применять следующие приёмы:

  1. Современное воспитаниеСоздать обогащённую среду. Дать ребёнку возможность знакомиться с разнообразными предметами и явлениями. Это способствует развитию любознательности.
  2. Везде, где возможно, давать ребёнку самостоятельность. Родители должны при этом следить за ним, помогать и страховать при необходимости. Захотел забраться на стул – хорошо. Родители должны дать возможность малышу попробовать сделать это самостоятельно, при необходимости подсадить и, конечно, быть готовыми поймать его в случае падения.
  3. Если ребёнок пытается помочь родителям, важно дать ему сделать это, даже если потом придётся перемывать полы или собирать осколки кружки.

Родительские запреты

  1. Современное воспитаниеАбсолютный запрет без альтернативы должен применяться редко и только по очень серьёзному поводу. Во всех остальных случаях желательно предлагать ребёнку выбор: на обоях рисовать нельзя, а на листе ватмана, прикреплённом к стене, можно.
  2. Родительские запреты не должны подвергаться сомнению, но следует объяснять ребёнку, почему что-то ему не позволяется. Это полезно даже малышам, которые ещё не умеют говорить.
  3. Если никакие доводы не действуют, можно сказать ребёнку о своём беспокойстве за него. Разговоры об ответственности взрослых до 18 лет часто не дают желаемого эффекта. Они создают видимость того, что родители переживают не за ребёнка, а за себя.
  4. Современное воспитаниеВ случае детской истерики первая задача – сохранить спокойствие. Если ребёнок упал на пол, можно спокойно предложить ему встать. В случае отказа или игнорирования есть два варианта: оставить малыша полежать, пока не успокоится, или просто унести его.
  5. Важно в это время объяснять, не повышая голоса, почему его желание не может быть выполнено. В состоянии истерики ребёнок вряд ли поймёт смысл, но правильно выбранный тон голоса будет очень полезен. Когда малыш успокоится, желательно разобрать с ним эту ситуацию, объяснить свою позицию и вместе продумать действия на случай повторного возникновения проблемы.

Основа современного воспитания – взаимное уважение. Только оно поможет решить проблемы, с которыми невозможно справиться за счёт принуждения и поощрения.

Мы затронули тему современного воспитания детей. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Как воспитать единственного ребенка». Расскажем, почему современные семьи ограничиваются рождением одного ребенка. Как вырастить из единственного ребенка достойного и успешного человека. Обо всем узнаете прочитав статью полностью

Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями.Современное воспитание

Особенности современных методов обучения и воспитания

Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса составляют педагогические концепции и принципы.

Основной целью современных методов воспитания является решение педагогических задач и достижение положительного результата в воспитании личности.

К основным задачам новых методов воспитания можно отнести:

  • Формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка;
  • Воспитание нравственности и культуры;
  • Формирование социальных ролей (гражданина, семьянина и т.д.);
  • Развитие учебно-познавательных навыков;
  • Формирование общечеловеческих ценностей;
  • Развитие в соответствии с интересами и способностями.

Содержание методов воспитания основывается на учебной литературе, научных источниках, методических и дидактических материалах.

Характеристика современных методов воспитания

В современной педагогике выделяют четыре новых метода воспитания: методика Г. Домана, Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, метод Л. Береславского.

Наибольшее применение Вальдорфская педагогическая система нашла в дошкольных учебных заведениях. В основе метода заложено воспитание действиями и практикой, а не словами и теорией. Ребенок до 7 лет рассматривается как подражатель, который берет пример с родителей, педагогов и воспитателей. Взрослые должны показывать только положительные примеры. Развитие по методу Вальдорфской педагогики происходит за счет тренировки мелкой моторики с помощью лепки, рукоделия и игры с мелкими предметами.

Современные методы воспитания по Г.Доману и Л. Береславскому схожи по многим позициям. Согласно этим методикам, воспитание должно начинаться с самого раннего возраста, чтобы не упустить момент и не довести до серьезных проблем. Развитие моторики следует начинать уже с 2 лет, учить ребенка различать цвета и оттенки, геометрические фигуры и величины. Данные методики подразумевают постоянное выполнение упражнений на внимательность, развитие логического мышления и расширение представлений об окружающем мире.

Метод Домана направлен на интенсивное развитие мышления и интеллектуальной способности у детей до 7 лет. В основе метода лежит использование специальных карточек со словами и буквами, которые нужно запомнить и повторить. Занятия должны носить кратковременный, но регулярный характер. В процессе обучения следует тренировать память, обучать быстрому чтению и закреплять стремления к знаниям похвалой.

Наиболее известным современным методом воспитания и обучения является система Монтессори, разработанная итальянским педагогом, предназначенная для развития трудовых навыков. Занятия с ребенком следует начинать с простых домашних дел (поливание цветов, вытирание пыли, раскладывание вещей и игрушек по местам, мытье посуды и т.д.). Воспитание по методике Монтессори осуществляется с помощью абстрактных заданий, логических упражнений и развития восприятия.

Классификация современных методов обучения и воспитания в отечественной педагогике:

  • Методы, направленные на формирование сознания, убеждений, взглядов и устной речи (беседа, диалог, рассказ, лекция, диспут, семинар, рассуждение и т.д.);Современное воспитание
  • Методы педагогического внушения, в которых используются образные, эмоциональные и психологические приемы для создания положительной атмосферы обучения и воспитания;
  • Методы формирования поведения и трудовая деятельность (приучение, режим, требования, поручения и т.д.);
  • Методы повторения и закрепления знаний с помощью заданий, упражнений и задач;
  • Методы поощрения и стимулирования (соревнования, турниры, конкурсы, игра и т.д.;
  • Методы контроля, самоопределения и самооценки, которые направлены на развитие аналитического и логического мышления, рефлексии и самоидентификации (анкетирование, тестирование, анализ и т.д.).

Эти современные методы воспитания эффективно использовать в целостной системе, чтобы сформировать полноценную личность, способную логично и осмысленно действовать в различных ситуациях, принимать решения и контролировать себя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector