Симптомы тревожного расстройства у детей

Тревожные расстройства впервые возникают в критические периоды развития в детстве и подростковом возрасте. На самом деле , тревожные расстройства распространены среди детей ( 30%) , а раннее начало этих расстройств связано с многочисленными факторами риска, включая ранний «заторможенный темперамент», стресс окружающей среды и структурные и функциональные аномалии в нейронных схемах ( сетях) префронтальной миндалины, а также в режиме по умолчанию и сетях значимости.

Классификация тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства согласно классификации Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам включают: генерализованное тревожное расстройство ( GAD) , социальное тревожное расстройство (SAD) , тревожное расстройство разлуки, специфическую фобию, паническое расстройство (PD) и агорафобию. Хотя каждое из тревожных расстройств определяется специфическими обобщенными критериями, расстройства разлуки и социальной тревожности часто изучаются в комплексе из-за их общей сопутствующей патологии, схожих факторов риска, общей нейробиологии и сходной реакции на лечение.

Гормональные нарушения у детей с тревогой

У детей с тревогой разлуки наблюдается нейроэндокринная дисрегуляция, которая включает повышенную секрецию кортизола, связанную с разлукой, по сравнению со здоровыми детьми. Дети с тревогой разлуки также демонстрируют повышенную чувствительность к СО 2 , а также более низкий уровень окситоцина в слюне по сравнению с педиатрическими пациентами с другими тревожными расстройствами. Интересно, что более низкие уровни окситоцина в слюне были связаны со снижением суицидальных наклонностей у детей с тревожными расстройствами , а концентрации окситоцина в слюне коррелируют с уровнями окситоцина в спинномозговой жидкости.

Лечение тревоги у детей

Сегодня мы лучше понимаем нейробиологические и психологические факторы у детей с тревожными расстройствами, а также предикторы и модераторы результатов лечения. Если тревогу не лечить, то она подвергает детей высокому риску последующих расстройств настроения, злоупотребления психоактивными веществами, деструктивного поведения, суицидального поведения, неуспеваемости в учебе, а затем и экономического неблагополучия взрослых . Тревожные расстройства эффективно лечатся с помощью когнитивно-поведенческой терапии (СBT), селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Несколько выводов о нейрофизиологии ответа на лечение при тревожных расстройствах у детей появились в результате исследований, проведенных Phan и его коллегами, в которых дети и подростки (в возрасте 9–19 лет) с генерализованным расстройством, расстройством разлуки и/или социальным тревожным расстройством (а также здоровая контрольная группа) прошли функциональную магнитно-резонансную томографию с интервалом примерно 12–13 недель, в течение которых они получали либо когнитивно-поведенческую терапию, либо сертралин. В самых последних из этих исследований, в которых использовалась задача о неявной угрозе, у тревожных детей была снижена активация медиальной префронтальной коры/передней поясной коры, но эффективное лечение увеличило активацию в этой области у тех пациентов, у которых было большее улучшение в симптомах социальной тревожности/избегания, проявляющих более выраженные симптомы. наблюдалось и усиление активации передней части поясной извилины . В этом исследовании повышенная активация дорсолатеральной префронтальной коры и вентролатеральной префронтальной коры, а также прецентральных/постцентральных извилин до лечения была связана с лучшим купированием симптомов тревоги независимо от того, получали ли молодые люди сертралин или когнитивно= бихевиоральную терапию.

Наконец, у юношей с генерализованным, социальным расстройством и/или тревожным расстройством разлуки, прошедших 12-недельную когнитивную терапию , основанную на осознанности (MBCT-C), отмечалось связанное с лечением увеличение активации билатеральной островковой доли и передней поясной коры , причем , связанное с лечением снижение тревожности коррелировало с изменением активации в этих структурах.

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина

Согласно недавним метаанализам, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) превосходят другие классы лекарств при тревожных расстройствах у детей, но пациенты больше склонны прекратить прием СИОЗС из-за нежелательных явлений по сравнению с СИОЗСН. Кроме того, СИОЗС с большей вероятностью вызывают активацию у детей и подростков с тревожными расстройствами по сравнению с СИОЗСН. СИОЗС являются наиболее часто назначаемыми первоначально препаратами для детей и подростков с тревожными расстройствами, и примерно половина этих детей продолжают лечение в течение как минимум 6 месяцев.

У детей с тревожными расстройствами вероятность улучшения, связанного с СИОЗС, со временем увеличивается, хотя ответ в целом является логарифмическим — 70% . улучшение, наблюдаемое на 8-й неделе, происходит в первые 4 недели лечения. Эта траектория может не быть уникальной для СИОЗС при педиатрических тревожных расстройствах, поскольку СИОЗС, по-видимому, вызывают аналогичные ранние улучшения у подростков с большим депрессивным расстройством и обсессивно — компульсивным расстройством. ( OCD). Кроме того, по сравнению с СИОЗСН, СИОЗС обеспечивают более быстрое и значительное улучшение. Только 40% ответа на лечение, наблюдаемого для СИОЗС, возникает у пациентов, получающих СИОЗСН, к восьмой неделе лечения, а расхождение в траектории СИОЗС-СИОЗСН проявляется ближе к четвертой неделе лечения. В целом СИОЗС хорошо переносятся педиатрическими пациентами с генерализованными расстройствами, расстройствами разлуки и социальной тревожностью/

Исследование детской и подростковой тревожности (CAMS) продемонстрировало , что прием сертралина надо начинать с 25 мг/день, затем дозу титровать до 200 мг/день со средней дозой 134±60 мг в день в группе комбинированной терапии и 146±61 мг в день в группе сертралина. Более половины пациентов, принимавших сертралин (55%), продемонстрировали улучшение по шкале общего клинического впечатления-улучшение (CGI-I), в то время как 81% молодых людей, получавших когнитивно-ориентированную терапию (CBT) + сертралин, соответствовали критериям ответа ( по сравнению с 60% у пациентов, получавших только CBT ). Наиболее частыми побочными эффектами сертралина являются головная боль, желудочное расстройство и бессонница.

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина

В нескольких исследованиях изучался венлафаксин у молодых людей с генерализованными и социальными тревожными расстройствами , а также дулоксетин при генерализованном тревожном расстройстве и атомоксетин у детей с СДВГ и сопутствующими генерализованными расстройствами, расстройствами разлуки и/или социальной тревожностью.

Дулоксетин SNRI одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для лечения генерализованное тревожного расстройства у детей, подростков и взрослых и был оценен в одном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании. В этом исследовании педиатрические пациенты с генерализованным тревожным расстройством (возраст 7-17 лет) получали гибкую дозировку дулоксетина в течение 10-недельного периода , а затем 18 недель открытой терапии дулоксетином. 30–120 мг в день) . По сравнению с пациентами, получавшими плацебо, пациенты, получавшие дулоксетин, продемонстрировали снижение тяжести симптомов тревоги и более высокие показатели ремиссии. Кроме того, показатель CGI-S улучшился: 54 % пациентов, получавших дулоксетин, получили оценку ≤2 по сравнению с 35 % пациентов, получавших плацебо .

Панические атаки у детей – это беспричинные приступы тревоги и страха. Наши врачи специализируются на диагностике и лечении панических атак у детей и подростков. Если вы заметили у своего ребенка симптомы панической атаки, запишитесь на прием к психиатру. Он подробно побеседует с вами и с вашим ребенком, поставит диагноз, назначит лечение и, если нужно, направит к смежному специалисту – клиническому психологу.

Паническая атака у ребенка или подростка: симптомы

Вот как обычно проявляется паническая атака у детей. Ребенок может испытывать очень интенсивные физические ощущения:

  • Учащенное сердцебиение
  • Общую слабость
  • Усиленное потоотделение
  • Тошноту
  • Боль в груди
  • Удушье или “сбивающееся” дыхание
  • Боль в животе
  • Дрожь
  • Приливы или озноб
  • Тремор (дрожание) в руках и ногах
  • Головокружение, предобморочное состояние
  • Головная боль
  • Онемение или «мурашки» по коже
  • Сухость во рту
  • Позывы к мочеиспусканию
  • Звон в ушах
  • Нечеткая «картинка» перед глазами
  • Покалывание в пальцах
  • Несвязная речь

Детский и подростковый психиатр. Принимает пациентов: от 2 до 18 лет. Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра. Работает с тревожными, аффективными, поведенческими расстройствами, психологическими травмами, невротическими состояниями, паническими атаками, нарушением сна, расстройствами пищевого поведения.

Ребенок может чувствовать:

Ощущение потери контроля над собственным телом

Страх перед местами, в которых случались предыдущие приступы

Страх следующей панической атаки

Ощущение нереальности происходящего (бывает, что ребенок как будто видит себя со стороны)

Чем больше симптомов вы заметили, тем тяжелее паническая атака, и тем быстрее нужно обратиться за медицинской помощью.

Панические атаки могут начинаться у ребенка в любом месте и в любое время: днем или ночью. Чаще всего приступы паники длятся от 5 до 20 минут. Иногда они могут продолжаться до 1 часа. Частота приступов тоже варьируется от нескольких раз в день до нескольких раз в год.

Причины возникновения

Точные причины большинства психических расстройств не известны. Это относится и к паническим атакам. Ученые предполагают, что к паническим атакам приводит комбинация причин:

Травмирующий опыт, например, тяжелая утрата

Среди близких родственников есть человек с паническим расстройством

Дисбаланс нейротрансмиттеров (веществ, которые «отвечают» за передачу электрохимических импульсов)

Некоторые исследователи считают, что паническая атака – это «ложная тревога», которую вызывают слишком активные инстинкты выживания.

Часто панические атаки – это симптом панического расстройства, когда человека преследует страх очередного приступа – то есть страх страха.

Например, человек с паническим расстройством почувствовал сердцебиение и испугался, что у него сердечный приступ. После этого он попадает в порочный круг: учащенное сердцебиение – паническая атака – учащенное сердцебиение и так далее.

Паническую атаку может спровоцировать:

Заболевания ЦНС (центральной нервной системы)

Диагностика панических расстройств (атак) у детей

Первое, что нужно сделать, если у вашего ребенка случилась паническая атака – записаться на прием к психиатру. Доктор соберет полный анамнез, подробно поговорит с вами и с ребенком, поставит диагноз и назначит лечение.

Если есть подозрение на соматическую (то есть телесную) патологию, доктор направит ребенка к другим врачам-специалистам: неврологу, кардиологу, эндокринологу, пульмонологу.

Диагноз «паническое расстройство» ставится, если ребенок без видимой причины регулярно испытывает приступы паники, со страхом ждет следующего, избегает мест, где случились предыдущие приступы.

Лечение панических атак у детей

Чаще всего паническое расстройство лечится «разговорной» психотерапией, лекарствами или комбинацией того и другого.

Например, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это подход, который помогает осознанно управлять своим мышлением, действиями и эмоциями – это очень важно во время панического приступа.

При необходимости психиатр может назначить медикаментозную терапию:

Антидепрессанты, которые обычно назначают при депрессии, эффективны и для лечения панического расстройства. Они обладают накопительным эффектом, и улучшение обычно наступает через несколько недель

Бета-блокаторы блокируют действие адреналина и облегчают симптомы панической атаки: учащенное сердцебиение и тремор

Транквилизаторы (противотревожные препараты) быстро снимают беспокойство, напряжение и страх

Здоровый образ жизни: правильное питание, занятия спортом, возможность высыпаться – может помочь при панических атаках.

Бывают ли осложнения у панического расстройства?

Без лечения паническое расстройство прогрессирует: приступы становятся тяжелее. Это может привести к обморокам, депрессии, фобическому расстройству, отставанию в развитии и трудностям с социальной адаптацией.

Не стоит ждать, что ребенок «перерастет» панические приступы, и они пройдут сами. Если вы заметили у него симптомы панического расстройства, не откладывая обратитесь к врачу.

Как справиться с панической атакой у ребенка или подростка?

Постарайтесь успокоиться – ваша тревога может передаться ребенку и ухудшить его состояние

Обнимите ребенка, чтобы он почувствовал, что вы рядом и поддерживаете его

Спокойно объясните ребенку, что происходит

Скажите ему, что это состояние скоро пройдет, и оно не опасно для жизни и здоровья

Откройте окно, чтобы в комнате был свежий воздух

Расстегните пуговицы на одежде

Умойте ребенка прохладной водой, предложите ему подержать руки под струей воды

Подышите вместе с ребенком медленно и размеренно, растягивая выдох

Предложите ребенку подышать в бумажный пакет: концентрация углекислого газа в крови повысится, и головокружение и предобморочное состояние отступят

Попробуйте переключить внимание ребенка: предложите ему сосчитать окружающие предметы, найти вещи одного и того же цвета

Задайте ему вопрос на неожиданную тему, расскажите историю, предложите посмотреть в окно

Ни в коем случае не кричите на ребенка, не требуйте, чтобы он немедленно успокоился – этим вы только усилите панический приступ.

Симптомы тревожного расстройства у детей

За последние годы количество детей, у которых есть признаки тревожных расстройств, увеличилось. Дело не только в самом росте случаев этих состояний, но еще и в увеличении выявляемости. Если раньше считалось, что дети могут болеть только физически, то теперь в план обследования входит еще и проверка ментального здоровья.

Симптомы тревожного расстройства у детей

Фонд «Обнаженные сердца»

Что такое тревожное расстройство

Среди тревожных расстройств выделяют пять основных типов:

  • Генерализованное тревожное расстройство — это долгосрочное состояние, когда тревожность появляется по поводу практически любой ситуации или проблемы. Беспокойство становится частью жизни, а расслабления практически не наступает.
  • Социальное тревожное расстройство — постоянный сильный страх осуждения со стороны других людей. Это состояние очень сильно влияет на учебу и взаимодействие со сверстниками.
  • Сепарационное тревожное расстройство — беспокойство по поводу разлуки с семьей, а также сильный страх того, что что-то случится с близким человеком.
  • Паническое тревожное расстройство — расстройство, при котором внезапно возникают панические атаки, причем характерная черта — их неожиданность и отсутствие связи с событиями.
  • Специфические фобии — сильный иррациональный страх перед чем-то, что практически не представляет реальной опасности.

Причины тревожных расстройств

На сегодняшний день точные причины тревожных расстройств неизвестны. Есть теория, что при наличии тревожного расстройства у родителей оно может передаться и ребенку, но исследования пока довольно небольшие.

В целом ученые склоняются к тому, что играют роль несколько факторов: как генетические, так и социальные. Впрочем, пока специфические «гены тревожности» не определены.

Ранние признаки тревожных расстройств

С симптомами разбираемся вместе с информационной платформой nakedheart.online.

Возможные ранние признаки:

  • крайняя застенчивость и избегающее поведение в два — четыре года («поведенческая подавленность», Джером Кэген);
  • селективный мутизм (избирательная немота) в ранние школьные годы;
  • непереносимость разлуки с родителями при посещении детского сада или школы;
  • оппозиционно-вызывающее поведение, раздражительность — таких детей легко разозлить, раздосадовать, они часто теряют самообладание;
  • учащенное сердцебиение, изменения в функционировании автономной нервной системы, которые приводят к выбросу гормонов стресса;
  • беспокойный сон (кошмары и недержание мочи);
  • сложности с концентрацией;
  • быстрая потеря контроля над собой.

При наличии одного или совокупности таких симптомов лучше обратиться к специалисту.

Важность ранней диагностики

У школьников такие расстройства распознаются реже и сложнее. Количество установленных диагнозов постепенно растет в школьном возрасте и достигает пика в подростковом периоде. Популяционные исследования показывают, что тревожные расстройства в 1,5 раза чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков.

Важно своевременно выявить расстройство и оказать эффективную помощь. Развивающиеся тревожные расстройства без лечения приводят к социальной изоляции и серьезно влияют на жизнь детей во всех ее аспектах: от успеваемости в школе до взаимоотношений в семье.

Детям может быть трудно общаться со сверстниками; они начинают бояться даже кратковременной разлуки с родителями и испытывают неловкость в новом окружении. Такое нарушение коммуникации приводит к дальнейшим сложностям в социализации ребенка.

Тревожные расстройства не всегда своевременно распознаются, и родители обычно обращаются за диагностикой и помощью, когда ребенок уже хорошо разговаривает и может описать свои жалобы и переживания. Поэтому большинство подобных диагнозов ставится в школьном возрасте, когда симптомы становятся очевидными, да и ребенок может сам о них рассказать.

Дополнительные затруднения в диагностике возникают в случаях, когда у ребенка существуют нарушения языка и речи. В результате диагноз «тревожное расстройство» остается нераспознанным у детей с аутизмом и другими нарушениями развития.

Чем раньше диагностируются тревожные расстройства, тем успешнее будущие исходы.

К неблагоприятным исходам относят длительное существование тревожных расстройств, что приводит к увеличению риска развития депрессий и других нарушений психического здоровья во взрослом возрасте.

Тревожные расстройства часто сочетаются с другими нарушениями психического здоровья — эти коморбидные состояния могут «маскировать» симптомы и затруднять постановку диагноза.

Помощь

Детские психиатры рекомендуют использовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) как основное средство помощи при тревожных расстройствах любой степени тяжести. Эта методика, основанная на анализе когнитивных ошибок, позволяет добиться долгосрочных результатов без использования лекарственных препаратов и выработать устойчивость к развитию тревоги.

В некоторых более сложных случаях может быть необходимо параллельное использование медикаментозных средств. Например, при сочетании с депрессией в дополнение к КПТ врач-психиатр может назначить курс селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (SRIs). Однако в детской практике стараются прибегать к ним в последнюю очередь и начать с поведенческих и когнитивно-поведенческих методов вмешательства.

Советы родителям детей с тревожным расстройством

  • Попробуйте поговорить с ребенком о его тревоге или беспокойстве.
  • Ищите информацию о тревожных расстройствах, используя проверенные источники.
  • У многих детей разного возраста могут быть тревоги, которые через некоторое время исчезнут, если вы успокоите их.
  • Обращайтесь за профессиональной помощью, если самопомощь не работает, а тревожность ребенка снижает качество жизни семьи.
  • Научите ребенка распознавать в себе признаки беспокойства и поощряйте его, если он смог справиться самостоятельно или обратился за помощью.
  • Старайтесь придерживаться привычного распорядка дня, когда это возможно. Рутины успокаивают и снижают тревожность.
  • Готовьте своего ребенка к грядущим переменам в жизни и проговаривайте с ним, что должно произойти и почему.

Все дети очень разные, и каким-то семьям наши советы могут не подойти. Больше информации читайте на платформе nakedheart.online, которую делает фонд «Обнаженные сердца».

Генерализованное тревожное расстройство включает чрезмерную постоянную нервозность, беспокойство и страх перед многими действиями или событиями.

Из-за своего волнения у детей с генерализованным тревожным расстройством присутствуют проблемы с концентрацией внимания, а также они могут быть беспокойными и раздражительными.

Врачи ставят диагноз генерализованного тревожного расстройства на основании характерных симптомов, которые присутствуют на протяжении 6 месяцев или дольше.

Часто самым лучшим методом лечения является обучение детей методам расслабления, но в некоторых случаях для уменьшения беспокойства требуется применение лекарственных препаратов.

Симптомы

У детей с генерализованным тревожным расстройством беспокойство является общим и охватывает множество вещей и видов деятельности, а не одно конкретное, например, нахождение вдали от матери (как при сепарационном тревожном расстройстве Сепарационное тревожное расстройство Сепарационное тревожное расстройство (боязнь разлуки) заключается в постоянном интенсивном беспокойстве о нахождении вдали от дома или от людей, к которым привязан ребенок, как правило, матери. Прочитайте дополнительные сведения ). Контролировать беспокойство трудно. Стресс усиливает тревожность.

У таких детей часто возникают трудности с концентрацией внимания, они могут проявлять гиперактивность, беспокойство и раздражительность. Они могут чувствовать себя взвинченными, напряженными или раздраженными. Кроме того, они могут плохо спать, чрезмерно потеть, ощущать упадок сил и жаловаться на физические симптомы, такие как боль в животе, боли в мышцах и головные боли.

Пандемия COVID-19 привела к резким и продолжительным изменениям, которые увеличили беспокойство почти у всех детей. К таким изменениям относятся закрытие школ, изоляция от других (дальние родственники, сверстники, учителя, культурные группы и религиозные общины), необходимость жить в ограниченных пространствах с членами семьи в течение недель и месяцев, потеря работы родителями и неуверенность в будущем.

Диагностика

Диагноз генерализованного тревожного расстройства основывается на симптомах: чрезмерное беспокойство, не связанное с определенной деятельностью или ситуацией или распространяющееся на многие действия и ситуации.

Диагноз генерализованного тревожного расстройства ставится, если симптомы длятся на протяжении 6 месяцев или дольше.

Лечение

В некоторых случаях медикаментозная терапия

Часто наиболее подходящим методом лечения легкой тревожности является обучение релаксации. Также можно пробовать применять другие виды психологической помощи.

Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут включать тремор, потливость, множественные соматические жалобы и истощение. Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение часто с релаксационной терапией, иногда в сочетании с лекарственной терапией.

Клинические проявления

Дети, у которых имеется генерализованное тревожное расстройство, имеют множественные и туманные опасения, которые усугубляются стрессом. Эти дети часто испытывают трудности с концентрацией внимания и могут быть гиперактивными и беспокойными. Они могут плохо спать, чрезмерно потеть, чувствовать себя истощенными и жаловаться на физический дискомфорт (например, боли в животе, в мышцах, головная боль). Резкое и существенное нарушение режима повседневной жизни во время пандемии COVID-19, например, закрытие школы и изоляция от дальних родственников, сверстников, учителей, культурных и религиозных групп, усилили тревогу почти у всех детей. Проживание в условиях ограниченного пространства с членами семьи в течение нескольких недель или месяцев, потеря работы родителями, а также общая неопределенность в отношении будущего также увеличивает стресс (1 Справочные материалы по симптоматике Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут. Прочитайте дополнительные сведения ).

Справочные материалы по симптоматике

1. Coronavirus (COVID-19), Coping With Stress. Centers for Disease Control and Prevention. По состоянию на 11.03.2011.

Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут включать тремор, потливость, множественные соматические жалобы и истощение. Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение часто с релаксационной терапией, иногда в сочетании с лекарственной терапией.

Клинические проявления

Дети, у которых имеется генерализованное тревожное расстройство, имеют множественные и туманные опасения, которые усугубляются стрессом. Эти дети часто испытывают трудности с концентрацией внимания и могут быть гиперактивными и беспокойными. Они могут плохо спать, чрезмерно потеть, чувствовать себя истощенными и жаловаться на физический дискомфорт (например, боли в животе, в мышцах, головная боль). Резкое и существенное нарушение режима повседневной жизни во время пандемии COVID-19, например, закрытие школы и изоляция от дальних родственников, сверстников, учителей, культурных и религиозных групп, усилили тревогу почти у всех детей. Проживание в условиях ограниченного пространства с членами семьи в течение нескольких недель или месяцев, потеря работы родителями, а также общая неопределенность в отношении будущего также увеличивает стресс (1 Справочные материалы по симптоматике Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут. Прочитайте дополнительные сведения ).

Справочные материалы по симптоматике

1. Coronavirus (COVID-19), Coping With Stress. Centers for Disease Control and Prevention. По состоянию на 11.03.2011.

Порой любой человек может испытывать беспокойство. Это естественная и важная эмоция, сигнализирующая, о приближении опасности. Однако, иногда беспокойство становится таким сильным, что мешает повседневной жизни.

Подростковый возраст отличается особой уязвимостью в психологическом плане. Для некоторых подростков тревога становится постоянным спутником, мешая учебе и внешкольной деятельности. Участие в социальной жизни, попытки завести друзей и поддерживать с ними отношения, а также иметь нормальные отношения внутри семьи — довольно трудная задача. Иногда, тревога ограничивается обобщенным чувством беспокойства. В сложных случаях тревога перерастает в фобии и панику.

КАК РАСПОЗНАТЬ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО?

Тревожные расстройства у подростков выглядят по-разному. Чтобы заподозрить подобное нарушение, симптомы должны держаться более десяти дней. К ним относят:

  • Опасения (чрезмерные страхи и озабоченность, трудности сосредоточения, волнение);
  • Моторное напряжение (головные боли, мышечное напряжение или судороги, невозможность расслабиться);
  • Вегетативную гиперактивность (потливость, головные боли, боли в желудке, дрожь в руках и др.)

Даже при отсутствии реальной угрозы некоторые подростки описывают чувства постоянной нервозности и беспокойства. Они могут жаловаться на слабость, ощущение ужаса, предчувствие чего-то страшного и трагического.

Внешне они могут казаться либо чрезмерно сдержанными, либо чрезмерно эмоциональными.

Тревога в подростковом возрасте может активироваться:

  • Физическими и гормональными изменениями, происходящими в теле;
  • Стремлением получить социальное признание;
  • Конфликтами в отношении с родителями и педагогами за свою независимость.

Тревога проявляется в:

  • Излишней застенчивости;
  • Избегании обычной деятельности;
  • Отказе от нового опыта;
  • Протестах;
  • Опровержении своих страхов и тревог в виде рискованного поведения.

Если мы имеем дело с внезапными, неконтролируемыми и беспричинными приступами страха, которые сопровождаются паникой, то можно говорить о ПАНИЧЕСКИХ АТАКАХ.

ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО встречается чаще у девочек, чем у мальчиков. У подростков такое нарушение может возникать в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет.

ПРИЧИНЫ:

  • Генетика. Большинство исследователей считают, что предрасположенность к робости и нервозности является врожденной. Если один из родителей тревожен, больше шансов, что их ребенок также будет тревожным;
  • Гиперопека родителей, которая проявляется в постоянном контроле за личным временем ребенка, учебой и здоровьем. Беспокойная реакция родителей передается ребенку, что усугубляет его естественную чувствительность;
  • Семья, где у родителей присутствует та или иная форма химической зависимости (алкоголизм, наркомания);
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями;
  • Конфликты в семье;
  • Высокая конкуренция в школе и социальном окружении;
  • Переутомления, соматические заболевания.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Тревожный подросток менее успешен в школе, спорте и социальных взаимодействиях. Беспокойство может помешать ему достичь своего потенциала.

У некоторых подростков с повышенной тревожностью могут возникать нарушения пищевого поведения, склонности к самодеструкции и суицидальные мысли. Эти ситуации требуют немедленного внимания и лечения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Если ваш подросток хочет поговорить о своих страхах и тревогах, слушайте внимательно и с уважением. Помогите ему понять, что повышенное беспокойства по поводу изменений в теле, принятия сверстниками и общая неопределенность — все это естественно для подросткового возраста;
  • Помогите ему исследовать причины тревоги;
  • Напомните ребенку о сходных ситуациях, с которыми вы вместе успешно справились;
  • Поддерживайте его в решимости действовать, контролируя тревогу. Помните, что подростку не всегда комфортно говорить о своих чувствах;
  • Если страх начинает захватывать жизнь вашего ребенка и ограничивать его деятельность, или если беспокойство длится более шести месяцев, обратитесь к специалисту. Специалист сможет оценить необходимость проведения терапии, в некоторых случаях назначит лекарства.

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Такие состояния отличаются от обычных страхов и тревог, которые всегда можно наблюдать у детей в процессе их развития. Чувства страха, опасности, тревоги являются важнейшими приспособительными сигналами в психике каждого человека и сопровождают нас в течение всей жизни. Но в определенных случаях механизмы, которые регулируют интенсивность и продолжительность тревоги, дают сбой и тогда нарушается нормальный ход психо-эмоционального развития.

Тревожные расстройства могут быть нескольких типов в зависимости от их проявления:

1. Тревожное расстройство, связанное с разлукой с родителями

● постоянные мысли и сильные опасения по поводу безопасности родителей и значимых взрослых;
● отказ ходить в школу;
● боли в животе, головные боли и т.д.;
● навязчивость;
● паника или истерики во время разлуки с родителями;
● проблемы со сном, ночные кошмары.

2. Социальное тревожное расстройство

  • страхи встреч или общения с людьми;
  • избегание социальных ситуаций;
  • отсутствие друзей вне семьи

Девочка Оля, 10 лет, очень часто тревожилась. Каждое утро она беспокоилась, не опоздает ли она в школу, хотя в школу она приходила всегда вовремя. Каждый день она переживала, все ли она положила в рюкзак? Ночью она беспокоилась о том, хорошо ли она сделала домашнее задание, и будет ли ее одежда выглядеть опрятной на следующий день?

Родители Оли думали, что это поведение является типичной частью взросления. Постепенно девочка стала хуже учиться, часто пребывала в подавленном настроении, и отношения с подругами разладились. Не имея возможности повлиять на дочь, изменить ее отношение к происходящему, родители решили, что пришло время поговорить со специалистом о том, как найти способ помочь Оле справиться с ее беспокойством.

3. Фобии

  • чрезвычайный страх чего-то конкретного: собак, насекомых и т.п.;
  • страхи вызывают значительное беспокойство и мешают повседневной жизни.

4. Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.

Признаки тревожного расстройства могут выражаться телесно:

  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность. Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство. Иногда необходимо медикаментозное лечение.

В статье поговорим о тревожных расстройствах: какими бывают тревожные расстройства, их причины, а также способы лечения повышенной тревожности. Помощь психолога.

Тревожное расстройство это психическое состояние, которое характеризуется общей стойкой тревогой, наполняющее жизнь безмерным страхом, повышенной тревожностью и необоснованной неуверенностью. В отличие от быстротечной, достаточно легкой тревоги, которая вызвана ситуацией стресса, тревожное расстройство быстро принимают достаточно серьезную форму и длиться около полугода.

Самое главное вовремя начать лечение данной патологии. Тревожное расстройство довольно часто сопровождается и другими физическими или психическими болезнями, в ряде которых присутствует злоупотребление наркотиками и алкоголем.

Отличие тревоги от тревожности

Чем же отличается тревожность и тревога. Тревога это ответ организма человека на конкретное событие или действие. Людям свойственно переживать за близких людей, за свое финансовое состояние, за работу. Но тревога всегда имеет конкретную причину.

Тревожность в отличие от тревоги конкретной причины не имеет. Она постоянно присутствует в жизни отдельных людей. Таким людям свойственна нервозность, подозрительность, постоянное беспокойство, чувство паники, неудовлетворенность собой. И это делает их жизнь невыносимой.

Причины тревожного состояния

Все формы тревожных расстройств объединяет один главный симптом, характеризующийся огромным страхом и непомерным ужасом. Полностью до сих пор не изучены причины возникновения тревожных патологий. Здесь большую значимость имеют соматические и психические условия, в которых пребывает человек.

Провокатором такого состояния у человека является стресс, внешние раздражители и другие неблагоприятные факторы. У некоторых больных тревожное состояние появляется без определения четких границ пусковых механизмов. Также бывают отдельные заболевания, провоцирующие тревожное расстройство: это легочная и сердечная недостаточность, бронхиальная астма и др.

Типы и симптомы тревожных расстройств

Диагностика тревожных расстройств

Диагностические критерии:

Чтобы оценить, страдает ли определенный пациент тревогой, желательно исключить наличие системного заболевания. Для этого врач должен принять во внимание следующие аспекты:

  • Физические симптомы.
  • Предыдущая медицинская и психологическая история пациента и его семьи.
  • Возможность страдать от болезни, которая вызывает тревожное расстройство.
  • Влияние токсинов, таких как кофеин, каннабис или кокаин.

Интервью:

Клиническое интервью является главным инструментом для постановки диагноза тревожных расстройств и достижения общего понимания пациента. Оно должно собирать необходимую информацию и обычно состоит из четырех этапов:

  1. Предварительный этап: цель состоит в том, чтобы узнать причину консультации.
  2. Исследовательская фаза:
    1. Симптомы, расположение, интенсивность, хронология и эволюция.
    2. Наличие органических патологий.
    3. Прямые триггеры, такие как жизненные изменения, травматические события и так далее.
    4. Личная история: маниакальные эпизоды, предыдущие депрессии и так далее.
    5. Исследование психосоциальной сферы: убеждения и ожидания, мысли, аффект и социальная и семейная среда, личность.

    Риск неправильной диагностики привел к большому количеству структурированных шкал для выявления расстройства. Этих шкал самих по себе недостаточно для установления диагноза, но они позволяют выявлять людей, подверженных психической патологии, которых необходимо подвергнуть более глубокому изучению. Некоторые из наиболее часто используемых шкал — это шкала тревоги и депрессии Гольдберга и шкала тревоги Гамильтона.

    Лечение тревожного расстройства

    Врач ставит диагноз, если пациент слишком волнуется о простых вещах и это состояние длится не меньше 6 месяцев. Правильный подход и диагностика помогут доктору легко определить, чем вызваны симптомы повышенной тревожности: соматическим расстройством или тревожным. Болезнь, вызванную соматическим состоянием — алкоголем или наркотиками, иной раз можно вылечить, если убрать эти проблемы предварительно.

    Существует много методик, направленных на лечение такого заболевания. По обыкновению, применяют лекарства, а также сеансы психотерапии. Длительность лечения напрямую зависит от личностных предпочтений пациента и масштаба проблемы.

    Лекарства помогают держать под контролем болезнь, покаместь пациент проходит сеанс психотерапии. Препараты, которые применяют для лечения таких состояний, конечно же, назначает психиатр. Ими являются бета-блокаторы, разнообразные седативные средства и простые антидепрессанты.

    Лечение психологической тревожности включает следующие этапы:

    • констатация причин повышенного уровня тревоги и беспокойства;
    • определение самооценки и ее коррекция;
    • коррекция поведения и коммуникативных навыков;
    • медикаментозная психотерапия.

    Психика пациента во многом зависит от физического состояния. Поэтому при лечении, кроме регулярных психических практик, необходимы и постоянные физические нагрузки. И благодаря лечению можно обрести уверенность в себе, повысить качество жизни и избавиться от тревожности

    Мой подход подразумевает универсальность и гибкость, а также учет индивидуальных свойств личности. Я использую методы и разные подходы в зависимости от запроса клиента. Это помогает пациенту принять свои переживания, решить проблемы, повысить творческий потенциал и вернуть вкус к жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector