Синдромы у детей

Ю.В. Микадзе (с. 196) предлагает с нейропсихологической точки зрения рассматривать три варианта психического развития ребенка:

Нормативное – при отсутствии неблагоприятных изменений в созревании организма, НС ребенка и при благоприятной ситуации развития.

Отклоняющееся (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы) — при наличии неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

Патологическое (нарушенное) – при наличии неблагоприятных, мало компенсируемых биологических или средовых факторов, действие которых приводит к тем или иным расстройствами психической сферы и поведения.

Нейропсихологическая синдромология применяется в отношении 2 и 3 вариантов.

При 2-м варианте (т.е., при непатологических отклонениях) нейропсихологическая картина может проявляться двумя формами:

● отклонения из-за замедленных темпов формирования функциональных систем (либо как индивидуальная особенность созревания мозга, или как следствие недостаточного стимулирующего действия средовых факторов);

● отклонения в связи с изменениями в структуре функциональных систем при наличии минимальных мозговых повреждений (как компенсаторные перестройки); отклонения эти были обозначены как «иррегулярность психического развития» (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994); такие дети относятся к группе риска по переходу в патологический вариант, они имеют проблемы школьной успеваемости из-за трудностей в овладении учебными навыками.

При 3-м (патологическом ) варианте нарушения мозговой организации ПФ проявляются собственно нейроспихологическими синдромами.

А.В. Семенович дает несколько иную модель типологии:

1 тип – нормальный онтогенез правши

2 тип – несформированность, незрелость отдельных составляющих психической деятельности; неготовность к установлению межфункциональных связей в условиях перехода к более сложной интегративной психической деятельности

3 тип – патологическое развитие ребенка-правши при дефицитарности функциогенеза

4 тип – атипия психического развития у левши или правши с парциальным или семейным левшеством, когда при сохранных базисных факторах происходит трансформация всех составляющих психического онтогенеза.

По данным Э.Г. Симерницкой у 82% неуспевающих первоклассников выделены различные нейропсихологические синдромы (среди успевающих только 15% случаев).

Нейропсихологические синдромы у детей

Все синдромы подразделяются на С. функциональной несформированности и функциональной дефицитарности.

Термин «несформированность» относится к функциям, развитие которых у ребенка еще продолжается.

Термин «дефицитарнность» относится к структурам, которые окончательно сформированы, но их функции неполноценны.

Синдромы функциональной несформированности

Синдромы функциональной дефицитарности

Синдром атипии психического развития при наличии фактора левшества: характерны задержки речевого развития; трудности овладения письмом и его нарушения (особенно с проявлениями зеркальности); устойчивая недостаточность пространственно-временных координат; снижение процссов адаптации; эмоционально-личностные нарушения; психосоматические расстройства.

СФН лобных отделов мозга:

интеллкт. недостаточность, трудности самоконтроля и прогнозирования, эхопраксии, репродуктивность речи, трудности организации последовательных программ поведения и деятельности, связных РВ, стремление к упрощеню программ вне зависимости от содержания задания

1. СДФ подкорковых образований (базальных ядер мозга):

неадекватность поведенческих реакций на происходящее; незрелость тонкой и точной моторики; эмоциональная лабильность, пресыщаемость, ригидность психических процессов; излишество, нерасчлененность двигательных и жесто-мимических актов (вычурные позы, гримасничанье, тики, непроизвольные выкрики, неконтролируемый смех, похрюкивание); истощаемостьб, легкая отвлекаемость; неожиданные переходы от заторможенности к гиперактивности; первичное нарушение кинестетического праксиса – очень плохой почерк, несоразмерность букв, игнорирование строчек, полей, небрежность, грязь в тетради; речь с проявлениями резонерства, вычурности, но дизартрична, с элементами скандирования, иногда с заиканием, монотонностью; общие показатели интеллектуальной и мнестической деятельности в рамках возрастного норматива на фоне сниженной общей нейродинамики и несбалансированной энергетики.

2.СФН левой височной области: трудности фонематического различения в устной речи, нарушения чтения и письма с ошибками на смешения и замены букв, обозначающих сходные по звучанию фонемы (С-Ш, Ж-Ш и т.п.); снижение уровня слухоречевой памяти; результат – устойчивые трудности в усвоении школьной образовательной программы.

2. СДФ стволовых образований: большое количество стигм (неврологических и дизэмбриогенетических) – асимметрии лица, глазных щелей, неправильный рост зубов, различные дистонии, обилие пигментных пятен, глазодвигательные дисфункции, обилие синкинезий; резко негативно отражается синдром на социализации ребенка (трудности в поведении, в усвоении учебных навыков письма, чтения, счета); псевдолеворуксоть; нарушения всех видов моторики, пространственных представлений; дефекты избирательности памяти при относительной сохранности объема и прочности; задержка в созревании доминантности полушария по речи до 10-12 лет; ЗРР, явления дисграфии и дислексии

3. СФН правого полушария: недостаточность пространственных представлений; склонность к фантазированию, нарушения порядка воспроизведения слуховых и зрительных заданий.

4. СФН межполушарных взаимодействий: множество амбилатеральных признаков, т.е. несформированность ПЛО; выделение доминантности в сенсорной и моторной сфере задержано до9-10 лет (в норме это происходит к 6 г.); незрелость координации движений рук; зеркальность при выполнении графических проб и заданий на воспроизведение букв, цифр (Р, З, Э,Ч; 4, 3,9,6, 7); игнорирование левой половины перцептивного поля; аномия (нарушение называния стимулов, поступающих в правое полушарие).

Синдромы у детейБолезни, присутствующие у ребенка при рождении в скрытой или явной форме, считаются врожденными. Различают собственно врожденные и наследственно обусловленные.

Первые приобретаются в процессе внутриутробного развития, в то время как вторые изначально заложены в генах и передаются от родителей по наследству. Описание категорий весьма условно, поскольку весомая часть дефектов является комбинацией генетической основы и воздействия внешних отрицательных факторов. Врожденные пороки развития плода и связанные с ними проблемы изучают такие врачи, как эмбриологи, неонатологи, генетики и специалисты по пренатальному диагностированию.

Когда следует обратиться к генетику?

Во избежание серьезных проблем о здоровье ребенка необходимо позаботиться задолго до его зачатия. Планируя беременность, осмотр и консультация профессионала не помешают, если в семье были случаи появления на свет детей с хромосомными или генетическими болезнями, а также врожденными дефектами развития. Незаменим визит к врачу при возрасте жены меньше 18 или больше 35 лет, для мужа критической планкой считается возраст после 45 лет. Показателем для посещения генетика является родственная связь между супругами, умственная отсталость жены, прием медикаментов, алкоголя и наркотиков перед зачатием, наличие вредных условий труда, тяжелая болезнь хотя бы одного из супругов в этот период и прохождение рентгеновского исследования.

В течение беременности не стоит откладывать визит, если у женщины диагностировано венерическое заболевание или вирусная инфекция, а также отмечены случаи мертворождения в прошлом. В группе риска находятся беременные, которые прошли рентгеновское обследование, принимали медикаменты без медицинской консультации или контактировали с больным краснухой.

Врач поможет выявить возможные патологии, если один из супругов страдает задержкой полового, речевого, физического или умственного развития. При этом наличие пороков может быть как единичным, так и множественным. Особое внимание уделяется пациентам с нарушениями слуха и зрения, ожирением различной степени, преждевременным половым созреванием в анамнезе и бесплодием сроком свыше двух лет. К негативным факторам относится полное отсутствие менструаций или нарушенный цикл, нестандартное строение тела, наличие хронических заболеваний, не поддающихся лечению, и самопроизвольные выкидыши.

Врожденными заболеваниями занимаются врачи соответствующего профиля, у которых ребенок в обязательном порядке наблюдается после рождения.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Врождённая дисфункция коры надпочечников (синоним: адреногенитальный синдром у детей) включает группу наследственных ферментопатий. В основе каждой из ферментопатий — генетически детерминированный дефект фермента, участвующего в стероидогенезе.

Описаны дефекты пяти ферментов, участвующих в синтезе глюко- и минералокортикоидов, при этом формируется тот или иной вариант адреногенитального синдрома у детей. Все формы врождённой дисфункции коры надпочечников наследуются по аутосомно-рецессивному типу.

Код по МКБ-10

  • Е25 Адреногенитальные расстройства.
  • Е25.0 Врождённые адреногенитальные нарушения, связанные с дефицитом ферментов.
  • Е25.8 Другие адреногенитальные нарушения.
  • Е25.9 Адреногенитальное нарушение неуточнённое.

Что вызывает адреногенитальный синдром у детей?

В 90% случаев наблюдают дефект 21-гидроксилазы, который может быть обусловлен различными мутациями гена CYP21, кодирующего данный фермент. Описаны десятки мутаций CYP21, приводящих к дефекту Р450с21. Встречается также точечная мутация с частичной активностью 21-гидроксилазы. При частичном дефиците этого фермента развивается простая (вирильная) форма заболевания. 21-Гидроксилаза участвует в синтезе кортизола и альдостерона и не участвует в синтезе половых стероидов. Нарушение синтеза кортизола стимулирует продукцию АКТГ, что приводит к гиперплазии коры надпочечников. При этом накапливается 17-ОН-прогестерон — предшественник кортизола. Избыток 17-ОН-прогестерона превращается в андрогены. Надпочечниковые андрогены приводят к вирилизации наружных половых органов у плода женского пола — рождается девочка с ложным женским гермафродитизмом. У мальчиков гиперандрогенемия определяет преждевременное появление вторичных половых признаков (синдром преждевременного полового развития).

При значительном дефиците 21-гидроксилазы гиперплазированная кора надпочечников не синтезирует кортизол и альдостерон в необходимых количествах. при этом на фоне гиперандрогенемии развивается синдром потери солей или надпочечниковая недостаточность — сольтеряющая форма заболевания.

Неклассическая форма 21-гидроксилазной недостаточности проявляется в пре- и пубертатном возрасте в виде адренархе, умеренного гирсутизма и нарушения менструального цикла у девочек. Умеренная или лёгкая вирилизация при этом является результатом точечной мутации V281L и P30L.

Симптомы адреногенитального синдрома у детей

При классической вирильной форме адреногенитального синдрома у детей наружные половые органы девочки сформированы по гетеросексуальному типу — гипертрофирован клитор, большие половые губы напоминают мошонку, вагина и уретра представлены урогенитальным синусом. У новорождённых мальчиков явных нарушений выявить не удаётся. С 2-4 лет у детей обоего пола появляются другие симптомы адреногенитального синдрома у детей, то есть андрогенизации: формируется подмышечное и лобковое оволосение, развивается скелетная мускулатура, грубеет голос, маскулинизируется фигура, появляются юношеские угри на лице и туловище. У девочек не растут молочные железы, не появляются менструации. При этом ускоряется дифференцировка скелета, и зоны роста закрываются преждевременно, это обусловливает низкорослость.

При сольтеряющей форме 21-гидроксилазной недостаточности, помимо вышеописанных симптомов, у детей с первых дней жизни отмечают признаки надпочечниковой недостаточности. Появляются вначале срыгивания, затем рвоты, возможен жидкий стул. Ребёнок быстро теряет массу тела, развиваются симптомы дегидратации, нарушения микроциркуляции, снижается артериальное давление, начинается тахикардия, возможна остановка сердца вследствие гиперкалиемии.

Неклассическая форма адреногенитального синдрома у детей характеризуется ранним появлением вторичного оволосения, ускорением роста и дифференцировки скелета. У девочек пубертатного возраста возможны умеренные признаки гирсутизма, нарушения менструального цикла, формирование вторичного поликистоза яичников.

Недостаточность 11-гидроксилазы в отличие от 21-гидроксилазной недостаточности, помимо симптомов вирилизации и андрогенизации, сопровождается ранним и стойким повышением артериального давления. обусловленным накоплением в крови предшественника альдостерона — дезоксикортикостерона.

Диагностика адреногенитального синдрома у детей

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Лабораторная диагностика адреногенитального синдрома у детей

  • Всем детям с неправильным строением наружных половых органов, в том числе мальчикам с двусторонним брюшным крипторхизмом, показано определение полового хроматина и исследование кариотипа.
  • С первых дней жизни в сыворотке крови больного обнаруживают повышенное содержание 17-ОН-прогестерона. Возможно проведение скрининг-теста у новорождённых на 2-5-й день жизни — 17-ОН-прогестерон повышен в несколько раз.
  • При синдроме потери солей характерны гиперкалиемия, гипонатриемия, гипохлоремия.
  • Повышается экскреция с мочой 17-кетостероидов (метаболиты андрогенов).

Инструментальная диагностика адреногенитального синдрома у детей

  • Костный возраст по рентгенограмме лучезапястных суставов опережает паспортный.
  • При УЗИ у девочек обнаруживают матку и яичники.

Дифференциальная диагностика адреногенитального синдрома у детей

У детей первого года жизни дифференциальную диагностику адреногенитального синдрома у детей проводят с различными формами ложного мужского гермафродитизма и истинным гермафродитизмом. Опорным моментом в диагностике служат кариотипирование (кариотип 46ХХ при бисексуальном строении наружных половых органов) и определение 17-ОН-прогестерона в сыворотке крови. Сольтеряющую форму врождённой дисфункции коры надпочечников следует дифференцировать с пилоростенозом, сложности возникают при дифференциальном диагнозе адреногенитального синдрома у детей и пилоростеноза у мальчиков — в этом случае имеют значение гиперкалиемия и высокий уровень 17-ОН-прогестерона при врождённой дисфункции коры надпочечников.

У детей старшего возраста при симптомах гиперандрогенемии следует помнить об андрогенпродуцирующих опухолях надпочечников или гонад.

[12], [13], [14]

Синдром пирамидной недостаточности у детей

Несмотря на то, что некоторые врачи читают это состояние временным, по нашим наблюдениям, у некоторых детей, в дальнейшем нелеченная пирамидная недостаточность может проявляются следующими проблемами:

  • Нарушение осанки, сколиоз
  • Детский церебральный паралич
  • Гиперактивность
  • Задержка двигательного, речевого развития
  • И др.

Симптомы пирамидной недостаточности у детей до 1 года, до 2-х лет

Пирамидную недостаточность у детей первого года жизни могут определить опытный педиатр, неонатолог или невролог. Родителям также следует знать о проявлениях этой проблемы, так как некоторые симптомы могут возникать периодически и не проявляться во время осмотра у специалиста:

  • Нарушение мелкой моторики, трудности с захватом и удержанием предметов
  • Тремор (подергивание) рук, ног, подбородка,
  • Переразгибание головы
  • Ходьба на носочках (до 3-х лет)
  • Тугоподвижность голеностопных суставов
  • Симптомы травмы шейного отдела (кривошея, напряжение шейных мышц, слабость мышц в руках)
  • Изменения на ЭМГ (электромиограмма)
  • Положительный рефлекс Бабинского.

Также обратите внимание на следующие симптомы:

  • Беспокойный сон
  • Гиперактивноть
  • Частые, обильные срыгивания

Итак, пирамидный синдром является результатом травмы шейного отдела в родах. В данном случае под травмой понимаются те минимальные смещения в шейном отделе позвоночника, которые возникают в процессе родов. В результате зажатости верхнешейного отдела нарушается кровоснабжение спинного мозга с вовлечением боковых столбов, именно здесь проходят пирамидные пути.

Находясь в раздраженном состоянии в результате нехватки кислорода, они приводят к гипертонусу икроножных мышц. В двигательной сфере это приводит к хождению на цыпочках. Причём проявления могут быть как с 2 сторон, так и с одной стороны. На фоне гипертонуса мышц голени могут возникнуть вторичные двигательные изменения, вплоть до косолапости.

До 2-3 месяцев жизни детям свойственен физиологический гипертонус: руки и ноги согнуты и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки

Остеопатическое лечение пирамидной недостаточности у младенцев

Остеопатия является эффективным методом лечения пирамидной недостаточности у детей.

Остеопатический метод лечения даёт стойкий положительный эффект, так как восстанавливает адекватное кровоснабжение центральной нервной системы. Это приводит к восстановлению нормальных функций центральной нервной системы и пирамидных путей, в том числе. Остеопатическое лечение устраняет дисфункции, непосредственно влияющие на кровоснабжение мозга, также во время сеанса корректируются сопутствующие проблемы, оказывая выраженный положительный эффект для всего организма.

Остеопатическое лечение пирамидной недостаточности также включает лечение:

  • Кривошеи
  • Гипертензионно-гидроцефального синдрома
  • Асимметрии черепа
  • Компрессии швов черепа
  • Нарушения тонуса
  • Ходьбы на носочках
  • Гиперактивности
  • И др.

Всем детям с диагнозом пирамидной недостаточности показано остеопатическое лечение. Оно позволяет не только исправить данную проблему, но также снизить риск сопутствующих проблем в дальнейшем.

Преимущества лечения пирамидного синдрома в клинике остеопатии «Неонатус Санус»

Синдромы у детей

Наша клиника остеопатии и неврологии на Васильевском острове «Неонатус Санус » — здоровье с рождения, имеет большой практический опыт профилактики и лечении новорожденных детей, младенцев и детей грудничкового возраста.

Мы умеем и любим работать с маленькими детьми!

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, неврологи, что расширяет возможности диагностики и лечения данного состояния. Каждому малышу уделяется много внимания, чтобы понять ребенка, точно оценить его состояние, дать рекомендации родителям и при необходимости провести эффективное остеопатическое лечение.

В нашем центре вы можете получить лучшее обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Стоимость лечения пирамидного синдрома у детей

В нашей клинике Неонатус Санус в Санкт-Петербурге вы можете записаться на консультацию и лечение новорожденных детей с 14-ти дней жизни, младенцев и детей грудничкового возраста. В нашей клинике разработана специальная программа: «Ведение детей первого года жизни» — которая поможет вашему малышу в гармоничном развтии и даст хороший жизненный старт!

По мере того как эта первая волна COVID-19 продолжается, с новым коронавирусом связывают все больше осложнений и связанных с ними заболеваний. Синдром редкого нового заболевания, по-видимому, вызван сверхактивным иммунным ответом у детей, который часто наступает через несколько недель после контакта с вирусом.

Нам нужно больше знать о различных иммунных реакциях, чтобы вакцины и лечение были максимально безопасными и эффективными. Это новое заболевание подчеркивает, насколько мы еще не понимаем потенциальных последствий вируса SARS-CoV-2.

Число этих атипичных случаев у детей растет с середины апреля. Наиболее распространенными симптомами являются лихорадка, сыпь и осложнения со стороны кровеносных сосудов из-за воспаления, что побудило Центры США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) назвать это мультисистемным воспалительным синдромом у детей (MIS-C).

Вирусологи исследую то, как вирусы влияют на разные области тела и вызывают разные симптомы. В зависимости от вируса ассоциированные синдромы могут быть редкими и зависеть от того, как вирус взаимодействует с иммунным ответом человека.

Самым опасным аспектом нового коронавируса может быть инфекция кровеносных сосудов, вызывающая проблемы с кровяным давлением, воспаление и пропотевание жидкости из кровеносных сосудов в легкие, вызывающая характерный острый респираторный дистресс. Из-за множества симптомов и проблем с тестированием связать вирус с этими новыми случаями MIS-C было сложно.

Воздействие и симптомы

Первые случаи были выявлены у детей через три-четыре недели после вероятного заражения, но в других случаях начало происходило намного быстрее. У некоторых детей с MIS-C положительный тест на вирус, в то время как у других положительный тест на антитела к коронавирусу, что указывает на то, что они инфицированы, но больше не имеют вируса. В то время как возможности тестирования улучшаются, неточные тесты на вирус и антитела усложняют наше понимание болезни.

MIS-C первоначально проявляется в виде стойкой высокой температуры, которая длится несколько дней, часто с высыпаниями на теле; покраснение глаз, губ и языка; и опухание лимфатических узлов, рук или ног. Это может вызвать боль в животе, рвоту и диарею, а также боль и отек конечностей.

Этот гиперактивный иммунный ответ вызывает воспаление кровеносных сосудов, которое может повлиять на сердце и кровяное давление и вызвать учащенное сердцебиение или боль в груди. Некоторые дети испытывают затрудненное дыхание или учащенное дыхание, связанное с проблемами сердца или кровообращения.

MISC-C и болезнь Кавасаки

MIS-C похож на болезнь Кавасаки, редкое состояние, при котором гиперактивный иммунный ответ детей вызывает лихорадку, сыпь и воспаление кровеносных сосудов. Болезнь Кавасаки может вызвать проблемы с сердцем и, в редких случаях, падение артериального давления, что приводит к шоку.

Воспаление может растягивать стенки кровеносных сосудов, увеличивая риск аномального расширения кровеносных сосудов вокруг сердца — состояние, называемое аневризмой коронарных сосудов, — которое подвергает их более высокому риску разрыва в будущем. При болезни Кавасаки лечение воспаления кровеносных сосудов снижает риск аневризм, поэтому мы надеемся, что этот подход может уменьшить долгосрочные осложнения при MIS-C.

Это заболевание, похожее на Кавасаки, встречается в районах, сильно пострадавших от COVID-19, в 30 раз чаще, чем обычно. В большинстве случаев имеется положительный или вероятный контакт с вирусом, поэтому исследователи пытаются понять, являются ли эти случаи болезнью Кавасаки, вызванной коронавирусной инфекцией, или новым возникающим заболеванием с аналогичными симптомами.

Клинические методы лечения болезни Кавасаки были эффективными, хотя для лечения MIS-C чаще требуются дополнительные противовоспалительные препараты. Типичная болезнь Кавасаки длится от шести до восьми недель, поэтому требуется больше времени, чтобы выявить различия и потенциальные долгосрочные проблемы со здоровьем, связанные с этой новой болезнью.

Из-за общей связи гиперактивации иммунитета этот воспалительный синдром может быть связан с цитокиновыми штормами или проблемами с сердцем, наблюдаемыми у взрослых с COVID-19. MIS-C также может быть связан с проблемами кровообращения, связанными с SARS-CoV-2, такими как внезапное увеличение покрасневших и болезненных пальцев ног.

Редкий диагноз

Врачи заметили первые случаи заболевания в середине апреля, и, хотя это все еще очень редко, сотни задокументированных случаев появились в США и Европе. Большинство случаев происходит из стран с высокой распространенностью COVID-19, таких как США, Великобритания, Италия, Испания и Германия. Определение случая CDC ограничивает диагностику MIS-C людьми до 21 года, что может привести к непреднамеренному игнорированию случаев у молодых людей.

На детей младше 18 лет приходится от одного до двух процентов от общего числа случаев COVID-19 в США и Европе, хотя мы не знаем, имеют ли дети более низкую восприимчивость или большую долю бессимптомных инфекций. Узнать больше о том, как SARS-CoV-2 влияет на детей, необходимо для безопасного возобновления жизни сообществ, поскольку мы не понимаем, как бессимптомные инфекции могут проявляться у детей и как это влияет на наше понимание распространения вируса. Выявление различных симптомов и иммунных реакций SARS-CoV-2 у детей также будет иметь решающее значение для разработки безопасных и эффективных вакцин.

Синдромы у детей

Детей с признаками заболевания, средними и тяжелыми симптомами необходимо госпитализировать. Степень ухода определяется тяжестью заболевания. В детское реанимационное отделение госпитализируют детей с нестабильной гемодинамикой (шок, аритмия), выраженной дыхательной недостаточностью, или другими опасными для жизни состояниями. В имеющейся серии случаев, большинству пациентов требовалось оказание помощи в отделении интенсивной терапии. Пациентов с легкими формами целесообразно лечить в амбулаторных условиях. Однако существует риск прогрессирования заболевания от легкой к средней степени, а затем — к тяжелой, поэтому рекомендуется госпитализировать пациентов, у которых обнаружен высокий уровень воспалительных маркеров.

Для детей, которые находятся на амбулаторном лечении, важно разъяснить условия, при которых необходимо обращение к врачу и обеспечить соответствующее врачебное наблюдение. При наличии постоянной лихорадки дети должны находиться под наблюдением в течение 48 часов. Последующее наблюдение должно включать клиническую оценку и повторное проведение лабораторных исследований.

По определению, мультисистемный воспалительный синдром (МВС) у детей является полисистемным заболеванием и уход за пациентами требует совместной работы нескольких специалистов, таких как специалисты по детским инфекционным заболеваниям, детские ревматологи, детские кардиологи, детские реаниматологи, детские гематологи.

МВС у детей может иметь признаки и симптомы, имитирующие септический и токсический шок. Таким образом, у пациентов присутствует выраженное мультисистемное поражение. При шоке рекомендовано немедленное назначение терапии антибиотиками широкого спектра действия до получения результатов чувствительности к АБП. Согласно данным,имеющимся на сегодняшний день, рекомендуется эмпирическое назначение цефтриаксона в сочетании с ванкомицином. Схема цефтаролин + пиперациллин + тазобактам является альтернативным методом лечения, особенно для детей с острой почечной недостаточностью. Клиндамицин добавляется к схемам при возникновении симптомов, опосредованных действием токсинов бактерий (к примеру, эритродермия). Прием антибиотиков следует прекратить после исключения бактериальной инфекции, если клинический статус ребенка стабилизировался.

Роль противовирусной терапии при SARS-CoV-2 (к примеру, ремдесивиром) в лечении МВС у детей не определена. У многих пациентов полимеразная цепная реакция (ПЦР) даѐт отрицательный результат на SARS-CoV-2. Как мы обсуждали ранее, МВС у детей скорее всего является постинфекционным осложнением, а не активной инфекцией, однако, у некоторых детей при положительном результате тестирования ПЦР может быть текущая инфекция. Таким образом, у некоторых пациентов противовирусная терапия может оказывать влияние на процесс заболевания. Использование противовирусных препаратов обычно рекомендуется для детей с тяжелыми проявлениями МВС.

Дополнительная терапия зависит от клинической картины заболевания. Например, пациенты с синдромом Кавасаки с «теплым шоком» должны получать соответствующее лечение, а также необходимую гемодинамическую поддержку.

Детей с проявлениями шока нужно вести в соответствии со стандартными протоколами. В доступной серии случаев у большинства детей с МВС был «теплый шок», который плохо восприимчив к лечению инфузионной терапией. Адреналин предпочитают многие как сосудистый препарат для управления теплым шоком. У детей с выраженной дисфункцией желудочка показано назначение милринона.

Во время острой воспалительной фазы у детей с дисфункцией миокарда, может наблюдаться аритмия и гемодинамические нарушения. Периодическое проведение эхокардиографии сердца и контроль за уровнем натрийуретического пептида и тропонина могут помочь в проведении терапии. Ведение таких пациентов должно быть сосредоточено на поддерживающей терапии для сохранения гемодинамической стабильности и обеспечения адекватной систематической перфузии. В случаях молниеносного течения заболевания, может потребоваться механическая гемодинамическая поддержка в виде экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) или устройств для поддержки работы желудочков.

Пациенты с МВС у детей подвержены риску возникновения тромботических осложнений. Все пациенты, которые соответствуют критериям для полного или неполного синдрома Кавасаки, должны получать антитромботическую терапию, а при необходимости дополнительную антикоагулянтную терапию.

ГЕМОЛИТИКО-УРЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (ГУС) является одной из частых причин острой почечной недостаточности (ОПН) у детей.

ТРИАДА СИМПТОМОВ:

  • Гемолитическая анемия (снижение уровня гемоглобина и эритроцитов в крови, с наличием фрагментированных эритроцитов – шизоцитов)
  • Тромбоцитопения – снижение уровня тромбоцитов в крови
  • Острая почечная недостаточность

У большинства (90-95%) детей отмечается так называемый типичный или постдиарейный ГУС (Д+ГУС).

Другая форма ГУС, называемая атипичный (аГУС), встречается гораздо реже (5-10 % всех случаев) и является результатом аномалии (чаще генетической) белков, регулирующих процесс активации комплементов.

Д+ГУС ИЛИ ПОСТДИАРЕЙНЫЙ ГУС

Д+ГУС развивается вследствие кишечной инфекции вызванная Е coli (кишечная палочка) которая продуцируют токсин – шигатоксин (STEC).

тмечается в основном в возрасте до 3 лет и редко до 6 месяцев.

Симптомы

  • диарея (разжиженный стул, понос) в течение нескольких дней (у 90-95%). Иногда бывает кровь в стуле. ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ КРОВЬ В СТУЛЕ, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ.
  • рвота (у 30-60%) и боли в животе

Манифестация ГУС начинается в среднем через 6 (в среднем 2-14) дней. Бледность, общее недомогание, слабость, изменение поведения, небольшая желтушность, уменьшение количества мочи после (кровавой) диареи должны насторожить врача в отношении ГУС.

ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА КИШЕЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ТЕМНУЮ МОЧУ (КРАСНУЮ) С УМЕНЬШЕНИЕМ ЕЕ КОЛИЧЕСТВА, ИЛИ ЗАМЕТИЛИ ПАСТОЗНЫЕ ВЕКИ ИЛИ ОТЕК ЛИЦА, БЛЕДНОСТЬ С ЖЕЛТУШНОСТЬЮ НЕ ЗАМЕДЛЕТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ К ВРАЧУ!

РАЗВЕРНУТАЯ КАРТИНА ГУС

  • гемолитическая анемия (снижение гемоглобина, шизоциты)
  • тромбоцитопения
  • лейкоцитоз

ОПН с повышением уровня сывороточного креатинина и азота мочевины. Приблизительно половина пациентов имеют тяжелую олигурию (снижение количества мочи) или анурию (полное отсутствие мочи), 50-60% нуждаются в остром диализе. При наличии хоть какого-нибудь количества мочи постоянно определяются микро- или макрогематурия (кровь в моче) и протеинурия (белок в моче).

ВНЕПОЧЕЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ

  • поражение центральной нервной системы
  • поражение желудочно-кишечного тракта (воспаление толстого кишечника – колит и др.)
  • отек поджелудочной железы
  • поражение печени
  • сердечные осложнения

Для уточнения диагноза срочно должны быть проведены соответствующие лабораторные исследования и незамедлительно начать лечение.

ПРОГНОЗ

В большинстве случаев в течение менее чем 1-2х недель исчезают гемолитическая анемия и тромбоцитопения, нормализуется диурез. 10% детей в среднем в течение 4-х месяцев достигают терминальной ХПН. Смертность в основном в результате поражения ЦНС (центральной нервной системы).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИНФИЦИРОВАНИЯ STEC (кишечная палочка содержащий шигатоксин) и развития ГУС

  • рубленая говядина должна быть хорошо прожарена до приобретения на разрезе серого цвета
  • дети до 3 лет не должны употреблять непастеризованные продукты (молоко, сыр, фруктовые соки)
  • до приготовления пищи, особенно после манипуляций с рубленой говядиной, необходимо мыть руки
  • дети, которые прикасались к крупному рогатому скоту и другим животным, должны после этого умыться, а также перед едой.
  • для предотвращения контаминации мяса кишечным содержимым необходим контроль убоя скота. Важен надлежащий надзор и уход за водоснабжения
  • антибиотики? Многочисленные исследования показали, что антибиотикотерапия в период диареи увеличивает риск развития ГУС, возможно в связи с освобождением шигатоксина в результате лизиса бактерий. Тем не менее, этот риск пока не доказан.

Для получения больше информации звоните врачам отделения: + 7(499) 134-07-43

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Синдромы у детей

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Синдромы у детей

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

Синдромы у детей

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Оглавление

  • Характеристика недуга
  • Причины возникновения
  • Классификация
  • Симптомы и признаки
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика и анализы
  • Лечение
  • Прогноз
  • Меры профилактики
  • Преимущества процедуры в МЕДСИ

Синдром раздраженного кишечника (СРК) – общее название функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта, не вызванных органной патологией. Встречается у взрослых и детей, на планете болеют порядка 30% людей.

Характеристика недуга

Под СРК подразумевают нарушения пищеварения в толстой кишке, связанные с этим изменения перистальтики и эвакуации переработанной пищи. Заболевание часто носит хронический характер, но протекает доброкачественно, легко поддается коррекции с помощью диеты и здорового образа жизни.

Причины возникновения

  • Нарушения микрофлоры кишечника (баланса бактерий): ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, антибактериальная терапия
  • Особенности нервной системы (вегетососудистая дистония, частые стрессы)
  • Нарушения режима питания, распорядка (перекусы, переедания, гиподинамия, недостаточный сон)
  • Несбалансированная диета (нехватка пищевых волокон, клетчатки)
  • Генетическая предрасположенность
  • Эндокринные болезни
  • Инфекции (различные колиты), паразиты

Таким образом, лечение синдрома раздраженного кишечника у детей будет направлено против причины, его вызвавшей.

Классификация

  • СРК с преобладанием поносов – частая дефекация, бесформенный или жидкий стул при малейших нарушения питания, режима, смене обстановки, волнении («медвежья болезнь»)
  • С преобладанием запоров – дети подолгу находятся в туалете, стул может отсутствовать по несколько дней, кал твердый («овечий кал»)
  • С преобладанием метеоризма – ребенка часто беспокоят спастические боли внизу живота, чувство распирания, вздутие, частое отхождение газов

Симптомы и признаки

  • Спазмы гладкой мускулатуры кишечника с болью внизу живота (справа или слева), дискомфорт при надавливании на живот; ночью (во сне) боли исчезают
  • Тимпанит (барабанный звук) над областями скопления газов
  • Боли в подреберной области справа, отдающие в лопатку и шею
  • Диспептический синдром (тошнота, отрыжка, скорое насыщение)
  • Слизь в кале

Лечение синдрома раздраженного кишечника у ребенка обязательно будет включать симптоматическую терапию.

Осложнения и последствия

Если при наличии синдрома раздраженного кишечника у ребенка лечение не было доведено до конца, болезнь становится хронической. В более взрослом возрасте могут появиться такие осложнения, как:

  • Геморрой, трещины прямой кишки
  • Кишечная непроходимость
  • Нарушения всасывания (авитаминоз, анемия, расстройство метаболизма)
  • Заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта (дуодениты, гастриты)

Диагностика и анализы

Учитывая схожесть СРК с другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта и возможность осложнений, рекомендуется провести обследование ребенка, которое будет включать:

  • Исследование кала (бактериальное) на дисбактериоз и копрограмму (состав кала)
  • Общий клинический анализ мочи и крови
  • Биохимический анализ крови (на белок, ферменты, электролиты)
  • Абдоминальное УЗИ (печень, желчный пузырь, селезенка и поджелудочная железа)
  • ФГДС (осмотр желудка и двенадцатиперстной кишки)
  • Колоноскопия (осмотр толстого кишечника с помощью эндоскопа)

Лечение

При установленном синдроме раздраженного кишечника лечение детей ведется по трем направлениям:

  • Устранение причины
  • Устранение симптомов
  • Коррекция режима и питания

Детям назначают легкие седативные препараты, родителям советуют меньше нагружать детей учебой, избегать стрессов дома, составить распорядок дня, следить за сном (не менее 9 часов в день), прогулками (не меньше 2 часов в день), физической нагрузкой (пресс, плаванье).

Для снятия болей назначают спазмолитики, для улучшения перистальтики (движений кишечника) – прокинетики.

При дисбактериозе – пробиотики (полезные бактерии, кисломолочные продукты).

Прогноз

Течение болезни и прогноз благоприятные: своевременное медицинское вмешательство и последующее наблюдение у детского гастроэнтеролога поможет избежать последствий во взрослом возрасте – как правило, при соблюдении врачебных рекомендаций, симптомы СРК исчезают после полового созревания.

Меры профилактики

Чтобы не допустить функциональных нарушений пищеварения у детей, особенно склонных к заболеванию СРК, нужно:

  • Как можно дольше сохранять грудное вскармливание, а позднее – внимательно следить за рационом
  • Соблюдать режим сна
  • Обеспечить необходимое время для прогулки
  • Создать спокойную доброжелательную атмосферу в семье
  • Серьезно относиться к инфекционным и паразитарным заболеваниям, соблюдать личную гигиену, вовремя обращаться к докторам

Преимущества процедуры в МЕДСИ

  • Чуткие доктора: прием ведут опытные гастроэнтерологи педиатрического профиля
  • Наличие современной аппаратуры: детская эндоскопия (ФГДС, колоноскопия), в т. ч. эндоскопия во сне с записью на диск или флэш
  • Детские диагносты
  • Собственная лаборатория, которая выполняет широкий спектр клинических, биохимических, бактериологических исследований
  • Для записи на прием звоните по телефону (работает круглосуточно)
  • Возможность посещения специалиста после получения результатов в одном и том же месте, скидки на повторный прием
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector