Автор: Маряхина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29
Населённый пункт: город Кинешма, Ивановская область
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры.
Дата публикации: 28.12.2017
Раздел: дошкольное образование
План по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет
через дидактические игры»
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции
мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого
важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно
деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в
частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями
целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение
происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко
воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека»
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под
Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у
детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав
обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных
сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного
готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок
слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически
включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей
жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет
первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра,
игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного
возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд,
игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания
окружающего», — говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится
решение; развивается и познает мир.
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
— расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
— обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение
новых игр при участии родителей)
— образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных
способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед,
родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.
Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность
ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой)
функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его
реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего
создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном
направлении поможет мне:
— научить детей различать основные цвета;
— познакомить детей с величиной и формой предметов;
— сформировать навыки самостоятельной деятельности;
— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
— сплотить детский коллектив.
— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
— совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* зрительное и слуховое восприятие;
Ожидаемые результаты:
— Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами
дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
— Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины
— Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах
способностей у детей 2 – 3 лет.
— Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
— консультация для родителей
— консультация для педагогов
— родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
— картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
— сотрудничество через консультации,
— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
— специальные занятия по сенсорному воспитанию
— сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
— Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу,
проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:
— Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась
первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обаяния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях.
Цель взрослых, взаимодействующих с детьми, дать некую систему сенсорного развития.
Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящего для конкретного возраста и характера ребенка. Сразу стоит оговорится, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.
Обязательное условие – время игры ребенка не должно превышать 15 минут.
Сенсорное развитие ребенка от 1 года да 3 лет подразумевает несколько направлений.
Восприятия формы, величины, цвета
Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.
Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочками на запоминание текстуры.
Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.
Вынимать и вкладывать предметы различной величины.
Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).
Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.
Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуру.
Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.
Игра «Пирамидки»
Требования к игрушкам:
Пирамидка с большими с пластмассовыми кольцами и стержнем ввиду конуса, закругленного сверху.
Пирамидка деревянная маленькая, с тремя кольцами.
Начните снимать, колечки с пирамидки с палочки. Пусть ребенок продолжает за вами. Затем аккуратно нанизывайте первое колечко, возьмите следующие колечко и предложите малышу надеть его на палочку. Если у ребенка возникнут трудности с нанизыванием, можно показать фокус – надеть на пальчик колечко, затем коснуться палочки пирамидки. В возрасте 2-3 лет ребенок может самостоятельно справляться со сложными пирамидками – головоломками, нанизывать на стержень без помощи взрослого.
Игра «Пупырышки»
В этой игре ребенок учится различать поверхность предметов: гладкая она или ребристая. Для этого можно воспользоваться сенсорной игрушкой на запоминание текстуры.
Сначала ребенок изучает текстуру, затем старается найти точно такую же, ощупывая окружающие предметы. Далее сравнивает между собой, описывает словами особенности поверхности предмета.
К трем годам ребенок:
Знает 2 геометрические формы: круг, квадрат. Знает 2 геометрических тела: шар и куб. Умеет указать на нужную форму по просьбе взрослого, который использует «опредмечивание»: круг – как яблочко, квадрат – как окошко и т.д. обследует фигуры обязательно – двигательным путем.
Устанавливает тождество предметов по форме
Умеет подбирать предмет такой же формы к образцу путем примеривания и прикладывания
Умеет собирать группу одинаковых по форме предметов путем прикладывания и рассматривая.
Умеет сортировать предметы по двум группам (2формы – по 2-м кучкам, коробочкам)
Игра «Форма и величина»
Требования к игрушкам:
У сортировщика обязательны в наличии формочки круга, прямоугольника, трапеции, треугольника.
В 2 года ребенок может заниматься с блоками Дьенеша. С 2,5 лет рекомендовано вводить бумажные игры с геометрическими формами.
Назовите и покажите ребенку геометрические формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция). Пусть малыш потрогает пальчиками прямоугольник и треугольник. Покажите малышу, что у треугольника 3 уголка, а у прямоугольника их 4.
Можно провести обучение на фруктах, овощах, печеньях, коробочках. Предварительно требуется нарисовать и показать ребенку на картинках круг, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал. Ребенку предлагается положить помидор на нарисованный круг, печенье на прямоугольник, коробочки на квадрат.
Также геометрические формы можно лепить из пластилина, проговаривая их название, находя похожее на них предметы вокруг. Например, лист бумаги – прямоугольник, шкаф – параллепипед, круг – часы, шар – яблоко, яичко – овал.
К концу третьего года жизни ребеночек:
Умеет выбрать среди 5-6 предметов нужный, выполняя инструкцию: «Дай такую же куклу, машинку, мячик и т.д» При этом может прикладывать предметы по очереди к образцу для сличения. Действуя таким образом, хорошо подбирая парные картинки.
Знает две градации величины: «большой» и «маленький». Умеет сравнивать предметы по размеру. Путем сопоставлений (прикладывания, накладывания и рассматривания) определяет величину 2-х предметов и выполняет указания типа: «Дай большой (маленький) ..», «Дай тот, что больше (меньше)».
Устанавливает тождество предметов по размеру. Умеет путем прикладывания, накладывания и рассматривания предметов разложить их на две группы: «большие» и «маленькие»
Устанавливает тождество предметов по двум заданным сенсорным свойствам: форме и величине. Умеет выбирать предметы заданной величины и формы.
Игра «такой же и побольше»
Для игр можно использовать детальке от конструктора, мозаику, куклы, машинки, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурками, парные картинки. Ребенку предлагается найти одинаковые предметы, самые большие и самые маленькие детальке.
Игра «Цветные истории»
Играем с цветной бумагой, либо игровыми наборами «100 цветов», «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» Каждый день ребенку желательно знакомится с одним определенным оттенком цвета. Например, день может быть посвящен лиловому. Покажите малышу как выглядит этот цвет, сделайте совместную поделку, найдите данный оттенок в окружающих предметах.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.
Знакомство человека с миром начинается с «живого созерцания»: с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.
В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.
В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.
Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Дидактические игры
Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
- «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному признаку)
- «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
- » Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
- » Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
- «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
- «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
- «Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.
Опубликовано: 15:57:28 14-09-2014
Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет
Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, он постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.
При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.
Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает,
что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи — круглые.
Советы по организации занятий по сенсорному развитию детей
Обращайте , внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.
Наряду с известными понятиями о величине — «большой», «маленький» — введите новое – «средний».
Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.
Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т.п.
В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.
Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.
Показатели сенсорного развития детей 2 года – 2 года 6 месяцев
Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы.
Может правильно назвать 1-2 цвета.
Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб, призма (крыша), параллелепипед (кирпичик).
Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчики, матрешки, колпачки): большой, средний, маленький.
Правильно собирает пирамидку из 4-8 колец.
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
При выполнении дидактического задания способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).
2 года 7 месяцев – 3 года
Правильно и четко называет четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находит по образцу и по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Знает и называет объемные геометрические фигуры : шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
Визуально соотносит объемные геометрические фигуры с их плоскостными изображениями: шар – круг, куб – квадрат и т.д.
Ребенок определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
При подборе игровых элементов может ориентироваться сразу на три свойства: размер, цвет и форму.
Последовательно собирает матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Собирает пирамидку из восьми — десяти колец.
Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый ).
Собирает картинку из двух – четырех частей.
Собирает пирамидки, башенки по чертежу-рисунку.
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Ощущения — это потоки электрических импульсов, которые «включают» нервные клетки (нейроны) и запускают нервные процессы.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
И каждая сенсорная система поставляет в мозг свои сигналы, из которых наш мозг должен как мозаику собрать целостный образ представлений о предмете или явлении, о самоощущении.
Представьте себе, что вы чистите и едите апельсин.
Мы получаем информацию об апельсине через ощущение запаха, цвета, поверхности апельсиновой кожуры, его сладкий сочный вкус.
Наш мозг всю информацию об апельсине собирает в одно целое, и мы понимаем, что у нас в руках один апельсин, а не несколько.
Что бы передать информацию о своих ощущениях от апельсина, нам нужно эти ощущения перевести в слова.
Ребенок изначально не владеет словарем, описывающим ощущения себя и окружающего мира. Научиться понимать свои ощущения и говорить о них – одна из важных задач раннего развития.
Как же способствовать сенсорному развитию ребенка.
Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства.
Для малышей не обязательно иметь сложные материалы для сенсорного развития.
Это могут быть сенсорные дорожки с различной поверхностью и наполнителями.
Сенсорные коробки с различными наполнителями (фасоль, горох, манка). Сенсорную коробку изготовить очень легко: обычный пластиковый контейнер или таз наполняется крупой. Ребенку также можно дать баночки, ложки для пересыпания, поместить в коробку различные предметы, камушки, крупные бусины, ракушки.
Фотография сайта m.babyblog.ru
Для слуха можно использовать самодельные погремушки. Их можно сделать из пластиковых футляров, коробочек от детских сладостей. Их можно наполнить разными крупами, и ребенок может слушать различные звуки.
Сенсорные мешочки с различными материалами: ракушками, шишками, кусочками кожи, меха, ткани, коры и др.
В возрасте от двух лет можно активно пополнять сенсорный словарь ребенка наглядными опытами и примерами: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий, полный-пустой и др.
Очень хорошо идут игры-сортировки предметов по цвету, форме.
Не забывайте про вкусовые ощущения. Изучайте с ребенком вкус различных продуктов, обязательно в водите в словарь ребенка названия вкусовых ощущений: горький, сладкий, кислый, соленый…
Очень дети любят угадывать овощи и фрукты по вкусу.
После трех с половиной лет, когда речь ребенка становиться более развитой можно играть в исследовательские игры, описывать предметы, сравнивать их между собой.
В старшем школьном возрасте хорошо идут игры, связанные с описание предметов:
«Угадай предмет по описанию», «Опиши предмет как можно большим количеством слов».
Так же можно угадывать предметы по звукам. Например, звук режущих ножниц, звон чашек, стук карандаша. Определять по звуку из чего сделан предмет (стеклянный, металлический, деревянный, пластиковый, фарфоровый.
Идей игр для сенсорного развития множество.
Пусть игра и общение с ребенком приносят Вам радость и удовольствие!
Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Мишка в детском саду».
Образовательные технологии: познание, коммуникация, социализация.
Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.
Цель : Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.
Задачи:
— Продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);
— Находить пару по двум признакам (большая – маленькая и цвет);
-Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
— Закрепить знания детей о диких животных (медведь);
-Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;
-Закреплять знания детей о частях своего тела.
Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)
Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?
(На стульчике сидит плюшевый медведь.)
Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?
Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.
Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).
Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.
Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.
(Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя).
Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А вы знаете, где я живу?
Дети: В лесу!
Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)
Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?
Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)
Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами. (Проводится дидактическая игра «Разрезные картинки»).
Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!
(Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».)
Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?
Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!(Проводится физ.минутка «Изучаем наше тело»)
Один, два, три, четыре, пять – будем тело изучать!
Вот – спина, а вот – животик, ручки, ножки,
Глазки, носик, ротик, ушки, голова –
Покачать успел едва.
Шея – крутит головой,
Ох, устала ой – ой – ой!
Лоб и брови, вот реснички – запорхали, словно птички.
Розовые щёчки, подбородок кочкой.
Волосы густые, как травы луговые.
Плечи, локти и колени.
У меня, Серёжи, Лены!
Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.
(Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)
Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.
(Проводится дидактическая игра «Найди пару».)
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.
Игры для сенсорного развития детей, а также занятия, которые можно проводить с использованием данных материалов, представлены в статье. Информация будет полезна не только родителям, чьи малыши достигли обозначенного периода, но и воспитателям детского сада.
Лепка
Малыши любят подолгу возиться с пластилином, вылепливая различных зверюшек и предметы интерьера. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Занятие надо проводить таким образом, чтобы дети умели выполнять несложные действия, соответствующие возрасту, по заданию воспитателя. Что можно лепить из пластилина? Да все что угодно! Например, предложите ребенку самому соорудить настоящий зоопарк с множеством самых разнообразных зверей. Количество животных может ограничиваться только тем обстоятельством, насколько много или мало у вас осталось пластилина. Позвольте ребенку пофантазировать, проявить свой интерес и выразить в полной мере индивидуальность характера. По нескольким поделкам, которые ребенок изготовит собственноручно, можно судить о том, какие у него предпочтения.
Развивающие коврики
Эти игрушки относятся к типу всем известных пазлов. Ребенок может буквально часами заниматься с ними. И, что самое интересное, они надолго приковывают его внимание. Сенсорное развитие детей младшего возраста начинается с подлинного интереса. Замечено, что если ребенку что-то не нравится, то его практически невозможно заставить это сделать. Маленькие дети от двух до пяти лет находятся в позиции эгоцентризма, то есть им кажется, что весь мир вращается вокруг них, а они пребывают в центре.
Чем полезны развивающие коврики? Они дают ребенку знания о целостной картине, которую от сам складывают по кусочкам. Вместе с тем развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Забавные изображения обязательно понравятся малышу, и он станет складывать такие мозаики неоднократно. Материалы ковриков чрезвычайно приятны на ощупь. Особенности развития детей в этом возрасте такие, что они приобретают навыки тогда, когда что-то яркое и красивое привлечет их внимание, поэтому малышей нужно всячески заинтересовывать различными предметами. Коврики, сделанные из гипоаллергенного материала, станут прекрасными помощниками в развитии вашего малыша.
Собирание пирамидок
Пожалуй, этот вариант является самым известным и приемлемым. Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.
Конструкторы «Лего»
Хотя считается, что этот вид игрушек предназначен для детей как минимум с четырех-пяти лет, ограничений здесь нет. Конструкторы «Лего» — совершенно уникальная и неповторимая игра, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Если из обычного конструктора можно построить всего несколько предметов, то из «Лего» получится целый зоопарк различных зверей или дом для кукол. Вовсе не обязательно строить только то, что нарисовано на коробочке. Вполне можно дать волю фантазии и придумать свои уникальные модели. Сенсорное развитие детей 2-3 лет будет идти вперед гораздо быстрее, если позволить ребенку сооружать здания и выстраивать именно те конструкции, которые хочет он сам.
Вашему ребенку обязательно понравится строить из конструктора «Лего». При первом вручении игрушки следует показать малышу, как все устроено, и построить с ним вместе хотя бы несколько предметов. Научите, покажите, как надо играть – малыш будет вам благодарен.
Рисование
Этот вид деятельности современная психологическая наука, в свою очередь, назвала арт-терапией. Преимущества ее огромны: развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти. Сенсорное развитие детей 2-3 лет не может обходиться без отображения эмоций и чувств, которые накапливаются за день. А что может лучше с этим справиться, как не прорисовывание тревожащих ситуаций и отображение особенно ярких впечатлений?
Достаточно дать малышу в руки цветные карандаши и бумагу, как он с интересом станет создавать свои первые «картины». Эти замечательные «шедевры» было бы нелишним увековечить на стене или хотя бы сохранить в отдельной папке. Когда-нибудь потом, когда кроха вырастет, вам будет весьма забавно посмотреть на его первые творения. Кто знает, а вдруг его будущее связано с живописью?
Увлекательная гимнастика
Дети от природы своей обладают потрясающей гибкостью и замечательным чувством ритма. Сенсорное развитие детей 2-3 лет обязательно включает в себя занятия по физической культуре. Умение выполнять полезные упражнения, поддерживать свой организм в форме, укрепление здоровья – вот несколько самых главных критериев. Кроме того, маленькие ребятишки сами по себе достаточно подвижны, а потому с радостью освоят гимнастические упражнения, которые вы им предложите. В конце концов, движение — это жизнь!
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.
Способности маленьких детей воспринимать окружающие их предметы при помощи органов чувств начинают формироваться с самых первых дней жизни. Именно благодаря этим умениям малыши определяют, каким цветом, размером и другими характеристиками обладает та или иная вещь. Все это очень важно для полноценного и разностороннего развития деток и значительно облегчает их общение с другими людьми, в том числе со взрослыми и своими сверстниками.
В данной статье мы расскажем вам, какие критерии применяются для оценки и диагностики сенсорного развития детей 2-3 лет и какие упражнения могут помочь ребенку правильно использовать свои органы чувств.
Нормы сенсорного развития в возрасте 2-3 года
При нормальном развитии сенсорных способностей у детей 2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:
- выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
- нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
- сортировка предметов по различным характеристикам;
- определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
- обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
- подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.
Занятия для сенсорного развития ребенка в 2-3 года
Чтобы сенсорные способности малыша развивались соответственно его возрасту, необходимо уделять внимание дидактическим и ролевым играм, в которых ребенок осваивает всевозможные манипуляции с предметами и учится самостоятельно определять весь спектр их характеристик.
В процессе подобных занятий не только улучшается способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев, в результате чего стремительно расширяется словарный запас. Одними из самых эффективных и доступных игр, способствующих сенсорному развитию, для крошек в возрасте 2-3 года являются следующие:
- составление пазлов из 4-9 деталей;
- игры с деревянными вкладышами и конструкторами;
- складывание узоров из простых геометрических фигур;
- поиск предметов по силуэту;
- собирание пирамидки;
- изучение понятий «один» и «много» с использованием ярких картинок или игрушек;
- веселые и заводные танцы под музыку.
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Сервисы
- Реклама у нас
- Новости портала
- Форум
- Авторы детских сказок, стихов
- Дошкольник рекомендует
- Стартовая
- Пользовательское соглашение
- Авторские права
- Файлы cookie
- Пожертвования
- Сезонные скидки
Размещаем статьи
Фейсбук
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру». |
Развивающие занятия |
Автор: Федорина Наталья Ивановна |
03.08.2020 05:25 |
на 2020-2021 учебный год Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Федорина Н. И. Актуальность: Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой «сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка». Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка потому что:
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка. Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи:
Формы работы с детьми: групповая Методы и приемы работы с детьми: Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы: — игры–экспериментирования, наблюдения и подвижные игры, дидактические игры, режимные моменты. План работа педагога: Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике;
Ожидаемые результаты:
Выход темы:
Формы работы с родителями и детьми:
Формы работы с детьми:
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно. 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий.
detector |