Сенсорное развитие детей 4 5 лет

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Ощущения — это потоки электрических импульсов, которые «включают» нервные клетки (нейроны) и запускают нервные процессы.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

И каждая сенсорная система поставляет в мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении.

Представьте себе, что вы чистите и едите апельсин.

Мы получаем информацию об апельсине через ощущение запаха, цвета, поверхности апельсиновой кожуры, его сладкий сочный вкус.

Наш мозг всю информацию об апельсине собирает в одно целое, и мы понимаем, что у нас в руках один апельсин, а не несколько.

Что бы передать информацию о своих ощущениях от апельсина, нам нужно эти ощущения перевести в слова.

Ребенок изначально не владеет словарем, описывающим ощущения себя и окружающего мира. Научиться понимать свои ощущения и говорить о них – одна из важных задач раннего развития.

Как же способствовать сенсорному развитию ребенка.

Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства.

Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.

Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.

Сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер или таз наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки.

Фотография сайта m.babyblog.ru

Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей. Их можно наполнить разными крупами, и ребенок может слушать различные звуки.

Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.

В возрасте от двух лет можно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.

Очень хорошо идут игры-сортировки предметов по цвету, форме.

Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно в водите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый…

Очень дети любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.

После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.

В старшем школьном возрасте хорошо идут игры, связанные с описание предметов:

«Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».

Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.

Идей игр для сенсорного развития множество.

Пусть игра и общение с ребенком приносят Вам радость и удовольствие!

К автору уже обратились 126 человек с сайта

Барсегян Вардуи Оганнесовна, воспитатель
МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка» г.Тамбов

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания в 1 младшей группе.

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

Учить детей называть свойства предметов.

В течении года мы с малышами учились:

  • Выделять различные признаки и свойства объектов и явлений;
  • Сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству;
  • Устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
  • Осуществлять классификацию по одному признаку;
  • Осущесвлять сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
  • Различать количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Задачи сенсорного воспитания в 2 младшей группе.

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Задачи сенсорного воспитания в средней группе

Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Задачи сенсорного воспитания в старшей группе

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Задачи сенсорного воспитания в подготовительной группе

Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.

Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector