Сенсорное развитие младших дошкольников

Автор: Ипатова Екатерина Юрьевна, воспитатель МДОУ «Березка» п. Суксун, Пермский край.
Назначение: разработка предназначена для педагогов и родителей для использования игр по сенсорике.
Цель: передача личного профессионального опыта по сенсорному развитию детей.
Задачи: Познакомить педагогов с разными видами сенсорных игр.
Формировать представление об изготовлении сенсорной игрушки.
Материалы и инструменты: ткань, нитки, вата, поролон, семена: горох, греча, подсолнечник и др.

Сенсорика — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Существует 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой интеллектуального развития,
— упорядочивает хаотичные представления ребенка , полученные при взаимодействии с внешним миром,
— развивает наблюдательность,
— готовит к реальной жизни,
-является основой для развития воображения,
— развивает внимание,
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности,
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
— влияет на расширение словарного запаса ребенка,
— влияет на развитие памяти.

Игры с бельевыми прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками- развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Пальчиковая гимнастика-это тоже развитие мелкой моторики рук.

«Ежики» (резиновые игрушки или сделанные из пластилина и спичек)
Предлагаем ребенку взять ежика. Будем ежика катать между ладошками и приговаривать.

— Куча листьев здесь лежит.
Кто там листьями шуршит?
Из под листьев черный нос,
Клубок колючками оброс.
Вы, конечно, догадались,
Мы с ежонком повстречались!

Теперь берем ежа в правую руку — (мнем в кулачке, а взрослые помогают малышу), и покатаем по правой ножке:
-Топ – топ — туда!
-Топ – топ — сюда!
-Без тропинок и дорог — шорох вдоль и поперек.
А теперь берем ежика в левую руку (мнем в кулачке, взрослые помогают)
-Вот какой колючий!
Берем другого ежа и катаем по левой ножке, проговаривая те же слова.
В конце прячем ежика в двух ручках («замок»)
-Убежал ежонок в лес.
-В куче листьев шум исчез.

Вы видите, что это не просто пальчиковая гимнастика,- это игра, развивающего характера. Идет развитие на ориентирование(«левая», «правая»),развиваем память, мелкую моторику рук, усидчивость, мышление, речь, повторяя слова за взрослыми.
Прививаем интерес к игре.

Игра «Бабочки»
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь воображение.
Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

На лесной полянке чудо —
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Игра «Три колодца»
Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на «легочном меридиане» — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы.
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили «массаж легких»):
— Здесь вода горячая.
— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

«Птица»
На сегодняшнем мастер- классе я предлагаю сделать сенсорных птичек. С ними можно организовать игру с детьми «Узнай на ощупь».
Наша сегодняшняя работа будет проходить под таким девизом:
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво,
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Эризн.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

Сенсорное развитие младших дошкольников

В старину птица являлась символом удачи, счастья, любви. И свое выступление мне бы хотелось закончить такими стихами:

Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу счастья люди,
Что руками создана.
Только где же птица счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят, бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.
Полюбите! Птица счастья,
К Вам в окошко постучит.
Потому что, к тем кто любит,
Та мечта сама летит.
И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!

Пусть эти птицы, созданные Вашими руками, принесут счастье, любовь и удачу! А для детей пусть это будет любимая игрушка.

Ребенок делает в младшем дошкольном возрасте качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у ребёнка сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Ребёнок в процессе действия с предметами накопил опыт словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Младший дошкольник благодаря этим достижениям начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.(5)

Главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. сенсорная комната дошкольный ребенок

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами .Так как для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Без специально организованного сенсорного воспитания дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны, например формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета, так как эти формы и цвета встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим — подготовительным — этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами — образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.(4)

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Совершенствование представлений о цветах приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по светлоте, о том, что цвета группируются на, теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов — с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.(7)

С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Общепринятые эталоны величины в отличие от эталонов формы и цвета имеют условный характер. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют только представление об отношении по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше — меньше). В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький). Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими («слон большой», «муха маленькая»). Представления о величине обогащаются, когда ребенок сопоставляет предмет с другими предметами разной величины. Кроме общих эталонов величины, у детей складываются представления об отдельных ее измерениях — длине, ширине, высоте.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина — не отделяются у ребенка от предмета. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. Ребёнок видит при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Ребенок, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей значительно возрастает точность оценок веса предметов, снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. При выполнении предметной деятельности возникает восприятие признаков объекта(8)

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игре. На протяжении дошкольного возраста игровые манипуляции сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами, с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

автор: Сидорак Наталья Анатольевна

воспитатель МБДОУ ДС 14″Солнышко»

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством

использования дидактических игр и пособий

Тема «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

посредством использования дидактических игр и пособий»

Сидорак Наталья Анатольевна

Воспитатель МБДОУ ДС№14 «Солнышко»

город Старый Оскол

Аннотация: авторские дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, выявлена актуальность данной темы, определены ее цель и задачи .

Актуальность темы обусловлена тем, что в дошкольных учреждениях воспитанник начинает развиваться в процессе игры, поэтому ребёнок должен обучаться играя. Использование игровых методов способствует тому, что у воспитанников появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретённым умственным навыкам составляют творческую направленность личности. Если у ребенка в младшем дошкольном возрасте не развивать сенсорные умения, то в старшем возрасте такие дети испытывают проблемы в процессе обучения. Дидактические игры, способствуют развитию сенсорных способностей, активизации психических процессов (память, внимание, мышление, речь); игры, которые можно использовать в разных видах деятельности. Малыши любят все яркое и необычное, поэтому были разработаны дидактические игры своими руками. При создании пособий особое внимание уделялось эстетической стороне дидактического материала.

Цель: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий.

Для достижения данной цели были определены основные задачи:

  • Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игры.
  • Формирование у детей умений ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  • Различение и называние геометрических фигур.
  • Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.)

Чтобы спланированная работа была успешной, необходимо применение эффективных методов и приемов в дидактических играх; таких как:

— словесные (беседа, объяснения, вопросы, напоминания, использование художественного слова, стихов, загадок);

— наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия);

— практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Все игры разделены на дидактические игры для формирования представлений о цвете, дидактические игры на умение различать геометрические фигуры; дидактические игры на определение равенства и неравенства предметов по контрастным признакам.

Дидактические пособия для формирования представлений о цвете: «Аквариум», «Цветочки», «Лесная полянка», «Цветочки и бабочки», «Собери шары», «Божья коровка». В дидактической игре «Аквариум» и «Цветочки» детям необходимо подобрать определенного цвета пробку к рыбке такого же цвета. В игре «Бабочки и цветочки» — найти для бабочки цветок определенного цвета. посадить бабочек на цветы такого же цвета. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои выводы, сравнивая цвета: «Такая же бабочка и такой же цветочек, такая же рыбка; грибочки одинаковые». В игре «Божья коровка» и «Лесная полянка» дети пристегивали цветочки к пуговице соответствующего цвета. В дидактической игре «Собери шары» смешивались шары двух цветов (красные и желтые), дети должны собрать их и разложить по коробочкам в соответствии с цветом. Усложнение шло за счет увеличения количества шаров разного цвета.

Дидактические пособия на умения различать и определять геометрические фигуры:

«Найди свой домик», «Геометрический фартук», «Спиралька», «Фрукты и овощи». В дидактической игре «Найди свой домик» дети находили соответствующие геометрические фигуры для домиков животных из геометрических фигур. Для игры «Геометрический фартук» был сшит фартук с изображением кошки из разноцветных геометрических фигур. В гости приходила бабушка Арина, на которой был надет фартук. Воспитанники называли и показывали геометрические фигуры, затем играли с бабушкой в различные игры. В дидактической игре «Фрукты и овощи» дети выбирали фрукты и овощи круглой и овальной форм для сказочных персонажей. В дидактической игре «Спиралька» воспитанники собирали бусы из определенных геометрических фигур.

Дидактические пособия на определение равенства и не равенства предметов по контрастным признакам:

«Разные сапожки», «Шарокат», «Дорожки». В дидактической игре «Разные сапожки» детям предлагалось зашнуровать сапожки разной величины для гномика и великана. В процессе дидактической игры «Шарокат» дети, по заданию педагога выбирали большие и маленькие шары и скатывали их с горки. В дидактической игре «Дорожки» дети сравнивали дорожки по ширине: узкая дорожка для зайчика, а широкая для мишки.

Результативность опыта

Проведенные в начале наблюдения за детьми, показали, что 70% детей испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных понятий: воспитанники не имеют представлений о сенсорных эталонах, не знают названий геометрических фигур, путаются в названии нужного цвета. В конце учебного процесса у детей второй младшей группы сформированы:

  • представления о сенсорных эталонах цвете, форме, величины;
  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • умения выполнять простейший сенсорный анализ.

Ценность и польза дидактических игр и пособий по сенсорному развитию детей очевидна, потому что, использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми — на занятиях, развлечениях, в режимных моментах. Представленный материал предназначен педагогам дошкольных учреждений, работающим по программам: «Детство», «Радуга» с детьми младшего дошкольного возраста.

1.Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред.И.В.Петровой-М6Т.Ц.Сфера 2012.

2.Дидактические игры-занятия в ДОУ/Е.Н. Панова-Воронеж, 2007г.

  1. 13 развивающих игр с игрушками – самоделками — СПБ: Дом «Литера»,2011

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра» А.С.Макаренко

Актуальность:
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, которые составляют область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, они были не сформированы (60%). В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Поэтому возникала необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель работы:
Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию сенсорных впечатлений у младших дошкольников.
2. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы.
4. Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей.

Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

Для улучшения пространственно предметно-развивающей среды были созданы сенсорный уголок, центр песка и воды, бизиборд, так же игровой материал, который способствует развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук присутствует и в других игровых зонах: уголок природы, уголок театрализации.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, например: «Павлинчик», «Грибочек» «Геометрическая мозаика», «Заплатки (укрась бабочку)», «Мягкая мозаика», «Веселая улитка», «Помоги бабочке найти домик» и т.д.

В своей работе я старалась использовать разнообразный дидактический материал, но как показывает практика использование теоретического материала не всегда приводило к желаемому результату и часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу и в таких ситуация я использовала игры сюжетного содержания. Одна из таких игр «Помоги бабочке найти домик», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой игровой планшет, на котором размещены цветы красного, синего, желтого цветов и зеленые листья, содержащие крепления разного характера – это магнитные кнопки и липучки. Перед детьми ставилась задача: посадить бабочку на цветок или листик соответствующего цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали бабочку по цветовому признаку, спешили помочь каждой бабочке найти свой домик. Эта игра не только позволяет изучать и закреплять цвета, но и развивает мелкую моторику пальчиков.

Кроме настольных игр дети очень полюбят подвижную игру, а они так же могут способствовать развитию сенсорных впечатлений. Например: подвижная игра «Собери кубики». Сначала разбрасывали кубики двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, поднимали их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества кубиков разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

Детям нравится игры с разнообразными сортерами, пирамидками, мозаиками, раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету и все это тоже способствует развитию сенсорных впечатлений. Большой интерес вызывают бизиборд, геоконт

Для решения назначенных задач вела кружок в группе раннего возраста «Экспериментирование с водой и песком» и кружок по сенсорному развитию «Калейдоскоп» в младшей группе.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:
— индивидуальные беседы;
— консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»;
— были оформлены папки — передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт»;
— родительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям»;
— мастер-класс «Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию, которые способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Результативность опыта, соответствие критериям.
Результаты моей работы, которая проводилась в течение 2 лет, оценивалась по следующим критериям:
— создана предметно-пространственная развивающая среда;
— разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;
— создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
— у детей сформировались знания об определенных сенсорных эталонах и они овладели рациональными приемами обследования.

Барсегян Вардуи Оганнесовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г.Тамбов

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

  • Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
  • Осуществлять классификацию по одному признаку;
  • Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).

В итоге сделаем следующие выводы:

  • сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
  • Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
  • Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГригорий Шульпин

Похожие презентации

Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через познание и восприятие окружающего мира Сенсорное развитие младших дошкольников через познание и восприятие.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Сенсорное развитие младших дошкольников через познание и восприятие окружающего мира Сенсорное развитие младших дошкольников через познание и восприятие окружающего мира Воспитатель: Денюкова Татьяна Борисовна

2 Цель: Обогащать сенсорный опыт детей в процессе ознакомления их с окружающим миром Задачи: 1.Создать сенсомоторный уголок в группе для знакомства дошкольников с сенсорными эталонами. 2.Учить детей анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина, особенности материала и применять эти знания в играх, всех видах детской деятельности. 3.Формировать умения у детей пользоваться планом, схемой для создания образов в игре со сверстниками и взрослыми. 4.Обогатить знания родителей о важности сенсорного воспитания младших дошкольников через практические мероприятия. 5.Разработать картотеку игр по воспитанию у ребенка сенсорной культуры и восприятию окружающего мира.

3 Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Факторы влияющие на сенсорное развитие младших дошкольников: Наследственность Состояние органов чувств Развитие органов чувств и восприятия

4 Средства и методы работы: 1.Изучила научно-методическую литературу (Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка; Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей; Ж.В. Кинзенова Сенсорное развитие детей раннего возраста). 2.Подобрала в соответствии с возрастом детей игры, упражнения, задания: на развитие сенсорных ощущений; на развитие эталонов; для развития умений детей действовать с предметами. 3.Разработала конспекты непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми («Во саду ли в огороде»; «Радуга желаний»; «В гостях у игрушек»). 4.Определила формы работы с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). 5.В группе создала условия для сенсомоторного развития дошкольников (сенсомоторный уголок «Трио развивайка»). 6.Составила перспективный план совместной деятельности родителей и детей.

5 «Трио развивайка» Действия с предметамиСенсорные ощущения Развитие эталонов

6 Игры для развития мелкой моторики «Бусы для мамы» «Прищепки»«Солнышко лучистое»

8 Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика

9 «Божьи коровки» «Солнышко для жирафа»

13 Создан сенсомоторный уголок в группе «Трио развивайка» для детей 2-4 лет Дети знают и умеют играть в игры на группировку предметов по признакам («Солнечные зайчики», «Бусы для мамы», «Разложи по коробочкам») Могут создавать воображаемые образы на основе схем, планов («Ёлка с подарками», «На что похоже?», «Поможем художнику», «Волшебная мозаика») Родители моих воспитанников активные участники мероприятий группы, ДОУ, целевых прогулок с детьми, создатели многих атрибутов и игр для детей в группе (Пальчиковый театр «Герои сказок», «Божьи коровки», «Шнуровки») Создана картотека игр по воспитанию у ребёнка 2-4 лет сенсорной культуры и восприятия окружающего мира по трём направлениям: развитие сенсорных ощущений, развитие сенсорных эталонов, действие с предметами.

Сенсорное развитие младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г. Перми

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

3. Ожидаемые конечные результаты проекта

4. Описание проекта по этапам

6.Список используемой литературы

№ 1 Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

№ 2 Перспективное планирование

дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы

1. Актуальность

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, , . , и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: 1 учебный год

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы.

2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.

3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

— соотносить величину разнородных предметов (попарно объединять разнородные плоскостные предметы 5 величин, например, «Подбери матрешкам сарафан»);

соотносить форму предметов (накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур 4-5 видов, например, «Закрой окошки», «Геометрическая мозаика»);

— раскладывать однородные предметы на 2 группы в соответствии их цветом при использовании вспомогательного объекта в качестве основания группировки (такому требованию удовлетворяет пособие, известное под названием «Столик с грибочками», согласно рекомендациям );

— соотносить цвета разнородных предметов по принципу подбора пары (попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения, например, «Спрячь мышку», «Улетающие шары»)

— попарно объединять идентично окрашенные разнородные объекты в условиях их неполного пространственного сближения (например, «Собери чайный сервиз», «Подбери котятам миски», «Посади бабочку на цветок»);

— соотносить формы 6 и более пар взаимосвязанных предметов («Занимательный куб»);

— соотносить форму, величину, цвет предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола (настольно-дидактическая игра «Лото»);

— соотносить форму, цвет предметов, расположенных в групповой комнате («Найди свой гараж», «Найди свою пару», «Бегите ко мне»);

— нанизывать на стержень 6 и более однородных предметов по убыванию их величины («Пирамидка»);

— размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом («Геометрическая мозаика»);

— размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом («Сложи узор»);

— выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум, трем свойствам (цвет, форма, величина). Упражнения можно проводить с использованием набора геометрических фигур или предметов строительного материала, одновременно отличающихся по 2-3 свойствам.

Определение уровня знаний детей младшего дошкольного возраста в области сенсорного развития

— составление плана работы

— разработка содержания проекта

— приобретение, изготовление, подбор дид. игр по сен. воспитанию

— анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» (приложение № 1)

Сентябрь 3,4 недели

Определён уровень знаний детей в области сенсорного развития.

Определили объем материала, который будет адресован детям.

4.Описание проекта по этапам

· 1 этап — информационно-аналитический:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector