Сенсорные способности

Сенсорные способности

Женщины лучше мужчин понимают выражение лица других людей и замечают их чувства. Они укомплектованы более чувствительным «сенсорным оборудованием». Исследованием супругов Барбары и Алана Пиз, авторов книги «Почему мужчины не слушают, а женщины не могут читать карты», установлено, что женщины гораздо более восприимчивы к эмоциям, чем мужчины. В родильном доме исследователи подобрали коллекцию десятисекундных клипов плачущих малышей и попросили матерей посмотреть их без звука. Таким образом, у матерей была только визуальная информация. Большинство матерей смогли быстро идентифицировать состояние младенцев в диапазоне от голода и боли до колик и усталости.

Когда отцы проходили этот же тест, результаты были печальными: менее 10 % отцов верно опознали более двух состояний. Бабушки показали себя намного лучше отцов, а вот дедушки даже не смогли узнать собственных внуков.

С другой стороны, у мужчин наблюдают более высокий, чем у женщин, уровень артериального давления при разглядывании картинок сексуального характера.

Периферийное зрение у представительниц прекрасного пола также лучше мужского. Именно поэтому они без труда замечают взгляды своих партнеров, направленные на привлекательных женщин, но вряд ли будут пойманы, когда заглядываются на мужчин сами.

Мужчинам, охотникам по природе, свойственно узконаправленное зрение на дальние расстояния, они также лучше приспособлены к передвижению в темноте.

С рождения девочки поразительно более чувствительны к прикосновениям, а в зрелом возрасте женская кожа, по крайней мере, в 10 раз более восприимчива, чем мужская. Женщины любят прикосновения и нуждаются в них больше, чем мужчины. По результатам одного исследования женщины в житейской ситуации общения в 4–6 раз чаще дотрагиваются до другой женщины, чем мужчина до другого мужчины. Женские рецепторы вкуса и обоняния сенситивнее мужских, то есть лучше ощущают вкус и запах. Притом мужчины лучше ощущают соленое и горькое, а женщины — сладкое и ароматное. Это, возможно, объясняет пристрастие многих женщин к десертам. Кроме того, во время овуляции женщина лучше улавливает мужские феромоны, что невозможно сделать сознательно. Превосходные способности органов чувств позволяют женщинам яснее понимать язык тела и, соответственно, различать обман, неискренность.

Сенсорные способности

Обнаружив в 1984 году факт существования пятого аспекта нашей личности,- «Внутреннего Наблюдателя», все эти годы я исследовал проявление его работы в условиях индивидуального и коллективного творчества, при индивидуальных приемах энергокоррекции и в коллективных тренингах. Из года в год росло мое удивление от понимания невообразимых возможностей человека, скрывающихся за Наблюдателем. Он – наш проводник (бинокль, исследователь, катализатор резонансных систем) в микро и макрокосмос, он – организатор путешествий нашего сознания к звездным мирам по всей вселенной и…не только! Масштаб возможностей Наблюдателя столь восхищает, что «Пятый элемент» из известного фильма меркнет перед этим чудесным даром человека!

Тем не менее, не могу обойти письмо Елены Буданцевой из Киева в моем блоге. Вот что она пишет : «Я сама, благодаря работе с Вами, открыла и теперь знаю расширенные возможности своего сознания и запредельные возможности человеческого восприятия». Но наши органы – это устройства, реагирующие на излучение, чувствительные приемники электромагнитных волн. Пределы восприятия таких устройств зависят от их строения (физиологические особенности человеческого тела). Глаз человека не обладает такой высокой зоркостью, как глаз орла или чувствительностью, как глаз совы. У человека около 5 миллионов обонятельных клеток, у немецкой овчарки — 200 миллионов. Также все другие органы имеют границы восприятия согласно «человеческому разрешению». В то же время Вы заканчиваете статью предложением: «Чем обострённее наши чувства, тем выше разрешающая способность работы органов восприятия». Вопрос: «Каким образом меняется разрешающая способность органов, на фоне обострения наших чувств? Или, что это за органы? Или что же тогда меняется?»

Замечу первый факт: люди с западным мышлением с детства учатся видеть около семи цветов спектра или чуть больше. Японцы же, по слухам, учат своих детей на основе цветовой гаммы из более чем 120 цветов! Что, у них глаза по- иному устроены? Второй факт: по мере технического прогресса мы теряли необходимость использования своих сенсорных систем для выживания. Мы просто не знаем, насколько чувствительность наших предков была ниже, чем у различных животных. Но знаем другое, — они обладали более мощным «компьютером» обработки информации, чем любое животное. Мозг наших предков в разы превышал возможности мозга любого животного. Что это давало их сенсорным системам при охоте, мы можем только гадать. А вот что такой мозг позволяет нам сегодня, — это-то как раз мы можем исследовать! Третий факт связан с тем, что качество приема сигналов зависит, с одной стороны, от чувствительности сенсорных систем; с другой, — от помех, которые создают нарастающие с возрастом уплотнения и зажимы как в наших «приемниках», так и в преобразователях сигналов в удобную для человеческого сознания форму. Помехи приему сигналов человек создает сам, своими стрессами, переживаниями, безостановочной работой мозга по поводу бытовухи. Остановить поток хаотических сигналов во внутреннем мире человек может только одним способом – выйдя на тот уровень внутреннего внимания, где наступает состояние, называемое на Востоке Безмолвием, или Внутренней Тишиной. Кстати, человека этому можно быстро научить.

Человек , как и любое животное, принимает сигналы не только биохимическими системами. То, что наблюдает человек в любой модальности, несет не только цвет, звук, влажность или сухость, жар или холод. Все это излучает и электромагнитные или иные волны, способность к приему которых человек может расширить безгранично. Для этого достаточно тренировать свое внимание к самому процессу приема сигналов. Развитие чувствования процесса приема сигналов активизирует электромагнитные матрицы сенсорных систем, расширяя их чувствительность в спектрах, не присущих биохимическому уровню.

Сенсорные системы человека могут быть развиты настолько, что способны воспринимать сигналы с любой заданной разрешающей способностью. Человек, сознательно тренирующий свое внимание к ощущениям, возникающим в процессах приема сигналов любой модальности, тем самым объективно может развить обостренность чувств, недоступных животному миру. Вопрос в другом: надо ли нам это?

Развитие резонансных систем человека как фундаментальный источник здоровья и гармонии, как инструмент управления своими Силами и способностями без мистификации техник и технологий внутренней работы, — мне кажется, в этом что-то есть.

Кстати: точно также обстоит дело с адаптивными возможностями человека. Жирафы, носороги и пр. живут в жарком климате и не выдерживают холода. Белые медведи и тюлени живут за полярным полюсом, но не могут жить в жарком климате. Только человека мы обнаруживаем и на холодном севере и в пустынях Сахары. В целом человеческая цивилизация – один вид, в биохимическом плане люди по сути идентичны. Стало быть, у человека есть адаптивные механизмы для жизни в огромном интервале температур. Вопрос: как изменится наша жизнь и жизнь всей человеческой цивилизации, если каждый из людей займется сознательным включением данных от природы адаптивных возможностей?

Сенсорные способности

Что делает ребенок, увидев незнакомый для него предмет? После того как изучив его глазами, малыш констатирует тот факт, что об этой вещи он еще ничего не знает и пытается исправить этот маленький недочет.

Он начинает пользоваться своей сенсорикой то есть берет предмет в руки, в рот пытается его покачать, понюхать, ощупать. Исследовав предмет на разные свойства, ребенок сравнивает его с тем, что он видел раньше и делает свои заключения: нравится ли ему эта вещь и на что она похожа.

Содержание Свернуть

Роль сенсорных ощущений в развитии

В познании необъятного окружающего мира мы пользуемся не только тем, что можем послушать, увидеть, понюхать или попробовать. Важную роль в восприятии мира играет сенсорика – материальное ощущение предметов. Если ребенку дать несколько разных предметов, он с полными глазами вопросов, начнет изучать представленные перед ним объекты.

Нам кажется, что это просто игра, когда малыш трогает, слушает, нюхает, переворачивает, пробует предметы. На самом деле это важная стадия развития сенсорных ощущений и восприятий у ребенка. Поэтому давайте малышу больше свободы действий, пусть исследует все пространство в доме, главное, чтобы оно было безопасным.

Важно помогать развиваться

Сенсорные способности

Заниматься сенсорным воспитанием ребенка так же важно, как читать книжки, рисовать и лепить из пластеина. Вам нужно познакомить ребенка с системой основных эталонов. Он должен различать:

  • цвет предмета;
  • форму;
  • величину;
  • звук, издаваемый предметом (громко, тихо);
  • вкус;
  • запах;
  • иметь представление о тактильных понятиях (мягко, гладко, холодно, тепло, больно).

По вышеупомянутым эталонам родители должны научить ребенка различать предметы. Сенсорное воспитание способствует развитию наблюдательности, внимания, речи и памяти. Совсем маленьким детям трудно самостоятельно разобраться с тем огромным потоком информации и всего неизведанного, который на него обрушается. И поэтому важно помочь малышу в этот период.

Развиваемся с пеленок

Начиная с 6 месяцев по возможности, старайтесь сделать окружающий мир ребенка более разнообразным. Развешивайте по комнате и над кроваткой разные яркие предметы и игрушки. Постоянно меняйте положение малютки, переворачивайте его с животика на спинку и обратно. Вводите в меню помимо супов и соков, сладкие, кислые и соленые продукты. Практикуйте совместное прослушивание музыки.

Оттого как вы начнете развивать малыша с первой секунды его рождения, будет зависеть развитие способностей крохи в дальнейшем.

По мере усовершенствования технических возможностей психологи­ческого исследования ученые получают все более интересные факты о сенсорных способностях младенцев, которые получили название «компетентности» младенца.

В исследованиях компетентности младенца отчетливо выступает ак­тивный характер его взаимодействия с окружающим миром. Актив­ность младенца проявляется прежде всего в избирательной чувстви­тельности к различным стимулам: одни из них больше предпочитаются детьми и более тонко дифференцируются, другие менее. О степени пред­почтения тех или иных стимулов у совсем маленьких детей, которые не могут говорить и выражать свое отношение, ученые судят по времени их рассматривания и по тем эмоциям, которые эти стимулы вызывают.

Избирательность отношения ребенка к миру подверглась тщатель­ному изучению в опытах со зрительным и слуховым восприятием, ко­торые показали, что в первую же неделю жизни младенцы обнаружи­вают неодинаковое отношение к различным зрительным стимулам. Они предпочитают более сложные, структурированные и ярко окра­шенные изображения. Например, если младенцу показать картинку с изображением черной полосы на белом фоне, взгляд ребенка сразу устремится к черному контуру, а не будет бесцельно блуждать по всей картинке. Это младенческое предпочтение цветовых контрастов помо­гает выяснить остроту зрения ребенка. Если младенцу показать на оди­наковом расстоянии сразу две картинки — одну с ярким и черными линиями, а другую — монотонно закрашенную серым цветом, он бу­дет дольше и с большим интересом смотреть на первую картинку, так как контрасты, образованные темными линиями, для него привлека­тельней. Именно так выявляют остроту зрения маленьких детей: мла­денцы с нарушениями зрения смотрят на оба изображения одинаково долго.

Аналогичными методами было обнаружено, что младенцы предпо­читают сложные, структурированные изображения (например, шах­матную доску с большим количеством клеток), изогнутые, округлые изображения прямолинейным, и замкнутую, концентрическую фор­му — развернутой. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы. Их взгляд как бы «цепляется» за движущийся предмет и про­слеживает его движение. Поэтому младенцы могут с интересом и по­долгу рассматривать из коляски шевелящиеся над ними листья на де­ревьях или кустах — эта «стимуляция» хорошо отвечает их врожденным избирательным предпочтениям.

Еще одним методом изучения восприятия младенцев является ис­следование их ориентировочных реакций. Если ребенку многократно и достаточно долго показывать один и тот же предмет или изображение, он привыкает и нему и все меньше сосредотачивает на нем свой взгляд. Но если этот стимул видоизменить, он вновь оживляется, и его ориен­тировочная реакция вновь активизируется. Это оживление ориентиро­вочной реакции может свидетельствовать о том, что ребенок заметил изменения стимула и что он отличает новое явление от первоначально­го. Например, младенцам показывают два красных шара до тех пор, пока эта картина им не наскучит и они не начнут от нее отворачиваться. Тогда им начинают показывать красный шар вместе с красным кубом. Большинство детей дольше будут разглядывать куб, что может свиде­тельствовать о том, что младенцы различают форму этих двух объектов.

Пользуясь этим методом, отечественные физиологи показали, что вскоре после рождения ребенок уже умеет воспринимать тембр, гром­кость и высоту звуков. Например, он различает звук колокольчика и гудка. Повторение одного и того же звука вызывало у младенца при­выкание — он закрывал глаза и ритмично сосал пустышку. Но стоило сменить звук — и младенец замирал, открывал глаза и переставал со­сать.

В области слухового восприятия были получены эксперименталь­ ные факты, обнаруживающие способность младенцев к локализации источника звука: услышав какой-либо звук, младенец будет крутить головой и искать его источник. Но самый важный факт, полученный в области слухового восприятия младенцев, состоит в том, что новоро­жденные дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая, естественно, ни одного слова, дети замирают при звуках голоса и начинают искать глаза­ми его источник. Было установлено, что маленькие дети предпочитают всем другим, даже самым сложным и красивым, звукам (колокольчиков, струнных инструментов, цимбал и пр.) обыкновенные слова и фразы взрослых.

Таким образом, уже в период новорожденности дети избирательно относятся к стимулам внешней среды, предпочитая одни из них и иг­норируя другие. И что особенно важно — наиболее предпочитаемыми являются именно те признаки, которые характерны для образа чело­века (округлая, замкнутая и сложная форма, движение, звуки речи и пр.). Органы чувств младенца как бы настроены на то, чтобы выде­лять в незнакомом еще внешнем мире именно человека. Глаз ребенка от природы предрасположен к тому, чтобы реагировать на лицо чело­века, а его ухо — на то, чтобы улавливать звуки человеческого голоса. Следует подчеркнуть, что среди всех зрительных стимулов наиболее предпочитаемым для младенца является изображение человеческого лица.

Сенсорные способности

Ориентация движений позвоночных осуществляется с помощью хорошо развитых сенсорных систем. Наибольшее значение имеют органы слуха и равновесия, обоняния и зрения. Хорошо развиты у высших позвоночных также кожная (тактильная), мышечная (кинестатическая), термическая чувствительности, вкус, а у некоторых видов и другие виды чувствительности (электрическая, вибрационная и др.). Соответственно развиты у позвоночных и разные виды таксисов, особенно значимые в ориентации действий низших позвоночных (круглоротых, рыб, земноводных и др.).
Сопоставление роли зрения и обоняния в жизни высших позвоночных показывает, что у большинства млекопитающих ведущую роль играет обоняние, которое достигает у них удивительной остроты (только акулы могут в этом отношении сравниться с ними). Так, крот чувствует добычу сквозь толщу земли, белый медведь сквозь лед. Бурый медведь чувствует на расстоянии 20 метров мед, зарытый в землю на глубину 50 см. Хорошо известны поразительные обонятельные способности собак и копытных. Обоняние позволяет многим позвоночным эффективно обнаруживать пищевые объекты и хищников, что особенно значимо в условиях ограниченной видимости (в густых зарослях или на сильно пересечённой местности). Обоняние используется и для ориентации на индивидуальном участке или территории стада (с помощью хемомнемотаксисов), особенно у тех видов, для которых характерно слабое развитие зрения.
Зрение лучше всего развито у птиц и приматов. Оно играет важную роль в их пищедобывательной, оборонительной, воспроизводительной и других формах поведения, обеспечивая чёткую ориентацию животного в пространстве. Особое значение зрение имеет у млекопитающих для ориентации на занимаемой территории, а также при ориентации мигрирующих птиц по топографическим признакам, поляризованному освещению небосвода и астрономическим ориентирам (солнцу и звёздам) во время дальних перелётов. Наиболее мощным зрением обладают хищные птицы, обнаруживающие свою добычу на открытой местности с помощью зрения. Так, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии почти полутора километров.
Характеризуя степень развития анализаторов у высших позвоночных необходимо подчеркнуть, что ведущую рецепцию, характер поведения и психики животных всецело определяют образ жизни и среда обитания животного (в отличие от человека, у которого, благодаря общественно-трудовой деятельности, развитие анализаторов и психики зависит не от биологических факторов, а от социальных условий жизни).
Высокий уровень развития сенсорных систем и способностей ЦНС к анализу и синтезу информации у высших позвоночных обусловили формирование на этом этапе эволюции подлинной перцепции, для которой характерны восприятия предметных компонентов среды как таковых даже при изменении отдельных их свойств (внешний вид, запах и так далее). Все остальные виды позвоночных (кроме круглоротых) также способны к предметному восприятию, в частности к восприятию формы, и находятся на стадии перцептивной психики, но на качественно более низком уровне. Так, рыбы способны в эксперименте узнавать разные геометрические фигуры (треугольник, квадрат) независимо от их величины, но перестают их узнавать при повороте более чем на 45. Это доказывает, что восприятие и узнавание формы у них ограничено, недостаточно гибкое, они не способны к быстрому переносу сформировавшегося зрительного представления на основе обобщения. В отличие от рыб, млекопитающие и многие птицы вполне способны к такому обобщению и легко узнают любую фигуру любой величины в любом положении и любого цвета.
Экспериментально доказана способность к зрительному обобщению у многих позвоночных особенно у высших их представителей. Было показано, что они способны даже в очень сложных ситуациях вычленять существенные детали в воспринимаемых объектах и узнавать эти объекты в сильно изменённом виде. Исходя из этого, был сделан вывод, что у позвоночных существуют достаточно сложные общие представления. Следует заметить, что представления чрезвычайно важны для выживания животного. Так как в представлениях, в общем виде, закрепляется индивидуальный опыт, что позволяет животному легче ориентироваться в существенно меняющейся окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей.
Наличие у позвоночных (а, возможно, и у некоторых высших беспозвоночных) представлений, выражается в отсроченных реакциях и способности к нахождению обходных путей (включая и явления экстраполяции). Это придаёт поведению позвоночных исключительную гибкость и намного повышает эффективность их действий на поисковых этапах поведенческих актов. Способность позвоночных формировать представления является важной предпосылкой образования сложных навыков, которые составляют основное содержание накопления индивидуального опыта не только в сенсорной, но и в эффекторной сферах, действующих как единая система.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ребенок в утробе матери способен не только воспринимать определенные сенсорные воздействия извне (свет, звук, вибрации) и эмоциональное состояние матери, но и реагировать на них какими-либо ответными движениями. Сенсорная афферентация необходима для нормального развития мозга человека в эмбриональном периоде. Афферентация неодинаково воздействует на разные сенсорные системы плода. Она оказывает более выраженное действие на те системы, которые играют биологически значимую роль для выживания организма, что приводит к их опережающему развитию. В период 14—24 недель начинают функционировать вкусовая, проприоцептивная, тактильная, вестибулярная системы.

Формирование и развитие органа слуха человека начинается с первых недель жизни плода: образование слуховой ямки происходит на 3-й неделе внутриутробной жизни, к 5-й неделе внутреннее ухо представляет слуховой пузырек и начинает формироваться наружное ухо, к 8-й неделе внутреннее ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (закладка улитки); с 11-й по 13-ю неделю во внутреннем ухе появляются два завитка, формируются лабиринт и рецепторы улитки, к 20-й неделе внутреннее ухо и улитка достигают размеров, характерных для взрослого человека, заканчивается окостенение молоточка и наковальни, начинается окостенение стремечка; к 30-й неделе процесс морфологической дифференциации улитки заканчивается. К 37-й неделе внутриутробного развития происходит пневматизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости.

К этому моменту в основном сформированы стволомозговые структуры мозга. Однако завершение процессов их созревания и повышение эффективности нервной передачи продолжается до трехлетнего возраста ребенка. Длительным является и процесс развития синаптических связей между нейронами, миелинизации волокон, увеличения числа дендритных отростков, повышения эффективности синаптической передачи и т.д. К 28-й неделе внутриутробного развития миелинизировано около 50% волокон, к 38-й неделе — порядка 80%, общее число волокон слухового нерва приближается к показателям взрослого. С 5-го месяца внутриутробной жизни до периода взрослости поверхность височной коры человека увеличивается более чем в 17 раз. Резкое изменение ее размеров наблюдается в период 8—9-го месяцев внутриутробного развития. Звуки интенсивностью более 80 дБ и частотой до 300 Гц способны проникать в матку. Ребенок пренатально уже подготовлен к восприятию интонационного контура, ударений, ритмики. Предполагают, что способностью плода слышать шумы материнского организма и ее голос объясняется узнавание материнского голоса в первые часы жизни младенца. Новорожденные в возрасте двух-трех дней способны избирательно реагировать на ритмику материнской речи и ритмовый ряд родного для матери языка. Голос матери и простые тексты, произнесенные ею в последнем периоде беременности, узнаются новорожденным.

Зрительная сенсорная система развивается позже — к 26 неделям. Но движения глаз отмечаются в 16 недель, в 17 недель появляется мигательный рефлекс, внутриутробно ребенок жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом (зажмуривается, отворачивает головку). В связи с отсутствием конкретной информации для зрения развивается только цветоощущение, восприятие контура и другой зрительной информации является задачей следующего, внеутробного периода.

На 4-м месяце гипофиз осуществляет синтез гормонов и гипоталамус контролирует функции гипофиза. К 5 месяцам включаются корковые структуры и замыкаются нейроэндокринные связи. Организм ребенка не только обеспечивает собственную гормональную регуляцию, но и включается в эндокринную систему матери (при заболевании матери диабетом вырабатываемый эндокринной системой плода инсулин обеспечивает и ребенка, и мать). К 5 месяцам центры удовольствия-неудовольствия, находящиеся в гипоталамусе, включены в общую систему и получают стимуляцию от соматического состояния самого ребенка и напрямую — от поступающих с кровью гормонов матери, образующихся при ее эмоциональных состояниях. Плацентарный барьер не пропускает адреналин, но пропускает эндор- фины и катехоламины. Поэтому резкий выброс адреналина, характерный для стрессового состояния, действует главным образом на мышцы матки, вызывая их тонус, что опосредованно воздействует на ребенка за счет изменения давления околоплодной жидкости и кровоснабжения. Гормональные изменения в крови матери при переживании тревоги или радости прямо воздействуют на гипоталамус ребенка.

Современные исследования пренатального развития и психологии беременности подтверждают возможность переживания ребенком эмоционального состояния матери двумя рядами фактов. Начиная с 22 недель отмечаются двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой чувствительности. В 26—28 недель зарегистрированы мимические проявления, похожие на выражения фундаментальных эмоций (радость, удивление, страх, гнев — по данным внутриутробных кино- и фотосъемок и у преждевременно рожденных детей). На развитие нервной системы и особенностей эмоциональной сферы ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние матери именно во втором и третьем триместрах, в первую очередь наличие стрессов, устойчивого состояния тревоги и депрессивных эпизодов. Все эти данные свидетельствуют о том, что нервная система и нейрогуморальные механизмы эмоциональной регуляции обеспечивают возможность эмоционального переживания ребенком своих состояний и состояний матери.

Важно отметить

К моменту окончания периода пренатального развития ребенок обладает определенным сенсорным багажом, сформировавшимися рефлексами, обеспечивающими возможность его выживания в новой среде обитания, и соответствующими морфофункциональными преобразованиями.

Сенсорные способности

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: чешка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «сенсорный&raquo

Ассоциации к слову «способность&raquo

Синонимы к словосочетанию «сенсорные способности&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «сенсорные способности»

  • Каждый подвергается такому экзамену по три раза, и тот, у кого способность ориентироваться оказалась хуже, чем у других, ставит всем остальным по чашке кофе или соответствующее количество полубутылок молодого вина. Надо сказать, что в большинстве случаев проигрываю я. Но Юра Паратино показывает всегда на N с точностью магнитной стрелки. Этакий зверь!

Сочетаемость слова «сенсорный&raquo

  • сенсорная панель
    сенсорный экран
    сенсорная информация
  • сенсорный опыт детей
    на сенсорной панели управления
    в условиях сенсорной депривации
  • коснуться сенсорной панели
    приложил ладонь к сенсорной панели
    прикоснуться к сенсорной панели
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «способность&raquo

  • магические способности
    умственные способности
    творческие способности
  • способности человека
    способности ребёнка
    способность суждения
  • развитие способностей
    в меру способностей
    проявление творческих способностей
  • способности исчезли
  • обладать способностями
    потерять способность
    иметь способности
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «сенсорный&raquo

СЕНСО́РНЫЙ , —ая, —ое. Спец. Чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «способность&raquo

СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «способность&raquo

  • Мы имеем пять главных умственных способностей. Способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений и, наконец, способность приводить выводы эти в порядок.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «сенсорный»
  • Как правильно пишется слово «способность»
  • Разбор по составу слова «сенсорный» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «способность» (морфемный разбор)

Значение слова «сенсорный&raquo

СЕНСО́РНЫЙ , —ая, —ое. Спец. Чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

Значение слова «способность&raquo

СПОСО́БНОСТЬ , -и, ж. 1. Возможность осуществлять какую-л. деятельность, умение делать что-л., вести себя каким-л. образом и т. п. Мыслительная способность. Способность к размножению. Способность двигаться.

Синонимы к словосочетанию «сенсорные способности&raquo

  • психические способности
  • развитие способности
  • способности ребёнка
  • способность восприятия
  • сенсорные эталоны
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «сенсорный&raquo

  • смартфон
  • телефон
  • мобильник
  • (ещё ассоциации. )

Ассоциации к слову «способность&raquo

  • умение
  • конкурентоспособный
  • талант
  • наклонность
  • дар
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «сенсорный&raquo

  • сенсорная панель
  • сенсорный опыт детей
  • коснуться сенсорной панели
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «способность&raquo

  • магические способности
  • способности человека
  • развитие способностей
  • способности исчезли
  • обладать способностями
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «сенсорный»
  • Разбор по составу слова «способность»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «сенсорный»
  • Как правильно пишется слово «способность»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Способность видеть спиной, магнитные пальцы или ультрафиолетовое зрение? Может показаться, что это все из разряда фантастических историй про людей-мутантов. Но на самом деле такие инновации могут быть не за горами, уверены ученые.
Так как все ощущения, которые люди (и другие животные) получают от органов чувств, таких как нос, аналогичным образом обрабатываются и интерпретируются мозгом, то эти самые органы вполне можно доработать, заменить или трансформировать для формирования сверхспособностей человека.

Сенсорные способности

Росомаха. 20th Century Fox

«Мозгу все равно, какие к нему подключают периферийные устройства – глаза, уши, нос или рот, — подчеркнул специалист в нейронауках Дэвид Иглмен в ходе недавней конференции, посвященной тайнам человеческого бытия. – Это устройства с автоматическим конфигурированием, и мозг сам разбирается, как их использовать».

Сенсорная информация
Человек воспринимает реальный мир посредством пяти чувств, которые предоставляют узкий диапазон слуха, крошечную часть видимой области спектра и незамысловатую систему обоняния, которую большинство собак считают просто плачевной.
Возможности животных несколько отличаются. Например, летучие мыши находят дорогу при помощи ультразвука, коровы обладают компасом, помогающим им ощущать магнитное поле Земли, а звездоносы могут похвастаться 20-палым носом с тысячами рецепторов прикосновения, позволяющим нащупывать дорогу в темноте или в подземных туннелях.
Сегодня многие ученые, делая ставку на общее сходство структуры мозга этих животных и людей, разрабатывают технологии, которые дадут человечеству широкий выбор сверхчувств.
Десятилетия изучений демонстрируют, что люди обладают фундаментальной способностью к переосмысливанию сенсорной информации. Например, исследованием от 1969 года ученые доказали, что человека можно научить видеть изображение лица, если такие визуальные данные перевести в комплекс физических надавливаний различной интенсивности на спину участника эксперимента, рассказывает Дэвид Иглмен. (Даже без дополнительной тренировки слепые способны находить дорогу, используя звуки.)
Кохлеарные имплантаты дают глухим возможность слышать при помощи замены органов чувств в ухе электрическими устройствами, а акустические очки могут превращать поток аудиоданных в визуальную информацию. «Через несколько недель люди развивают прямой процесс восприятия, по сути, видя звук», — подчеркивает Иглмен.
Новая технология под названием Brainport превращает визуальные данные в сенсорную информацию, которая передается в мозг через электроды, вживленные в язык. Способность видеть языком позволяет выполнять сложнейшие задачи, такие как восхождения в горы.
В данное время лаборатория Дэвида Иглмена разрабатывает жилет с тактильными датчиками, которые преобразуют звук в прикосновения. Изобретение позволит глухим слышать через осязание. «Это будет в 100 раз дешевле кохлеарного имплантата и не потребует хирургического вмешательства», — уверен Иглмен.
Будущие улучшения
Пять традиционных органов чувств вообще могут оказаться вчерашним днем: при помощи последних технологий ученые собираются создать полностью новые чувства. Например, некоторые исследователи разрабатывают устройства, которые позволят людям ощущать погодные условия на расстоянии до 320 километров или же каждую секунду обрабатывать малейшие колебания на фондовом рынке.
Другие новаторы в сфере чувств используют магниты из элемента неодима, имплантированные в кончики пальцев, которые позволяют ощущать магнитное поле вокруг носителя. Некоторые участники эксперимента даже заявляют, что могут ремонтировать электронику, лишь воспринимая «цвет» магнитного поля вокруг поломанных устройств.
«Мы перестали быть природными созданиями в том смысле, что нам не приходится ждать даров от Матери Природы, когда ей захочется предоставить нам новые чувства, — говорит Иглмен. – Природа дала нам инструментарий, а нам предстоит создать собственные средства».

В содержание певческой деятельности входят упражнения и задания на развитие способности различать такие свойства муз звуков, как высота, длительность звучания.

В зарубежной и отечественной литературе сенсорные муз способности понимаются как качество различения основных свойств муз звуков. Строго говоря, эти качества нельзя назвать муз способностями (Теплов Б.М.), но они лежат в основе развития музыкального слуха (Ветлугина).

Психологические основы сенсорного развития детей разрабатывали А. Усова, А. Запорожец + исследования А. Леонтьева, О. Овчинниковой, Т. Репиной (за рубежом – М. Монтессори).

Ветлугина (222): под сенсорным муз развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными свойствами муз звуков в их простейших сочетаниях.

Высотные отношения в муз произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте; в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств (222).

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых); тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов, звукоподражанием голосам животных, птиц.

Линии усложнения заданий по различению свойств муз звуков: (225):

В структуру музыкальных сенсорных способностей входит качество активного вслушивания, обследования детьми звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами (184).

Н.Ветлугина: «в структуру муз сенсорных способностей входят след компоненты: различение свойств муз звуков и их выразительных соотношений, качество обследования муз явлений (184). Способ обследования муз явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств муз звуков, сравнение их по сходству и контрасту, выделение из комплекса др звуков, различение их выразительного значения, их воспроизведение с одновременным слуховым контролемв певческих интонациях, в игре на муз инструменте, в выразительных ритмических движениях. Перечисленные действия можно назвать в целом способом вслушивания, так как объединяющим их признаком является активность слухового контроля.

Сенсорные акты (а музыкальное восприятие все сенсорно), сопутствующие муз переживаниям, не однородны на каждом этапе их развития: наиболее простые – различение свойств звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие муз образов (185, 188).

Экспериментальное исследование Ветлугиной:

— для развития восприятия звуковысотных отношений использовались: муз лесенка, колокольчики различной высоты звучания (маж, диатон лады), металлофон, фортепиано – т.е. инструменты, построенные в мажорном звукоряде.

— для развития восприятия ритмических отношений те же инструменты + бубен, треугольники, кастаньеты, барабан;

— для развития восприятия тембровых отношений: металлофоны, пианино, колокольчики; цитра, домра, струнные; кларнет; баян;

— для развития восприятия динамических отношений: специально сконструированная дидактическая игрушка в виде баяна с 5-ю кнопками с одинаковой высотой, но различной динамикой.

+ муз шкатулки и игрушки для развития восприятия муз интонаций и мелодий.

В процессе экспериментального исследования детям систематически давались задания на различение звуков по высоте, длительности, направлению движения мелодии (228).

Ветлугина отмечает, что организация первоначального сенсорного опыта ребенка нуждается в создании моделей свойств муз звуков, так как понятия о них слишком сложны для детей. Практическое обучение способам вслушивания в муз звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, «вещественными». Моделирование происходит с помощью музыкальных игрушек, различных методических пособий, муз-ритмических движений, графической записи.

В основе муз системы лежит муз звук с его 4-мя основными свойствами – высотой, длительностью, тембром, силой. Большее значение придается развитию звуковысотного и ритмического слуха, меньшее – тембровому и динамическому. Это соответств их объективному значению. В то же время в целях гармонического и всестороннего муз развития ребенка нельзя упускать развития восприятия тембра и динамики звучания, тем более, что в исполнит деятельности, например, в пении ребенок должен находить нужную силу звука, его тембровую окраску.

Сенсорное муз развитие происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении (222). М. Монтессори, создавшая систему сенсорного воспитания детей отмечала, что ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных соотношений.

Особое место в развитии восприятия звуковысотных отношений отводится певческой деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector