Системы обучения детей

Детство быстротечно. Один этап развития сменяется другим. И вот уже ваш чудесный, только что сделавший первые шаги малыш — старший дошкольник шести лет. Наступает период подготовки к школе. Важнейший навык, который ему предстоит освоить на этом этапе, — чтение.

Как научить ребенка читать? Какую методику выбрать? И что важно понимать про методики, чтобы облегчить, а не усложнить ребенку вхождение в чтение, разбираемся вместе с Натальей Сосниной, мамой пятерых детей, CEO компании «Узелки» и разработчиком обучающего приложения «Читания» (@chitania.game).

Наталья Соснина, разработчик обучающего приложения «Читания»

Чтение — сложный операциональный навык. Для того чтобы прочитать, понять и озвучить текст, мозг задействует более 15 зон – при этом все из них должны созреть и синхронно работать.

Нейрофизиологи считают, что ребенок полностью готов к обучению чтению к семи годам. Но это совершенно не значит, что до этого возраста родители должны оставить все попытки обучения малыша новому навыку.

Если ребенок проявляет неподдельный интерес к буквам и словам, родители вполне могут поддержать его инициативу и двигаться маленькими шагами к освоению чтения. Тем более сейчас существует множество проверенных временем и зарекомендовавших себя у родителей методик.

Предлагаю разобрать пять из них.

Аналитико-синтетический метод

Еще его называют фонемный метод, звуковой или слоговой. Названий много, но принцип один «от букв к слогам». Сначала детей учат воспринимать, как буква звучит. Для того чтобы прочитать слово, мы разделяем его на буквы, звуки и фонемы (сочетания букв) — этот этап называется «аналитическим». Затем мы сливаем буквы в слоги, а слоги в слова — то есть «синтезируем». Отсюда и название метода.

По этому методу учатся читать дети в старших группах детских садов и в школах. Он встретится вам в современных букварях и азбуках.

Если вы выберете аналитико-синтетический метод, постарайтесь избежать двух ошибок. Первая — учить с ребенком названия букв, а не звуки, которые они обозначают. Вместо «м», «с», «к», родители требуют запомнить «ЭМ», «ЭС», «КА»… и тем самым усложняют вхождение ребенка в чтение. Малыш читает: «эма-эма» вместо «мама» и «тойота» вместо «тётя». Важно на начальном этапе называть звук, который обозначает буква.

Системы обучения детей

Еще 20-30 лет назад у школьников не было вариантов — приходилось сидеть за партой и пересказывать заданные параграфы. Теперь же семейные классы, школы Монтессори и онлайн-обучение становятся сильными соперниками для государственной системы. Разбираемся, где и как можно получить аттестат, кроме как за партой обычной школы, какие плюсы есть у альтернативного образования, и кому больше подойдет обучение в таком формате.

Все образовательные организации можно поделить на две группы: аккредитованные школы, которые выдают аттестаты государственного образца, и все остальные образовательные организации. К первым относятся классические средние школы (государственные и частные), а также некоторые альтернативные и онлайн-школы (которые реализуют учебную программу по ФГОС) — там можно получить аттестат о среднем образовании. Можно пойти и по другому пути — выбрать удобную для ребенка и семьи форму обучения: учиться самостоятельно, с репетиторами, в онлайн-школе или семейном классе, — а для аттестации на время прикрепиться к любой аккредитованной школе.

Из каких форматов обучения выбирать, если ребенку и родителям по какой-то причине не нравится традиционное школьное обучение?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выделяет две формы получения образования (статья 17):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школах);
  • вне таких организаций.

Системы обучения детей

Очно-заочное или заочное обучение в школе

Как организовано обучение

Это форма обучения в классической школе, когда ребенок посещает не все уроки и учится не каждый день (очно-заочное обучение) или приходит в школу только в дни контрольных, зачетов и экзаменов (заочное).

Переход на эти формы нужно согласовать с администрацией школы, и по закону его можно организовать в любом образовательном учреждении (правда не все директора охотно на это соглашаются). Задача родителей — решить, как ребенок будет проходить программу (они могут обучать школьника сами, нанимать репетиторов или совмещать заочку в школе с другими формами альтернативного образования). Часть предметов можно посещать в школе, другую — изучать самостоятельно. Но аттестацию придется пройти по всем дисциплинам, которые прописаны в школьной программе.

  • Всю ответственность несет школа: за предоставление учебных материалов, разработку и усвоение учебной программы, за промежуточную аттестацию и получение аттестата о среднем образовании.
  • При переходе с очного обучения на очно-заочное или заочное в той же школе ребенок не теряет возможность видеться с одноклассниками и учителями.
  • Не все школы соглашаются переводить учеников на очно-заочную или заочную форму обучения (иногда приходится жаловаться в вышестоящие инстанции).
  • Нужно придерживаться учебного плана, составленного конкретной школой, посещать школу по определенному графику, согласованному с администрацией.
  • При очно-заочной форме невозможно выбрать учителей.
  • Юным спортсменам, артистам и всем ребятам, у которых много дополнительных занятий днем.
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Тем, кто часто пропускает уроки по болезни.

Анна, Москва:

«Моей старшей дочери восемь лет, закончила первый класс. С самого начала она была необычным ребенком: закрытым, самостоятельным, ответственным. Мы не водили дочку в детский сад, а к школе я готовила ее сама — в шесть лет ребенок уже мог заниматься по рабочим тетрадям без посторонней помощи. Мне категорически не нравятся условия обучения в обычной школе: 30 человек в классе, общие стандарты для всех, дети тратят время на „ковыряние в носу“, не так много общаются и играют, а к оформлению работ учителя слишком уж придираются. К тому же, в школьном коллективе (как и в детском саду) нервная система ребенка перегружена общением со сверстниками и взрослыми, эмоциональными моментами, информационными потоками и звуковым шумом. Поэтому мы сразу выбрали заочную форму обучения. Моя дочь учится два раза в неделю, обязательных предметов у нее три: математика, русский язык и чтение, в качестве дополнительных мы выбрали уроки по театральному искусству и физкультуру. Со школой есть договоренность, что заочников не очень „дергают“ в плане аттестации: если меня не устраивает оценка по ИЗО или, например, физкультуре, я могу подойти к учителям и объяснить, что дочка восемь часов в неделю занимается художественной гимнастикой, а также несколько лет изучает живопись с преподавателем, и проблема будет решена. Самое приятное, что у ребенка достаточно времени на любимые дополнительные занятия: гимнастику, рисование, архитектуру, — а также никаких проблем с социализацией благодаря кругу друзей и кружкам».

Системы обучения детей

Семейное обучение (также его называют домашнее, или хоумскулинг)

Как организовано обучение

В этом случае ребенок занимается с родителями, репетиторами или в онлайн-школе. Для школьника составляют индивидуальную программу, родители или преподаватели проводят уроки и следят за выполнением заданий, устраивают контрольные и готовят к аттестации. Правда формат требует высокой степени организованности родителей и ученика, зато предоставляет полную свободу по выбору места жительства, времени обучения и программы.

Чем отличается система раннего развития Монтессори от Вальдорфской педагогики.

Ася Штейн учитель высшей категории, специалист по раннему развитию детей

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: «после трех уже поздно».

Системы обучения детей

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие — это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, — тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование — это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача — разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.

Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика — это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори — это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые «Рамки и вкладыши», вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина «Интеллектуальные игры».

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.

Системы обучения детей

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]

Системы обучения детей

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Мы живем в удивительное время: сегодня дети могут получать знания, осваивать новые навыки, социализироваться, развиваться и развлекаться даже не выходя из дома. Разумеется, интернет-пространство никогда не заменит ребенку естественную, живую среду, и я ни в коем случае не призываю поощрять “просиживание” малыша в интернете, отнюдь.

Многим родителям приходится самостоятельно организовывать и процесс обучения, и досуг ребенка. Целиком своими силами составить действительно эффективную, но не перегружающую ребенка систему непросто, поэтому стоит делегировать эту задачу экспертам. Сегодня не придется даже выходить из дома – благо, уже и в русскоязычном интернете появилось немало интересных онлайн-платформ для дошкольников. Рассмотрим самые занятные и полезные, на наш взгляд.

Чем бы ни увлекался ребенок, какие занятия бы он ни любил, в сети вы точно найдете стоящие ресурсы. Сегодня мы говорим о платформах для дошкольников, ориентируясь, в первую очередь, на возрастную группу 4-6 лет.

Важно! Планшет, телефон и другие электронные устройства – не “няня” для ребенка, не волшебная палочка, которая позволит родителям выделять себе ежедневно несколько дополнительных часов отдыха. Это замечательный инструмент, что дает прекрасную возможность помочь малышу развиваться быстрее, эффективнее. Помните, что мы, как родители, каждым своим действием закладываем будущее ребенка с первых дней его жизни.

Особняком стоит проблема непосредственной подготовки к школе – как заниматься с малышом, как составить программу, и стоит ли вообще нагружать ребенка занятиями до школы? Эксперты уверены – можно и нужно, потому составляют курсы и для такой категории малышей.

Дошкола Тилли – обучающая онлайн-платформа для занятий с дошкольниками. Что проект предлагает родителям:

● почти 8 000 интерактивных занятий;

● все уроки составлены практикующими педагогами с опытом работы более 15 лет;

● всестороннее развитие для ребенка. Все дети разные, отличаются разными наклонностями, и это абсолютно нормально. В процессе обучения на платформе малыш формируется более гармонично, укрепляет сильные стороны и подтягивает более слабые:

● изучает буквы и слоги;

● читает и развивает речь;

● изучает цифры и осваивает счет;

● развивает логику и память;

● учится быстро и эффективно познавать окружающий мир;

● занимается с логопедом и многое другое.

Никакой скучной теории и утомительных занятий. Создатели прекрасно понимают, что для правильного развития ребенок в дошкольном возрасте должен играть. Сервис предлагает интересные задания в игровой форме. Весь процесс малыша сопровождает новый друг – зайчик Тилли. Малыши быстро вовлекаются в новое занятие в том числе благодаря красивой яркой анимации и качественной озвучке. Индивидуально составленный план учитывает все особенности ребенка. Сервис предлагает два вида подписки на занятия по общему развитию:

Также представлены групповые курсы по скорочтению и рисованию. Длительность от 3 до 7 месяцев, и стоимость за месяц со скидкой составляет 5 330 руб.

Талантикум позиционируется как занимательная онлайн-академия для детей от 2-х лет. Видео-курсы разработаны специально для всестороннего развития детей, активного вовлечения в новые сферы жизни, наконец, социализации.

Что предлагает сервис:

● заинтересуется даже непоседа;

● все занятия проходят онлайн – не придется тратить время и силы на дорогу;

● сочетание приятного с полезным – ребенок увлечен интересной деятельностью, попутно активно и всесторонне развиваясь;

● здоровая система мотивации детей – даже самые активные малыши увлечены игровой формой занятий.

Ребенок развивается всесторонне, и в процессе игры-обучения обнаруживает свои таланты. Так, сервис позволяет раскрыть и развить способности любого – талантлив каждый!

Специалисты разработали курсы по следующим направлениям:

Родители могут выбрать как один курс, так и все сразу. Система не перегружает ребенка, даже если он занимается всеми предложенными активностями. Кстати, и стоимость на полный пакет выгоднее. Существенное преимущество – есть возможность попробовать абсолютно бесплатно в течение 7 дней.

IQша – полноценная платформа для обучения и развития детей. Разработаны занятия для разных возрастных групп. Есть возможность выбрать задания по возрасту – от 2 до 7 лет. Для группы 2-4 года педагоги составили обучающие, развивающие, развлекающие занятия, стимулирующие тягу к знаниям. Для дошкольников от 5 до 7 лет представлена специализированная программа эффективной подготовки к школе.

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Системы обучения детей

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.

Несколько слов о Занкове

Системы обучения детей

Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.

Особенности методики Занкова

Системы обучения детей

Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не «вбивает» знания в голову детей, а заставляет каждого из них «докопаться» до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Как проходят занятия по методике Занкова

Системы обучения детей

Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: «Ребенок тоже человек, только маленький».

Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.

Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.

Недостатки методики Занкова

Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.

Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова.

Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности «отойти» от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.

Системы обучения детей

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Я думаю, все согласятся с тем, что дети – самое ценное, что есть в жизни человека. Каждый ответственный родитель хочет дать лучшее своему ребенку и помочь ему стать счастливым и успешным. Я решила немного в этом посодействовать и собрала курсы для детей по самым разным направлениям. В подборке есть программы для развития интеллекта, творчества, обучения школьным предметам, выработки необходимых навыков и поддержания здоровья.

Учеба

Это печально, но у большинства детей школа ассоциируется со скукой и обязаловкой. Школьные предметы зачастую преподаются без учета особенностей детской психологии. Поэтому и не вызывают у учеников интереса. Чего не скажешь о познавательных курсах. Предлагаю рассмотреть интересные курсы по школьным предметам и универсальные образовательные порталы для дистанционного обучения.

Крупные образовательные порталы

Начнем с популярных образовательных площадок, на которых собраны обучающие программы по школьным предметам. Их можно использовать как дополнение к основному обучению в школе или как полноценное дистанционное образование.

Адванс

Advance – крупный образовательный проект с нестандартным подходом к обучению детей и взрослых. Много авторских методик по развитию новых способностей.

Очень рекомендую курс «Учись учиться» для вашего ребёнка. Я проходила его вместе со своими детьми и честно скажу, это базовый курс с которого надо начинать учить чему-то детей. На этом курсе разбираются технологии развития внимания, памяти, мотивации, эффективности, воображения, работы с большими объёмами информации, скорочтения и многое другое.

Учи.ру

Учи.ру – образовательный портал, на котором дети могут изучать школьные предметы в интерактивной форме. Сервис открывает множество возможностей как для учеников, так и для преподавателей. Например, к нему можно подключиться всем классом и отслеживать рейтинг среди одноклассников. Регулярно проводятся всевозможные конкурсы и олимпиады.

Образовательные программы на портале соответствуют ФГОС, поэтому родители могут быть спокойны за содержание занятий. Сервис подойдет не только как дополнение к основной учебе, но и как основное обучение. Например, для детей, находящихся на семейном обучении.

Очень интересно построено взаимодействие системы с учениками. При выполнении заданий сервис реагирует на действия: за правильные ответы хвалит, а в случае ошибок задает наводящие вопросы, которые помогают их исправить.

Каждый желающий может опробовать сервис бесплатно. Для этого нужно зарегистрироваться в системе и начать проходить занятия. Затем можно будет выбрать подходящий для вас тариф или продолжить заниматься бесплатно в ограниченной версии.

Российская электронная школа

Российская электронная школа – амбициозный проект, созданный при поддержке Министерства просвещения РФ. Его цель – обеспечить каждому гражданину возможность получения качественного общего образования.

На сайте вы найдете уроки по всем предметам школьной программы, разработанные лучшими педагогами страны. С помощью них дети могут учиться самостоятельно, восполнять пробелы в знаниях, готовиться к экзаменам и контрольным работам, повторять уже изученный материал.

На сайте также есть необходимые материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Все программы соответствуют ФГОС.

ИнтернетУрок

ИнтернетУрок – еще один интересный портал для дистанционного обучения. На сайте представлена огромная библиотека видеоуроков по большинству школьных предметов. Можно самостоятельно изучать теорию и закреплять материал с помощью тестов и тренажеров. Часть уроков есть в свободном доступе, часть – по абонементу.

Также сервис предлагает всем желающим официально поступить в домашнюю школу “ИнтернетУрок” и обучаться полностью дистанционно. Зачисление происходит в течение всего учебного года. По окончании обучения выдается аттестат государственного образца.

Домашняя школа является альтернативой обычной школе. Отличный вариант для детей, которые часто меняют место жительства, для одаренных детей, которым скучно в общеобразовательной школе, для часто болеющих детей, для спортсменов, музыкантов и т. д. Стоимость обучения варьируется от 700 до 5 500 руб. в месяц в зависимости от выбранного тарифа.

Узкоспециализированные курсы по школьным предметам

А теперь давайте познакомимся с узкоспециализированными программами. Часть из них рассчитана на детей школьного возраста, а часть – на маленьких дошколят, которые только готовятся получать образование.

Подготовка к школе – Пеликан

Развивающий курс Подготовка к школе рассчитан на детей 6–7 лет и включает в себя 5 направлений: математику, чтение, письмо, окружающий мир, творчество. Он состоит из 225 занятий по 30 минут. Пройти его можно примерно за один учебный год.

Что нужно знать о курсе:

  1. Занятия состоят из коротких видеороликов, в которых излагается теоретический материал.
  2. Есть практические задания, которые проверяются мгновенно.
  3. Чтобы начать заниматься, отнюдь не обязательно уметь читать. Учебный материал озвучивается логопедом-дефектологом. Обучение чтению происходит в процессе занятий.

Курс поможет ребенку в комфортной обстановке подготовиться к школе и развить навыки самостоятельности.

Стоимость – 9 990 руб., если платить за все сразу. Можно вносить по 1 190 руб. в месяц. Первые 5 занятий доступны бесплатно.

Сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят

Системы обучения детей

К сожалению, многим родителям большую часть времени сегодня приходится посвящать не воспитанию своих детей, а работе. Именно поэтому основную «тяжесть» воспитательного процесса они вынуждены перекладывать на плечи воспитателей дошкольных учреждений, где дети проводят по 8-10 часов в сутки (в будние дни) – то есть, практически все время бодрствования.

Детский сад – первая образовательная организация в жизни детей, где они учатся жить в социуме. Именно здесь дети получают первые навыки самостоятельного контакта, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Здесь они приобретают новые знания и навыки, учатся самостоятельности и осваивают основы саморегуляции. Здесь малышам приходится впервые договариваться с другими детьми, чтобы, например, получить желанную игрушку, что способствует коммуникативному развитию ребенка и его стремлению находить общий язык с посторонними людьми.

Другими словами, в современном обществе на работников дошкольных учреждений возлагается очень важная миссия. Во многом именно они отвечают за:

  • подготовку каждого ребенка к обучению в школе,
  • развитие у малышей типичных для их возрастной группы умений и знаний,
  • развитие логического мышления, смекалки и сообразительности воспитанников ДОУ,
  • воспитание положительных качеств характера и адекватного мировоззрения детей и т.д.

Системы обучения детей

Отметим, что сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят:

  • физического;
  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • нравственного (ценностного);
  • эстетического (художественного).

Идеальная «модель» выпускника ДОУ должна включать в себя следующие параметры:

  • владение навыками гигиены;
  • высокий уровень физического развития и закаленности;
  • уверенное владение основными видами двигательной активности;
  • наличие интеллектуальных предпосылок для эффективного обучения в школе;
  • работоспособность, стремление к познанию и саморазвитию;
  • развитое воображение, интерес к творчеству;
    знание основных правил дисциплины и основ культуры общения;
  • способность взаимодействовать с коллективом и осознание своих возможностей.

В зависимости от используемой в ДОУ программы развития детей «модель» выпускника может быть дополнена другими характеристиками, соответствующими специфики образовательной организации.

Программы, технологии, методики .

Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.

Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.

То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей. При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение. Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.

Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».

Системы обучения детей

Через учебники к единой системе воспитания и обучения

Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.

Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала. Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.

Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям. При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.

Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.

Системы обучения детей

Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).

«Школа России»

Эта программа самая распространенная и самая легкая, ее часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счет. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребенка осознанному чтению, счёту и письму.

Главным минусом программы многие называют ее простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.

«Начальная школа ХХI века»

Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объем изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.

Из минусов — запутанная, порой непоследовательная, подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.

«Перспективная начальная школа»

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).

Системы обучения детей

«Планета знаний»

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.

УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.

К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.

«Перспектива»

Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива»создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

Системы обучения детей

Писать и считать детей все равно научат в школе, поэтому многим родителям не хочется грузить их учебой еще в детском саду. Но лучше все же подготовить ребенка к урокам и выучить цифры, буквы и некоторые правила языка заранее. Ведь если ребенок с первых дней хоть немного отстанет от одноклассников, то нагнать их ему будет непросто.

Да и учеба не должна состоять только из скучной зубрежки параграфов и формул. Можно весело заниматься на образовательных платформах. Собрали для вас несколько таких.

«Тилли»

На этой платформе есть занятия по математике, чтению, окружающему миру, логопедические уроки, задания для развития логики, внимания и памяти. Заниматься можно с 3 лет, а для детей постарше разработаны программы подготовки к школе.

Все упражнения интерактивные и разбиты на блоки по возрастам и тематикам. Бесплатно дети получают 10 заданий в день. Если купить полный доступ, то система будет формировать для ребенка индивидуальные наборы упражнений.

Учиться помогает зайчик Тилли, который похвалит за правильное выполнение заданий и поддержит ребенка, когда ответить верно не получится. А если вы хотите ограничить экранное время, то все задания с сайта можно распечатывать и учиться вдали от гаджетов.

Системы обучения детейСколько стоит?

Вечный доступ к платформе стоит 4900 рублей. Новые задания появляются каждую неделю, так что предложение выгодное. Доступ на год стоит 2900 рублей, на полгода — 1900 рублей. Еще есть специальные онлайн-курсы подготовки к школе, в которые входят уроки с учителями.

LogicLike

Здесь есть логические и шахматные задачки, упражнения, которые научат искать закономерности, определять истинные и ложные высказывания, ориентироваться в пространстве и считать.

Учиться новому в игровой форме и так интересно, а благодаря системе поощрений дети будут заниматься еще усерднее. Самые успешные попадают в мировой рейтинг сайта, что может стать дополнительным стимулом к занятиям.

Заниматься можно как с компьютера, так и с мобильного устройства: у LogicLike есть веб-версия и приложение, причем доступны они не только на русском языке, но и на других.

Системы обучения детейСколько стоит?

Подписка позволит пользоваться сервисом без ограничений. Месяц занятий стоит 390 рублей, полгода 1260 рублей, а безлимитный доступ 3900 рублей для новых пользователей.

Kids Smart

Заниматься на этой платформе тоже можно с двух лет. Есть отдельные упражнения и комплексные тренировки, задания в которых система подбирает в зависимости от успехов ребенка.

Детям предлагают изучить основы математики, русского и английского языков и решать задачки на развитие логики, памяти и внимания.

Системы обучения детейСколько стоит?

В бесплатной версии можно выполнять семь заданий в день. В платной ограничений нет, а к упражнениям добавляются дополнительные материалы и возможность самим составлять тренировки.

За год обучения на платформе нужно заплатить 3960 рублей, за полгода 1590 рублей, а за три месяца 990.

«Разумейкин»

На этом сайте дети в возрасте от трех лет тоже смогут выполнять задания для развития внимания, памяти и логики, а еще узнают все о цветах, формах и размерах предметов.

Для детей старше пяти лет задания разнообразнее. Логику и прочее развивать нужно дальше, но к ним добавляются чтение, основы математики и других наук (биологии, географии и даже физики с химией).

Системы обучения детейСколько стоит?

Эти курсы нужно покупать по отдельности. Почти все стоят по 390 рублей. Еще есть комплексный курс для подготовки к школе за 5990 рублей. Выполнять задания можно когда угодно.

eSchool.pro

Этот ресурс подойдет детям, еще в детском саду полюбившим математику (да, так бывает). Для них есть разделы «Почемучка» и «Дошкольники», в которых дети научатся считать, определять расположение объектов в пространстве, познакомятся с основными геометрическими фигурами и узнают еще много интересного. Родители могут проверять успехи ребенка с помощью статистики.

Системы обучения детейСколько стоит?

«Пеликан»

Эта платформа рассчитана на школьников, но есть и курс для детей, которые только собираются в первый класс. В программе основы математики и окружающего мира, уроки чтения и письма.

Каждый урок состоит из коротких роликов, в которых ребенку объясняют новую тему. Затем ему нужно будет выполнять игровые задания. Он сразу сможет узнать, верно ли их решил.

Еще материалы курса можно распечатывать, чтобы заниматься без компьютера или повторять сложные темы позже. В курсе 225 уроков, каждый из которых длится полчаса.

Системы обучения детейСколько стоит?

Есть пять бесплатных пробных уроков. За 1190 рублей можно заниматься в течение месяца. А за годовое обучение нужно заплатить 9990 рублей.

Интересное по теме

Развивающие и залипательные: лучшие детские приложения по мнению нашей редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector