Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
- Презентация для родителей.
- Фотовыставка «Учимся играя».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Проведение мониторинга.
- Анализ полученных результатов, выводы.
- Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
- Дидактические игры с малышами:
- Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
- Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
- Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
- Мозаика: настольная и напольная.
- Настольно-печатные дидактические игры.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
- Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
- Беседы о роли развивающих игр для малышей.
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
- Сказкатерапия (3)
- Летний оздоровительные период (1)
- ПДД (3)
- Игротерапия (2)
- Безопасность (4)
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Актуальность темы : Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, так как ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
-научить детей различать основные цвета;
-познакомить детей с величиной и формой предметов;
— сформировать навыки самостоятельной деятельности;
— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
— сплотить детский коллектив;
— развивать мелкую моторику;
— совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
Цель работы: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности
Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста .
Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)
Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»; проведение бесед, родительского собрания «Путешествие с страну Сенсорику ».
— систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
— сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета и величины предметов.
— сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных предметов игры на них.
— сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
— заинтересованность родителей в дальнейшем развитии сенсорных представлений у детей.
Формы работы с родителями:
— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Формы работы с детьми:
— занятия по сенсорному воспитанию;
— дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
— дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
— дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины;
— дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы.
Э тапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой
Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по
Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Подготовка анкет для родителей, анализ результатов
Подготовка и проведение родительского собрания
Отчет по теме самообразования
А прел ь- май 2020
Конспект родительского собрания
Подведение итогов работы: «Доклад на педсовете»
Работа с детьми
Специальные занятия по сенсорному воспитанию
Проведение занятий с использованием дидактических упражнений со специально разработанными пособиями
Занятия по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек»; «Определи на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару»
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Найди предмет указанной формы»; «Найди предмет такой же формы »; «Какая фигура лишняя?»
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по величине», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки»,
«В какую коробку?»,
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета: «Какого цвета не стало?»; « Какого цвета предмет?»; «Собери гирлянду»
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Проведение индивидуальных консультаций
Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»
Проведение родительского собрания
Итог работы по теме .
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов. Они научили сь сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Дети стали более внимательными, усидчивыми, научились работать в коллективе.
Кроме того, родители узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание и о его значении в раннем детстве.
Итак, для формирования сенсорной культуры у детей раннего дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр.
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа .- Москва, 2010.
2. Л.А. Венгер , Э.Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: «Просвещение», 1998.
3. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М.: «Мозаика-Синтез», 2003.
4. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребенком». – М.: Обруч, 2012
Ветошкина Ольга Леонидовна
Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара
Ветошкина Елена Леонидовна
Старший воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
План работы по самообразованию
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Актуальность выбранной темы
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» для работы по самообразованию педагога
Сенсорное воспитание — это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка — виды деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения.
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой — то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
План работы по самообразованию
Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- Макарычева II.В. «Проблемы раннего детства». АРКТИ, 2014
- Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие
анкета» и «Выявление интересов и знаний
родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.
Сенсорное воспитание в период раннего детства — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры (4, стр. 6).
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник (4, стр. 6).
Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее. (19, стр.7).
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета.
с шестью цветами спектра и их названиями.
Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся
светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах —
разные), листы с контуром
«Пирамидка». Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя так
Эталоны шести цветов спектра с их
Похожие статьи:
Методы и приемы обучения в начальной школе
Проблема методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, особенно если это касается начальной школы, так как учебные методы — это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные спос .
Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ .
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразитель .
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием — особенность дидактической игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
С уважением
воспитатели группы «Воробьишки»
Саурина Ольга Вячеславовна
Трефилова Татьяна Юрьевна
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
На этапе раннего детства сенсорное воспитание играет огромную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Еще по теме:
Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т. е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностям младшего школьника в разное вр .
Сценарий праздника для школьного возраста, посвященного этой профессии
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. Как известно, у детей младшего школьного возраста пре .
Компоненты системы образования Республики Казахстан
Закон об образовании определяет систему образования как совокупность 4 элементов. Это: 1) государственные общеобязательные стандарты образования и образовательные учебные программы, обеспечивающие преемственность уровней образования; Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении .
Автор: Желтикова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ «Саракташский д/с №9»
Населённый пункт: п. Саракташ, Оренбургская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Значение сенсорного развития детей раннего возраста»
Дата публикации: 05.04.2018
Раздел: дошкольное образование
Значение сенсорного развития детей раннего возраста.
Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, но, как
сказал И. М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т. е.
прежде, чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью
своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей
действительности начинается с ощущений и восприятия, т. е. чувственного
действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного
восприятие данного предмета. А это и есть задача сенсорного воспитания,
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Главной
составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является
На первом году жизни сенсорное воспитание является основным
Своевременный приток новых ярких впечатлений является необходимым не
нормального развития, как физического, так и психического. Известно, что
в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают
«сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Большинство способностей детей имеет выраженную сенсорную
основу, интенсивно развиваемую в раннем возрасте. Упускать этот возраст
ни в коем случае нельзя: он сенситивен для сенсорного воспитания, что
важно для последующего развития ребёнка. Потери, допущенные в этот
период, невосполнимы в дальнейшей жизни.
Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных
ощущений, Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения
имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь
без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации
воспринимается посредством зрения. С помощью зрения воспринимаются
внешние признаки предметов окружающего мира, их удалённость друг от
друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т.д. Слух
воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник,
слушает музыку. Жизнь без развитых этих ощущений неполноценна.
Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны
для человека, но они не являются доминантными. Если вкус и обоняние
Для полноценного развития необходима тренировка органов чувств с
самого рождения, только тогда развивается способность тонко реагировать
на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Формирование сенсорных процессов имеет большое значение для
психического развития. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В.
Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень
развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем,
что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как
Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных
составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и
соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с
Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится
обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных
соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания,
которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают
Если о том, что такое раннее развитие ребенка пояснять уже не нужно, то такое сочетание, как «сенсорное воспитание» все еще остается для многих новым и непонятным.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.
Казалось бы, это обычные человеческие способности восприятия мира, и сделать с ними ничего нельзя, они просто есть.
Но это не совсем так. Любая способность, которая есть у человека, со временем может быть развита в талант. Хороший слух может в перспективе стать безукоризненным музыкальным слухом, развитое зрение может превратиться в уникальную способность к цветопередаче художника, обоняние – основной инструмент парфюмеров и флористов, развитое чувство вкуса просто необходимо поварам, дегустаторам.
Развитие каждого органа чувств тесно связано с развитием коры полушарий головного мозга. Стимулируя органы чувств, мы тем самым стимулируем наш мозг к совершенствованию и развитию.
Сенсорное восприятие – это сигналы, которые получает наш мозг, а чем больше и разнообразнее эти сигналы, тем лучше для нашего развития.
Не стоит отделять развитие сенсорного восприятия вашего ребенка от его общего воспитания. Они идут бок о бок и приводят к одному результату – социализации.
Несмотря на то, что многие игрушки, которые сейчас продаются, имеют пометку «для развития сенсорного восприятия, сенсорного воспитания», нет необходимости выдумывать что-то новое.
При воспитании осязательных ощущений следует обратить внимание на восприятие формы и размера, восприятие текстуры, восприятие температуры, восприятие плотности.
Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы. Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках.
— Потрогай, какой шершавый (гладкий/мягкий/твердый/деревянный) и т.д.
Можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из ладошек, называйте материал.
Из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, приклеиваем подготовленные материалы на дно коробки.
Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся с центром мелкой моторики. Таким образом, давай ребенку различные сенсорные стимулы, мы убиваем сразу двух зайцев.
Также стоит рассказывать о фигурах, с которыми знакомится ребенок, достаточно просто называть их, в будущем ребенок обязательно их запомнит.
При развитии слуховых ощущений можно разделить музыкальный и бытовой слух.
Основной способ – это насытить мир ребенка звуками, которые не являются повседневными и привычными. Очень важно оберегать малыша от излишне громких или резких звуков, которые могут испугать его или негативно сказаться на его здоровье. Наиболее благоприятными в плане развития слухового восприятия являются звуки природы, а также звучание различных музыкальных инструментов, классическая музыка. Прогуливаясь с ребенком на улице, акцентируйте внимание ребенка на окружающие его звуки: «Птичка поет», «машина сигналит», «листья шуршат».
При развитии зрительного восприятия основной упор следует сделать на различение цветов и формы.
В этом вам помогут яркие картинки и детские раскраски.
Для развития обоняния и вкуса может помочь игра, при которой с завязанными глазами ребенку предлагается угадать, что он съел, или что ему дают понюхать.
Чаще всего сенсорное воспитание детей происходит неосознанно, без непосредственного, направленного участия в нем взрослых. Для того, чтобы сделать жизнь вашего ребенка более наполненной, достаточно время от времени обращать его внимание на каждодневные вещи, которые наполняют его мир.
Считается, что оптимальным возрастом для сенсорного воспитания и развития сенсорного восприятия у ребенка является возраст после двух лет, поскольку ребенок уже достаточно неплохо понимает речь, и может давать однозначную вербальную обратную связь. Однако центры раннего развития предлагают развивающие занятия для детей уже с 6 месяцев.
Но для развития способностей к познанию мира не бывает слишком раннего возраста, или возраста, когда уже слишком поздно. Развивать сенсорные особенности вашего ребенка вы можете с самого его рождения. Да и для себя лично вы можете открыть много нового в мире, который вас окружает, прикоснувшись к нему, или попробовав его на вкус.