Советы детского психолога

Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент будущего развития личности.

Особо остро ощущается вопрос воспитания детей дошкольного возраста, ведь они уже попадают в среду сверстников. И здесь как никогда обостряется обязанность родителей развивать детей физически, духовно и умственно.

Каждый ребенок рождается уже с заданными качествами характера и свойствами поведения. Родителям же необходимо выступить исключительно направляющим и корректирующим механизмом воспитания. Ни в коем случае нельзя переламывать или рушить личностные качества ребенка. Для соблюдения правильной стратегии воспитания ребенка необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

Советы психолога родителям дошкольника:

· говорите ребенку о своей любви;

· хвалите его за успехи;

· не ограничивайте ребенка в самостоятельном подборе одежды;

· не повышайте голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;

· не обманывайте детей, они в любом возрасте подражают вам;

· играйте и занимайтесь вместе с ребенком регулярно;

· умейте слышать и слушать;

· не устраивайте ссоры при детях;

· не создавайте тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;

· не идеализируйте ребенка;

· не навязывайте чрезмерную любовь;

· не используйте чрезмерную грубость, авторитарность; исключите физические наказания;

· не перекладывайте на других заботы о вашем ребенке;

· в общении с ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;

· у детей есть собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;

· учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;

· если детей в семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество. Всячески демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;

· не демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;

· повышайте уровень самооценки ребенка;

· следите за тем, что бы между вами было полное доверие;

· избегайте длительных объяснений и сложных бесед;

· уважайте в ребенке индивидуальность;

· научите ребенка правильно распределять и планировать свое время;

· уважительно относитесь к увлечениям ребенка;

· привлекайте ребенка в различные формы труда.

Одно из важнейших правил воспитания:

«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»

Часто взрослые оказываются в ситуации, когда они не понимают своих детей – их действий и поступков. Дети, иногда даже самые послушные, становятся неуправляемыми, с ними сложно найти общий язык, договориться о чем-либо.

Если не происходит построения доброжелательных, бесконфликтных отношений, то чаще всего виновными считают детей, которые «не умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми» и т.д.

В большинстве случаев не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так называемые «проблемы ребенка» (грубость, лживость, агрессия) являются проблемами отношений взрослых (родителей, родственников, учителей) с детьми.

Что же делать? Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения? Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с детьми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути.

Основой эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых. В.В. Столин выделяет три параметра отношений, влияющие на проявление любви родителей к своему ребенку: 1) симпатия – антипатия; 2) уважение – неуважение; 3) близость – отдаленность.

Опираясь на эти параметры, можно описать некоторые типы родительской любви.

  1. Действенная любовь – наиболее оптимальный вариант отношений, который сочетает в себе симпатию, уважение и близость: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
  2. Отстраненная любовь – родители испытывают симпатию и уважение у ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: «Какой у меня прекрасный ребенок, жаль. Что у меня нет времени для общения с ним».
  3. Действенная жалость – есть симпатия, близость, но отсутствует уважение: «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, все равно это мой ребенок и я его люблю». Здесь любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
  4. Отвержение и презрение – наиболее травмирующий вариант отношений, при котором ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование, страх быть отвергнутым другими людьми.

Представленная типология родительских отношений к детям может быть использована и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Важно, чтобы чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать. Для формирования такой уверенности необходимо соблюдать правило безусловного принятия ( правило «трех П»).

  1. Понимание – означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир глазами ребенка.
  2. Принятие – это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет, принятие его таким, какой он есть на самом деле, возможно, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым следует отказаться от негативных оценок личности и качеств характера: «Вот бестолковый! Ты что глупый? Сколько раз можно объяснять!»
  3. Признание – это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а равноценность их потребностей, желаний. Вместо высказываний типа «Надень это…», «Пусть лежит там…» лучше предложить ребенку альтернативу, выбор: «Тебе что дать – это или то?»

Выразить ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер.

  1. Уделять общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражение лица, вопросами).
  2. Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Им нужно больше времени, чтобы сложить мысли во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.
  3. Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.
  4. Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие.
  5. Используйте формулу «Я – сообщения». «Когда ты…(действия ребенка), я чувствую…(свои чувства), потому что…(объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне хотелось бы, чтобы…(описание желаемого хода развития событий). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне хотелось, чтобы ты задавал вопросы после моего объяснения».

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяют чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Советы детского психолога

На сайте Childdevelop в данном разделе Вы узнаете, как помочь ребенку с его проблемами в классе, научитесь решать детские проблемы вместе, узнаете, что не нужно говорить своему чаду и как исправиться со стрессом в юном возрасте. Психология ребенка настолько разнообразна, что родители не знают, что делать в той или иной ситуации и как поступить. Мы хотим предоставить доступную базу для родителей, которую можно использовать, не ходя к психологу и не посещая его семинары от 1 часа до 3 часов. Вся информация о психологии собрана здесь!

Статьи о психологии ребенка от сайта Childdevelop

Детская психология строится из множества кирпичиков, а они поочередно, на каждом возрастном этапе, составляют прочную основу его стабильного психологического здоровья. Знания в области психологии помогут создать и окружить малыша здоровым эмоциональным фоном, научать быть социальным и не боятся оставаться одному.

Статьи о психологии ребенка размещённые на сайте Childdevelop имеют такие преимущества:

  • каждый родитель может получить информацию о психологии;
  • узнать все аспекты возрастной психологии;
  • научитесь вести себя с ребенком и направлять его развитие в нужное русло;
  • ознакомитесь с советами, как воспитать ребенка (традиции семьи, правильное поведение) и многое другое.

В каждой статье пишут советы опытные психологи: что можно сделать в конкретной ситуации, как поступить, советы для практических занятий. Более подробно в каждом разделе статьи расписываются нужные шаги, как решить проблему или ситуацию, а также над чем стоит мамам и папам поработать над собой для воспитания ребенка. Ведь психология воспитания ребенка требует специальных знаний и подготовленности.

Психологическое развитие ребенка

Формирование психологически здоровой личности ребенка напрямую зависит от взрослого. Семья и близкие, воспитатели и учителя, знакомые и незнакомцы — все, в той или иной степени, влияют на психологическое развитие ребенка. Вся самая актуальная информация о действенных инструментах для взрослых, которые любят детей и помогают им расти здоровыми — собрана в данном разделе сайта.

Информация про психологическое развитие ребенка поможет в выборе: подходящих мультфильмов (сказки, передачи), которые будут способствовать развитию воображения и творчества у ребенка; качественной литературы, чтобы обогатить словарный запас малыша и помочь выразить свои эмоции и мысли; музыкальных произведений; игр; занятий; специальных физических упражнений для расслабления ума и тела, а также воспитания стойкости и силы духа. Статьи про психологию развития ребенка специально были подобраны и выложены на сайте Childdevelop.

Правильное психологическое развитие детей

Чтобы правильно подобрать модель воспитания и помочь побороть сложности в становлении личности — необходимо не только знать психологию ребенка, но и уметь применять её на практике.

Дети очень быстро растут и нужно успеть помочь им обогатить свой внутренний мир и психологический каркас личности:

  • 1) сделать его стойким к страхам и переживаниям (психология по воспитанию детей);
  • 2) красочным и безграничным в полете воображения (психология общения с детьми);
  • 3) гибким и податливым к развитию новых навыков (возрастная психология);
  • 4) добрым и сопереживающим к окружающему миру (психология воспитания);
  • 5) смелым и напористым для одержания будущих побед (психология для родителей).

В заключение, скажем лишь об одном, все ваши действия должны быть направлены на многогранное правильное психологическое развитие детей, главное – сделать их счастливыми. Сайт «Развитие ребенка» предлагает вашему вниманию раздел — статьи о психологии ребенка. В них Вы можете найти огромное количество полезной и нужной информации в разный возрастной период.

«Игра в кальмара» – идеальный пример того, насколько хорошо Netflix «прощупал» предпочтения своей целевой аудитории. Всего за месяц этот сериал официально стал самым популярным в истории стриминговой платформы. Остросюжетные эпизоды, где взрослые соревнуются на смерть ради денег, заинтересовали не только зрителей «18+», но и детей, у которых еще не сформировалась психика.

OBOZREVATEL пообщался с профессиональным психологом-психотерапевтом Максимом Жидко. Он рассказал о причинах популярности «Игры в кальмара» среди детей и о том, как действовать родителям, чтобы обезопасить своих воспитанников от негативного влияния трендового сериала.

– Почему сериал «Игра в кальмара» интересует детей?

– Есть несколько причин. Первая – умело построенная маркетологическая стратегия Netflix, эксплуатирующая целый комплекс трендовых прежде всего для современных подростков во всем мире тем: интерес к специфической – иной – культуре, простые и четкие месседжи об устройстве мира, понятные признаки идентификации, стиль съемки, легко позволяющий преобразовывать фрагменты в мемы и вирусное видео для соцсетей и т.п.

Вторая причина – наглядная реализация детской фантазии о «халяве», быстром социальном лифте, который не трудом или способностями, а избранностью (везением) вознесет тебя выше взрослых, в прямом смысле из социальной «грязи» в «князи». Помните – «кто был никем, тот станет всем»? Это нормальный возрастной «социализм».

Советы детского психолога

Третье – это очередная реинкарнация старого мифа об инициации, о борьбе и победе молодого героя над старой несправедливой и злой системой (имеющая многих культурных предшественников в виде романов С.Кинга «Долгая прогулка», «Бегущий человек» или кинофраншиз «Голодные игры «, «Дивергент», не говоря уже о классической «Королевской битве»). Тем более победа достигается выигрышем в понятных детских играх.

И, четвертое, это сублимированный канал выплеска детской агрессии и злости на взрослых и друг друга.

Как можно объяснить попытки детей инсценировать игры из сериала?

– Чем меньше ребенок, тем больше в его поведении подражания. Поэтому всегда дети играют в то, что модно. В игре ребенок оттачивает актуальные навыки, получает удовольствие от взаимодействия со сверстниками. Кроме того, в случае каких-либо психотравмирующих событий, он имеет возможность таким образом отреагировать на негативные эмоции. Для подростков «Игра в кальмара» может стать частью стихийного (или специально организованного) обряда инициации.

Советы детского психолога

– Что делать родителям? Как говорить детям о негативном влиянии сериала?

– Я думаю, что родителям прежде всего стоит налаживать близкие, доверительные, честные отношения с детьми. Тогда ребенок, даже если увидит сериал, со всеми шокирующими и непонятными вопросами пойдет к родителю как наивысшему авторитету.

Но если родитель не является таковым (авторитетом. – Ред.) или является номинально, тогда ребенок обратится к тому, кто для него – реальный авторитет: интернет или кто-то значимый из социальных сетей. Тогда он может стать жертвой манипуляций, в том числе преступных.

В разговоре с ребенком стоит не морализовать, не запугивать непонятными отдаленными последствиями, а честно и прямо говорить о цивилизованности, о ценности человеческой жизни (которая, вне зависимости от социального статуса, не может быть оценена деньгами), о смерти, о выборе, который мы каждый день делаем между добром и злом. И о том, что, как показала история, колоссальные трагедии и страдания всегда возникают там, где одни люди начинают чувствовать себя лучше других людей.

Советы детского психолога

Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, чтобы жизнь его складывалась удачно. Но не всегда все происходит именно так. Случается, что малыш перестает прислушиваться к родителям, закрывается в себе, вследствие чего может упасть успеваемость в школе и в целом ухудшиться поведение. Не всегда у родителей получается направить ребенка в нужную колею без посторонней помощи. Когда ситуация выходит из-под контроля и затягивается, многие обращаются к детскому психологу, что конечно же дает свои результаты. В этой статье будут рассмотрены советы детского психолога родителям, которые могут помочь в воспитании ребенка.

Не давите и не переусердствуйте с родительским авторитетом.

Советы детского психолога

Многие родители из лучших побуждений, конечно, слишком сильно давят на своего малыша, не дают ему права выбора и считают, что лучше знают, что ему нужно для счастья. Однако, не стоит забывать, что ребенок хоть и маленький, но самостоятельный человек, личность, у которой есть свои чувства и желания, мечты и предпочтения. Задача родителей – это заложить у ребенка основные правила и нормы поведения. Но ни в коем случае не решать за него, кем он должен стать когда вырастет, куда пойти учиться в университет, когда обзавестись семьей и так далее. Если пренебрегать этим и стать диктатором для своего отпрыска, то в результате в ответ вы получите либо сильную агрессию, либо наоборот пассивность, зависимость и заниженную самооценку. Поэтому давайте своему ребенку немного свободы и права выбора, например, в таких мелочах, когда покупаете ему одежду или спрашивайте какой мультик хотелось бы ему посмотреть сейчас.

Как правильно общаться с детьми. Советы детского психолога

Всегда объясняйте, за что наказываете.

Советы детского психолога

Эти не сложные советы детского психолога, помогут вам найти общий язык. Если вы поставили ребенка в угол и повысили на него голос, нужно обязательно доходчиво ему объяснить, за что он получил такое наказание. Часто дети не понимают, что плохого они совершили. И когда их наказывают, сами начинают искать причину. У некоторых может возникнуть мнение, что причина в них самих, то есть «меня наказали, потому что я плохой». Такие мысли ведут к заниженной самооценке. Для детей родители являются авторитетом и ваше мнение для них очень важно. Поэтому в случае какого-то проступка обязательно скажите малышу об этом, используйте следующие формулировки: «Я очень недовольна, когда дети прогуливают уроки».

Хвалите за конкретные поступки

Когда ребенок чем-то порадовал вас, хвалите его и говорите за что именно. В таком случае малыш будет знать, что именно нужно делать, чтобы получить ваше одобрение и будет стараться делать это как можно чаще. Используйте такие выражения: «Я очень рада, что ты сам справился с этим заданием». Таким образом, можно привить ребенку самостоятельность.

Какие правила необходимо соблюдать. Советы детского психолога

Не нарушайте свои же правила сами

Часто родители совершают такую ошибку: например, говорят, что нехорошо говорить неправду. А потом когда звонит тетя Надя, просят сказать малыша, что мамы сейчас нет дома. Из этой ситуации ребенок может сделать вывод, что правила можно нарушать. И если мама так делает, то и мне можно. Ведь дети всегда берут пример со своих родителей.

Помогите ребенку стать личностью

Советы детского психолога

Какие советы детского психолога помогут стать ребенку личностью?

Статьи и рекомендации психологов родителям. Про воспитание детей, на что обратить внимание и т. п.

Инструкция по выживанию: как помочь себе и своему подростку справиться со школьными нагрузками

Угрозы, манипуляции, шантаж? Есть ли более мягкие способы договариваться с подростком по поводу учёбы? Эти подсказки помогут родителям старших .

Насильно умён не будешь. Надо ли заставлять детей учиться?

Все родители школьников вчера вышли на старт 9-месячного марафона. У кого-то в программе забег по адаптации первоклассника, у кого заплыв на длинную .

Должен ли ребёнок делиться игрушками?

Почему-то родители считают, что ребенок должен делиться своими игрушками, не жадничать. Вроде бы это правильно, но рассмотрим этот вопрос глубже. .

Послеродовая депрессия в первые годы материнства

К сожалению, послеродовая депрессия — очень частый спутник недавно родивших женщин. Она может длиться несколько лет. Одна моя клиентка с ужасом для .

На пороге повторного брака. Проблемы и задачи родителей

Я совершенно не понимала, что происходит в моей семье. Мир перевернулся. Мама вышла замуж за моего педиатра, который в течении нескольких лет, .

Развод в семье с ребёнком

«Здравствуйте! Я отец ребенка, девочке 4 годика, мы с её матерью ожидаем развод, через месяц суд. Моя жена нашла другого, живет у своей матери в .

Тревожность у школьников

Ребенок боится всего, опоздать, что-то сделать не так. По каждому поводу переживает, а в ответственные моменты впадает в ступор.Такое поведение .

Взаимоотношения детей. Как помочь преодолеть непонимание?

Насколько легко дети могут создать хорошие отношения со сверстниками? Это зависит от очень многих факторов: коммуникабельность, дружелюбность, .

Как вернуть доверие ребенка, если оно потеряно?

Любые взаимоотношения в первую очередь строятся на доверии. Его очень легко потерять и крайне сложно вернуть. Очень часто родителей волнует вопрос, .

Как подготовить ребенка к походу к психологу?

Часто родители затрудняются объяснить, как именно будет проходить встреча со специалистом, особенно, если проблема, с которой нужно работать, уже .

Мой ребенок и виртуальная реальность

Современное поколение детей живет в цифровой эпохе. Обычные отношения между сверстниками — переходят в виртуальные и удаленные. Так проще.В свою .

Детская агрессия — стратегия приручения!

Детская агрессия. Что с ней делать? Как помочь ребенку?Чтобы начать управлять процессом, нужно его понять.Агрессия — это действие, направленное на .

Мне надоело это материнство!

Чаще всего материнство связывается с красивыми фотографиями пухленьких младенцев, образом счастливой, улыбающейся матери, кормящей грудью ребёнка, .

Счастливая мама — довольный малыш

Эмоциональные срывы у мам в первые годы жизни ребенка и способы самопомощи.Когда-то давно вы наблюдали за опытом ваших родителей. За тем, как .

Детская агрессия. Что делать?

На один из свои последних постов в Инстаграм, я получила такой комментарий: «Меня пугает, когда мои дети злятся. Обычно злость у них разрушительная. .

В каком возрасте начинать шлёпать ребенка?

«В каком возрасте можно начинать шлёпать ребёнка?»С этим вопросом обратилась за консультацией женщина 30- ти лет- мама годовалого мальчика. И этот .

Комплекс жертвы. Взрослые дети и их родители

Почему так часто получается, что кажется, жизнь напоминает бег по замкнутому кругу? Вроде бы, уже пришло какое-то понимание и осознавание своей .

Готовность к школе: часть 1

Милые мамы, уважаемые родители, вы часто задаёте вопрос: «А когда уже можно начать готовить моего ребёнка к школе?». Отвечаем — уже сейчас! Эту .

Особенности развития, формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей

Каждый период развития ребенка важен для его становления как личности, формирования его навыков, характера и привычек.Этап, который проходит ребенок .

Как позаботиться о психическом здоровье ребенка

❤ Говорите правду;❤ Будьте примером адекватного, здорового отношения к жизни;❤ Держите свои обещания, будьте предсказуемы в своих поступках, будьте .

Ускоренное развитие. Что это? Надо ли?

Довольно часто в интернете я вижу запросы от родителей, которые меня приводят в ужас. Например: «Как ускорить умственной развитие ребенка?», «Как .

Когда родители не любят, это может сводить с ума

Когда родители не любят, это сводит с ума.Как-то прочитала историю одного мужчины, о его давнем конфликте с отцом. Долгие годы отец и сын почти не .

Как подготовить старшего ребёнка к появлению малыша

1. Настройтесь позитивно, выберите удачный момент, когда ваш старший ребёнок будет в хорошем расположении духа и сообщите ему радостную новость. .

Детская тревожность и изотерапия с родителями

Мы живём в динамичное время, требующее от нас больших энергозатрат. В связи с таким образом жизни и особенностями окружающей действительности, в .

Дети, которые должны родителям

Человек всю свою жизнь находится сам с собой и окружающими людьми в неком конфликте. С одной стороны, есть стремление к соединению с другими, .

Заикание. Гиперопека. Заикание и гиперопека

Реакция родителей на заикание[/CENTER]В первую очередь, родителям, столкнувшимся с тем, что у их ребёнка присутствует какой-либо дефект речи, следует .

Травля детей

Травля детей. Есть ситуации, выскребающие душу изнутри и оставляющие жесткие рубцы. Ситуации, не оставляющие равнодушным ни одного человека, и .

Стресс у ребёнка

В этой статье мы кратко расскажем о том, что такое стресс, каковы его стадии, причины, симптомы, способы преодоления и профилактики. Дорогие .

Вопросы от родителей. Ребёнок перестал спать в детском саду

«Ребёнок перестал спать днём в садике и мешает другим, воспитательница постоянно жалуется, что можно сделать?»Здесь хочется задать ряд уточняющих .

Давайте обмениваться бутербродами!

Воспитание, обратная связь, психология общения, метод бутербродаМолодая, задорная воспитательница детского сада встречает родителей в коридоре. Уже .

Помогите вашим выросшим детям

Помогите вашим выросшим детям.Возможно, вы подумали, прочитав заголовок, а зачем выросшим детям помогать, ведь они уже стали взрослыми. Ну, .

Дети и гаджеты

Я решила написать текст о пользе IT в жизни детей исключительно для того, чтобы тем, кому нужно, было Что положить на учительский или родительский .

Дети — злобные манипуляторы?

В моей практике достаточно много опыта работы с родителями, воспитывающих детей разного возраста. Их представления о своих детях весьма разнообразны. .

Советы детского психолога

Наш эксперт – заместитель директора Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков, кандидат медицинских наук Петр Безменов.

Родители как огня боятся не то что консультации у этого специалиста, а даже предположения, что его консультация может понадобиться их ребенку. Между тем не больше 10% детей и подростков имеют тяжелые психические расстройства. В большинстве же случаев речь может идти о нарушениях, которые успешно поддаются коррекции.

Когда бить тревогу?

Все зависит от контекста ситуации и реакции на нее. Вот простой пример. Ребенок идет с родителями по улице, вдруг из-за поворота вылетает машина, проносится в сантиметре от них, чуть не сбив всех с ног. Ребенок испуган, весь вечер рассказывает об этом происшествии и долго не может заснуть.

  • неадекватность реакции на внешние раздражители;
  • тотальность: возникшая однажды, поведенческая реакция постепенно распространяется на все случаи жизни, никак не связанные с первоначальной ситуацией;
  • стабильность: патологические особенности поведения сохраняются на протяжении длительного времени;
  • выраженность нарушений поведения до степени социальной дезадаптации: когда возникшие страхи препятствуют нормальному течению жизни.

Такая реакция совершенно естественна, родителям в этом случае необходимо проявить терпение и заботу, успокоить ребенка.

На следующий день ребенок все еще вспоминает происшествие, с опаской выходит из дома, шарахается от проезжающих машин, но тем не менее идет по улице. Эта реакция говорит о том, что ребенок чрезмерно впечатлителен. Но с этой ситуацией родители еще могут справиться сами, обеспечив детской нервной системе комфортные условия.

Но если у ребенка после этого происшествия каждый выход на улицу вызывает ужас, если он начинает бояться не только шума машин, но и других громких звуков: крика, лая собак, хлопанья дверей, если в итоге совсем перестает выходить из дома – все это должно заставить родителей задуматься о консультации со специалистом.

Кого выбрать?

Советы детского психолога

Психолог или психиатр? Не всякий родитель сумеет сделать правильный выбор. Поэтому не так важно, к кому первоначально обратятся родители: психиатру или психологу.

«Родители, как правило, сначала приходят к своему педиатру: ребенок не спит, плачет, возбудимый, расторможенный, неврологи не везде есть, психиатры тем паче, – говорит Петр Безменов. – И, к сожалению, крайне редко педиатр рекомендует идти дальше. Хотя у него должна быть настороженность: при определенных жалобах, предъявляемых родителями, ребенка целесообразно проконсультировать у психиатра».

Со школьниками в этом смысле проще. В школах есть штатные психологи, которые по идее должны первыми насторожиться, видя неадекватное поведение ребенка. В отличие от психиатров они имеют право смотреть ученика без согласия его и родителей. Но не могут ставить диагнозы и назначать лечение. Зато могут посоветовать обратиться к врачу, если их что-то насторожило в состоянии школьника.

С другой стороны, можно представить реакцию мамы и папы, услышавших, что их ребенку нужна консультация психиатра. Этого не может быть! Мы такие успешные, всего достигли, а вы просто не умеете общаться с нашим чадом – часто на этом взрыве эмоций вся помощь психолога и заканчивается. Насильно отправить на консультацию к психиатру нельзя.

Между тем в стационар часто приходят родители с детьми, уже достаточно запущенными, которые в течение 3–5 лет пытались корригировать поведенческие особенности у других специалистов, боясь идти к тому, к кому идти было нужно с самого начала. Отчасти эта боязнь основывается на том, что у психиатра ребенка обязательно «залечат».

Это большое заблуждение. Даже в «острых» отделениях стационара, где проходят лечение дети и подростки с наиболее тяжелыми формами психических расстройств, лекарственная терапия сочетается с нелекарственными методами. А уж применительно к пациентам с пограничными формами нарушений приоритет и вовсе отдается психотерапевтическим и психолого-педагогическим способам коррекции.

Хотя, конечно, есть заболевания, при которых, к сожалению, можно добиться успеха только при помощи достаточно мощных лекарств, назначаемых на длительный срок. Но это как, скажем, при аппендиците: сколько бы вы ни пытались мять живот, давать таблетки, нужна операция, иначе пациент умрет.

Так и в психиатрии: есть состояния, при которых преимущественно используется лекарственная терапия. А есть масса расстройств, которые требуют только работы со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.

След на всю жизнь?

Советы детского психолога

Один из самых больших страхов родителей, который мешает обратиться к психиатру, что этот факт станет известен в детском саду или школе и перечеркнет жизнь ребенку.

Между тем, во‑первых, законодательно существует понятие врачебной тайны, и даже если ребенок лежал в психиатрической больнице, справку в сад или школу ему выдаст участковый педиатр без диагноза, без названия стационара.

Во‑вторых, при консультациях и наблюдении у психиатра после окончания лечения медицинская карта ребенка передается в архив и на любой запрос будет ответ: на учете не состоит. Исключения делаются лишь для детей с тяжелыми психическими расстройствами, которые должны регулярно наблюдаться у специалиста и которые стоят на диспансерном учете.

И в‑третьих, психиатр не участвует в диспансеризации детей и его заключение не требуется при оформлении медицинской карты ни в садик, ни в школу. Хотя многие психиатры считают, что их участие в диспансеризации помогло бы раннему выявлению психических заболеваний, а информация могла бы оставаться закрытой.

Советы детского психолога

Для детей в любом возрасте важно знать, что родители любят их такими, какие они есть.

Доверие между родителями и детьми особенно важно, именно на нём должно строиться воспитание.

Если доверительных отношений с родителями нет, если всё общение сводится к целенаправленному воспитанию, ребёнок чаще всего чувствует себя покинутым, нелюбимым. Он находится в постоянном стрессе, пытается заслужить любовь всеми возможными способами, и все его ресурсы уходят только на это. Сил на учёбу, игру или социализацию уже не остаётся.

Следствием этого часто бывает неблагополучная обстановка в семье, появление у ребёнка зависимостей, в которых он пытается найти утешение, психосоматические болезни. Во взрослом возрасте это приводит к психологическим травмам, проблемам в отношениях в собственной семье, низкой самооценке. Наконец, человек, у которого было нарушено доверие к родителям, перестаёт доверять миру, относится к нему враждебно и сам постоянно чувствует ответную враждебность.

Каждый родитель хочет знать, как заслужить и не потерять доверие ребёнка. Психологи дают ряд советов по этому поводу.

1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Для детей в любом возрасте важно знать, что родители любят их безусловно, что всегда примут и не осудят. Что в мире есть люди, к которым они могут прийти в любой ситуации. На этом убеждении базируется самооценка, строится доверие к миру и умение любить. И, конечно, не забывайте чаще говорить о своей любви, даже если чадо опять в чём-то провинилось.

2. Будьте последовательны в воспитании. Если родители устанавливают какое-то правило или запрет, а на следующий день ведут себя так, как будто его не было, у ребёнка нарушается цельная картина мира. Он убеждается в том, что родителям нельзя доверять, ведь они не могут сдержать даже такое обещание. Выполняйте свои обещания. И постарайтесь, чтобы ваши принципы не противоречили друг другу.

3. Слушайте ребёнка и воспринимайте его слова всерьёз, не обесценивайте его переживания. Всего несколько ваших легкомысленных фраз — и он навсегда замкнётся в себе и уверится в том, что его чувства для вас ничего не значат. Выслушайте его и постарайтесь обойтись без критики, оценочных суждений и непрошеных советов. Вместо этого выразите своё понимание, сочувствие, спросите, можете ли вы чем-то помочь. Чаще всего ребёнку важно, чтобы его просто выслушали.

4. Уважайте мнение ребёнка и предоставляйте ему выбор. Помните, что дети — полноценные члены семьи, и транслируйте идею, что их мнение в решении важных семейных вопросов тоже ценно. Да, окончательное решение принимают родители. Но лишь после того, как все члены семьи, даже самые маленькие, выскажут свою позицию. А в тех вопросах, которые касаются непосредственно ребёнка, например, выбора одежды или еды в кафе, решение должен принимать он сам. Это не только приучит его к самостоятельности, но и продемонстрирует, что родители доверяют ему.

5. Уважайте личное пространство и время. Не забывайте, что ваш ребёнок — отдельная личность, и он, как и все мы, имеет право на тайну переписки, уединение, свободное время и в принципе уважение к собственной жизни, которая не ограничена лишь учёбой и домашними делами.

6. Просите о помощи. Для каждого человека сигналом, что ему доверяют, является просьба о помощи, и дети не исключение. Для них важно не только получать от вас заботу, но и отдавать что-то взамен. А ещё быть полноправным участником семейного быта, чувствовать, что в нём есть их вклад. Дайте детям возможность проявить себя, развить ответственность, повзрослеть. Главное — пусть это будут именно просьбы, а не обвинения или критика.

7. Расширяйте границы. Бывает так, что ребёнок уже вырос, а вы пытаетесь воспитывать его, как малыша. Не забывайте иногда пересматривать свои взгляды и правила. С возрастом детям нужно давать всё больше свободы. Если вы будете проявлять недоверие, они ответят вам тем же.

8. Будьте осознанны. Чтобы воспитать счастливого и благополучного человека, важно осознанно подходить к воспитанию. Это означает, что вы должны чётко понимать, на каких принципах оно базируется, какие ценности вы хотите привить своим детям, а также отслеживать, как ваши слова и действия отражаются на них. И если вас что-то не устраивает, если вы чувствуете, что теряете доверие, скорее всего, нужно начать с себя и изменить собственное поведение.

Источник: Марвин Маршалл «Воспитание без стресса», фото Алины Шешени

Психология детства

Многие родители считают грудничковый возраст ребенка самым сложным и волнительным. Очень сложно по плачу младенца понять, что ему необходимо: покушать, беспокоят колики в животике или чадо просто привлекает к себе внимание. Но сталкиваясь с «кризисами определенных возрастов» родители порой не знают, как найти общий язык с ребенком и наладить с ним контакт. Существует множество лайфхаков психологов, как найти общий язык с детьми и не потерять эту связь. В этой статье представлены 5 основных советов практикующих детских психологов, которые помогут родителям понять свое чадо и наладить с ним общение.

Пять советов от психологов про общение с детьми

Внимательно слушать

Если ребенок чем-то обеспокоен, обижен, испуган или же просто устал – очень важно выслушать. Когда родитель заинтересован проблемами и беспокойствами своего дитя, ему намного проще наладить с ним контакт. Чадо чувствует поддержку родителей и воспринимает волнующую ситуацию совершенно по-другому. Ему легче открыться родителям, если он осознает, что получит поддержку и отдачу со стороны близких.

Если ребенок агрессивен или рассержен, его также стоит выслушать. Не стоит разговаривать на повышенных тонах. После того, как вы дадите ребенку высказаться выплеснуть все эмоции, скажите: «Я понимаю тебя. Ты сейчас очень рассержен и злишься…». Ребенок более спокойно начнет воспринимать и оценивать ситуацию, и вы вместе сможете найти решение проблемы.

Оценивайте не личность ребенка. Оценивайте поступки

Большинство психологов советуют объяснять детям правильность или недопустимость поступков и действий. Не стоит при общении с ребенком употреблять выражения «Ты плохая девочка/плохой мальчик», «Ты глупый?», «Ты меня не слышишь?». Такие выражения могут очень расстроить юное создание и нанести ему непоправимый ущерб — детскую психологическую травму. Стоит объяснять ребенку, почему те или иные поступки являются неправильными и недопустимыми в обществе.

«Не разговаривай за столом — так ты можешь подавиться», «Ты ударил Мишу? Это очень плохо, ведь ему неприятно и больно»

Также стоит не только правильно объяснять ребенку плохие поступки, но и правильно хвалить. Следует восхищаться тем, что именно сделал ребенок (построил башню, написал стих), а не просто говорить ему, что он большой молодец. Дети должны понимать и чувствовать значимость своих поступков. В дальнейшем они будут оценивать не себя, а совершенное дело.

Чаще обнимайте ребенка

Этот совет дают не только детские, но и взрослые психологи. Ребенок в родительских объятиях на подсознательном уровне чувствует себя в безопасности, чувствует, что родители всегда помогут и поддержат.

Важность объятий объясняют и ученые с биологической стороны. Во время объятий в организме людей вырабатываются гормоны счастья – эндорфины и окситоцины. Они помогают организму переживать стресс, улучшают работу мозга, способствуют развитию памяти и снятию напряжения. Поэтому объятия – не только приятный, но и полезный элемент общения с ребенком.

Превращайте рутину в игру

Многим родителям порой достаточно сложно заставить ребенка совершить необходимое дело: убраться в комнате, одеться на улицу, собрать игрушки и пр. Приказной тон дети воспримут агрессивно и с сопротивлением. Поэтому многие психологи настоятельно рекомендуют рутинные дела превращать в игру: кто быстрее соберется на улицу, составить последовательность уборки в виде чек-листа или в виде картинок и пр. Так у ребенка сформируется больший интерес к совершению нужного и важного дела. Ведь это будет являться не просто рутинным занятием, а каждодневной игрой.

Не выражайте свое недовольство «я-высказываниями»

Психологи утверждают, что выражения родителей «Ты меня разочаровал», «Я очень недоволен тобой» могут сильно повлиять на детскую психику и травмировать ее. Слыша эти высказывания от своих родителей, ребенок начинает чувствовать и осознавать свою «никчемность», происходит развитие неуверенность ребенка в себе. В дальнейшем у него может развиться комплекс неполноценности. Детям всегда следует объяснять и разъяснять ситуацию. Родители не должны изображать недовольство или беспокойство по поводу небольшого поступка. «Я-высказывания» быстро разрушают доверительное отношение между родителями и детьми, так как ребенок в будущем старается сделать дело не просто хорошо, а так, чтобы не расстроить своих родителей.

Воспитание детей – достаточно сложный процесс. Он требует усидчивости, уверенности, внимания и спокойствия. Родителям очень важно слушать и слышать своих детей. Теплые и доверительные взаимоотношения в семье достигаются долгой и упорной работой родителей и детей. Важно наладить контакт и не потерять доверие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector