- спокойная психоэмоциональная обстановка;
- формирование у малыша интереса к чтению;
- контроль за правильным произношением звуков;
- соблюдение спокойствия и терпения к первым неудачным попыткам;
- похвала за самые маленькие прогрессивные шаги;
- ежедневное прививание важных навыков, способствующих освоению ребенком чтения.
Возраст 6-7 лет является самым ответственным в жизни каждого ребенка, поскольку именно в данный период закладываются фундаментальные навыки в обучении. Научиться хорошо читать в 1 классе, по мнению ведущих педагогов, имеет большое значение в последующей успеваемости. С такой непростой задачей поможет быстрее, интереснее и эффективнее справиться IQ клуб, где обучение проводится с помощью интернет игр. Обучающий сайт создавался профессиональной командой педагогов, психологов и дизайнеров. Следует также отметить индивидуальный подход к каждому малышу.
Понятие о технике чтения в 1 классе
Большинство родителей в понятие о технике чтения вкладывают только количество прочитанных слов, однако, данное суждение в корне неправильное. Научиться читать быстрее – еще не значит овладеть техникой чтения в 1 классе. В нормативы требований к учащимся начальной школы, относительно умения читать, включены следующие критерии:
- понимание смысла прочитанного текста;
- чтение по слогам или же умение охватывать сразу все слово расценивается, как способ чтения;
- выразительность при чтении;
- правильно расставленные ударения в словах;
- скорость воспроизводимых слов в течение одной минуты.
Умение читать – один из самых необходимых навыков для осуществления дальнейшего обучения, поэтому к его освоению предъявляются жесткие требования, начиная с первого класса. Хотя в начале первого полугодия начального обучения, детей, как правило, не оценивают, но уже к концу учебного года каждый ребенок должен иметь характеристику педагога о способностях в чтении.
Осмысленность в технике чтения
Критерий осмысленности в технике чтения обусловлен способностью ребенка озвучить смысл прочитанного предложения или текста. Для его оценивания детям дают прочитать несложный текст с короткими предложениями и понятными словами. После чего следует попросить пересказать прочитанное либо задать ребенку несколько вопросов.
Выразительность чтения
Требования педагогов к выразительности в чтении включают следующие нюансы:
- выделение знаков препинания паузами;
- понимание знаков препинания, что определяется верной интонацией;
- способность передать интонацию слушателю;
- воспроизведение правильных эмоций, относительно смысла и интонации, что считается непростой задачей для первоклассника.
Критерий выразительности представляет большое значение для верного восприятия прочитанной информации. Сначала оно формируется, когда ребенок читает в слух, а затем уже машинально получается при чтении про себя.
Значение правильно расставленного ударения в словах
Не менее важным критерием является правильное расставление ударений в словах при чтении. Неверно поставленное ударение считается первым препятствием для первоклассника в понимании смысла текста, и возможности передать смысл и интонацию. Поэтому педагоги постоянно практикуют упражнения в 1 классе для расстановки ударения в словах. Все слова, читаемые по слогам, имеют значок ударения, на что обязательно обращается внимание детей.
Способ чтения
Основная масса детей читает по слогам, но некоторые уже в первом классе имеют способность охватывать зрением и восприятием полностью все слово, что в разы повышает уровень техники чтения. Обычно такой навык формируется у детей только в конце первого учебного года. Для его развития и улучшения педагоги используют специальные упражнения и тренировки в классе, а также рекомендуют родителям регулярно заниматься с детьми, выбирая простые тексты чтения и пересказывания. В современной обучающей программе существует достаточно обучающих техник для скорочтения, способствующих успешному усвоению материала детьми 1 класса.
Скорость чтения
Скорость чтения имеет очень важное значение для человека в любом возрасте. Способность быстро читать обеспечивает мгновенный доступ к информации, следовательно, повышает темп мыслей и действий. Для первоклассника данный навык тоже крайне необходим, поскольку именно он определяет дальнейшую успеваемость в школе. Например, чем скорее будет прочитано и осмысленно условие задачи, тем больше времени останется на ее решение. Количество прочитанных слов имеет большое значение, однако их понимание гораздо важнее, иначе пропадает вся суть данного навыка. Поэтому все упражнения для скорочтения должны быть подкреплены пересказыванием текстов и рассуждениями детей о прочитанном.
Что предпринять, чтобы улучшить технику чтения в 1 классе?
Когда дети приходят в первый класс, основной упор преподавателя делается на обучение класса чтению. В данный период и формируется темп усвоения информации, который увеличивается в несколько раз от начала и к завершению учебного года. Однако, первое полугодие для первоклассника считается самым трудным этапом, от которого зависит успех дальнейшего обучения.
Выполнять все правила и требования, направленные в основном на технику чтения, считается достаточно трудным заданием для каждого ребенка. Многих родителей интересует вопрос о том, как помочь малышу быстрее освоить навыки чтения. Только школьные уроки не принесут быстрого и эффективного результата в данном процессе. Педагогические рекомендации для родителей первоклассника могут быть следующими:
- читать ежедневно разные тексты (уже знакомые и новые);
- постоянно наращивать объемы чтения;
- ребенок должен воспроизводить предложения, останавливаясь на знаках препинания, и с разной интонацией;
- пересказывать содержание прочитанного;
- учить ребенка читать предлог и соседнее слово, как одно целое, что ускоряет темп;
- читать задом на перед развивает навык зрения охватывать все слово и быстро объединять буквы в слова;
- вставлять в текст пропущенные слова;
- проверять технику чтения в домашних условиях, что мотивирует ребенка на усовершенствование результата;
Современные первоклассники приходят в школу достаточно подготовленными: они умеют считать, читать по слогам, а некоторые даже писать. При этом данные навыки не являются обязательными для приёма в школу. Но после первого года обучения знания, умения и навыки учащегося должны соответствовать ряду требований, главным из которых является способность малыша читать на скорость.
Содержание Свернуть
Показатель скорости чтения в первом классе
Отечественные школы, принимая ребёнка в школу, предъявляют к бывшему детсадовцу следующие требования:
- умение прямого и обратного счёта от 1 до 20;
- знание элементарных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
- различать листья и плоды деревьев и кустарников, характерных для данной местности.
Умение читать приветствуется, но не требуется. При этом уже после первого полугодия оценка скорости чтения становится основным показателем успеваемости малыша. В советское время этот показатель носил название «песочные часы»: за одну минуту, которая необходима, чтобы пересыпался песок, ребёнок должен был прочитать минимум 47 слов. Сейчас этот показатель уменьшился до 40. По скорости и качеству чтения можно судить о том, насколько хорошо первоклассник усваивает информацию, умеет выстраивать логические цепочки в прочитанных предложениях, анализирует смысл прочитанного.
Требования к качеству текстов
Выдающийся поэт А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение!»
Для того чтобы объективно оценить скорость чтения первоклассника и его способность осмыслить прочитанное, к текстам предъявляется ряд требований:
- постепенное усложнение смысловой стороны;
- первые образцы для чтения должны состоять из простых двусложных слов с повторяющимися гласными (ка-ша, ма-ма);
- усложнение материала начинается с появления многосложных слов;
- к середине третьей четверти добавляются слова с шипящими;
- в конце года дети должны читать стихотворные тексты.
Нормы
Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:
- выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
- осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
- умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
- способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
- воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
- чёткое произнесение всех звуков в словах.
При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.
Таблица норм скорости текста для первоклассника
Как помочь ребёнку научиться читать быстро
Отклонение от нормы в 5-6 слов не считается серьёзным. Показатель на конец года составляет больше 40 слов за 60 секунд, но при этом нужно понимать, что такое количество слов даёт лишь понимание фактической стороны текста, осознание смысла приходит, когда скорость достигает 60 и более слов. Скорость чтения свыше 90 слов позволяет глубоко анализировать прочитанное.
Родители обязательно должны читать вместе с ребёнком
Скорость чтения зависит не только от того, насколько хорошо малыш усваивает учебный материал и вникает в его суть. Немаловажную роль играет темперамент ребёнка, то, как быстро он включается в ту или иную деятельность. Если ваш малыш не особенно быстро читает, не стоит расстраиваться по этому поводу. Гораздо важнее, насколько хорошо он понимает смысл того, о чём читает. Однако для того, чтобы успеваемость не снижалась из-за плохих оценок, регулярно тренируйте с ребёнком скорость чтения. Для этого:
- Устраивайте соревнования «кто быстрее» (засеките время и предложите ребёнку прочитать текст, потом прочтите его сами, обсудите, у кого какие недостатки и достоинства были в чтении);
- Учите своего первоклассника читать в разном темпе (это, к тому же, отлично тренирует выразительность);
- Читайте с помехами (заведите метроном или сделайте из бумаги «пилу» — такие нехитрые приёмы научат мозг ребёнка не только видеть текст целиком, но и додумывать по смыслу ту информацию, которая находится в поле помех).
Чтение на скорость остаётся основным показателем успеваемости школьника младших классов. Психологи рекомендуют регулярно тренировать навыки чтения, добиваясь качества усвоения прочитанного материала, не акцентируя внимание на скорости. Постепенно, когда малыш научится воспринимать слова целиком, а не по буквам или слогам, придёт и наращивание темпа.
Несмотря на цифровую революцию, распространенность гаджетов и интернета, умение читать по-прежнему лежит в основе современного образования и профессионального развития. Не так важно, будут ваши подросшие дети в будущем читать текст на бумаге или экране дисплея, важнее чтобы они умели делать это быстро и качественно.
Родители, желающие своему малышу успешного будущего, понимают, что без чтения это невозможно. Поэтому для них вопрос «должен ли ребенок читать до школы» звучит по-другому – «в каком возрасте ребенок должен уметь читать?».
Они ищут наиболее эффективный метод и способ как научить детей читать в домашних условиях. С тех пор, как в 60-е годы прошлого века написал свою книгу Глен Доман: Как научить ребенка читать, был придуман ещё не один метод обучения чтению детей с самого раннего возраста, в том числе и в России.
Споры о том, должен ли ребенок уметь читать в 3 года, идут сегодня между сторонниками раннего развития и более традиционными взглядами, которые переносят сроки обучения на более поздние сроки. Большинство педагогов и родителей сходятся на том, что для детей 5 – 6 лет обучение чтению уже вполне по силам.
Для того, чтобы родители могли понять, должен ли малыш в 6 лет читать слоги или уже читать по слогам до поступления в школу, давайте разберемся, какие требования в этом плане предъявляются первокласснику.
Показатель скорости чтения в первом классе
Один из важнейших показателей освоения школьником программы в начальной школе является скорость чтения, который в советском прошлом назывался «песочные часы». За 1 минуту, пока пересыпаются песочные часы, малыш должен был прочитать определенное количество слов.
Этот сравнительно легко измеряемый показатель позволял объективно сравнивать технику чтения у разных детей, и видеть динамику её изменения за год у одного школьника. Сегодня песочные часы используются редко, но сам показатель скорости чтения по-прежнему применяется.
На вопрос, сколько слов должен читать ребенок в 1 классе в минуту, существует несколько ответов. Сразу при поступлении в первый класс начинающий школьник 6 – 7 лет уметь читать не обязан, такое требование пока в нормативных документах не прописано.
Первое официальное измерение скорости чтения происходит к концу 1 полугодия, и здесь возможны в зависимости от школы и программ, по которым в ней обучаются дети, более мягкий и более жесткий вариант: от 10 – 15 слов в минуту до 20 – 25.
Даже самую мягкую норму в 15 слов детям, которые начнут знакомиться со слогами лишь в школе, будет достигнуть непросто. Поэтому очевидно, что начинать учить ребенка сегодня обязательно надо ещё до школы.
Контрольные замеры обязательно проходят в конце каждой четверти и к концу 1 класса за учебный год детям нужно удвоить показатель до 40 слов в минуту.
Требования к текстам
Для того, чтобы измерение скорости чтения было более объективным к текстам, которые в них используются, сформулированы единые требования. С совершенствованием школьника в чтении сложность текста увеличивается.
- В начале обучения, на этапе «читаем по слогам», детям 6 – 7 лет предлагаются тексты с простыми короткими предложениями, составленными из в основном двусложных слов. Слоги, составляющие слова, подобные или с одинаковыми гласными (ма-ма, ма-ша, ка-ша).
- Затем в отрывках появляются многосложные слова, с шипящими буквами и сложными сочетаниями звуков.
- В конце первого класса, когда ученик читает целыми словами, ему предлагаются не только прозаические тексты, но и стихотворение.
Постепенно лексика в предлагаемых текстах усложняется.
Как ребенку научиться читать быстро?
Есть лишь один метод для первоклассника эффективно научиться читать быстро – это читать как можно больше. Но как этого добиться в домашних условиях?
- Можно использовать для этого игры. Например, для детей 6 – 7 лет игры в школу, где они выступают в роли учителя.
- Известно, что за рубежом и у нас в стране используют такой метод, как чтение детьми вслух специально обученным собакам.
- Пусть больше дети читают стихи, где сам ритм строк подсказывает им ударение, правильность произношения слов и т.п.
А главный способ первокласснику начать читать быстро – это полюбить чтение. Но как научить ребенка любить читать?
- Не заставлять его брать в руки книгу, если только это не учебник. Изучать что-то вне школьной программы он должен с удовольствием, по желанию.
- Для того, чтобы чтение доставляло малышу удовольствие, подбираем книги с простым и понятным текстом, большим количеством картинок, по теме, которая интересна ребенку. Комиксы про любимых героев, динозавров пиратов – что угодно, лишь бы это ему нравилось.
- По-прежнему сами читаем малышу 7 лет сказки, стихи, истории по его и вашему вкусу. Даже научившись чтению, школьник первое время не способен получать удовольствие от этого удовольствия. Он слишком много тратит для этого сил. Мальчики начинают читать для себя позже, чем девочки. Поэтому если дети охотно слушают длинные истории в вашем исполнении, не бросайте читать ему. Рано или поздно техника чтения позволит им начать получать удовольствие от самостоятельного знакомства с книгами. Главное, в детской голове крепко будет сидеть понимание, что книга – это интересно.
- Ещё один метод сделать так, чтобы ученик скорее начал читать один, вначале почитайте с ним вместе. В семь лет, когда он уже начал освоение чтения, начинайте читать с ним интересные для него книги по очереди, постепенно увеличивая количество текста, которое нужно прочитывать ему. Постепенно вам удастся приучить его самому читать слова слитно, выразительно и легко.
- Не делайте перерыв в чтении на летний период, хотя не забывайте и про игры. Читавший летом малыш покажет после каникул лучший результат в учебе, чем тот, кто знал только игры.
Нормы скорости чтения 1-4 класс
Техника чтения начиная с первого класса и до окончания начальной школы регулярно мониториться и в образовательных нормативах прописано, на какие показатели должны выходить дети к концу каждого полугодия.
Но читать быстро это не единственное требование, по которому судят о технике чтения школьника. При выставлении отметки по технике чтения учитываются также такие параметры:
- Читать быстро и правильно все слова. Чем больше ошибок, тем ниже оценка даже при высокой скорости чтения.
- Ученик должен уметь прочитать и объяснить прочитанный текст, то есть читать и понимать.
- Начиная со второго класса, школьник должен прочесть слово слитно.
- Текст нужно произносить с выражением, не монотонно.
Подведем итог: важны не только скорость, но и понимание текста. Это приходит к детям несколько позже, чем механическое складывание букв в слоги, слогов в слова.
Как научить ребенка читать
Сейчас многие дети идут в школу, уже умея читать. И только некоторые учатся этому в 1 классе. Тем не менее, в первом полугодии первого учебного года проходит начальная проверка техники чтения. Давайте сначала разберемся с этим понятием. Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая. Учитель еще обращает внимание на правильность чтения слов, выразительность (соблюдение знаков препинания), степень понимания прочитанного текста. С течением учебного года дети учатся читать лучше, соответственно должна постепенно повышаться техника чтения каждого ребенка
Есть определенные, утвержденные нормы техники чтения в 1 классе.
Нормативы техники чтения в 1 классе:
- первое полугодие – 25-30 слов в минуту;
- второе полугодие – 30-40 слов в минуту.
Подчеркнем, что это ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС.
В первом классе оценки не ставят. Но если вам интересно оценить результат вашего ребенка, то можно сделать это следующим образом:
- оценка «5» — более 40 слов в минуту;
- оценка «4» — от 31 до 40 слов в минуту;
- оценка «3» — от 25 до 30 слов в минуту;
- оценка «2» — менее 25 слов.
Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания.
Проверка техники чтения дома
Если вы хотите проверять соответствие техники чтения вашего ребенка нормам в течение всех следующих классов начальной школы в домашних условиях, выбирайте тексты, подходящие возрасту. Для первоклассника это должны быть простые тексты с коротким предложениями, короткими словами. После прочтения текста, попросите рассказать ребенка о том, что он прочитал. По необходимости задайте наводящие вопросы.
Родители, которые заботятся об успехах своих детей в учебе, задумываются о том, как помочь ребенку читать в соответствии с нормой техники чтения в первом классе.
Необходимо понять, что скорость – это только один из параметров, которыми характеризуется чтение. Не менее важны: способность понимать прочитанное, умение выразительно читать вслух, умение читать про себя. Поэтому нужно развивать всё в совокупности.
Для того, чтобы научиться хорошо читать, нужно, чтобы ребенок полюбил чтение и книги. Вот несколько подсказок, как можно способствовать этому:
- Читать детям вслух. С детками постарше весело и полезно читать по ролям, особенно если книга захватывающая.
- Покупать качественные книги, соответственно возрасту. Задача родителя обращать внимание не только на содержание (хотя это тоже, без сомнения, важно), но и на оформление. Чем младше ребенок, тем больше должно быть иллюстраций, крупнее буквы.
- Предлагайте книги, в соответствии с интересами ребенка. Если соседка рассказала, что ее сыну очень понравилось читать Карлсона, а вашему ребенку не интересно и больше хочется читать про машины, уступите.
Пусть читает то, что ему интересно. Вы же хотите, чтобы он полюбил чтение, а не наоборот? Также обратите внимание на то, что в то время, когда ребенок еще только учится читать, большие тексты ему осилить трудно. Поэтому нужны интересные книги, где много картинок, меньше текста. Например, комиксы. Или детские энциклопедии — основной текст энциклопедии читать еще трудно, но ребенок может рассматривать картинки, читая подписи к ним.
Дети многому учатся у своих родителей. Если в семье читающие взрослые, то дети тоже привыкают к тому, что книги – друзья человека. Читайте сами!
Сколько слов должен читать ребенок в 1 классе за минуту?
В начале первого класса ребенок должен читать со скоростью около 25 слов в минуту, но к концу учебного года его скорость чтения должна увеличиться вдвое — до 50-55 слов в минуту.
Для расширения кругозора, почитайте ответы на вопросы:
Постоянные усовершенствования в системе образования «заставляют» детей с каждым годом развиваться все интенсивнее. Это, прежде всего, влияет на умение читать, писать и считать.
Чтение в 1-ом классе у малышей постоянно мониторится. Мониторинг проводится после каждой четверти. Так при поступлении маленький школьник должен преодолевать за минуту — всего 20 слов. Это количество допустимо для ребенка до конца первого семестра. В это время школьники, как правило, читают еще по буквам.
Далее, со второго полугодия, количество возрастает и составляет уже минимум 35 слов.
Критерии, на которые важно обращать внимание
Как быстрее привить чтение деткам
- читать нужно ежедневно.
- оптимальное время для чтения 15 минут.
- правильно подобранная литература поможет ребенку усидеть дольше.
- не забывайте проводить занятия в форме игры.
Скорость чтения в 1 классе
Все дети разные и способность к обучению у них может отличаться весьма существенно, но скорость чтения — унифицированная оценка, который отражает умение ребенка читать текст с определенными показателями, принятыми в школе.
Нормативы для скорости чтения такие:
Однако быстрота чтения — это не единственный критерий, на основании которого выставляется оценка. Есть и другие показатели, которые не менее важны:
Осознанность, ведь если читаешь и не понимаешь, о чем текст, то весь процесс сводится на нет.
Наличие или отсутствие ошибок, чем их больше, тем ниже будет конечная оценка даже при очень высокой скорости чтения.
Читает ли ребенок по слогам или все слово целиком. Этот показатель скорее важен для детей, начиная со второго класса.
Оценивается также и выразительность. Нужно читать с интонацией, делая остановки там, где есть знаки препинания в тексте.
Как улучшить показатели скорости чтения:
- читать ежедневно;
- около 20 минут в день;
- заинтересовать ребенка в чтении;
- выбрать игровую форму;
- подобрать литературу по интересам малыша.
Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.
Обучение чтению – главная задача в 1 классе
Техника чтения
В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.
Что такое техника чтения у детей
Причины медленной скорости чтения
- Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
- Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
- Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
- Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
- Отсутствие заинтересованности к чтению.
Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги – и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?
Полезные советы для родителей
Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.
Надо ли научить ребенка читать до школы
Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:
- Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
- Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
- Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
- Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
- Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
- Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
- Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
- Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.
О пользе семейного чтения
Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.
Занятия
Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.
Чтение игрушкам – увлекательная игра
Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.
Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.
Нельзя наказывать за не успехи в чтении
Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.
Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.
Чтение «между делом». Читать можно не только книги. Во время прогулки изучайте вывески магазинов, в поликлинике рассмотрите полезные плакаты о болезнях и их профилактике.
Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.
Таблицы Шульте для скорочтения
Таблица Шульте
Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.
Скоро в школу. Дети идут в 1 класс и на первом родительском собрании учитель сказала, что к 1 сентября дети должны читать 30 слов. Что же делать?
На самом деле большинство детей в 6-7 лет читают 10-20 слов. Часть детей уже научилась читать 30 слов, совсем небольшая часть смогли дойти до 60-80 слов.
Что нужно знать об обучении чтению, чтобы эффективнее помогать своему ребенку осваивать чтение?
Когда ребенок учится читать, он проходит несколько стадий:
1. Автоматизация букв.
2. Автоматизация слогов.
3. Автоматизация коротких слов в 3 буквы.
Автоматизация — это значит, что ребенок не отгадывает как называется буква или слог, а называет правильно, не задумываясь.
Как только пройдены эти 3 стадии можно говорить о чтении небольших текстов слогами и нарабатывании скорости, постепенно поднимаясь с 10 слов в минуту до 30.
Какие упражнения помогают автоматизировать узнавание букв, слогов и помогают ребенку улучшать чтение?
1. Чтение таблиц.
Есть три таблицы: —
— таблица букв
(все согласные буквы, читаются как звуки [б], [п], [м], а не [бэ], [пэ], [мэ]);
— таблица слогов
(согласный+гласный — ма, па, да, та);
— таблица слов
(слова в 3 буквы — дом, лес, сыр, лед).
Таблицы А5 формата 24 шрифтом. Читать столбиками.
За раз читать сначала по одному-два столбика в каждой таблице, постепенно выходя на чтение каждой таблицы целиком.
Достаточно читать каждую таблицу 1 раз в день.
Напомню, что при формировании навыка нужно создавать атмосферу позитива, а не устрашения и требований. Иначе ребенок закроется и никакие тренировки не помогут.
2. Игра с алфавитом.
На столе лежат карточки алфавита. На перегонки достаем карточку и называем. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек с буквами.
Точно так же можно положить карточки со слогами и играть на перегонки.
10-15 минут такой игры в день и уже за неделю техника чтения в 2 раза улучшается.
Развитие мелкой моторики. Все знают, что чем лучше развиты пальцы ребенка, тем легче ему обучаться.
Пазлы — универсальный тренажер, помогающий развивать все те процессы, которые задействованы у нас во время чтения.
Можно собирать небольшие картинки из 24, 36, 54 пазлов. Важно, чтобы ребенок за раз собирал целую картинку сам.
Если пазлы собирать сложно, можно собирать картинки из 12 кубиков (в наборе 6 картинок). Потом перейти на пазлы из 24 штук.
Важно, что ребенок сам собирает картинку, а не ждет подсказки. Поэтому подберите вашему ребенку небольшие картинки.
Нельзя давать маленьким детям собирать большие картины из пазлов из 254, 500 и 1000 штук. Такую картину не каждый взрослый сложит за 6 часов, а ребенок не сможет это сделать сам.
В день можно делать 2 тренировки:
одна утром — читаем таблицы,
вторая днем — играем в алфавит и собираем пазлы.
Нет смысла давать ребенку читать тексты, если его скорость чтения 10 слов в минуту. Лучше читайте тренировочные упражнения в книжках. Очень подойдут книжки с заданиями из букв и слогов. Это поможет ускорить процесс автоматизации букв, слогов и коротких слов.
Обязательно делайте задания на развитие когнитивных функций — памяти, внимания, восприятия, мышления и др.
Помните, что дошкольникам очень полезны подвижные игры с несколькими участниками.
Пожвижные игры вместе с тренировками когнитивных функций помогут очень быстро решить проблему с техникой чтения у детей.
Как там ваши школьники?
Готовы заканчивать учебный год?
Уже совсем скоро последний звонок
Представляете? Пролетел уже год.
И вот мне интересно. Как научились читать ваши детки?
Сколько слов в минуту читают?
Моя Даша, шла в школу, читать не умела, буквы знала все, но читать не умела.
Всему научилась в школе.
Сейчас она читает 40-50 слов в минуту.
Нашла нормы в нэте — 20-30 слов для первоклашки. Но не поняла. Это в начале учебного года так должно быть или в конце
Понимаю, что ребенок никому ничего не должен. Но все таки. Интересно
А как ваши читают?
Больше или меньше?
И вообще это много или мало 40 слов?
Так же понимаю, что каждый ребенок читает по разному.
Один на количество, другой на качество.
В смысле один читает быстро и много слов, но не понимает смысла, про что прочитал, другой читает медленнее, но лучше понимает о чем прочитал.
Какой норматив чтения на начало учебного года и на конец?
Привет.Скорость чтения у ребенка постоянно мониторится. После каждой четверти, за исключением первой, делаются замеры. Например, к концу первого полугодия учебного года школьник должен читать со скоростью не менее 20 слов в минуту. При этом, приоритетнее правильное произношение слов, нежели скорость. К завершению третьей четверти скорость должна увеличиться — до тридцати пяти, а к окончанию первого класса — до сорока слов в минуту, и ребенок должен читать не по буквам, а по слогам, а желательно словами.Вот табличка, которая с годами не меняется:
1 класс, 1 полугодие: Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — не менее 20 — 25 слов в минуту.
1 класс, 2 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения — не менее 35 — 40 слов в минуту.
2 класс, 1 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения — не менее 40 — 50 слов в минуту.
2 класс, 2 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения — не менее 55 — 60 слов в минуту.
3 класс, 1 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения — не менее 60 — 70 слов в минуту.
3 класс, 2 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения — не менее 70 — 75 слов в минуту.
4 класс, 1 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения — не менее 75 — 80 слов в минуту.
4 класс, 2 полугодие: Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения — не менее 85 — 95 слов в минуту.
Естественно дети разные, и некоторые читают намного быстрее, допустим у нас в школе мальчик читал 190 слов в минуту, и очень прилично читал, заслушаться можно.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
ТЕКСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
УМК «Школа России»
Богородицк-2017 г.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за
динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное чтение текста . Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
Самозамер чтения . В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Техника чтения за 1 четверть
У Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики у Макара милые!
У Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка украл сосиску. Вот так плут!
У Сани санки. Он катает Марину.
У Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.
У Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное молоко.
Техника чтения за II четверть
Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за животными в живом уголке.
У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить одежду для кукол.
Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями. Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
Техника чтения за III четверть
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Техника чтения за IV четверть
Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.